Путеводитель для бизнеса республика казахстан г. Астана, июнь 2013 года - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Путеводитель для бизнеса республика казахстан г. Астана, июнь 2013 года - страница №1/2




ПУТЕВОДИТЕЛЬ

ДЛЯ БИЗНЕСА
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН


г. Астана,

июнь 2013 года
СОДЕРЖАНИЕ

стр.


1.

Краткая характеристика делового климата страны пребывания

2

2.

Информация о контактных данных дипломатических представительств Российской Федерации (включая контактные данные торгового представительства), представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, представительств субъектов Российской Федерации и негосударственных некоммерческих организаций в иностранных государствах

4

3.

Обзор нормативно-правовой базы и предпринимаемых мер в области государственного регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в стране пребывания

5

4.

Рекомендации для экспортеров

17

5.

Рекомендации по доступу на рынок страны пребывания

25

6.

Информация о защите прав экспортеров в стране пребывания

28

7.

Информация о возможностях проверки деловой репутации в стране пребывания, включая организации в стране, занимающиеся проверкой деловой репутации юридических и физических лиц

29

8.

Перечень наиболее крупных дистрибьюторов различных видов товаров в стране пребывания

29

9.

Специфические особенности ведения бизнеса в стране пребывания, включая культурные аспекты, и деловые обычаи

30




Приложения

31


1. Краткая характеристика делового климата страны пребывания

Республика Казахстан находится в Центральной Азии, в глубине Евразийского материка. Ее территория: 2,7 млн. км2. По площади Казахстан занимает 9-е место в мире и 2-е по территории среди государств СНГ. Страна граничит с Российской Федерацией, КНР, Кыргызстаном, Туркменистаном, и Узбекистаном. Численность населения – 17 млн. чел. Климат резко континентальный: средняя температура января находится в границах от -19 до -400С, средняя температура июля – от +19 до +260С. Самая низкая температура зимой достигает -450С, самая высокая летом +400С. Столица - Астана (с 10 декабря 1997 года). Административно страна делится на 2 города республиканского значения (Астана и Алматы) и 14 областей. Самый крупный город - г. Алматы с населением около 1,5 млн. чел человек. Население Казахстана объединяет более ста национальностей, различающихся по языку, культуре и определенным аспектам их повседневной жизни, но тесно связанных общими историческими судьбами. Самыми крупными этническими группами являются казахи и русские, а основными религиями - Ислам и Христианство. Государственный язык - казахский, в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык. Денежная единица: тенге (1 тенге=100 тиынов). Национальная валюта введена 15 ноября 1993 г. Курс тенге (на 01.06.2013 г.): 1 долл. США = 151 тенге.

Республика Казахстан – светское независимое государство с президентской формой правления. Президентом Республики Казахстан является Нурсултан Абишевич Назарбаев, вновь избранный в апреле 2011 года на последующие 5 лет.

Президент назначает членов Правительства, которое представляет собой исполнительную власть. Система органов исполнительной власти состоит из министерств, служб и агентств. Глава Правительства — премьер-министр Ахметов Серик Ныгметович (с 24 сентября 2012 г.).

Законодательной властью наделено как Правительство, так и две палаты Парламента. Парламент Республики Казахстан является двухпалатным законодательным органом Республики Казахстан в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. Нижняя палата – Мажилис, верхней палатой является Сенат. Председатель Сената Парламента — Кайрат Абдразыкулы Мами (c 15 апреля 2011 года). Председатель Мажилиса Парламента — Нурлан Зайруллаевич Нигматуллин (с 20 января 2012 года).

Для Казахстана 2012 год ознаменовался не только дальнейшим уверенным ростом позитивных тенденций развития, сложившихся за последние годы, но и принятием Стратегии «Казахстан-2050», направленной на дальнейшее формирование перспективных путей развития Казахстана. Были подведены очередные итоги реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. За три года индустриализации было введено в строй 537 новых объектов, объем произведенной ими продукции составил 9,3 млрд. долл. США, создано более 110 тысяч новых рабочих мест.

Результатом экономической политики, проводимой Правительством Республики Казахстан в 2012 году, стала, в целом, позитивная динамика развития экономики страны и сохранение макроэкономической и социальной стабильности в стране, несмотря на негативное влияние ситуации в мировой экономике.

ВВП в 2012 году составил 201,7 млрд. долл. США, увеличившись на 5% к уровню 2011 года. Производство промышленной продукции выросло на 0,5% и достигло 110,5 млрд. долл. США. Основными отраслями являются горнодобывающая промышленность и разработка карьеров. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2012 году составил 12,9 млрд. долл. США, уменьшившись на 17,8% к 2011 году, грузооборот вырос на 7%, оборот розничной торговли – на 12,9%, оптовой торговли – на 15,2%. Положительная динамика в отраслях экономики и высокий потребительский спрос в стране способствовали росту сферы услуг на 10%. Уровень инфляции в годовом выражении составил 6%, что на 1,4 процентных пункта ниже итогов 2011 года. Основные факторы роста инфляции в 2012 году обусловлены рядом факторов, наиболее значимыми из которых стали нестабильная ситуация на мировых товарных рынках, высокий уровень мировых цен на сырье и продовольствие, неэффективность механизма ценообразования внутри Казахстана, низкая конкуренция на отдельных рынках товаров и услуг.

Среднедушевые номинальные денежные доходы населения по оценке за 2012 г. составили 4,1 тыс. долл. США (прирост по сравнению с 2011 г. составил 12,2% по номинальным и 6,8% по реальным денежным доходам). Численность экономически активного населения в декабре 2012 года по предварительным данным составила 8 988 тыс. чел., увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,7%. Численность безработных за этот же период увеличилась на 1,4%, достигнув 488,1 тыс. чел. Уровень безработицы составил 5,4% к численности экономически активного населения. Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам в 2012 г., составила около 680 долл. США, увеличившись к уровню 2011 года на 12,4% в номинальном выражении и на 6,9% – в реальном.

