Программа курса по выбору для 11-12 классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса по выбору для 11-12 классов с изучением специальных... 1 185.07kb.
Кройтор Евгений Константинович Старый Оскол 2013 Дополнительная образовательная... 1 224.77kb.
Программа элективного курса по выбору «Коварные знаки препинания» 3 1307.41kb.
Формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части... 1 220.21kb.
Программа курса по выбору для 9 класса «палеография наука о письме» 1 36.24kb.
Рабочая программа по физике (базовое изучение) для 9-х классов 1 88.16kb.
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической... 1 288.81kb.
Программа элективного курса «Основы экологии и ландшафтный дизайн» 1 103.46kb.
Программа дисциплины «Современная дипломатия» 1 80.55kb.
Трудоустройство выпускников 11-х классов маоу «сош №24 с углубленным... 1 49.12kb.
Рабочая программа составлена на основе региональной программы «Основы... 2 281.61kb.
Виктор Иванович Брыкин 1 9.18kb.
- 4 1234.94kb.
Программа курса по выбору для 11-12 классов с изучением специальных учебных предметов - страница №1/1

НАучно-методическое учреждение

«национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

Христианские ценности и художественная культура

(православная традиция)
Программа курса по выбору для 11-12 классов

с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности


Минск 2007

Автор-составитель: Густова – Рунцо Л. А., кандидат искусствоведения

Пояснительная записка.

Программа курса по выбору "Христианские ценности и художественная культура (православная традиция)" предназначена для учащихся 11 – 12 классов общеобразовательных школ (классов) с художественно-эстетическим направлением. Программа имеет культурологический и искусствоведческий характер и ставит целью познакомить учащихся с художественными ценностями, созданными и бытующими в православной культуре прошлого и настоящего. Курс призван углубить и расширить знания учащихся о религиозных традициях народа, особенностях формирования православной культуры как составляющей национальной духовной культуры, способствовать формированию у подростков чувства национального самосознания.

Курс по выбору "Христианские ценности и художественная культура (православная традиция)" рассчитан на 2 года обучения. Регулярность – еженедельные занятия в течение учебного часа. Программа для 11-го класса предлагает знания о формировании византийской художественной культуры как основы европейской художественной культуры. Программа для 12-го класса - ознакомление учащихся с историей развития русской и белорусской православной культуры.

Православная художественная культура формировалась в течение 2000 лет и в настоящее время этот процесс продолжается. Православное искусство (в современном понятии) складывалось в рамках православной богослужебной культуры. В течение семи веков оно было нераздельно (синкретично) в отношении своих видов. Архитектура, иконопись, поэзия и музыка находились в единстве, в синтезе, который помогал единой цели христианского искусства – преображению человека, преображению души.

В современном светском понимании понятие «преображение» трактуется, скорее, как нравственное совершенство. В светской школе, на взгляд автора программы, целью ознакомления учащихся с основами православной художественной культуры должно стать стремление к бесконечному процессу нравственного совершенствования. Нравственное совершенствование человека подразумевает духовное его преображение, чему способствует сакральное искусство православной традиции, которое поучительно и назидательно.

Для того чтобы сакральное искусство не подвергалось сиюминутным настроениям, модным или разрушительным идеям, основным функциональным принципом его создания и развития всегда был канон. Принцип канона в творениях мастеров сакрального искусства выражался в типе восприятия и осмысления Священного писания или типе библейского толкования. Понятие канона как образца и правила употреблялось в византийском законодательстве. Как закон позволяет различить полезное и неполезное для человека, так и канон позволяет различить полезное и неполезное для творчества. Канон – внутренний смысл, внутренний ориентир творчества, который определен в Священном писании и учении святых отцов Церкви.

Несмотря на то, что православная художественная культура по своей сути канонична, она имеет ярко выраженный национальный характер. Поэтому программа предлагает ознакомление и с национальным (белорусским) сакральным искусством православной традиции.

