Программа государственного экзамена по направлению 080200. 62 «Менеджмент» Профиль «Финансовый менеджмент» 2014 г - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 186.69kb.
Программа вступительного экзамена для поступления в магистратуру... 1 165.62kb.
Рабочая учебная программа Для направления 080500. 62 «Менеджмент»... 3 590.29kb.
Английский язык. Профессиональное общение. Ч. 1, Ч professional English 1 19.92kb.
Утверждена 3 688.06kb.
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 230.94kb.
Программа дисциплины «Операционный менеджмент» 1 328.37kb.
Программа дисциплины Креативность в бизнесе для направления 080200. 1 264.37kb.
Программа дисциплины Методы поддержки принятия маркетинговых решений... 1 258.33kb.
Программа дисциплины Введение в финансовый менеджмент для направления 3 405.03kb.
Учебно-методический комплекс наименование дисциплины Финансовый менеджмент... 3 917.12kb.
Тесты на экономическую тему.  Как образно говорят о невысоких доходах ? 1 369.5kb.
- 4 1234.94kb.
Программа государственного экзамена по направлению 080200. 62 «Менеджмент» Профиль - страница №1/1



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Вятский государственный университет

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра Менеджмента и маркетинга

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета


_________________Т.А. Бурцева

«____»_______________2014 г.



ПРОГРАММА
государственного экзамена

по направлению
080200.62 «Менеджмент»


Профиль «Финансовый менеджмент»

2014 г.


УДК

ББК
Программа государственного экзамена по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль «Финансовый менеджмент». – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013. – 32 с.


Составители: Фокина О.В. - к.э.н, доцент, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга, Никонов В.А.- к.э.н, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Прокопенко Л.К.- к.э.н, доцент кафедры экономики, Созинова А.А. -к.э.н, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Савельева Н.К. - к.э.н, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Малышева Н.В. - преподаватель кафедры ФЭБ, Ноговицына О.С. - ст. преподаватель кафедры ГМУ, Сысолятин А.В. -к.э.н, доцент, Блесткина Т.В. - ст. преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга, Грабар А.А. - к.э.н, доцент кафедры экономики.
Рецензент: Суворова Л.А., к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики

Программа государственного экзамена по направлению 080200.62 «Менеджмент» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Менеджмента и маркетинга №4 от 21.02.2014 и на заседании учебно-методической комиссии факультета экономики и менеджмента протокол № ________ от «__» ____________ 2014 г.

Программа составлена с учетом квалификационной характеристики менеджера, на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080200.62 «Менеджмент», утвержденного Министерством образования РФ в 2000г., рабочих программ дисциплин направления 080200.62 «Менеджмент» и внутривузовского Положения о государственном экзамене.

Заведующая выпускающей кафедрой

к.э.н., доцент __________________________О.В. Фокина

ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014


  1. Программа государственного экзамена по направлению 080200.62«Менеджмент»


    1. Итоговый междисциплинарный экзамен представляет собой итоговое испытание по профессионально-ориентированным междисциплинарным проблемам, устанавливающее соответствие подготовленности выпускников требованиям ООП ВятГУ. Итоговый междисциплинарный экзамен проводится с целью проверки уровня и качества общепрофессиональной и специальной подготовки студентов и должен, наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные ООП ВятГУ. Итоговый междисциплинарный экзамен позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку выпускника для решения профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности.

    2. Итоговый междисциплинарный экзамен должен носить комплексный характер и проводиться по соответствующим основным образовательным программам высшего профессионального образования, охватывающим широкий спектр фундаментальных и прикладных вопросов направления подготовки (специальности).

    3. Программы государственных экзаменов разрабатываются в соответствии с ГОС, ФГОС ВПО, рекомендациями учебно-методических объединений по соответствующей специальности (направлению подготовки) и входят в состав ООП, разрабатываемых в ВятГУ.

    4. Выпускающими кафедрами на основе программы государственных экзаменов разрабатываются экзаменационные билеты (или индивидуальные задания), которые печатаются на бланках. Экзаменационные билеты по государственному экзамену подлежат обязательному утверждению заведующим кафедрой.

