Программа по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры. Кружок - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Xv. Взлет отечественной культуры XIX века как выражение национального... 4 725.34kb.
Программа курса по выбору для 11-12 классов с изучением специальных... 1 226kb.
О. В. Болдырева Великобритания и вызовы современности: к вопросу... 1 188.97kb.
Программа секции «вопросы развития современной и традиционной русской... 1 34.51kb.
Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта... 1 50.06kb.
Николай Михайлович Карамзин История государства Российского. 7 2246.27kb.
Николай Михайлович Карамзин История государства Российского. 5 2372.58kb.
Николай Михайлович Карамзин История государства Российского. 5 2196.63kb.
Центр диагностики и консультирования г о. Сызрань (отделение индивидуального... 1 227.31kb.
Бершина л. Н. 2012г. Цели и задачи: Формирование культурно-ценностных... 1 53.35kb.
Программа работы по развитию речи старших дошкольников средствами... 1 125.76kb.
Строчки и сморчки 1 22.91kb.
- 4 1234.94kb.
Программа по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры. Кружок - страница №1/2

МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик»

Программа

по приобщению дошкольников

к истокам русской национальной культуры.

Кружок « Горница».

(создана на основе программы Князевой О.Л, Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» )

Разработала:

старший воспитатель

Воронцова Е.И.

п. Вахтан.

2014г.


Целевой раздел:
Пояснительная записка

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русский быт, русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи или устный народный фольклор: сказки, считалки, стихи, потешки, прибаутки, а также народные игры, в которые дети очень любят играть.

Исходя из вышеизложенного для данной программы были выбраны следующие приоритеты:


  1. Знакомство с русским бытом, предметами обихода: предметы пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они- часть великого народа.

  2. Широкое использование всех видов фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

  4. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель данной программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства- от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой является стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.


Актуальность

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать программу, основанную на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Концептуальные основы:

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов (К.Д. Ушинского,  В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской) была идея народности. Они видели в народных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина. Они рассматривали патриотизм как сложное личностное образование, включающее следующие содержательные характеристики: знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувства национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.

« Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достоино завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном пришлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев)

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина), восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).



Принципы и подходы к формированию Программы.

  • соответствует принципу развивающего образования

  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей

  • используется деятельностный подход

  • строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб- щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Главный критерий отбора программного материала — его воспитатель ная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры

  • аксиологический подход предполагает ценностную ориентацию все го образовательного процесса. Способствует формированию у детей чувства принадлежности в первую очередь к своей семье, ближайшему социуму (друзьям по дому, двору, группе), своей стране.




  • Строится на личностном подходе



Цели и задачи реализации Программы

Цель: Приобщение к истокам русской национальной культуры- закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:
Создать условия для знакомства детей с русским бытом, через создание « Русской избы».
Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно- прикладного искусства ( Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках, выставках, оформление интерьера « Русской избы».
Способствовать гармонизации детско- родительских отношений.

Технология построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения


Планируемые результаты освоения программы:

Ребенок:


Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.

Умеющий гармонично взаимодействовать с другими людьми.

Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.

Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.

Знающий русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Узнающий произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.

Умеющий играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).

Использующий атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Бережно относящийся к предметам быта, произведениям народного творчества.



Содержательный раздел:

Формы занятий:

- беседы;

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- коллективная работа;

- индивидуальная работа;

- праздники.

Технология ориентирована на две возрастные ступени дошкольного возраста:

средний возраст – от 4- лет;

старший возраст – от 5-7 лет;


Занятия для начальной работы с детьми не требует специальной подготовки.

Сроки реализации: Программа полностью реализуется за 2 года.

Программа рассчитана на одно занятие в неделю

Средний возраст- 20 мин.

Старший возраст- 30 мин.

Программа предполагает работу с детьми разного уровня умений и навыков. Все участники в течение года должны быть задействованы в конкурсах, праздниках, выставках.

Занятия проводится в музыкальном зале. Для создания « русской избы»используется ширма, макет русской печи, предметы быта, макет русской избы.

