Программа международной научно-практической конференции Актуальные проблемы поддержки и развития - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа международной научно-практической конференции 1 210.92kb.
Перечень публикаций Киселёва И. Н. «Логистика, экономика, инновации» 1 44.3kb.
Программа международной научно-практической конференции 1 267.87kb.
Программа конференции 6-ой международной научно-практической конференции 1 42.97kb.
Программа Международной научно-практической конференции г. Новосибирск... 1 104.48kb.
Программа Международной научно-практической конференции г. Новосибирск... 1 85.67kb.
Омская гуманитарная академия 14 5080.57kb.
Состав программного комитета по подготовке и проведению Московской... 1 48.24kb.
Российская академия правосудия 7 3341.28kb.
Программа II международной научно-практической конференции 2 424.58kb.
Программа международной научно-практической конференции им. 1 280.19kb.
Научно-практическая конференция с международным участием Смоленщина... 5 1548.2kb.
- 4 1234.94kb.
Программа международной научно-практической конференции Актуальные проблемы поддержки - страница №1/1



Министерство образования и науки Российской Федерации

Казанский (Приволжский) федеральный университет
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Лаборатория выявления и развития одаренности
Управление образования исполнительного комитета

муниципального образования г. Казани по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 112»  

Авиастроительного района г. Казани
ПРОГРАММА

международной научно-практической конференции
Актуальные проблемы поддержки и развития

талантливой молодЕжи в условиях массовой школы: опыт, проблемы, поиски

28 ноября 2013 года

Казань

ПРИГЛАШАЕМ НА КОНФЕРЕНЦИЮ!

Конференция будет проходить на базе средней школы № 112

г. Казани

Адрес:
Телефон:

E-Mail:

420036, г. Казань, ул. Лядова, д.16,

проезд автобусом № 43

(843) 571-26-62

s112kzn@edu.tatar.ru



Директор:

Архипова Светлана Владимировна
Подробную информацию о конференции читайте

в информационном письме.


Координаторы конференции от КФУ –

профессор Габдулхаков Валерьян Фаритович
от средней школы № 112 –

Миргалеева Наталья Владимировна



Форма работы

Время

Место

проведения

1

Встреча и регистрация участников конференции, представителей органов управления образования

8.30-9.00

Холл,

1 этаж

2

Приветствие участников.

Пленарное заседание.

9.00-9.30

Актовый зал, 4 этаж

3

Работа секций

(распределите участников)

а) открытые уроки/внеклассные мероприятия;

кофе-пауза;

б) круглые столы - выступления участников конференции

9.30-10.00

10.00-10.20

10.20-11.20


Учебные кабинеты, музей

школы,

столовая,

учебные кабинеты, актовый зал

4

Пленарное заседание

Принятие резолюции

11.30-13.30

Актовый зал

5

Обед

13.30-14.00

Столовая

ОТКРЫТЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (Мастер-классы)




ФИО

Предмет

Тема

Основная идея

1

Горовая Юлия Николаевна

Внеклассное мероприятие,4а класс

Дорога к городу


Внеурочная деятельность

2

Макарова Альбина Ришатовна

Литературное чтение, 2б класс

Устное народное творчество


Реализация деятельностного подхода в обучении

3

Соколова Ольга Леонидовна

Окружающий мир, 4б класс

Равнины и горы


Разнообразие форм уроков по предмету «Окружающий мир»

11

ГаляутдиноваДиляраИсламовна

Литературное чтение на татарском языке (тат.группа), 2б класс

Г. Тукай «Жир йокысы кыш»

Анализ стихотворений

7

НасыбуллинаАлсуАбдулловна

Литературное чтение на татарском языке (рус.группа), 2а класс

В магазине продуктов,

Развитие языковых компетенций учащихся в игровой деятельности

8

Чепкунова Гульнара Умидовна

Русский язык, 11 класс

Простое осложненное предложение

Техники подготовки к ЕГЭ

14

Ганиева Лариса Викторовна

Русский язык

Использование ИКТ на уроках русского языка как способ повышения мотивации к изучению предмета

Необходимость и возможность использования ИКТ

9

Шакирова ДиляраГабделгазизовна

Татарская литература, 5а класс

А. Алиш «Сертотмасурдэк»

Развитие языковых компетенций учащихся через игровые ситуации

10

Абдрафикова Наталия Сулеймановна

Английский язык, 10 класс

Любите ли Вы путешествовать?

