Программа учебной дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления 080200. 68 «Менеджмент» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Теория и история менеджмента» 1 395.54kb.
Программа дисциплины Методы и модели в управлении  для направления... 1 154.44kb.
Программа дисциплины История мировой экономики для направления 080200. 1 519.18kb.
Программа дисциплины Креативность в бизнесе для направления 080200. 1 264.37kb.
Программа дисциплины Методы поддержки принятия маркетинговых решений... 1 258.33kb.
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200... 1 373.53kb.
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 230.94kb.
Программа дисциплины Управление финансами фирмы для направления 080200. 1 248.49kb.
Программа дисциплины «Маркетинг» для направления 080200. 62 «Менеджмент» 1 196.41kb.
Программа дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» 3 360.22kb.
Программа дисциплины Проблемы антимонопольного регулирования для... 2 454.18kb.
Программа дисциплины «Доверительный маркетинг» 3 448.45kb.
- 4 1234.94kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления 080200. - страница №1/4



Санкт-Петербургский филиал

федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет менеджмента


Программа учебной дисциплины

«Теория и история менеджмента»
для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки бакалавра
Авторы программы:

Микитьянц К.С., д.э.н. профессор кафедры менеджмента, Рудченко В. Н. к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Чеботаева Т.В., ст. преподаватель кафедры менеджмента, Веретенник Е.В., преподаватель, Лукина А.М., преподаватель кафедры менеджмента

Одобрено на заседании кафедры менеджмента / «___» ____________ 2012 г. Зав. кафедрой __________/Г.Ю. Чуланова/
Одобрено УМО «___» ____________ 2012 г.

Начальник УМО __________________/В.В. Шереметова
Утверждена Советом факультета менеджмента «___»_____________2012 г.

Председатель ______________________/А.А. Кайсаров/

Авторский вариант
Санкт – Петербург

2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины «Теория и история менеджмента» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080200.68 «Менеджмент».

Программа разработана в соответствии с:



  • ФГОС по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация степень «бакалавр»);

  • Оригинальным образовательным стандартом ГОБУ ВПО «Государственный университет - Высшая школа экономики» по менеджменту, уровень подготовки - бакалавр (2010 год);

  • Образовательной программой 080200 (2012 г).

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200 Менеджмент, утвержденным в 2012 году.



2. Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Теория и история менеджмента» является формирование системы знаний, умений и практических навыков, необходимых для управления современной организацией на разных уровнях менеджмента, и развитие способности и готовности адекватно и эффективно использовать их для достижения целей развития организации.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • задачи и предмет изучения основных разделов курса «Теория и история менеджмента»;

  • основные категории дисциплины «Теория и история менеджмента»;

  • основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;

  • основные направления и школы менеджмента, основания для их выделения;

  • отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента предприятия;

  • роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

  • тенденции развития форм и методов управления в современных условиях хозяйствования.

  • современную и классическую литературу по предмету дисциплины.

уметь:

  • пользоваться терминологическим аппаратом курса при изложении теоретических вопросов;

  • ориентироваться и оценивать ситуацию в соответствии с различными условиями внешней и внутренней среды;

  • оценить эффективности управленческих решений;

  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • планирование деятельности организации и подразделений;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

иметь навыки:

  • использования управленческих теорий на практике в зависимости от текущей ситуации и долгосрочной перспективы;

  • оценки окружающая среда организации;

  • реализации управленческих функций;

  • построения внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;

  • аналитической оценки собственного поведения и поведения конкурента в различных рыночных ситуациях.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции, лекции, семинары, домашние задания.

Компетенция направленная на саморазвитие

СК-М2

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и использовать новые способы и инструменты профессиональной деятельности

Репродуктивные, индикативные и дедуктивные методы организации и осуществления учебной деятельности; самостоятельная работа

Компетенция самостоятельно мыслить и принимать решения

СК-М4

Способен повышать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

Деловая игра, методы

групповой дискуссии,

публичной презентации;

разбора конкретных ситуаций, лекции, семинары, домашние задания.



Компетенция обобщения и анализа информации.

СК-М6

Способен анализировать, верифицировать информацию, оценивать ее информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

Активные,

интерактивные и

репродуктивные методы

организации и

осуществления учебно-

познавательной

деятельности;

деловых и ролевых игр



Компетенция аналитической работы

СЛК–М9

Способен создавать и описывать технологические требования и нормативы профессиональной деятельности и ответственно контролировать их выполнение

Репродуктивные, индикативные и дедуктивные методы организации и осуществления учебной деятельности; самостоятельная работа

Компетенция владения

инструментальными

средствами

исследования.



    М5.2_4.1_

4.3 _ 7.1 (М)

Способен использовать методы количественного и качественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в сфере управления

Деловая игра, методы

групповой дискуссии,

публичной презентации;

разбора конкретных ситуаций, лекции, семинары, домашние задания.



Способность к анализу организации и планированию области менеджмента

М 1.1-1.3_ 7.3 (М)_ 5.4.

