Протоиерей Иоанн Мейендорф византийское богословие исторические тенденции и доктринальные темы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Протоиерей Иоанн Мейендорф византийское богословие исторические тенденции и доктринальные - страница №1/23

Протоиерей Иоанн Мейендорф

ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ


Минск «Лучи Софии» 2001

По благословению Высокопреосвященнейшего


Митрополита Минского и Слуцкого
Патриаршего Экзарха всея Беларуси
ФИЛАРЕТА

Перевод осуществлен по изданию: John Meyendorf. Byzantine Theology, Fordham University Press, USA, 1974. Перевод с английского Владимира Марутика.

Издание, осуществлено при содействии и согласии организации «Религиозные книги для России», США.

Иоанн Мейендорф (протоиерей).


Византийское богословие. Исторические тенденции и доктриналь-ныетемы./Пер. с англ. В.Марутика. - Мн.: Лучи Софии, 2001. -336 с. (А4 -223с.)

Настоящая монография являет собой синтез византийской христианской мысли. Ознакомив читателя со всей ее сложностью, автор представляет ему византийское мировосприятие: взгляд на человека и его предназначение — обожение; умение превзойти "западное пленение"; способность выжить и уцелеть, несмотря на неблагоприятные исторические обстоятельства. По прочтении монографии читатель, возможно, обнаружит в себе восприимчивость к основным положениям византийской мысли, что в наше время, когда ощущается такая нужда в восстановлении целостности самого христианства, представляется удивительно современным и уместным.
© Fordham University Press, USA, 1974 © Лучи Софии, 2001

БЛАГОДАРНОСТИ


Автор выражает особую признательность о. Эдуину А.Кузину (Общество Иисуса), внештатному редактору издательства "Фордхем Юниверсити Пресс". О. Эдуин потратил очень много личного времени, энергии и проявил чрезвычайную осведомленность в работе над улучшением настоящего текста. Автор благодарен о. Уолтеру Дж. Бер-гхардту (Общество Иисуса), прочитавшему рукопись книги и сделавшему ряд весьма ценных замечаний.

Автор благодарен проф. Ярославу Пеликану из Иельского университета, предоставившему автору гранки второго тома своего монументального труда "Христианское Предание" с разрешением цитировать названный том.

ИМ.

Оглавление


1

Протоиерей Иоанн Мейендорф 2

2

ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ


ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ 2

3

БЛАГОДАРНОСТИ 3



Оглавление 4

7

Введение 7



Основные черты и главные источники богословия в Византии 7

1. Хронологические рамки 9

2. Живое Предание 10

3. Писание, Экзегеза, Критерии 13

4. Богословие, положительное и отрицательное 17

Примечания 20

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 21

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ 21

21

1. Экзегетические традиции 21



1. ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПОСЛЕ ХАЛКИДОНА. 24

2. Философские тенденции 26

3. Проблема оригенизма 28

4. Псевдо-Дионисий 30

5. Литургия 31

* * * 33


Примечания 34

2. ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС 34

1. Монофизиты 36

2. Строгие диофизиты 36

3. Халкидониицы-Кирилловцы 37

4. Оригенисты 37

Примечания 44

3. ИКОНОБОРЧЕСКИЙ КРИЗИС 44

1. Возникновение движения 44

2. Иконоборческое богословие 46

3. Православное Богословие образов: Иоанн Дамаскин и Седьмой Вселенский собор 46

4. Православное богословие образов: Теодор Студит и Никифор 48

5. Долговременная значимость вопроса 52

Примечания 54

4. МОНАХИ И ГУМАНИСТЫ 55

Феодор Студит 57

Фотий (ок. 82O— ок. 891) 60

Михаил Пселл (1О18—1О78) 62

Суды над Иоанном Италом (1О76—1О77, 1О82) 64

Примечания 65

5. МОНАШЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ 66

1. Истоки монашеского мышления: Евагрий и Макарий 67

2. Великие духоносные отцы 69

3. Противление светской философии 73

4. Христианская вера как личный опыт: Симеон Новый Богослов 74

5. Теология исихазма: Григорий Палама 76

Примечания 78

6. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ: КАНОНИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 79

