Программа предполагает широкое использова­ние учебно-наглядных пособий, материалов «Фоно-хрестоматии» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень учебно-методической литературы и наглядных пособий используемых... 1 235.21kb.
Формы использования экранных пособий и других дидактических средств 1 25.09kb.
Библиотека элективных наглядных пособий «Биология 6 9 классы». 1 26.63kb.
Обеспечение образовательного процесса n п/п 1 183.92kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального... 1 237.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История Казахстана» учебно-методические... 4 1520.22kb.
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации... 2 802.71kb.
Учебно-методических и игровых материалов кабинета педагога-психолога... 1 143kb.
9 Вариант №39418 b 1 №136. Найдите значение выражения Решение 3 485.95kb.
Полный литературный обзор 1 98.62kb.
Уральское от­ДЕ­ЛЕ­ние об­РА­ЗО­ВА­ние и на­ука из­вес­тия уральско­го... 1 140.3kb.
Областная юношеская библиотека им. И. П. Уткина 5 746.42kb.
- 4 1234.94kb.
Программа предполагает широкое использова­ние учебно-наглядных пособий, материалов - страница №1/2


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 клас­са к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010, Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.)

Ведущая проблема в 5 классе — внимание к кни­ге. Изучение литературы как искусства слова пред­полагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оцен­ки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5—6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Программа предполагает широкое использова­ние учебно-наглядных пособий, материалов «Фоно-хрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к ра­боте с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных художест­венных произведений;



• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жан­ры фольклора; сказка, виды сказок; постоян­ные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись(начальные представления); роды литерату­ры (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (началь­ные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой;
сюжет, композиция литературного произве­дения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиогра­фичность литературного произведения (на­чальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произве­дения и объяснять внутренние связи его эле­ментов;

  • отличать стихотворение от прозы, исполь­зуя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами ис­кусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);

  • выявлять основную нравственную проблема­тику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-след­ственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (инто­нации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в ху­дожественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рас­сказ);

  • пользоваться алфавитным каталогом школь­ной библиотеки;

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, пре­дисловие, послесловие и др.);

  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

  • готовить (устно и письменно) краткий, сжа­тый, выборочный и подробный пересказы;

  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки,переживания, портреты, речь, находить пря­мые авторские оценки;

  • видеть общность и различия писателей в пре­делах тематически близких произведений;

  • писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклор­ного жанра (сказки, загадки, басни и др.);

  • создавать сочинения-миниатюры по карти­не или небольшому музыкальному произве­дению.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.



Распределение учебных часов по разделам программы

Введение — 1 час.

Устное народное творчество — 7 часов.-

Из древнерусской литературы — 1 час.

Из русской литературы XVIII века — 1 час.

Из русской литературы XIX века — 32 часа.

Из русской литературы XX века — 19 часов.

Из зарубежной литературы — 6 часов. Итоговый урок — 1 час.



Учебно-методическое обеспечение
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П. Литература 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., М., Просвещение, 2010
2. . Коровина В.Я., Журавлев В.П. Дидактические материалы по литературе, М., Просвещение, 2010

3. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя, М., Просвещение, 200



8Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе 68 часов

уро­ка

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды контроля,

самостоятельной

деятельности


УУД


Домашнее задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВВЕДЕНИЕ (1 час)







1

Роль кни­ги в жизни человека

Урок-беседа

Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги

Знать: особенности художественной и учебной книги.

Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литерату­ры. Уметь: разбираться в структуре книги

Викторина

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-осуществлять анализ и синтез

-обосновывать свою точку зрения

-составлять текст


Вопросы и задания (с. 5-6)




УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 часов)







2

Малые жанры фольклора

Ком-

бини-


рован-

ный


урок

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора

Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого.

Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.

Уметь: использовать малые жанры фольк­лора в устной речи

Игра по малым жанрам фольк­лора

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы



Вопросы и за­дания (с. 8), сочинение загадки, ча­стушки и т. п. (по выбору)




3

Понятие о сказке как виде народной прозы

Урок изуче­ния нового мате­риала, урок-беседа

Сказка как вид народной прозы. Виды ска­зок. Структурные элементы сказки (посто­янные эпитеты, присказки, зачин, концов­ка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Иллюстрации к сказкам

Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок. Понимать: значение сказок в жизни на­рода.

Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам

Вопросы и за­дания рубрики «Обогащайте свою речь» (с 8)

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-осуществлять анализ и синтез

-излагать содержание прочитанного

-строить рассуждение

-смысловое чтение



Вопросы и задания (с. 10-11), чтение сказ­ки «Царевна-лягушка»




4

Волшеб­ная сказка «Царевна-лягушка»

Урок изуче­ния нового мате­риала, урок-беседа

Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-ля­гушка». Истинная красота Василисы Пре­мудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действитель­ности, добра и зла

Знать: сюжет и содержание сказки «Ца­ревна-лягушка» . Понимать: смысл сказки. Уметь: вести беседу по прочитанному произведению

Вопросы и задания (с. 10-11)

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-осуществлять анализ и синтез

-излагать содержание прочитанного

-строить рассуждение

-смысловое чтение



Вопросы и задания 1-4 (с. 25), выразитель­ное чтение и пересказ эпизодов сказки




5

Художест­венный мир сказки «Царевна-лягушка»

Ком-

бини-


рован-

ный


урок

Художественные особенности сказки «Ца­ревна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, по­вторы). Система персонажей. Положитель­ные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллю­страции И.Я. Билибина, палехских мастеров к сказке (второй форзац учебника). Прослу-

Знать: художественные особенности сказ­ки «Царевна-лягушка». Понимать: связь между фольклорным произведением и его отображением в изо­бразительном искусстве. Уметь: пересказывать сказку; выразитель­но читать текст по ролям; находить в тек­сте изобразительно-выразительные

Выборочный пересказ, выра­зительное чте­ние по ролям, вопросы и за­дания рубрики «Фонохресто-матия» (с. 26)

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы



Вопросы и задания

5-7 (с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28), сказки «Иван —






1

2

3

4

5

6




7

8

10

Из зару­бежной ли­тературы.

Р.Л. Сти­венсон «Вереско­вый мед»



Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Слово о Р.Л. Стивенсоне. Легендарный сюжет баллады «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций пред­ков. Сложность и противоречивость жизни, проблема выбора. Сочетание трагического и оптимистического в балладе. Развитие представлений о балладе. Сопоставление баллады Р.Л. Стивенсона с притчей «По­двиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона (кратко); теоретико-ли-* тературное понятие баллада; жанровые признаки баллады; сюжет и содержание баллады «Вересковый мед». Понимать: роль пейзажа в балладе; дра­матический, высокий, героический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать балладу; ха­рактеризовать героев и их поступки

Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания 1—3, 5-6 (ч. 2, с. 180-181)

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-устанавливать причинно-следственные связи

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-смысловое чтение


Задание 4 (ч,2, с. 181)




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час)







11

М.В.Ло­моносов. Стихо­творение «Слу­чились вместе два Астронома в пиру...»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произве­дения «Случились вместе два Астронома в пиру...»

Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Аст­ронома в пиру...».

Понимать: юмористический характер сти­хотворения.

Уметь: давать развернутые ответы на во­просы по прочитанному произведению

Вопросы и за­дания (с. 53)

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-устанавливать причинно-следственные связи

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-смысловое чтение


Выразитель­ное чтение стихотворе­ния, чтение статьи «Роды и жанры литературы» (с. 53-54)




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 часа)







12

Жанр басни, ис­тория его развития. И.А. Кры­лов. Басня «Волк на псарне»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Истоки басенного жанра. Понятие об алле­гории. Мораль в басне. Расцвет русской бас­ни в начале XIX века. Поучительный харак­тер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение

Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жиз­ни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетво­рение.

Понимать: аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором

Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания (с. 58, 60-61)

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-устанавливать причинно-следственные связи

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-смысловое чтение


Вырази­тельное чте­ние одной из басен И.А. Крыло­ва наизусть




13

Басни И.А. Кры­лова «Сви­нья под Дубом», «Ворона и Лисица»

Ком-

бини-


рован-

ный


урок

Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение

Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть. Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни на­изусть; давать развернутые ответы на во­просы по прочитанным произведениям

Выразитель­ное чтение наизусть, сло­варная работа, вопросы 1—2 (с. 63), 1-2 (с. 65)

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-устанавливать причинно-следственные связи

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-смысловое чтение


Выполнение иллюстрации к басням, задание 3 (с. 65-66), задание руб­рики «Совер­шенствуйте свою речь» (с. 67)




1

2

3

4

5

6




7

8

14

Мир басен И.А. Кры­лова

Урок вне­класс­ного чте­ния, урок-кон­курс

Инсценирование басен И.А Крылова. Опи­сание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезья­на» в актерском исполнении, обсуждение

Знать: афоризмы из текстов басен И.А. Крылова.

