Программа по истории 6 класс. Учителя истории и обществознания фгкоу сош №140 хрипченко светланы Михайловны 2013год - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Рабочая программа по обществознанию классы: 6 9 5 1371.58kb.
Урок-игра «Древний Рим» 1 23.03kb.
Методическая разработка сценария исторического вечера «Отчизне посвятим... 1 209.17kb.
Программа по истории России и Всеобщей истории, 7 класс Пояснительная... 2 496.57kb.
Исследовательская работа по истории История моего села 1 173.4kb.
Рабочая программа по истории 7 класс учителя Псаревой Тамары Николаевны с. 2 422.7kb.
Феоктистова Елена Николаевна учитель истории и обществознания высшей... 2 354.51kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса Учитель Брук Е. 1 153.34kb.
Рабочая учебная программа по истории на основе Примерной программы... 1 229.15kb.
Рабочая программа по факультативному курсу «Основы Православной культуры» 1 136.55kb.
Министерство транспорта РФ 4 1511.3kb.
- 4 1234.94kb.
Программа по истории 6 класс. Учителя истории и обществознания фгкоу сош №140 хрипченко - страница №1/2

Рабочая программа по истории 6 класс.

Учителя истории и обществознания ФГКОУ СОШ №140
ХРИПЧЕНКО Светланы Михайловны


2013год.

Пояснительная записка

к рабочей программе по Истории Средних веков.

6 класс.

Рабочая программа составлена на основе:

Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина - О. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

Учебник - «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. –

М.: Просвещение, 2011.



Арасланова О.В., Соловьев К.А . История Средних веков. 6 класс: Поурочные разработки к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского (М.:

Просвещение).- М.: ВАКО, 2011

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов

по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая

программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и

ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных

алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-

коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью

учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории

учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

(понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль

(объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать

различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с

коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст,

таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся

самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и

средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и

соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и

ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных

алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-

коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью

учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории

учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

(понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль

(объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать

различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с

коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст,

таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся

самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и

средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и

соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.



Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (68часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

В программе по Всеобщей истории изменений не предусмотрено. В Программу к учебнику Данилов А. А., Косулина Л. Г История России внесены следующие изменения: 5 часов отводиться на повторение и обобщение материала. Для общего представления о Родном крае в XII-XIII вв.


В рабочей программе увеличено количество уроков на прохождение темы, связанных с историей и деятельностью князей. На 2-х уроках по изучению нового материала, выделено время для проведения проверки знаний дат и понятий (15-20 минут).

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

6 класс (30ч)

Распределение времени в программе по Всеобщей истории:

2 часа в неделю


Темы разделов программы

Количество часов

Введение в историю средних веков. Становление Средневековой Европы (У1-Х1 века)

5

Обобщающий урок по теме Становление Средневековой Европы (У1-Х1 века)

1

Византийская империя и славяне в У1-Х1 вв.

2

Арабы в У1-Х1 вв.

1

Феодалы и крестьяне

2

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

Католическая церковь в Х1-ХШ вв. Крестовые походы

2

Образование централизованных государств в Западной Европе (Х1-ХУ вв.)

6

Германия и Италия в ХП-ХУ вв.

1

Славянские государства и Византия в Х1У-ХУ вв.

2

Культура Западной Европы в Х1-ХУ вв.

3

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

Итоговый урок. Наследие истории Средних веков в истории человечества.

1

Всего –30часов
Календарно-тематическое планирование курса Истории Средних веков



3урока


Название тем и уроков

Кол-во

часов


Содержание

(основные понятия)


Компетенции


Дом. задание

Сроки

Корректировка

личностные

метапредметные

предметные




1

Становление средневековой Европы(5ч).


1

Введение. Живое средневековье.
Древние германцы и Римская Империя

1

Великое переселение народов

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

умение  определять понятия, создавать обобщения,

формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося

§ 1, подг. развер. ответ на вопрос «Как появилось неравенство у древних германцев»






2

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках

1

Феод

Феодал


Вассал


развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества

§ 2, проч. рассказ о суассонской чаше и отв. на вопрос «О чем свид. случай с чашей»










3.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность


1

Феодальная раздробленность,




умение обобщать факты

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества

§ 3, с. 18, вопрос №4, подготовить сообщение «как возникло скотоводство»







4

Западная Европа в IX – XI веках

1

норманны

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям,

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества

§ 4, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «как жили норманны в 8-11 веках »










