Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области Челябинск 2010 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Публичный доклад Управления образования Верхнеуфалейского городского... 2 612.78kb.
Вниманию докторантов и аспирантов! 1 59.21kb.
Закрытое административно-территориальное образование г. Заречный... 1 108.14kb.
Кадровое обеспечение образовательного процесса Уровень образования 1 38.52kb.
Vi межвузовская студенческая ассамблея 10 декабря в развлекательном... 1 18.87kb.
Публичный отчет за 2012-2013 учебный год Публичный доклад моу «сош... 4 1006.25kb.
Публичный доклад о состоянии и результатах развития муниципальной... 7 1307.64kb.
По физике из Перечня Министерства образования и науки в 2012-13 учебном... 1 30.37kb.
Публичный доклад директора Данилиной Людмилы Петровны На пути к новой... 3 719.29kb.
«Геология нефти и газа» №6/2013 Журнал по решению вак министерства... 1 142.12kb.
«Геология нефти и газа» №5/2013 Журнал по решению вак министерства... 1 130.2kb.
Чему татарский фермер может научиться у финского? «Бизнес он-лайн» 11. 3 800.12kb.
- 4 1234.94kb.
Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области Челябинск 2010 - страница №1/4



Министерство образования и науки

Челябинской области

Состояние и развитие областной системы образования

Публичный доклад Министерства образования и науки

Челябинской области

Челябинск 2010


Состояние и развитие областной системы образования: Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области / под редакцией А.И. Кузнецова, Челябинск, 2010, 80 с.

Коллектив авторов: Кузнецов А.И., Казакова Г.М., Коузова Е.А, Полетаева В.В., Скалунова И.Г, Абрамова Т.В., Бурова М.Н., Зайко Е.М., Кеспиков В.Н., Клюев Ф.Н., Комарова Е.С., Королева Л.В., Сыркина Е.А., Халамов В.Н., Шитякова Н.В.
Группа информационно-технического обеспечения: Выдря Н.М., Отрубенникова Н.М., Статирова О.И.

Публичный доклад о состоянии и развитии областной системы образования подготовлен Министерством образования и науки Челябинской области по итогам 2010 года в соответствии с методическими рекомендациями по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации, Межрегиональной Ассоциацией мониторинга и статистики образования, Национальным фондом подготовки кадров.

В публикации раскрывается содержание и результаты функционирования системы образования Челябинской области в современных социально-экономических условиях, характеризуются все уровни и ступени образования, реализуемого на территории области. Проанализирована степень эффективности использования имеющихся ресурсов, сформулированы задачи и основные направления деятельности на ближайший период.

Доклад подготовлен на основе мониторинговых исследований и данных форм статистического наблюдения.



СОДЕРЖАНИЕ


Введение

4

Доступность образования

9

Результаты деятельности системы образования

31

Условия обучения и эффективность использования ресурсов

56

Заключение

79


Введение
Эффективное функционирование и развитие системы образования неразрывно связано с условиями социально-экономического развития региона и складывающейся демографической ситуацией в области.

Прогнозируемая численность населения Челябинской области составляет 3,5 миллиона человек, из которых большую часть составляет население трудоспособного возраста - 62 %, старше трудоспособного возраста - 21,7%, моложе трудоспособного возраста (основной потребитель услуг системы образования) - 16,3 %. 1

В последние годы численность этой категории населения увеличивается, что влечет за собой увеличение объемов образовательных услуг, оказываемых в Челябинской области (таблица 1).

Таблица 1

Динамика численности населения в возрасте моложе трудоспособного

Годы

2008 г (факт)

2009г. (факт)

2010 г. (прогноз)

Все население, тыс. чел.

3511,0

3508,4

3508,4

Из общей численности населения – население в возрасте моложе трудоспособного, тыс. чел.

561,0

564,3

574,9

%

16,0

16,1

16,3

На объем потребности в образовательных услугах влияет также миграция населения. В 2009 году в Челябинскую область прибыло 47514 человек, выбыло 43816 человек, то есть число приезжающих в Челябинскую область превышает число выезжающих за ее пределы.