1. Соборы и отцы 80

2. Имперское законодательство 82

3. Кодификация церковного права 84

4. Авторитетные толкования и Критика 85

5. Синодальные и патриаршие постановления 87

6. Oikonomia 88

Примечания 90

7. РАСКОЛ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ 91

1. "Филиокве" 91

2. Иные противоречия 94

3. Авторитет в Церкви 97

4. Два понимания первенства 99

5. Значение схизмы 101

Примечания 101

8. СТОЛКНОВЕНИЕ С ЗАПАДОМ 102

1. Круг Кантакузина 103

2. Гуманисты и томисты 104

3. Богословы-паламиты: Николай Кавасила 107

4. Флоренция 109

Примечания 114

9. LEX ORANDI51 115

1. Великая церковь в Константинополе 115

2. Литургические цели 120

3. Гимнология 122

Примечания 125

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 126

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ 126

126


10. ТВОРЕНИЕ 127

1. Создатель и создания 127

2. Божественный план 129

3. Динамизм творения 131

4. Освящение природы 132

Примечания 135

11. ЧЕЛОВЕК 135

1. Человек и Бог 136

2. Человек и мир 138

3. Первородный грех 140

4. Новая Ева 144

Примечания 146

12. Иисус Христос 147

1. Бог и человек 148

2. Искупление и обожение 156

3. Theotokos 161

Примечания 162

13. СВЯТОЙ ДУХ 163

1. Дух в творении 164

2. Дух и искупление человека 165

3. Дух и Церковь 168

4. Дух и свобода человека 170

Примечания 173

14. ТРИЕДИНЫЙ БОГ 174

1. Единство и троичность 175

2. Ипостась, сущность, энергия 180

3. Живой Бог 182

Примечания 183

15. САКРАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ: ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ 184

1. Количество Таинств 184

2. Крещение и Миропомазание 185

3. Покаяние 188

4. Брак 189

5. Исцеление и смерть 192

Примечания 192

16. ЕВХАРИСТИЯ 193

1. Символы, образы, реальность 193

2. Евхаристия и Церковь 198

Примечания 203

17. ЦЕРКОВЬ В МИРЕ 204

1. Церковь и общество 205

2. Миссия Церкви 209

3. Эсхатология 211

Примечания 215

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 216

Антиномии 216

Примечание 218

БИБЛИОГРАФИЯ 219

Глава I 219

Глава II 219

Глава III 220

Глава IV 220

Глава V 221

Глава VI 221

Глава VII 222

Глава VIII 222

Глава IX 223

Глава X 223

Глава XI 224

Глава XII 224

Глава XIII 225

Глава XIV 225

Глава XV 225

Глава XVI 225

Глава XVII 225

Готовятся к печати 226





Введение

Основные черты и главные источники богословия в Византии


Потребуются века борьбы и сверхчеловеческих усилий для того, чтобы превзойти эллинизм, освободив его от естественных привязанностей и этнических и культурных ограничений, прежде чем эллинизм станет, наконец, универсальной формой христианской Истины.
Владимир Лосский. Боговидение, 581

Античная культура оказалась достаточно гибкой, чтобы допустить внутреннее "преображение"... Христиане же доказали, что можно переориентировать культурный процесс без возврата в прошлое и развивать культуру в новом духе. Тот самый процесс, который по-разному определяют как "эллинизацию христианства", скорее можно трактовать как "христианизацию эллинизма".


Георгий Шлоровский. "Вера и культура", журнал св. Владимира "St. Vladimir's Quarferly", 4,1-2 [1955-1956],40.

Император Константин (324—337) положил конец периоду конфронтации между христианством и Римской империей. Он покинул древнюю столицу империи и перенес центр политической и культурной жизни "цивилизованного мира" того времени на берега Босфора, где был расположен древний греческий город Византии. Город официально назвали Константинополем, "Новым Римом", и он оставался столицей империи, которую именовали "Римской" еще более одиннадцати веков, вплоть до подпадения под владычество турок в 1453 г.



[1] здесь и далее, если не оговорено иное, цитаты даются в переводе с английского, с того текста, который имеется в оригинале.