    5. Студентам создаются необходимые условия для подготовки к государственным экзаменам, проводятся консультации в объеме до 6 часов на группу.


  1. Порядок проведения государственных экзаменов


    1. График и расписание работы ЭК по приему государственных экзаменов разрабатываются на основе календарных сроков проведения итоговой аттестации, предусмотренных ООП (учебных планах).

    2. Прием государственных экзаменов осуществляется при участии не менее двух третей состава ЭК по приему государственных экзаменов. Решения ЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя ЭК является решающим.

    3. Государственный экзамен проводится в устной форме. Для подготовки к ответу обучающемуся дается до одного часа. При подготовке к ответу студенты делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных техническим секретарём ЭК листах бумаги со штампом соответствующего факультета. В процессе ответа и после его завершения члены экзаменационной комиссии, могут задать студенту уточняющие и дополнительные вопросы в пределах программы государственного экзамена. Вопросы, задаваемые студенту, фиксируются на листе его ответа. После завершения ответа студента на все вопросы, члены ЭК фиксируют в своих записях оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и предварительную общую оценку.

    4. Решение ЭК по приему государственных экзаменов принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

    5. Результаты решения ЭК определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».


Вопросы к государственному экзамену


ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

1. Предмет, сущность и содержание менеджмента

Управление как потребность и как фактор успеха деятельности. Сущность и содержание управления. Место теории управления в системе современных знаний. Специфика управленческой деятельности. Современные проблемы управления.



2. Классификация подходов и школ менеджмента

Условия и факторы развития менеджмента. Основные тенденции развития менеджмента. Периоды развития менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента. Основные тенденции развития менеджмента. Развития управления в России. Перспективы менеджмента. Основные черты менеджера ХХI века.



3.Понятие системы управления и принципы их построения

Понятие системы управления. Распределение функции, полномочий и ответственности. Принципы построения систем управления. Факторы формирования систем управления. Понятие звена управления. Разработка комплекса функций обособляемого звена системы управления, типология систем управления.



4. Планирование как функция менеджмента

Элементы и основные понятия функции "планирование". Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, виды планов. Принципы и методы планирования. Перспективное и текущее внутрифирменное планирование. Прогнозирование как основной элемент планирования. Стратегическое планирование и реализация стратегического плана. Планирование и успех организации.



5. Распределение полномочий: централизация и децентрализация управления

Централизация и децентрализация управления. Полномочия и факторы их распределения. Делегирование полномочий в процессах управления, функциональное содержание полномочий. Выбор и регулирование степени централизации управления.



6. Современные теории мотивации

Мотивы деятельности человека и их роль в управлении. Основные понятия и логика процесса мотивации. Факторы формирования мотивов труда. Использование мотивации в практике менеджмента. Факторы эффективности мотивации.



7. Регулирование и контроль в системе менеджмента

Сущность и смысл контроля (предупреждение возникновения кризисных ситуаций). Масштаб допустимых отклонений и принцип исключения. Виды контроля. Процесс контроля. Характеристики эффективного контроля. Поведенческие аспекты контроля. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. Процесс регулирования. Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации. Контроллинг.



8.Управление коммуникациями

Роль коммуникаций в деятельности организации. Классификация коммуникаций. Уровни и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Принципы управления коммуникациями.Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации и их совершенствование.



9. Разработка управленческих решений

Сущность управленческого решения. Подходы к принятию решений. Классификация управленческих решений. Этапы рационального принятия решения. Факторы, влияющие на процесс принятия решения. Организация проведения совещания. Модели и методы принятия управленческих решений, реализация управленческих



10. Понятие механизма и методов управления

Понятие процесса управления. Операции процесса управления. Свойства, характеристики и основные этапы процесса управления. Типология процессов управления. Понятие механизма управления. Стихийное и сознательное формирование механизма управления. Нравственные ограничения в использовании средств управления. Экономические методы управления. Административно-правовые методы управления. Социально-психологические методы управления.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Балдин К.В. Управленческие решения: учебник для вузов / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. - 7-е изд. - М.: Дашков и К., 2012.- 495 с.