Кроме того, структура населения Челябинской области характеризуется превышением доли людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста над долей населения моложе трудоспособного возраста, что, безусловно, отражается на процессе развития системы образования.

Важным показателем социально-экономического развития является уровень занятости граждан. Численность безработных, официально зарегистрированных в Службе занятости населения, составила 140 тысяч человек (таблица 2), что свидетельствует о необходимости переобучения, переквалификации, получения безработными второй специальности (таблица 2).

Таблица 2

Динамика уровня безработицы



Годы

2008 г (факт)

2009г. (факт)

2010 г. (прогноз)

Численность экономически активного населения,
тыс. чел.

1755,4

1740,2

1700

Из них безработных, тыс. чел.

75,7

141,5

130

%

4,3

8,1

7,6

Наиболее востребовано трудоспособное население в возрасте от 25 до 45 лет. Основное место работы для большей части населения – экономика области (1468,6 тыс. человек). В этой связи основным и стабильным источником доходов населения Челябинской области по-прежнему является заработная плата.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников отрасли «Образование» Челябинской области за январь – ноябрь 2010 года составила 58,7 % к среднему уровню заработной платы работников занятых в организациях области (таблица 3).

Таблица 3

Динамика среднемесячной номинальной заработной платы работников

Годы

2008 г (факт)

2009г. (факт)

2010 г. (за январь – ноябрь)

Челябинская область, рублей

14829,2

15021,2

17745,5

Отрасль «Образование», рублей

9463,3

10288,7

10425,1

%

63,8

68,5

58,7

В 2010 году Министерством образования и науки Челябинской области (далее – Министерство) продолжалась работа по внедрению современных финансово-экономических моделей управления:



  • переход на нормативное подушевое финансирование (по состоянию на 31.12.2010г. переведено 43,6% муниципальных и областных государственных образовательных учреждений);

  • введение новой системы оплаты труда (по состоянию на 31.12.2010г., по информации муниципальных органов управления образованием, переведено 89,0% муниципальных и областных государственных образовательных учреждений).

- перевод образовательных учреждений на автономные условия хозяйствования.

Финансирование областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Челябинской области осуществлялось из бюджета соответствующего уровня по нормативному методу в расчете на одного воспитанника (обучающегося) в соответствии с Законами Челябинской области или на основании бюджетных смет. Расходы на отрасль «образование» имеют тенденцию к росту.

Так, прогнозируемый общий объем бюджетных ассигнований на содержание областных государственных и муниципальных образовательных учреждений в 2010 году составит 25 904,8 млн. руб., что на 6,8 % выше данного показателя 2009 года (2009 г. – 24 249,9 млн. руб.). Финансирование областных государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется из следующих источников: средства федерального бюджета – 444,9 млн. руб., областного бюджета – 3213,6 млн. руб. и муниципальных бюджетов по прогнозу составит 22691,2 млн. руб.

В соответствии с решением Правительства Челябинской области в образовательных учреждениях области осуществлялся поэтапный переход на новую систему оплаты труда. Для работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству, новые системы оплаты труда введены с 01.12.2010г. на основании постановления Правительства Челябинской области от 31.08.2010г. № 132-П «О Положении об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области». В 2010 году переведены на новые условия оплаты труда все муниципальные образовательные учреждения за исключением учреждений Трехгорного городского округа, Нязепетровского, Октябрьского, Нагайбакского, Еткульского, Троицкого, Катав-Ивановского муниципальных районов.

Реализуя Федеральный закон от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в Челябинской области в настоящее время 7 муниципальных образовательных учреждений функционируют как автономные. В 2011 году планируется перевести в статус казенных учреждений – 3 и автономных – 4 областные государственные учреждения, подведомственные Министерству. Подготовлены необходимые документы и находятся в стадии согласования.

