Программа переаттестации знаний студентов, обучающихся в сокращенные сроки, по дисциплинам филологического цикла - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «вспомогательные исторические дисциплины» 1 262.52kb.
Контрольная работа письменная работа, является критерием оценки знаний... 1 37.48kb.
Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по 1 341.88kb.
Программа дисциплины «Проблемы нарушения и защиты прав человека в... 1 134.82kb.
Программа учебной дисциплины «Специальный курс по изучению аутентичных... 1 65.24kb.
Восьмого поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания... 1 163.12kb.
Программа дисциплины «Социальная ответственность государства и бизнеса» 1 200.35kb.
Программа дисциплины «Преступление и наказание в Российской империи» 1 181.92kb.
Программа дисциплины «Мода как социокультурный феномен» 1 237.13kb.
Программа дисциплины «Теория финансовых кризисов» 1 117.02kb.
Программа дисциплины «Ресторанный менеджмент» 1 135.31kb.
Приложение №1 1 88.32kb.
- 4 1234.94kb.
Программа переаттестации знаний студентов, обучающихся в сокращенные сроки, по дисциплинам - страница №1/1

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования


Кафедра филологических дисциплин

и методики их преподавания в начальной школе


ПРОГРАММА

переаттестации знаний студентов, обучающихся в сокращенные сроки,

по дисциплинам филологического цикла
Составители: к.п.н., профессор Т.И. Зиновьева

Рецензент: д.п.н., профессор, зав. кафедрой

русского языка и методики его преподавания

в начальной школе МПГУ

Сосновская О.В.

Утверждена на заседании кафедры


06 сентября 2012 года,

протокол №1

Зав. кафедрой Т.И. Зиновьева


Утверждена на заседании ученого Совета Института педагогики


и психологии образования

27 сентября 2012 года,

протокол №2

Директор А.И. Савенков

Москва – 2012

Содержание




Тема

Стр.

Введение …………………………………………………………………...

3

Русский язык ……………………………………………………………….

4

Методика обучения русскому языку и литературе ……………………...

11

Детская литература ………………………………………………………..

20

Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности младших школьников……………………………………...

26


Введение
Программы переаттестации знаний студентов, обучающихся в МГПУ в сокращенные сроки, по дисциплинам филологического цикла разработаны в соответствии с действующими государственными стандартами: ГОС СПО по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах», ГОС ВПО по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования».

При разработке программы переаттестации знаний студентов колледжных групп были использованы следующие материалы:



  1. Двухступенчатая подготовка учителей начальных классов в системе «педагогический колледж – университет». Сборник программно – методических материалов. Выпуск 2. // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» // Отв. редактор Лисов В.И. М.: Центр «Школьная книга», 2002.

  2. Двухступенчатая подготовка учителей начальных классов в системе «педколледж - университет». Выпуск 3. Сборник материалов для итогового контроля за уровнем подготовки специалистов. // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» // Отв. редактор Лисов В.И. М.: Центр «Школьная книга», 2005.

Основная задача переаттестации знаний студентов, обучающихся в сокращенные сроки, - определение уровня освоения в педагогическом колледже основного программного материала по дисциплинам филологического цикла и, следовательно, - готовности к обучению на второй ступени профессионального образования.

Переаттестация знаний студентов проводится в рамках зачета с использованием тестов и контрольных заданий. Студенту, не получившему зачет, предоставляется возможность погасить академическую задолжность до начала зимней зачетно - экзаменационной сессии.



Русский язык

Зиновьева Т.И.

Лихачев С.В.

Светловская Н.Н.

Пояснительная записка

Переаттестация знаний студентов по дисциплине «Русский язык» строится с учетом следующих положений: курс «Русский язык» является одним из основных в подготовке учителей начальных классов в педагогическом колледже. Современный педагог начальной школы должен не только хорошо ориентироваться в лингвистическом материале и знать законы развития языка, но и понимать, что родной язык и речь (устная и письменная) – это его важнейший профессиональный инструмент, владеть которым он обязан на высоком уровне.

Обучение русскому языку на второй ступени (в университете) осуществляется на основе знаний и умений, которыми студенты овладели в педколледже.

