Рабочая программа дисциплины История Русской Православной Церкви Направление подготовки 033300 Религиоведение - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «История Русской Православной Церкви» 2 583.04kb.
Рабочая программа дисциплины История древней христианской церкви... 1 198.58kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «стратегия управления предприятием... 1 359.52kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рп у д) история религий направление... 2 589.83kb.
Рабочая программа дисциплины история криминалистики направление подготовки... 1 407.64kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию» Направление... 1 371.81kb.
Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление... 2 1010.55kb.
Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной... 1 296.46kb.
Рабочая программа дисциплины арбитражный процесс направление подготовки... 1 438.55kb.
Казаки Западной Сибири 1 33.42kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины История Русской Православной Церкви Направление подготовки - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

История Русской Православной Церкви
Направление подготовки

033300 Религиоведение
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения



очная

Саратов,


2011

1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История Русской Православной Церкви » являются:

  • Показать место Истории Русской Православной Церкви (РПЦ) как составной части истории Вселенской Православной Церкви и истории России;

  • Дать систематическое знание о наиболее выдающихся исторических событиях и явлениях в истории РПЦ, церковных деятелях и исторических личностях;

  • Раскрыть проблему взаимоотношения Церкви, общества и государственной власти в истории РПЦ, вопрос о роли Церкви в жизни России и ее влияние на развитие просвещения и культуры;

  • Раскрыть специфику влияния РПЦ на формирование культуры в России и ее политического менталитета;

  • Способствовать формированию духовно-нравственных качеств студентов;

  • Уметь в систематическом виде представлять основные понятия церковной истории и наиболее важные ее проблемы, в том числе дискуссионные;

  • Исследование всеобщих проблем бытия человека, религии и общества;

  • Приобретение навыка в систематическом виде представлять основные понятия религиоведения и наиболее важные ее проблемы;


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «История Русской Православной Церкви» относится к вариативной части профессионального цикла. Данная дисциплина методологически и содержательно связана со следующими дисциплинами: «История религии», «История Отечества», «Культурология», которые являются необходимой методологической базой для ее освоения. «История Русской Православной Церкви» в свою очередь формирует знания и навыки необходимые для изучения дисциплин, посвященных психологии и социологии религии.

Студент должен обладать знаниями по дисциплине «История Русской Православной Церкви», уметь анализировать явления исторической и социальной реальности, понимать взаимосвязь свободы и ответственности, смысл нравственного выбора, значение национальных и культурных различий для существования современного общества.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-1 – готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

ОК-2 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества ;

ОК-3 – способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК-4 – владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

ОК-5 – владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы;

ОК-6 – владение навыками подготовки служебных документов и деловой переписки;

ОК-15 – стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-16 – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ПК-1.1 – навыки логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения;

ПК-1.2 – способность пользоваться базовым общепрофессиональным представлением о методах религиоведческого исследования;

ПК-1.3 – способность самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;

ПК-1.4 – способность самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике;

ПК-2.11 – умение пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области истории и теории мировой культуры;

ПК-2.12 – умение пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области педагогики и психологии;

ПК-2.14 – способность понимать, критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию;

ПК-2.15 – способность интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции философии религии;

ПК-2.16 – способность интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий;

ПК-2.17 – способность интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции социологии религии;

ПК-2.18 – способность интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции психологии религии;

ПК-2.19 – способность интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции феноменологии религии;

ПК-2.20 – способность интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции антропологии религии;

ПК-2.21 – способность интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории философии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: о наиболее выдающихся исторических событиях и явлениях в истории РПЦ, о церковных деятелях и исторических личностях; взаимоотношения Церкви, общества и государственной власти в истории РПЦ; о роли Церкви в жизни России, ее влияние на развитие просвещения и культуры; обще-профессиональные теоретические основы философии религии, истории религий, социологии религии, антропологии религии, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, а также методики преподавания религиоведческих дисциплин в системе общего и начального профессионального образования.

Уметь: понимать, излагать и критически анализировать базовую религиоведческую информацию.

Владеть: навыками публичной речи, логики и аргументации, ведения дискуссий и полемики; способностью использовать теоретические религиоведческие знания на практике; навыками реферирования и аннотирования научной литературы; практического использования теоретических религиоведческих знаний и методов религиоведческого исследования.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

_________________________________________

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, 2 зачетных единицы.







п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Тема 1. Христианство на землях Руси до её возникновения

6




2

2

2

6

эссе

2

Тема 2.