В настоящее время, время возрождения духовности общества, христианские ценности становятся основополагающими в государственной социальной политике. Знание основ христианских ценностей, а также их воплощения в художественных образах (которые несут в себе раскрытие сакральных образов), может стать основой нравственного воспитания молодого поколения.

Программа предлагает как учебные занятия в аудитории, так и практические занятия в виде экскурсий в храмы, монастыри и музеи, сохраняющие православные культурные ценности. Содержание проведения экскурсии определяется учителем.
Содержание программы

11 класс



п/п


ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

1

Православная художественная культура как господствующий фактор развития художественной восточнославянской культуры.

Христианство – основополагающая религия Европы, сформировавшая нравственный облик современного человека. Основные понятия (Бог, Троица, ангелы, апостолы, святые, Церковь как сообщество, Библия (Священная история Ветхого завета, Нового завета), заповеди, церковь как храм, монастырь, молитва, богословие, богослужение, икона, зодчество или архитектура, богослужебное пение, пост. Православие как ветвь христианства. Сущность православного христианства: Учения о Святой Троице. Распятый и Воскресший Иисус Христос. Учение о спасении. Символ веры.





3

2

Возникновение и развитие христианской художественной культуры.

Образование Византии после распада Священной Римской империи. Утверждение (313 г.) и распространение христианства. Роль византийских императоров Константина Великого, Юстиниана, Льва Премудрого в развитии христианской художественной культуры. Выдающиеся византийские деятели художественной культуры гимнографы Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Евфрем Сирин, Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Кукузель.




2

3

Формирование богослужебного искусства.

Эстетика христианского искусства, разработанная христианскими философами-богословами IV – IX вв. (Византия – Тертуллиан, Лактанций, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин; Рим – Амвросий Медиоламский. Аврелий Августин (блаженный Августин). Формирование новых эстетических ценностей (простоты, естественности, истинности), способствующих воспитанию человека в достижении христианского идеала и нравственного совершенства. Утверждение духовной красоты как идеального эстетического объекта в новой иерархии ценностей. Процесс переосмысления достижений античной эстетики, наполнения лучших образцов античного искусства новым духовным содержанием.




2

4

Христианское искусство православной традиции.

Церковное православное искусство в богослужебном цикле, его свойства. Понятие канона в художественной культуре. Синтез церковных искусств. Православные обряды (крестное знамение, поклонение (поклон), благословение священнослужителя, каждение и возжжение свечей) и таинства. Их значение в смысловой образности синтеза искусств и роль в нравственном воспитании человека.

Церковная музыка и церковная поэзия, иконопись (настенная живопись) и архитектура в синтезе искусств. Зависимость церковного пения от архитектуры (акустика). Иконописные образы и их толкование в церковной поэзии. Эмоциональное воздействие песнопений как способ усвоения содержания гимнов и псалмов. Понятия: знак, символ, образ, икона, литургический образ.


4

5

Молитва как явление культуры и ее роль в формировании нравственных ценностей.

Роль молитвы в духовной и нравственной жизни человека.

Типы молитвы. Переложение молитв в художественной литературе (А.Пушкин «Отцы пустынники», М.Лермонтов «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», Ф.Тютчев «Вот иду я вдоль большой дороги», А.Вознесенский «Молитва», А.Шерешевская «Сотвори Любовь», Л.Михаленко «Евфросинии Полоцкой», А.Черная «Не тщись угнаться за великими», Т.Дашкевич «Вечерняя молитва», О.Бембель «Хрыстос Уваскрэсе», В.Поликанина «Господи, если Тебе угодно», М.Никифорович «Молитва о сынах»).


2

4

Православный храм.

Происхождение. Храм – как образ вселенной. Внешний вид. Типы православной храмовой архитектуры. Символика формы православного храма. Внутреннее устройство храма. Убранство храма. Роль декоративно-прикладного искусства в оформлении храма. Священные предметы. Роль храма в жизни христианина.

Экскурсия.


4

6

Икона, ее значение в синтезе искусств православного храма.

Происхождение и развитие иконы. Икона и образ. Двуединая природа иконы. Символика иконы. Функции иконы. Иконописный канон и его смысл. Канон и свобода творчества.