Ситуация на внутреннем валютном рынке оставалась стабильной. Курс тенге в 2012 году колебался в пределах 147,50-150,86 тенге за доллар США. За 2012 год обменный курс тенге ослаб к доллару США в номинальном выражении на 1,6%. Устойчивость национальной валюты позволила банку нарастить международные резервы страны, объем которых за 2012 год увеличился на 17,9% и составил 86 млрд. долл. США, в том числе активы Национального фонда в иностранной валюте выросли на 32,4% и достигли 57,8 млрд. долл. США.

Банковский сектор в 2012 году демонстрировал стабильную динамику восстановления – активы банков выросли на 8,2%, объем кредитов увеличился на 13%, депозиты выросли на 7,2%. Агентством «Fitch» в 2012 году повышен суверенный кредитный рейтинг Казахстана до уровня «BBB+», что в условиях кризиса в западных странах свидетельствует о кредитоспособности страны. Дефицит республиканского бюджета составил 906,5 млрд. тенге (6,1 млрд. долл. США) или 3% к ВВП. По предварительной оценке, профицит текущего счета платежного баланса составил 8,8 млрд. долл. США.

За 2012 год внешнеторговый оборот увеличился на 9,8% и достиг 136,8 млрд. долл. США, в т.ч. экспорт – 92,3 млрд. долл. США (рост на 5,3%), импорт – 44,5 млрд. долл. США (рост на 20,2%). Основными торговыми партнерами Республики Казахстан в отчетном году были Китай (17,5% от внешнеторгового оборота), Россия (17,4%), Италия (12%), Нидерланды (5,7%) и Франция (4,5%). Основными партнерами по экспорту товаров являлись: Китай – 17,9% от его общего объема, Италия – 16,8%, Нидерланды – 8,1%, Россия – 7,3%, Франция – 6,1%, Швейцария и Австрия – по 5,4%. Импорт осуществлялся в основном из следующих стран: Россия – 38,4% от общего объема, Китай – 16,8%, Украина – 6,6%, Германия – 5,1%, США – 4,7% и Италия – 2,2%.

Успешная реализация «Карты индустриализации», «Дорожной карты бизнеса – 2020» позволила поддержать рост экономики и создать дополнительные рабочие места.

Актуальным направлением многостороннего сотрудничества оставалось взаимодействие со странами постсоветского пространства. С 1 января 2012 года на основе созданного 1 января 2010 года Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии начало функционировать единое экономическое пространство ЕврАзЭС. В 2012 году вопросы дальнейшего совершенствования деятельности Таможенного союза, Единого экономического пространства ЕврАзЭС и Евразийской экономической комиссии стали предметом обсуждения на заседаниях Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Высшего евразийского экономического совета (19 марта и 19 декабря в Москве). Главным их итогом стала договоренность о начале деятельности с января 2015 года Евразийского экономического союза в партнерстве с Россией и Белоруссии.


2. Информация о контактных данных дипломатических представительств Российской Федерации (включая контактные данные торгового представительства), представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, представительств субъектов Российской Федерации и негосударственных некоммерческих организаций в иностранных государствах

1. Посольство Российской Федерации в Республике Казахстан г. Астана

Адрес: г. Астана, ул. Бараева, д. 4.

Тел.: (7172) 44-07-83, 44-07-86, 44-07-92

Факс: (7172) 44-08-07

E-mail: rfekz@yandex.ru

Web-site: www.rfembassy.kz
2. Торговое представительство Российской Федерации в Республике Казахстан

Адрес: 010000, г. Астана, ул. Кенесары, 39

Тел.: +7 (7172) 32-77-89

Факс: +7 (7172) 32-81-51

E-mail: torgrf-astana@mail.ru

Web-site: www.rustrade.kz


3. Региональное представительство ТПП России в странах Центральной Азии

Адрес: г. Алма-Ата, ул.Фурманова, 173

Тел.: +7 (7272) 72-59-45

Факс: +7 (7272) 72-60-49

E-mail: tpprfca@yandex.kz

Web-site: www.centrasia.ruschamber.net


4. Представительство Федеральной таможенной службы Российской Федерации

Адрес: г. Астана, ул. Ауэзова, д. 34 (116)

Тел.: +7 (7172) 22-73-21, 22-73-28

Факс: +7 (7172) 22-73-24

E-mail: rtpkaz@са.customs.ru

Web-site: www.customs.ru

Информация об иных представительствах федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, представительств субъектов Российской Федерации и негосударственных некоммерческих и коммерческих организаций приведена в Приложении 1.
3. Обзор нормативно-правовой базы и предпринимаемых мер в области государственного регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в стране пребывания

3.1. Основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность

В целях создания системной и институциональной основы для устойчивого развития торговой отрасли Республики Казахстан и повышения ее конкурентоспособности Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.10.2010 года № 1143 (с изменениями и дополнениями от 18.01.2012 г.) утверждена Программа по развитию торговли в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, в которой отражены актуальные вопросы дальнейшего развития торговли.

Данная Программа разработана в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 01.02.2010 года № 922 (с изменениями от 27.08.2012 г.) и Планом мероприятий по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы (далее - ГПФИИР), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 14.04.2010 года № 302 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.07.2011 г.). Программа представляет собой функциональный раздел ГПФИИР.

В Программе отражены вопросы развития торговли в целом, в том числе, внешней торговли и внутренней, включающей в себя розничную, оптовую, биржевую, электронную торговлю и систему общественного питания.

При этом, приоритетами внешней торговой политики Казахстана определены:

1. Вступление Казахстана в ВТО;

2. Завершение формирования Таможенного союза;

3. Заключение нового соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ;

4. Проработка и заключение соглашений о свободной торговле с Европейской Ассоциацией свободной торговли и Новой Зеландией.

В целях защиты национальной промышленности, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды и национальной безопасности в республике применяются меры ограничительно-запретительного характера, т.е. меры нетарифного регулирования, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

Все товары, в отношении которых применяются нетарифные меры регулирования торговли с третьими странами, подлежат включению в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз странами Таможенного союза в торговле с третьими странами.

Кроме того, в соответствии с Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран и Соглашением о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран, страны Таможенного союза имеют право в одностороннем порядке вводить меры нетарифного регулирования на срок не более шести месяцев.