Переаттестация знаний строится с учетом основных задач курса «Русский язык» в педагогическом колледже, срединих:



  • овладение систематическими знаниями о русском языке, об особенностях его звуковой системы, грамматического строя, словарного состава, изобразительно-выразительных средств;

  • усвоение важнейших лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических норм современного русского языка;

  • совершенствование культуры связной речи, устной и письменной;

  • расширение историко-лингвистического кругозора.

Требования к уровню подготовки

выпускников педколледжей по русскому языку

Фонетика и фонология

  • уметь правильно вычленять звуки в звучащем слове;

  • владеть начальными умениями транскрибирования слов и предложений, необходимыми учителю начальных классов;

  • уметь производить фонетический анализ гласных и согласных звуков;

  • уметь устанавливать границы речевых тактов во фразах и границы фраз;

  • ориентироваться в позиционной мене гласных и согласных;

  • уметь анализировать сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем;

  • правильно определять слогораздел в словах;

  • выделять словесное, тактовое и фразовое ударение.

Орфоэпия

  • владеть орфоэпическими нормами;

  • уметь анализировать варианты произношения.

Графика и орфография

  • разграничивать звуки и буквы;

  • устанавливать первичные и вторичные значения букв;

  • устанавливать способы обозначения (йота), функции йотированных букв;

  • квалифицировать способы обозначения твердости и мягкости согласных;

  • ориентироваться в принципах русской орфографии, уметь вычленять орфограммы, объяснять принцип их написания и опираться на фонологию и графику при анализе орфограмм;

  • уметь анализировать правописание слов с точки зрения фонематического принципа русской орфографии.

Лексикология

  • уметь квалифицированно производить лексический анализ слов;

  • определять функционально0стилистическую принадлежность текста;

  • уметь работать с различного рода словарями.

Словообразование

  • уметь производить морфемный анализ;

  • определять значение морфем;

  • уметь производить словообразовательный анализ, правильно называть производящую основу и производящее слово, разграничивать морфологические и неморфологические способы образования слов.

Морфология

  • уметь производить морфологический анализ всех частей речи;

  • устанавливать взаимосвязь морфологических явлений и синтаксиса;

  • уметь квалифицировать ошибки в употреблении грамматических форм;

  • совершенствовать орфографические умения при изучении морфологии.

Синтаксис

  • уметь классифицировать простые предложения;

  • вычленять главные, второстепенные члены предложения и определять морфологический способ их выражения;

  • определять характер смысловых отношений в сложносочиненном и бессоюзном сложном предложениях и тип придаточной части в сложноподчиненном предложении;

  • владеть пунктуацией простого осложненного и сложного предложений;

  • владеть интонацией простого и сложного предложений;

  • уметь производить полный синтаксический разбор простого предложения, графически изображать его схему.


Задания для переаттестации знаний студентов колледжных групп1

  1. Полнота знаний

    1. Что такое русский литературный язык? Что такое норма?

    2. Перечислите единицы фонетического уровня языковой системы.

    3. Расскажите о звуках речи. Что такое фонема?

    4. Сформулируйте определение понятия «слово».

    5. Какие части речи вы знаете? Каковы их признаки?

    6. Что такое грамматическое значение? Каким единицам языка оно свойственно?

    7. Расскажите о признаках, которыми могут обладать части речи.

    8. Что такое словосочетание, предложение, текст?

    9. Расскажите о принципах русской орфографии.

    10. АЛФАВИТ – это:

  1. буквы, расположенные в определенном порядке;

  2. система букв (правильно);

  3. система графических знаков;

  4. система письменности.

  1. Глубина знаний

    1. Постройте систему стилей русского литературного языка.

    2. Обоснуйте классификацию гласных и согласных звуков.

    3. Подберите пары синонимов - книжный – разговорный и сопоставьте их значение.

    4. Проанализируйте слова по составу с учетом значения морфем.

    5. Обоснуйте классификацию частей речи.

    6. Найдите пять различных морфем, выражающих значение множественного числа.

7. Сравните способы связи слов в словосочетании. Проиллюстрируйте свои рассуждения.

8. Сделайте выводы о роли каждого принципа русской орфографии в реальном правописании.

9. Разберите простое предложение.

10. Приведите пример слова с добавочным ударением:

1) километр;

2) канатоходец, (правильно);

3) перестройка;

4) просмотреть.



  1. Оперативность знаний

    1. Примените знания о стилях литературного языка, для чего подберите тексты разных стилей, доступные пониманию детей, а также примеры смешения стилей в детском творчестве.

