Провинциальный миллиардер / комментировать - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Провинциальный миллиардер / комментировать - страница №1/1

Провинциальный миллиардер / комментировать


© Мария Кондорская, Свой Бизнес, N07(24), 07.2004

Самая большая торговая сеть мира зародилась в глухой американской глубинке. Wal-Mart. Ее создатель Сэм Уолтон предпочитал открывать магазины на окраинах городов. И не прогадал. Города разрослись, недвижимость подорожала. А покупатели, привлеченные низкими ценами, стали приезжать в Wal-Mart отовсюду.

Пять долларов и десять центов


Свою карьеру в торговле Сэм Уолтон начал в лавке отца, небогатого фермера, где в детстве подрабатывал после школы. Во время Второй мировой войны он служил в армейской разведке, а вернувшись с фронта, заложил первый кирпич в основание своего бизнеса. Было это в 1945 году в городке Ньюпорт (штат Арканзас), где проживало всего 4000 человек. Сэм Уолтон одолжил у тестя $20 тыс. и арендовал по франчайзингу универсальный магазин сети «Батлер Бразерс».

В своем первом магазине Уолтон ввел систему самообслуживания и до минимума свел расходы. Это позволило снизить торговую наценку. Обороты ничем не примечательной до сего момента торговой точки стали расти, и она превратилась в самый прибыльный магазин города. Впоследствии рекламный лозунг «Всегда низкие цены» стал основой деловой философии, которой Сэм Уолтон придерживался всю жизнь.

Однако бизнес в Ньюпорте закончился плохо: хозяин магазина отказался продлевать франчайзинговый договор. Пришлось бросать обжитое место и начинать все сначала. В 1950 году молодой предприниматель открыл в городе Бентонвилл второй франчайзинговый магазин, который назвал Walton's Five-and-Dime, что в дословном переводе означало: «У Уолтона за пять долларов и десять центов». То есть: «У Уолтона можно отовариться по дешевке».

Через много лет в своей книге «Сделано в США: как я создал Wal-Mart» Сэм Уолтон сформулировал десять принципов, которых всю жизнь придерживался в бизнесе. И первое из этих правил гласило: «Будьте верны своему делу и не сомневайтесь в успехе».


Против течения


Постепенно Сэм Уолтон вовлек в торговый бизнес всю свою многочисленную семью: брата Бада, тестя, шурина, а впоследствии и детей.

В 1954 году братья Уолтоны арендовали магазин в торговом центре, расположенном в пригороде Канзас-Сити. Бизнес пошел довольно удачно, успех было решено повторить еще в одном торговом центре - на родине, в Арканзасе. Однако эта точка оказалась менее прибыльной.

Неудача натолкнула Сэма Уолтона на оригинальную мысль: вместо магазинов в торговых центрах он решил создавать супермаркеты на окраинах (первоначально они назывались Waltons Family Center). Друзья отговаривали: в таких районах жили небогатые люди и рассчитывать на то, что они будут активными покупателями, не приходилось. Но Уолтон осознанно выбрал окраины: аренда торговых площадей здесь стоила меньше, а конкуренция со стороны других розничных магазинов почти не чувствовалась. В 1990 году еще одно из «Правил Ведения Бизнеса» глава Wal-Mart сформулировал так: «Надо плыть против течения. Не следует во всем полагаться на здравый смысл, ведь именно поступая вопреки большинству, можно найти свою нишу».

Бизнесмен из Арканзаса не прогадал: с годами окраины превращались в обжитые районы, недвижимость в них дорожала - и конкуренты уже не могли догнать Сэма Уолтона. В 1962 году он открыл в городе Роджерс первый магазин под вывеской Wal-Mart. В течение последующих 30 лет сеть одноименных торговых центров стала лидером в США.


Война расходам!


«Уделяйте больше внимания сокращению издержек, чем борьбе с конкурентами. Даже гений может проиграть, если соотношение доходов и расходов окажется не в его пользу» - гласит девятое правило книги «Сделано в США». Снижение расходов стало центральным пунктом стратегии Сэма Уолтона. Этой цели были подчинены все его решения: и открытие магазинов в мелких населенных пунктах, и приобретение дешевых складских помещений на окраинах, и расширение торговых залов. Уолтон первым начал размещать кассы у выхода из торгового зала, что позволило обслуживать больше покупателей меньшим количеством продавцов... Все магазины Wal-Mart пестрели значками, сообщавшими покупателям о выгодных скидках. Уолтон навсегда изменил представление о розничной торговле. Его супермаркеты стали своими и для жителей окраин, и для покупателей из центральных городских районов, привлеченных низкими ценами.

Первоначально компания Wal-Mart росла медленно. В 1970 году, когда она была преобразована в открытое акционерное общество, сеть состояла лишь из 18 магазинов с оборотом $44 млн. Но уже через десять лет общее количество магазинов возросло до 276, а объем продаж - до $1,2 млрд.

В 1980-х Wal-Mart продолжала расширяться, несмотря на протесты владельцев мелких магазинов. Именно в ту пору возникла сеть «Сэм Клубов» -оптовых центров - и был открыт первый суперцентр, объединявший под одной крышей гастроном и 36 отделов товаров народного потребления.

