Рабочая программа дисциплины административное право (наименование дисциплины) Степень выпускника бакалавр - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) 2 600.74kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... 4 750.39kb.
Рабочая программа дисциплины Правоохранительные органы Степень выпускника... 1 403.07kb.
Рабочая программа дисциплины конституционный надзор в РФ и за рубежом... 3 711.58kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) наследственное право подготовка... 9 1439.9kb.
Методические рекомендации для студентов заочного отделения учебной... 2 441.22kb.
Рабочая программа дисциплины История древней христианской церкви... 1 198.58kb.
Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Специальность: 030503... 2 412.79kb.
Скибо Марины Николаевны на 2013-2014 учебный год 2013г 1 592.66kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование дисциплины) Степень - страница №1/3

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Мурманский филиал

г. Мурманск






УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала Репникова В.М.

__________ / «___»_________201___г.

Направление __030900 Юриспруденция_____


Кафедра _общественных дисциплин___________________________________________

Рабочая программа дисциплины
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
(наименование дисциплины)

Степень выпускника - бакалавр

Форма обучения - заочная

2013 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена _Фофановой А.Ю., к.э.н., доцентом кафедры экономики.

Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» утверждена на межкафедральном заседании (Протокол № 1 от «20» сентября 2013 г.)



1. Цели освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины «Административное право» последовательное изучение содержания административного права как одной из важнейших юридических дисциплин, усвоение принципов, методов, форм административно-правового регулирования отношений в различных сферах управления государства. Студенты узнают: сущность административно-правовых отношений; роль, значение и правовое регулирование органов исполнительной власти; организация и правовое регулирование государственной службы в России; характерные особенности административной ответственности и порядок ее наложения, а также воспитания правовой культуры, уважения к интересам граждан, государства, нормативным правовым актам страны.

Преподавание дисциплины «Административное право» осуществляется на основе требований к уровню подготовки бакалавров юриспруденции. Программа курса и методика преподавания дисциплины основываются на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900 Юриспруденция.

Основные задачи учебной дисциплины: знакомство с административным правом как отраслью права и развитием административного законодательства в Российской Федерации; уяснение принципов действия административного права и его роли в развитии политических, экономических и социальных отношений в государстве.

Итоговой целью преподавания (изучения) курса «Административное право» является формирование у студентов базовых знаний по административному праву, практических навыков и соответствующих компетенций.


2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Административное право» относится к базовой части профессионального цикла ООП.

Изучение данного курса предполагает наличие базовых знаний, полученных студентами в процессе ходе освоения других дисциплин: «Теория государства и права»; «История отечественного государства и права»; «Конституционное право России».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Административное право» у учащегося формируются следующие компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция:
Общекультурные

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14).
Профессиональные
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:


ЗНАТЬ

  • сущность и основные институты административно права; особенности административных отношений и их правовое регулирование; основные источники административного права; административно-правовые формы и методы; особенности правового статуса субъектов административного права; состав административного правонарушения и особенности административной ответственности; производство по делам об административных правонарушениях; административно-правовую организацию управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами; обеспечение законности в управлении; административное право зарубежных стран

УМЕТЬ

  • анализировать текст Конституции РФ, федеральных законов и других подзаконных нормативных актов; применять полученные знания в практической деятельности; грамотно, обоснованно оказывать помощь гражданам нуждающимся в защите своих прав давая консультации, составляя от их имени какие-либо виды обращений; юридически правильно квалифицировать и вскрывать факты и обстоятельства, имеющие место при административных правонарушениях; определять меры административной ответственности по наказанию правонарушителей; совершать юридические действия в точном соответствии с действующим законодательством.




ВЛАДЕТЬ

- навыками самостоятельного поиска и применения необходимой правовой информации; терминологией и основными понятиями, используемыми в административном законодательстве.

Быть компетентным

  • в принципах, методах, функциях административного права; в основных теоретических положениях науки административного права.





4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет __6____ зачетных единиц, ___216____ часов.


Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)
Всего ___216________часов

Аудиторные занятия ______26_______часов, в том числе интерактивных занятий ____9__________часов



Самостоятельная работа __172________часа




п/п


Раздел, тема



Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации

Всего

Самос-

тоят. работа

Аудиторные занятия

Всего

Лекционные

Групповые (семинары, практические)

Лабораторные

Конт. раб.

Рефераты / эссе

Курсов. раб/ проект

Расчетно-графическая работа

Зачет*

Экзамен

Контр. точки

по мод.-рейтинг.

системе

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11

12

13

14

15

1.

Тема 1.

10

8

2

1

1




-



















2.

Тема 2.

10

8

2

1

1




1



















3.

Тема 3.

11

10

1

-

1




-



















4.

Тема 4.

12

10

2

1

1




1



















5.

Тема 5.

8

6

2

1

1




-



















6.

Тема 6.

11

10

1

-

1




1



















7.

Тема 7.

10

8

2

1

1




1



















8.

Тема 8.

11

10

1

-

1




-



















9.

Тема 9.

11

10

1

1







1



















10.

Тема 10.

7

6

1

-

1




1



















11.

Тема 11.

7

6

1

-

1




1



















12.

Тема 12.

7

6

1

-

1




-



















13.

Тема 13.

11

10

1

-

1




1



















14.

Тема 14.

9

8

1

-

1




-



















15.

Тема 15.

11

10

1

-

1




1



















16.

Тема 16.

7

6

1

-

1




-



















17.

Тема 17.

7

6

1

-

1




-



















18.

Тема 18.

9

8

1

-

1




-



















19.

Тема 19.

11

10

1

-

1




-



















20.

Тема 20.

9

8

1

-

1




-



















21.

Тема 21.

9

8

1

-

1




-



















Общая трудоемкость

часы


216

172

26

6

20




9

-

-

-

-

23

-

з.е.

6

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х


5. Содержание дисциплины

п/п


Наименование разделов и

тем дисциплины



Содержание темы

Тема 1

Административное право в системе Российского права

Административное право – отрасль публичного права. Его назначение.

Государственное управление как организационно-правовая форма реализации исполнительной власти.

Исполнительная власть: понятие, сущность, структура.

Государственное управление как сфера действия российского административного права.

Место административного права в правовой системе РФ, его связь с другими институтами права.

Система административного права. Административно-процессуальное право.

Административное право зарубежных стран.


Тема 2

Административно-правовые нормы, источники и отношения



Предмет административного права - общественные отношения, складывающиеся в сфере российского государственного управления. Метод административного права.

Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды и способы реализации. Действие норм административного права в пространстве, во времени и по кругу лиц. Способы выражения норм административного права.

Источники административного права.

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, место среди других правоотношений.

Предпосылки возникновения административно-правовых отношений. Административная правосубъектность участников. Юридические факты.


Тема 3

Наука административного права


Предмет науки административного права. Ее соотношение со смежными научными дисциплинами. Развитие науки административного права. Современные проблемы науки административного права.


Тема 4

Понятие и система субъектов

административного права




Система субъектов административного права.

Индивидуальные и коллективные субъекты, их виды. Административная право- и дееспособность.




Тема 5

Граждане


Основы административно-правового статуса граждан. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Административно-правовые гарантии прав граждан.

