Психологии масс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Хосе Ортега-и-Гассет восстание масс часть I i. Скученность 5 1608.27kb.
Хосе Ортего-и-Гассет Восстание масс План: I введение II хосе Ортего-и-Гассет... 1 223.7kb.
Учебно-методический комплекс история психологии направление 030300... 2 557.47kb.
Становление и развитие социальной психологии 1 283.19kb.
Отчет о работе студенческого научно-исследовательского кружка «Актуальные... 1 23.47kb.
Динамика ценностных ориентаций личности в ее изменяющемся социально-психологическом... 2 548.54kb.
Научная сессия мпгу по итогам научно-исследовательской работы за... 1 116.19kb.
Психология масс и фашизм Вильгельм Райх 8 3019.01kb.
Практикум по возрастной психологии Учебно-методическое пособие 3 1118.86kb.
Шульц Д. П., Шульц Э. С. История современной психологии 25 8440.71kb.
Шульц Д. П., Шульц Э. С. История современной психологии 25 8440.71kb.
Общей и частной лингвистики 10 3651.6kb.
- 4 1234.94kb.
Психологии масс - страница №1/16

Содержание

CONTENTS 2

ВВЕДЕНИЕ Автор: О. В. Соловьева, Т. Г. Стефаненко 4

У ИСТОКОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ "ПСИХОЛОГИИ МАСС" Г. ЛЕБОНА И КОНЦЕПЦИИ "ГЕРОЕВ И ТОЛПЫ" Н. К. МИХАЙЛОВСКОГО Автор: Е. П. Белинская 9

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Автор: О. Т. Мельникова, Д. О. Ерохин 17

"ОТНОШЕНИЕ" КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В АНАЛИЗЕ МОТИВАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автор: И. Г. Кокурина 27

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ УСПЕХА Автор: А. М. Рикель 38

МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР: ОТ ПОЛИТОЛОГИИ К СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Автор: И. Б. Бовина, Е. О. Голынчик 46

ОБРАЗ РОССИИ В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ Автор: Н. Г. Малышева, Т. Г. Стефаненко, О. А. Тихомандрицкая 57

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО СОЦИУМОВ) Автор: В. А. Баранова 71

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОРГАНИЗАЦИИ: КОНЦЕПЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Автор: С. А. Липатов 81

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПРИНИМАЕМОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГРУППЫ И ГРУППОВОЙ АКТИВНОСТИ Автор: Е. Р. Агадуллина, М. В. Котова 92

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ХОДЕ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ В ВИРТУАЛЬНЫХ ГРУППАХ Автор: Т. Ю. Базаров, Ю. С. Шевченко 101

МАТРИЦЫ ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЯМИ Автор: А. Н. Онучин 110

КЛИЕНТЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ Автор: М. А. Иванов 119

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МАСШТАБНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: КОНФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Автор: Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев 126

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Автор: Т. В. Фоломеева 137

ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ К БРЕНДУ Автор: Ф. Н. Винокуров 148

К 60-ЛЕТИЮ МАРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ ЕГОРОВОЙ 155



К 60-ЛЕТИЮ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ КАРАБАНОВОЙ 157



Заглавие статьи

CONTENTS

Источник

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология,  № 1, 2012, C. 3

Место издания

Москва, Россия

Объем

5.3 Kbytes

Количество слов

475

Постоянный адрес статьи

http://ebiblioteka.ru/browse/doc/26792630


CONTENTS


TO THE 40TH ANNIVERSARY OF THE SOCIAL PSYCHOLOGY CHAIR

S o l o v y o v a O. V., S t e f a n e n k o T. G. Introduction

4

B e l i n s k a y a E. P. At the root of social psychology: A comparative analysis of the "mass psychology" by G. Le Bon and the conception of "heroes and the crowd" by N.K. Mikhailovskiy

9

M e l n i k o v a O. T., E r o k h i n D. O. Qualitative methodology as a tool of value orientations research

19

K o k u r i n a I. G. "Relations" as prime category of social psychology in the analysis of joint activity motivation

29

R i k e l A. M. The aspects of social-psychological approach to success concept

41

B o v i n a I. B., G o l y n c h i k E. O. Multipolar world: From politology to social psychology

49

M a l y s h e v a N. G., S t e f a n e n k o T. G., T i k h o m a n d r i t s k a y a O. A. Image of Russia in the multipolar world: Cross-cultural analysis

