Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) Степень выпускника бакалавр - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 3 1014.29kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... 4 750.39kb.
Рабочая программа дисциплины Правоохранительные органы Степень выпускника... 1 403.07kb.
Рабочая программа дисциплины конституционный надзор в РФ и за рубежом... 3 711.58kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) наследственное право подготовка... 9 1439.9kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право зарубежных... 1 415.85kb.
Рабочая программа дисциплины История древней христианской церкви... 1 198.58kb.
Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Специальность: 030503... 2 412.79kb.
Учебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. 5 1930.63kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) Степень - страница №1/2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Мурманский филиал

г. Мурманск






УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала Репникова В.М.

__________ / «___»_________201___г.

Направление __030900 Юриспруденция_____


Кафедра _общественных дисциплин___________________________________________

Рабочая программа дисциплины
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО
(наименование дисциплины)

Степень выпускника - бакалавр

Форма обучения - заочная

2013 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена _Фофановой А.Ю., к.э.н., доцентом кафедры экономики.

Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» утверждена на межкафедральном заседании (Протокол № 1 от «20» сентября 2013 г.)



1. Цели освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины «Коммерческое право» является ознакомление с системой отношений, возникающих в сфере осуществления коммерческой деятельности, законодательством, регулирующим торговую деятельность.

Преподавание дисциплины «Коммерческое право» осуществляется на основе требований к уровню подготовки бакалавров юриспруденции. Программа курса и методика преподавания дисциплины основываются на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900 Юриспруденция.

Основные задачи учебной дисциплины:

1) формирование у студентов систематизированных знаний всех актуальных проблем коммерческого права Российской Федерации и тенденций его развития;

2) обеспечение теоретического обоснования практики регулирования торгового оборота на территории Российской Федерации;

3) ознакомление студентов с историей и имеющимися взглядами по развитию и совершенствованию торгового законодательства;

4) изучение принципов, приоритетов, организационно-правовых методов реализации коммерческого права в современных условиях развития Российской Федерации;

5) овладение теоретическими и практическими навыками применения законодательных норм в практической деятельности и др.

Для качественного усвоения учебного материала задача студентов в процессе изучения дисциплины заключается в необходимости использования полученных знаний в конкретных практических ситуациях. Это позволит более полно и глубоко осмысливать и использовать накопленные в процессе обучения знания.

Для изучения данной дисциплины студент должен знать теоретические и практические основы коммерческого права.

За время изучения данной дисциплины студенты должны ознакомиться с терминологией, основными понятиями и принципами коммерческого права.

Программа дисциплины предполагает проведение лекционных и семинарских занятий, в результате изучения которых студенты должны овладеть знаниями, умениями и навыками по коммерческого праву.

Итоговой целью преподавания (изучения) курса «Коммерческое право» является формирование у студентов базовых знаний по коммерческому праву, практических навыков и соответствующих компетенций.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Коммерческое право» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла ООП.

Изучение данного курса предполагает наличие базовых знаний, полученных студентами в процессе ходе освоения других дисциплин: «Гражданское право», «Налоговое право», «Финансовое право» и пр.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Коммерческое право» у учащегося формируются следующие компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция:
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).


В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:


ЗНАТЬ

законодательство, регулирующее коммерческие правоотношения в Российской Федерации и тенденции его развития;

УМЕТЬ

правильно применять полученные знания в практической деятельности при правовом регулировании торгового оборота на территории Российской Федерации;

ВЛАДЕТЬ

терминологией и основными понятиями, используемыми в законодательстве, регулирующем коммерческие правоотношения, а также методами анализа юридической практики.

Быть компетентным

в принципах, методах, функциях коммерческого права; в основных теоретических положениях науки коммерческого права.



4. Объём дисциплины и виды учебной работы – по выбору

Общая трудоемкость дисциплины составляет ______ зачетных единиц, _______ часа.


Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)
Всего ___________часа

Аудиторные занятия _____________часа, в том числе интерактивных занятий ______________часов



Самостоятельная работа __________часов




п/п


Раздел, тема



Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации

Всего

Самос-

тоят. работа

Аудиторные занятия

Всего

Лекционные

Групповые (семинары, практические)

Лабораторные

Конт. раб.

Рефераты / эссе

Курсов. раб/ проект

Расчетно-графическая работа

Зачет*

Экзамен

Контр. точки

по мод.-рейтинг.

системе

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11

12

13

14

15

1.

Тема 1.








































2.

Тема 2.








































3.

Тема 3.








































4.

Тема 4.








































5.

Тема 5.








































6.

Тема 6.








































7.

Тема 7.








































8.

Тема 8.








































9.

Тема 9.








































10.

Тема 10.








































11.

Тема 11.








































12.

Тема 12.








































13.

Тема 13.








































14.

Тема 14.








































15.

Тема 15.








































16.

Тема 16.








































17.