Обращения граждан. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб граждан.

Основы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.




Тема 6

Органы исполнительной власти


Понятие и основы правового статуса органов исполнительной власти.

Виды органов исполнительной власти. Критерии их классификации. Система органов исполнительной власти и принципы ее построения.

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Правительство РФ.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Территориальные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов РФ.




Тема 7

Органы местного самоуправления


Понятие и основы классификации органов местного самоуправления. Их соотношение с государственными органами.

Основы правового положения органов исполнительной власти местного самоуправления.




Тема 8

Предприятия и учреждения


Понятие предприятий и учреждений. Их отличие от органов исполнительной власти. Виды предприятий и учреждений.

Основы административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений.

Особенности административно-правового статуса негосударственных предприятий и учреждений.

Порядок создания и прекращения деятельности предприятий и учреждений.

Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий и учреждений.


Тема 9

Общественные объединения


Понятие и виды общественных объединений. Их отличие от органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Основы административно-правового статуса общественных объединений.

Основы административно-правового статуса религиозных объединений.


Тема 10

Правовые и организационные основы

государственной службы





Особенности службы как вида трудовой деятельности российских граждан. Виды служб: государственная и негосударственная. Государственная служба - гражданская и милитаризированная. Законодательное регулирование государственной службы. Управление государственной службой. Принципы государственной службы.

Государственная должность и должностное лицо - их соотношение. Категории государственных должностей.

Понятие государственной службы. Понятие государственного служащего. Правовое положение государственного служащего: основные права и обязанности служащих. Ответственность государственных служащих: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная. Прохождение государственной службы: поступление (прием) на службу, аттестация, прекращение служебных отношений.


Тема 11

Административно-правовые формы деятельности органов управления


Понятие и виды форм деятельности органов управления. Соотношение организационных и правовых форм.

Правовые аспекты органов управления: понятие и юридическое значение.

Виды правовых актов органов управления. Критерии их классификации.

Особенности нормативных актов органов управления. Их виды, Акты с административной санкцией.

Особенности индивидуальных актов органов управления.

Подготовка, согласование, принятие, опубликование, вступление в силу

правовых актов органов управления. Требование к правовым актам органов управления. Действие правовых актов органов управления. Утрата силы, приостановление действия и исполнения актов. Отмена правового акта.


Тема 12

Административно-правовые методы деятельности органов управления


Понятие и назначение методов государственного управления. Виды методов деятельности органов управления: критерии классификации.
Убеждение и принуждение как универсальные методы государственного управления.

Убеждение и стимулирование как метод управленческого воздействия органов исполнительной власти государства. Государственные награды, почетные звания, другие меры морального поощрения, материальное вознаграждение - меры стимулирования.

Особенности принуждения в деятельности органов исполнительной власти. Административное принуждение, применяемое в рамках внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву.

Классификация мер административно-правового принуждения, применяемого во внешневластной деятельности органов исполнительной власти. Меры административно-предупредительного характера. Меры административного пресечения.

Гарантии законности при применении мер административно - правового принуждения.


Тема 13

Режим законности в сфере управления


Законность, дисциплина, целесообразность.

Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов управления.




Тема 14

Способы обеспечения законности в деятельности

органов управления




Контрольные полномочия Президента.

Контроль органов законодательной (представительной) власти.

Контроль органов управления.

Административный надзор: понятие, виды, отличие от контроля.

Органы судебной власти и законность в деятельности органов управления.

Общий надзор органов прокуратуры.




Тема 15

Административная ответственность


Понятие и основные черты административной ответственности. Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности. Законодательные основы административной ответственности.

Административное правонарушение, понятие и юридические признаки: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Состав административного проступка: понятие и элементы.

Освобождение от административной ответственности.

Ограничение административной ответственности.

Понятие и виды административных наказаний. Наложение административного наказания.

Административная ответственность организаций.




Тема 16

Дисциплинарная и материальная ответственность


Понятие дисциплинарной ответственности. Дисциплинарный проступок. Дисциплинарное наказание. Порядок применения дисциплинарных наказаний.

Субъекты и основания материальной ответственности. Порядок применения материальной ответственности.




Тема 17

Административно-процессуальная деятельность


Понятие и содержание административного процесса. Связь административного процесса с государственным управлением.

Принципы, стадии и структура административного процесса.

Административный процесс и административно-процессуальное право. Понятие административного производства. Виды производств: общая характеристика. Административные производства: по предложениям, заявлениям и жалобам граждан; по делам о поощрении; по делам о дисциплинарных проступках; по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба.

Сущность и задачи производства по делам об административных правонарушениях. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: расследование дела; рассмотрение дела; пересмотр постановлений.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Сроки рассмотрения дел. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела. Виды постановлений.

Обжалование постановлений о наложении административных наказаний: сроки и порядок.




Тема 18

Государственное управление и административно-правовое регулирование в экономической сфере

Организационно-правовые основы управления промышленностью

Особенности управления промышленностью. Отраслевые органы государственного управления промышленностью. Их компетенция.

Предприятия и объединения в промышленности. Компетенция органов местного самоуправления в области управления промышленностью. Организационные формы и методы контроля (надзора) в управлении промышленностью.

Организационно-правовые основы управления сельским хозяйством.

Особенности управления сельским хозяйством. Отраслевые органы государственного управления сельским хозяйством. Их компетенция. Предприятия и объединения в сельском хозяйстве. Компетенция органов местного самоуправления в области управления сельским хозяйством. Организационные формы местного самоуправления в области управления сельским хозяйством.

Организационно-правовые основы управления строительством и архитектурой. Особенности управления строительством и архитектурой. Отраслевые органы государственного управления строительством и архитектурой. Их компетенция. Предприятия, объединения и учреждения в строительстве и архитектуре. Компетенция органов местного самоуправления в области управления строительством и архитектурой. Организационные формы и методы контроля в управлении строительством и архитектурой.

Организационно-правовые основы управления жилищно-коммунальным хозяйством. Особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Отраслевые органы государственного управления жилищно-коммунальным


хозяйством. Предприятия и объединения жилищно-коммунального хозяйства.

Компетенция органов местного самоуправления в области управления жилищно-коммунальным хозяйством. Организационные формы и методы контроля в управлении жилищно-коммунальным хозяйством.

Организационно-правовые основы управления коммуникациями. Особенности управления транспортным комплексом. Отраслевые органы государственного управления железнодорожным транспортом. Их компетенция. Предприятия и объединения железнодорожного транспорта. Особенности организационных форм и методов контроля на железнодорожном транспорте. Отраслевые органы государственного управления автомобильным, водным и воздушным транспортом. Их компетенция. Предприятия и объединения автомобильного, водного и воздушного транспорта.

Особенности управления связью и информатизацией. Отраслевые органы управления связью и информатизацией. Их компетенция. Предприятия и объединения связи и информатики. Компетенция органов местного самоуправления в области управления коммуникациями.

Организационные формы и методы контроля на транспорте, в связи и информатизации. Организационно-правовые основы управления дорожным хозяйством. Особенности управления дорожным хозяйством. Отраслевые органы государственного управления дорожным хозяйством. Их компетенция. Предприятия и объединения дорожного хозяйства. Компетенция органов местного самоуправления в области управления дорожным хозяйством. Организационные формы и методы контроля в дорожном хозяйстве.