2. Примените знания о русском алфавите как системе при поиске в тексте отступлений от слогового принципа графики.

3. Покажите пути применения знаний о звуковой системе при оценивании выразитель­ного чтения школьников.

4. Примените знания о частях речи, оценивая богатство текста материалом, который может быть предложен для разбора школьникам.

5. Примените знания об орфографии при подборе текста для поиска орфограмм.

6. Примените знания о способах образования слов при объяснении значения сложных слов.

7. Примените знания о синтаксисе при создании заданий, обучающих письменной речи.

8. Примените знания о пунктуации при анализе сложности текста диктанта.

9. Примените знания об ударении и интонации при анализе стихотворения.

10. Выберите из предложенных путей фонетического разбора гласного звука верный:

1) поиск аналогии в ранее разобранных примерах;

2) выбор звуков по правилу мены с учетом сильных и слабых позиций;

3) анализ субъективных артикуляционных и акустических ощущений (верно).



  1. Гибкость знаний

1. Отберите из учебников материал по теме «Богатство русского литературного языка» для стандартного и углубленного изучения школьниками.

2. Отберите необходимый материал для сокращенного изучения темы «Имя существительное», если часть запланированных часов не проведены по объективным обстоятельствам.

3. Проанализируйте звуковой состав слова в изолированном употреблении и в тексте.

4. Объясните значение антонимов в изолированном употреблении и в поэтическом тексте.

5. Покажите, какими признаками обладает прилагательное до и после перехода в существительное. Каков будет тип склонения после перехода?

6. Раскройте целесообразность использования авторских знаков препинания в художественном творчестве.

7. Приведите примеры контекстов, где одни и те же выражения будут свободными сочетаниями слов и фразеологическими единицами. Опишите значение соответствующих сочетаний.

8. Опишите возможные действия по выделению окончания в слове незнакомого грамматического типа:

1) поиск похожего окончания в других типах;

2) отсечение части после корня;

3) изменение слова и отсечение изменяемой части (верно).

Литература:



  1. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

  2. Русский язык. Для специальности «Педагогика и методика начального обучения». – В 2-х частях / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1990.

Методика обучения русскому языку и литературе

Зиновьева Т.И.

Курлыгина О.Е.

Соловейчик М.С.

Пояснительная записка

Программа переаттестации знаний студентов, обучающихся в сокращенные сроки, в целом направлена на выявление готовности к освоению программного материала II – ой ступени высшего профессионального образования по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературе».


Требования к уровню подготовки выпускников педколледжей по методике обучения русскому языку


Выпускник педколледжа должен знать:

  • содержание работы при изучении каждого из разделов курса;

  • способы и средства обучения младших школьников русскому языку, критерии их выбора и особенности использования при постановке учебных задач, при объяснении нового, при формировании умений и навыков, при выявлении и оценке хода и результатов обучения;

  • объективные трудности, испытываемые детьми, и возможные меры их преодоления;

  • типичные методические ошибки, допускаемые учителями, и рекомендации, способствующие их предотвращению;

  • варианты организации работы на уроках разных типов.

Выпускник педколледжа должен уметь:

  • ориентироваться в традиционных (классических) программах курса "Русский язык" для начальных классов и в реализующих эти программы школьных учебниках; давать общую характеристику 1-2 альтернативных учебников русского языка для начальных классов;

  • раскрывать лингвистическое содержание понятий, формируемых у младших школьников; соотносить трактовку этих понятий и объем сведений в школьных учебниках с имеющимися лингвистическими знаниями;

  • устанавливать взаимосвязи разделов курса русского языка, а также задачи и содержание обучения в рамках каждого из них;

  • планировать изучение тем и каждый конкретный урок; обоснованно определять комплекс задач и последовательность их решения, содержание, способы и средства учебной работы на каждом из этапов; пользоваться разнообразными средствами методической помощи, грамотно сочетать материал из различных источников;

  • реализовывать намеченную программу в конспекте урока: в соответствии с задачами выстраивать его общую структуру, соразмеряя отдельные части, располагая в нужной последовательности избранные виды деятельности детей и способы их организации; грамотно и точно формулировать сообщения, вопросы и задания, предполагать желаемые ответы детей и предвидеть их возможные затруднения; оценивать конспект с точки зрения соответствия поставленным задачам и условиям обучения, современным психолого-педагогическим требованиям к его организации; при необходимости совершенствовать написанное;

  • практически реализовывать подготовленный конспект, т.е. проводить урок в классе: организовывать деятельность детей, их деловое общение с учителем и друг с другом, осуществлять наблюдение за ходом деятельности учеников, выявлять и оценивать ее результаты, вносить в содержание и организацию работы на уроке необходимые коррективы, делать методические выводы из сопоставления результатов обучения с выдвинутыми целями и задачами.