5

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

1

Каролингское возрождение

формирование целостного мировоззрения

умение строить  логическое рассуждение, умозаключение

приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

§ 5, составить карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья







6

Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы»

1







Контрольное тестирование по теме: «Становление средневековой Европы»













2

Византия и VI-XI вв (2ч)


7



Византия при Юстиниане. Культура Византии



1

Скипетр

Канон, мозаика, алтарь, смальта, икона



освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

формулировать и обосновывать выводы

Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников


§ 6,,7 подг. разв. ответ на вопрос «чем отличалась власть императора Византии в период раннего средневековья?», составить презентацию







8

Культура Византии






Канон, мозаика, алтарь, смальта, икона





















3

Арабский мир в VIXI вв.(1ч)


9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Халифата.

1

Ислам

Коран


Шариат

Халиф


Имам

Везир


Сунниты

Шииты


Мечети

Медресе


минарет

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы


способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

§ 9, 10 сост. Рассказ от имени путешественника, и написать сочинение «самое важное достижение арабов»







4

Феодалы и крестьяне(2ч)


10

В рыцарском замке



1

Замок, паж, рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз


формирование нравственных чувств и нравственного поведения

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

умение понимать законы «Рыцарской чести»

§ 11 придумать девиз и изобразить герб феодала










11

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Уметь подтверждать выводы примерами

§ 12, подг. устный разв. ответ на вопрос «Как жили крестьяне в средние века»







5

Средневековый город в Западной и Центральной Европе(2ч)


12

Формирование средневековых городов

1

Коммуна, самоуправление, мастер, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, фактории, ростовщики, банк.




устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы


Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города

§ 13, придумать экскурсию на тему «Что я видел в средневековом городе»










13

Горожане и их образ жизни

Контрольное тестирование по темам: «Византийская империя.»


«Феодалы и крестьяне».

1

Патриции, бюргеры, ратуша, интеллигенция, мистерия, городское сословие

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

строить  логическое рассуждение, делать выводы

Умение характеризовать условия и образ жизни горожан.
Умение работать с тестовыми заданиями

§ 14, подготовить краткое сообщение о как возник один из городов: Генуя, Венеция, Париж, Кельн







6

Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы(2)

14

Могущество папской власти.

Католическая церковь и еретики



1

Католическая, православная

церкви, индульгенция, десятина,

реликвии, мощи

еретики, инквизиция, отлучение от церкви, ордена францисканцев доминиканцев



понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

знать особенности религиозных верований католической церкви

§ 15, составить схему «Методы борьбы католической церкви с еретиками»









15

Крестовые походы

1

Орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден

освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками

§ 16, заполнить таблицу «Крестовые походы», сделать вывод





































7

Образование централизованных государств в Западной Европе(XI -XVв)(6ч).

16

Как происходило объединение Франции


1

Централизованное государство, Генеральные штаты

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей

воспитание уважения к историческому наследию


§ 17, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы трудностиобразования центрального гос-ва










17

Что англичане считают началом своих свобод

1

Хартия, парламент

уважение прав и свобод человека

строить  логическое рассуждение

развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о причинах, последствиях, борьбы за свободу

§ 18инсценировка « проведения парламента в Англии?»







18

Столетняя война

1

Партизанская война

уважение к культуре других народов, толерантность.

владение устной монологической контекстной речью

воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками

§ 19, ответить на вопрос « в чем состоял подвиг Жанны д' Арк?










19

Крестьянские восстания во Франции и в Англии

1

Жакерия

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

анализировать и обобщать факты

Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии

§20, ответить на вопрос «что общего было в последствиях восстаний крестьян в Англии и во Франции»







20

Усиление королевской власти в конце 15 в во Франции и в Англии.

Реконкиста и образование центра лизованных государств на Пиренейском полуострове.




1

Реконкиста

кортесы


освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

смысловое чтение;

умение работать с разными источниками информациями

§2 1- 22, сочините речь от имени Людовика 11 или Карла Смелого.







21

Обобщающий урок по теме «Западная Европа (XI - XV вв.)»

1










Контрольное тестирование по теме : «Образование централизованных государств в Западной Европе(XI –XVв)».











8

Германия и Италия в XII - XV вв.(1ч)

22

Германия и Италия в XII - XV вв. Усиление власти князей в Германии .Расцвет итальянских городов.


