Программа судебно-правовой реформы в республике таджикистан на 2011-2013 годы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет по реализации орхусской конвенции в республике таджикистан... 2 581.66kb.
Мастер-план Развитие системы фитосанитарной безопасности в Республике... 1 167.31kb.
Закон республики таджикистан о принятии Уголовного кодекса Республики... 6 3515.48kb.
Закон Республики Таджикистан о кооперативах настоящий Закон определяет... 1 307.69kb.
Программа начала свое действие 10 сентября 2013 года Сроки реализации... 1 110.54kb.
Программа единого информационного дня в Яльчикском районе 20 мая... 1 25.92kb.
Программа по реализации концепции прогнозного развития законодательства... 1 129.16kb.
Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения... 1 317.94kb.
Задачи земельной реформы 1 177.12kb.
Закон республики таджикистан "Об Академии наук Республики Таджикистан" 1 181.74kb.
Программа развития образования на 2011 2015 годы 1 157.12kb.
Статья Общий объем доходов Государственного бюджета Республики Таджикистан 1 291.2kb.
- 4 1234.94kb.
Программа судебно-правовой реформы в республике таджикистан на 2011-2013 годы - страница №1/1

Утверждена

Указом Президента

Республики Таджикистан

от 3 января 2011 года №976


ПРОГРАММА

СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН НА 2011-2013 ГОДЫ


Программа судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан на 2011-2013годы (в дальнейшем - Программа) является продолжением судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан и разработана на основе послании Президента Республики Таджикистан в Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 15 апреля 2009 года и 24 апреля 2010 года.

Цель разработки настоящей Программы является дальнейшее укрепление судебной власти, повышение роли суда во всесторонней защите прав и свобод человека и гражданина, законных интересов государства, учреждении, предприятий и других организаций, усовершенствование судебной системы и ее деятельности, улучшения материально-правовою положения судебных органов и судей, а также совершенствование законодательства.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Конституция Республики Таджикистан признавая человека, его права и свободы высшей ценностью, жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенными, гарантирует их соблюдение и защиту.

Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законов и обеспечение справедливости является первостепенной задачей государства. В осуществлении защиты этих высших ценностей и развитии суверенного, демократического, правового, светского и социального государства важную роль играет независимый и беспристрастный суд, как самостоятельная ветвь государственной власти.

Программа судебно-правовой реформы, утвержденная Указом Президента Республики Таджикистан от 23 июня 2007 года №271, сыграла важную роль в совершенствовании действующих законов, принятии новых кодексов и законов, создании в системе судов новых структур, как судебных коллегий но административным и семейным делам, в образовании должности судьи-стажера, осуществлении других отраслевых мероприятий, а также усовершенствовании и усилении судебной власти. В связи с этим, продолжение судебно-правовой реформы является велением времени.

В данном направлении, прежде всего, следует совершенствовать структуры судебных органов и расширить её полномочия. Конкретизировать их задачи и обеспечить прозрачность их деятельности. В тоже время необходимо установить более высокие квалификационные требования при назначении и выборе судей, повышению их профессионального уровня. Высокая нравственная культура, духовные и профессиональные качества, глубокое правовые знания, культура судейского профессионального общения, справедливость, беспристрастность, высокое уважение и преданность народу, Родине, Конституции и законам, честность и порядочность являются определяющими личность и деятельность каждого судьи. Выбор и назначение судей, а также их деятельность должны осуществляться в соответствии с вышеуказанными требованиями. Поэтому целесообразным является разработка и принятие нового Кодекса судебной этики.

Коррупция, будучи противонравственным и незаконным деянием, наряду с нанесением ущерба основам политики, экономики и социально-культурным устоям государства, может отрицательно повлиять престижу государственной власти и стать причиной ослабления и неэффективности ее деятельности. В связи с этим, в данной Программе предусмотрены меры антикоррупционного характера в деятельности судебных органов.

Усовершенствование организационных вопросов, то есть необходимое материально-технической и организационной обеспечение судов, в том числе, современными зданиями и оборудованиями, служебными транспортными средствами, улучшение социально-бытового положения судей, особенно обеспечения их служебными жилыми помещениями, поэтапное увеличение заработной платы судей является одним из способом повышения авторитета судебной власти в обществе, служит пресечению правонарушений коррупционного характера в судебной системе и содействует реализацию нормативных правовых актов, сферы борьбы с коррупцией. В этом направлении целесообразно ежегодное увеличение финансирования судебных органов из государственного бюджета.