Задания для переаттестации знаний студентов2

Общие вопросы методики обучения русскому языку

1. Продолжите высказывание.

Предметом методики начального обучения русскому языку является...



  • обучение младших школьников русскому языку;

  • процесс обучения младших школьников русскому языку;

  • процесс взаимодействия учителя и учащихся при обучении родному языку как средству общения;

  • содержание обучения русскому языку;

  • деятельность учащихся по усвоению знаний.

2. Продолжите высказывание.

Методика начального обучения русскому языку - наука...



  • фундаментальная;

  • прикладная.

3. Закончите высказывание.

Содержание учебного предмета «Русский язык» определено...



  • пособием для учителя, содержащим методические рекомендации;

□ требованиями государственных образовательных стандартов.

4. Продолжите высказывание.

В современных традиционных (классических) учебниках русского языка для начальной школы реализуется идея...


  • углубленного изучения языка;

  • развития речи учащихся;

  • изучения языка во взаимосвязи с развитием речи учащихся.

5. Укажите современные требования к уроку русского языка:

  • лингвистическая грамотность;

  • жесткая структура урока; целенаправленность;

  • соединение языковой работы с развитием мышления и речи детей, с воспитанием интереса к изучаемому предмету,

  • организация сотрудничества детей с учителем и друг с другом;

  • предъявление учащимся готовых способов действия с учебным материалом.

Обучение грамоте

1. Восстановите пропущенные слова.

Современное обучение грамоте осуществляется ___________ методом.



  • звуковым;

  • звукобуквенным;

  • слоговым;

  • звуковым аналитико-синтетическим;

  • целых слов;

  • позиционным.

2. Продолжите высказывание.

Процесс обучения грамоте включает в себя два этапа: ...



  • добуквенный и букварный;

  • подготовительный и основной;

  • фонетический и графический;

  • безбуквенный и основной.

3. Укажите задачи подготовительного этапа обучения грамоте:

  • формирование отдельных речевых умений;

  • развитие интереса к чтению;

  • выявление уровня готовности к обучению;

  • обучение первоначальному анализу звучащей речи;

  • формирование навыка чтения;

  • разведение понятий «звук» и «буква»;

  • формирование гигиенических привычек, необходимых для осуществления письма;

  • развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

4. укажите задачи основного этапа обучения грамоте:

  • формирование у первоклассников правильного способа чтения;

  • усвоение норм русской графики;

  • изучение всех букв русского алфавита;

  • формирование умения слышать звучащее слово.

Обучение орфографии

1. Выберите ту трактовку понятия «орфограмма», в которой содержится указание на объективные опознавательные признаки этого

понятия.

Орфограмма - это ...



  • место на правило;

  • место, где можно сделать ошибку;

  • место, где пишется не так как слышится;

  • место, где существует выбор написания;

  • место, где звук слышится и произносится нечетко;

  • место, где при письме возникает трудность.

2. Отметьте орфографические умения:

  • слышать звучащее слово;

  • применять правило;

  • писать в соответствии с нормами каллиграфии;

  • обнаруживать несоответствие в произношении и записи слова;

  • осуществлять проверку написанного;

  • обнаруживать места возможного варианта написания;

  • определять тип опасного места.

3. Отметьте только этапы орфографического действия:

  • постановка орфографической задачи;

  • формирование орфографической задачи;

  • решение орфографической задачи;

  • ответ орфографической задачи.

4. Продолжите фразу.

Орфографическая зоркость - это...



  • умение проверять собственные письменные работы;

  • умение видеть свои и чужие ошибки;

  • умение обнаруживать орфограмму;

  • умение определять тип орфограммы.

Изучение морфологии

1. Укажите порядок изучения частей речи в начальных классах:

  • от общего ознакомления со всеми частями речи - к изучению каждой из лексико-грамматических групп;

  • от отдельного изучения каждой части речи – к обобщению по всем лексико-грамматическим группам.