В 2010 году деятельность Министерства была направлена на исполнение полномочий в части совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечение гарантий прав граждан на получение общедоступного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Министерством в 2010 году реализовывался план мероприятий, направленный на решение следующих задач:

- разработка правовых, организационных механизмов эффективного управления областной образовательной системой, адекватных современным проблемам (направлениям) развития образования, совершенствование государственного общественного управления образованием как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;



  • выполнение областной целевой Программы реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2009-2012 годы, мероприятий в рамках объявленного Президентом Российской Федерации Года учителя и инициативы «Наша новая школа», оптимизация сети общеобразовательных учреждений;

  • введение в практику новых государственных стандартов общего и профессионального образования на основе компетентностного подхода, включая требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней образования и к условиям осуществления образовательной деятельности; разработка и внедрение дистанционных образовательных технологий;

  • введение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования;

  • формирование новой системы оплаты труда педагогических работников;

  • повышение эффективности аттестации педагогических работников, их переподготовки и повышения квалификации;

  • повышение эффективности системы контроля качества образования на основе внедрения независимой системы оценки учащихся как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровнях, совершенствование процедур лицензирования образовательной деятельности.



Доступность образования
Общая характеристика системы образования
В 2010 году в Челябинской области осуществляло образовательную деятельность 2935 образовательных учреждения различной ведомственной принадлежности и форм собственности, из них 1551 дошкольных, 923 общеобразовательных, 27 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. Функционирует сеть негосударственных общеобразовательных учреждений (18), учреждений дополнительного образования детей (198). Кроме того, на территории области осуществляют деятельность 81 учреждение начального и 71 – среднего профессионального образования, из них подведомственные Министерству образования и науки Челябинской области 79 и 26 учреждений соответственно. Сеть высших учебных заведений представлена учреждениями высшего профессионального образования (52, включая филиалы) и дополнительного профессионального образования (3). В образовательных учреждениях всех типов и видов в 2010 году обучается и воспитывается 1027026 человек, что составляет 28,65 % от общей численности населения области.

Динамика изменения сети образовательных учреждений показывает уменьшение общего количества учреждений за последние 3 года на 3,9%, в том числе общеобразовательных – на 10,2%. Уменьшение количества связано с оптимизацией сети (укрупнение, объединение), обусловленной демографической ситуацией и направленной на повышение эффективности расходования бюджетных средств (таблица 4).


Таблица 4

Сеть образовательных учреждений Челябинской области в 2008-2010 годах




п/п

Типы (виды) учреждений

2008 г.

2009 г.

2010 г.

кол-во

% от общего числа

кол-во обучаю-щихся

% от общего числа

кол-во

% от общего числа

кол-во обучаю-щихся

% от общего числа

кол-во

% от общего числа

кол-во обучаю-щихся

% от общего числа

1.

Дошкольные образовательные учреждения

всего


1549

50,57

178196

17,03

1551

52,43

182291

17,71

1551

52,84

184585

17,97

в том числе в отрасли "Образование"

1518

98,00

174849

98,12

1521

98,07

179021

98,21

1521

98,07

180366

97,71

2.

Общеобразовательные учреждения

всего


1028

33,56

320150

30,60

942

31,85

316736

30,77

923

31,45

320520

31,21

в том числе в отрасли "Образование"

1025

99,71

319863

99,91

939

99,68

316438

99,91

920

99,67

320123

99,88

 

- лицеи

20

1,95

11048

3,45

20

2,12

12623

3,99

20

2,17

13686

4,27

 

- гимназии

18

1,75

12683

3,96

17

1,80

12100

3,82

19

2,06

14147

4,41

 

- школы с углубленным изучением отдельных предметов

63

6,13

9766

3,05

15

1,59

9982

3,15

14

1,52

9264

2,89

3.

Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения

31

1,01

9022

0,86

30

1,01

9007

0,87

27

0,92

8423

0,82

4.

Негосударственные общеобразовательные учреждения

18

0,59

2419

0,23

18

0,61

2562

0,25

18

0,61

2728

0,27

5.