1

Булла, кантоны, курфюрст Гвельфы, гибеллины

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы

Знать особенности, даты развития Германии и Италии

§ 23,закончить заполнять сравнительную таблицу «Германия и Италия в XII - XV вв.»








9

Славянские государства и Византия в XIV - XV вв.(2ч)


23

Гуситское движение в Чехии

1

уния

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в

обществе


формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний

§ 25, составить план - конспект









24

Завоевания турками – османами Балканского полуострова

1

янычар

уважение прав и свобод человека;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

§ 26, составить кроссворд по теме







10

Культурное наследие Средневековья

(3ч)

25

Образование и философия


1

Университеты, рационализм, мистика, схоластика

формирование целостного мировоззрения

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

§27, заполнить таблицу










26

Средневековая литература и искусство

1

Романский и готический стиль

формирование целостного мировоззрения

владение устной монологической контекстной речью

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого

§2 8, заполнить таблицу







27

Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.

Контрольный тест по темам « Славянские государства и Византия» и «Культурное наследие средневековья»




1

Книгопечатание, Возрождение, гуманизм

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.




владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией




§29 – 30 ,составить викторину









11

Народы Азии, Америки и Африки и эпоху средневековья (V-XVвв.)

(2ч)

28

Средневековый Китай и Индия. Государства и культура


1

пагоды

Варны, касты



формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний

§31, 32 составить сравнительную таблицу







29

Государства и народы доколумбовой Америки. Африки

1

Майя, ацтеки, инки, бушмены

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам

формулировать и обосновывать выводы

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

§33 - 34, подготовиться к итогово – обобщающему уроку










30

Обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества.

1







формулировать и обосновывать выводы




повторить все понятия и даты









ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (не менее 30 ч.)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.



Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия,

общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские

завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.



Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства ¬ православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский.

Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый

город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало

Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.



Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи

Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-

представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские

государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы.

Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение

в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.

Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.


Основное содержание авторской программы Е.В. Агибалова, Г.М. Донской
Введение. Живое Средневековье
Что изучает история Средних веков, дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье>, Место истории Средних веков в истории человечества, Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XIвв.)
Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятия и образ жизни германской общины. Германские традиции и семья. Родоплеменная организация германцев. Разложение родового строя и усиление расслоения в общине. Выделение знати. Изменения в отношениях германцев. Древние германцы и Римская империя. Римский историк Тацит о германском образе жизни. Великое переселение народов. От набегов к военным походам и завоеваниям римских территорий германцами. Нашествие кочевников. Гунны и германцы. Аттила — воинственный вождь гуннов. Войны как часть стиля жизни племени. Изменение роли вождя и дружины. Верования германцев. Ослабление Римской империи и последующий её раздел под натиском варваров. Трагическое вандальское нашествие на Вечный город. Падение Западной Римской империи. Исторический рубеж древности и Средневековья. Роль вторжения германских племён в границы ослабевшей Западной Римской империи. Территории расселения германских союзов племён на бывшей территории Западной Римской империи.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом, духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли>. Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папская область.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал <варварских народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах. Феодальная раздробленность. Укрепление самостоятельности франкской знати в их владениях. Развитие феодальных отношений в Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальные междоусобицы в их последствия. Система вассалитета — феодальная лестница. <Вассал моего вассала — не мой вассал. Феодальное право укрепляло право феодальной собственности.

Западная Европа в IХ—Х1 вв. Франция в IХ—ХI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля — его домен.

Германия в IХ—ХI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Оттон 1. Ещё одно восстановление древней Римской империи — Священная Римская империя. Италия и Германия.



Англия в IХ—Х1 вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей древней Руси. Борьба англосаксов с норманнами. Захват Лондона датчанами. Король Альфред Великий: его оборонительная политика против датчан. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учения Пифагора, Фалеса: взгляд средневековых учёных. Отсутствие единых летоисчисления, календарей, систем измерений, меры веса и др. Служители церкви — хранители знаний и письменности. Неграмотность населения Европы. Карл Великий и короткая вспышка Каролингского Возрождения. Монах Алкуин и его роль в распространении грамотности в Франкской империи. «Дворцовая академия». Карл Великий — созидатель и архитектор. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях, соборах. Латинский язык в Средние века — язык образован ности и культуры. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры. Библия книга книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Хроники и житийная литература. Появление светской литературы на латинском языке. Англосаксонский эпос «Беовульф», скандинавский — «Старшая Эдда», германский — «Песнь о Нибелунгах», французский — «Песнь о Роланде».

следующая страница >>