Также, в рамках Таможенного союза между Республикой Казахстан, Республикой Беларусь и Российской Федерацией одними из основных инструментов торговой политики в целях защиты отечественных товаропроизводителей являются защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, которые регулируются Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (далее – Соглашение 2008 года), подписанное 25.01.2008 г. и вступило в силу с 01.07.2010 года.

Меры нетарифного регулирования в рамках Таможенного союза регулируются:

Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2009 года, определяющим основные положения о мерах нетарифного регулирования;

Соглашением о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года, определяющим порядок применения мер нетарифного регулирования;

Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года, определяющим порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров.

Меры защиты внутреннего рынка при импорте товаров. Важным элементом является формирование единой политики, регулирующей отношения, связанные с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Базовым документом Таможенного союза в области применения торговых мер является Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года.

Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Казахстан помимо норм законодательства Таможенного союза осуществляется также на основании нормативно-правовых актов, приведенных в Приложении 2.

Помимо прочего, базовым законодательным актом в сфере торговой деятельности является Закон Республики Казахстан от 12.04. 2004 года «О регулировании торговой деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.), который устанавливает принципы и организационные основы ее государственного регулирования. Его анализ показал, что в нем имеется множество отсылочных норм закона, касающихся: правил осуществления внутренней торговли; государственного регулирования цен; требований по организации оптовой торговли; порядка розничной торговли вне торговых мест; установления таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары; запрета на ввоз (вывоз) отдельных видов товаров; установления тарифных квот; государственной монополии на отдельные виды товаров; установления защитных мер; порядка проведения аукционной, комиссионной, приграничной электронной и биржевой торговли; отдельных требований к субъектам торговой деятельности; разрешения споров; определения ответственности за нарушение Закона.

Основной целью Закона является совершенствование системы регулирования торговой деятельности, защита и продвижение экономических интересов Республики Казахстан во внешнеторговой деятельности, а также обеспечение поддержки и доступа отечественных товаров на внешние рынки. Закон направлен на системное регулирование внешней и внутренней торговли, в нем предусмотрены нормы по содействию развития торговой деятельности. В целях регулирования внешней торговли в Законе предусмотрены изменения и дополнения в целях приведения в соответствие с международно-правовыми актами, принятых в рамках Таможенного союза. Определены меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В целях защиты внутреннего рынка в проект закона внесена норма по количественному ограничению экспорта и импорта товаров. Особое внимание уделено вопросам продвижения экспорта казахстанских товаров.

Таким образом, совершенствование законодательства в сфере регулирования торговой деятельности будет способствовать интеграции в мировую торговую систему, экспортопродвижению казахстанских товаров и развитию внутренней торговли.

Нормы Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан» также приведены в соответствие с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза и принятых международных соглашений путем дублирования с раскрытием отсылочных норм детализированными и систематизированными положениями на национальном уровне.

Данный факт позволяет создать удобный в применении для участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов нормативный правовой акт, а также исключить использование большего количества актов таможенного законодательства, которое, в свою очередь, может привести к их противоречивому и неверному толкованию.

Таким образом, совершенствование казахстанского законодательства в сфере регулирования торговой деятельности будет способствовать интеграции в мировую торговую систему, экспортопродвижению казахстанских товаров и развитию торговли.



3.2. Таможенный тариф

Таможенно-тарифная политика в Казахстане основывается на 5 основных международных документах:

- Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании, закладывающее основу единой таможенно-тарифной политики - Единый таможенный тариф, а также механизм его функционирования - ратифицировано Законом Республики Казахстан от 18.11.2008 года.

- Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа - ратифицирован Законом Республики Казахстан от 24.11.2009 года.

- Протокол о предоставлении тарифных льгот - ратифицирован Законом Республики Казахстан от 24.11.2009 года.

- Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот - ратифицировано Законом Республики Казахстан от 24.11.2009 года.

- Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза - ратифицирован Законом Республики Казахстан от 24.11.2009 года.

Все вышеназванные документы в соответствии с Решением Высшего органа таможенного союза (Межгосударственного Совета ЕврАзЭС) от 27.11.2009 года № 18 вступили в силу с 01.01.2010 года. Также данным Решением были утверждены:

Единый таможенный тариф Таможенного союза, представляющий собой свод единых импортных таможенных пошлин, применяемых в отношении импорта из третьих стран и не охватывающий экспортные пошлины.

На сегодня предполагается, что стороны самостоятельно определяют перечни товаров, которые будут облагаться экспортными пошлинами и информируют Комиссию Таможенного союза и друг друга:

Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;

Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;

Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции;

Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - участников таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза;

Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия Таможенного союза принимает консенсусом.

Действующие на текущий момент нормативно-правовые акты о таможенно-тарифной политике размещены на сайте Таможенного союза (www.tsouz.ru).



3.3. Законодательство об иностранных инвестициях

С момента обретения Казахстаном независимости в 1990 году привлечение иностранных инвестиций рассматривалось как один из основных инструментов для вывода страны из экономического кризиса и развития эффективной рыночной экономики. Получение столь необходимых Казахстану инвестиций могло стать возможным при наличии рыночно ориентированных законов, регулирующих среди прочего и режим инвестиций. Законом Республики Казахстан «Об инвестициях» от 08.01.2003 г. № 373-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2012 г.) (далее - Закон об инвестициях) объединены нормы, регулирующие отношения, связанные с инвестициями, и установлен общий правовой режим для иностранных и национальных инвестиций, предоставив гарантии инвесторам, осуществляющим свою деятельность в Республике Казахстан, что в целом следует расценить как позитивный момент.

В Законе, в первую очередь, регламентированы равенство мер стимулирования инвестиций, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов, гарантии защиты прав инвесторов, порядок разрешения споров с участием инвесторов. В соответствии с ним, посредством заключения контракта с уполномоченным органом (Комитет по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан), предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

1) инвестиционные налоговые преференции, в том числе:

а) преференции по корпоративному подоходному налогу сроком до 10 лет (для вновь созданных предприятий – освобождение, для действующих предприятий - право отнесения на вычеты стоимость фиксированных активов приобретенных в рамках реализации инвестиционного проекта),

б) преференции по налогу на имущество сроком до 5 лет,

в) преференции по земельному налогу сроком до 5 лет,

2) освобождение от обложения таможенными пошлинами ввозимого для реализации инвестиционного проекта оборудования и комплектующих к нему;

3) государственные натурные гранты (в качестве государственных натурных грантов могут передаваться земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь).