Межшкольные учебные комбинаты

12

0,39

3154

0,30

12

0,41

2347

0,23

11

0,37

2082

0,20

Продолжение таблицы 4



п/п

Типы (виды) учреждений

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Кол-во

% от общего числа

Кол-во обучаю-щихся

% от общего числа

Кол-во

% от общего числа

Кол-во обучаю-щихся

% от общего числа

Кол-во

% от общего числа

Кол-во обучаю-щихся

% от общего числа

6.

Учреждения начального профессионального образования всего

106

3,46

38586

3,69

81

2,74

33468

3,25

81

2,76

33468

3,26

в том числе подведомственные Министерству образования и науки Челябинской области

78

73,58

26425

68,48

79

97,53

25203

75,30

79

97,53

25303

75,60

7.

Учреждения среднего профессионального образования всего

63

2,06

59912

5,73

69

2,33

58107

5,64

71

2,42

57598

5,61

в том числе подведомственные Министерству образования и науки Челябинской области

26

41,27

11076

18,49

26

37,68

12707

21,87

26

36,62

11086

19,25

8.

Учреждения высшего профессионального образования всего

53

1,73

192864

18,43

54

1,83

186844

18,15

52

1,77

181212

17,64

в том числе негосударственные

20

37,74

22816

11,83

20

37,04

21738

11,63

20

38,46

19472

10,75

9.

Учреждения дополнительного образования детей

201

6,56

231394

22,12

199

6,73

227546

22,10

198

6,75

225910

22,00

10.

Учреждения дополнительного образования взрослых

2

0,07

10500

1,00

2

0,07

10500

1,02

3

0,10

10500

1,02

 

ИТОГО:

3063

100

1046197

100

2958

100

1029408

100

2935

100

1027026

100

Дошкольное образование. В Челябинской области функционирует 1 551 учреждение, реализующее программы дошкольного образования. 98 % этих учреждений находятся в ведении муниципальных органов власти, 2 % – частные. В дошкольных образовательных учреждениях области воспитывается 184,58 тысяч детей. На 01.01.2011г. охват детей 1-6 лет дошкольным образованием составляет 77,2%. Этот показатель свидетельствует о высокой доступности детских садов населению. По данным мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации в 2010-2011гг. в рейтинге территорий УрФО Челябинская область по этому показателю занимает 1 место (рисунок 1).

Рисунок 1. Охват детей 1-6 лет дошкольным образованием

в регионах УрФО, в %
Высокий уровень доступности дошкольного образования достигается за счет мер по увеличению мощности сети детских садов, принимаемых муниципальными и государственными органами власти, а также за счет поддержания низкого уровня родительской платы (ее размер не превышает 20% от стоимости содержания ребенка в детском саду) и компенсации родительской платы малообеспеченным семьям. В 2010 году 23,4 тысячи малообеспеченных семей получили компенсацию в размере 100%.

Для более полного удовлетворения потребности населения в детских садах используются разные способы и формы организации дошкольного образования. Наряду с традиционными группами 10-12-часового пребывания детей открываются группы кратковременного пребывания (3-5 часов), в которых реализуются специальные образовательные задачи (адаптация детей к дошкольному учреждению, коррекция нарушений развития, подготовка к обучению в школе, художественно-эстетическое развитие и другие). Такие группы посещает 7,6 тыс. человек (4% от общей численности воспитанников детских садов).

В области 1459 специализированных групп коррекционной и 495 – оздоровительной направленности для всех видов нарушений развития детей (опорно-двигательный аппарат, зрение, слух, интеллект, речь) и отклонений в состоянии здоровья (туберкулез, аллергопатология, ВИЧ-инфекция). В разрезе муниципальных образований развитие этих видов групп в области неравномерно, что снижает их доступность для части детей, особенно для тех, кто проживает в сельской местности. На ближайшие годы поставлена задача развития инклюзивного образования, которое позволит решить задачи коррекции развития в обычных группах общеразвивающих детских садов.