Тема 17.








































Общая трудоемкость

часы


-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

з.е.

-

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х


5. Содержание дисциплины


п/п


Наименование разделов и

тем дисциплины



Содержание темы

Тема 1

Предмет и система курса «Коммерческое право»


Что такое коммерческая деятельность.
Разграничьте понятия «предпринимательство» и «коммерция». В чем отличие науки коммерческого права от учебной дисциплины. Предмет коммерческого права.

Тема 2

Законодательное регулирование торговой деятельности

Раскройте три этапа в становлении и развитии торгового права.
Торговая революция: цели, задачи.
Расскажите о развитии торгового права.
Торговое законодательство России.
Определите соотношение торгового законодательства и гражданского законодательства.


Тема 3

Общесистемные особенности торгового дела


Понятие сферы обращения.
Объекты рыночных отношений, условия рыночного обмена.
Рынок, как экономическая категория.
Функции рынка, структура рынка.
Торговля, функции торговли.

Тема 4

Субъекты коммерческой деятельности

Понятие участников торговой деятельности.
Круг участников торговых отношений, отличия от субъектов гражданских правоотношений. Классификация субъектов торговых отношений.
Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты торговых отношений.
Правовое положение товарных бирж.
Оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи как субъекты торговых отношений.
Торговые дома: сущность, функции.
Кто такие трейдеры.
Понятие дистрибьютерских фирм.
Фирмы – стокисты. Брокеры, понятие брокерской деятельности.

Тема 5

Объекты торгового права

Дайте понятие объектов торгового права.
Правовой режим товаров в торговле.
Товарораспорядительные документы: понятие, виды.
Классификация товаров.

Тема 6

Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка

Структура товарного рынка.
Пути создания структуры рынка.
Развитие производственных организаций.
Процесс развития посреднических организаций.
Потребители товара как субъекты рынка.
Становление и развитие ярмарочной торговли.
Создание инфраструктуры торгового рынка.

Тема 7

Конкуренция в коммерческой деятельности

Понятие конкуренции.
Пути формирования конкурентной среды.
Правовая защита конкуренции.
понятие и составы недобросовестной конкуренции.

Тема 8

Договоры, регулирующие торговый оборот


Сущность договора. Классификация договоров коммерческого права.
Договор поставки. Содержание договора оптовой купли-продажи.
Отличительные особенности договора розничной купли-продажи.
Договор контрактации сельскохозяйственной продукции.

Тема 9

Структура договорных связей


Структура основных связей. Основание выбора структуры связей. Прямые связи и связи с участием промежуточных организаций.

Тема 10

Заключение торговых договоров


Форма торгового договора.
Процедура заключения
Изменение и расторжение торгового договора.

Тема 11

Выработка условий торговых договоров


Порядок определения условий торгового договора.
Что такое подразумеваемые и вырабатываемые условия.
Предмет договора.
Дайте определение ассортимента, виды.
Сроки торгового договора.
Порядок доставки по договору.
Что такое франкировка.
Условия о качестве.
Стандартизация и сертификация товаров.
Условие о цене. Условия о способе расчетов.

Тема 12

Посреднические договоры в торговле


Понятие посреднической деятельности и её сущность.
Виды посреднических договоров (комиссия, поручения, агентские, дистрибьютерские договоры, договоры франшизы.

Тема 13

Договоры, содействующие торговле


Договор на выполнение маркетинговых работ.
Договор на рекламу.
Договоры на информационное обеспечение и обслуживание.
Договор транспортной экспедиции.
Договор хранения.
Договор страхования

Тема 14

Регулирование перевозок товаров

Транспортный процесс.
Определение объема перевозок.
Перевозка по железной дороге
Автомобильная перевозка.
Воздушная перевозка.
Морская перевозка.
Ответственность органов транспорта.

Тема 15

Имущественная ответственность в торговом обороте.


Сущность и функции ответственности.
Особенности применения ответственности в коммерческой сфере.
Условия применения ответственности.

Тема 16

Регулирование внешнеторговых отношений


Правовые акты о внешней торговле.
Внешнеторговый договор купли-продажи.
Договора мены (бартерные контракты.

Тема 17

Приемка товаров и экспертиза их качества


Приемка товара от органов транспорта.
Приемка товара покупателем.
Этапы приемки.
Сроки приемки.
Приемка импортных товаров. Проведение экспертизы товара.


6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Комплексное изучение учебной дисциплины «Коммерческое право» предполагает овладение материалами лекций, учебной литературы, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских занятий.

Семинар является одной из форм организации занятия, при которой студенты самостоятельно изучают программный материал по различным источникам, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной работы под руководством преподавателя.

В процессе семинарских занятий студенты углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, формирует самостоятельность мышления, вырабатывает активность в процессе овладения знаниями. Семинары дают возможность студентам активно использовать информацию, полученную по различным каналам. Участие в семинарах формирует самостоятельность мышления, вырабатывает активность в процессе овладения знаниями, показывает и устраняет сомнения и пробелы в изученном материале.

