Программа «зеленый дом» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«зеленый бор» санаторно-оздоровительный комплекс «Зелёный бор» 1 35.87kb.
Рабочая программа по курсу «Истоки» 4 класс на 2013-2014 уч год Истоки... 1 185.12kb.
Приключения Зеленого Кошелька. История первая 1 43.32kb.
Программа чтений 3 декабря российская государственная библиотека... 1 19.63kb.
Информация о ходе реализации муниципальной целевой программы «Зеленый... 1 53.79kb.
Шерли Энн Грау Стерегущие дом 9 4105.28kb.
Программа международной практической конференции "Мультикомфортный... 1 27.89kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... 2 359.66kb.
Скидка 63% на наушники Monster Beats Studio (цвет черный, белый,... 1 12.39kb.
Программа экскурсии: Вариант с посещением усадьбы Гончарова Калуга... 1 41.91kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся «дом, в котором мы... 3 634.18kb.
Статья: Масштабное озеленение крыш в Торонто 1 166.74kb.
- 4 1234.94kb.
Программа «зеленый дом» - страница №1/1

ПРОГРАММА «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»
Автор А.А.Плешаков

Программа «Зеленый дом» представляет собой систему учеб­ных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы. На первом этапе обучения (1 и II классы школы 1-4) дети знакомятся с окружающим ми­ром, включая природу, общество, человека, а в последующих классах изучают природоведение. Программа построена с уче­том присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчи­вости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными теоретическими знаниями. Ее экологическую на­правленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Основные курсы дополнены факультативными - «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», - что позволяет полнее учи­тывать интересы и способности детей, обеспечивать более ши­рокую и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды. Программа «Зеленый дом» получа­ет развитие в средней школе, где создан новый учебный курс для v класса, обеспечивающий переход к изучению естествен­нонаучных дисциплин (биология, физика, химия и др.).


3-4 классы
Природоведение.
Пояснительная записка

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании младших школьников призвано служить изучение курса «Природоведение» в 3-4 классах четырехлетней начальной школы.

Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

При изучении природоведения продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатое на занятиях по курсу «Мир вокруг нас». Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Изучение природоведения способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Формы организации работы при изучении курса природоведения разнообразные уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий. Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные явления. В частности, дети изображают с помощью моделей простейшие пищевые связи между организмами. Особое значение имеют модели, отражающие взаимодействие человека и природы. Они помогают учащимся прогнозировать последствия поступков людей или определенных способов хозяйственной деятельности и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования. Для лучшего усвоения правил поведения в природе целесообразно использовать знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Нельзя недооценивать и значения яркого, эмоционального рассказа учителя. Содержание и форма такого рассказа способствуют пробуждению интереса и любви к природе у детей. Важное место в учебном процессе должны занять ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной литературы, практическая работа по охране природы.

В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая дает возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением курса. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воду и воздух, полезные ископаемые и почву»., «Сохраним удивительный мир растений и животных». Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы, а также, между природой и человеком. Затем изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены.

В 4 классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом картой полушарий, учащиеся получают общие представления о Земле - ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения в 4 классе темой «Сбережем природу России», которая знакомит детей с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

В программе указан минимум экскурсий, практических работ, демонстраций, обобщающих уроков. При планировании учебного материала учителем их количество может быть увеличено. В ряде случаев проведение экскурсий может быть затруднено или невозможно. Целесообразно при этом заменить экскурсии полевым практикумом с выходом учащихся на несколько часов за счет времени, отведенного для экскурсий, а также теоретических занятий. Учебную работу учащихся в условиях полевого практикума следует сочетать с отдыхом, играми.

Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники 3 -4 классов, определены в специальном разделе программы. В программе указана также примерная тематика дополнительных материалов для учащихся.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределить часы по темам программы, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данном классе.



Программа

3 класс (68 часов)
Природа и мы (

Многообразие природы. Неживая природа. Живая природа. Взаимосвязи в природе.

Роль неживой природы в жизни людей.

Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу: загрязнение воздуха, воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные.

Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников; ответственность каждого человека за свое поведение в природе.

Экскурсии: 1. Многообразие природы. 2 Изменения в природе под влиянием человека. 3 Охрана природы.

Практическое занятие по охране природы (посадка дерева или кустарника).
Сбережем воздух и воду,

полезные ископаемые и почву. (
Тела, вещества, частицы. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Температура и термометр. Значение температуры окружающей среды для растений, животных, человека.

Воздух. Свойства воздуха: прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ.

Значение воздуха для человека, растений, животных.