2. Укажите объективные трудности изучения морфологии в начальных классах:

  • высокая степень абстрактности языковых явлений, языковых категорий;

  • низкая степень развития абстрагирующей деятельности мышления младших школьников;

  • наличие житейского понимания слов «предмет», «действие предмета»;

  • низкий уровень каллиграфических умений;

  • несовершенство методических действий учителя;

  • неверный выбор учебного материала и способов действия в учебнике русского языка.

3. Укажите виды морфологических ошибок:

  • ошибки в образовании форм имен существительных;

  • ошибки в образовании форм имен прилагательных;

  • ошибки в образовании форм местоимений;

  • ошибки в образовании форм глагола;

  • ошибки «против произношения»;

  • нарушение норм каллиграфии.

4. Продолжите высказывание.

Детские морфологические ошибки служат материалом для составления упражнений в ….



  • конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня;

  • редактировании высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств;

  • Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте.

5. Восстановите последовательность этапов введения теоретических сведений при изучении частей речи:

  • наблюдение над фактами языка и введение необходимых сведений;

  • постановка учебной задачи;

  • первичное закрепление;

  • выведение алгоритма действий.

Изучение элементов синтаксиса и пунктуации

1. Продолжите высказывание.

Значимость изучения синтаксиса в начальной школе обусловлена тем, что...



  • освоение предложения развивает у старших школьников умение делить речевой поток на законченные структурно-смысловые единицы, интонационно и структурно оформлять собственные мысли;

  • предложение - основная единица речи, на фундаменте которой школьники осознают роль языка имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений;

  • в предложении и словосочетании раскрывается лексическое значение слова и особенности его употребления;

  • на синтаксической основе осуществляется усвоение пунктуации;

  • освоение элементов синтаксиса способствует становлению каллиграфических навыков.

2. Укажите вопросы, на которые современная методическая наука не дает однозначного ответа.

  • Надо ли изучать синтаксис в начальной школе?

  • Каково значение изучения синтаксиса в начальной школе?

  • Какая синтаксическая концепция должна быть положена в основу школьного курса русского языка?

  • Каким должен быть начальный школьный синтаксис?

  • Каковы требования к отбору дидактического материала для синтаксического разбора в начальных классах?

3. Укажите упражнения речевой направленности.

  • слушание предложений-образцов;

  • построение предложений по вопросам учителя;

  • составление предложений, аналогичных заданным, но на другую тему;

  • составление предложения с использованием 2-3 имен прилагательных;

  • выписывание из предложения пар связанных между собой слов (словосочетаний).

4. Укажите умения, которые обеспечивают пунктуационную грамотность младших школьников.

  • умение слышать и воспроизводить разные типы интонации;

  • умение соотносить смысловую и интонационную стороны высказывания;

  • умение пользоваться знаками препинания в синтаксических построениях, состоящих из определенных слов, словосочетаний, пар слов или групп слов;

  • умение обнаруживать слабую и сильную позиции фонемы;

  • умение выделять предложение в тексте и правильно оформлять его пунктуационно, опираясь на грамматические, смысловые и интонационные признаки;

  • умение обнаруживать в языковом материале знаки препинания и правильно читать их.

5. Укажите задачи пропедевтического этапа обучения пунктуации:

  • познакомить первоклассников со знаками препинания, встречающимися на страницах букваря;

  • сформировать у учащихся умение обнаруживать и узнавать знаки препинания, соблюдать при чтении соответствующую им интонацию;

  • обеспечить осознание учащимися принципов русской пунктуации;

  • сформировать умение мотивировать выбор знака препинания с опорой на структурные, смысловые, интонационные признаки предложения.

Литература:

    1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика русского языка в начальных классах. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.

    2. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993, 1994, 1997.

    3. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. В трех частях / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1994 – 1995, 1997. (Ч. 1 – Методика развития речи младших школьников; Ч. 2 – Методика обучения детей чтению; Ч. 3 – Методика обучения грамоте, грамматике и орфографии).

Детская литература

Светловская Н.Н.

Пиче-оол Т.С.