Уметь: выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисун­ки и иллюстрации к басням; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение, описа­ние иллюстра­ций

- умение слышать и понимать

-понимание учебной задачи

- формулирование выводов

-создание высказывания

-смысловое чтение

-самоконтроль





Сочинение басни или за­дание 3 (с. 65, рубрика «Фо-нохрестома-тия»)




15

В.А. Жу­ковский. Сказка «Спящая царевна»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Понятие о литературной сказке. В.А. Жу­ковский-сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсужде­ние. Черты народной сказки в произведе­нии В.А. Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из ис­тории создания сказки "Спящая царевна"» (с. 79-80)

Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); сюжет и содер­жание сказки «Спящая царевна». Понимать: роль поэта в создании жанра литературной сказки. Уметь: пересказывать сказку; характе­ризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки

Вопросы и за­дания 1—5 (с. 80), 1-6 (с. 80-81, руб­рика «Фоно-хрестоматия»), характеристика героев

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-устанавливать причинно-следственные связи

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-смысловое чтение


Выразитель­ное чтение сказки, зада­ние 6 (с. 80)




16

Понятие о жанре баллады. В.А Жу­ковский «Кубок»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А. Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингви­стического анализа текста. Словарная рабо­та. Составление плана баллады

Знать: творческую историю, сюжет и со­держание баллады В.А. Жуковского «Ку­бок»; признаки жанра баллады. Понимать: лексику баллады; роль звуко­писи в тексте.

Уметь: выразительно читать и пересказы­вать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произве­дения

Характери­стика героев, вопросы 1—3, 7 (с. 87), состав­ление плана баллады

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-устанавливать причинно-следственные связи

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-смысловое чтение


Вопросы и задания 4-6 (с. 87), выполнение иллюстра­ции к про­изведениям В.А. Жуков­ского




17

А.С. Пуш­кин. Стихо­творение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людми­ла»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Детские годы А.С. Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарове (рубрика «Ли­тературные места России», с. 301—302). Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» в актерском исполнении, обсу­ждение. Элементы лингвистического анали­за текста. Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок

Знать: сведения о семье и детстве А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.

Понимать: нравственную проблематику литературных произведений. Уметь: находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать из­менение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи

Вопросы и за­дания 1-2 (90), 1-2 (с. 91), 1-2 (с. 92), описа­ние иллюстра­ции к прологу (первый фор­зац учебника)

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-устанавливать причинно-следственные связи

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию



Задания 2 (с. 89), 3 (с. 92), чте­ние «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» АС. Пуш­кина




18

АС. Пуш­кин «Сказ­ка о мерт-

Ком-

бини-рован-



Истоки «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литератур­ной сказке. Система образов. Народная мо-

Знать: сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Понимать: проявление в сказке представ-

Вопросы и за­дания 1—12 (с. 109-110),

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-устанавливать причинно-следственные связи

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию



Вопросы и задания рубрики




1

2

3

4

5

6




7

8




вой царев­не и о семи богатырях»

ный урок

раль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положитель­ных героев. Словарная работа

лений народа; отношение автора к героям; лексику сказки.

Уметь: выразительно читать и пересказы­вать сказку; характеризовать героев и их поступки

задание руб­рики «Будьте вниматель­ны к слову» (с. ПО), ха­рактеристика героев

-смысловое чтение

-излагать содержание прочитанного




«Живопись, музыка, кино, театр» (с. 110-111), выразитель­ное чтение сказки




19

Сопо­ставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жу­ковского со «Сказ­кой

о мертвой царевне...» А.С. Пуш­кина



Урок раз­вития речи

Сравнение сюжетов, композиции, героев, художественных средств, повествовательной манеры сказки «Спящая царевна» В.А. Жу­ковского и «Сказки о мертвой царевне...» А.С. Пушкина. Поэтичность, музыкаль­ность пушкинской сказки. Прослушивание фрагментов «Сказки о мертвой царевне...» в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжеты и содержание сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Понимать: роль художественных средств в литературных сказках. Уметь: сопоставлять литературные произ­ведения друг с другом и с иллюстрациями к ним; при сравнении произведений и об­суждении их исполнения аргументиро­ванно и последовательно доказывать свою точку зрения

Вопросы и за­дания рубрики «Фонохресто-матия» (с. 111), описание иллюстра­ций к сказке А.С. Пушкина

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-анализ и синтез

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-излагать содержание прочитанного

-самоконтроль



Сочинение на тему «Ис­тория сказоч­ного героя» (по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушки­на)




20

Стихи и проза. Рифма и ритм

Урок-прак­тикум

Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихо­творная и прозаическая речь. Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С. Пушкина

Знать: теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясываю­щая), ритм, стопа.

Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью. Уметь: создавать собственные стихотво­рения по заданным рифмам (буриме)

Вопросы и за­дания 1-2 (с. 113-114)

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-устанавливать причинно-следственные связи

-анализ и синтез

-самоконтроль


Задание 3 (с. 114), со­чинение сти­хотворения




21

Мои лю­бимые сказки А.С. Пуш­кина

Урок раз­вития речи

Статья С.Я. Маршака «О сказках Пушкина» (с. 114-115). Представление любимых ска­зочных героев из произведений А.С. Пуш­кина, их характеристика. Описание рисун­ков и обсуждение иллюстраций к сказкам. Чтение и обсуждение творческих работ

Знать: сюжеты и содержание сказок А.С. Пушкина.

Понимать: идейные особенности сказок, их связь с народной моралью. Уметь: сопоставлять литературные произ­ведения с иллюстрациями к ним; исполь­зовать теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных про­изведений аргументированно и последова­тельно доказывать свою точку зрения

Вопросы и задания (с. 115-117), элементы лин­гвистического анализа поэти­ческого текста

-составление плана

-формулирование целей

-понимание задачи

-создание текста

-отбор информации

-самоконтроль

-прогнозирование


Чтение ста­тьи «Русская литературная сказка», во­просы к ней (с. 118), чте­ние сказки Х.К.Андерсе­на «Снежная королева»




22

Из зару­бежной ли­тературы.

Х.К. Ан­дерсен «Снежная королева».



Урок изуче­ния но­вого мате­риала,

Очерк К.Г. Паустовского «Великий сказоч­ник». Особенности сюжета и композиции сказки Х.К. Андерсена «Снежная короле­ва». Реальное и фантастическое в сказке. Символический смысл фантастических об­разов и художественных деталей. Выбороч­ный пересказ. Кай и Герда. Мужественное

Знать: сведения о жизни и творчестве Х.К. Андерсена (кратко); сюжет и содер­жание сказки «Снежная королева». Понимать: отличие литературной сказ­ки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям.

Вопросы и за­дания 1—7 (ч. 2, с. 225), выборочный пересказ, ха­рактеристика героев

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение



Чтение статьи С.Я. Мар­шака «Ма­стер снов и сказок» (с. 226-227),




1

2

3

4

5

6




7

8




Сюжет и герои сказки

урок-беседа

сердце Герды. Поиски Кая. Словарная ра­бота

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки




-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение


вопросы и задания к ней (ч. 2, с. 226-227), выполнение иллюстрации к сказке




23

Победа добра над злом в сказке Х.К. Ан­дерсена «Снежная королева»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Снежная королева и Герда — противопо­ставление красоты внутренней и внешней. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.). В чем сила Герды? Победа добра, любви и дружбы. Роль природы в сказке. Выборочный анали­тический пересказ. Сопоставление сказки Х.К. Андерсена со сказкой А.С. Пушкина. Иллюстрации к сказке

Знать: сюжет и содержание сказки. Понимать: в чем заключается истинная красота и сила; нравственную проблема­тику произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступ­ки; сопоставлять литературные произве­дения друг с другом и с иллюстрациями к ним

Вопросы 8-9 (ч. 2, с. 225-226), выборочный пересказ, харак­теристика ге­роев, сопостав­ление сказок Х.К. Андерсена и А.С. Пушкина

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-анализ и синтез

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-излагать содержание прочитанного
-самоконтроль


Чтение сказ­ки А. Пого­рельского «Черная курица, или Подземные жители»




24

Русская литератур­ная сказка. А. Пого­рельский. Сказка «Черная курица, или Под­земные жители»

Урок-беседа

Биографическая справка об А. Погорель­ском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и при­чудливый сюжет произведения. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве А. Погорельского (кратко); сюжет и содер­жание сказки «Черная курица, или Под­земные жители».

Понимать: отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки. Уметь: строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; просле­живать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значе­ние незнакомых слов

Вопросы и за­дания 1—7 (с. 151-152), 1-2 (с. 152, рубрика «Обо­гащайте свою речь»), выбо­рочный пере­сказ, элементы лингвистиче­ского анализа текста

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-самоконтроль

-смысловое чтение


Задание 3 (с. 152, руб­рика «Обога­щайте свою речь»), чте­ние сказки В.М. Гарши­на «Attalea princeps»




25

В.М. Гар-

шин.