Законом гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также очень четко регламентирована работа государственных органов в отношении инвесторов (свободное движение капитала, репатриация капитала, свобода использования прибыли, право частной собственности на землю, в том числе и для иностранных компаний).

Также в Законе определены меры государственной поддержки инвестиций, осуществляемых в приоритетных отраслях экономики Казахстана. Меры государственной поддержки инвестиций распространяются в равной степени как на отечественных, так и на иностранных инвесторов.

Создание Таможенного союза предусматривает функционирование единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В свете создания Таможенного союза вопросы инвестиционной привлекательности Казахстана выходят на передний план в конкуренции за инвестиции. Инвестиционный климат Казахстана должен быть как минимум не менее привлекательным, чем в других странах-участниках Таможенного союза.

В рамках Таможенного союза для Казахстана сохраняются инвестиционные преференции на освобождение от уплаты таможенных платежей на оборудование и комплектующие, ввозимые для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Казахстан.

Новые поправки в Закон «Об инвестициях» предусматривают освобождение от таможенных пошлин технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства-участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта.

В законе имеется ссылка об освобождении от обложения таможенной пошлиной в отношении ввоза сырья и материалов сроком до пяти лет юридических лиц Казахстана в зависимости от объема инвестиций в фиксированные активы и в случае соответствия инвестиционного проекта перечню приоритетных видов деятельности. Данный перечень приоритетных видов деятельности может пересматриваться не более одного раза в год.

Внесены изменения в части заключения инвестиционного контракта с уполномоченным органом, контроля за соблюдением условий инвестиционных контрактов, осуществляемых уполномоченным органом.

Уточнен срок действия инвестиционного контракта в отношении ввода в эксплуатацию фиксированных активов по рабочей программе и определен порядок применения инвестиционных преференций в отношении ввоза запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и материалов.

Таким образом, в Казахстане уже сегодня созданы и ведется серьезная работа по дальнейшему улучшению условий для создания производств, ориентированных не только на внутренний рынок, но также и на соседние страны, в первую очередь на страны Таможенного союза.

Помимо прочего, в целях реализации Постановления Правительства Республики Казахстан от 14.04.2010 г. № 302 «Об утверждении Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы» Правительство Республики Казахстан утвердило Постановлением от 30.10.2010 г. № 1145 (с изменениями и дополнениями от 08.06.2012 г.) «Программу по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы», целью которой явилось совершенствование условий привлечения инвестиций, продвижение положительного инвестиционного имиджа Казахстана, создание новых СЭЗ и индустриальных зон, улучшение нормативно-правовой базы по регулированию деятельности СЭЗ, содействие развитию и продвижению экспорту казахстанской продукции путем обеспечения сервисной поддержки экспортерам, оказание финансовой поддержки экспортерам.

Принятые законодательные акты и организационные меры способствовали созданию благоприятного инвестиционного климата и притоку иностранных инвестиций в экономику Казахстана

3.4. Валютное регулирование

Валютное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

В последнее время в республике большое внимание уделяется Концепции либерализации валютного режима, инициированной Национальным Банком Республики Казахстан. Так, в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившего в силу с 01.01.2007 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2012 г.), были осуществлены следующие изменения: - отменено требование репатриации валюты по экспортно-импортным сделкам в установленный срок, срок репатриации определяется, исходя из условий контракта; - отменен режим лицензирования по операциям, связанным с движением капитала, открытием счетов за рубежом, инвестициям за границу и операции с ценными бумагами, установлены требования по предоставлению информации в рамках режимов регистрации и уведомления; - введена новая упрощенная схема экспортно-импортного валютного контроля, в которой упрощены процедуры паспортизации внешнеторговых сделок, исключены излишние административные барьеры и элементы бюрократического бремени; - сняты ограничения на цели покупки иностранной валюты юридическими лицами-резидентами. С начала 2007 года валютный контроль осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Контроль за соблюдением порядка осуществления платежей и переводов денег по валютным операциям на основе информации, представляемой при осуществлении валютных платежей и переводов через уполномоченные банки, для целей финансового мониторинга.

2. Контроль за репатриацией валютной выручки по экспорту и неиспользованного аванса по импортным операциям (экспортно-импортный валютный контроль) в сроки, которые определяются экспортером или импортером самостоятельно, исходя из условий внешнеторгового контракта.

3. Контроль за своевременным и достоверным предоставлением сведений в рамках режимов валютного регулирования - регистрации и уведомления - в целях получения информации о характере и природе проводимой сделки. Переход к полной конвертируемости тенге с 01.01.2007 г. создал условия для того, чтобы тенге стал свободно-конвертируемой валютой.

С 01.07.2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, который изменил правила ввоза товаров из-за рубежа в страны ТС. 30.01.2012 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О ратификации Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» за № 389 (далее - Договор). Договор, подписанный главами государств-участников Таможенного союза 05.07.2010 г. в г. Астане, устанавливает единый порядок для ввоза или вывоза физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через границы государств-участников Таможенного союза в третьи страны. Для граждан Республики Казахстан принятый Договор дал следующие преимущества в сравнении с действовавшим порядком: порог обязательного декларирования валюты увеличен до эквивалента 10 тысяч долларов США, перемещение наличных денежных средств, дорожных чеков и ценных бумаг между государствами-членами Таможенного союза осуществляется без ограничений, не требуется представления документов, подтверждающих легальность происхождения, при вывозе наличной иностранной валюты на сумму свыше эквивалента 10 тысячам долларов США в третьи страны.

Кроме того, 06.01.2012 г. Главой государства подписан Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" № 530-IV.

Закон разработан в целях совершенствования механизмов валютного контроля путем замены процедуры оформления паспорта сделки как документа, необходимого для таможенного оформления, на процедуру учетной регистрации контракта.

Исключение паспорта сделки необходимо для таможенного оформления, упрощение порядка осуществления резидентами отдельных видов валютных операций, уточнение процедуры режима валютного регулирования. Предусматриваются изменения и дополнения в законодательные акты: о Национальном банке, о валютном регулировании.