Иконописные образы Троицы, Спасителя, Богоматери, Двунадесятых праздников. Иконостас. Деисусный чин.

Иконописцы и изографы. Требования к нравственному облику мастеров церковного искусства.

Экскурсии (в храм, художественный музей, Музей древнебелорусской культуры НАН Беларуси).


7

7

Музыкально-певческая культура православной традиции.

Богослужебное пение в синтезе искусств православного храма. Роль слова (текста) в богослужебном пении. Традиция вокального исполнения. Функциональные задачи православной музыки (нравственное воспитание человека, создание атмосферы для молитвы). Жанры и виды исполнения православного пения. Песнопения, посвященные Богородице, святым, праздникам (Рождество, Пасха). Циклы песнопений (богослужебные циклы).

Византийское церковное пение как прообраз славянской музыкально-певческой церковной культуры.



4

8

Монастырь как центр художественной культуры.

Зарождение и развитие традиций художественной культуры в византийских монастырях и городских соборах (Великая церковь Софии – Премудрости Божией, г.Константинополь). Значение русских монастырей для развития русской художественной культуры (Троицко-Сергиева Лавра). Белорусские монастыри и их значение в формировании белорусской художественной культуры (Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке, Свято-Успенский монастырь в Жировичах. Свято-Елисаветенский монастырь в пос.Новинки, г.Минск).

Экскурсия


3

10

Традиция колокольного звона.

Применение сигнальных инструментов. Использование звона в качестве сигнала. Виды колокольных звонов. Акустические особенности колокольного звона. Устройство звонниц. Использование колокольного звона в музыке русских композиторов (М.Глинка. А.Бородин, М.Мусоргский, С.Рахманинов, Л.Шлег). Имитация звучания колоколов в вокальной музыке (В.Гаврилин, Г.Свиридов).

Экскурсия в храм на звонницу или в Школу звонарей (по возможности)


3




ВСЕГО:

34

Аудиоматериалы:



Музыка для прослушивания в 11 классе:

  1. Музыка колокольного звона.«Малиновый» звон.

  2. Трезвон «Во вся».

  3. Ф.Грубер «Тихая ночь».

  4. Д.Каччинни «Ave Maria».

  5. И.Бах Хорошо темперированный клавир, I ч., Прелюдия До мажор.

  6. «Благослови, душе моя, Господа», гарм. Н.Кедров.

  7. А.Ведель «Покаяния отверзи ми двери».

  8. И.Денисова (совр. бел. композитор). Оком благоутробным.

  9. И.Денисова «Богородице Дево», обр. 4-го гласа (CD-диск «Пение всеумиленное», издание Св.-Елисаветинского монастыря г. Минска).

  10. Косолапов «Утверди, Боже»

  11. А.Львов «Вечери Твоея»

  12. Ляшкевич о.Петр. Тропарь Минской иконе Божией Матери «На водах Свислочи»

  13. «Многолетие» московское

  14. «О, Преславного чудесе» (напев Оптиной пустыни)

  15. Покаянный канон св. Андрея Критского (фрагмент)

  16. С.Рахманинов. «Литургия». Тебе поем, Богородице Дево

  17. Тропарь Белорусским святым

  18. К.Шведов «Трисвятое («Святый Боже»)

  19. П.Чесноков Мати Божия.

  20. П.Чесноков. Придите, ублажим Иосифа.

  21. П.Чесноков. Херувимская песнь.

  22. М.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Эпилог, хор «Славься».

  23. А.Бородин. Опера «Князь Игорь». Интродукция.

  24. М.Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Пролог. 2 картина – сцена коронации; 2 действие - сцена смерти Бориса.

  25. С.Рахманинов. Прелюдия для фортепиано до диез минор. Вокально-симфоническая поэма «Колокола» (фрагмент)

  26. Л.Шлег. Пасхальная увертюра.

  27. Л.Шлег. Колокольные фрески.

  28. Г.Свиридов. Молитва.

  29. В.Гаврилин. Зорю бьют, Вечерняя песнь.

