Программа по учебному предмету «Землеведение», «Краеведение», «Страноведение» для 6, 7 классов общеобразовательной школы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 2 464.65kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Краеведение» 2 439.18kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» базовый уровень... 4 778.17kb.
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах... 2 384.11kb.
Программа факультатива «cтильные штучки» Для учащихся 8-9 классов... 1 95.2kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... 1 228.65kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса общеобразовательной школы... 1 161.58kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5 классов 2 575.59kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 201.18kb.
Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной... 1 378.1kb.
Работники геодезии и картографии Татарстана отмечают профессиональный... 1 20.7kb.
- 4 1234.94kb.
Программа по учебному предмету «Землеведение», «Краеведение», «Страноведение» для - страница №1/4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10» города Славгорода Алтайского края



«Рассмотрено»

Руководитель ПМО

_______________ /Красавина Е.Ф. /

Протокол № ______

От « ___» ________________2013г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ № 10» г. Славгорода

________________ /Теобальдт О.И. /

Протокол №____ от «___»_________2013 г.



«Утверждаю»

Директор


МБОУ «СОШ № 10» г. Славгорода

______________ / Колесник Л.Н./

Приказ № ______От « _____» ___________2013 г


Рабочая программа

по учебному предмету «Землеведение», «Краеведение», «Страноведение» для 6, 7 классов общеобразовательной школы

линия учебников О.А. Климановой, В.В. Климанова.

Программа составлена на основе авторской программы О.А. Климановой , В.В.Климанова «Землеведение .6 класс», «Страноведение.7 класс»

(Программы для общеобразовательных учреждений:География. 6 – 11 классы/сост. Е.В. Овсянникова. – 4-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2013.)

Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Составитель: Ковалева Алла Владимировна,

учитель географии высшей квалификационной категории.



I. Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса

«География. Землеведение. 6 класс» являются:

1.Закон об образовании.

2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г.

4.Программа для общеобразовательных учреждений по географии к линии учебников под редакцией О. А. Климановой – А.и. Алексеева, авторы В.В. Климанов, О. А. Климанова «Землеведение», 6 класс. М., Дрофа, 2010

5. Поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева(линии МГУ) «География. Землеведение.34 часа»,составители А.В.Румянцев, Э.В. Ким.

6. Учебник «География. Землеведение", под редакцией О.А. Климановой. Москва, Дрофа, 2010г.

В соответствии с требованиями нового базисного учебного плана, по которому на изучение географии в 6 классе отводится 1 учебный час, всего 35 часов.



Цели и задачи обучения предмету.

Землеведение – первый систематический курс географии в основной школе. Учитывая устойчивую тенденцию сближения природной и социально-экономической ветвей в школьной географии, целью изучения этого курса является формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, а также о неоднородности ее различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей родины, своей местности.



Основные задачи курса предусматривают формирование у учащихся знаний:

• о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности Земли, своей страны. Своей местности;

• о Земле как планете Солнечной системы; ее строении, форме, размерах, движениях; внешней и внутренней энергии, определяющей как природу Земли, так и жизнь людей;

• о сферах Земли, их структуре; географических закономерностях их развития; природных условиях и ресурсах для жизни и деятельности населения Земли, своей родины, своей страны , своей местности;

• о целостности , взаимосвязи и взаимодействии геосистем; роли и месте человека в этой системе на разных этапах ее развития;

• о влиянии людей, их зависимости от состояния окружающей среды;

• о формировании этнических, лингвистических, религиозных, культурно-бытовых особенностей населения Земли в разных географических условиях, в том числе в своей местности;

• о географическом образе России, отдельных регионов и стран, находящихся на разных материках, в различных природных зонах; региональных особенностях природопользования населения разных территорий, в том числе своей местности;

• о приемах работы с картой, статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека.

В результате изучения курса у учащихся должна быть сформирована важная мировоззренческая идея о возможности сохранения природно-антропогенного равновесия на Земле, в своей стране, своей местности при условиях разумного сосуществования человека и природы.

Достижение сформулированных выше целей и задач, а также основной мировоззренческой идеи курса, предполагает преемственность его содержания с предшествующими пропедевтическими курсами «Окружающий мир», «Природоведение», в изучении средств и методов географических исследований, источников географической информации, топографо-картографических знаний и умений учащихся, а также истории развития географических знаний о Земле. Кроме т ого, необходима более тесная межпредметная связь с курсами физики, математики, биологии, истории. Таким образом, данный курс должен приобрести большую комплектность, интегральность и территориальность, т.е. стать более географичным. Структура курса представляет синтез общеземлеведческого содержания в соотношении 1:3. Таким образом, в основном это общеземлеведческий курс. В планировании А.В.Румянцева и Э.В. Кима не отводятся часы на изучение раздела «История открытия и освоения Земли», но в учебнике «Землеведение» содержится материал (§13-16) по данной теме, что соответствует Программе О.В. Климановой, в Рабочую программу в раздел «Развитие географических знаний о Земле» (6 часов) добавлены еще 1 дополнительный час.