В целях приведения норм закона о валютном регулировании и валютном контроле в соответствии с договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 05.07.2010 г., статья 18 закона изложена в новой редакции. Так, Законом предусматривается снятие в национальном законодательстве ограничений на вывоз валюты в эквиваленте свыше десяти тысяч долларов с одновременной отменой требования о предоставлении документов.

Реализация программы либерализации в республике привела к снижению издержек участников внешнеэкономической деятельности, связанных с выполнением требований валютного законодательства, к стимулированию экспансии казахстанского капитала за рубеж, к более активному использованию инструментов хеджирования рисков, связанных с изменениями курсов валют, товарных цен и процентных ставок. Таким образом, с момента приобретения независимости республикой и образования валютного рынка сделаны значительные шаги в достижении основных целей валютного регулирования, устойчивости национальной валюты и развития внутреннего валютного рынка.



3.5. Регулирование свободных (особых) экономических зон

Государство продолжает формировать адекватную юридическую базу для защиты прав инвесторов. Постоянный диалог государства с иностранными владельцами капитала и казахстанскими предпринимателями нацелен на обеспечение максимально привлекательных условий для ведения бизнеса в республике. С этой целью Казахстан на основе эффективной мировой практики создал специальные экономические зоны.

Специальная экономическая зона создается на определенный срок Указом Президента Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан, основанному на предложениях представительных местных и исполнительных органов.

Специальная экономическая зона представляет собой ограниченную территорию Республики Казахстан, на которой действует особый правовой режим.

Специальные экономические зоны создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, развития одной или нескольких отраслей новых технологий, создания высокоэффективных экспортно-ориентированных производств, освоения выпусков новых видов продукции, привлечения инвестиций, отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем.

В Республике Казахстан функционирование свободных экономических зон регулируется Законом Республики Казахстан «О специальных экономических зонах» от 21.07.2011 года № 469-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2013 г.). Им охвачен широкий круг вопросов, относящихся к созданию и функционированию специальных экономических зон (далее – «СЭЗ»), статусу их участников, правилам и особенностям осуществления деятельности на территории СЭЗ. Кроме того, Закон содержит ряд важных нововведений, касающихся деятельности СЭЗ в Казахстане.

Одно из принципиальных нововведений, представленных в Законе, относится к порядку создания СЭЗ. Если до принятия Закона предложение о создании СЭЗ могло быть внесено местными или центральными исполнительными органами и ассоциациями предпринимателей, то в соответствии с новым Законом предложение о создании СЭЗ может быть также внесено отдельными юридическими лицами, заинтересованными в создании СЭЗ. Он детально описывает состав и процедуру рассмотрения предложения о создании СЭЗ. Среди прочих требований, для внесения такого предложения требуется разработка технико-экономического обоснования, которое должно пройти соответствующую экспертизу.

Порядок управления СЭЗ также был в значительной степени изменен. Органом управления СЭЗ теперь может являться либо государственное учреждение, либо управляющая компания. Управляющая компания может быть создана негосударственными юридическими лицами, включая иностранные. Закон предусматривает, что в случае создания СЭЗ по инициативе государственных органов не менее 50% голосующих акций такой компании должны принадлежать государству. В том случае, если СЭЗ создается по инициативе негосударственных юридических лиц, государству должно принадлежать не менее 26% голосующих акций. Таким образом, негосударственные инвесторы (включая иностранных), желающие принять участие в деятельности СЭЗ, теперь могут выступить в качестве учредителей управляющей компании. Тем самым им предоставляется возможность участвовать в принятии решений, оказывающих непосредственное влияние на их деятельность.

Закон впервые выделяет приоритетные и вспомогательные виды деятельности на территории СЭЗ. Приоритетные виды деятельности соответствуют целям создания специальной экономической зоны. На лиц, осуществляющих такие виды деятельности, распространяется специальный правовой режим СЭЗ, и эти лица являются участниками СЭЗ. Вспомогательные виды деятельности, в свою очередь, осуществляются в целях обеспечения деятельности участников СЭЗ, и осуществляются на ее территории лицами, которые участниками СЭЗ не являются.

К лицам, осуществляющим разные виды деятельности на территории СЭЗ, применяется разный правовой режим, и предъявляются Законом различные требования.

Закон устанавливает, что заявитель, подающий заявку на осуществление приоритетного вида деятельности, должен обладать денежными средствами и имуществом, не изъятым из оборота, в размере, соответствующем технико-экономическому обоснованию такой заявки. Закон также определяет, что деятельность заявителя должна соответствовать целям и видам деятельности, осуществляемым на территории СЭЗ.

В свою очередь, ключевое требование, предъявляемое к лицам, претендующим на осуществление вспомогательных видов деятельности на территории СЭЗ – статус казахстанского производителя работ, услуг.

Кроме того, необходимо упомянуть, что Закон содержит норму о прекращении деятельности обособленных структурных подразделений участников СЭЗ, осуществляющих приоритетные виды деятельности, за пределами СЭЗ. Данное положение, на наш взгляд, направлено на повышение реальной эффективности СЭЗ – при отсутствии возможности иметь структурные подразделения за пределами СЭЗ и осуществлять иные виды деятельности, чем те, которые соответствуют целям создания СЭЗ, участники СЭЗ должны будут приложить все усилия для того, чтобы их деятельность на территории СЭЗ была эффективной и успешной.

Закон вносит ряд существенных изменений в отдельные правила функционирования СЭЗ.

Прежде всего, нужно отметить, что режим Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии на территорию СЭЗ не распространяется. В пределах территории СЭЗ действует специальный режим свободной таможенной зоны. Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

Кроме того, Законом применительно к СЭЗ изменен принцип привлечения иностранной рабочей силы. Так, например, выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы местными исполнительными органами производится в упрощенном порядке без поиска кандидатур на внутреннем рынке труда.