Активизация лексики в речевых ситуациях и диалогах

4

Семененко Оксана Владимировна

Обществознание, 6 класс

Семья

Формы работы с терминами на уроке

12

Архипова Светлана Владимировна

География

Некоторые приемы формирования творческих способностей на уроках географии в условиях массовой школы

Разнообразие форм уроков, техник учения, применяемых технологий

5

Миргалеева Наталья Владимировна

Химия

Как сохранить интерес школьников к изучению химии

Разнообразие форм уроков, техник учения

13

Каримова Резеда Вагизовна

Внеурочная деятельность по предмету, 5-11 классы

Заседание научного общества

Научно-исследовательские работы обучающихся

6

НасибуллинаГульюзумХадиулловна

Внеклассная работа на базе школьного С. Хакима, 5-10 класс

«Спросите нас откуда мы?»,

Мероприятие, посвященное дню рождения С. Хакима


Доклады и выступления
принципы и условия развития растущего человека

на исторически новом уровне движения общества

Д. И. Фельдштейн,

доктор психологических наук, профессор, академик,

вице-президент Российской академии образования (г. Москва)
ИСТОЧНИКИ МИКРОСТРЕССА И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Э. Э. Ульянова,

кандидат психологических наук, доцент КФУ


О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ

В. Ф. Габдулхаков,

доктор педагогических наук, профессор Института психологии и образования КФУ


Komunikacja społeczna w dobie przemian cywilizacyjnych

Aleksandra Dąbrowska, Józef Podgórecki

Katedra Komunikacji Społecznej, Uniwersytet Opolski (Республика Польша)


Образование в социально ориентированных педагогических системах

Ирина Александровна Бажина,

доктор педагогических наук, профессор Института психологии и образования КФУ


Детское экспериментирование – инновация

в экологическом образовании дошкольников

Татьяна Геннадьевна Камардина,

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 252» Кировского района

г. Казани
Некоторые приемы формирования творческих способностей учащихся на уроках географии в условиях массовой школы

Светлана Владимировна Архипова,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 112» г. Казани

директор школы, учитель географии первой квалификационной категории
Формирование гражданской компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках географии

Светлана Владимировна Архипова,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 112» г. Казани

директор школы, учитель географии первой квалификационной категории


Мәгариф системасын модернизацияләү шартларында татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә укучыларның иҗади сәләтен үстерү

Алсу Асхадулловна Ахметгалиева,

учитель татарского языка и литературы первой квалификационной категории,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 171 с углублённым изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани
развитие лингвистических способностей учащихся

на уроках английского языка

Наталия Сулеймановна Абдрафикова,

учитель английского языка высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 112, г. Казань
Компетентностный подход в обучении школьников

естественно-научным дисциплинам как средство

их подготовки к успешному обучению в ВУЗе

Светлана Владимировна Архипова,

директор МБОУ «СОШ № 112», г. Казань;



Наталья Владимировна Миргалеева,

заместитель директора по УР МБОУ «СОШ № 112», г. Казань;



Светлана Владимировна Шилова,

к.х.н., доцент кафедры физической и коллоидной химии КНИТУ


Развитие одаренности учащихся в результате совместной деятельности педагога с учащимися разновозрастных групп

Елена Ягфаровна Вагапова,

Елена Сергеевна Манькова,

учителя математики школы № 177 г. Казани


Работа в общеобразовательной школе с одаренными детьми. Из опыта работы

Людмила Юрьевна Барышева,

учитель русского языка первой квалификационной категории, ЗДУР МБОУ «СОШ № 115» г. Казани


Осталык классы Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә сәләтле балалар белән эшләү алымнары”

Диляра Исламовна Галяутдинова,

Средняя общеобразовательная школа № 112» Авиастроительного района

г. Казани, учитель татарского языка и литературы
Школьная газета как средство формирования одаренности

Лариса Викторовна Ганиева,

учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 112», г. Казань
Использование ИКТ на уроках русского языка как способ повышения мотивации к изучению предмета