Организационно-правовые формы управления охраной и использованием природных ресурсов. Особенности управления охраной и использованием природных ресурсов. Отраслевые органы государственного управления охраной и использованием природных ресурсов. Их компетенция. Предприятия и учреждения в области использования и охраны природных ресурсов. Компетенция местных органов управления в области управления охраной и использованием природных ресурсов. Организационные формы и методы контроля в области охраны и использования природных ресурсов. Организационно-правовые формы управления охраной окружающей среды.

Особенности управления охраной окружающей среды. Органы государственного управления в области охраны окружающей среды. Их компетенция. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Организационные формы и методы контроля в области охраны окружающей среды.

Организационно-правовые формы управления торговлей. Особенности управления торговлей. Отраслевые органы государственного управления торговлей. Их компетенция. Предприятия и объединения торговли. Компетенция органов местного самоуправления в области управления торговлей. Организационные формы и методы контроля в торговле.

Организационно-правовые основы управления финансами и кредитом. Органы управления финансами. Их компетенция. Финансовый контроль. Организация налогового дела. Организация кредитного дела. Компетенция местных органов управления в области управления финансами, налогового и кредитного дела.

Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью. Особенности управления внешнеэкономической деятельностью.

Органы государственного управления в области внешнеэкономической деятельности. Их компетенция. Предприятия и объединения внешнеэкономической деятельности. Организационные формы и методы контроля в области внешнеэкономической деятельности.


Тема 19

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере

Организационно-правовые основы управления образованием. Особенности управления образованием. Отраслевые органы государственного управления народным образованием. Их компетенция. Учреждения образования. Управление ими. Компетенция органов местного самоуправления в области управления образованием. Организационные формы и методы контроля в сфере образования.

Организационно-правовые основы управления здравоохранением. Особенности управления здравоохранением. Отраслевые органы государственного управления здравоохранением. Их компетенция. Учреждения здравоохранения.

Компетенция органов местного самоуправления в области управления здравоохранением. Организационные формы и методы контроля в области здравоохранения.

Санитарно-эпидемиологический надзор. Его органы, учреждения и их административные полномочия.

Организационно-правовые основы управления наукой и технической политикой. Особенности управления наукой и технической политикой.

Отраслевые органы государственного управления наукой и технической политикой. Научные учреждения и сообщества. Их подведомственность.

Организационно-правовые основы управления культурой. Отраслевые органы государственного управления культурой. Учреждения культуры.

Компетенция органов местного самоуправления в области культуры.

Организационно-правовые основы управления в области труда и социальной защиты граждан. Особенности государственного управления сферой труда и социальной защиты граждан. Органы государственного управления сферой труда и социальной защиты граждан. Их компетенция.

Компетенция органов местного самоуправления в сфере управления трудом


и социальной защитой граждан. Организационные формы и методы контроля в сфере труда и социальной защиты граждан.


Тема 20

Государственное управление в административно-правовой сфере (оборона, внутренние дела, юстиция и др.)


Организационно-правовые основы управления обороной. Особенности управления обороной. Отраслевые органы государственного управления обороной. Их компетенция. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военная служба как разновидность государственной службы. Компетенция органов местного самоуправления в области обороны.

Организационно-правовые основы управления безопасностью. Особенности управления безопасностью. Органы государственного управления безопасностью. Их компетенция. Государственная граница и ее охрана.

Организационно-правовые основы управления в области внутренних дел. Особенности управления внутренними делами. Отраслевые органы государственного управления внутренними делами. Милиция: ее организация, виды административной деятельности, административные полномочия милиции.

Паспортная система. Основания и порядок регистрации граждан по месту
жительства и пребывания. Регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства.

Организационно-правовые основы управления иностранными делами.

Министерство иностранных дел Российской Федерации и его органы за рубежом.

Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации.

Организационно-правовые основы управления юстицией. Особенности управления юстицией. Отраслевые органы государственного управления в области юстиции. Их компетенция.

Органы регистрации гражданского состояния.

Организация нотариальной службы.

Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с недвижимостью.

Учреждения юстиции по исполнению уголовных наказаний.

Подразделения судебных приставов.

Адвокатура.

Организационно-правовые основы управления организацией судов.

Организационно-правовые основы таможенного дела. Таможенные органы и организации. Их компетенция. Государственная служба в таможенных органах.


Тема 21

Организация управления в особых условиях


Организация управления при чрезвычайных ситуациях.

Организация управления при чрезвычайном положении.

Организация управления при военном положении.




6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Комплексное изучение учебной дисциплины «Административное право» предполагает овладение материалами лекций, учебной литературы, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских занятий.

Семинар является одной из форм организации занятия, при которой студенты самостоятельно изучают программный материал по различным источникам, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной работы под руководством преподавателя.

В процессе семинарских занятий студенты углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, формирует самостоятельность мышления, вырабатывает активность в процессе овладения знаниями. Семинары дают возможность студентам активно использовать информацию, полученную по различным каналам. Участие в семинарах формирует самостоятельность мышления, вырабатывает активность в процессе овладения знаниями, показывает и устраняет сомнения и пробелы в изученном материале.

Для эффективной работы студентов на таких занятиях необходим определенный уровень умений и навыков самостоятельной исследовательской работы: конспектирования, умения делать выписки и анализировать литературу, излагать ее содержание, готовить краткие сообщения и доклады, выступать в ходе обсуждения, принимать участие в дискуссии.

В ходе подготовки к семинару студенты должны ознакомиться с планом занятия и рекомендуемой литературой, составить план-конспект, написать краткое сообщение, доклад или реферат, тезисы выступления или подобрать материал по какому-либо вопросу, составить на основании литературы таблицу, схему, подготовить информационные справки, статистические данные.

Во время выступлений студенты могут использовать свои записи, но не читать их.



На семинарском занятии оценивается содержание выступлений и их аргументированность (работа с ключевыми понятиями, логика изложения, анализ данных, манера подачи материала, умение пользоваться наглядными пособиями и т.п.).
План групповых занятий
Семинар №1
Тема : Административно-правовые нормы, источники и отношения
Цель: уяснить комплекс правовых норм административного права, его источники и связанные с ним отношения.
Вопросы для обсуждения:


  1. Что составляет предмет административного права?

  2. В чем состоят особенности метода административного права?

  3. Что понимается под функциями административного права?

  4. Каковы основные функции административного права?

  5. Перечислите принципы административного права.

  6. Почему большая часть норм административного права является императивной, что означает их императивность и как она выражена в нормах права?

  7. На основе каких критериев можно подразделить нормы административного права?

  8. Чем процессуальные нормы административного права отличаются от материальных норм?

  9. Почему существует множество источников административного права? Какими факторами оно определяется?

  10. Тождественны ли понятия «источники административного права», «административное законодательство», «административное право»?

  11. Приведите примеры кодификационных актов административного права.

  12. Являются ли источниками административного права административные соглашения (договоры) и судебные акты?

  13. В каких официальных изданиях публикуются источники административного права и каковы сроки их опубликования?

  14. Понятие и основные черты (особенности) административно-правовых отношений.