В это же время Уолтон начал акцию под лозунгом «Покупайте американское!». Он призывал потребителей поддерживать отечественного производителя, чтобы ускорить развитие американской экономики. Эксперты заговорили о феномене Wal-Mart, состоящем из оригинальной стратегии ведения бизнеса и лоббирования законов, которые, с одной стороны, обеспечивают свободную торговлю, а с другой - сокращают количество рабочих мест в США.


Правила Сэма


К 1990 году сеть Wal-Mart из 1700 супермаркетов стала .крупнейшей в США. После этого началось ее глобальное •расширение: были открыты представительства в Мексике и Канаде. Благодаря гигантским масштабам компания Сэма Уолтона могла позволить себе затраты на завоевание новых рынков. Ни один из ее конкурентов не выдержал бы бремени таких расходов.

В это время Уолтон выработал целый ряд корпоративных принципов, известных каждому «партнеру» - так в сети принято называть всех сотрудников. Например, «правило заката» - перефразировка знаменитой поговорки «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Оперативная обработка запросов клиентов и выполнение заказов в день получения, до захода солнца, до сих пор остается одним из ключевых элементов корпоративной культуры Wal-Mart. Тогда же Уолтон сформулировал «принцип трех метров». Все сотрудники магазинов инструктируются: оказавшись на таком расстоянии от клиента, они должны посмотреть ему в глаза, поприветствовать и предложить помощь.

Все торговые центры сети Wal-Mart были спланированы одинаково. Таким образом, в каком бы городе ни оказались их постоянные покупатели, они быстро находят нужные секции и товары.

Все работники Wal-Mart стали носить униформу. Для рядовых сотрудников это синие пиджаки с именными карточками на груди, а для менеджеров обязательны цветные рубашки и галстук. А главным корпоративным принципом, культивируемым в коллективе, создатель сети провозгласил сплоченность: «Мы обычные люди, преданно и усердно работающие вместе, чтобы достичь невероятных результатов. У каждого из нас своя история, вера и разный цвет кожи, но все мы одинаково верим, что каждый человек достоин уважения».

В 1992 году торговая империя Wal-Mart пошатнулась, потрясенная смертью основателя. Но в дальнейшем под руководством его сына Робсона Уолтона, ставшего председателем совета директоров, и генерального директора Дэвида Гласса она развивалась не менее успешно. Высокая активность американских потребителей обеспечила базу для наращивания оборотов. Сейчас компания контролирует около 30% продаж товаров народного потребления США, и, по прогнозам аналитиков, эта цифра может вскоре превысить 50%. В 2002 году, по данным, полученным компанией UBS Warburg, сеть Wal-Mart продавала товары в среднем на 14% дешевле, чем конкуренты. Она стала неотъемлемой частью американской экономики и культуры потребления.

Но главной движущей силой развития и залогом будущих прибылей стала программа безостановочного глобального расширения. Сейчас компания, основанная Сэмом Уолтоном, кроме США, работает в девяти странах мира.


Оборотная сторона медали


Wal-Mart - самая любимая и в то же время самая ненавидимая компания в США. Сейчас в американских судах рассматривается около 40 исков, поданных против магазинов этой сети. А в Интернете есть сайт, на котором приведено множество доказательств того, что Сэм Уолтон - воплощение сатаны на земле: например, если сложить числа в дате его рождения, получатся дьявольские три шестерки.

Одна из причин такой ненависти в том, что общественность многих штатов полагает: такие крупные сети, как Wal-Mart, вытягивают деньги из городов, заставляют их производственные предприятия работать на грабительских условиях.

Судебные скандалы показали еще один источник сокращения издержек сети. Оказалось, что, яростный противник профсоюзов, Wal-Mart недооценивает труд своих «партнеров» и не предоставляет им достаточных социальных гарантий. Был момент, когда средняя годовая зарплата работника торговой сети составляла $13 тыс., тогда как официальная черта бедности в США проходила на уровне $14 тыс. Сотрудники, которым не хватало денег на медицинскую страховку, получали помощь за счет государства. Иными словами, успех компании оплачивался из карманов налогоплательщиков. Бывшие сотрудники обвиняют компанию в невыплате сверхурочных и половой дискриминации - отказе предоставлять, женщинам одинаковую зарплату и равные с мужчинами возможности роста. И все это происходило несмотря на правила, сформулированные Сэмом Уолтоном: «Делите прибыль с партнерами, ведь все сотрудники - это именно партнеры», «Учитесь слушать и вызывать на откровенную беседу "всех сотрудников компании». Пришлось Wal-Mart искать слова оправдания: мол, все нынешние проблемы - следствие замедления экономического роста в США, текучка кадров в компании на самом деле сократилась с 70% до 45%, а ее владельцы инициировали проведение программы помощи инвалидам, студентам и иммигрантам.

Однако место самого семейства Уолтонов в деловой элите экономические трудности Америки только упрочили. По мере того как теряли свои миллиарды компьютерные гении Билл Гейтс и Пол Аллен, все пятеро нынешних наследников Сэма Уолтона богатели. По рейтингу журнала Forbs все они входят в десятку наиболее состоятельных людей мира, обладая совокупным капиталом почти в $100 млрд. Сегодня это самая богатая семья в мире.