Прогулка как средство социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья VIII вида - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Южная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот... 3 734.22kb.
Сценарий внеурочного предметного мероприятия 1 139.51kb.
Сценарий внеклассного мероприятия с использованием компьютера и проектора 1 131.87kb.
Самостоятельная работа для детей с ограниченными возможностями здоровья... 1 51.03kb.
Методические рекомендации для педагогов по составлению социально-педагогической... 1 150.11kb.
Внеклассное мероприятие «капустник» Провела: воспитатель Корнаухова О. 1 56.45kb.
Пояс гор Южной Сибири. Алтай 1 74.74kb.
Первый открытый виртуальный творческий конкурс детей с ограниченными... 1 142.82kb.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями... 1 111.54kb.
Методическая разработка Сказка, как средство экологического воспитания... 2 553.53kb.
Решение проблем инвалидов, в частности, детей с ограниченными возможностями... 1 38.23kb.
Курс лекций по психиатрии и наркологии (учебное пособие) 11 4182.42kb.
- 4 1234.94kb.
Прогулка как средство социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями - страница №1/1


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации
Кафедра психологического социально-педагогического сопровождения общего специального (коррекционного) образования

Прогулка как средство социализации

детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

(реферат)




Исполнитель:

Хованскова Екатерина Владимировна

воспитатель МКОУС/к/

Детский дом №2

г. Ленинск-Кузнецкий


Консультант:

Загляда Людмила Ивановна

доцент кафедры

Кемерово 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………..4

2. Прогулка как средство социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья VIII вида……………………….......6

3. Практика. Разработка прогулок в зимнее время года………………………10

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………18

Введение

Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении маленького ребенка. Пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе имеет большое значение для их физического и умственного развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками. В условиях детского дома, где ребенок находится в закрытом пространстве, прогулка так же является средством социализации детей.

Цели данной работы:


  1. Рассмотреть краткую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида;

  2. Определить роль прогулки для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

  3. Разработать прогулки в зимнее время года.



  1. Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья VIII

вида

О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались.

В дальнейшем с развитием медицины, стали вставать и вопросы помощи таким детям. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того времени, такие, как Филипп Пинель, Жан Итар.

После 1917 г. в нашей стране заботу об умственно отсталых детях взяло на себя государство. Стали открываться специальные учреждения для данной категории детей. Одним из основоположников коррекционной педагогики является Л.С. Выготский. Наиболее значимым он считал изучение и воспитание детей с отклонениями в интеллектуальной сфере, признавая важность выделения первичных и вторичных дефектов развития ребенка.

Существует довольно много классификаций по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

К этой группе отклонений относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos – малый и phren – ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой – дебильности до глубокой – идиотии.

К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. aytos – сам) - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид – попытки к самоубийству.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.


  1. Прогулка как средство социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

Одна из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями физического и психического характера - максимальное расширение их социальных связей. Занятия по бытовой и социальной ориентировке с отсталыми детьми проводят в форме уроков, прогулок, экскурсий. На уроках в основном используются сюжетно-ролевые и дидактические игры, что позволяет придать учебной работе наглядность и предметную деятельность.

Г.Д. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья.»

Успешность проведения прогулок зависит от их правильной организации. Перед выходом на улицу необходимо провести с детьми короткую беседу о теме и целях прогулки. Дети должны повторить, куда и зачем они отправляются, что будут делать и наблюдать на улице.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.  Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского дома предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Для осуществления задач всестороннего развития создаётся участок на территории детского дома для организации разнообразной деятельности детей. Большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

В зимнее время на участке следует устроить горку, дорожки и снежные сооружения.

Структура прогулки:

-наблюдение;

-подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей;

-труд детей на участке;

-индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств;

-самостоятельная игровая деятельность. 

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского дома, например за дворником.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. 

Целевые прогулки

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка детского дома. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский дом. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Таким образом, правильно организованная и проведенная прогулка способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.