Географическое краеведение (6 класс)

По проекту Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный компонент «на изучение содержания образования краеведческой направленности» (Федеральный базисный план, МО РФ, Москва, 2004). Этот час используется учителем географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Исходным документом в составлении Рабочей программы «Краеведение» является Поурочное планирование изучения курса «География. Землеведение (региональный компонент)» А.В.Румянцевой, Э.В.Ким, О.А.Климановой [География. Землеведение. 6 кл. : методическое пособие к учебнику под ред. О.А. Климановой «География. Землеведение» / А.В. Румянцева, Э.В.Ким, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2007.] Поурочное планирование рассчитано на 34 часа, из них 1 час – резервное время. Рабочая программа – на 35 часов. Резервный 1час и дополнительный 1 час ( всего 2часа), отведенны на обобщающее повторение.



Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

Цель – создание природного образа малой родины.

Главные задачи курса «Географическое краеведение» состоят в следующем:

  1. сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;

  2. показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;

  3. научить читать топографический план, физико-географическую карту своей области;

  4. продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;

  5. создать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.

Учебный процесс необходимо построить так, чтобы географические знания стали фундаментом практической деятельности в краеведении.

Формы, методы и приёмы обучения:

  1. практические работы на местности;

  2. наблюдения за окружающей средой;

  3. экскурсии и походы;

  4. работу с краеведческой литературой;

  5. познавательные игры.

Основные требования к уровню освоения содержания курса

Общеучебные умения и навыки:

Работа в соответствии с поставленной учебной задачей;

Работа в соответствии с предложенным планом;

Умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Обучающиеся должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем своего региона;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения;

• выбирать критерии для определения места области в экономике страны;

• объяснять возможности области в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития области.

При изучении данного курса обучающиеся научатся:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• основным понятиям и географическим терминам;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства своего региона на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

• оценивать воздействие географического положения Алтайского края на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• сравнивать особенности природы отдельных территорий края;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей края;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий края;

• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы края и района на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Рабочая программа курсу «География. Страноведение. 7класс» составлена на основе программы, составленной авторами учебника В.В. Климанова и О.А. Климановой.

Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VIIклассы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В.

Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6 – 10 классы/ сост. Е.В. Овсянникова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2013.

Линия учебников, написанных в соответствии с Концепцией модернизации географического образования и федеральным компонентом стандарта и реализующих принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала (линия под редакцией Климановой О.А. и Алексеева А.И.).

Авторы учебников этой линии изложили учебный материал так, чтобы его усвоение происходило в ходе разнообразной учебной деятельности. Такая организация процесса обучения способствует лучшему пониманию материала, его запоминанию и последующему применению. Все учебники линии построены по единой схеме: вывод после каждого параграфа и в конце темы; после каждого параграфа — список слов и выражений, которые нужно запомнить, и вопросы трех уровней сложности, способствующие реализации дифференцированного личностно-ориентированного подхода к ученикам.

Структура учебников для 6 и 7 классов одинакова: вывод и список ключевых слов после параграфов и тем, три уровня вопросов, уроки-практикумы, деление материала параграфов на блоки по принципу ответов на познавательные вопросы. Новизна учебника для 7 класса — характеристика большого количества стран. Он рассчитан на изучение в течение 68 ч (2 ч в неделю).

Традиционный механизм организации учебной деятельности опирается на усвоение школьниками системы базовых понятий и мало отвечает требованиям современной школы. Новая школа предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической. Особенность современного процесса обучения – переход от традиционного к личностно ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание школьников. Поэтому основой изучения географического содержания может быть технология организации учебной деятельности школьников в рамках личностно ориентированного обучения.

Основу организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют пространственному мышлению во временном аспекте, решать географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической целесообразности; уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдения.

В связи с этим реализация целей географического образования школьников предполагает соблюдение следующих условий:

– структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных задач, создающих у школьников познавательную потребность;

– создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не целями, а мотивами, отношением их к предмету;

– постановка познавательной цели и учебных задач, которые своим содержанием программируют направленность учащихся на открытие, фиксацию и усвоение нового способа деятельности;

– постановка учебной задачи чаще всего реализуется посредством создания проблемной ситуации «знание – незнание»;

– способ учебной деятельности вырабатывается школьником самостоятельно в процессе решения учебных задач, что принципиально отличается от традиционных методических приемов, которые изложены в виде готовых правил, образцов, алгоритмов в учебниках, объясняются и закрепляются учителем.

Содержание программы предусматривает такие формы подачи материала как: сравнительная характеристика двух стран, выполнение самостоятельных и практических работ (тренировочных и оценочных).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса линии МГУ.


Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени, 2 часа в неделю, а авторская программа рассчитана на 68 часов (из них 2 часа – резервное время). Резервное время (2 часа) использовано в теме «Введение». В Рабочую программу добавлены 2 часа, которые отведены на повторение.


Требования к подготовке учащихся по предмету.