Произведения №№ 6 - 8 должны звучать фоном во время рассказа учителя (№7 – к пятому занятию «Рождество Христово», № 7 - к первому занятию «Основные понятия» - качинни, №8 – ко второму занятию «Сотворение мира»). Произведения могут из урока в урок повторяться. Для аудиофона желательно брать одно произведение в урок.

Произведения №№ 22 – 28 – к теме № 10 «Традиция колокольного звона».
Литература:

1. Стихотворение монаха Лазаря «На Светлой»;

2. И.С. Шмелёв «Лето Господне» (отр. из гл. «На Святой»)

3. М.Ю. Лермонтов «Ангел»

4. Б.Пастернак. На Страстной.
Видеоматериалы:


  1. Примеры византийского зодчества, мозаики, иконописи, настенной живописи (по усмотрению педагога)

Образцы белорусской православной художественной культуры:

  1. Храмы XII в.: Каложская Борисо-Глебский (г.Гродно), Спасо-Преображенский (г.Полоцк), Благовещенский (г.Витебск), Софийский собор (г.Полоцк), реконструкция.

  2. Л.Богша. Крест-мощевик пр. Евфросинии Полоцкой (реставрация Н.Кузьмича).

  3. Себерянная рака пр. Евфросинии Полоцкой, художник Н.Кузьмич (ХХ в.).

  4. Белорусские иконы XV – XVIII вв.

  5. Храмы XVII – XVIII вв.: Петро-Павловский собор (г.Минск), Софийский собор (г.Полоцк), современный вид, Благовещенский (д.Ляды), Свято-Духов Кафедральный собор (г.Минск) .

  6. Храмы XIX в.: деревянные «муравьевки» в белорусских деревнях, Александро-Невский храм (г.Минск), Кафедральный собор (г.Гродно), Кафедральный собор (г. Гомель), св. Николаевская гарнизонная церковь (г.Брест).

  7. Белорусские иконы ХХ в. (по выбору педагога).

  8. Храмы XX в.: Троицкий храм, церкви св.Евфросинии Полоцкой, в честь Оптинских старцев, иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (г.Минск), в честь Новомученников белорусских (г.Скидель, Гродненская обл.), храм-памятник св. Николая в честь 50-летия Победы в Великой отечественной войне (г.Брест).

  9. Архитектурные комплексы: Свято-Успенский Жировицкий монастырь (XVIII в.), Спасо-Евфросиниевский Полоцкий монастырь (XIX в.), Свято-Елисаветенский монастырь. пос.Новинки, г.Минск (ХХ в.).


12 класс



п/п


ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

1

Христианство как явление культуры.

Крещение Руси и его влияние на формирование древнерусской государственности и укрепление мирового значения Древней Руси. Распространение и укоренение христианства. Крещение белорусских княжеств.




1

2

Влияние древнерусских и древнебелорусских святых (XIIXVII вв.) на формирование нравственности и художественной культуры народа.

Исповедничество и мученичество как тип восточно-славянской культуры (страстотерцы Борис и Глеб, Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Их жизнь и подвиг). Покаянный и просветительский характер православной художественной культуры (преп. Евфросиния Полоцкая, преп. Кирилл Туровский). Верность и забота о сохранении национальной культуры (св. Сергий Радонежский, св. Афанасий Брестский, св. София Слуцкая. Св. Иулиания Ольшанская).

Иконография и гимнография, посвященные древнерусским и древнебелорусским святым.

Экскурсия в храм.



4

3

Архитектура в старобелорусских (Полоцком, Туровском) княжествах.

Распространение православного зодчества романского стиля. Особенности древнебелорусской архитектуры. История создания Спасской церкви в д. Сельцо зодчим Иоанном (XII в.) (по мотивам Жития преп. Евфросинии Полоцкой). История создания Благовещенской церкви в Витебске (XII в.).

Экскурсия (выезд в Полоцк, или Витебск, или Гродно – по возможности)


3

4

Древнерусская художественная культура, ее характерные особенности.