2. Гончаров В.И. Менеджмент: учебное пособие / В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 635 с.

3. Дафт Ричард Л. Менеджмент. Пер. с англ / Л. Дафт.- 10-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 656 с.



Дополнительная литература

  1. Зиновьев В.Н. Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. – М.: Дашков и Кº, 2010. – 477 с.

  2. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. – РнД.: Феникс, 2012. – 452 с.

  3. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. – М.: Юрайт, 2012. – 640 с.

  4. Минцберг Генри. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.

  5. Теория управления: учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.

ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

1.Рыночный спрос и предложение. Факторы, их определяющие.

Определение рыночного спроса. Закон спроса. Исключения из закона спроса. Неценовые факторы (детерминанты), изменяющие рыночный спрос. Закон предложения. Детерминанты предложения.



2.Рыночное равновесие.

Понятие рыночного равновесия, его графическая иллюстрация. Статическая модель равновесия (равновесие по Л.Вальрасу), динамическая модель равновесия (равновесие по А. Маршаллу). Механизм восстановления рыночного равновесия.



3.Эластичность спроса по цене.

Понятие эластичности спроса по цене. Коэффициенты эластичности спроса по цене: коэффициент точечной, дуговой, перекрестной эластичности. Типы эластичности спроса по цене. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене, Практическое значение расчетов коэффициента эластичности спроса по цене.



4.Сущность и классификация издержек производства.

Бухгалтерские (явные, внешние) издержки, неявные или внутренние издержки, экономические издержки. Общие постоянные, общие переменные, общие валовые издержки. Средние издержки. Предельные (маржинальные) издержки.



5.Фирма на рынке совершенной конкуренции.

Признаки рынка совершенной конкуренции. Варианты равновесия (финансового положения) конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Предложение конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном периоде. Долгосрочное конкурентное равновесие.



6.Фирма на рынке чистой монополии.

Монопольная власть. Признаки рынка чистой монополии. Открытая, закрытая, естественная монополия. Определение монопольной цены и объема производства. Ценовая дискриминация. Экономические последствия монополии.



7.Основные макроэкономические показатели.

Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП). Способы расчета ВВП: по добавленной стоимости, по потоку доходов и расходов. Индексы цен: дефлятор ВВП (индекс Пааше), индекс потребительских цен (индекс Ласпераса.



8.Совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS).

Эффекты, изменяющие объем совокупного спроса (эффект Кейнса, эффект Пигу, эффект Манделла-Флеминга). Неценовые факторы, изменяющие совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесие в модели AD - AS.



9.Кейнсианская модель «совокупные расходы доходы»

Взаимосвязь потребления и сбережений, основной психологический закон Кейнса. Функция потребления и сбережений. Кейнсианский крест. Мультипликатор инвестиций.



10.Сущность, виды и типы безработицы.

Сущность безработицы. Измерение уровня безработицы. Фрикционная, структурная, циклическая безработица. Понятие естественного уровня безработицы. Социально-экономические последствия безработицы.



11.Сущность, измерение и классификация инфляции.

Сущность инфляции. Уровень инфляции. Критерии классификации инфляции. Монетарные и немонетарные причины инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.



12. Кредитно-денежная политика (КДП) государства.

Сущность КДП, ее основные и дополнительные инструменты. Жесткая, гибкая, эластичная КДП. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Гальперин, В. М. Микроэкономика [Текст]: учебник /В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов; под peд. В. М. Гальперина. - СПб. : Экономическая шк.: Экономикус: Омега-Л. - ISBN 978-5-370-00271-7. Т. 1. - 2008. - 348 с. - (Б-ка "Экономической школы"; вып. 43)