Для эффективной работы студентов на таких занятиях необходим определенный уровень умений и навыков самостоятельной исследовательской работы: конспектирования, умения делать выписки и анализировать литературу, излагать ее содержание, готовить краткие сообщения и доклады, выступать в ходе обсуждения, принимать участие в дискуссии.

В ходе подготовки к семинару студенты должны ознакомиться с планом занятия и рекомендуемой литературой, составить план-конспект, написать краткое сообщение, доклад или реферат, тезисы выступления или подобрать материал по какому-либо вопросу, составить на основании литературы таблицу, схему, подготовить информационные справки, статистические данные.

Во время выступлений студенты могут использовать свои записи, но не читать их.

На семинарском занятии оценивается содержание выступлений и их аргументированность (работа с ключевыми понятиями, логика изложения, анализ данных, манера подачи материала, умение пользоваться наглядными пособиями и т.п.).
План групповых занятий
Семинар №1
Тема : Субъекты коммерческой деятельности
Цель: изучить субъектов коммерческой деятельности.
Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности, организационно-правовые формы осуществления коммерческой деятельности.

  2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов торгового оборота.

  3. Средства индивидуализации субъектов коммерческой деятельности (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения, производственная марка).

  4. Место некоммерческих организаций в торговом обороте.

  5. Государство в коммерческом обороте.


Темы докладов\рефератов

Организационно - правовые формы юридических лиц, как субъектов коммерческого права.

Понятие, содержание и существенные условия договора поставки. Его значение в торговом обороте.
Образовательные технологии
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Задания для самостоятельной работы студентов
Гражданин Б. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения ИФНС о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО и действий по регистрации, а также об обязании инспекции восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об участниках ООО (гражданина Б. с долей в уставном капитале 75 % и гражданина Н. с долей 25 %) и о его руководителе гражданине В.

Гражданин Б. заявил, что гражданин Н. в нарушение положений Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» без участия гражданина Б. принял решения о внесении изменений в учредительные документы ООО, в частности, указав себя единственным участником общества, а также назначил нового директора общества. Поскольку указанные решения участника ООО являются незаконными, то, следовательно, изменения в учредительные документы общества были зарегистрированы инспекцией незаконно, инспекция также неправомерно внесла в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о новом незаконно назначенном директоре.

Решением первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, принято новое решение об удовлетворении требований гражданина Б.

Гражданин Н. обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и направить дело на рассмотрение в суд первой инстанции.

Решите спор по существу.

Влечет ли признание недействительным решения ООО незаконность решения ИФНС о регистрации изменений в ЕГРЮЛ? По каким основаниям?

Формы контроля самостоятельной работы студентов
Для проведения контроля самостоятельной работы студентов применяются: собеседование; проверка индивидуальных заданий; коллоквиумы; конференции; деловые игры; тестирование; самоотчеты; контрольные работы; устный экзамен.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Текущий контроль студентов производится в дискретные временные интервалы преподавателем, ведущими семинарские занятия по дисциплине в следующих формах: тестирование; выступления в ходе семинарских занятий; выполнение практических заданий; выполнение и защита реферата; отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов.
Семинар №2

Тема : Ответственность субъектов коммерческой деятельности
Цель: исследовать условия наступления ответственности у субъектов коммерческого права.
Вопросы для обсуждения:


  1. Основания и условия ответственности, условия освобождения от ответственности в коммерческом обороте.

  2. Виды и формы ответственности субъектов коммерческой деятельности.

  3. Особенности ответственности субъектов коммерческой деятельности.

  4. Административная ответственность субъектов коммерческой деятельности.



Темы докладов\рефератов

Коммерческое право в системе российского права.

Порядок заключения коммерческого договора.
Образовательные технологии
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Задания для самостоятельной работы студентов
ОАО обратилось в арбитражный суд с иском к некоммерческой организации о взыскании суммы задолженности по договору энергоснабжения: 200 000 руб. основного долга и 70 000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что проценты за пользование чужими денежными средствами не подлежат взысканию, поскольку отсутствует вина в просрочке уплаты основного долга, ответчик принимал действия по поиску спонсорской поддержки для оплаты задолженности по договору энергоснабжения.

Обоснованны ли доводы ответчика? Дайте аргументированный ответ со ссылками на нормы права.

Что изменится, если ответчиком по делу будет выступать учреждение?