Лариса Викторовна Ганиева,

учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 112», г. Казань
Гражданско-патриотическое воспитание как средство развития талантливой молодежи в условиях массовой школы

Татьяна Николаевна Гурьянова,

учитель истории второй квалификационной категории, директор

МБОУ «СОШ № 115», г. Казани
Роль личности учителя в работе с одаренными детьми

Мария Андреевна Земницкая,

учитель истории, обществознаний МБОУ «СОШ № 143», г. Казань

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ



Гузаль Дамировна Маслова,

учитель химии высшей квалификационной категории,

МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 34»

Московского района г. Казани;



Игорь Николаевич Маслов,

доцент, к. т. н., ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права"

(ИЭУП), г. Казань
Как сохранить интерес школьников к изучению химии?

Наталья Владимировна Миргалеева,

учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 112», г. Казань


Организация самостоятельной исследовательской

работы по географии одаренными учащимися в условиях малокомплектной школы

Рафик Габдуллович Мударисов,

Юлия Анатольевна Чекунова,

ФГАО ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

МБОУ «СОШ № 168», г. Казань
Проектная деятельность учащихся в начальной школе

с применением информационно-коммуникационных

технологий

Альбина Ришатовна Макарова,

индивидуальный творческий проект обладателя гранта «Наш новый учитель»


учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 112» Авиастроительного района г. Казани


РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Альфия Якубовна Хабибуллина,

к.п.н., учитель математики высшей категории МБОУ СОШ № 177 г. Казани


Работа с одаренными детьми на основе профилактики асоциальных явлений

Гульнара Халиловна Шайхутдинова,

зам. директора по ВР МБОУ СОШ № 115 г. Казани


Татар теле дәресләрендә коммуникатив компетенция формалаштыру

Мадина Сагидулловна Хакимова,

учитель татарского языка 1 квалификационной категории Казан шәһәре 175нче мәктәп


Развитие детских общественных объединений

в современной школе

Зарина Нургаязовна Мирзазянова,

педагог-организатор МБОУ «СОШ № 112» г. Казани


Работа с одаренными учениками на уроках математики

Н. А. Маматханова,

учитель математики МБОУ «СОШ № 112» Авиастроительного района

г. Казани
Сәләтле бала – ил байлыгы

Дания Нотфулловна Хакимуллина,

Венера Максумовна Исмагилова, татар теле һәм әдәбияты укытучылары Казан шәһәре 36 нчы гимназиянең



Организация работы с одаренными детьми на уроках

английского языка и во внеурочное время

Альбина Альбертовна Халилова,

учитель английского языка МБОУ «СОШ № 112», г. Казань


Разработка урока “Сертотмас үрдәк” (Абдулла Алиш)

Диляра Габдулгазизовна Шакирова,

учитель татарского языка и литературы второй квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 112», г. Казань
Сәләтле укучылар белән эшләү

Лилия Фатхрахмановна Шакирова,

учитель татарского языка и литературы МБОУ “СОШ № 112”, г. Казань


Роль школьной библиотеки в информационном

пространстве школы

Ольга Григорьевна Захватова,

библиотекарь второй квалификационной категории,

МБОУ «Лицей им. В.В.Карпова», с. Осиново ЗМР РТ
Роль школьного музея в воспитании подрастающего

поколения

Наталья Николаевна Сухая,

учитель химии, МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа № 81 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г. Казани


Работа с одаренными детьми через профилактику

асоциальных явлений

Гульнара Халиловна Шайхутдинова,

заместитель директора по ВР, МБОУ СОШ № 115 Авиастроительного района г. Казани


Межпредметная интеграция в исследовательской

деятельности учащихся

Марина Анатольевна Яныкина,

учитель географии высшей квалификационной категории ФГБОУ ВПО КНИТУ «Лицей-интернат для одарённых детей с углублённым изучением химии им. П.А.Кирпичникова»


Организация работы с одаренными учащимися

в условиях общеобразовательной школы на уроках

русского языка и литературы

Гульнара Умидовна Чепкунова,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «СОШ № 112» Авиастроительного района г. Казани


СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕТАТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Н. М. Эгамбердыева,