Древнерусская архитектура, древнерусская икона. Древнерусский иконописный канон. Иконописные школы. Иконописцы Андрей Рублев, Дионисий. Модификация канона в XVII веке. Симеон Ушаков. Возрождение древнерусской иконы в XIX в.




3

5

Древнерусская церковно-певческая культура.

Центры древнерусской и древнебелорусской церковно-певческой культуры. Знаменный распев. Безлинейная (знаменная) нотация (понятие). Древнерусские распевщики. Хор Государевых певчих дьяков. Слушание музыкальных фрагментов.




2

6

Народная духовно-религиозная культура. Обычаи и традиции церковных праздников. Пение духовных стихов. Рождественские канты и псальмы в древнебелорусской культуре.


2

7

Барокко в православной художественной культуре (XVII вв.).

Влияние западноевропейской (латинской) художественной культуры на русскую (белорусскую) православную художественную культуру в государстве Речь Посполитая. Уния 1696 года и ее влияние на развитие православной художественной культуры. Формирование художественной культуры униатского храма (архитектура). Белорусская иконопись XVII – XVIII вв., декоративно-прикладное искусство. Зарождение и развитие партесного многоголосного стиля пения и пятилинейной нотации. Укоренение традиций партесного пения на Руси вследствие миграции белорусских мастеров-спеваков из Речи Посполитой. Творчество Н.Дилецкого.

Экскурсии в храм или Национальный художественный музей (по возможности).


5

8

Реформа в художественной церковной культуре.

Реформы патриарха Никона. Раскол и секуляризация (обмирщение) церковной и бытовой культуры Московской Руси. Гонения на староверов, на древние церковные обряды и обычаи. Обновление канона в архитектуре, иконописи и церковном пении.




1

9

Классицизм в православной художественной культуре (XVIII в.). Влияние немецкой и итальянской культуры на русскую православную художественную культуру. Классический стиль в русском церковном зодчестве. Влияние итальянского изобразительного искусства эпохи Возрождения на русскую иконопись XVIII в. Влияние итальянской музыкальной культуры на русское православное богослужебное пение. Деятельность Санкт-Петербургской Придворной певческой капеллы. Творчество М.Березовского, Д.Бортнянского.


3

11

Православная художественная культура в XIX в. – начала ХХ в.

Реформа образования. Изучение церковного пения в учебных заведениях российской империи. Упразднение Унии и восстановление Православия на белорусских землях. Строительство новых храмов. Унификация церковного пения. Распространение Обихода богослужебного пения. Влияние деятельности русских святых (св. Серафим Саровский, св. Ксения Петербургская) на развитие православной художественной культуры (создание новых иконографичных образов, гимнографии и проч.).




3

12

Православная художественная культура в годы Советской власти.

Положение Православной Церкви. Особенности функционирования православной художественной культуры. Развитие музыкально-певческой культуры. Творчество Н.Анцева, А.Туренкова и Н.Бутомо.




1

13

Современная белорусская православная художественная культура.

Возрождение православной художественной культуры в конце ХХ – начале ХХI в. Восстановление храмов. Проблема стиля современной православной архитектуры. Возрождение традиций древнерусской иконописи. Деятельность современных иконописных школ. Современные иконописные школы. Современное православное декоративно-прикладное искусство. Современное музыкально-литургическое творчество. Профессионализация современной православной художественной культуры. Духовные учебные заведения для подготовки кадров в области православного художественного творчества. Новые формы художественной культуры православной традиции. Организация выставок икон и фестивалей христианской музыки (Международный фестиваль Православных Песнопений, международный фестиваль «Магутны Божа»). Просветительская деятельность любительских церковных хоров Беларуси.

Экскурсия.


5




Всего

33 ч.



Песнопения для прослушивания

  1. Рождественские колядки «Нова радасць», «Неба и земля».

  2. Псальмы XVII в. (1-2 на выбор).

  3. Духовный стих «Душе моя».

  4. «Придите, любомудрии» (песнопение XII в., посвященное памяти преп.Евфросинии Полоцкой).