  2. Гальперин, В. М. Микроэкономика [Текст]: учебник / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов; под peд. В. М. Гальперина. - СПб. : Экономическая шк.: Экономикус: Омега-Л. - ISBN 978-5-370-00271-7. Т. 2. - 2008. - 503 с. - (Б-ка "Экономической школы"; вып. 43). - Предм. указ.: с.483-497 . - Указ.: с. 497-503

  3. Гальперин, В. М. Микроэкономика [Текст]: учебник /В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов; под peд. В. М. Гальперина. - СПб.: Экономическая шк.: Экономикус: Омега-Л. - ISBN 5-370-00271-1. Т. 3: Сборник задач. - 2008. - 171 с. - (Б-ка "Экономической школы"; вып. 43)

  4. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) [Текст]: учебник /Финансовая академия при Правительстве РФ; под peд. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2008.

  5. Агапова Т.А. Макроэкономика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. - 9-е изд., доп. - Москва : Market DS, 2009. – 413

  6. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики [Текст]: учеб. пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова ; науч. peд. А. В. Сидорович. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дело и Сервис, 2007. - 1040 с.

  7. Экономическая теория [Текст]: учеб. пособие / под peд. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Кнорус, 2008. - 463 с.

  8. Янова, Валентина Васильевна. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит" / В. В. Янова, Е. А. Янова. - Москва : Эксмо, 2009. – 510 с.


ДИСЦИПЛИНА «МАРКЕТИНГ»

1. Современная концепция маркетинга.

Понятие, сущность и особенности развития маркетинга. Основные принципы маркетинговой деятельности. Функции маркетинга и содержание маркетинговой работы. Основные виды маркетинга.



2. Маркетинговые исследования.

Изучение внешней макро- и микросреды маркетинга. Изучение рынка. Изучение мотиваций потребителя. Сегментация рынка и ее основные критерии. Изучение внутренней среды маркетинга. Выбор целевого рынка. Методы маркетинговых исследований. Процесс и план маркетинговых исследований.



3. Маркетинговые стратегии.

Методология разработки маркетинговой стратегии. Основные направления маркетинговой стратегии. Виды маркетинговых стратегий в зависимости от рыночного спроса, уровня конкуренции и доли рынка.



4. Комплекс маркетинга.

Товарная политика. Ценовая политика. Политика формирования сбытовой сети. Коммуникационная политика.



5. Ценовая политика компании.

Роль ценовой политики в комплексе маркетинга, методология определения уровня цен. Определение уровня цены. Факторы, влияющие на цены. Виды ценовой стратегии.



6. Политика формирования сбытовой сети.

Основные методы и системы сбыта. Организация сбытовой сети. Факторы формирования сбытовой сети.



7. Коммуникационная политика фирмы.

Реклама и ее роль в коммуникационной политике. Виды рекламы. Каналы распространения рекламы. Планирование рекламной кампании. Связи с общественностью (PR). Персональные продажи. Стимулирование сбыта.



8. Маркетинговая программа.

Внутрифирменное планирование и маркетинговая программа. Методология и принципы составления маркетинговой программы. Основные виды маркетинговой программы. Содержание и структура маркетинговой программы.



9. Организация и контроль маркетинговой деятельности.

Организационная структура маркетинговых служб. Основные требования к построению маркетинговых служб. Развитие организационных структур маркетинга. Контроль и оценка эффективности маркетинговой деятельности.



10. Современные компьютерные технологии и Интернет в маркетинге. Применение современных компьютерных технологий в маркетинге. Маркетинг и возможности сети Internet. Развитие маркетинга в Internet и будущее сетевых технологий.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Дубровин, Игорь Александрович. Маркетинговые исследования[Текст] : учеб. пособие / И. А. Дубровин. - М. : Дашков и К, 2008. - 272 с. - Библиогр.: с. 271-272

  2. Пилипенко, Николай Николаевич. Основы маркетинга[Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Пилипенко, Е. Л. Татарский. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2008. - 179 с.