д.п.н., профессор ТГПУ им. Низами, А.Касымова, доцент СамГУ

(Узбекистан)
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН



Н. М. Эгамбердыева,

д.п.н., профессор, И.Г.Ревес, к.п.н., доцент ТГПУ им. Низами (Узбекистан)




Урок литературного чтения в 4 классе

(по системе Л. В. Занкова)

Г. Г. Лаврентьева,

гимназия № 3, г. Зеленодольск


СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ ЖАНРОВ – ЛИМИРИКА И СИНКВЕЙНА

Лариса Николаевна Капитонова,

Оксана Владимировна Алешечкина,

гимназия № 75», г. Казань


Мониторинг и сопровождение детей с признаками

одаренности в условиях ДОУ

Берлиянт Абдулхаковна Мирзиева,

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 397»,



Вера Анатольевна Касимова,

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 397» г. Казани


Занятие для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Мой кораблик»

Альфия Равилевна Альмеева,

студентка ИПиО КФУ, воспитатель МБДОУ № 221 г. Казани


Технологии взаимодействия детского сада с семьей

Лейсан Габдулфатовна Закирова,

студентка Института психологии и образования КФУ


Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей старших дошкольников

(на материале математики)

В. Ф. Петрова,

канд. пед. наук, доцент Института психологии и образования КФУ


Развитие творческих способностей учащихся

в экологическом воспитании на уроках географии

и во внеклассной деятельности

Елена Анатольевна Кашинцева,

учитель географии высшей квалификационной категории гимназии № 3

г. Зеленодольска
Педагогические условия формирования познавательной активности и самостоятельности младших школьников

И. Н. Рожкова,

МБОУ «Гимназия № 75», г. Казань


О Развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В. А. Самсонова,

ассистент кафедры педагогики и методики дошкольного образования,

Института психологии и образования КФУ
Безнең мәктәп музее-яшь буынны тәрбияләү чарасы

Гульюзум Хадиулловна Насибуллина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 112» Авиастроительного района г. Казани , учитель татарского языка и литературы, ЦВР руководитель музея им.С.Хакима


Балаларыгызны үзегезнең заманыгыздан башка заман өчен укытыгыз, чөнки алар сезнең заманыгыздан башка бер заманда яшәү өчен дөньяга килгәннәр” (Р.Фәхреддин)

Алсу Абдуловна Насыбуллина,

учительтатарского языка и литературыМБОУ «СОШ № 112»


Популяризация экологичеких знаний среди школьников

Гульназ Закиевна Ризатдинова,

учитель химии и биологии второй квалификационной категории

МБОУ «Тлянче - Тамакская СОШ имени Героя Советского Союза

Н.Х. Шарипова» Тукаевского муниципального района РТ


Математиканы өйрәтүдә заманча технологияләр куллануның әһәмияте

Гульчачак Мансуровна Сабирова,

18 татар гимназиянең башланчыч сыйныф укытучысы

МБОУ «Гимназия № 18 с татарским языком обучения» Приволжского района г. Казани, учитель начальных классов
Роль эксперимента в исследовательском обучении одаренных детей

Елена Валерьевна Сайфутдинова,

учитель математики высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №177 с углублённым изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани
Патриотическое воспитание старшеклассников

средствами поисково-исследовательской работы

на уроках истории и во внеурочной деятельности

Оксана Владимировна Семененко,

учитель истории I квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 112» Авиастроительного района г. Казани (МБОУ «СОШ № 112»)


РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Ирина Анатольевна Сотникова,

учитель математики высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 177, г. Казань

К проекту резолюции

Участники конференции одобрили передовой опыт работы по развитию и поддержке талантливых учащихся в средней школе № 112 г. Казани.

В докладах участников конференции были затронуты важные задачи и проблемы работы по развитию одаренной молодежи в условиях массовой школы.

Одной из центральных задач современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание одаренных (или талантливых) детей. Поддержка талантливой молодежи является ключевым направлением проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010 г.) и «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (2012 г.), где в качестве приоритета определяется формирование у одаренных школьников творческих способностей, умения находить нестандартные решения, инициативности, помощь в самореализации.