  5. Песнопение знаменного распева (по выбору педагога)

  6. «Свете тихий» (Валаамский напев, раннее 3-х голосие)

  7. Н.Анцев. «Херувимская песнь»

  8. А.Туренков. «Торжествуйте, днесь»

  9. Н.Бутомо. По выбору педагога.

  10. И.Денисова. Херувимская песнь (обработка знаменного распева).

  11. И.Денисова. Кондак из канона св. Андрея Критского «Душе моя»

  12. А.Бондаренко (совр.Бел.комп.). Произведение по выбору.

  13. Л.Шлег. Произведение по выбору.

  14. А.Шнитке. Богородице Дево.

  15. В.Титов. «Многолетие».

  16. В.Титов. Концерт «Радуйтеся, людие».

  17. Д.Бортнянский. «Да воскреснет Бог»

  18. М.Березовский. «Не отвержи мене во время старости»

  19. А.Кастальский. Кресту Твоему.

  20. А.Кастальский. Единородный Сыне.

  21. М.Ипполитов-Иванов. Благослови, душе моя Господа.

  22. С.Рахманинов. «Ныне отпущаеши» из «Всенощного бдения».

  23. С.Рахманинов. Слава… Единородный Сыне.

  24. П.Чесноков. Ангел вопияше.

  25. А.Киселев. Ангел вопияше.

  26. С.Трубачев. Кондак праздника Рождество Христово.

  27. С.Трубачев. Достойно есть Р.Твардовский. Хвалите имя Господне.

Видеоматериалы (образцы белорусской православной художественной культуры:



  1. Храмы XII в.: Каложская Борисо-Глебский (г.Гродно), Спасо-Преображенский (г.Полоцк), Благовещенский (г.Витебск), Софийский собор (г.Полоцк), реконструкция.

  2. Л.Богша. Крест-мощевик пр. Евфросинии Полоцкой (реставрация Н.Кузьмича).

  3. Себерянная рака пр. Евфросинии Полоцкой, художник Н.Кузьмича (ХХ в.).

  4. Белорусские иконы XV – XVIII вв.

  5. Храмы XVII – XVIII вв.: Петро-Павловский собор (г.Минск), Софийский собор (г.Полоцк), современный вид, Благовещенский (д.Ляды), Свято-Духов Кафедральный собор (г.Минск) .

  6. Храмы XIX в.: деревянные «муравьевки» в белорусских деревнях, Александро-Невский храм (г.Минск), Кафедральный собор (г.Гродно), Кафедральный собор (н. Гомель), св. Николаевская гарнизонная церковь (г.Брест).

  7. Белорусские иконы ХХ в. (по выбору педагога).

  8. Храмы XX в.: Троицкий храм, церкви св.Евфросинии Полоцкой, в честь Оптинских старцев, иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (г.Минск), в честь Новомученников белорусских (г.Скидель, Гродненская обл.), храм-памятник св. Николая в честь 50-летия Победы в Великой отечественной войны (г.Брест).

  9. Архитектурные комплексы: Свято-Успенский Жировицкий монастырь (XVIII в.), Спасо-Евфросиниевский Полоцкий монастырь (XIX в.), Свято-Елисаветенский монастырь. пос.Новинки, г.Минск (ХХ в.).


Ожидаемые результаты

Изучение учебного материала по курсу "Христианские ценности и художественная культура (православная традиция)" должно обеспечить учащимся:


знание:

- основных понятий, связанных с художественной культурой в контексте христианских ценностей;

- типологических характеристик, определяющих специфику художественной культуры с точки зрения христианских ценностей;

- ключевых этапов формирования религиозного искусства как компонента истории в ракурсе мировоззренческих, аксиологических, художественных представлений эпохи;


- стилистических особенностей того или иного периода развития христианского искусства православной традиции.

умение характеризовать:


  • процессы формирования видов искусств в ракурсе христианской православной символики;

- специфику религиозного искусства в национальной культуре;

- виды искусств, сформированных в православной культуре, с точки зрения их образной системы, языка, выразительных средств.