Также целесообразно приравнять социальное положение председателей, первых заместителей, заместителей председателей и судей Конституционного суда, Верховного Суда. Высшего экономического суда, военных судов, судов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, суда города Душанбе, городских, районных судов, экономических судов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе и сотрудников аппарата вышеуказанных судов соответственно к социальному положению сотрудников других органов государственной власти.

Укомплектование состава некоторых судов и регулирование нагрузки судей тесно связано с всесторонностью рассматриваемых дел, обеспечением гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, социальной справедливости и выполнением задач, поставленных перед судами. Поэтому необходимо урегулировать эту проблему соответствующими актами.

Закрепление материальных и процессуальных норм в отдельных законах способствует более простому и прозрачному рассмотрению дел, проведению судебного следствия, подготовки и принятию законных и обоснованных судебных решений. В связи с чем, возникает необходимость выделения из Кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях процессуальных норм, подготовки и принятия на их основе Процессуального кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях.

Совершенствование материальных и процессуальных законов способствует единообразному применению, устранению излишних препятствий, усовершенствованию судебных инстанций, всестороннему, своевременному рассмотрению и разрешению дел, недопущению волокиты, повышению эффективности деятельности судов, уменьшению объема работы судей, искоренению причин, приводящих к коррупционным действиям, осуществлению деятельности по обеспечению соблюдения конституционных прав человека и гражданина, защиты интересов государства, предприятий, учреждений и других организации, -реализации законов и обеспечению справедливости. Поскольку изучение и анализ деятельности судов показал, что стороны для разрешения одного гражданского или экономического спора проходят многих инстанций и сложные ступени рассмотрения, что занимает продолжительное время, а также создает сложности и для самих судов.

В этом направлении также следует принять в новой редакции Уголовный кодекс Республики Таджикистан с целью обеспечение его соответствия с принципом гуманизма и нормами международно-правовых актов. Разработка и принятие в новой редакции данного Кодекса, с учетом сокращения соотношения сроков лишения свободы за одно деяние, пересмотра видов уголовных наказаний и декриминализации отдельных деяний, усовершенствования принципов уголовного закона и уголовной ответственности, конкретизация и упрощения их содержания при применении, способствуют обеспечению социальной справедливости и успешной деятельности судов.

Конституционный принцип независимости судей выражается в том, что судьи в своей деятельности подчиняются только Конституции и закону. Однако, согласно правовых актов деятельность Вооруженных Сил Республики Таджикистан основана на единоначалия и по степени воинского звания судьи как военнослужащие находятся в ведении Министерства обороны Республики Таджикистан, что не соответствует вышеназванному принципу. В связи с этим возникает необходимость в демилитаризации статуса судей и сотрудников аппарата военных судов.

В связи с развитием различных сфер общественной жизни возникает необходимость в усовершенствовании и расширении деятельности Конституционного суда Республики Таджикистан, как органа, защищающего нормы Конституцию Республики Таджикистан. Поскольку в укреплении государства и обеспечении национальной независимости, защиты прав и свобод человека, интересов государства и общества Конституционный суд играет немаловажную роль. Поэтому деятельность Конституционного суда и в частности конституционного судопроизводства, необходимо законодательно совершенствовать. Также порядок участия состава Конституционного суда в первом заседании нового состава Маджлиси Оли Республики Таджикистан и другие направления его деятельности должны быть четко предусмотрены в законодательстве.

Для этих целей необходимо разработать и принять в новой редакции Конституционного закона Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан» с учетом усовершенствования его процессуальной деятельности. В настоящее время некоторые государственные служащие аппарата Военного суда, судов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, суда города Душанбе, городских, районных судов, экономических судов Горно-Бадахшанской автономной области областей, города Душанбе назначаются в должностью и освобождаются от должности Председателем Совета юстиции Республики Таджикистан, а некоторые назначаются на должности и освобождается от должности председателями соответствующих судов. Такой подход создаёт препятствия успешной деятельности судов. В связи с этим, в целях улучшения деятельности, но подбору и расстановке кадров в аппаратах судов и в будущем подготовки их на должность судьи, следует пересмотреть порядок назначения и освобождения от должности государственных служащих аппаратов вышеперечисленных судов. В этом направлении было бы целесообразно внести надлежащие изменения и дополнения в соответствующие нормативные правовые акты.