3. Практика. Разработка прогулок в зимнее время года
Прогулка №1

Тема: Наблюдение за свойствами снега

Цели: продолжить знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий, сыпучий); развивать общую моторику; воспитывать положительное отношение к коллективной деятельности.

Выносной материал: лопатки, обруч, мячи, ведерко.

Предварительная работа. Беседа с детьми.

- Ребята, какое сейчас время года? (зима).

- Какие признаки зимы вы можете назвать? (ответы детей).

- Почему зимой мы надеваем шубу, рукавички, валенки? (ответы детей).

Заучивание стихотворения.

Ход наблюдения

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий, сыпучий)

На заборе, на крылечке, все блестит и все бело,

Нет свободного местечка, всюду снега намело.

- Ребята, помните, когда выпал первый снег, он был пушистый, мягкий, липкий. Мы могли слепить из него снежные комочки. Давайте сейчас попробуем слепить снежки.

Дети пытаются лепить снежки, но снег рассыпается. Делаем вывод, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, т. к. он сыпучий.

Мороз трескучий – снежок сыпучий.

Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат, отметить, что снег хрустит под ногами.

Раз шажок, два шажок –

Под ногой хрустит снежок.

Трудовая деятельность

Цель: учить правильно пользоваться лопатками, воспитывать трудолюбие.

- Ребята, вы уже заметили, что много снега намело. Я вам предлагаю всем вместе дружно убрать участок от снега.

Снег на лопаточку берем, в кучку общую несем.

Участок очищаем, полезную работу выполняем.

Очистили, молодцы! Вот сейчас и позаниматься можно.

Подвижные игры

 Упражнения с лопатками.



Цель: формировать умение делать шаги через препятствие.

- А теперь возьмем лопатки и поиграем с ними.

С лопаткой вместе приседаем, удерживаем её в руках. Вверх поднимаем, встаем (4-5 раз).

А теперь положите лопатку перед собой и перешагиваем через неё (5-6 раз). Лопатки лежат перед вами, а вы попробуйте пошагать друг за другом через все лопатки по очереди.

Лопатки положили, ходим по площадке и дышим носом свежим воздухом (5-6 вдохов и выдохов по команде).

«Ровным кругом»

Цель: продолжить формировать умение водить хоровод; выполнять движения, показанные воспитателем.
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят:

«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг, стой на месте!
Дружно вместе, сделайте вот так!»
С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.
"Попади в круг"

Цель: развивать общую моторику.
Воспитатель кладет обруч на снег. Дети (2-3 человека) берут мячи и по команде бросают их в круг. Собирают мячи и складывают их в ведерко. Повторяют действие 4-5 раз. Затем выходят другие играющие.

Раз, два – не зевай,

Мячик в круг бросай.

Индивидуальная работа. «Подбрось выше».

Цель: учить бросать мяч выше.

- Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Беседа с детьми – кому что понравилось, что они узнали нового о снеге (чтобы дети немного успокоились).

- А теперь, приводим себя в порядок, отряхиваемся, собираем инструменты и идем в группу.
Прогулка №2

Тема: Наблюдение за работой дворника

Цели: расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к труду людей.

Выносной материал: лопатки, венички, скребки.

Предварительная работа. Беседа с детьми:

- Какие орудия труда нужны для работы дворника зимой? (Метла, лопата, скребок, ведро.)

- Какую работу выполняет дворник зимой? (Чистит дорожки от снега, собирает мусор.)

- Для чего нужна работа дворника? (Чтобы было чисто на территории детского дома.)



Ход наблюдения

На прогулке обратить внимание детей на работу дворника: «Посмотрите, как старается, убирает снег, расчищает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действует лопатой и метлой. Подойти к дворнику и предложить детям рассказать, какие постройки есть у них на участке. Дворник объясняет, что постройки нужно беречь, не ломать их, а участок всегда содержать в порядке. Подсказать детям, что благодарить за работу можно не только словами, но и делами. Предложить помочь. Дворник показывает, как надо действовать лопатами, хвалит ребят за дружную хорошую работу.