В детских садах Челябинской области реализуются все разновидности комплексных и парциальных образовательных программ, представленных в системе дошкольного образования Российской Федерации. Наибольшее распространение в практике работы педагогических коллективов получили комплексные программы «Воспитание и обучение в детском саду» (30%), «Радуга» (25%), «Детство» (22%). В 2010 году в связи с принятием Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, под руководством Российской академии образования научным коллективом была разработана новая комплексная программа «Успех». В ее разработке и апробации приняли участие ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», муниципальные дошкольные образовательные учреждения г.Челябинска.

За счет создания дополнительных мест численность воспитанников детских садов в 2010 г. увеличилась на 2 294 человек. В систему дошкольного образования возвращено 5 зданий детских садов, введен в эксплуатацию 1 детский сад-новостройка (г.Копейск), открыты дополнительные группы и отделения в зданиях школ, что позволяет рационально использовать пустующие площади, появившиеся в последние годы в школах из-за демографического спада 90-х годов.

Несмотря на принимаемые меры, вновь введенных мест недостаточно для того, чтобы покрыть растущие потребности населения. Рождаемость в Челябинской области значительно превышает темпы увеличения мощности сети детских садов. Численность детей 1-6 лет только за прошлый год увеличилась на 9 тыс. человек, ожидаемое увеличение численности детей 1-6 лет в текущем году – 8 тысяч человек.

Очередь на устройство детей в детские сады составляет 44,5 тысяч человек. В числе очередников детей 5-6 лет – 235 (0,5%); 3-5 лет – 4555 (10%); 1,5-3 лет – 21619 (49%), 0-1,5 лет 18097 (40,5%). Таким образом, основную часть неустроенных в детские сады составляют дети в возрасте до 3-х лет, в том числе большая доля – дети до 1 года, родители которых записываются в детский сад заблаговременно из-за дефицита мест. (Охват дошкольным образованием детей 6 лет составляет 95,7%, детей 3-7 лет – 92,2%).

Между городами и районами Челябинской области обеспеченность населения местами в ДОУ имеет существенные различия. Самый острый дефицит мест отмечается в г.Чебаркуле – 325 очередников на каждую тысячу желающих определить ребенка в детский сад. Далее следуют г.г. Челябинск, Миасс, Копейск, а также Коркинский, Еманжелинский, Ашинский, Сосновский, Каслинский, Кусинский, Октябрьский муниципальные районы. В то же время в ряде муниципальных образований очередь в детские сады отсутствует: г.г. Снежинск, Южноуральск, Златоуст, Озерск, Кизильский, Чесменский муниципальные районы. Высокий уровень обеспеченности населения местами в Верхнем Уфалее, Усть-Катаве, Трехгорном.

Основной задачей предстоящего года является расширение доступности дошкольного образования населению Челябинской области в соответствии с целевой программой «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2010-2014 годы».

Кроме того, по поручению Правительства Челябинской области Министерство образования и науки готовит расчеты и предложения по дополнительному открытию в 2011 году малозатратных (по способам создания) мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

В 2011 году важно не допустить снижения качества дошкольного образования, ухудшения условий содержания и питания детей в детских садах, начать замену реализуемых в ДОУ области основных общеобразовательных программ дошкольного образования на примерные программы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации.
Общее образование. На начало 2010-2011 учебного года сеть общеобразовательных учреждений включает 856 учреждений - юридических лиц (427 или 49,9 % городских, 429 или 50,1 % сельских) с 14 345 классами-комплектами и контингентом обучающихся 311 302 человек.

За прошедший год сеть общеобразовательных учреждений существенно изменилась: закрыто 2 малокомплектных школы, 13 преобразованы в отдельные структурные подразделения, филиалы больших базовых общеобразовательных учреждений.

Основная причина реструктуризации – уменьшение контингента учащихся. За период 2005-2010 гг. численность школьников уменьшилась на 41 963 человека (на ступени начального на 2 997, основного общего – 6 983, среднего (полного) образования – 29 111, специального (коррекционного) образования – 2 872 человека).

Примерно 21 % школьников не имеют возможности выбирать школу


(в их населенном пункте всего одна или нет вообще школы). В области работают специальные программы, направленные на коррекцию территориального барьера.