Занятие проводит постоянный персонаж- бабушка Арина. Для создания мотивации, игровых ситуаций используются куклы: домовенок Кузька, Машенька, Иванушка, кот Васька. Руководитель кружка и дети — партнёры по совместной деятельности. Партнёры должны дружелюбно и уважительно разговаривать друг с другом, не командовать, не назидать (каждый важен!). Как партнёры и участники совместной деятельности и руководитель, и дети имеют равные права на проявление инициативы и активности, на выбор деятельности, форму её осуществления. Деятельностный принцип организации образовательного процесса — образование через организацию различных видов деятельности детей — является одним из главных способов развития детской инициативы. Партнёрское взаимодействие предполагает общение — диалог взрослого и детей, детей друг с другом, предполагает умение не только говорить самому, но и слушать и слышать другого.

Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Отступления взрослого от планов (конспектов и т. д.) обусловливается потребностями и интересами детей, актуальной ситуацией образовательного процесса. В нём должно преобладать развитие смыслов, мотивов, целеполагания деятельности, а не многократное повторение (натаскивание), подражание, имитация, следование образцам. Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется её характером. Он может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять такую же работу, что и они, или часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнёр. Дети могут перемещаться в пространстве: в рамках осуществляемой деятельности (спрашивать, советоваться, договариваться, распределять обязанности между собой). Взрослый, как более мудрый партнёр, обеспечивает ситуацию успешности каждого ребёнка группы. Только вера ребёнка в себя, отсутствие страха, что он может быть не понят или осуждён, способны поддерживать развитие детской инициативы (инициатива не наказуема!). Неоценимое значение для создания такой ситуации успешности имеет искренняя похвала взрослого. Искусством говорить комплименты педагог должен владеть фактически в совершенстве, так как похвала, повторяемая одними и теми же словами и с той же интонацией, перестаёт работать. Характер взаимодействия взрослого и ребёнка выступает главным условием поддержки детской инициативы в образовательном процессе



Мониторинг эффективности технологии по направлениям этнокультурного образования проводится в процессе наблюдений за воспитанниками, анкетирования их родителей..

Целью мониторинга детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся:

- уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;

- потребности использовать данные знания и умения на практике;

-уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Мониторинг среди родителей проводится с помощью анкет в начале и конце учебного года.



Организационный раздел:

Материально- техническое обеспечение Программы:

  1. Наличие помещения ( музыкальный зал)

  2. Наличие игрушек, предметов быта, макетов для создания обстановки « русской избы»

  3. Компьютер

  4. Цифровой проектор

  5. Наличие литературы и методических пособий

  6. Наличие материалов для изобразительной деятельности и ручного труда.

Список литературы:

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010

Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.:    ТЦ Сфера, 2011.

Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.

Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.

Приложение №1
Тематический годовой план занятий
Средний возраст





Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»



Знакомство с хозяйкой избы. Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел».

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных

«Коровушка и бычок»



Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка

«Бычок – черный бочек»



Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца»

Октябрь


«Приглашаем в гости к нам »

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

«Гуси – лебеди»



Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

«Сошью Маше сарафан»



Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение пготешки «А тари, тари, тари».

«Матрешки»



Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Ноябрь

«Волшебные спицы»



Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья)

«Лисичка со скалочкой»



Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

«Петушок - золотой гребешок»



Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

«Чудесный сундучок»



Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь


«Здравствуй зимушка- зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

«Зимовье зверей »


Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок»

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»



Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка»





Тема занятия

Содержание

Январь


«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

«Лиса и козел»



Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел».

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

«Заюшкина избушка»


Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

Февраль



«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

«Русская балалайка »


Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

Март


«При солнышке - тепло при матушке – добро».

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

«Пасха»


Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»

«Пасхальное яичко»



Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами.

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками.

«Небылица- небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

«Русская свистулька».

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

«Чудесный сундучок»

Раскрашивание свистулек. Дымковская роспись. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

Май


«Времена года »

Рассказать о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

«Волшебная палочка»


Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

«Игра с Колобком»


Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «»Колобок

«Прощание с избой »


Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

Старший возраст





Тема занятия

Содержание

Сентябрь


«Осень – сноп последний косим»

Встреча с хозяйкой избы. Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.

«Корнеплоды»

проводится 13 сентября в Куприянов день



Познакомить детей с понятием «корнеплод» рассмотреть с ними разные виды корней. Учить детей отгадывать загадки.