Список рекомендуемой литературы


  1. Алпатов М.В.Андрей Рублев. – М., 1972

  2. Арлоў У.А. Еўфрасiння Полацкая.– Мiнск: Маст. лiт.; МП «Славяне», 1992.

  3. Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни.– Минск: Белорусский экзархат, 1990

  4. Беларускі праваслаўны каляндар. Катэхізіс. Беларускія праваслаўныя святыні / Беларускае праваслаўнае Брацтва Трох Віленскіх Мучанікаў; Склад.: Л.М. Качанка, П.В. Баянкоў, Т.А. Матрунчык.– Мiнск: Б.в., 1993.

  5. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Вступ. ст., сост., примеч. Р.А.Гольцевой.– М.: Искусство; ИЧП «Лига», 1994.– Т. 1.–542 с.; Т. 2.–509 с. – (Русские философы XX века).

  6. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.

  7. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви.– Киев.: Лыбидь, 1991.

  8. Былинин В.К. Древнерусская духовная лирика // Прометей: Тысячелетие русской книжности / Сост. Е. Бондарева.–М.: Молодая гвардия, 1990.–С. 54–99.– (Жизнь замечательных людей).

  9. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы.–М.: Ладомир, 1995.

  10. Бычков В.В. Малая история Византийской эстетики.–Киев: Путь к истине, 1991.

  11. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XV–XVII вв.–М.: Мысль, 1992.

  12. Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре.– М.: Знание, 1991.

  13. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси.– М.: Искусство, 1993.

  14. Веткаўскі музей народнай творчасці: Альбом / Склад. Г.Р.Нячаева, С.І.Лявонцьева, Ф.Р.Шкляраў.– Мінск: Беларусь, 1994.

  15. Восточнохристианский храм: Литургия и искусство: Сб. ст. / Центр восточнохристианской культуры; Ред.-сост. А.М.Лидов.– СПб.: Б.и., 1994.

  16. Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви: В 2 т.– Сергиев Посад: Московская духовная академия, 1998.

  17. Государственная Третьяковская галерея / Отв.ред. Я.В.Брук. – М.: Искусство, 1988.

  18. Густова Л.А. Музыкально-певческая культура Православной Церкви Беларуси.– Мн.: «Бестпринт», 2006.

  19. Доброхотов Б. Д.С.Бортнянский.– М.; Л.: Музгиз, 1950.

  20. Ермаловiч М.И. Старажытная Беларусь. Виленскі перыяд. Гістарычны нарыс.– Мінск: Бацькаўшчына; МП «Бесядзь», 1994.

  21. Зверева С. Православная музыка прежде и теперь // Музыкальная жизнь.–1991.–№ 9 / 10.– С. 19.

  22. Зноско К. Краткий очерк церковной унии, ее происхождение и характер.–М.: Московский патриархат; Мартис, 1993.

  23. Каждан А.П. Византийская культура: X–XII вв. / Вступ. ст. Я.Н.Любарского.– 2-е изд., испр. и доп.– СПб: Алетейя, 1997.

  24. Квитницкая Е.Д. Особенности средневековых храмов в Белоруссии. - Архитектурное наследство, 1975, № 23. – С. 79-87.

  25. Ковалев К.П. Д.С.Бортнянский. – М.: Молодая гвардия, 1989.

  26. Колокольные звоны России: Сб. статей / Сост. В.С.Мартышин.– М.: Советская Россия, 1990.

  27. Красавина Л.П. Культура средних веков: Монашество в средние века.– М.: Высш. школа, 1992.

  28. Краткие сведения о праздниках православной церкви и сказания о жизни особенно чтимых святых.– М.: Современник, 1991.

  29. Культура Византии второй половины VII–XII вв. / Ред. З.В.Удальцова.– М.: Наука, 1989.

  30. Курбатов Г.А., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь.– Л.: Лениздат, 1988.