Русская Церковь в составе Константинопольск. Патриархата



6




2

2

2

6

эссе

3

Тема 3.

Разрыв с Константинополем. Начало московского периода.



6




2

2

6

10

эссе

4

Тема 4.

Первый патриарший период.



6




2

2

6

10

эссе

5

Тема 5. Синодальный период 1700—1917.

6




2

2

6

10

эссе

6

Тема 6. Второй патриарший период.

6




2

2

6

10

эссе

7

Тема 7.

РПЦ в постсоветскую эпоху



6




2

2

6

10

эссе

8

Тема 8.

Русская церковь в патриаршество Алексия II



6




2

2

6

10

эссе

Всего










16

16

40

72

зачет


Тема 1. Христианство на землях Руси до её возникновения.

Апокрифическое предание об апостоле Андрее Первозванном.

Конец III века от Р. Х. упоминания о Скифской епархии в землях Малой Скифии.

Нашествие гуннов замедляет ход распространения христианства. Хазария, Волжская Булагрия и народная христианская традиция на территории будущих славянских и русских земель. Первые христианские общины в Причернгоморье 5-9 вв.


Тема 2. Русская Церковь в составе Константинопольского Патриархата.

Крещение Руси и образование Поместной Русской Церкви. Общая характеристика богослужебной жизни, просвещения и образованности в домонгольской Руси. Монашество в домонгольский период. Нашествие монголов и положение Русской Церкви. Борьба Православия с католицизмом на севере-западе Руси. Борьба русской Русской Церкви за независимость от Византии.


Тема 3. Разрыв с Константинополем. Начало московского периода.

Утверждение митрополичьей кафедры в Москве. Установление автокефалии Русской церкви. Собор Русских епископов 1441. Деятельность митрополита Ионы. Личность преподобного Сергея Радонежского в истории РПЦ.


Тема 4. Первый патриарший период.

Падение Константинополя и идея «Москва – третий Рим».

Развитие церковного искусства 15-16 вв.

«Осифляне» и «нестяжатели».

Церковный Собор 1503 года и его значение для РПЦ.

Эпоха святителя Макария (1542-1563).

Учреждение Казанской архиепископии. Собор 1555 года. Положение РПЦ при Иване Грозном. История юго-западной митрополии. Брестская Уния 1596 года. Учреждение патриаршества. Церковный раскол 17 века.
Тема 5. Синодальный период 1700—1917.

Общая характеристика Синодальной эпохи. Учреждение Синодального управления. Церковные реформы Петра 1. Русская Церковь в царствование Екатерины 1. Русская Церковь в 1741-1762 гг. Указ об «управлении всех религий». Русская Церковь при Екатерине 2 и Павле 3. Указ о секуляризации церковных земель. Русская Церковь в царствование Александра 1, Николая 1, Александра 2 и Александра 3. Фигура обер-прокурора К. П. Победоносцова. Монастыри, приходское духовенство и миссионерская деятельность в 19 веке.



Тема 6. Второй патриарший период.

Поместный Собор 1917-1918 года. Восстановление Патриаршества. Русская Православная Церковь в Гражданскую войну (1917-1920). Русская Православная Церковь в 1922-1925 гг. Компания по изъятию церковных ценностей. Судебные процессы в Москве и Петрограде. Русская Православная Церковь в 1925-1941 гг. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-945 гг. РПЦ в годы правление Сталина. Хрущевские гонения. Русская Православная Церковь в 1970-1990 гг. Принятие нового Устава РПЦ.


Тема 7. Русская Православная Церковь в постсоветскую эпоху.

Транснациональный характер юрисдикции РПЦ в постсоветском пространстве. Открытие новых епархий и приходов, духовных семинарий и училищ. Доступ Церкви к СМИ. Празднование 2000-летия христианства. Юбилейный собор 2000 года. Отношения РПЦ к РПЦ за рубежом.


Тема 8. Русская церковь в патриаршество Алексия II.

Рост приходов и монастырей. Раскол на Украине. Дипломатические отношения с Римской Католической церковью и Ватиканом. Диалог с мусульманами. Возрастание роли РПЦ в общественно-политической жизни РФ. РПЦ и государство. Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ 2007года. Поместный Собор РПЦ 2009 г. Социальная концепция Русской Православной Церкви.



5. Образовательные технологии

В качестве основных активных и интерактивных форм проведения занятий используются:

1. Тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях) на тему «Факты и события истории Русской Православной Церкви»

2. Посещение храма во имя святых Царственных Страстотерпцев при СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Беседа с настоятелем храма. Посещение Кафедрального Собора и Православных Церквей как реальных памятников истории РПЦ.

