Программа: Разумовская М. М. Тема урока: союз как часть речи. Тип урока: изучение нового материала - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект урока Математика 3 «А» класс, учитель: Кравченко О. 1 98.18kb.
Класс: 7 Урок 47 Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин. 1 118.86kb.
2 урока Тема урока: «Информационное общество. Информационная культура»... 1 88.51kb.
Конспект урока «Новые черты в экономике: Рокфеллер». Тип урока: урок... 1 63.23kb.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала. Тема урока: «Хокку... 1 163.47kb.
Тематическое планирование по мхк 11 класса п\н Тема раздела Количество... 1 148.18kb.
Конспект урока изучения нового материала в 8 классе Тема урока: «Удивительный... 1 204.19kb.
Урока. Тема урока. Тип урока. Элементы содержания. Требования к уровню... 2 701.24kb.
Урок по курсу «История России», 11 класс Тема урока: «Великая Отечественная... 1 28.13kb.
Ход урока I. Изучение нового материала 5 2232.14kb.
Календарно-тематический план № п/п Дата Тема урока, тип урока 1 308.19kb.
Относительно порядка уплаты ндс при импорте товаров с территории... 1 25.32kb.
- 4 1234.94kb.
Программа: Разумовская М. М. Тема урока: союз как часть речи. Тип урока: изучение - страница №1/1

Конспект урока.

Дата: 18.02.11

Класс: 7

Урок № 85

Учебник: Разумовская М.М., Лекант П.А. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009. – 316 с.

Программа: Разумовская М.М.

Тема урока: СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

Тип урока: изучение нового материала.

Методические приемы: работа с учебником, проблемные вопросы, практические упражнения, синтаксическая разминка.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальный опрос, индивидуальная работа.

Цели:

Обучающая: формирование умения рассказывать о союзе как части речи.

Развивающая: закрепление умения находить союзы в тексте; закрепление умения работать с текстом.

Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.

Оборудование: учебник, доска, тест, перфокарты, толковый словарь С. И. Ожегова.

План урока:
1. Организационный момент 2 мин.

2. Проверка домашнего задания 8 мин.

3. Синтаксическая разминка 7 мин.

4. Изучение нового материала 20 мин.

5. Итог урока 3 мин.

6. Домашнее задание 3 мин.

7. Рефлексия 2 мин.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие учителя. Запись в рабочих тетрадях даты и вида работы.

(учащиеся записывают тему урока, указывают вид работы «Классная работа»)

Сообщение темы и целей урока. (2 мин.)

II. Проверка домашнего задания. упр. 373, 374. (8 мин.)

Учитель интересуется были ли затруднения при его выполнении. Предлагает оценить уровень выполнения задания.



III. Синтаксическая разминка. (7 мин.)

Задание: прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания.

А. По-моему, эта сказка могла бы быть написана о Генрихе Шиллере.

Б. в одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди зимы белыми душистыми цветами.

В. Куст расцвел, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука.

Г. «Он обладал даром, - сказал о Шиллере Гете, - облагораживать все, к чему прикасался».

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Г, Б, А, В;

2) А, Б, В, Г;

3) Б, В. А, Г;

4) Б, А, В. Г.



2. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки:

1) засохший – действительное причастие прошедшего времени;

2) среди – предлог, употребляется с родительным падежом;

3) расцвел - глагол совершенного вида;



4) даром – наречие.

3. В этом предложении есть союз:

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.



4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Г; 2) В; 3) Б; 4) А.

Проверка. Объяснение.

IV. Изучение нового материала. (15 мин.)

Учитель: Почему вы решили, что «потому что» - союз? Ответ проверьте по материалу параграф 32, с 175-178.

Ученик: союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.

Учитель: Что вы еще можете сказать об этом союзе?

Ученик: Связывает 2 части сложного, сложноподчиненного предложения (с. 176 п. 2), это подчинительный союз, обстоятельственный, со значением причины.

Упражнение 378: выразительное чтение, нахождение союза, его характеристика (можно по цепочке или в группе).

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

и .

Едет с грамотой гонец и приехал наконец.



и .

Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает

царь Давид.

, , .


[Дверь тихонько отворилась], и [царевна очутилась в светлой

горнице].

[– =], [– =].

[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет],

и [речка подо льдом блестит].

[– =], и [– =], и [– =].

То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит].

То [– =], то [– =].

А.С. Пушкин.
3. Гонец — человек, посылаемый куда-либо со срочным из-

вестием.


Стан — лагерь, место стоянки.

Горница — комната; чистая половина крестьянской избы.

Вывод: союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.

Упражнение 382: выполняется при использовании таблицы на с.177-178. Прочитать по нескольку вариантов предложения, где это возможно. Записать предложения, выделяя союзы.

1. И, или, да (=и) — соединительные союзы.