  15. Юридические факты как основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.


Темы докладов\рефератов


  1. Социальная значимость и роль административного права в системе российского права.

  2. Предмет и метод административного права.

  3. Система административного права и его принципы.

  4. Источники административного права.

  5. Понятие, структура и виды административно-правовой нормы.

  6. Характеристика административно-правовых отношений.



Образовательные технологии
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание №1. Укажите, какие правовые акты в данном перечне являются источниками административного права:

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах ребенка».

  3. Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР».

  4. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. «О ведомственной охране».

  5. Закон Свердловской области от 9 января 1998 г. «Об обращениях граждан».

  6. Постановление Правительства РФ от 7 января 1999 г. «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием».

  7. Указ Президента РФ от 10 апреля 2000 г. «О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 гг.».

  8. Указ Президента РФ «О призыве граждан на военную службу и об увольнении в запас военнослужащих, отслуживших сроки военной службы».

  9. Приказ министра обороны о назначении на должность командующего войсками военного округа.

  10. Постановление Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

  11. Определение Конституционного Суда от 13 января 2000 г. «О подведомственности жалоб граждан Конституционному суду».

  12. Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Утв. приказом МВД РФ от 6 июня 2000 г.

  13. Наставление по порядку проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации граждан РФ. Утв. постановлением Правительства РФ от 11 апреля 1999 г.


Формы контроля самостоятельной работы студентов
Для проведения контроля самостоятельной работы студентов применяются: собеседование; проверка индивидуальных заданий; коллоквиумы; конференции; деловые игры; тестирование; самоотчеты; контрольные работы; устный экзамен.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Текущий контроль студентов производится в дискретные временные интервалы преподавателем, ведущими семинарские занятия по дисциплине в следующих формах: тестирование; выступления в ходе семинарских занятий; выполнение практических заданий; выполнение и защита реферата; отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов.
Семинар №2
Тема : Правовые и организационные основы государственной службы
Цель: выявить организационные основы государственной службы.
Вопросы для обсуждения:


  1. Как соотносятся между собой понятия «государственная должность» и «должностное лицо»?

  2. Назовите признаки отличающие государственную службу от иных видов службы.

  3. По каким критериям могут быть дифференцированы обязанности, права и ограничения государственных служащих?

  4. Назовите отличительные признаки федеральной государственной службы.

  5. Каким образом соотносятся между собой понятия «государственный служащий», «лицо, замещающее государственную должность», «служащий государственной организации», «служащий государственного предприятия, учреждения»?

  6. Какое юридическое значение имеет реестр государственных должностей государственной службы?

  7. Одинаково ли понимается должностное лицо в ст.108 НК, ст.231 ТК, ст.285 УК?

  8. Что понимается под прохождением государственной службы?

  9. Из каких стадий складывается процесс прохождения государственной службы? Как оформляется служебная карьера государственного служащего?

  10. Каков перечень документов, необходимых при поступлении на государственную службу?

  11. Как соотносятся между собой конкурс и назначение на государственную должность, конкурс и квалификационный экзамен?

  12. В каких случаях при поступлении на государственную службу устанавливается испытание?

  13. С какой целью проводится аттестация государственных служащих и какие последствия она влечет?

  14. Каким образом соотносятся между собой квалификационные разряды государственных служащих, воинские и специальные звания?

  15. Какие меры поощрения предусмотрены законодательством для государственных служащих?

  16. В каких случаях государственные служащие могут привлекаться к юридической ответственности?

  17. По каким основаниям возможно прекращение государственно-служебных отношений?


Темы докладов\рефератов


  1. История правового регулирования государственной службы в России.

  2. Характеристика современного законодательства, регулирующего государственную службу.

  3. Права и обязанности государственных служащих.

  4. Военная служба – вид государственной службы.

  5. Необходимость и пути совершенствования правового регулирования государственной службы.



Образовательные технологии
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание №1. В связи с укреплением вертикали федеральной власти в 2003 году Министерство юстиции Республики Коми было преобразовано в территориальное управление Министерства юстиции РФ по Республике Коми. Что изменилось в правовом статусе руководителя и иных лиц, осуществляющих службу в данном органе?
Задание №2. Предприниматель Гаврилов обратился в налоговую инспекцию по поводу неправильного начисления налога. В налоговой инспекции он встретил своего приятеля Соловьева, с которым не виделся несколько лет, работавшего старшим инспектором отдела по налогообложению предпринимателей. Узнав, что Соловьев в этот день именинник, Гаврилов подарил ему бутылку коньяка и коробку конфет. На следующий день вопрос Гаврилова был благополучно разрешен. Узнав о данном факте, начальник налоговой инспекции отстранил Соловьева от исполнения служебных обязанностей и назначил служебное расследование.

Дайте юридический анализ дела.


Формы контроля самостоятельной работы студентов
Для проведения контроля самостоятельной работы студентов применяются: собеседование; проверка индивидуальных заданий; коллоквиумы; конференции; деловые игры; тестирование; самоотчеты; контрольные работы; устный экзамен.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Текущий контроль студентов производится в дискретные временные интервалы преподавателем, ведущими семинарские занятия по дисциплине в следующих формах: тестирование; выступления в ходе семинарских занятий; выполнение практических заданий; выполнение и защита реферата; отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов.
Семинар №3
Тема : Способы обеспечения законности в деятельности

органов управления

Цель: рассмотреть на практических примерах способы обеспечения законности в деятельности органов управления.
Вопросы для обсуждения:
Направляясь на избирательный участок, Василий Петрович Синичкин размышлял, за кого отдать свой голос. И вот счастье – совсем рядом он увидел одного из кандидатов, проводящего агитационное собрание. Предвыборные лозунги Синичкину понравились, и он решил голосовать за него.

Окончательно определившись, Василий Петрович явился на свой избирательный участок и с легким сердцем отдал голос за того кандидата. Огорчало день только то, что теща заболела, не смогла прийти на выборы и проголосовать, но и тут удача улыбнулась Синичкину.

Один из членов избирательной комиссии – Петров К.Х. вошел в положение Василия Петровича и выдал ему еще один Бюллетень, чтобы он проголосовал за тещу. Обрадованный Синичкин поставил крестик напротив своего кандидата и радостный пошел домой.

На обратном пути у входа в избирательный участок Василий Петрович увидел мужчину с большой корзиной яблок. Мужчина громко кричал: «Яблоки, яблоки! Красивые, полезные! Я выбираю яблоко! Остановите граждане выбор на яблоках!»

Какие правонарушения совершены названными лицами?
Темы докладов\рефератов


  1. Понятие и особенности законности в сфере деятельности органов исполнительной власти государства.

  2. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

  3. Контроль органов судебной власти.

  4. Административный надзор.

  5. Прокурорский надзор.


Образовательные технологии
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Задания для самостоятельной работы студентов
Ситуация №1. Поэты и писатели о статьях КоАП:

а) В темно-синем лесу,

Где трепещут осины,

Где с дубов-колдунов

Облетает листва,

На поляне траву

Зайцы в полночь косили

И при этом напевали

Странные слова:

«А нам все равно,

А нам все равно,

Не боимся мы…»


б) Была у лисички скалочка. Остановилась лисичка у людей на ночлег.

