Программа курса по выбору для 9 класса «палеография наука о письме» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа элективного курса по выбору «Коварные знаки препинания» 3 1307.41kb.
Программа учебной дисциплины Роль лидеров в современной политике... 1 145.11kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса домашнее обучение 1 490.09kb.
Программа курса по выбору для 11-12 классов с изучением специальных... 1 185.07kb.
Программа специальной дисциплины по выбору Детская и женская журналистика... 1 162.45kb.
Рабочая программа по истории для 8-го класса разработана на основе... 3 749.71kb.
Программа дисциплины «Современная дипломатия» 1 80.55kb.
Рабочая учебная программа курса «Духовное краеведение Подмосковья»... 1 218.61kb.
Программа элективного курса по литературе для 10 класса 2 485.99kb.
- 2 558.43kb.
Программа курса по выбору для 11-12 классов с изучением специальных... 1 226kb.
Пояснительная записка к проекту постановления агентства по делам... 1 155.52kb.
- 4 1234.94kb.
Программа курса по выбору для 9 класса «палеография наука о письме» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

г. Углич Ярославской области

ПРОГРАММА

КУРСА ПО ВЫБОРУ

ДЛЯ 9 КЛАССА

«ПАЛЕОГРАФИЯ – НАУКА О ПИСЬМЕ»

Автор:


учитель истории МОУ СОШ №5

Осокина Ольга Михайловна

Углич, 2005г.


Пояснительная записка
Программа рассчитана на 11 часов.

Цели:

  • дать основы знаний вспомогательной исторической дисциплины - палеография;

  • познакомить учащихся с основными задачами и приемами источниковедческого анализа;

  • формировать умение анализировать исторические источники.

Задачи:

1. Познавательно-обучающая:

  • формирование умений и навыков поиска научных знаний, работы с историческими источниками;

  • развитие критического и творческого мышления.

2. Познавательно-развивающая:

  • расширение знаний по истории России;

  • ориентация учащихся в информационном поиске;

  • формирование интереса к предмету.

3. Воспитательная:

  • помочь ученику сориентироваться в выборе профиля;

  • показать типичные виды деятельности для гуманитарного профиля по предмету «история».

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и знания:

    • проводить простейший источниковедческий анализ;

    • давать краткую характеристику исторического источника;

    • применять полученные знания на практике, изучая историю.

Отличие предпрофильного курса по выбору от базового: Эти темы представлены лишь в разделе «Культура» обзорно. Курс предусматривает расширение знаний учащихся по данной теме.

Виды деятельности:

  • лекции,

  • анализ исторических источников,

  • практические работы.

Критерии успешности: Ученик получает зачет при условии:

  • устного ответа основного содержания курса;

  • успешного выполнения 4-х практических заданий.

Фиксация динамики интереса учащихся:

  • анкетирование;

  • собеседования в процессе работы.


Содержание программы.
Урок №1.

Тема: Что такое «палеография»?

Основные понятия и содержание: палеография как вспомогательная историческая дисциплина, предмет и задачи.

Урок №2.

Тема: Эволюция писчего материала.

Основные понятия и содержание: зарождение палеографии в России, этапы эволюции писчего материала.

Урок №3.

Тема: Средства и способы записи информации.

Урок №4.

Тема: Эволюция письма: от глаголицы до современного письма.

Урок №5.

Тема: Какие тайны хранит в себе подчерк?

Основные понятия и содержание: характерные особенности подчерка, его анализ при чтении исторических источников.

Урок №6.

Тема: Древнерусские цифры.

Урок №7.

Практическая работа №1 «Чтение старославянской азбуки».



Урок №8.

Практическая работа №2 «Старославянское письмо». Анализ исторического источника.



Урок №9.

Практическая работа №3 «Старославянская арифметика» – чтение исторического источника.



Урок №10.

Практическая работа №4 «Послание другу» - самостоятельное составление задач на старославянском языке с использованием знаний старославянской арифметики.



Урок №11.

Тема: Зачет по курсу.
Литература для учащихся.


  1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: кн. для учащихся и студентов. М.: Просвещение, 1994.

  2. Раздаточный материал по теме «Палеография».

  3. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен и до конца 18 века/сост. П.П. Епифанова, 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.

  4. Чаев Н.С., Черепнин Л.В. Русская палеография. Уч. пособие по вспомогательным историческим дисциплинам. М.: Историко-архивный институт, 1987.


Литература для учителя.


  1. Источниковедение: Теория. История. Методические источники Российской империи: Учебное пособие./ И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов. М.: Российский гуманитарный университет, 1998.

  2. Марк Блок. Апология истории или ремесло историка. М.: 1986.

  3. Образовательный процесс в старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы./Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. М.: 2001.

  4. Черваков Н.Н. Организация работы с документами на уроке./ Преподавание истории в школе, 1999 №5.

  5. Шарова Н. Формирование научно-исследовательских учений и навыков у учащихся./ Преподавание истории в школе, 2000 №9.