Также Законом вводится механизм оказания услуг участникам СЭЗ по принципу «одного окна», что означает минимизацию участия заявителей в процессах сбора и подготовки различных документов, и ограничение их непосредственного контакта с субъектами оказания государственных услуг. Таким образом, Закон направлен на повышение реальной эффективности СЭЗ. В пользу этого говорят как изменения, предоставляющие участникам СЭЗ дополнительные права и возможности (участие в управлении СЭЗ, смягчение требований по поиску иностранной рабочей силы, внедрение принципа «одного окна»), так и изменения, которые носят, по сути, ограничительный характер (требования к достаточности денежных средств и имущества, обязанность прекратить деятельность обособленных структурных подразделений за пределами СЭЗ).

Очевидно, что последовательная реализация Закона может положительно сказаться как на повышении эффективности работы СЭЗ в частности, так и на улучшении инвестиционного климата в целом.

В соответствии с указами Президента Республики Казахстан на территории Республики Казахстан функционируют девять специальных экономических зон, а именно «Астана – новый город» (г.Астана), «Морпорт Актау» (морской порт Актау), «Парк информационных технологий» (г.Алматы) и «Онтустик» (Южно-Казахстанская область). «Бурабай» (Щучинский район), «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (Атырауская область), «Хоргос - Восточные ворота» (Алматинская область), «Павлодар» (Павлодарская область) и «Сарыарка» (Карагандинская область).

Регулирование и развитие специальных экономических зон в каждом из перечисленных регионов определяется персональным Указом Президента Республики Казахстан. Данные Указы предусматривают основную территорию, на которой будет развиваться специальная экономическая зона, определенные цели, перечень приоритетных отраслей развития специальных экономических зон, управление и компетенцию местных уполномоченных органов, таможенное регулирование, налогообложение, а также порядок пребывания иностранных граждан на территории специальных экономических зон.

Согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», участники, осуществляющие деятельность, соответствующую целям создания специальной экономической зоны освобождаются от уплаты земельного налога, корпоративного подоходного налога и налога на имущество. Согласно Таможенному кодексу Республики Казахстан участники специальной экономической зоны освобождаются от оплаты таможенных пошлин.
4. Рекомендации для экспортеров

4.1. Перспективные направления расширения российского экспорта

Исходя из анализа тенденций, сложившихся за последние годы в торгово-экономических отношениях России и Казахстана, основными задачами на предстоящий период будут:

- Обеспечение роста российского экспорта, в том числе высокотехнологичного, товаров и услуг из России.

Для решения этой задачи необходимы действия, направленные на продвижение продукции российских предприятий на рынок Казахстана, рост поставок российской техники, технологий и услуг в рамках осуществления совместных проектов. Большую роль, как и в предыдущие годы, в этом будет играть создание совместных предприятий, продукция и услуги которых будут востребованы на территории Таможенного союза, а также экспортироваться в третьи страны. Нельзя не отметить возрастающую роль процесса расширения сотрудничества деловых кругов в рамках приграничного и межрегионального взаимодействия по поставкам товаров и оказанию услуг российскими компаниями на территории Казахстана.

- Продвижение российских инвестиций в реализуемые и планируемые к реализации проекты в Республике Казахстан.

Как и в предыдущие годы на предстоящий период будет продолжаться работа, направленная на поддержку российских компаний в реализации совместных проектов в области промышленности, горнодобывающего комплекса, в сфере ТЭК, мирного использования атомной энергии, в агропромышленном комплексе, транспорте, сфере информационных технологий и телекоммуникаций и других отраслях.

Учитывая влияние мировых тенденций на развитие экономики Казахстана, перспективными направлениями расширения российского экспорта станет поиск новых направлений сотрудничества с выходом на реализацию совместных инвестиционных проектов с участием российских и казахстанских компаний, в том числе в высокотехнологичных сферах.

4.2. Действующие торговые ограничения

В целях недопущения критического недостатка и роста цен на внутреннем рынке Казахстана Правительство республики вынесены следующие нормативные акты, такие как:

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28.12.2012 г. № 1694 с 1 января 2013 года сроком на шесть месяцев введен временный запрет на вывоз легких дистиллятов и продуктов керосина, газойлей и прочих нефтепродуктов (код ТН ВЭД ТС 2710 12), керосина (код ТН ВЭД ТС 2710 19 210 0 - 2710 19 250 0), газойлей (код ТН ВЭД ТС 2710 19 420 0 - 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 - 2710 20 190 0) и прочих нефтепродуктов (код ТН ВЭД ТС 2710 20 900 0), кроме специальных бензинов (код ТН ВЭД ТС 2710 12 210 0 - 2710 12 250 0) и печного топлива бытового.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 05.12.2011 г. № 1461 «Об утверждении Правил запрета, приостановления или изъятия из обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники».

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2012 года № 969 «О введении запрета на пользование сайгаками, их частями и дериватами на всей территории Республики Казахстан до 2020 года, кроме использования в научных целях».

Помимо этого, с целью охраны здоровья граждан и территории Республики Казахстан от завоза инфекционных и паразитарных заболеваний, а также потенциально опасных для здоровья человека продукции Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2267 установлены Правила запрета на ввоз, а также на производство, применение и реализацию на территории Республики Казахстан продукции, предназначенной для использования и применения населением, а также в предпринимательской и (или) иной деятельности.

Кроме того, внутренняя торговля в пределах единой таможенной территории Таможенного союза регулируется следующими документами: Соглашением о создании Таможенного союза, Соглашением об антидемпинговых и компенсационных мерах, Соглашением о косвенных налогах и другими соглашениями, а также законами стран-членов Таможенного союза, при условии их соответствия соглашениям Таможенного союза.

Следующим важным этапом в интеграционном процессе стало введение в действие с 1 января 2012 года Единого экономического пространства, в рамках которого в дополнение к свободе движения товаров в рамках Таможенного союза, создаются условия для свободного передвижения на территории трех стран услуг, капитала и трудовых ресурсов.

На протяжении всего 2012 года Казахстаном была проведена работа по ратификации всего пакета соглашений Единого экономического пространства, направленных на формирование Единого экономического пространства, что впоследствии, принесет новые возможности для развития бизнеса, позволит снизить налоговые, административные и иные барьеры.