Источники загрязнения воздуха: выбросы промышленных предприятий, средств транспорта. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды: прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Вода- растворитель.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

Значение воды для растений, животных, человека.

Источники загрязнения воды: сточные воды промышленных предприятий, ферм, бытовые стоки. Охрана воды от загрязнений.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых.

Разрушение твердых пород под действием воды, растений, ветра, изменений температуры.

Почва. Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые существа почвы.

Плодородие- главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Образование солей из перегноя. Роль микроорганизмов в этих процессах.

Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе.

Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей.



Практические работы: термометр, измерение температуры воздуха; свойства воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра, рассмотрение образцов полезных ископаемых.

Демонстрации: опыты, показывающие растворение вещества в воде, расширение воздуха, воды, твердого тела при нагревании, сжатие при охлаждении, круговорот воды; опыты, выявляющие состав почвы.

Сохраним удивительный мир растений и животных. (
Разнообразие растений. Разнообразие животных. Виды растений и животных. Ботаника- наука о растениях, зоология- наука о животных.

Органы растения и их функции. Растения - источник питательных веществ и кислорода для животных и человека.

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе.

Приспособленность организмов к условиям жизни.

Размножение и развитие растений. Размножение и развитие животных. Забота о потомстве у животных.

Значение растения и животных в природе и жизни человека.

Уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений и диких животных по влиянием хозяйственной деятельностью людей. Охрана растений и животных. Роль заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных.

Растениеводство и животноводство - составные части хозяйства.

Правила поведения в природе.

Практические работы: рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение; рассматривание плодов и семян растений.

Демонстрации: знаки к правилам поведения в природе.
Будем беречь здоровье (
Человек-часть живой природы. Необходимость для человека воздуха, воды, тепля, пищи. Отличие человека о животных.

Нервная система, ее роль в организме человека.

Органы чувств и их гигиена.

Скелет и мышцы человека. Осанка.

Кожа и ее гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Наше питание: продукты питания растительного и животного происхождения, органы пищеварения, использование организмом питательных веществ. Гигиена питания.

Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организмов вредных продуктов жизнедеятельности.

Закаливание воздухом, водой, солнцем.

Охрана природы - необходимое условие охраны здоровья людей.

Практические работы: кожа, первая помощь при небольших повреждениях кожи; подсчет ударов пульса.

Моделирование: строение организма человека.

Основные требования к знаниям, умениям

и навыкам обучающихся.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:


  • Что такое тела, вещества. Частицы.

  • Компоненты живой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.

  • Компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки.

  • Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери их отличительные признаки.

  • Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы.

  • Некоторые взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу.

  • Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.


Учащиеся должны уметь:

  • Различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных.

  • Устно описывать объекты природы;

  • Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • Подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;

  • Измерять температуру воздуха с помощью термометра;

  • Проводить самостоятельные наблюдения в природе;

  • Изготавливать кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы.

  • Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

  • Выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.


ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Мир вокруг нас» для 3-его класса составлено на основе Программ общеобразовательных учреждений рекомендованных департаментом общего среднего образования Министерства образования российской Федерации, начальные классы (1 – 4).



Учебник: «Мир вокруг нас» 3 класс, автор Плешаков А.А. Просвещение, 2006 год.



Дата

урока

Тема урока

Цели рока

Планируемый результат

Тема: «Как устроен мир»




1

Природа.

Познакомить учащихся с разнообразием природы, рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой, определить значение природы для человека, воспитывать бережное отношение.

Знать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе.




2

Человек.

Показать отличие человека от животного как существа разумного, познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира.

Знать в чем отличие человека от животного как существа разумного.




3

Общество.

Дать учащимся представление о человеческом обществе и особенностях его организма, воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине.

Знать что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям.




4

Мир глазами эколога.

Дать понятие об экологии - как науке о взаимосвязях живых систем и неживой природы; развивать логическое мышление, память, воображение.

Знать о взаимосвязях живых систем и неживой природы, знать отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы.




5

Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить учащихся с влиянием человека на природу, с красной книгой; воспитывать любовь к природе, учить правильному поведению в природе.

Знать взаимосвязи между природой и человеком, правила поведения в природе; уметь пропагандировать знания об охране природы.




6

Проверочная работа по разделу «Как устроен мир».

Контроль знаний, умений и навыков

Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

Тема: «Эта удивительная природа».




7

Тела, вещества, частицы.

Познакомить детей с телами и их составом; развивать кругозор учащихся.

Знать что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия.




8

Разнообразие веществ.

Углубить знания учащихся о веществах, которые используют в быту, учить правильно, пользоваться ими.

Знать о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем и из чего они произошли.




9

Воздух и его охрана.

Познакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха; определить значение воздуха для человека, растений, животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Знать состав и физические свойства воздуха, значение воздуха для человека растений, животных.




10

Вода. Превращение о круговорот воды.

Познакомить учащихся со свойствами воды; значением экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Формировать понятие о круговороте воды в природе, значении экологической ценности природы.

Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать что такое круговорот воды в природе.




11

Берегите воду!

Рассмотреть причины загрязнения водоемов; познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения.

Знать причины загрязнения водоемов, уметь пропагандировать охрану водоемов.




12

Как разрушаются камни.

Формировать представление о разрушении горных пород под воздействием определенных факторов.

Знать, что такое горные породы, и от каких факторов происходит их разрушение.




13

Что такое почва. Образование и разрушение почвы.

Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.

Знать что такое почва, ее состав, происхождение. Знать о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека.




14

Разнообразие растений.

Познакомить учащихся с разнообразием групп царства растений; выделить их характерные особенности.

Знать разнообразие растений, их характерные особенности.




15

Солнце, растения и мы с вами.

Показать взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли; познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле.

Знать о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле.




16

Размножение и развитие растений.

Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; дать представление о размножении и развитии растений из семян.

Знать особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление о размножении и развитии растений из семян.




17

Как развивается растение. Охрана растений.

Обобщить знания учащихся об условиях, необходимых для прорастания семян; о значении растений в жизни животных и человека; учить бережно, относиться к растениям.

Знать в каких условиях благоприятно прорастание семян, уметь бережно относиться к растениям.




18

Разнообразие животных.

Познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам.

Познакомиться с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам.




19

Кто что ест.

Выделить основные группы животных по способу питания; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.




20

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

Формировать представление о сетях питания и об экологической пирамиде; воспитывать бережное отношение к природе.

Иметь представление о сетях питания и об экологической пирамиде. Бережно относиться к природе.




21

Размножение и развитие животных.

Познакомить с размножением и развитием животных, учить сравнивать.

Познакомиться с размножением и развитием животных, уметь сравнивать.





22

Охрана животных.

Познакомить детей с животными, которые внесены в Красную книгу; воспитывать экологическую культуру учащихся.

Знать, какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле.




23

В царстве грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Познакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса; формировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами сбора грибов.

Знать особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать с правила сбора грибов.




24

Великий круговорот жизни.

Познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе.

Познакомиться с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, знать движение энергии в круговороте веществ в природе.




25

Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа»

Контроль знаний, умений и навыков.

Уметь работать самостоятельно с тестовыми заданиями.

Тема: «Мы и наше здоровье».




26

Организм человека.

Формировать понятие о системе органов человека; обратить внимание учащихся на взаимосогласованность и ритмичность в работе всех органов человека.

Иметь понятие о системе органов человека, знать о взаимосогласованности и ритмичности в работе всех органов человека.




27

Как мы воспринимаем окружающий мир.

Познакомить детей с органами чувств как необходимыми звеньями связи организма с внешней средой; учить гигиене органов чувств.

Знать основные органы чувств, правила гиены органов чувств.




28

Как мы воспринимаем окружающий мир.

Познакомить детей с органами чувств как необходимыми звеньями связи организма с внешней средой; учить гигиене органов чувств.

Знать основные органы чувств, правила гиены органов чувств.




29

Надежная защита организма.

Формировать представление о коже как покровном органе; прививать гигиенические навыки ухода за кожей.

Иметь представление о коже как покровном органе; уметь ухаживать за кожей.




30

Опора тела и движение.

Познакомить учащихся со строением и значением опорно-двигательной системы; определить значение правильной осанки для здоровья человека.

Знать строение и значение опорно-двигательной системы.




31

Наше питание.

Познакомить учащихся с пищеварительной системой; формировать знания о составе пищи.

Знать о пищеварительной системе человека.




32

О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества.

Познакомить с дыхательной, выделительной и кровеносной системами; показать их взаимосвязь и взаимозависимость, значение для жизни человека.

Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость.




33

О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества.

Познакомить с дыхательной, выделительной и кровеносной системами; показать их взаимосвязь и взаимозависимость, значение для жизни человека.

Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость.




34

Проверочная работа

Контроль знаний, умений и навыков.

Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.




Литература.


  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2007.




  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса.- М.Вита- Пресс,2007.



  1. Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для 3 класса.- М.Вита- Пресс,2007.




  1. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2007.



  1. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классовю_М.:.Просвещение,2006.




  1. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - М.: «АСТ-Пресс школа»,2007



  1. Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс.- М.:»Экзамен»,2006.