Изменится ли решение, если истец заявит требование о взыскании неустойки по договору в размере 5 % за каждый день просрочки вместо процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации? Какие доводы в этом случае должен приводить ответчик?
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Для проведения контроля самостоятельной работы студентов применяются: собеседование; проверка индивидуальных заданий; коллоквиумы; конференции; деловые игры; тестирование; самоотчеты; контрольные работы; устный экзамен.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Текущий контроль студентов производится в дискретные временные интервалы преподавателем, ведущими семинарские занятия по дисциплине в следующих формах: тестирование; выступления в ходе семинарских занятий; выполнение практических заданий; выполнение и защита реферата; отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов.
Семинар №3
Тема : Государственный контроль за осуществлением коммерческой деятельности
Цель: исследовать формы и методы государственного контроля за осуществлением коммерческой деятельности.
Вопросы для обсуждения:


  1. Вопросы конкуренции в торговом обороте.

    1. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

  2. Государственное регулирование цен.

  3. Применение контрольно-кассовой техники в коммерческой деятельности.



Темы докладов\рефератов

Заключение договоров в сети Интернет

Договор оптовой купли-продажи

Договор поставки для государственных нужд


Образовательные технологии
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Задания для самостоятельной работы студентов
ЗАО обратилось в антимонопольный орган, посчитав, что ОАО неправомерно применило завышенные тарифы на перевозку грузов и необоснованно повысило провозную плату.

Решением антимонопольного органа ОАО как субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению перевозок, признано нарушившим требования пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции. На основании предписания ОАО надлежало произвести перерасчет провозной платы за определенный период с восстановлением неправомерно взысканной суммы на справку ЗАО в ТехПД железной дороги.

ОАО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения антимонопольного органа и принятого на его основании предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решением суда первой инстанции, оставленным в силе судами апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявления отказано.

Арбитражные суды трех инстанций исходили из доказанности факта неправомерного применения железной дорогой завышенных тарифов, в связи с чем решение и предписание антимонопольного органа признали законными и обоснованными.

ОАО обратилось с надзорной жалобой, в которой просит все судебные акты отменить и принять новое решение.

Какое решение должна принять надзорная инстанция?

Обоснованны ли решения арбитражных судов трех инстанций? Ответ обоснуйте со ссылками на нормы права.

Какими полномочиями наделен антимонопольный орган?

Что понимается под злоупотреблением в законе о конкуренции?

Определите сферу правового регулирования ситуации, изложенной в задаче.

Формы контроля самостоятельной работы студентов
Для проведения контроля самостоятельной работы студентов применяются: собеседование; проверка индивидуальных заданий; коллоквиумы; конференции; деловые игры; тестирование; самоотчеты; контрольные работы; устный экзамен.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Текущий контроль студентов производится в дискретные временные интервалы преподавателем, ведущими семинарские занятия по дисциплине в следующих формах: тестирование; выступления в ходе семинарских занятий; выполнение практических заданий; выполнение и защита реферата; отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов.
Семинар №4
Тема : Общие положения о договорах в коммерческой сфере

Цель: охарактеризовать существенные и несущественные условия в договорах коммерческой сферы.
Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие коммерческой (торговой) сделки.

  2. Заключение, исполнение, изменение, расторжение коммерческих договоров. Виды и особенности договорных связей в коммерческой деятельности.

  3. Классификация и виды коммерческих сделок.

  4. Договор поставки.

  5. Особенности биржевых сделок.


Темы докладов\рефератов

Коммерческое поручение и агентирование

Договоры на проведение маркетинговых исследований

Договоры на распространение рекламы и на передачу информации


Образовательные технологии
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Задания для самостоятельной работы студентов
ООО обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города, к ГУП о признании торгов недействительными.

20.08.2006 администрацией города проведен конкурс, предметом которого было право на заключение муниципального контракта на выполнение работ по дезинфекции помещений.

Победителем признано ГУП, с которым и заключен муниципальный контракт.

Истец полагает, что организатор конкурса необоснованно определил победителя конкурса, поскольку:

1) ООО (истец) предложило самые низкие цены, лучшие условия расчетов, представило документальные доказательства в подтверждение положительной репутации и опыта работы с бюджетными организациями, имеет все необходимые средства и оборудование для осуществления работ;

2) организатор торгов (администрация города) допустил следующее нарушение: применил дополнительный критерий, не предусмотренный конкурсной документацией, - оценки препаратов.

Решите спор по существу.

Каков порядок проведения конкурса на заключение муниципального (государственного) контракта? Какими нормативно-правовыми актами регулируется?

Каков порядок оспаривания конкурса?

Что входит в предмет исследования по спору о признании торгов недействительными?