Пояснительная записка

Переаттестация знаний студентов по курсу "Детская литература с практикумом по выразительному чтению" строится с учетом следующих положений:



  1. Выпускник педколледжа должен овладеть понятиями: письменность, словесность, литература; устное народное творчество, письменная литература; автор, рассказчик; детская книга; круг детского чтения; золотой фонд детской литературы или классическая детская литература; основные видо-жанровые разновидности произведений детской литературы; книжная продукция для младших школьников: издания общего типа - книга-произведение, книга-сборник – авторский и тематический; избранные произведения; собрания сочинений; периодика: газеты и журналы.

Выпускник педколледжа должен обладать фактическим знанием книг и литературных произведений для детского чтения из круга чтения, доступного современному младшему школьнику (от 150 до 300, из них – от 20 до 50 наизусть).

  1. Выпускник педколледжа должен владеть:

- основными видами чтения: просмотровое, изучающее, чтение-общение;

- умением квалифицированно прочитать вслух любой литературный текст: без подготовки и с подготовкой;

- умением предопределить содержание любой детской книги, пользуясь ею как инструментом для чтения;

- умением проанализировать любое литературное произведение из круга чтения современного младшего школьника, исходя из литературной специфики текста и издания, в котором этот текст помещен;

- общим способом продуктивной деятельности при обращении в круг детского чтения для отбора книг и произведений с целью составления книжной выставки на любую доступную детям тему, или подготовки внеурочного мероприятия в связи с чтением (заочной встречи с писателем, устного журнала, литературного утренника и т.п.)
Задания для переаттестации знаний студентов

Выпускник педколледжа, получающий высшее образование на второй ступени, должен успешно справляться с заданиями трех основных типов.

Задания первого типа нацелены на проверку уровня фактического владения каждым выпускником педколледжа детской литературой как учебным материалом: проверяется объем, глубина и упорядоченность профессионального читательского кругозора и литературное развитие выпускников, которого они достигли к концу обучения.

Задания второго типа обеспечивают проверку знания выпускниками исторически сложившихся в русской методике методов, способов и приемов работы с детской книгой и детской литературой в условиях классной, групповой и индивидуальной (урочной и внеурочной) читательской деятельности.

Задания третьего типа позволяют выявить способность выпускника к интеграции филолого-методических знаний для их применения в новых или нестандартных условиях обучения младших школьников чтению.

Примерные образцы заданий и их обоснование

Задания первого типа позволяют проверить фактическое знание учебного материала (глубина, объем и упорядоченность читательского кругозора) и литературное развитие будущего учителя (количество и качество литературных ассоциаций).

Рассмотрим пример такого задания.

Формулировка задания: По заданному отрывку узнайте и назовите известное вам художественное произведение. Вспомните другие произве­дения, принадлежащие перу этого же автора. Постарайтесь, чтобы это бы­ли произведения того же или близкого заданному вида или жанра.

Пример задания: ... Пора, красавица, проснись!..

Как называется произведение, в котором есть этот стих? Правильно назовите произведение (фамилию автора и заглавие). Воспроизведите наизусть начало и заключительные строфы, включающие в себя заданную стихотворную строку. Вспомните и назовите другие известные вам лирические и лирико-эпические произведения этого поэта.



Методический комментарий: как следует из формулировки задания и примера образца, отрывок в 1-2 стихотворных строки или 1-2 предложения из прозы должен быть заведомо известен выпускнику, т. е. выбираться их тех произведений, которые либо заучивались в процессе обучения наизусть, либо прорабатывались на практических занятиях с преподавателем.

Поэт или писатель, произведения которого отбираются для проверочного задания, должен входить в круг литературы, с которой современные младшие школьники непременно встретятся. Задание дает возможность проверить глубину, объем, упорядоченность знания выпускником детской литературы и наличие у него литературных ассоциаций по слову.

В основу подобного рода знания может быть положено не слово, а иллюстрация, анализируя которую выпускник должен ассоциативно вспомнить связанные с этой иллюстрацией художественные произведения, назвать эти произведения и обосновать возникшие ассоциации. Наконец, в основу задания может быть положена схема: тема – автор – жанр, или тема – авторы – произведения, или автор – темы – жанры или жанровые разновидности произведений. В этом случае выпускник педагогического колледжа обнаруживает фактическое знание детской литературы и возникающие у него ассоциации, ориентируясь на названную в билете тему (например, «Ожившие страницы прошлого»; «Нам есть кем гордиться!» и т.п.) или заданного автора («Житков Б.С. – темы творчества, видо-жанровые разновидности произведений» или «Баллады и песни - авторы?»