Семенов день

(14 сентября)




Рассказ воспитателя о празднике Семенов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха»

«Хлеб - всему голова»


Беседа о старинных способах уборки хлеба.

Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе



Октябрь

«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября



Покров (14 октября)




Рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы» «Карусель».

«Посиделки»

27октября

(Параскева-льняница)


Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота»

«Муравьи»

28 октября (Ефимий)



Познакомить детей с образом жизни муравьев и их поведением в природе, загадки об этих насекомых

Ноябрь


«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Народная игрушка

Формировать целостное представление о народной игрушке. (лепка дымковских игрушек) Формировать представление о традициях народного искусства.

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»

« Городецкий розан»

Рассказ о традициях Городецкой росписи


Декабрь


«Зима – не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь».

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

Снегурочка – внучка Деда Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка».

Январь

«Пришла Коляда на кануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок.

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц

«Гжель прекрасна»

Знакомство с гжельским художественным промыслом.





Тема занятия

Содержание

Февраль

«Где живет перо Жар – птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью


«Чудо- чудное, диво- дивное – Золотая хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи


«На героя и слава бежит »

Рассказ о русских богатырях



Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.



Март

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

«Русская матрешка»

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек

«Живет в народе песня»


Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.



Вербное воскресенье

Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка»

Апрель

«Грач на горе – весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница»

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

«Красна горка»



Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

Май

«Литературная викторина»

Литературная викторина. Игра -драматизация



«Край родной навек любимый»

Русские подвижные игры на открытом воздухе.

«Пастухи»

Познакомить детей с работой пастухов в прежние времена, особенностями пастушьего снаряжения.

Прощание с «избой».

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие


Приложение №2

Перспективные планы по ознакомлению с народными подвижными играми
Средняя группа


Месяц

Вид игры

Название игры

Сентябрь

Подвижные

Солнышко и дождик

Самолеты


Наседка и цыплята

Трамвай


Малоподвижные

Найди флажок

Хороводные

Летал, летал воробей.

Народные

Муха

Капуста


Октябрь

Подвижные

Цветные автомобили

Ловишки


Лохматый пес

Наседка и цыплята



Малоподвижные

Море волнуется

Хороводные

Хороводная – огородная

Народные

У медведя во бору

Охотники и собаки



Ноябрь

Подвижные

Садовник и цветы

Зайцы и волк

Птичка и птенчики

Поезд


Малоподвижные

Найди свой цвет

Хороводные

Ходит Ваня

Народные

У дядюшки Трифона

Золотые ворота



Декабрь

Подвижные

Трамвай

Бездомный заяц

Мыши в кладовой

Птички в гнездышках



Малоподвижные

Найди и промолчи

Хороводные

Карусель

Народные

Бабка Ежка

Жмурки


Январь

Подвижные

Лошадки

Мыши и кот

Воробушки и кот

Бегите ко мне



Малоподвижные

Кто ушел

Хороводные

Каравай

Народные

Скакалка

Два мороза



Февраль

Подвижные

Птички и кошка

Лиса в курятнике

Прятки

По ровненькой дорожке



Малоподвижные

Пузырь

Хороводные

Кто у нас хороший

Народные

Горелки

Летят, не летят



Март

Подвижные

Слышим – делаем

Серый зайка умывается

У медведя во бору

Лохматый пес



Малоподвижные

Мяч через сетку

Хороводные

Греет солнышко теплее

Народные

Пирог

Салки


Апрель

Подвижные

Найди себе пару

Бездомный заяц

Лиса в курятнике

Ловишки


Малоподвижные

Подбрось - поймай

Хороводные

Веснянка

Народные

Ручеек

Птички


Май

Подвижные

Лошадки

Поезд


Мыши и кот

Пастух и стадо



Малоподвижные

Сбей булаву

Хороводные

Мы на луг ходили

Народные

Солнышко- ведрышко.

Гуси – гуси.