  3. Голубков, Евгений Петрович. Основы маркетинга[Текст] : учебник / Е. П. Голубков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Финпресс, 2008. - 703 с. - Библиогр. в конце глав. - Библиогр.: с.702-703 . - Предм. указ.: с. 689-701

  4. Годин, Александр Михайлович. Маркетинг[Текст] : учебник / А. М. Годин. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. - 652 с. - Библиогр.: с. 645-651

  5. Алексунин, Владимир Алексеевич. Маркетинг[Текст] : учебник / В. А. Алексунин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. - 199 с. - Библиогр.: с. 198-199

  6. Маслова, Татьяна Дмитриевна. Маркетинг[Текст] : учебник / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2009. - 380 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 377-380

  7. Дубровин, Игорь Александрович. Маркетинговые коммуникации[Текст] : учебник / И. А. Дубровин. - М. : Дашков и К, 2009. - 577 с. - Библиогр.: с. 574-577

  8. Багиев, Георгий Леонидович. Международный маркетинг[Текст] : [глобальная среда, информационное обеспечение, технологии и стратегии, маркетинговые программы, коммуникации, эффективность] : учебник по специальности "Маркетинг" / Г. Л. Багиев, Н. К. Моисеева, В. И. Черенков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Питер, 2009. - 688 с. : ил., табл. ; 24 см. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 676-688

  9. Васильев, Геннадий Анатольевич. Рекламный маркетинг[Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 032401 "Реклама", 080111 "Маркетинг" и 080301 "Коммерция (торговое дело)" / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М. : Вузовский учебник, 2010. - 274, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 267-273 и в подстроч. примеч.

  10. Романов, Андрей Александрович. Массовые коммуникации[Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 032401 Реклама, 080111 Маркетинг / А. А. Романов, Г. А. Васильев. - М. : Вузовский учебник, 2009. - 234, [1] с. : ил. ; 22 см. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 232-233

  11. Абрютина, Марина Сергеевна. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности[Текст] : учеб. пособие / М.С. Абрютина. - М. : Дело и Сервис, 2010 [т.е. 2009]. - 462, [1] с. : ил. ; 21. - Библиогр.: с. 454-458. - 1500 экз.

  12. Горина, Галина Анатольевна. Ценообразование[Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080301 "Коммерция (торговое дело)" и 080111 "Маркетинг" / Г.А. Горина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Рос. гос. торг.-экон. ун-т. - М. : ЮНИТИ, 2010 [т.е. 2009]. - 125, [2] с. : ил. ; 22. - 5000 экз.

  13. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] : учебник / под peд. Ю. В. Морозова, В. Т. Гришиной. - М. : Дашков и К`, 2010. - 445 с. - Библиогр.: с. 443-445

  14. Завьялов, Петр Степанович. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах[Текст] : учеб. пособие / П. С. Завьялов. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 495 с. - Библиогр.: с. 488-489 (35 назв.)

  15. Маркетинг [Текст] : учебник / МГУ ; под peд. В. В. Герасименко. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 414, [2] с. - Библиогр.: с. 413-415

  16. Чувакова, Светлана Геннадиевна. Стратегический маркетинг[Текст] : учеб. пособие / С. Г. Чувакова. - М. : Дашков и К`, 2010. - 270, [1] с. - Библиогр.: с. 270-271 (27 назв.)

  17. Дубровин, Игорь Александрович. Поведение потребителей[Текст] : учеб. пособие / И. А. Дубровин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К`, 2010. - 311 с. - Библиогр.: с. 311

  18. Капон, Ноэль. Управление маркетингом[Текст] : учеб. для вузов / Н. Капон, В. Колчанов, Д. Макхалберт. - СПб. : Питер, 2010. - 832 с. - (Классический зарубежный учебник)

  19. Малашенко, Нина Павловна. Маркетинг на потребительсокм рынке[Текст] : учеб. пособие / Н. П. Малашенко. - М. : Омега-Л, 2011. - 206, [1] с. - (Б-ка высшей школы). - Библиогр.: с. 198

  20. Костина, Галина Дмитриевна. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг[Текст] : учеб. пособие / Г. Д. Костина, Н. К. Моисеева. - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2010. - 174, [1] с. - (Б-ка высшей школы). - Библиогр.: с. 174-175

  21. Бутакова, Марина Михайловна. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений, обучающихся по специальности "Маркетинг" / М. М. Бутакова. - 2-е изд., испр. - М. : КноРус, 2010. - 166, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 159-161

  22. Абрамов, Роман Николаевич. Связи с общественностью[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Р. Н. Абрамов, Э. В. Кондратьев. - Москва : КноРус, 2012. - 262, [1] с. : ил. - (Для бакалавров). - Библиогр. в конце гл.