Лисичка сказала: «Есть у меня только скалочка, которой я очень дорожу». Люди в ответ: «Ничего не случиться со скалочкой твоей». Лисичка спрятала скалочку подальше, проснулась утром и закричала: «Где скалочка?!» люди: «Не беспокойся, лисичка, сейчас найдем». Но не нашли они ее, тогда лисичка говорит: «Отдавайте мне за скалочку курочку». Пришлось отдать…


в) Идет мужик, качается, вздыхая на ходу.

Меж ног асфальт вздымается –

Сейчас я упаду…
г) Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал он сперва

За решеткою у льва,

Подкрепился у лисицы,

У слона попил водицы…


Формы контроля самостоятельной работы студентов
Для проведения контроля самостоятельной работы студентов применяются: собеседование; проверка индивидуальных заданий; коллоквиумы; конференции; деловые игры; тестирование; самоотчеты; контрольные работы; устный экзамен.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Текущий контроль студентов производится в дискретные временные интервалы преподавателем, ведущими семинарские занятия по дисциплине в следующих формах: тестирование; выступления в ходе семинарских занятий; выполнение практических заданий; выполнение и защита реферата; отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов.

Семинар №4
Тема : Административная ответственность
Цель: выявить основные случаи наступления административной ответственности.
Вопросы для обсуждения:


  1. Какие признаки отличают административную ответственность от других видов юридической ответственности?

  2. Возможна ли юридическая ответственность без вины?

  3. Как соотносятся понятия «правоотношение» и «юридическая (административная) ответственность»?

  4. Когда наступает административная ответственность?

  5. Можно ли применение мер пресечения считать наступлением административной ответственности?

  6. Соотношение понятий «правонарушение» и «состав правонарушения».

  7. Признаки объектов и предметов административных правонарушений.

  8. Признаки объективной стороны административных правонарушений.

  9. Признаки субъектов административных правонарушений.

  10. Классификация составов по их признакам, по критериям юридической техники, по социально-экономическим критериям.


Темы докладов\рефератов


  1. Понятие, виды и основания юридической ответственности.

  2. Понятие и особенности административной ответственности.

  3. Освобождение от административной ответственности.

  4. Особенности привлечения к административной ответственности депутатов, военнослужащих, работников прокуратуры, судей.

  5. Общие правила наложения административных наказаний.

  6. Проблемы КоАП РФ.



Образовательные технологии
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание №1. «Перед судебным следователем стоит маленький мужчина.

- Денис Григорьев! – начинает следователь. – Подойди ближе и отвечай на мои вопросы.

- Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка! С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?»

А.П. Чехов «Злоумышленник»

Как бы вы сегодня квалифицировали подобное деяние, совершенное десять дней назад?
Задание №2. Поэты и писатели о статьях КоАП:

а) У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки…
б) Пьяные медведи мчались на мопеде,

А за ними кот задом на перед,

А за ним комарики на воздушном шарике,

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле,

Едут и смеются,

Пряники жуют…
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Для проведения контроля самостоятельной работы студентов применяются: собеседование; проверка индивидуальных заданий; коллоквиумы; конференции; деловые игры; тестирование; самоотчеты; контрольные работы; устный экзамен.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Текущий контроль студентов производится в дискретные временные интервалы преподавателем, ведущими семинарские занятия по дисциплине в следующих формах: тестирование; выступления в ходе семинарских занятий; выполнение практических заданий; выполнение и защита реферата; отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов.
6. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины
Формы текущего контроля
1. Контрольная работа
1.1. Темы (примерные) контрольной работы
ВАРИАНТ № 1.
1.Организация государственного управления в сфере природопользования.

2.Законодательные основы системы и структуры государственных органов исполнительной власти (по Конституции РФ и Указу Президента РФ).



Задача.

Постоянно проживающие в Екатеринбурге иностранные граждане Дорошенко К. и Мадисон П. Пожелали применить свои способности и знания на службе в различных организациях города. Дорошенко решил поступить на должность референта министра областного Министерства сельского хозяйства, а Мадисон претендовал на должность медицинского училища. В управлениях кадров соответствующих министерств области им отказали в приеме на службу, поскольку они являются гражданами иностранных государств. Дорошенко и Мадисон сочли, что их права ущемлены, ссылаясь на ст.19 Конституции РФ.

Разрешите данную ситуацию.
ВАРИАНТ № 2.
1.Организация государственного управления в агропромышленном комплексе.

2.Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти.



Задача

В «Российской газете» от 17 мая 2007 г. в статье «Ленский потоп» сказано: «Председатель Правительства Саха (Якутия) Василий Петров, возглавляющий гражданскую оборону в республике, подписал приказ о принудительной эвакуации населения из затапливаемых районов».

Какова юридическая природа данного акта и принимаемых мер?
ВАРИАНТ № 3.
1.Организация государственного управления в сфере здравоохранения.

2.Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.



Задача

Освободившийся из мест лишения свободы Федотов, ранее проживающий в г. Курске, прибыл на постоянное место жительства по адресу: г. Орел, ул. Разина, д.5, кв.13 (жилая площадь 20 кв. м). В квартире проживает одинокая 80-летняя пенсионерка – мать Федотова. Федотов решил жить с матерью и обратился в ОВД с заявлением о получении на основании справки об освобождении паспорта и о постановке на регистрационный учет по выше указанному адресу. Начальник паспортно-визовой службы ОВД отказал в последнем по мотиву того, что Федотов не проживал с матерью до осуждения. Федотов заявил, что начальник как должностное лицо незаконно ограничивает его право на выбор места жительства, и обратился в суд.

Правомерен ли отказ в постановке на регистрационный учет? Как должна быть разрешена данная ситуация?
ВАРИАНТ № 4.
1.Организация государственного управления внешними связями Российской Федерации с иностранными государствами.

2.Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве.



Задача.

18 декабря супруги Веселовы пригласили к себе друзей, чтобы отметить праздник. В квартире собралась веселая компания из 9 человек. Уже наступило ночное время, а они играли, танцевали и пели песни. Сосед Веселовых Федоров, находясь с ними в неприязненных отношениях, стучал им в стену, требовал прекратить шумное веселье, но оно продолжалось. Федоров позвонил в ОВД и попросил прислать наряд милиции. Прибыв на место, сержанты Медов и Светлов потребовали открыть дверь в квартиру. Веселов отказался сделать это под предлогом неприкосновенности жилища. Милиционеры сломали дверной замок и вошли в квартиру, чтобы навести порядок и составить протокол. Веселов от подписи протокола отказался.

На другой день он пришел в ОВД к начальнику, чтобы подать жалобу на сотрудников милиции. Но начальник не внял жалобе и оштрафовал Веселова за злостное неповиновение сотрудникам милиции. Возмущенный, Веселов написал в тот же день жалобу в суд, в которой просил привлечь должностных лиц милиции к ответственности за допущенные в отношении него беззакония.

Как следует решить данное дело?


ВАРИАНТ № 5.
1.Организация государственного управления обороной.

2.Виды и формы контрольной и надзорной деятельности государства.



Задача.