Сказка

«Attalea


princeps»

Урок-беседа

Слово о В.М. Гаршине. Героическое и обы­денное в сказке «Attalea princeps». Трагиче­ский финал и жизнеутверждающий пафос произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Гаршина (кратко); отличительные черты литературной сказки; сюжет и со­держание сказки «Attalea princeps». Понимать: жизнеутверждающий пафос сказки «Attalea princeps»; роль иронии в произведении.

Уметь: выразительно читать и пересказы­вать сказку; характеризовать героев и их поступки

Вопросы и за­дания (с. 162), выборочный пересказ, ха­рактеристика героев

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-излагать содержание прочитанного

-самоконтроль

-смысловое чтение



Вопросы и задания (с. 163), чте­ние сказки Ж.Санд «О чем гово­рят цветы», вопросы и за­дания (ч. 2, с. 240)




26

М.Ю. Лер­монтов. Стихотво­рение «Бо­родино»

Урок изуче­ния но­вого мате-

Слово о М.Ю. Лермонтове. Сообщение о селе Тарханы (рубрика «Литературные места России», с. 303—304). Историческая основа стихотворения «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования. Патриотический пафос произведения. 06-

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (кратко); содержание стихотворения «Бородино». Понимать: патриотический пафос стихо­творения; отношение автора к событиям и героям.

Вопросы и за­дания 1—2 (с. 165), 1-7 (с. 169-170), выразительное чтение

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-строить рассуждения

-формулировать собственное мнение и позицию

-излагать содержание прочитанного

-самоконтроль



-смысловое чтение

Составление плана сти­хотворения, вопросы и за­дания 8-9 (с. 170)







1

2

3

4

5

6




7

8







риала, урок-беседа

раз рядового участника сражения. Словар­ная работа

Уметь: выразительно читать стихотворе­ние; характеризовать героев и их поступ­ки; составлять план стихотворения; выяс­нять значение незнакомых слов













27

Художест­венные особенно­сти стихо­творения М.Ю. Лер­монтова «Бороди­но»

Урок-прак­тикум

Особенности жанра (баллада). Теорети­ко-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос. Изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, звукопись), их роль в стихотворении. Сло­весное рисование. Прослушивание баллады в актерском исполнении, обсуждение

Знать: стихотворение наизусть. Понимать: нравственную проблематику произведения.

Уметь: пересказывать и выразительно чи­тать стихотворение наизусть; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в поэтическом тексте изобрази­тельно-выразительные средства и опреде­лять их роль; оценивать актерское чтение

Вопросы и задания рубрики «Со­вершенствуйте свою речь» (с. 170-171), выразитель­ное чтение наизусть, описание ре­продукций, характеристика баллады с точ­ки зрения изо­бразительно-выразительных средств, чтение и выполнение задания руб­рики «Пораз­мышляем над прочитанным» (с. 170)

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-самоконтроль




Вопросы и задания к уроку внекласс­ного чтения по сказке «Ашик-Кериб» и стихотво­рению «Два великана» М.Ю. Лер­монтова (с. 171-172)




28

Н.В. Го­голь. Повесть «Закол­дованное место»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 173—174). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдован­ное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа

Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.В. Гоголя, его увлечениях; исто­рию создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Понимать: лексику повести «Заколдован­ное место».

Уметь: выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на во­просы по прочитанному произведению

Вопросы 1 (с. 174), 1-2 (с. 184)

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-строить рассуждения

-вырабатывать критерии оценки своей работы

-формулировать собственное мнение и позицию

-излагать содержание прочитанного

-самоконтроль

-смысловое чтение



Вопросы и задания 2 (с. 174), 3-4 (с. 184)




29

Свое­образие повести Н.В. Гого­ля «Закол­дованное место»

Ком-

бини-


рован-

ный


урок

Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение. Чтение статьи «Из воспомина­ний современников о Н.В. Гоголе», вопросы и задания к ней (с. 185)

Знать: сюжет и содержание повести «За­колдованное место».

Понимать: роль фантастики и юмора в по­вести.

Уметь: пересказывать повесть; вырази­тельно читать текст по ролям; характери­зовать героев и их поступки

Выборочный пересказ, выра­зительное чте­ние, вопросы и задания рубрик «Фоно-хрестоматия» (с. 184-185),

-умение понимать и слушать

-извлекать информацию

-излагать содержание прочитанного

-самоконтроль

-смысловое чтение


Чтение и пе­ресказ одной из повестей цикла «Вече­ра на хуторе близ Дикань­ки»




следующая страница >>