  31. Лабынцев Ю.А. Воссиявший нам на Руси: Первое печатное собрание сочинений святителя Кирилла Туровского / Рос. акад. наук. Ин-т славяноведения и балканистики. Бел. гос. ун-т транспорта. Центр белорусовед.; О-во Кирилла Туровского; Пред. В.С.Селицкого.– Гомель; Минск, 1996.

  32. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования– М.: Наука, 1970.

  33. Левашов Е. От Глинки до Рахманинова: Традиционные жанры древнерусского певческого искусства в русской церковной музыке 1825–1917гг. // Музыкальная академия.– 1992.– №2.– С. 2–14.

  34. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность.– Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971.

  35. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания премудрого.–М.-Л., 1962.

  36. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.– М.: Наука, 1979.

  37. Любимов Л. Искусство Древней Руси: Книга для чтения.– М.: Просвещение, 1974.

  38. Макарий (Булгаков). История русской церкви: В 5 т. / Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский.– М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.

  39. Мартынов В.И. История богослужебного пения.– М.: РИО ФА, 1994

  40. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью. Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова: По страницам трудов В.В. Медушевского / Сост. О.А.Галкин.– Минск: Православное братство во имя Архистратига Михаила, 1999.– 320 с.

  41. Мельников А.А. Путь непечален: История свидетельства святости Белой Руси.– Минск: Белорусский экзархат, 1992.

  42. Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России.–М.: Б.и., 1915.

  43. Никитин В. Православные таинства и обряды, церковное богослужение // Малая церковь: Настольная книга прихожанина – М.: Русский мир, 1992.

  44. Нікалаеў М. Палата кнігапісная: Рукапісная кніга на Беларусі ў X–XVIII стагоддзях / Рэд. М.М.Розаў, А.С.Мыльнікаў.– Мінск: Мастац. літ., 1993.

  45. Ольга (Володина), монахиня. Музыкальная культура Византии: Учеб. пособие для высш. и сред. учеб. заведений.– М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 1998.

  46. Пікарда Г. Царкоўная музыка на Беларусі 989–1995.– Мінск: М-ва культуры і друку РБ; НТКА «Беларуская капэла», 1995.

  47. Покровский Н.В.Очерки памятников христианского искусства. СПб.: Лига
    Плюс, 1999.

  48. Поснов М.Э. История христианской церкви.– Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.

  49. Преображенский А. Культовая музыка в России. – Л.: Б.и., 1924.

  50. Протопопов В.В. Русская мысль о музыке в XVII веке.– М.: Музыка, 1989

  51. Райгородский. Беседы о русских иконах.– СПб: Глаголь, 1996.

  52. Русская духовная музыка в документах и материалах: В 4-х тт. / Гос. музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки. Гос. ин-т искусствознания; Сост., вступ. ст., коммент. С.Г. Зверева и др.– М.: Языки русской культуры, 1998.

  53. Ротенберг Е. Западноевропейское искусство 17 в. – М.: Искусство, 1971.

  54. Рыцарева М.Г. Русская музыка XVIII века.

  55. Салеев В.А. Христианство и пути развития культуры на белорусской земле (на бел. языке) // Зб.навуковых прац пад.рэд.праф.В.А.Салеева «Культура. Хрысціянства». – Мн., 2003.

  56. Словарь исторический о русских святых / Предисл. С.А.Беляева.– М.: Книга, 1991.

  57. Тарабукин Н.М. Символика храма. Смысл иконы. М.,1999.

  58. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках.– М.: ИнфоАрт, 1991.

  59. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви.–М.: Изд-во Братства во имя св.кн.Александра Невского, 1997.

  60. Флоренский П. Иконостас // Философия русского религиозного искусства XVI–XХ вв: Антология / Сост., общ. ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина.– М.: Прогресс, 1993.

  61. Шчакаціхін М.М. Нарысы з гісторыі беларускага мастацтва. Т.1.– Мн., 1993 (перавыданне).

  62. Ясіноўскі Ю.П. Беларускія Ірмалоі: Помнікі музычнага мастацтва XVI–XVIII ст.// Мастацтва Беларусі.– 1984 г.– № 11.– С. 50–55