Зибулия обратился в суд с жалобой на отказ миграционной службы Краснодарского края предоставить ему статус вынужденного переселенца, пояснив, что в связи с национальной политикой Правительства Республики Татарстан он не смог найти работу, так как не знал национального языка этой республики и вынужден был уехать.

Миграционная служба Краснодарского края отказала ему в предоставлении статуса вынужденного переселенца на том основании, что, во-первых, он не доказал факт совершения в отношении него дискриминационных насильственных действий, а, во-вторых, для признания лица вынужденным переселенцем в Краснодарском крае у него должны проживать здесь родственники с постоянной пропиской.

Законно ли такое решение?


ВАРИАНТ № 6.
1.Организация государственного управления в сфере охраны общественного порядка и безопасности.

2.Административная ответственность в промышленном и строительном комплексе.



Задача.

Сергей Серов после окончания института решил поступить на военную службу по контракту. Спустя два месяца после начала службы он узнал, что его часть будет передислоцирована на таджикско-афганскую границу. Серов, не желая служить в горячей точке, подал рапорт об увольнении, а в личной беседе заявил командиру части, что, если его рапорт не удовлетворят, он все равно не будет соблюдать условия контракта и уйдет из армии. Командир части объяснил ему, что в этом случае, так как он не выслужил срок военной службы по призыву, он будет направлен для ее прохождения.

Дайте юридический анализ дела.
ВАРИАНТ № 7.
1.Организация государственно управления в сфере юстиции.

2.Административная ответственность в агропромышленном комплексе.



Задача.

Верующие граждане количеством 7 человек в октябре 2007 года провели собрание и учредили на нем религиозное объединение с целью совершения богослужений. Было решено зарегистрировать объединение в виде религиозной организации. Для регистрации учредители предоставили в управление юстиции заявление, устав, протокол учредительного собрания. В январе 2008 года учредители обратились за получением свидетельства о регистрации объединения, но им было отказано в выдаче свидетельства по следующим причинам:

а) для создания религиозной организации представлены не все документы, предусмотренные законом;

б) для государственной регистрации представлены не все документы, предусмотренные законом;

в) объединение не может быть зарегистрировано в виде религиозной организации.

Дайте юридический анализ ситуации.


ВАРИАНТ № 8.
1.Организация государственного управления в сфере образования и науки.

2.Административная ответственность в области дорожного движения.



Задача.

Гражданин Журавлев потерял паспорт 31 января, а обратился в отдел внутренних дел с заявлением о выдаче нового паспорта 28 августа.

Можно ли привлечь Журавлева к административной ответственности?

ВАРИАНТ № 9.
1.Организация государственного управления в сфере безопасности.

2.Административная ответственность в области охраны окружающей природной среды и природопользования.



Задача.

Белгородская областная Дума приняла постановление, по которому в школах области было не рекомендовано изучать историю по учебнику А.А. Кредера «Новейшая история зарубежных стран 1914-1917 гг.» для 9 класса, рекомендованному школам для использования Министерством образования и науки РФ.

Не противоречит ли это постановление Конституции РФ и Закону РФ « Об образовании. Если да, то кто и с использованием каких конкретно организационно-правовых средств может восстановить нарушенную законность?
ВАРИАНТ № 10.
1.Организация государственного управления в сфере культуры.

2.Административная ответственность в области охраны прав граждан.



Задача.

Водитель Щелкунов, двигаясь на автомашине со скоростью 130 км. в час по населенному пункту, не выполнил требование работника ГИБДД об остановке транспортного средства.

Определите, какие меры принудительного воздействия следует применить к водителю, если он создает угрозу безопасности движения, а также жизни и здоровью водителей и пешеходов.

Решите вопрос о привлечении водителя к административной ответственности, если:



  • он предъявил удостоверение следователя прокуратуры;

  • он предъявил удостоверение судьи районного суда;

  • он предъявил удостоверение личности офицера Российской Армии;

  • он предъявил удостоверение депутата Государственной Думы;

  • он предъявил только удостоверение водителя.


1.2. Требования к выполнению контрольной работы
Контрольная работа, являющаяся неотъемлемой частью учебного процесса, представляет собою самостоятельное выполнение учебно-научного

исследования по определенной теме.

Выполнение контрольной работы предусматривает решение ряда задач:

– приобретение навыков работы с научной литературой, историческим

документами;

– овладение методами поисковой деятельности, обобщение, обработки и научно-исследовательского анализа собранной информации;

– формирование навыков работы с людьми с целью получения от них

необходимой информации;

– выработка умения систематизации материала и его четкого и последовательного изложения;

– расширение объема знаний по предмету и общего кругозора;

– активизация самостоятельной работы и творческого мышления студентов.
Примерная тематика контрольных работ разрабатывается соответствующей кафедрой и доводится до сведения студентов в начале чтения учебного курса.

Руководителем контрольной работы является, как правило, преподаватель, ведущий групповые занятия по данной дисциплине.

Структура контрольной работы должна включать следующие разделы: титульный лист, оглавление, введение, главы (2-3), заключение, список источников и литературы, приложения (схемы, таблицы, фотографии и др.) – если это необходимо для раскрытия темы.

Во введение раскрывается актуальность темы, формулируются цели и

задачи исследования, дается краткая характеристика использованных источников и литературы.

В основной части раскрываются содержание понятий и положений, следующих из анализа изученной литературы.

В заключении подводятся итоги исследования согласно выдвинутых задач, делаются самостоятельные выводы и обобщения.

В списке использованных источников указываются использованные автором работы, научные публикации, а также другие источники, в том числе, электронные.

Объем контрольной работы, как правило, не должен превышать 20 страниц печатного текста, не считая приложений. Работа, как правило, должна быть отпечатана. В порядке исключения рассматриваются работы, представленные в рукописной форме (число строк на одной странице не более 28).

Страницы контрольной работы нумеруются, начиная с титульного листа, но на нем номер страницы не ставится.

Нумерация сквозная для всего текста, исключая приложения.

Шрифт и интервал при написании контрольной работы:

Шрифт 14, Times New Roman

Межстрочный интервал полуторный

Отступ красной строки 1,25 см

Отступы до и после абзаца 0

Выравнивание по ширине

Переносы установлены

Ссылки на источники и литературу, библиографический список и библиографические ссылки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа.

Список источников и литературы оформляются в соответствии с ГОСТ

7.32-2001 «Система стандартов по информатизации, библиотечному и

издательскому делу».

Представление контрольной работы служит условием для допуска студента к экзамену (зачету) по данной дисциплине.
1.3. Критерии оценки контрольной работы
Выполнение контрольной работы оценивается по четырёхбалльной шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно либо зачтено, незачтено.

Контрольная работа, итоговая оценка которой является неудовлетворительной либо незачтено, дорабатывается и представляются на кафедру повторно к концу текущего семестра, до сроков проведения экзаменов или зачетов по данной дисциплине.



Контрольная работа сдаётся студентом на соответствующую кафедру и хранится на ней.
2. Реферат
2.1. Темы (примерные) рефератов


  1. Административно-правовые нормы: понятие, содержание, особенности и виды.

  2. Наука административного права: предмет, сущность и современное состояние.

  3. Тенденция развития современного административного права Российской Федерации.

  4. Исполнительная власть в Российской Федерации: понятие, признаки, принципы и тенденции развития.