Старшая группа


Месяц

Вид игры

Название игры

Сентябрь

Подвижные

С кочки на кочку

Медведь и пчелы

Солнышко и дождик

Самолеты


Малоподвижные

Море волнуется

Хороводные

Хороводная – огородная

Народные

Олени и пастух

Капуста


Октябрь

Подвижные

Ловишки

Уголки


Лохматый пес

Наседка и цыплята



Малоподвижные

Летает – не летает

Хороводные

Урожайная

Народные

Муха

Охотники и собаки



Ноябрь

Подвижные

Перелет птиц

Караси и щука

Мышеловка

Зайцы и волк



Малоподвижные

Найди свой цвет

Хороводные

Найди себе пару

Народные

Гуси летят

Море волнуется



Декабрь

Подвижные

Бездомный заяц

Перебежки

Хитрая лиса

Мыши в кладовой



Малоподвижные

Кто ушел

Хороводные

Новогодний хоровод

Народные

Обыкновенные жмурки

Иголка, нитка, узелок.



Январь

Подвижные

Охотник и зайцы

Кто сделает меньше прыжков

У медведя во бору

Наседка и цыплята



Малоподвижные

Найди и промолчи

Хороводные

Зимний хоровод

Народные

Пустое место

Два мороза



Февраль

Подвижные

Сделай фигуру

Мы веселые ребята

Лиса в курятнике

Кто скорее добежит до флажка



Малоподвижные

Подбрось - поймай

Хороводные

Мы военные

Народные

Горелки

Пятнашки


Март

Подвижные

Перелет птиц

Затейники

Лохматый пес

Садовник и цветы



Малоподвижные

У кого мяч

Хороводные

Веснянка

Народные

Пастух и стадо

Салки


Апрель

Подвижные

Не оставайся на полу

Удочка


Ловишки

Пятнашки


Малоподвижные

Мяч через сетку

Хороводные

Пошла Млада за водой

Народные

Гуси-лебеди

Птички


Май

Подвижные

Классы

Мяч водящему

Серсо

Перебежки



Малоподвижные

Сбей кеглю

Хороводные

Во поле береза стояла

Народные

Перетягивание каната

Ручеек



Подготовительная группа


Месяц

Вид игры

Название игры

Сентябрь

Подвижные

Мышеловка

Гуси-лебеди

Удочка

Хитрая лиса



Малоподвижные

Эхо

Хороводные

Хороводная – огородная.

Народные

Море волнуется

Гуси летят



Октябрь

Подвижные

Ловишки

Догони свою пару

Кто скорее докатит обруч до флажка

Совушка


Малоподвижные

Летает – не летает

Хороводные

Как у наших у ворот

«У рябинушки»



Народные

Олени и пастух

Уголки



Ноябрь

Подвижные

Караси и щука

Перелет птиц

Чье звено скорее соберется

Лягушки и цапли



Малоподвижные

Фигуры

Хороводные

На горе-то калина

Народные

Круговая лапта

Иголка, нитка, узелок.



Декабрь

Подвижные

Лохматый пес

Зайцы и волк

Быстро возьми, быстро положи

Хитрая лиса



Малоподвижные

Молчанка

Хороводные

Новогодняя хороводная

Праздничный хоровод



Народные

Два мороза

Скакалка


Январь

Подвижные

Перебежки

Волк во рву

Лошадки

Ловишка, беру ленту!



Малоподвижные

Затейники

Хороводные

Зимний хоровод

Народные

Обыкновенные жмурки

Бабка Ёжка



Февраль

Подвижные

Мы веселые ребята

Слышим – делаем

Охотники и звери

Стоп


Малоподвижные

Тихо-громко

Хороводные

Пошла млада за водой

Народные

Пятнашки

Салки


Март

Подвижные

Садовник и цветы

Лиса в курятнике

Перемени предмет

Наседка и цыплята



Малоподвижные

Великаны и гномы

Хороводные

Веснянка

Народные

Филин и пташки

Птички


Апрель

Подвижные

Коршун и наседка

У медведя во бору

Бездомный заяц

Карусель


Малоподвижные

Тишина

Хороводные

Земелюшко - чернозем

Народные

Классы

Пчелки и ласточки



Май

Подвижные

Мяч по дорожке

Медведь и пчелы

Цветные автомобили

Садовник и цветы



Малоподвижные

Молчанка

Хороводные

Солнышко-ведрышко.

Народные

Гуси-лебеди

Пастух и стадо




Приложение №3
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?


следующая страница >>