61

B a r a n o v a V. A. Socio-psychological approach of exploring socio-territorial communities (by the example of urban and rural society)

74

L i p a t o v S. A. Problem of person-organization interaction: Concepts and lines of investigation

85

A g a d u l l i n a Е. R., K o t o v a М. V. Interconnection between perceived entitativity and group activity

97

B a z a r o v T. Yu., S h e v c h e n k o Yu. S. Specificity of changes in individual decisions during the group discussion in the virtual groups

106

O n u c h i n A. N. Matrixes of subordinates perception by managers

115

I v a n o v M. A. Client-centered approach to management consulting

125

Z h u k o v Yu. M., Z h u r a v l e v A. V. The psychological support for whole scale changes: Conference and game models

133

F o l o m e e v a T. V. Socio-psychological approach to the study of consumer behavior

145

V i n o k u r o v F. N. Practice of empirical study of consumer brand loyalty

155

Anniversaries

To the 60th anniversary of Marina Sergeevna Egorova

162

To the 60th anniversary of Olga Alexandrovna Karabanova

164

Memories

In the memory of Chingiz Abilfazovich Izmailov

167

In the memory of Vitis Kazisovich Vilyunas

168

стр. 3


Заглавие статьи

ВВЕДЕНИЕ

Автор(ы)

О. В. Соловьева, Т. Г. Стефаненко

Источник

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология,  № 1, 2012, C. 4-8

Рубрика

  • К 40-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Место издания

Москва, Россия

Объем

13.8 Kbytes

Количество слов

1595

Постоянный адрес статьи

http://ebiblioteka.ru/browse/doc/26792628

ВВЕДЕНИЕ Автор: О. В. Соловьева, Т. Г. Стефаненко


Кафедра социальной психологии была создана на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова в 1972 г. Галиной Михайловной Андреевой - заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором, академиком РАО, ученым, принадлежащим к первой и самой славной когорте отечественных социологов. Основатель и первый декан факультета психологии А. Н. Леонтьев пригласил Г. М. Андрееву создать на факультете кафедру, в центре внимания которой была бы не только психологическая реальность индивида, но и психологическая реальность группы, общности, социума. Вместе с Г. М. Андреевой на вновь созданную кафедру пришла и до конца своей жизни работала Лариса Андреевна Петровская, ведущий в нашей стране специалист в области психологии межличностного общения, вводивший, обосновывавший и реализовывавший на практике традицию социально-психологического тренинга как формы активного группового обучения.

В первое десятилетие существования кафедры основное поле ее научных исследований образовывала проблематика социальной перцепции. Разработка этой проблемы (наряду с анализом методологических проблем и теоретических подходов в социальной психологии) задала ориентиры в научной работе кафедры. В основе лежала теоретическая схема исследования социальной перцепции, предложенная Г. М. Андреевой (1977). В центре исследований кафедры находилась проблематика межличностного восприятия как одного из видов социальной перцепции, а в качестве одного из базовых механизмов межличностного восприятия был описан механизм каузальной атрибуции (Андреева, 1979).

Первые результаты исследований, развернувшихся на кафедре, были обобщены в коллективной монографии "Межличностное восприятие в группе" (1981). В этой работе были заданы принципы изучения



Соловьева Ольга Владимировна - канд. психол. наук, доцент, зам. зав. кафедрой социальной психологии ф-та психологии МГУ по научной работе. E-mail: olga_solovyova@ inbox.ru

Стефаненко Татьяна Гавриловна - докт. психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии ф-та психологии МГУ. E-mail: tstef@yandex.ru

стр. 4


межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности (ориентация на изучение процессов межличностного восприятия в реальных группах, объединенных совместной деятельностью; анализ межличностного восприятия как опосредованного содержанием совместной деятельности и уровнем развития группы). Методологическую основу для разработок кафедры составили теория деятельности А. Н. Леонтьева, а также концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе А. В. Петровского, ключевые идеи которой продуктивно развивал А. И. Донцов (1984), позднее заведовавший кафедрой социальной психологии.

В 1980-е гг. рамки проводимых на кафедре исследований были расширены от анализа социально-перцептивных процессов до анализа целостного процесса общения. Попытка Г. М. Андреевой соотнести отечественную и западную традиции в рассмотрении общения в социальной психологии через выделение в структуре общения коммуникативной, интерактивной и социально-перцептивной сторон (Андреева, 1980) оказалась очень продуктивной, поскольку в результате преодолевался разрыв между названными традициями и появлялась возможность "наводить мосты" между ними.