3. Посещение Саратовского областного исторического архива. Встреча с сотрудниками архива, беседа на тему: «Архивные документы по истории Русской православной Церкви».

3. Проведение студенческой научно-образовательной конференции «История Русской Православной Церкви и современность», в конференции принимают участие как студенты курса, на котором реализуется данная образовательная программа, так и учащиеся старших курсов.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу классических религиоведческие тексты и работы современных исследователей религии (либо их разделы). Результаты работы с текстами проверяются с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Рекомендуемые тексты:

Макс Мюллер «Религия как предмет научного изучения»

Э.Б. Тайлор. Теория анимизма.

Дж. Фрейзер. Золотая ветвь. Исследование магии и религии.

Э. Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии.

К. Ясперс. Истоки истории и ее цель.

Б.А. Рыбаков. Язычество Древней Руси.

С.А. Токарев. О религии как социальном явлении

А. Оппенхайм. Религиозная жизнь Древней Месопотамии.

Н. Фюстель де Куланж. Божества Древней Греции и Рима

М. Вебер. Теория ступеней и направлений неприятия религии.

Б. Малиновский. Смерть и реинтеграция групп.

П. Сорокин. Религия как социальный феномен.

У. Джеймс. Многообразие религиозного опыта.

Д. Белл. От священного к светскому.

Д. Бонхеффре. Сопротивление и покорность


Основной источник: http://www.i-u.ru/biblio/archive/averianov_xrreligiya/
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной религиоведческой проблеме по Истории Русской Православной Церкви. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Темы эссе:

1.Проблемма конфессионально ангажированного подхода к Истории Русской Православной Церкви.

2. Сходства и различия между объективным научным и конфессиональным подходом к интерпретации фактов и событий истории РПЦ.

3. Проблема сращения церкви и государства в различные периоды истории РПЦ.

4. Социальные установки РПЦ в период феодальной раздробленности и монгольского ига.

5. Отношения различных слоев общества к духовенству и политике РПЦ в различные периоды истории России.

6. Роль РПЦ в формирование этнической и культурной толерантности на территории России в различные периоды истории.

7. Как повлияла победа «иосифлян» на Стоглавом соборе на дальнейшие социальные, политические и культурные установки РПЦ.

8. Отражение исторических событий РПЦ в иконописи, литературе, богослужении.

9. Позитивные и негативные стороны церковной политики Петра 1 и Екатерины 2.

10. Проблема исторического самосознания РПЦ сегодня.

Вопросы к зачету:

1. Христианство на землях Руси до её возникновения.

2. Русская Церковь в составе Константинопольск. Патриархата

3. Разрыв с Константинополем. Начало московского периода.

4. Первый патриарший период.

5. Синодальный период 1700—1917.

6.Общая характеристика Синодального периода.

7. Церковные реформы Петра 1.

8. Русская Церковь в царствование Екатерины 1.

9.Русская Церковь в 1741-1762 гг. Указ об «управлении всех религий».

10. Русская Церковь при Екатерине 2 и Павле 3. Указ о секуляризации церковных земель.

11.Русская Церковь в царствование Александра 1, Николая 1, Александра 2, Александра 3. 12.Монастыри, приходское духовенство и миссионерская деятельность в 19 веке.

13. Второй патриарший период. Восстановление Патриаршества. Указы Временного правительства. Церковный Поместный Собор 1917 г.

14. РПЦ советскую эпоху (до 1941 года).

15. РПЦ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

16. РПЦ в годы правление Сталина.

17. Хрущевские гонения на Церковь.

18. РПЦ в постсоветскую эпоху.

19.Русская церковь в патриаршество Алексия II.

20. Исторические перспективы Социальной концепции РПЦ. Деятельность Патриарха Кирилла.




7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
1. История религии: учебник : в 2 т. / под общ. ред. И. Н. Яблокова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2007.
2. Шелковая, Н. В. Введение в религиоведение [Текст]: учебник / Н. В. Шелковая. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 414 с.
3.Основы религиоведения [Текст]: учебник /Ю.Ф.Бордников, И. Н. Яблоков, К.Н. Никонов; под ред. И. Н. Яблокова.- 5-е изд. Перераб и доп.- М.: Высш.шк.,2006.- 567 с.
б) дополнительная литература
1. Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви [Текст]: в 2 т. / А. В. Карташев. - М.: Терра. Т. 1. - М.: Терра, 1993. - 686 с.