Способен разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации

Проблемно-поисковые методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; самостоятельная работа

Способность аналитически мыслить и принимать решения

М 4.1 _5.2_ 7.5 (М)

Способен выбирать и обосновывать инструментальные средства, современные информационные технологии для обработки информации в соответствии с поставленной задачей в сфере управления, анализировать результаты расчетов и обосновывать управленческие рекомендации

Репродуктивные, индикативные и дедуктивные методы организации и осуществления учебной деятельности; самостоятельная работа



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих за базовую подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Дисциплина «Теория и история менеджмента» относится к базовой части общенаучного цикла дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров по направлению «Менеджмент». Дисциплина «Теория и история менеджмента» ведётся на 1 курсе в 4-м модуле и на 2-м курсе в 1-м модуле. В курсе раскрывается роль менеджмента и его основные понятия; принципы формулирования видения, установления целей и разработки стратегий; рассматриваются процедуры анализа общей ситуации в отрасли и анализа состояния внутренней среды предприятия; изучается процесс реализации стратегии. Дисциплина призвана обеспечить развитие у бакалавров базовых навыков управления и принятия грамотных управленческих решений.


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Для освоения дисциплины студент должен:



Успешно освоить курс «Теория и история менеджмента», курсы базовой подготовки бакалавра: «Философия», «Социология», «Психология».

    Иметь навыки активного восприятия и обсуждения лекционного материала, самостоятельной работы со специализированной литературой на русском и английском языках, самостоятельного решения управленческих задач, аналитические навыки в части применения управленческих моделей при решении задач, навыки презентации получаемых результатов, участия в коллективной работе

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Стратегически менеджмент»;

  • «Инновационный менеджмент»;

  • «Маркетинг»;

  • Научно-исследовательский семинар.

  • Курсовая, Дипломная работа

5. Тематический план учебной дисциплины

Часть 1




Наименование темы

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

1

Тема 1. Сущность менеджмента: генезис развития практики управления в ранних цивилизациях

9

2

2

5

2

Тема 2. Возникновение и развитие школы научного управления

9

2

2

5

3

Тема 3. Возникновение и развитие административной школы в управлении

9

2

2

5

4

Тема 4. Возникновение и развитие школы человеческих отношений и поведенческих наук

9

2

2

5

5

Тема 5. Основные течения менеджмента на рубеже 20 - 21 веков

9

2

2

5

6

Тема 6. Методологические подходы к исследованию генезиса российского менеджмента

9

2

2

5

7

Тема 7. Российский менеджмент в конце XIX- начале XX века

9

2

2

5

8

Тема 8. Российский менеджмент в эпоху НЭПа и периода первых пятилеток

9

2

2

5

9

Тема 9. Классическая школа менеджмента в России в предвоенные и послевоенные годы

9

2

2

5

10

Тема 10. Научный менеджмент в период перестройки и на современном этапе

9

2

2

5




Подготовка к семинарам

10







10




Эссе

10







10




Подготовка домашних заданий

8







8




Подготовка к экзамену

8







8




ИТОГО

126

20

20

86


Часть 2. Направление «Менеджмент»



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Тема 1. Современное содержание понятия менеджмента

13

2

2

7

3

Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организации

15

4

2

7

4

Тема 3. Основы управления и планирования

21

6

4

9

5

Тема 4. Организационные структуры предприятий

16

6

2

4

6

Тема 5. Концепция жизненного цикла отрасли

19

8

2

8

7

Тема 6. Основы власти и лидерства в организации

16

3

2

8

8

Тема 7. Управление в организации через мотивацию

16

3

2

8




Подготовка к семинарам

10

 

 

10




Реферат

48

 

 

48




Подготовка домашних заданий

14

 

 

14




Подготовка к экзамену

9

 

 

9




ИТОГО

180

32

16

132

Направление «Менеджмент», профиль специальных дисциплин «ГМУ»






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Тема 1. Современное содержание понятия менеджмента

13

2

2

7

3

Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организации

15

4

2

8

4

Тема 3. Основы управления и планирования

21

6

4

9

5

Тема 4. Организационные структуры предприятий

17

6

2

8

6

Тема 5. Концепция жизненного цикла отрасли

19

8

2

8

7

Тема 6. Основы власти и лидерства в организации

15

3

2

8

8

Тема 7. Управление в организации через мотивацию

15

3

2

8




Подготовка к семинарам

14

 

 

14




Реферат




 

 

 




Подготовка домашних заданий

14

 

 

14




Подготовка к экзамену

12

 

 

12




ИТОГО

144

32

16

96


6. Формы контроля:

Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Реферат










*

*










менеджмента

12-16 листов печатного текста (приложения: чертежи, рисунки, графики не входят в общий объем).

Домашнее задание










*

*










менеджмента

устный опрос, тестирование

Промежу­точный

Зачет










*













менеджмента

письменный тест, 40 вопросов

Итоговый

Экзамен














*










менеджмента

письменный экзамен в системе LMS, 40 вопросов – 80 минут

следующая страница >>