4.3. Особенности таможенно-тарифного регулирования при импорте в страну пребывания

В целях создания благоприятных условий для развития торгово-экономических отношений Правительством Республики Казахстан в отдельных случаях применяется льготный (преференциальный) таможенно-тарифный режим.

Так, в соответствии с двусторонними Соглашениями о свободной торговле товары, происходящие из этих государств, ввозимые на территорию Республики Казахстан и подпадающие под действие указанных соглашений, таможенными пошлинами не облагаются.

Таможенными пошлинами также не облагаются не производимые в республике товары, и ряд товаров, происходящих из наименее развитых стран, пользующихся национальной системой преференций (47 стран).

На 104 развивающиеся страны также распространяется преференциальный режим, который выражается в виде снижения размера действующих ставок ввозных таможенных пошлин (до 75%).

С учетом длительности разработки технических регламентов ЕврАзЭС и сохранения до их принятия национального законодательства, регулирующего правоотношения в данной области, Комиссией Таможенного союза (далее – КТС) утвержден Комплекс мер по обеспечению свободного обращения продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на единой таможенной территории Таможенного союза и созданию системы санитарного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля на внешней границе Таможенного союза. В соответствии с п. 6 решения КТС от 25.09.2009 г. № 85 «О проектах международных договоров в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе» при разработке технических регламентов ЕврАзЭС принимаются за основу действующие технические регламенты Республики Казахстан.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.06.2008 г. № 578 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.10.2012 г.) утверждены Правила лицензирования экспорта и импорта товаров, в том числе продукции, подлежащей экспортному контролю, а также деятельности при автоматическом лицензировании импорта отдельных товаров, квалификационных требований, предъявляемых к деятельности по лицензированию, и перечня товаров, экспорт и импорт которых подлежат лицензированию; утвержден Перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию.

Лицензирование экспорта и импорта товаров осуществляется Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, за исключением импорта этилового спирта и алкогольной продукции, лицензирование которого осуществляется Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан.

Лицензирование импорта отдельных товаров осуществляется Правительством Республики Казахстан по соображениям безопасности государства, жизни или здоровья граждан, окружающей среды и в целях защиты отечественных производителей товара и экономической безопасности Республики Казахстан без применения количественных ограничений.

Законом Республики Казахстан от 28.12.1998 г. № 337-I «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров» (с изменениями и дополнениями на 26.01.2011 г.) предусмотрена импортная квота – защитная мера по ограничению импорта товара на территорию Республики Казахстан в отношении его количества и (или) стоимости. Квота устанавливается на основании Постановления Правительства Республики Казахстан.

Кроме того, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15.03.2012 г. № 336 (с изменениями и дополнениями от 24.08.2012 г.) распределен объем тарифных квот на ввоз отдельных видов мяса между участниками внешнеэкономической деятельности на 2012 год.

Законодательно утверждены количественные ограничения и эквивалентные им меры, приводящие к ограничению импорта. Так, в 2012 году приняты:

Решение Коллегии ЕЭК от 18.09.2012 г. № 158 «О внесении изменений в разделы 1.1 и 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами»;

Следует отметить, что в соответствии с п.3 ст.9 Соглашения, в исключительных случаях Стороны могут в одностороннем порядке вводить меры нетарифного регулирования, на срок, не превышающий 6 месяцев. В действительности Республикой Казахстан нарушаются сроки действия запретов, – временный запрет, установленный с 29.05.2010 г., по истечении 6 месяцев продлевается и фактически действует на постоянной основе.

В настоящее время в Российской Федерации и Республике Казахстан запреты и ограничения практически унифицированы, продолжается работа, направленная на унификацию законодательства Таможенного союза в отношении перемещения товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, а также продукции военного назначения.

4.4. Особенности таможенных процедур при импорте в страну пребывания

Таможенное регулирование в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, таможенным законодательством Республики Казахстан. Регулирование отношений на части таможенной территории таможенного союза (территории Республики Казахстан), на которой Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей и налогов, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

В соответствии с Разделом 4 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 30.06.2010 г. № 296-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.01.2013 г.) перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза осуществляется с соблюдением положений и подлежит таможенному контролю, установленному таможенным законодательством таможенного союза и Кодексом. Местами перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза являются пункты пропуска либо иные места, определенные Правительством Республики Казахстан.

Также в разделе приведен перечень документов и сведений, представляемых таможенному органу в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, указан порядок возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Ко всем лицам, перемещающим товары через таможенную границу таможенного союза, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, таможенное и налоговое законодательство Республики Казахстан, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов.

4.5. Нетарифные меры и техническое регулирование

Таможенно-тарифное регулирование - совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Проводимая в стране таможенно-тарифная политика формируется в первую очередь, исходя из национальных экономических приоритетов, с учетом уровня развития и потенциала перерабатывающего сектора экономики и нацелена, как было упомянуто выше, на повышение конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг.

В силу Закона Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года № 544-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.) «О регулировании торговой деятельности» к мерам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Казахстан относится применение: 1) таможенных пошлин; 2) тарифных льгот; 3) тарифных преференций; 4) тарифных квот.

Действующие в Казахстане ставки импортных таможенных пошлин призваны обеспечить равные, а зачастую более благоприятные конкурентные условия для казахстанских производителей, что позволяет Правительству Республики Казахстан стимулировать развитие сельскохозяйственного и перерабатывающего секторов экономики, что в свою очередь, влечет прогрессивные структурные изменения в экономике республики.

Министерством экономики и бюджетного планирования ведется планомерная работа по изменению ставок импортных таможенных пошлин с учетом географии импорта и производственного потенциала республики на основе проектов и программ по диверсификации экономики страны.

Ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров Республики Казахстан, а также ставки вывозных таможенных пошлин, применяемых на временной основе в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан в настоящее время формируются в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 07.06.2010 года № 520 «О ставках таможенных пошлин Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.10.2012 г.).

В связи со вступлением Казахстана в Таможенный союз, его основным составляющим элементом стал Единый таможенный тариф и единая торговая политика в отношении третьих стран, что создает предпосылки для устранения административных барьеров в движении товаров между странами Таможенного союза.