Все литературные ассоциации выпускник выстраивает и основывает на ассоциациях по памяти.

Задания второго типа, проверяющие уровень методической готовности выпускника к обучению младших школьников чтению.

Рассмотрим пример такого задания.



Формулировка задания: По заданному литературному произведению и поставленной цели обучения чтению определите этап обучения чтению, составьте схему урока, аргументируйте ее и представьте методические способы и приемы, которые окажутся ведущими при достижении цели.

Пример задания: Д. Хармс. «Что это было?» Если произведение не заучивалось в процессе обучения наизусть, предложен текст. Цель обучения - формирование у учащихся воссоздающего воображения и отработка умения читать текст:

Руководствуясь предложенными условиями, определите, на каком году обучения (желательно, в каком полугодии и почему) данный учебный материал и подобная цель работы с ним может быть избрана учителем. Составьте и аргументируйте схему урока, определите ведущие методы и приемы для достижения цели и продемонстрируйте их практически.



Методический комментарий: Очевидно, что в данном случае приоритетной снова является, во-первых, проверка знания выпускником ведущих методических постулатов (структур урока, связанных с годами обучения и уровнем готовности учащихся к нему, система приемов - в нашем случае, словарная работа, словесное рисование, заучивание текста наизусть, привлечение детей к чтению отдельных букв, слогов, слов, предложений, стихотворения в целом - в зависимости от того, в 1 или во 2 классе предполагает выпускник осуществлять эту работу). А во-вторых, проверяется наличие или отсутствие у выпускника педагогической интуиции, позволяющей ему сразу связать данное произведение с первым годом обучения, а не четвертым или третьим. Кстати, можно предложить выпускнику вопрос о том, нельзя ли и как именно можно (где и когда) использовать такого рода работу с выпускниками начальной школы или, в крайнем случае, с третьеклассниками.

Задания третьего типа отражают уровень интуитивной интеграции выпускником педагогического колледжа филолого-методических знаний, позволяющих ему спланировать профессиональную работу с учащимися-читателями с новым для него учебным материалом.

Рассмотрим пример такого задания.

Формулировка задания: Рассмотрев ряд (2-3) предложенных выпускнику книг за строго определенное время, выпускник должен определить содержание и методические возможности каждого издания, составить о каждой книге короткий, профессионально значимый рассказ и объяснить, где (на уроке или во внеурочное время, если на уроке, то на каком именно и т.д.), в связи с чем и чем каждая из этих книг окажется незаменимым учебным материалом при работе с младшими школьниками-читателями.

Пример задания: Рассмотрите эти книги. (Имеются в виду три книги Г. X. Андерсена:


  1. Андерсен Г.-Х. Сказки и истории / Перевод с датского, вступит, статья
    К. Паустовского. Послесловие В. Неустроева. Рис. В. Алфеевского. - М.: «Художественная литература», 1955, 366 с. - 6 ил.

  2. Андерсен Г.-Х. Снежная королева / Перевод с датского А. Ганзен. Художник Диодоров Б. - М.: Дрофа, 2001. - 72 с. с илл.

  3. Андерсен Г.-Х. Снежная королева / Художник Пейшенс Д. - М.: Издательский дом «КРОН-ПРЕСС», 1996. - 20 с.

Методический комментарий: Рассмотрев данные книги, выпускник! педагогического колледжа должен сделать вывод, в чем их сходство и различие, какая из них может быть предложена детям для самостоятельного чтения, какую можно привлечь для возбуждения у детей нужных литературных ассоциаций и работы творческого воображения, но ни в коем случае нельзя рекомендовать для чтения. И, наконец, какую из них надо показать детям как перспективу их самостоятельного чтения и посоветовать испытать себя «как взрослых читателей» (при этом выпускник непременно должен сказать, какие произведения, когда и почему, по его мнению, дети смогут прочитать с пользой для себя сейчас).

Литература:



  1. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение чтению: Детская книга и детское чтение. – М., 1999.

  2. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение чтению: Практическая методика. – М., 2001.

Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности младших школьников

Вачкова С.Н.

1 Задания направлены на выявление полноты, глубины, оперативности, гибкости знаний.

2 Задания представлены по каждому разделу методической науки