С 1997 года реализуется программа «Школьный автобус»; только за последние 3 года приобретено 106 автобусов, в том числе 49 - в 2010 году. На 1 января 2011 года автобусный парк общеобразовательных учреждений составляет 558 машины.

Обеспечен подвоз 14 651 учащихся из 309 или 36 % школ, в том числе из 266 или 31 % сельских. Наибольшее количество учащихся находится на подвозе в Аргаяшском, Агаповском, Сосновском муниципальных районах.

Компьютеризация и подключение к сети Интернет 100% общеобразовательных учреждений области обеспечили возможность использования дистанционных форм обучения для отдаленных и малокомплектных школ. В образовательном процессе данные формы постоянно используют 5 746 школьников или 2,3%.

Кроме того, дистанционные формы обучения позволяют увеличить охват учащихся образованием повышенного уровня. В области 53 или 6% общеобразовательных учреждений имеют статус лицея, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, все они расположены в городских округах, кроме одной сельской гимназии (МОУ гимназия имени К.Орфа с. Варны). 10 273 или 3% учащихся обучаются по программам профильного уровня, 1 198 или 0,4% – дистанционно.

Доступность общего образования для различных категорий учащихся обеспечивается созданием негосударственных общеобразовательных учреждений. В области 18 негосударственных общеобразовательных учреждений (2 – начального, 5 – основного общего и 11 – среднего (полного) общего образования), расположенных в основном в городской местности (Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Коркино, Карталы), в них обучается 2 728 учащихся.

Этнокультурное образование в Челябинской области осуществляется с учетом особенностей этнической структуры Южно-Уральского региона, специфики исторически сложившихся межэтнических отношений народов и этнических групп, проживающих на его территории.

По данным ежегодного мониторинга, этнокультурное образование в области представлено изучением родных (нерусских) языков коренных народов Южного Урала: башкирского, татарского, – в различных формах (как учебный предмет, факультатив, кружок).

Сеть образовательных учреждений в территориях компактного проживания представителей башкирского и татарского народов сохраняется на протяжении многих лет.

В 5 общеобразовательных учреждениях 239 учащихся изучают татарский язык как предмет (в Кунашакском, Нязепетровском, Уйском, Красноармейском районах), еще 128 учащихся изучают татарский язык и культуру в кружках и факультативно (гг. Челябинск, Магнитогорск).

В 32 общеобразовательных учреждениях области Аргаяшского, Кунашакского, Сосновского муниципальных районов, Верхне-Уфалейского городского округа, Металлургического района г.Челябинска 3454 учащихся изучают башкирский язык.

В области уже более десяти лет проводятся олимпиады по башкирскому языку. В феврале 2010 года на межрегиональной олимпиаде по башкирскому языку и литературе в г.Уфе школьники Аргаяшского района заняли 1, 2, 3 места.

Министерство совместно с муниципальными органами управления образованием проанализировали потребность в изучении казахского языка и организовали его изучение в общеобразовательных учреждениях.

Так, с 1 ноября 2010 года в Центре образования г. Верхнеуральска открыты элективные курсы казахского языка для 14 школьников казахской национальности.

Много лет работает кружок казахского языка и национальной культуры в филиале МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ - Арсламбаевской основной общеобразовательной школе Нагайбакского района (15 школьников).

В августе 2010 г. Челябинская областная общественная организация Казахский общественный центр «АЗАМАТ» при поддержке Акимата Костанайской области организовали краткосрочное обучение учителей казахской национальности методике преподавания казахского языка. Было подготовлено 14 учителей из г.Магнитогорска; Агаповского, Брединского Верхнеуральского, Карталинского, Кизильского, Нагайбакского, Уйского, Чесменского муниципальных районов.

С 1 сентября 2011 года планируется открытие факультатива по изучению казахского языка в г.Магнитогорске на базе МОУ СОШ № 42.