2. Карташев, А.В.Очерки по истории русской церкви [Текст]: в 2 т. / А. В. Карташев. - М.: Терра. Т. 2. - М.: Терра, 1992. - 565 с.

3. Тальберг, Н. Д. История Русской Церкви [Текст] / Н. Д. Тальберг. - [репринтное изд.]. - [Печоры]; [М.] : [Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь]: [ТОО "Светлячок"].

Т. 1. - [1994]. - 528 с.

4. Тальберг, Н. Д. История Русской Церкви [Текст] / Н. Д. Тальберг. - [репринтное изд.]. - [Печоры]; [М.] : [Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь]: [ТОО "Светлячок"].

Т. 2. - [1994]. - 924 с.

5. Розанов, В.В. Собрание сочинений: В темных религиозных лучах [Текст] : научное издание / Василий Васильевич Розанов. - М. : Республика, 1994. - 476 с.

6. Беловинский, Л. В. К истории русской православной церкви [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Беловинский. - М. : МГИК, 1992. - 100 с.

7. Архивы Кремля. Политбюро и церковь, 1922-1925 гг.: В 2 кн. [Текст] : научное издание : научное издание : научное издание. - Новосибирск; М. : Сиб. хронограф: Росспэн.

Кн. 1. - 1997. – 597с.

8. Зеньковский, С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века [Текст] = Russia's Old-Believers : научное издание / Сергей Александрович Зеньковский. - М. : Церковь, 1995. - 528 с.

9. Синицына, Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв) [Текст] : научное издание / Н. В. Синицына. - М. : Индрик, 1998. – 410 с.

10. Мень, А. В. (протоиер. ; 1935-1990). Мировая духовная культура. Христианство. Церковь [Текст] : лекции и беседы / А. В. Мень ; . - М. : Нижегород. ярмарка, 1995. - 671 с.

11. Еремина, Т. С. Мир русских икон и монастырей: История, предания [Текст] : научное издание / Татьяна Степановна Еремина. - М. : МАИК "Наука", 1998. – 600 с.

12. Гантаев, Н. М. Церковь и феодализм на Руси [Текст] / Н. М. Гантаев. - М. : Изд-во АН СССР, 1960. – 166 с.

13. Скрынников, Р. Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. [Текст]: научное издание / Руслан Григорьевич Скрынников. - СПб. : Искусство-СПб., 2000. – 460 с.

14. Православие: pro et contra: Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви [Текст] : учебное пособие. - СПб. : Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2001. – 791с.

15. Ключевский, В. О. (1841-1911). Православие в России [Текст] / В. О. Ключевский. - М.: Мысль, 2000. - 624 с.

16. Лебедев, А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. [Текст] / А. П. Лебедев; . - СПб. : Алетейя, 2000. - 474

17. Воробьев, М.В. Православное краеведение [Текст] : очерки церков. истории Вольска и Сарат. края / М. Воробьев. - М. : Линия График, 2002. – 190 с.

18. Петров, С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской церкви (1921-1925 гг.) [Текст] : моногр. / Станислав Геннадьевич Петров. - М.: РОССПЭН, 2004. – 406 с.

19. Шабалин, Н. В. Русская Православная Церковь и Советское государство в середине сороковых - пятидесятые годы XX века (на материалах Кировской области) [Текст] / Н. В. Шабалин. - Киров: [Б. и.], 2004. – 126 с.

20. Никольский, Н.М. История Русской Церкви [Текст] / Н. М. Никольский; сост. А. Лактионова. - М.: АСТ, 2004. – 604 с.

21. Шмеман, А. (протопресвитер). Исторический путь православия [Текст] / А. Шмеман. - 3-е изд. - Paris : Ymca-Press, 1989. – 388 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Центр религиоведческих исследований «Этна»: http://ethna.upelsinka.com/

4. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

5. Научный богословский портал «Богослов» http://www.bogoslov.ru/

6. Britannica - www.britannica.com

7. Информационно-аналитические портал http://www.religo.ru

8. Информационный портал http://www.religare.ru

9. Полнотекстовые электронные библиотеки по истории http://www.aonb.ru/iatp/guide/library.html
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов или аудиторий для мультимедийных презентаций.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 033300 Религиоведение

Автор (ы) к.ф.н. Петров Д. Б.______________

Программа одобрена на заседании кафедры религиоведения и философской антропологии
от 15 апреля 2011 года, протокол № 12.

Подписи:


Зав. кафедрой В.П.Рожков
Декан факультета М.О. Орлов