Трудовая деятельность

Расчистка территории от снега.



Цель: учить правильно пользоваться лопатками и веничками, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

« У медведя во бору»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве.

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас глядит.

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по площадке. Затем он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный ребенок становится медведем.

«Поезд»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну.
Описание игры 
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне — «паровоз», остальные — «вагоны». 
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»). 
«Поезд подъезжает к станции»,— говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. 
Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. 
Общая продолжительность игры 4—5 минут.

Индивидуальная работа. «Попади в цель».

Цель: учить попадать снежком в мишень.

Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте успокоимся, подышим носиком (вдох-выдох). Приводим себя в порядок, собираем лопатки и метелочки, идем в группу.
Прогулка №3

Тема: Наблюдение за солнцем

Цели:  продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная погода или нет); формировать понятия о признаках зимы.

Выносной материал: лопатки, кленки для катания с горки.

Ход наблюдения

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

 Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

 Приласкай и обогрей!

Беседа с детьми:

- Кто заметил, в какой стороне солнце утром? (ответы детей). Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный?



Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.



Цель: учить работать сообща; добиваться выполнения задания общими усилиями.

Много снега, негде бегать.

На дорожке тоже снег.

Вот, ребята, вам лопаты –

Поработаем для всех.

Подвижные игры.

«Катание с горки»

Цель: учить детей забираться на горку и скатываться с нее.

- Ребята, нас ледяная горка ждет. Скорей, скорей к себе зовет! На горку поднимаемся по ступенькам, по одному. Ах, как интересно кататься! Здорово!

«След в след»

Воспитатель идет по снегу, а дети идут друг за другом и стараются попасть в след воспитателя.



Индивидуальная работа. «Кто выше прыгнет».

Цель: учить прыгать в высоту, развивать ловкость.

Воспитатель: - Ребята вот и подходит к концу наша прогулка. Что нового мы узнали о солнце?


Прогулка №4

Тема: Наблюдение за синичкой

Цели: - расширять представления детей о внешнем виде синички, ее  повадках, особенностях внешнего вида; воспитывать заботу о зимующих птицах.

Ход наблюдения

Синичка кричит «синь-синь-синь».

Угадай, какая птица —

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная?

Звонко телькает: «Тель-тель!

Как хорош осенний день!» (Синица.)

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит синичка?

Как передвигается?

Чем она питается?

Где зимует?

Как она кричит?

Оперение синички яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам и веткам деревьев. Осенью синички собираются в стаи, облетают сады и парки. В садах они клюют спелые яблоки, ягоды боярышника и барбариса. В ноябре люди отмечают «Синичкин день» — укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает».



Трудовая деятельность

Закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек, кормление птиц хлебными крошками.



Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

Подвижные игры:  «Самолеты», «Ловишки».

Цели: -  упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;  воспитывать ловкость и выносливость.  

Индивидуальная работа:  Развитие движений.

Цель: упражняться в прыжках на месте на двух ногах.

Заключение

Таким образом, прогулка с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, способствует формированию умственных способностей ребенка. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

На прогулках происходит развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формируется гендерная принадлежность. Во время прогулок воспитатель приобщает детей к трудовой деятельности; воспитывает ценностное отношение к своему труду, труду других людей и его результатам.

Список литературы

1. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]: методическое пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272с.

2. Епифанцева, Т. Б., Киселенко, Т. Е., Могилева, И. А., Соловьева, И. Г., Титкова, Т. В., Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]: Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Кисленко, И. А. Могилева, И. Г. Соловьева, Т. В. Титкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 565с.

3. Кравченко, И. В., Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду [Текст]: методическое пособие/ И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - М.: Творческий центр, 2008. – 176с.



4. Мир природы и ребенок [Текст] / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2003. – 318с.