Планируемые результаты обучения по теме «Введение»

Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;

• давать характеристику «Политической карты мира» — по масштабу, охвату территории, содержанию;

• находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;

• приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;

• находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;

• показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминаемые в параграфах.

Планируемые результаты обучения по теме «Население мира»

Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация;

• показывать по карте предполагаемые пути

расселения человечества на Земле;

• называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;

• давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;

• приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту шютности. Давать характеристику карты «Плотность населения»;

• объяснять расовые отличия разных народов мира;

• приводить примеры различий между разными народами (этносами). Давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»;

• приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;

• называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.



Планируемые результаты обучения по теме «Хозяйственная деятельность людей»

Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный секторы экономики), промышленность добывающая и обрабатывающая, растениеводство, животноводство, сфера услуг;

• приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;

• называть причины изменений хозяйственной деятельности.

Планируемые результаты обучения по теме: «Природа Земли и человек»

Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: платформа, области складчатости, сейсмические пояса, основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы, климатические области, Мировой океан, морские природные комплексы;

• читать и анализировать карты «Строение земной коры», климатические карты; определять по карте и объяснять закономерности размещения осадочных и рудных полезных ископаемых;

• давать характеристику климата, выбирая и используя соответствующие карты;

• читать и анализировать климатограммы, давать характеристику климатических областей по климатическим диаграммам;

• приводить примеры влияния рельефа и климата на жизнь людей;

• называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;

• доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;

• показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.



Планируемые результаты обучения по разделу «Материки, океаны и страны мира»

Учащиеся должны уметь:

• показывать по карте отдельные материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план;

• называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;

• называть и показывать регионы Европы, Азии, Африки, Америки;

• приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;

• называть характерные особенности природы материков и океанов;

• давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;

• приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;

• объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;

• определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;

• давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;

• называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками всемирного природного и культурного наследия;

• показывать по карте территорию отдельных регионов мира, ее границы по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;

• характеризовать береговую линию, называя географические объекты;

• выявлять черты различия природы Азии и Европы;

• давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки;

• объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;

• называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа;

• давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;



• на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов.

II. Представление распределения учебного материала по предмету

Таблица 1. Тематическое распределение количества часов по курсу «География. Землеведение»

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева(линии МГУ) «География. Землеведение.34 часа»,составители А.В.Румянцев, Э.В. Ким.


Рабочая программа

1

Раздел I
Развитие географических знаний о Земле


6

7

1.2

Тема 1
Путешествия и их географическое отражение




1

2

Раздел II
Природа Земли

24

24

2.1

Тема 1
Как устроена наша планета?

3

3

2.2

Тема 2
Внутреннее строение Земли

5

5

2.3

Тема 3
Рельеф Земли

5

5

2.4

Тема 4
Атмосфера и климаты Земли

5

5

2.5

Тема 5
Вода – «кровеносная система» Земли

4

4

3

РазделIII
Географическая оболочка – среда жизни

4

5 (+1ч)

4

Практических работ

24

24 (8 оценочных)




Контрольных работ




2




Итого

34

35

Таблица 2. Тематическое распределение количества часов по курсу «География. Краеведение. 6 класс»



Название темы

Поурочное планирование изучения курса «География. Землеведение (региональный компонент)» А.В.Румянцевой, Э.В.Ким,О.А.Климановой [География. Землеведение. 6 кл. : методическое пособие к учебнику под ред. О.А. Климановой «География. Землеведение» / А.В. Румянцева, Э.В.Ким, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2007.]

Рабочая программа

Количество часов






Раздел I. Развитие географических знаний о Земле

7

7




Раздел I I. Природа Земли

24

24

3

Тема 1.Как устроена наша планета




3

4

Тема 2.Внутреннее стороение Земли




5

5

Тема 3. Рельеф Алтайского края




5




Тема 4.Климат Алтайского края




6




Тема 5.Воды Алтайского края




4




Раздел III. Географическая оболочка

3

4

6

Практических работ

Контрольных работ



14

14 (из них 6 оц.)

2 (1ч.-резерв+ 1ч.)









Итого:34 часов

(из них 1 час – резервное время)



35часов

Таблица 3. Тематическое распределение количества часов по курсу «География. Страноведение. 7 класс»



п/п

Название раздела

Содержание темы

Поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О.А. Климановой и В.В. Климанова (линии МГУ) «География.Страноведение.»

68 часов



Кол-во

часов в Рабочей программе




Введение

1час

1+ 2часа резервное время

Раздел I

. Земля - планета людей





18 часов

18 часов







1. Население мира




5

2. Хозяйственная деятельность человека



2

3. Природа Земли и человек




11

Раздел II

Материки, океаны и страны мира




44 часа

44 часа







Евразия и омывающие ее океаны




3

Европа




12

Азия




8

Африка




7

Америка - Новый Свет




9

Австралия и Океания




5

Полярные области Земли




3

Раздел III

Человек и планета: история взаимоотношений

3 часа

3часа+1 час резервное время

Всего:

68 часов (из них 2 часа – резервное время)

70 часов

следующая страница >>