Во избежание негативного влияния повышения таможенных пошлин на деятельность казахстанских предприятий, использующих в производстве сырье из третьих стран, или потребителей тех товаров, производство которых планируется развивать, Казахстан оставил за собой право применять более низкие ставки таможенных пошлин на импорт порядка 400 товаров в течение переходного периода.

Так, переходный период принят в отношении наиболее чувствительных товаров, к которым относятся лекарственные средства и медицинское оборудование, сырье для нефтехимической отрасли, некоторые виды изделий из алюминия, целлюлоза, бумажная продукция, инструменты и др.

Также, в отношении ряда товаров, по которым было предусмотрено применение переходного периода (лекарственные средства, медицинское оборудование, сырье для нефтехимической, бумажной отраслей и др.) была проведена работа по их оптимизации с целью создания эффективного механизма администрирования в условиях отсутствия таможенных границ между тремя странами.

В то же время, в отношении товаров, в импорте которых заинтересовано Правительство Казахстана из дальнего зарубежья, предусмотрены механизмы по освобождению таможенных пошлин.

Так по ряду товаров предполагается введение так называемого «целевого импорта», который планируется осуществлять в рамках Закона Республики Казахстан «Об инвестициях», в связи с чем, в настоящее время в республике разрабатываются соответствующие изменения в национальное законодательство.

Так поправками в данный Закон предусмотрено освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и (или) материалов для юридического лица, реализующего инвестиционный проект или инвестиционный стратегический проект в рамках инвестиционного контракта, в соответствии с законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Республики Казахстан. Освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте технологического оборудования и комплектующих к нему предоставляется на срок действия инвестиционного контракта, но не более 5 лет с момента регистрации инвестиционного контракта.



4.6. Валютно-финансовое регулирование при импорте в страну пребывания

В настоящее время в Республике Казахстан созданы благоприятные условия по привлечению иностранных инвестиций, значительно упрощен порядок проведения валютных операций и сокращены издержки участников ВЭД на выполнение требований валютного законодательства.

Кроме того, либерализация валютного режима в республике призвана обеспечить сокращение административного вмешательства и создать максимально выгодные условия для более активного выхода казахстанского капитала на зарубежные рынки. Вместе с тем Правительство Казахстана обращает внимание на то, что одним из обязательных условий полной либерализации валютного режима должно являться наличие системы, ограничивающей и отслеживающей операции, которые имеют признаки их нелегитимности.

Основными законодательными актами в Казахстане по вопросам валютного регулирования и валютного контроля являются:

- Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.11.2012 г.);

- Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2012 г.);

- Закон Республики Казахстан «О лицензировании» от 11.01.2007 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.03.2013 г.);

Базисным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения, возникающие при реализации резидентами и нерезидентами прав на валютные ценности, определяет цели, задачи и порядок валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005 г. № 57-III ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2012 г.). Закон был принят в целях реализации Программы либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.



4.7. Основные логистические маршруты

Геополитическая роль Республики Казахстан, то есть роль транзитного моста между Европой и Азией, а также между Россией и Китаем определяется ее расположением в центре евразийского континента. Она расположена на стыке Европы и Азии, благодаря чему обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой - территория Республики Казахстан расположена на направлении сухопутного моста для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами – странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии. По территории Казахстана проходят сформированные на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры несколько международных транспортных коридоров, которые позволяют значительно сократить расстояние в сообщении Восток-Запад и сроки доставки грузов. Все эти транспортные маршруты относительно новые, активно развиваться начали в 90-е годы. Они позволяют значительно сократить расстояние и сроки доставки грузов в сообщении Восток – Запад.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 21.07.2011 г. № 118 «Об утверждении Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года» в указанный период в стране предстоит завершить реконструкцию шести основных международных транзитных коридоров, интегрированных в европейские и азиатские системы автодорог:

Ташкент - Шымкент - Тараз - Алматы - Хоргос и Шымкент - Кызылорда - Актобе - Уральск - Самара, которые вместе составляют казахстанскую часть автодороги «Западная Европа - Западный Китай»;

Алматы - Караганда - Астана - Петропавловск;

Астрахань - Атырау - Актау - граница Туркменистана;

Омск - Павлодар - Семей - Майкапчагай;

Астана - Костанай - Челябинск - Екатеринбург.

К 2020 году в республике должна быть сформирована современная система транспортировки грузов и перевозки пассажиров, при которой все виды транспорта будут дополнять друг друга, обеспечивая высокую эффективность всего транспортного комплекса. Технологическое взаимодействие между видами транспорта будут обеспечивать транспортно-логистические центры (далее - ТЛЦ), которые появятся в местах пересечения важнейших транспортных путей, связывающих крупные города Казахстана и обеспечивающие выход на внешние рынки.

Формирование ТЛЦ будет осуществляться по направлениям «Восток-Запад» и «Север-Юг» путем развития следующих опорных точек:

«Восточные ворота» (станция «Достык», участок дороги Достык - Актогай, МЦПС «Хоргос», участок дороги Сарыозек - Хоргос, грузотранспортный потенциал аэропортов городов Алматы и Семея).

«Западные ворота», с созданием ТЛЦ в городах Актобе, Уральска, Актау и реконструкцией аэропортов в городах Актау и Атырау, порта Актау, строительством портовой инфраструктуры в пунктах Курык и Баутино.

«Центральный узел» в городе Астане. ТЛЦ в городе Астане будет включать в себя три ТЛЦ класса «А» на территории индустриального парка.

«Северные ворота». Формирование ТЛЦ в городе Петропавловске предполагает создание «сухого порта» в рамках международного центра приграничного сотрудничества Курган (Российская Федерация) - Петропавловск (Республика Казахстан).

«Южные ворота» (формирование ТЛЦ в городах Алматы, Шымкенте) позволит решить вопросы дефицита терминального парка в городах Алматы, Шымкенте - путем строительства ТЛЦ, соответствующих международным стандартам с применением современных информационных систем и технологий.

Таким образом, проект будет обслуживать три главных маршрута грузоперевозок: Китай – Центральная Азия, Китай – Казахстан, Китай – Россия – Западная Европа. Также будут использоваться дополнительные маршруты – Китай – Узбекистан и Узбекистан – Россия, а также маршрут Россия – космодром Байконур.


следующая страница >>