Публикации: «Учимся жить вместе» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Публикации: «Учимся жить вместе» - страница №1/1

Название публикации: «Учимся жить вместе».

Анчиков Сергей Евстратьевич, e-mail: sergeyanchikov@rambler.ru

Государственная общеобразовательная школа-интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю. А. Спиридонова

Аннотация: Введение ФГОС обнажает давно существующее противоречие. Российской системе образования необходимо получать новый образовательный результат: не набор знаний, а систему умений — действий по их использованию. Введение в учебный процесс современных технологий позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия для смены видов деятельности. Реализация ФГОС ООО, а также первые результаты на примере 5 «а» класса Гимназии искусств.




Учимся жить вместе

«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит ко множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует, и в какой мере усвоил это…»

Мишель де Монтень «Опыты [1].

Эта идея учения через понимание, осознаваемую учеником практико-ориентированную деятельность, обучение через открытия, а не через автоматическое зазубривание была актуальна не только во времена Монтеня, но и в наши дни, т. е. во все века. Каждый человек может вспомнить хотя бы несколько примеров из жизни, подтверждающих неоспоримость мнения Монтеня. Об этом говорят родители, учителя-практики и ученые. Это же по сути, но в другом понятийном оформлении отражено в стандартах второго поколения (ФГОС).

Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют противоречия, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ:


  1. Противоречие между интенсификацией процессов введения ФГОС на всех ступенях образования и низким уровнем готовности педагогов к участию в этих процессах;

  2. Противоречие между необходимостью формирования у воспитанников УУД и преобладанием знаниевой парадигмы в образовательном процессе;

  3. Противоречие между декларированием внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс и низким уровнем использования их на практике (особенно в средней и старшей школе);

  4. Противоречие между необходимостью заниматься самообразованием и неготовностью учителя к самостоятельному педагогическому исследованию (особенно для учителей старшего возраста).

Как мы видим, от уровня профессиональных компетенций руководителей и педагогов зависит результативность деятельности образовательного учреждения и качество получаемого учащимися образования. Поэтому вопрос повышения квалификации работников школы является таким актуальным. Однако по-прежнему для российских учителей остается проблемным вопрос: как организовать на уроке деятельность, развивающую ученика, как диагностировать ее результаты? А для многих руководителей школ остается проблемным вопрос: как подготовить учителей школы к инновационной деятельности, и в частности к введению ФГОС?

Я считаю, что учитель должен быть примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. Поэтому введение ФГОС требует включения всего педагогического коллектива общеобразовательного учреждения в решение задач обновления содержания образования в соответствии с новыми требованиями. Все учителя Гимназии работающие по ФГОС в ООО являются участниками Общероссийского проекта «Школа цифрового века», где получают всю необходимую литературу бесплатно. На основе рекомендаций и научных разработок в приложениях к изданиям учителя моделируют уроки с использованием современных технологий.

Введение ФГОС обнажает давно существующее противоречие. Российской системе образования необходимо получать новый образовательный результат: не набор знаний, а систему умений — действий по их использованию. Сложившаяся педагогическая практика – знаниецентризм в процессе образования и диагностики результатов, слабое распространение технологий деятельностного типа, отсутствие преемственности между начальной и основной школой и др. не в состоянии обеспечить этот результат. Решить проблему помогает введение в практику преподавания современных технологий:


  • проектное обучение;

  • проблемное обучение;

  • коллективная система обучения;

  • дифференцированное обучение.

  • развитие критического мышления;

  • модульное обучение;

  • игровая деятельность;

  • исследовательская деятельность.

Работая над темой, разрабатываю и совершенствую уже известные технологические подходы. Изучаю и апробирую инновации. В результате у учащихся повышается мотивация к обучению, формируются универсальные учебные действия: самостоятельный поиск информации, обобщение, классификация и систематизация полученных знаний. Введение в учебный процесс проектно-исследовательской деятельности позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия для смены видов деятельности. Учащиеся могут применять географические знания в повседневной жизни, то есть реализуется на практике деятельностный подход. В проектной и исследовательской деятельности не только применяются полученные умения, но и развиваются, закрепляются эти умения в режиме творческой деятельности. Практика показывает, что для учащихся интересны те уроки, на которых они активно работают с картой, учебником, изучают модели географических объектов, решают учебные проблемы, обмениваются мнениями, высказывают суждения, сотрудничают в группе, осуществляют взаимоконтроль. Когда мы принимаем детей из начальной школы, они уже многое умеют, умеют творить, выдумывать, пробовать. Наша задача – не погасить эти искорки творчества, раскрыть их глубже. Я и сам учусь одновременно с ними. Учусь понимать их, стараюсь уважать их мнение. Хочу, чтобы два потока – жизнь и уроки – не текли параллельно, а слились в одну большую реку. Но всех нас будет объединять то, что именно на уроке мы будем жить одной жизнью.

С 2013 учебного года в Гимназии в качестве пилотной площадки 5 «а» обучается по стандартам ФГОС ООО, учащиеся 5 «в» и 5 «б» обучаются по БУП 2004 г. Следовательно, на начало учебного года не было никакой принципиальной разницы,  как в образовательных результатах учеников, так и в характере взаимоотношений педагогов начального и основного звена. Благодаря работе в экспериментальной группе, опирающийся на положительный опыт Образовательной системы «Школа 2100» в решении проблем преемственности, и контрольной группе (5 «в» класс) за три месяца накопились существенные различия. Конкретно – это выражается в следующем: умение планировать свою работу на уроке и дома – превышение на 27 %, умение работать с разнообразными источниками информации и работать с литературой – превышение на 15 %, умение работать с текстом и вести записи в тетради – превышение 5 %, работать с графиками и таблицами – на уровне с контрольным классом, умение ориентироваться в учебнике – меньше на 6 %. Как видим из результатов мониторинга – целенаправленная работа по ФГОС в экспериментальном классе дает положительные результаты по большинству показателей [2].



В экспериментальной группе по мнению большинства учеников (и родителей!) им учиться сложнее, но зато интереснее! Прирост уровня развития УУД в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, хотя проявляется не очень ярко, так как прошло мало времени. Таким образом, новый уровень требований они ощущают, но он не запределен, а как раз вызывает интерес.

Используемая литература:

  1. Монтень М. Опыты. – М. : Наука, 1979. – С. 140–141.

  2. Психологическое сопровождение введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО): учебное пособие. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. −134 с.