В школах с изучением родного языка имеются оборудованные кабинеты, краеведческие музеи, музеи прикладного искусства, в которых собран богатейший материал по национальной культуре (Араслановская школа Нязепетровского, Аминевская Уйского районов, более половины школ Аргаяшского, Кунашакского районов). Школьники обучаются не только родному языку, но и народным промыслам, национальным видам спорта, искусства, традициям.

Кроме того, в учебный план Челябинского областного лицея – интерната введен второй иностранный язык – турецкий.

Этнокультурное образование способствует готовности школьников проявлять национальную и религиозную терпимость, уважать язык и культуру других народов.

Министерство сотрудничает со всеми национально-культурными центрами, религиозными конфессиями, действующими на территории Челябинской области, в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В г.Челябинске открыто и аккредитовано негосударственное общеобразовательное учреждение «Челябинская Православная гимназия во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского».

В Челябинской области уровень охвата детей обязательным общим образованием достаточно высокий - 99,89% (начальным – 99,91%, коэффициент выбытия – 0,09%; основным общим – 99,85%, коэффициент выбытия – 0,15%; полным средним образованием – 99,56%, коэффициент выбытия – 0,44%).

В области 44 684 человек (в 2009 г. – 46 037) детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным программам, получают помощь специалистов в различных типах образовательных учреждений и на дому, что составляет 90%. Их количество ежегодно увеличивается: 2008 г. – 82,3%, 2009 г. – 84,6%, 2010г. – 90% охвата от показателей органов здравоохранения (рисунок 2).

Рисунок 2. Охват специальным (коррекционным) образованием, в %


Увеличить охват специальным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья с 4 587 в прошлом до 4 714 человек в текущем учебном году позволила организация интегрированного, инклюзивного обучения.

Начиная с 2009 года, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуется мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». В 2010-2011 учебном году к обучению должно приступить 246, в 2011-2012 – 250 и 2012-2013 – 200 детей-инвалидов.

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, окончивших соответствующие образовательные учреждения и поступивших на следующий уровень образования, составляет: выпускники 9 классов – 90,5%; 11(12) классов – 90,2%. В сравнении с прошлым годом количество не устроенных выпускников 9 классов увеличилось на 24 и составило 77 человек, не устроенных выпускников 11(12) классов уменьшилось на 2 и составило 9 человек.

Дополнительное образование. Сеть учреждений дополнительного образования детей и молодежи Челябинской области включает в себя 399 учреждений, из них в системе физической культуры, спорта и туризма функционируют 68 учреждений, культуры – 133, образования – 198 (165 или 83,3% городских и 33 или 16,7% сельских).

Большую часть сети учреждений дополнительного образования детей в Челябинской области составляют: Детско-юношеские спортивные школы - 132 учреждения, Школы искусств - 133, Центры – 76, Дома – 29, Станции – 20, Дворцы – 9.



Рис. 3 Охват детей дополнительным образованием


В учреждениях дополнительного образования функционируют 13328 объединений по образовательным программам следующих направленностей: естественнонаучное (1,1%), гражданско-патриотическое (1,9%), спортивно-техническое (2,5%), эколого-биологическое (3,3%), культурологическое (4,1%), научно-техническое (4,6%), туристско-краеведческое (6,0%), социально-педагогическое (11,1%), физкультурно-спортивное (31,6%), художественно-эстетическое (33,8%). Характеристика программного обеспечения учреждений дополнительного образования приведена в таблице 5.

Таблица 5

Характеристика программного обеспечения дополнительного образования

в учреждениях, подведомственных органам управления образованием Челябинской области





n/n

Направленность

Количество образовательных программ

Количество детей, занимающихся по данным программам



Художественно-эстетическая

1863

73276



Спортивно-техническая

151

5803



Научно-техническая

314

9735



Физкультурно-спортивная

1188

80363



Естественнонаучная

101

1876



Культурологическая

254

8399



Социально-педагогическая

728

33445



Эколого-биологическая

223

6723



Туристско-краеведческая

432

12809



Гражданско-патриотическая

109

3481

Всего

5363

225910

следующая страница >>