Изменения в системе образования нашли отражение и в содержании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО). Гуманистическая парадигма, положенная в основу ФГОС ОО, определяет учет индивидуальных особенностей школьников, стимулирование саморазвития, совершенствование способностей учащихся, формирование позитивной Я-концепции.

Участники конференции отметили негативные тенденции, которые имеют место быть в современном образовании.

Детям дошкольного возраста сейчас оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад. Обращает на себя внимание дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника, что является одним из наиболее тревожных, достоверно установленных фактов.

А у 25% детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная социальная компетентность, беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных этими детьми, имеют явно агрессивный характер.

Существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития. До 50% младших школьников переходят в основную школу с несформированностью навыка письма, что выступает, кстати, зримым показателем «сбоя» в развитии линейного мышления, в частности показателем того, как образное мышление буквально «сбивает» мышление линейное. Все у большего числа детей данного возраста отмечаются серьёзные проблемы с умением читать, понимать текст.

Тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться. В отличие от ребят середины ХХ века наши дети не считают, что «ученье – свет, а неученье – тьма», так как образование уже не обеспечивает в необходимой степени позитивную социализацию.

Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе даже детей подросткового возраста, общения со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности.

При разработке новых теоретических позиций, новой стратегии и тактики организации образования важно сохранить общий потенциал отечественного образования, основные принципы его, направленные на выработку глубокого понимания мира и уважения человеческих ценностей, исторических достижений, культурных традиций.

Важнейшим условием разработки таких концепций и программ, новых форм и принципов организации образовательного процесса является четкая оценка реальной социальной ситуации и глубинное познание современного растущего человека, его реально прослеживаемых значительных изменений. В этом плане актуализируется необходимость проведения общих круглых столов, конференций, симпозиумов, семинаров и других форм работы, направленных на координацию и интеграцию знаний о нынешнем состоянии детей, подростков, юношества, их возможностях, способностях, потребностях.

К сожалению, в образовательной системе России преобладает традиционный подход к выявлению одаренных детей – высокие результаты олимпиад, конкурсов, ЕГЭ и т.д. Все, кто не может показать таких результатов, к одаренным или талантливым не относятся. Однако в дальнейшем среди не признанных одаренными обнаруживаются или яркие таланты (признанные лидеры), или люди девиантного (ненормативного) типа поведения, склонные к маргинальности, экстремизму и т.д. Интересно, что около 30% отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети. При этом около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети. В связи с этим в школах, например, Великобритании, при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким. Таким образом, традиционные показатели успешности школьников не всегда являются показателями их одаренности и в этом смысле индикаторами педагогического мастерства школьного учителя или преподавателя вуза.

Чтобы образование было образованием, оно должно быть развивающим, говорили и говорят ученые (Эльконин, Давыдов, Занков). Если образование не помогает человеку раскрыться, если оно не развивает его, возникает вопрос: образование ли это? Этот вопрос ставят многие психологи и сейчас. Главный развивающий эффект образования (одновременно и «гарант» его качества) – не само по себе расширение потенциала ребенка за счет освоения новых знаний, умений, компетенций или даже способностей, которые сложились внутри культуры. Процессы развития могут «пройти мимо» развивающегося ребенка, не становясь событиями его жизни. «Бессубъектное» развитие и «субъектное» образование вне самой системы образования – это парадокс, но факт истории и многочисленных биографий.

Детерминантами (условиями), определяющими направленность развития – одаренности или девиантности – могут быть объективные и субъективные.

К объективным факторам мы относим макросоциальные и микросоциальные условия и психосоматические факторы.

Макросоциальные условия определяют уровень экономического и культурного развития общества, существующая система образования, уровень социальной заботы о ребенке, национальные традиции воспитания.



Микросоциальные условия – это малые группы (семья, детский сад, класс), характер общения в них, взаимодействие, ценности, которые они культивируют. К психосоматическим факторам относятся генотип, особенности пренатального, натального и постнатального развития ребенка, состояние его здоровья.

Субъективные детерминанты развития одаренности или девиантности зависят от объективных и предопределяют внутреннюю логику развития и саморазвития. К ним относятся активность ребенка (поведение, деятельность, общение, познание, самопознание), особенности побудительной (мотивационной) сферы, сознания и самосознания.