Практика показывает, что в вопросах определения подведомственности гражданских, экономических, семейных и административных дел все еще встречаются недостатки. Поэтому, полномочия судов общей юрисдикции и экономических судов в этом направлении должны быть в законах конкретно сформулированы.

Несмотря на то, что исполнение судебных актов (исполнительное производство) отнесено к ведению Министерства юстиции Республики Таджикистан, однако до настоящего времени в этом направлении имеются вопросы требующие своего разрешения. В результате, некоторые судебные акты не исполняются продолжительное время, что становится причиной нарушения прав и интересов физических и юридических лиц и в определенной степени приводит к снижению престижа судебном власти.

Следует отметить, что увеличение количества судебных актов и нехватка судебных исполнителей также отрицательно влияет на их своевременное исполнение. Увеличение количества судебных исполнителей можем способствовать разрешению данной проблемы. В этой связи данный вопрос должен найти своё решение путем усовершенствования нормативных правовых актов.

Для обеспечения эффективности и прозрачности деятельности судов и совершенствования данного процесса целесообразно открыть сайты в Интернет - пространстве.

Совет юстиции Республики Таджикистан и его органы на местах играют важную роль в улучшении деятельности судов. В связи с этим, было бы целесообразным пересмотреть и усовершенствовать нормативные правовые акты. регулирующие деятельность данного органа.

Увеличение срока полномочий судей и расширение квалификационных требований к ним являясь одной из основных гарантий обеспечения независимости и эффективности деятельности судов, способствующих беспристрастному и справедливому исполнению ими своих служебных обязанностей. Поэтому вопрос о квалификационных требованиях, предъявляемых к судьям (в том числе возраст при назначении или выборе на должность судьи, наличие соответствующего трудового стажа), бессрочное назначение или выбор на должность судьи, проработавших более 10 лет и получивших положительные рекомендации, дачи комментарий Конституции Республики Таджикистан Конституционным судом должны быть всесторонне изучены.

В соответствии с требованиями Конституции и других законов Республики Таджикистан гарантирована оказания правовой помощи во всех стадиях судебного следствия и судебного процесса. Поэтому разработка и принятие законодательного акта о предоставлении правовой помощи может способствовать обеспечению защиты прав и свобод человека, осуществлению судебной справедливости, принятию обоснованных и законных судебных решений.

Для осуществления целей и задач, поставленных данной Программой, также необходимо решение следующих вопросов:

-изучить вопросы, по ограничению рассмотренных дел, Верховным судом и Высшим экономическим судом Республики Таджикистан по первой инстанции;

-ликвидация апелляционной инстанции в экономических судах Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе и Высшем экономическом суде Республики Таджикистан;

-расширение полномочий кассационной инстанции;

-изучение вопроса объединения квалификационных коллегий судей Верховного Суда, Высшего экономического суда и квалификационной коллегии судей военных судов, судов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, суда города Душанбе, городских, районных судов и экономических судов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе в единую квалификационную коллегию;

-усовершенствование обеспечения равноправия сторон в судебном процессе, в том числе участие на всех стадиях рассмотрения дела;

-пересмотр вопроса о компетенции органов прокуратуры по приостановлению исполнения судебных актов по делам, истребованных ими из судов для изучения на основаниях, предусмотренных законом.


II. ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН НА 2011-20131 ГОДЫ




№№

п/п


Наименование мероприятий

Сроки

Исполнитель

1.

В целях усовершенствования

административного процессуального законодательства и создания условий по упрощению и ускорению рассмотрения административных дел, проведения судебного следствия и принятия судами законных и обоснованных решений, разработать и представить проект Процессуального кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях



2011 год

Рабочая группа, созданная Указом Президента Республики Таджикистан от 26 августа 2010 года № РП-1385

2.