  5. Исполнительная и распорядительная деятельность: понятие, содержание и особенности.

  6. Административно-правовые институты административного права.

  7. Соотношение государственного управления и исполнительной власти.

  8. Реформа административного права Российской Федерации: основные направления и сущность.

  9. Предмет административного права: история, современность и тенденции развития.

  10. Принципы административного права: понятие, сущность, виды.

  11. Механизм административно-правового регулирования: понятие, значение и элементы.

  12. Проблемы реализации и действия административно-правовых норм.

  13. Административное право и его соотношение с другими отраслями права.

  14. Характеристика источников административного права.

  15. Содержание и специфические черты административно-правовых отношений.

  16. Организационные формы исполнительной власти.

  17. Административно – правовой статус субъектов в составе Российской Федерации.

  18. Правительство Российской Федерации: правовое положение и современные проблемы организации и функционирования.

  19. Правительство Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации: вопросы взаимодействия и проблемы конституционно-правового регулирования.

  20. Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления.

  21. Распределение компетенции между федеральными органами исполнительной власти и субъектом федерации в сфере обеспечения экологической безопасности на примере Мурманской области.

  22. Правовой режим чрезвычайного положения и роль органов безопасности в его обеспечении.

  23. Система мер обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов на примере Мурманской области.

  24. Распределение компетенции между федеральными органами исполнительной власти и субъектом федерации в сфере социальной защиты населения на примере Мурманской области.

  25. Правовое регулирование прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

  26. Реформа государственной службы в Российской Федерации: основные направления современного развития и проблемы.

  27. Основные положения концепции развития государственной службы в Российской Федерации.

  28. Государственная служба как вид социальной деятельности.

  29. Государственная служба в органах внутренних дел: основные черты, особенности и нормативная основа.

  30. Административно-правовое положение предприятий и учреждений.


2.2. Требования к выполнению реферата
В целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития навыков самостоятельного научного поиска в учебном процессе института практикуется написание рефератов, в том числе и по курсу «Административное право».

Реферат (от лат. «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих научных и нормативных источников или изложение сути монографии, статьи, одним словом, первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат представляет собой самостоятельную творческую работу, выполненную и оформленную согласно требованиям, предъявляемым к научным работам.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. Рекомендованная ниже тематика примерна. Поэтому студент при желании может предложить сам ту или иную тему, согласовав ее предварительно с руководителем семинара.

Содержание и оформление реферата. Прежде всего, необходимо обратить внимание на очень важную часть всякой работы - план, который должен раскрывать заявленную проблему. Единой схемы составления плана не существует. Первый элемент плана - введение, далее следует основная часть, заключение, ссылки на литературу и библиографический список. Страницы необходимо пронумеровать, реферат должен быть подписан и иметь дату завершения работы над текстом. Весь научный аппарат должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы, наметить пути ее анализа и решения, дать краткий аналитический обзор литературы и обосновать структуру изложения материала. Основная часть должна представлять последовательное изложение вопросов плана, каждому из вопросов должен предшествовать заголовок. Желательно, чтобы весь материал был равномерно распределен по вопросам, изложение каждого вопроса завершалось кратким выводом. Содержание каждого из разделов (параграфов) должно раскрывать его название. В заключении необходимо сделать концептуальный вывод по всей работе, который раскрывал бы заглавную проблему. Объем реферата от 15 до 20 печатных страниц.

Ссылки на литературу и нормативные акты могут быть как подстрочными на каждой странице, так и помещаться в конце работы, после заключения с новой страницы. Существуют разные варианты оформления сносок, но необходимо, чтобы в одной и той же работе они были единообразными.

Библиографический список завершает работу. В него необходимо включить все работы и нормативно-правовые акты, с которыми знакомился автор, а не только те, которые были цитированы в тексте работы. Они должны быть сгруппированы следующим образом:

- нормативные акты (по юридической силе в нисходящем порядке, внутри группы равных по юридической силе - по дате издания);

- специальная литература (в алфавитном порядке);

- неопубликованные материалы;

- практические материалы.

Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке.


2.3. Критерии оценки реферата
Выполнение реферата приравнивается к сдаче экзамена и оценивается по четырёхбалльной шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Решение о необходимости и целесообразности публичной защиты, а также о механизме ее принимается руководителем реферата. Одной из форм публичной защиты реферата может являться доклад на семинаре (по усмотрению руководителя).

Представление реферата служит условием для допуска студента к экзамену (зачету) по данной дисциплине.

По решению кафедры лучшие рефераты могут быть выдвинуты на конкурс научно-студенческих работ.

Реферат, итоговая оценка которого является неудовлетворительной, дорабатывается и представляются на кафедру повторно к концу текущего семестра, до сроков проведения экзаменов или зачетов по данной дисциплине.

Реферат сдаётся студентом на соответствующую кафедру и хранится на ней.


3. Доклад
3.1. Темы (примерные) докладов


  1. Административно-правовой статус общественных объединений.

  2. Административно-правовое положение политических партий в Российской Федерации.

  3. Характеристика правовых актов управления.

  4. Административное принуждение как метод государственного управления: социально-правовое назначение и проблемы правового развития.

  5. Общественный порядок: понятие, структура, правовое регулирование.

  6. Система контрольно-надзорных органов, применяющих меры административного принуждения.

  7. Административная ответственность как вид юридической ответственности.

  8. Административная ответственность юридических лиц.

  9. Административные наказания: понятие, цели, система и виды.

  10. Общий порядок наложения административных наказаний.

  11. Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения и административной ответственности.

  12. Административно-процессуальное право: становление теории и современное развитие.

  13. Понятие, особенности, правовое регулирование административно-процессуальных правоотношений.

  14. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права.

  15. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан и перспективы его развития.

  16. Судебный порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения должностных лиц и государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан.

  17. Производство по делам об административных правонарушениях: основное содержание и главные проблемы.

  18. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: значение, сущность, проблемы теории и практики.

  19. Административно- правовое регулирование регистрационного учета граждан Российской Федерации.

  20. Необходимость и пути совершенствования законодательства регулирующего административную ответственность.

  21. Сущность обеспечения законности в государственном управлении.

  22. Цели и правовые средства контроля в государственном управлении.

  23. Административная ответственность в области обеспечения здоровья населения, прав и интересов граждан.

  24. Административно- правовая организация управления использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды на примере Мурманской области.

  25. Административно- правовая организация управлением финансами и кредитом на примере Мурманской области.

  26. Административно- правовая организация управления образованием на примере Мурманской области.

  27. Административно-правовая организация управления культурой на примере Мурманской области.

  28. Административно-правовая организация управления здравоохранением на примере Мурманской области.

  29. Административно - правовая организация управления в области труда на примере Мурманской области.

  30. Административно – правовая организация управления в области обороны на примере Мурманской области.


3.2. Требования к выполнению доклада
Студенту предоставляется время для выступления в сумме 15 минут: 10 минут - доклад, 5 минут - ответы на вопросы.

Студент предоставляет доклад в форме компьютерной презентации, выполненной в MS PowerPoint.

Для надежности желательно, чтобы доклады были записаны на двух стандартных носителях информации (CD/R , Flash-drive).