При анализе проблемы взаимосвязи общения и совместной деятельности вначале деятельность рассматривалась как детерминанта общения. Эта позиция отражена в коллективной монографии "Общение и деятельность" (1981), подготовленной совместно с чешскими коллегами из Карлова университета в Праге. Позже в центр исследований была поставлена проблема анализа обратного воздействия общения на совместную деятельность: общение рассматривалось как фактор оптимизации совместной деятельности. Результаты исследований, выполненных в этой проекции взаимосвязи общения и совместной деятельности, представлены в коллективной монографии "Общение и оптимизация совместной деятельности" (1987), также подготовленной в сотрудничестве с чешскими коллегами.

Направления исследований в такой обратной проекции - это изучение влияния, которое оказывает общение на характер отношений, складывающихся в совместной деятельности группы, на уровень развития этой совместной деятельности в группе, на развитие личности как субъекта совместной деятельности. В практическом плане такая постановка вопроса означает, что оптимизация совместной деятельности становится возможной и через воздействие на процессы общения.

Хотя бóльшая часть исследований кафедры в 1970-1980-е гг. была выполнена на материале межличностного восприятия и межличностного общения, параллельно развивалась продуктивная линия исследований проблем межгруппового восприятия (В. С. Агеев, Т. Г. Стефаненко). Работавший в то время на кафедре В. С. Агеев анализировал специфические для межгруппового восприятия механизмы социальной перцепции (ин-

стр. 5

групповой фаворитизм, социальную стереотипизацию, межгрупповую каузальную атрибуцию, физиогномическую редукцию). Исследования Т. Г. Стефаненко, возглавляющей кафедру социальной психологии в настоящее время, посвящены изучению атрибутивных процессов как механизма социального восприятия, объектом и субъектом которого являются большие социальные группы (страны и этносы).

Принципиальное направление исследований проблематики общения на кафедре социальной психологии - это изучение взаимосвязи общения и личности. Проработавший на кафедре многие годы А. У. Хараш разработал интерсубъектный подход к пониманию личности (в противовес традиционному интрасубъектному), в рамках которого общение рассматривается не как вид поведения, а как коммуникативное состояние личности. Он предложил типологию коммуникативных состояний личности, разделив их на два класса - защитные состояния самоподачи и состояния самораскрытия, ведущие к состоянию проблемно-смысловой фокусировки личности в общении.

Важная сквозная проблема в панораме кафедральных исследований общения - это проблема коммуникативного воздействия. Она изучалась на материале массовой коммуникации сквозь призму восприятия коммуникатора аудиторией (Н. Н. Богомолова); на материале педагогического, воспитательного общения, понимаемого как общение-диалог (Л. А. Петровская); на материале лекционного общения, рассматриваемого как диалогическое включение лектора в смысловое пространство слушателей (А. У. Хараш).

В 1990-е гг. в работах Г. М. Андреевой явно обозначилась новая рамка анализа, выводящая исследования кафедры социальной психологии за границы процесса общения и социальной перцепции как его части, - рамка познания человеком мира, в котором он живет, конструирования человеком образа социального мира. Новая область исследований кафедры относится к психологии социального познания (Андреева, 1997). Панорама исследований кафедры этого периода отражена в двух номерах журнала "Мир психологии" в рамках тем "Научная проблема: Социальное познание в научном пространстве и научное пространство социального познания" (1999, N 3) и "Психология социального познания, механизмы субъектной реконструкции социальных реалий" (2004, N 3). Общее поле исследований сотрудников кафедры в последнее десятилетие XX в. представлено в тематическом номере журнала "Вестник Московского университета. Серия 14. Психология" (1997, N 4), посвященном 25-летию кафедры.

Своеобразные итоги века в социальной психологии и итоги 30-летней научной работы кафедры подведены в учебном пособии "Социальная психология в современном мире" (2002). В нем представлены разделы, посвященные: методологической саморефлексии науки на рубеже столетий, в том числе развитию социальной психологии как науки

стр. 6

культурно-исторической; новым подходам к изучению традиционных проблем социальной психологии и поиску новых стратегий в практических приложениях социальной психологии. Наиболее адекватной методологией для разработки проблем социального познания признана методология социального конструкционизма, предложенная американцем К. Гергеном, которая наряду с отечественной теорией деятельности А. Н. Леонтьева и рядом европейских теорий (теорией социальных представлений С. Московичи, теорией социальной идентичности А. Тэшфела и этогенической теорией Р. Харре) задает методологические рамки для проведения современных исследований сотрудников кафедры. Анализ новых методологических подходов и новых проблем социальной психологии осуществлен также в книге Г. М. Андреевой "Социальная психология сегодня: поиски и размышления" (2009).