Формы контроля самостоятельной работы студентов
Для проведения контроля самостоятельной работы студентов применяются: собеседование; проверка индивидуальных заданий; коллоквиумы; конференции; деловые игры; тестирование; самоотчеты; контрольные работы; устный экзамен.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Текущий контроль студентов производится в дискретные временные интервалы преподавателем, ведущими семинарские занятия по дисциплине в следующих формах: тестирование; выступления в ходе семинарских занятий; выполнение практических заданий; выполнение и защита реферата; отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов.
6. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины
Формы текущего контроля
1. Контрольная работа
1.1. Темы (примерные) контрольной работы

1.  Понятие и предмет коммерческого права

2.  Источники коммерческого права

3.  Государственное регулирование коммерческой деятельности

4.  Государственный контроль коммерческой деятельности

5.  Лицензирование отдельных видов деятельности

6.  Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности

7.  Индивидуальная предпринимательская деятельность граждан

8.  Правовое регулирование рекламной деятельности

9.  Понятие, признаки и правоспособность юридических лиц

10.  Государственная регистрация, учредительные документы, органы юридического лица

11.  Реорганизация и ликвидация юридических лиц

12.  Организационно- правовые формы юридических лиц

13.  Правовое положение субъектов малого предпринимательства

14.  Несостоятельность (банкротство) юридических лиц

15.  Объекты коммерческой деятельности

16.  Понятие права собственности, его содержание и защита

17.  Понятие промышленной собственности

18.  Правовые основы стандартизации

19.  Правовые основы сертификации

20.  Обеспечение единства измерений

21.  Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров

22.  Понятие и виды обязательств. Основания возникновения, исполнения

23.  Ответственность за неисполнение обязательств. Прекращение обязательств

24.  Способы обеспечения исполнения обязательств

25.  Понятие и виды договоров

26.  Заключение, изменение и расторжение договора

27.  Договор купли- продажи

28.  Договор поставки

29.  Договор перевозки

30.  Договор аренды

31.  Договор подряда

32.  Договор хранения

33.  Договор комиссии. Договор транспортной экспедиции

34.  Договор складского хранения

35.  Договор банковского счета

36.  Кредитный договор. Виды кредитов

37.  Безналичные расчеты в коммерческой деятельности

38.  Налично - денежное обращение

39.  Система арбитражных судов в РФ. Подведомственность и подсудность

40.  Арбитражное судебное разбирательство. Участники дела

41.  Рассмотрение споров в третейском суде

42.  Понятие, субъекты, источники правового регулирования внешне-экономической деятельности

43.  Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

44.  Понятие, содержание и форма внешнеторгового договора купли-продажи

45.  Источники правового регулирования внешнеторгового договора купли-продажи

46.  Особенности разрешения внешнеэкономических споров

47.  Понятие и виды ответственности в коммерческом праве

48.  Защита прав потребителя в договоре розничной купли-продажи

1.2. Требования к выполнению контрольной работы
Контрольная работа, являющаяся неотъемлемой частью учебного процесса, представляет собою самостоятельное выполнение учебно-научного

исследования по определенной теме.

Выполнение контрольной работы предусматривает решение ряда задач:

– приобретение навыков работы с научной литературой, историческим

документами;

– овладение методами поисковой деятельности, обобщение, обработки и научно-исследовательского анализа собранной информации;

– формирование навыков работы с людьми с целью получения от них

необходимой информации;

– выработка умения систематизации материала и его четкого и последовательного изложения;

– расширение объема знаний по предмету и общего кругозора;

– активизация самостоятельной работы и творческого мышления студентов.
Примерная тематика контрольных работ разрабатывается соответствующей кафедрой и доводится до сведения студентов в начале чтения учебного курса.

Руководителем контрольной работы является, как правило, преподаватель, ведущий групповые занятия по данной дисциплине.

Структура контрольной работы должна включать следующие разделы: титульный лист, оглавление, введение, главы (2-3), заключение, список источников и литературы, приложения (схемы, таблицы, фотографии и др.) – если это необходимо для раскрытия темы.

Во введение раскрывается актуальность темы, формулируются цели и

задачи исследования, дается краткая характеристика использованных источников и литературы.

В основной части раскрываются содержание понятий и положений, следующих из анализа изученной литературы.

В заключении подводятся итоги исследования согласно выдвинутых задач, делаются самостоятельные выводы и обобщения.

В списке использованных источников указываются использованные автором работы, научные публикации, а также другие источники, в том числе, электронные.

Объем контрольной работы, как правило, не должен превышать 20 страниц печатного текста, не считая приложений. Работа, как правило, должна быть отпечатана. В порядке исключения рассматриваются работы, представленные в рукописной форме (число строк на одной странице не более 28).

Страницы контрольной работы нумеруются, начиная с титульного листа, но на нем номер страницы не ставится.

Нумерация сквозная для всего текста, исключая приложения.

Шрифт и интервал при написании контрольной работы:

Шрифт 14, Times New Roman

Межстрочный интервал полуторный

Отступ красной строки 1,25 см

Отступы до и после абзаца 0

Выравнивание по ширине

Переносы установлены

Ссылки на источники и литературу, библиографический список и библиографические ссылки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа.

Список источников и литературы оформляются в соответствии с ГОСТ

7.32-2001 «Система стандартов по информатизации, библиотечному и

издательскому делу».