Анализ законодательства Республики Таджикистан и внесение в них соответствующих изменений и Дополнений по улучшению

деятельности системы правосудия включающих в себя:

-обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышения оперативности рассмотрения дел в судах;

-развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами;

-определение четкого механизма

распределения дел между судьями;

-разработку и применение механизмов представления ежегодной информации о деятельности каждого судьи и повышения ответственности судей в принятии решений;

- усовершенствование механизма повышения квалификации и квалификационной аттестации судей



2011 год

Совет юстиции Верховный Суд

Высший экономический суд. Министерство юстиции Генеральная прокуратура Национальный центр законодательство



3.

Внесение изменений и дополнений в процессуальное законодательство Республики Таджикистан, связанное со сроками и порядком рассмотрения дел, а также другими вопросами, возникающими при выполнении данной Программы.

2011 год

Совет юстиции

Верховный Суд

Высший экономический суд. Генеральная

прокуратура Министерство юстиции Национальный центр законодательство



4.

Подготовка и принятие соответствующего правого акта о порядке пополнения состава некоторых судов и урегулированию нагрузки судей

2011 год

Совет юстиции, Верховный Суд, Высший экономический суд.

5.

В целях усовершенствования порядка исполнительного производства и устранения противоречий в этом направлении, разработать и представить проекты надлежащих правовых актов

2011 год

Министерство юстиции Совет юстиции, Верховный Суд, Высший экономический суд. Генеральная прокуратура

6.

Пересмотреть и усовершенствовать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Совета юстиции Республики Таджикистан

2011 год

Совет юстиции Министерство юстиции

7.

Создание в судебных органах сайтов в сети интернета в целях обеспечения прозрачности их деятельности

2011-2013 годы

Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд, Совет юстиции

8.

Усовершенствование организационной деятельности судов с целью специализации рассмотрения административных и семейных дел

2011-2013 годы

Верховный суд, Высший экономический суд, Совет юстиции, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура

9.

В целях усовершенствования деятельности Конституционного суда Республики Таджикистан подготовить и представить проект Конституционного закона Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан» (в новой редакции)

2011-2013 годы

Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд, Совет юстиции, Министерство юстиции

10.

В целях усовершенствования деятельности судов, всестороннего обеспечения прав и свобод человека и гражданина, четкого определения подведомственных обязанностей судебных органов, разработать и представить проект Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан» (в новой редакции) и проекты других нормативных актов

2011-2013 годы

Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд, Совет юстиции, Министерство юстиции

11.

С целью усовершенствования системы уголовного права и обеспечения его соответствия с международно-правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан, разработать и представить Уголовный кодекс Республики Таджикистан (в новой редакции)

2011-2013 годы

Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Верховный суд, Высший экономический суд, Совет юстиции, Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией

12.

Ежегодное увеличение заработной платы судей и сотрудников аппарата судов, а также приравнивание социального положения сотрудников судов к социальным положениям других органов государственной власти

2011-2013 годы

Министерство финансов, Министерство юстиции Конституционный суд, Верховный суд Высший экономический суд, Совет юстиции

13.

Изучить вопросы усовершенствования квалификационных требований, предъявляемых судьям (в том числе возраст назначения или избрания на должность судьи, наличие трудового стажа), бессрочное назначение или избирание на должность судьи имеющие стаж работы более 10 лет и положительно рекомендовавшие, о неприкосновенности судей и дача комментарий к Конституции Республики Таджикистан Конституционным судом Республики Таджикистан и предоставления правового заключения по усовершенствованию законодательных актов, а также создание регионального суда

2011-2013 годы

Конституционный суд, Верховный суд Высший экономический суд, Совет юстиции Министерство юстиции.

14.

Для усовершенствования деятельности по оказанию высокопрофессиональной правовой помощи, подготовить и представить законодательный акт об оказании правовой помощи

2011-2013 годы

Министерство юстиции Генеральная прокуратура, Верховный суд, Высший экономический суд, Совет юстиции Президиум коллегии адвокатов

15.

Изучения вопроса объединения в одну квалификационную коллегию квалификационных коллегий судебных органов

2011-2013 годы

Верховный суд, Высший экономический суд, Совет юстиции Министерство юстиции

16.

Подготовка и представление Кодекса чести судей в новой редакции

2012-2013 годы

Совет юстиции, Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд, Министерство юстиции, Ассоциация судей Республики Таджикистан