2. Он смеется и плачет. Куртка дорогая, но некрасивая. Он

красив и умен. Он красив, но неумен. Он умен и хитер. Он глуп,

но хитер. Река широкая, но неглубокая. Река неглубокая, но ши-

рокая. Река не глубокая, а мелкая.



Вывод: сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения.

И, или, да (=и) — соединительные союзы.



Творческое задание:

Упражнение 387. Объяснить, какие из предложений являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными. Какие смысловые отношения выражает каждый союз.
Радостное чувство охватило нас,

— потому что мы выиграли (СПП).

— и мы побежали навстречу (ССП).

— когда мы увидели его (СПП).

— однако мы решили подождать (ССП).

— несмотря на то что мы по-прежнему были одни (СПП).

— как будто мы помолодели на десять лет (СПП).

Вывод: мы еще раз вспомнили, что связывают сочинительные и подчинительные союзы; какие предложения являются сложносочиненными, какие - сложноподчиненными.

V. Физминутка. (4 мин.)

Встаньте прямо, вытяните руки перед собой, встаньте на носочки и поднимите руки вверх, потянитесь, опустите руки вниз, встряхните (повторить упр.3 раза).

Займите исходную позицию. Повороты головы вправо и влево (3 раза). Сильно сжать веки, открыть глаза, вытянуть вперёд руку, зафиксировать взгляд на указательном пальце, перевести взгляд вдаль (3 раза). Согнуть руки в локтях, сцепить пальцы и выполнить змейку (3 раза).

VI. Закрепление. (6 мин.)

Задание 1. Перфокарта. (Работа над слухо-речевой памятью)

Учитель:

- Ребята, чтобы еще раз вспомнить, какие союзы относятся к сочинительным, какие - к подчинительным, обращаемся к перфокарте.

А - сочинительный союз

Б - подчинительный союз

1. И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

2. Люблю немолчный говор твой


И поэтические слезы.

3. :Вновь я посетил


Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

4. Петушок угомонился,


Шум утих, и царь забылся.

5. Наша ветхая лачужка


И печальна, и темна.

6. Я, конечно, обещал,


Но всему же есть граница.

7. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

8. То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

9. Вы помните, как оживились вдруг 


Сии сады, сии живые воды.

10. Такие смутные мне мысли все наводит,


Что злое на меня уныние находит.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

А + + + + + +

Б + + + +



Учащиеся выполняют самопроверку (ответ на доске)

"5" - О ошибок

"4" - 1-2 ошибке

"3" - 3-4 ошибки

"2" - 5 и более ошибок

Учитель осуществляет контроль.

Учитель:

- Итак, мы с вами закрепили знания, какие союзы относятся к сочинительным, какие - к подчинительным.



VII. Итог урока. ( 3 мин.)

Сегодня мы узнали понятие о союзе как части речи, а также о сочинительных и подчинительных союзах. Научились правильно и уместно употреблять их в речи.



VIII. Домашнее задание: Прочитать параграф 32 с. 175-176, знать понятие о союзе, сочинительные и подчинительные союзы; упр. 386, из упр. 383.

Упражнение 386. (3 мин.)

1) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день

уж настает. 2) Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар

им не нужен. 3) Уже румянит осень клены, а ельник зелен и те-

нист. 4) Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жас-

мин. 5) Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да

горлинки ворковали все на одном и том же дереве.

2. Соединительные союзы: и, да (=и). Соединяют части слож-

носочиненного предложения.

Противительные союзы: а, но. Соединяют части сложносочи-

ненного предложения.

3. Редеть — становиться редким, уменьшатся в числе.



Волхв — (уст.) у древних славян: чародей, колдун.

Млеть — замирать, быть в томном состоянии.

Горлинка — небольшая птица семейства голубиных.

Упражнение 383.

1) Неподвижно и спокойно стоит лес во

тьме ночи.

и .


2) Он задумчиво сидел и думал в гостиной.

и .


3) День стоял солнечный и ясный.

и.

4) Кругом росли и зеленели березы.



и .

5) Тяжелые тучи лежали на вершинах гор и холмов.

и .

Неподвижно — наречие



Морф. признаки: неизменяемость

Наречие образа действия

Стоят (к а к ?) неподвижно

Кругом — наречие

Морф. признаки: неизменяемость

Наречие места

Зеленели (г д е ?) кругом

IX. Рефлексия. ( 3 мин.)

Учитель обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений.



Ученики оценивают свою работу. Каждый анализирует свои достижения. Определяют реализацию целей урока.

Тематический план занятий по русскому языку.

Учебник : Разумовская М.М., Лекант П.А. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009. – 316 с.

Программа: Разумовская М. М.

Класс: 7





Дата

Тема урока

1

14.02.11

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

2

18.02.11

Союз как часть речи.

3

21.02.11

Разряды союзов.

4

23.02.11

Правописание союзов.

5

01.03.11

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.