Студенты обеспечиваются только проекторами для компьютерных презентаций. Доклад сопровождается показом слайдов компьютерной презентации.

Презентация должна иметь первый титульный слайд, содержащий полное название доклада, ФИО автора и научного руководителя, полное название организации (ВУЗа) с названием кафедры, город, год.

Необходимо, чтобы на втором слайде была четко сформулирована решаемая задача.

Несколько слайдов должны описывать решение. Последний слайд должен содержать краткие выводы из работы.

Особое внимание к подготовке доклада, рассчитанного именно на 10 минут.


3.3. Критерии оценки доклада
Изложенное понимание доклада как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме доклада; б) соответствие содержания теме и плану доклада; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.)

Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму доклада.
6. Расчетно-графическая работа
6.1. Примерные задания


  1. Генерал-майор Минаков – начальник УВД Липецкой области в возрасте 46 лет был уволен из органов внутренних дел на основании ст.19 Закона РФ «О милиции».

Районный городской суд, Верховный Суд РФ, рассмотрев дело по иску Минакова, констатировал, что увольнение произведено в точном соответствии со ст. 19 Закона РФ « О милиции».

Минаков обратился в Конституционный Суд РФ, который в июне 1995 года рассмотрел дело (Вестник Конституционного Суда 1995г. №2-3).

Дайте правовую оценку факту увольнения.


  1. Начальник РОВД полковник Жуков издал 25 мая приказ:

«1. 24 мая текущего года выхожу на пенсию.

  • С 25 мая в соответствии с приказом МВД области начальником РОВД является полковник Семин.

  • Все ранее объявленные мною работникам ОВД дисциплинарные взыскания отменяю».

Определите, обоснован ли приказ Жукова и обоснуйте свое мнение.
7. Творческое задание
7.1. Примерные задания
1. Составьте протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2. КоАП РФ.

2. По придуманной фабуле напишите жалобу на постановление и направьте ее по подведомственности.

3. Самыгин 15 лет, Батаков 16 лет и 17- летний Юзов в состоянии опьянения находились находились на дискотеке. За нецензурную, приставания к девушкам их задержали работники ППС и доставили в дежурную часть. При доставлении Юзов оказал злостное неповиновение работникам милиции.

Дайте юридическую квалификацию содеянному.

Решите вопрос о сроках доставления и административного задержания несовершеннолетних.

Каков порядок наказания при совершении нескольких проступков одновременно?


7.2. Критерии оценки творческого задания

Каждая работа оценивается: учитывается выступление на защите, оценивается вся работа в целом.




Критерии оценки презентации

Критерии оценки других творческих работ

Критерии оценки публичного выступления

(защита творческого задания)



  • раскрытие выбранной темы

  • сформированные идеи ясно, грамотно изложены и структурированы

  • слайды представлены в логической последовательности

  • эстетическое оформление

  • умелое использование эффектов анимации

  • раскрытие выбранной темы

  • сформированные идеи ясно, грамотно изложены

  • эстетическое оформление

  • оригинальность формы

  • соответствие теме

  • логичность построения выступления

  • грамотность речи

  • раскрытие теоретической части вопроса

  • глубина выводов

  • умение отвечать на вопросы

  • оригинальность формы представления результата

Может быть выставлена дополнительная отметка, так как при выполнении всех видов заданий обращается внимание на творческий подход при решении поставленных задач, на умение работать в разных программах, на подробность ответы на вопросы рефлексии, на умение пользоваться электронной почтой, на умение соблюдать авторские права.


8. Тестирование
8.1. Примерные задания
1. Органом исполнительной власти специальной компетенции является :

  1. Федеральное министерство.

  2. Государственный комитет РФ.

  3. Государственная Дума Федерального Собрания.

  4. Генеральная прокуратура РФ.

2. Исполнительную власть соотносит с государственным управлением:



  1. Совокупность служащих.

  2. Метод воздействия.

  3. Технология государственного управления.

  4. Администрации государственных учреждений.

3. Сферу государственного управления отличает:



  1. Средство социального управления.

  2. Отношения между людьми и их организациями.

  3. Способность объединять усилия коллективов людей.

  4. Выявление и доминирование одной воли.

  5. Способность субъекта направлять волю, поведение другого лица.

4. Предметом административного права является:



  1. Система органов государственной исполнительной власти.

  2. Регулируемая совокупность общественных отношений.

  3. Совокупность общественных отношений в сфере властной деятельности и система регулирующих их административно-правовых норм .

5. Система административного права включает нормы, регулирующие …



  1. административно-правовые статусы элементов государственной администрации.

  2. административно-правовые статусы государственных предприятий и учреждений.

  3. обеспечение безопасности граждан, общества, государства.

  4. все перечисленное.

6. Признаком метода административно-правового регулирования является:



  1. Исполнение.

  2. Использование.

  3. Обсуждение.

  4. Доказательство.

7. Основу юридически властного содержания предписаний и запретов составляет:



  1. Определение прав и обязанностей субъектов административных правоотношений.

  2. Регламентация созидательной деятельности исполнительной власти.

  3. Вид власти.

8. Дозволением является:



  1. Перспективное действие.

  2. Немедленное действие.

  3. Действие с обратной силой.

  4. Прямое действие.

9. Административное право основано на функциях:



  1. Прикладной.

  2. Воспитательной.

  3. Познавательной.

  4. Фискальной.

10. Принципами административного права являются:



  1. Системность.

  2. Гласность.

  3. Гуманность.

  4. Все перечисленные.

11. Расположите определения понятия "Государственная администрация" в порядке возрастания их степени точности:

а)Система органов государственной исполнительной власти, а также органов, осуществляющих административную власть

b)Системой органов власти

c)Система органов государственной исполнительной власти

d)Система органов исполнительной власти


12.Общая административная правоспособность граждан РФ наступает с а) момента рождения;

b) 14 лет;

c) 16 лет;

d) 18 лет.


13.Отрезок времени, исчисляемый по установленным нормативным актом правилам – это:

a) срок;


b) период;

c) отрезок;

d) продолжительность.
14. Обнаружение фактических обстоятельств совершенного административного правонарушения характерно для такой стадии административного производства как:

a) возбуждение дела;

b) рассмотрение дела;

c) вынесения постановления

d) исполнения постановления.
15. Административное правоотношение, участники (субъекты) которого не находятся в организационном подчинении друг у друга, называется:

a) вертикальным;

b) линейным;

c) горизонтальным;

d) процессуальным.
16. Расположите определения понятия «Субъекты административного права» в порядке возрастания их степени точности:


  1. Исполнительные органы государственной власти, граждане

  2. Исполнительные органы

  3. Исполнительные органы государственной власти

  4. Органы государственной власти

17. Юридические факты в административном праве:



  1. Не имеют значения.

  2. Имеют значение, но не определяющее.

  3. Имеют определяющее значение.

  4. Невозможно определить.

  5. Чаще имеют значение, чем не имеют.

18. Расположите определения понятия «Полисубъектность административного права» в порядке возрастания их степени точности:



  1. Наделение правосубъектностью круга участников

  2. Наделение правосубъектностью участников

  3. Наделение правосубъектностью большого круга участников общественных отношений

  4. следующая страница >>