В первом десятилетии XXI в. кафедра социальной психологии обратилась к анализу социальных проблем общества как центральной научной проблеме. На протяжении всей истории кафедры учет социального контекста, являющийся отличительным признаком европейской социально-психологической традиции, был существенным моментом проводимых исследований. С началом интенсивных социальных перемен в нашей стране анализ социального контекста в исследованиях сотрудников кафедры обрел динамическое измерение и превратился в анализ социальных изменений, социальных трансформаций. Кроме того, в последнее десятилетие произошел важный переход от традиционного для кафедры рассмотрения социального контекста как контекста, в который погружены изучаемые явления и который необходимо анализировать для адекватного понимания этих явлений и практической работы с ними (такой подход отражен, в частности, в учебном пособии кафедры "Введение в практическую социальную психологию" (1997)), к анализу социального контекста как собственно предмета теоретических и эмпирических исследований.

Социальному контексту и его изменениям в России и мире как предмету анализа была посвящена Московская Зимняя психологическая школа "Психология социальных проблем: вызовы XXI века", проведенная кафедрой в феврале 2011 г. (Рикель, Соловьева, 2011). Основной целью ЗПШ было осмысление роли психолога в решении актуальных социальных проблем современного российского общества (через разработку исследовательских и практических проектов, нацеленных на внесение вклада в решение конкретной социальной проблемы).

Обращенность к анализу социальных проблем российского общества характеризуют и статьи, представленные в настоящем номере журнала "Вестник Московского университета. Серия 14. Психология". Одновременно номер отражает диверсификацию поля исследований в современной социальной психологии, а также внимание сотрудников кафедры к приложению результатов теоретико-эмпирических иссле-

стр. 7


дований изменяющихся социальных реалий к решению конкретных задач, стоящих перед обществом.

В номере публикуются пять групп статей. К первой группе относятся статьи, посвященные теоретико-методологическим проблемам социальной психологии (статьи Е. П. Белинской; О. Т. Мельниковой и Д. О. Ерохина; И. Г. Кокуриной; А. М. Рикеля). Вторая группа статей посвящена проблемам больших социальных групп и социума в целом (статьи И. Б. Бовиной и Е. О. Голынчик; Н. Г. Малышевой, Т. Г. Стефаненко и О. А. Тихомандрицкой; В. А. Барановой). Третья группа статей относится к проблематике малой группы и организации (статьи С. А. Липатова; Е. Р. Агадуллиной и М. В. Котовой; Т. Ю. Базарова и Ю. С. Шевченко). Статьи четвертой группы охватывают проблематику социальной психологии менеджмента и управленческого консультирования (статьи А. Н. Онучина; М. А. Иванова; Ю. М. Жукова и А. В. Журавлева). И заключительная, пятая группа статей относится к психологии потребительского поведения (статьи Т. В. Фоломеевой; Ф. Н. Винокурова).

Материалы номера позволяют составить представление о панораме исследований, проводимых сотрудниками кафедры социальной психологии в условиях интенсивных изменений социальных реалий современного российского общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопр. психологии. 1977. N 2. С. 3-14.

Андреева Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопр. психологии. 1979. N 6. С. 26-38.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.

Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.

Андреева Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М., 2009.

Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997.



Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984.

Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981.

Общение и деятельность / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. Прага, 1981. На чеш. яз.

Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.



Рикель А. М., Соловьева О. В. Московская Зимняя психологическая школа студентов, аспирантов и молодых ученых "Психология социальных проблем: вызовы XXI века // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. N 2. С. 179-183.

Социальная психология в современном мире: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002.

стр. 8

Заглавие статьи

У ИСТОКОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ "ПСИХОЛОГИИ МАСС" Г. ЛЕБОНА И КОНЦЕПЦИИ "ГЕРОЕВ И ТОЛПЫ" Н. К. МИХАЙЛОВСКОГО

Автор(ы)

Е. П. Белинская

Источник

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология,  № 1, 2012, C. 9-18

Рубрика

  • К 40-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Место издания

Москва, Россия

Объем

27.7 Kbytes

Количество слов

3339

Постоянный адрес статьи

http://ebiblioteka.ru/browse/doc/26792611


следующая страница >>