Константинополь стал неоспоримым центром восточного христианства, особенно после исчезновения древних христианских центров в Египте, Палестине и Сирии. Епископ Константинополя принял титул "вселенского патриарха". На Балканах, на просторах Восточной Европы, на Кавказе константинопольские миссионеры обращали в христианскую веру население огромных территорий. По сути дела, "Новый Рим" явился колыбелью цивилизации для Ближнего Востока и Восточной Европы, подобно тому как "старый Рим" стал таковой для латинского Запада.

В настоящей книге описываются категории богословской мысли, как они формировались в рамках Византийской христианской цивилизации, ее философии жизни, ее Литургии и искусства, и как они сохранились в современном Восточном Православии. Центральной темой византийского богословия, или интуицией, является убеждение, что человеческая природа не есть статичная, "замкнутая", автономная сущность, но — динамичная реальность, в своем существовании определяемая ее отношением к Богу. Это отношение представляется процессом восхождения и общения — человек, сотворенный по образу Божию, призван добровольно достичь "божественного подобия", его отношение к Богу есть как данность и задача, так и непосредственный духовный опыт и ожидание еще большего видения, достигаемого в свободном усилии любви. Динамизм византийской антропологии без труда противопоставляется статичным категориям "естества" и "благодати", господствовавшими в мышлении поставгустиновского западного христианства; этот динамизм может оказаться существенным критерием для современного богословского поиска нового понимания человека.

Как культура и цивилизация Византия давно мертва; но особенности ее влияния на историческое развитие человеческого общества остаются открытыми для исследования. Со времен Гиббона историки указывают на косность общественного строя, скудость творчества в научно-технической сфере, сакрализацию представлений о государстве как на главные недостатки византийской действительности. Но в настоящей книге мы утверждаем, что Византия внесла подлинный и непреходящий вклад в историю человечества в сфере религиозной мысли. Постоянная притягательность византийского искусства и замечательный факт выживания восточного христианства после самых драматических социальных перемен — вот самые явные знаки того, что Византия действительно открыла что-то фундаментально истинное о человеческой природе и о ее отношении к Богу.

Чтобы выразить такой "теоцентричный" взгляд на человека, достаточно близкий современным попыткам построить "теоцентричную" антропологию, византийские богословы использовали некоторые понятия древнегреческой философии, в частности, понятие theosis, т.е. "обожение". Адольф Гарнак в прошлом столетии высказал суровые суждения по поводу "эллинизированного христианства" греческих отцов, однако сегодня у него вряд ли найдется много последователей. Неизбежность нового изложения и переосмысления христианской веры в свете меняющихся культурных реалий ныне находит широкое признание, и стремление греческих отцов изложить христианство в категориях эллинизма представляется вполне законным. В действительности византийское богословие, по наблюдению Лосского, было всего лишь непрестанным усилием и борением за выражение Предания Церкви в живых категориях греческой мысли, для того чтобы эллинизм можно было обратить ко Христу.

Можно, конечно, ставить вопрос о том, насколько это усилие увенчалось успехом, но невозможно отрицать, что по своему основному замыслу оно было оправданным. В настоящем сочинении предполагается описать главные исторические тенденции византийского богословия в тесной связи с его основной темой, а вторая часть настоящей работы призвана показать в более систематизированном виде, что результаты византийской богословской мысли также могут быть представлены как синтез. Мы намерены не просто описать идею "обожения" и ее развитие в греческой патристической мысли (на этот предмет имеется немало специальных исследований), а проанализировать весь ход исторического развития в Византии богословских идей, касающихся Богочеловеческих отношений. Имеем ли мы дело с тринитарными или христологическими догматами, исследуем ли экклезиологию или сакраментальное учение, главное течение византийского богословия открывает нам то же видение человека, призванного "познать" Бога, "участвовать в Его Жизни, быть "спасенным" не только вследствие внешнего действия Божиего или посредством рационального познания предложенных истин, но через "становление Богом". И этот theosis человека коренным образом отличается в византийском богословии от неоплатонического возвращения к безличному Единому: это новое выражение евангельской жизни "во Христе" и в "общении Святого Духа".



следующая страница >>