Представление контрольной работы служит условием для допуска студента к экзамену (зачету) по данной дисциплине.
1.3. Критерии оценки контрольной работы
Выполнение контрольной работы оценивается по четырёхбалльной шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно либо зачтено, незачтено.

Контрольная работа, итоговая оценка которой является неудовлетворительной либо незачтено, дорабатывается и представляются на кафедру повторно к концу текущего семестра, до сроков проведения экзаменов или зачетов по данной дисциплине.

Контрольная работа сдаётся студентом на соответствующую кафедру и хранится на ней.
2. Реферат
2.1. Темы (примерные) рефератов
1. Правовая характеристика коммерческой деятельности.

2. Правовые формы коммерческого предпринимательства: сравнительная характеристика.

3. Порядок создания коммерческих организаций и их объединений.

4. Реорганизация коммерческих организаций путем слияния и присоединения.

5. Реорганизация коммерческих организаций путем выделения и разделения.

6. Реорганизация коммерческих организаций путем преобразования.

7. Основания и порядок ликвидации коммерческих организаций.

8. Правовое обеспечение конкуренции на товарных рынках.

9. Правовое положение организаций, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

10. Правовой режим коммерческой тайны.

11. Применение залога в коммерческой практике.

12. Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств в коммерческой практике.

13. Поручительство как способ обеспечения обязательств в коммерческой практике.

14. Применение взаимозачетов в коммерческой практике.

15. Принцип свободы договора в коммерческой практике.

16. Договоры, опосредующие реализацию товаров.

17. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции.

18. Договор мены (бартер).

19. Договор энергоснабжения.

20. Договор транспортной экспедиции.

21. Договор на ведение счета и расчетно-кассовое обслуживание.

22. Договоры поручения, комиссии и агентирования в коммерческой деятельности.

23. Договор складского хранения.

24. Договор коммерческой концессии.

25. Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинга).

26. Цессия в коммерческих операциях.

27. Новация в коммерческих операциях.

28. Правовой режим рекламы отдельных видов товаров.

29. Правовой режим товарных знаков, знаков обслуживания и мест происхождения товаров.

30. Коммерческие операции на информационном рынке.

31. Коммерческие операции на рынке интеллектуальной собственности.

32. Кредитование коммерческих операций.

33. Страхование коммерческих операций.

34. Страхование коммерческого риска.

35. Правовое регулирование приема-передачи товаров в коммерческой

практике.

36. Правовое регулирование денежных расчетов в коммерческих операциях.

37. Правовое регулирование использования неденежных платежных средств в коммерческой практике.

38. Правовые средства обеспечения безопасности и качества товаров, работ, услуг в коммерческом обороте.

39. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в коммерческой практике.

40. Защита прав коммерсантов при проведении государственного контроля (надзора).

2.2. Требования к выполнению реферата
В целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития навыков самостоятельного научного поиска в учебном процессе института практикуется написание рефератов, в том числе и по курсу «Коммерческое право».

Реферат (от лат. «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих научных и нормативных источников или изложение сути монографии, статьи, одним словом, первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат представляет собой самостоятельную творческую работу, выполненную и оформленную согласно требованиям, предъявляемым к научным работам.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. Рекомендованная ниже тематика примерна. Поэтому студент при желании может предложить сам ту или иную тему, согласовав ее предварительно с руководителем семинара.

Содержание и оформление реферата. Прежде всего, необходимо обратить внимание на очень важную часть всякой работы - план, который должен раскрывать заявленную проблему. Единой схемы составления плана не существует. Первый элемент плана - введение, далее следует основная часть, заключение, ссылки на литературу и библиографический список. Страницы необходимо пронумеровать, реферат должен быть подписан и иметь дату завершения работы над текстом. Весь научный аппарат должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы, наметить пути ее анализа и решения, дать краткий аналитический обзор литературы и обосновать структуру изложения материала. Основная часть должна представлять последовательное изложение вопросов плана, каждому из вопросов должен предшествовать заголовок. Желательно, чтобы весь материал был равномерно распределен по вопросам, изложение каждого вопроса завершалось кратким выводом. Содержание каждого из разделов (параграфов) должно раскрывать его название. В заключении необходимо сделать концептуальный вывод по всей работе, который раскрывал бы заглавную проблему. Объем реферата от 15 до 20 печатных страниц.

Ссылки на литературу и нормативные акты могут быть как подстрочными на каждой странице, так и помещаться в конце работы, после заключения с новой страницы. Существуют разные варианты оформления сносок, но необходимо, чтобы в одной и той же работе они были единообразными.

Библиографический список завершает работу. В него необходимо включить все работы и нормативно-правовые акты, с которыми знакомился автор, а не только те, которые были цитированы в тексте работы. Они должны быть сгруппированы следующим образом:

- нормативные акты (по юридической силе в нисходящем порядке, внутри группы равных по юридической силе - по дате издания);

- специальная литература (в алфавитном порядке);

- неопубликованные материалы;

- практические материалы.

Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке.


2.3. Критерии оценки реферата
Выполнение реферата приравнивается к сдаче экзамена и оценивается по четырёхбалльной шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Решение о необходимости и целесообразности публичной защиты, а также о механизме ее принимается руководителем реферата. Одной из форм публичной защиты реферата может являться доклад на семинаре (по усмотрению руководителя).

Представление реферата служит условием для допуска студента к экзамену (зачету) по данной дисциплине.

По решению кафедры лучшие рефераты могут быть выдвинуты на конкурс научно-студенческих работ.

Реферат, итоговая оценка которого является неудовлетворительной, дорабатывается и представляются на кафедру повторно к концу текущего семестра, до сроков проведения экзаменов или зачетов по данной дисциплине.

Реферат сдаётся студентом на соответствующую кафедру и хранится на ней.


3. Доклад
3.1. Темы (примерные) докладов
1. Коммерческое право как подотрасль гражданского права и учебная дисциплина.

2. Место коммерческого права в системе отраслей российского права.

3. История возникновения и развития коммерческого (торгового) права.

4. Предмет, методы правового регулирования, система коммерческого права.

5. Функции коммерческого права. Принципы коммерческого права.

6. Отношения, регулируемые коммерческим правом

7. Понятие и виды источников коммерческого права.

8. Понятие и виды субъектов коммерческого права и их классификация.

9. Специальные субъекты (организаторы) товарного рынка.

10. Индивидуальные предприниматели как субъекты коммерческого права

11. Юридические лица как субъекты коммерческого права.

12. Торгово-посреднические организации как субъекты коммерческого права.

13. Оптовые ярмарки как специальные участники рынка товаров.

14. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства.

15. Полное товарищество как коммерческая организация.

16. Коммандитные товарищества. Особенности правового статуса.

17. Акционерное общество. Понятие, виды, особенности правового статуса.

18. Общество с ограниченной ответственностью. Правовой статус.

19. Общество с дополнительной ответственностью. Особенности правового регулирования.

20. Производственный кооператив. Порядок создания. Участники производственного кооператива.

21. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Особенности правового статуса. Виды.

22. Акционерное общество работников (народное предприятие).

23. Особенности правового положения предприятий с иностранными инвестициями.

24. Понятие и виды объектов коммерческого (торгового) оборота.

25. Товарораспорядительные документы как объекты торгового права.

26. Государственное лицензирование торговли отдельными видами товаров.

27. Сертификация товаров (обязательная и добровольная) и порядок ее проведения.

28. Товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара – их назначение, виды, порядок регистрации,

пользования и передачи.

29. Ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара

30. Защита прав потребителей при продаже товаров.

31. Биржи: функции, понятие, виды, правовое регулирование.

32. Участники биржевой торговли.

33. Понятие торгов. Аукцион и конкурс как формы торгов.

34. Понятие биржевой сделки. Виды биржевых сделок. Биржевые споры.

35. Форвардные сделки. Исполнение обязательств по форвардным сделкам.

36. Опционные сделки. Юридическая природа. Объект. Отличие от кассовых и форвардных сделок.

37. Понятие инфраструктуры товарного рынка, ее основные подсистемы.


3.2. Требования к выполнению доклада
Студенту предоставляется время для выступления в сумме 15 минут: 10 минут - доклад, 5 минут - ответы на вопросы.

Студент предоставляет доклад в форме компьютерной презентации, выполненной в MS PowerPoint.

Для надежности желательно, чтобы доклады были записаны на двух стандартных носителях информации (CD/R , Flash-drive).

Студенты обеспечиваются только проекторами для компьютерных презентаций. Доклад сопровождается показом слайдов компьютерной презентации.

Презентация должна иметь первый титульный слайд, содержащий полное название доклада, ФИО автора и научного руководителя, полное название организации (ВУЗа) с названием кафедры, город, год.

Необходимо, чтобы на втором слайде была четко сформулирована решаемая задача.

Несколько слайдов должны описывать решение. Последний слайд должен содержать краткие выводы из работы.

Особое внимание к подготовке доклада, рассчитанного именно на 10 минут.


3.3. Критерии оценки доклада
Изложенное понимание доклада как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме доклада; б) соответствие содержания теме и плану доклада; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.)

Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму доклада.
6. Расчетно-графическая работа
6.1. Примерные задания
Задача № 1.
Изучая тему «ценные бумаги», студент второго курса юридического факультета Андрей Павловский обратил внимание на то, что в различных нормативных правовых актах даются не только несовпадающие перечни видов ценных бумаг, но и по-разному формулируется само определение понятия ценной бумаги. Особенно наглядно это видно при сопоставлении ГК РФ и ФЗ «О рынке ценных бумаг». В ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» вводится понятие эмиссионных ценных бумаг, не указанных в ст. 143 ГК, в которой перечисляются виды ценных бумаг. Кроме того, употребленный в п.п. 1 и 2 ст. 149 ГК термин «бездокументарные ценные бумаги» не соответствует закрепленному в п. 1 ст. 142 ГК легальному определению ценной бумаги как документа.
Аналогичное несовпадение понятий имело место и в действовавших ранее правовых актах, например, в ст. 31 Основ гражданского законодательства и п.п. 1-3 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. Имеющиеся в законодательстве несоответствия затрудняют решение практических вопросов, связанных с понятием и видами ценных бумаг, подумал Павловский, например, об уголовной ответственности за изготовление или сбыт ценных бумаг (ст.185 УК РФ), о взыскании налогов на операции с ценными бумагами (Закон РФ от 12.12.91, с последующими изменениями и дополнениями) и др.
Один из друзей Андрея, старшекурсник, к которому Павловский обратился за разъяснениями, объяснил, что с его точки зрения никакого несоответствия здесь нет. Надо лишь дать правильное толкование правовым нормам.
Какие способы толкования могут быть применены в данном случае?

Какие приемы толкования существуют?

Какое значение имеет толкование в правовой работе юристов, обслуживающих предпринимателей.

Задача № 2.


Решением Территориального управления Федеральной антимонопольной службы акционерное общество «Институт Ленпроектгалургия» было внесено в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на товарном рынке составляет 50% и более, и было признано занимающим доминирующее положение.

АО «Институт Ленпроектгалургия» обратился в ТУ ФАС с заявлением об оспаривании решения о признании его положения доминирующим.


Может ли положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет более 50%, не признаваться доминирующим? Какие обстоятельства должны быть приняты во внимание при рассмотрении заявления АО «Институт Ленпроектгалургия»?

Какие правовые последствия связаны:

1) с внесением организации в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на товарном рынке составляет 35% и более;
2) с внесением организации в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на товарном рынке составляет 50% и более;
3) с признанием положения организации доминирующим?

В каком нормативном правовом акте содержатся ответы на поставленные вопросы?


Задача № 3.


Согласно договору подряда на капитальное строительство, заключенному между ГУП «Завод «Полимер», заказчиком, и строительной компанией «Стройинвест», генподрядчиком, в 1992 г., строительство жилого дома для завода должно было завершиться к 1 июля 1994 г. Однако работы были окончены гораздо позже, и дом был сдан в эксплуатацию только в апреле 1995 г.
Возражая против предъявленных к нему требований о взыскании предусмотренной договором пени за просрочку сдачи объекта в эксплуатацию, генподрядчик ссылался на то, что срыв графика работ произошел не по его вине, а по вине поставщиков стройматериалов, поэтому он должен быть освобожден от имущественной ответственности.
При рассмотрении дела в арбитражном суде компания «Стройинвест» представила документы о своих взаимоотношениях с контрагентами – поставщиками стройматериалов, в том числе договоры, акты, переписку и другие документы, с достоверностью подтверждающие отсутствие вины генподрядчика в просрочке сдачи жилого дома заказчику.
Проанализируйте ту же ситуацию, перенеся ее на год позднее: 1995 – 1996 гг. Повлияет ли на правовую оценку этой ситуации введение в действие части второй ГК?
Будет ли взыскана предусмотренная договором пеня за все время просрочки, допущенной генподрядчиком?
Может ли быть уменьшена пеня? На каком основании?

Какое решение по данному спору может быть принято судом?


Задача № 4.


В соответствии с условиями договора организация-покупатель дала указание своему банку перечислить контрагенту-продавцу по договору 10 млн. руб. в порядке предварительной оплаты товаров. Платежное поручение было передано в банк, обслуживающий покупателя, 14 октября 1994 г., а деньги поступили на расчетный счет продавца только 20 января 1995 г. Продавец предъявил покупателю требование уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами согласно ст. 395 ГК. Покупатель возражал против предъявленных требований, заявив, что ответственность за просрочку платежа должен нести не он, а банк, по неизвестным причинам задержавший перечисление денежных средств.
Привлеченный по ходатайству организации-покупателя к участию в деле банк опровергал возможность возложения на него в данном случае имущественной ответственности, ссылаясь на то, что он не обслуживает организацию-продавца и, следовательно, не состоит в правовых отношениях с ним.
Кроме того, по мнению юриста – представителя банка, нормы ГК РФ 1994 г. не могут применяться к правоотношениям, возникшим до введения ГК в действие; поэтому надо руководствоваться п. 3 ст. 66 Основ гражданского законодательства 1991 г. или ч. 1 ст. 226 ГК РСФСР 1964 г.
Чья позиция является правильной?

Какое конкретное практическое значение имеет в данном случае применение одного из трех названных выше нормативных правовых актов?


8. Тестирование
8.1. Примерные задания
следующая страница >>