  23. Шарков, Феликс Изосимович. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы [Текст] : учеб. пос. по специальностям "Связи с общественностью", "Реклама", "Журналистика", "Социология" / Ф. И. Шарков ; Междунар. акад. бизнеса и управ., Ин-т соврем. коммуник. систем и технологий. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К` : Изд-во Шаркова, 2012. - 271 с. : ил. - Библиогр.: с. 271

  24. Кузьмина, О. Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга[Текст] : учеб. пособие / О. Г. Кузьмина. - Москва : Наука спектр ; Москва : Дашков и Кj, 2012. - 186, [1] с. - Библиогр.: с. 170-172

ДИСЦИПЛИНА «Управление проектами»

1.Основные понятия проектного менеджмента.

Пoнятиe проекта, ocнoвныe признаки проекта. Подходы к понятию «управление проектами». Классификация проектов по различным критериям. Методы управления проектами. Управляемые параметры проекта.



2.Структуризация проектов.

Понятие структуры проекта. Последовательность действий в процессе структуризации проекта. Методы структуризации проектов.



3.Жизненный цикл проекта.

Понятие жизненного цикла проекта. Этапы жизненного цикла проекта. Разработка концепции проекта. Оценка жизнеспособности проекта. Планирование проекта. Проектирование проекта. Фаза реализации проекта. Контроль и оценка результатов проекта.



4.Окружение и участники проекта.

Определение понятия участники проекта. Инициатор, заказчик, инвестор проекта. Руководитель проекта. Команда проекта.



5.Бизнес-план проекта.

Резюме проекта. Описание товаров и услуг. Рынок сбыта товара. Конкуренция и конкурентные преимущества. План маркетинга. План производства. Организационный план. Юридический план. Оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками. Финансовый план. Стратегия финансирования. Оценка эффективности бизнес-плана.



6.Выбор проекта на основе качественных и количественных показателей

Понятие эффективности проекта. Проектный анализ. Технический анализ. Коммерческий анализ. Экологический анализ. Организационный анализ. Социальный анализ.



7.Структуры управления проектами

Понятие структуры управления проектами. Проектные структуры управления. Функциональные структуры управления. Матричные структуры управления.



8.Управление персоналом проекта

Разработка плана управления человеческими ресурсами. Набор команды проекта. Развитие команды проекта. Управление командой проекта.



9.Управление рисками проекта

Понятие риска проекта. Классификация рисков. Процедура управления рисками проекта. Методы анализа и снижения рисков.



10.Управление качеством проекта.

Понятие качества. Планирование качества. Процесс обеспечения качества. Процесс контроля качества.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Бeляeва C. А. Рoль планирoвания в прoцecce управлeния иннoвациoнными прoeктами // Oрганизатoр прoизвoдcтва. - 2010. - N 4. - C. 84-87.

  2. Бeтанoва И. Рoль HR в управлeнии прoeктами // Cправoчник пo управлeнию пeрcoналoм. - 2011. - N 4 (апрeль). - C. 47-52.

  3. Бeтанoва И. Рoль HR в управлeнии прoeктами // Cправoчник пo управлeнию пeрcoналoм. - 2011. - N 5 (май). - C. 49-54.

  4. Ганчин В. В. Рoль прoeктнoгo управлeния в иннoвациoннoм развитии элeктрoэнeргeтики в Рoccийcкoй Фeдeрации // Экoнoмика и управлeниe : рoc. науч. журн. - 2011. - N 5. - C. 114-118.

  5. Гoнчарeнкo C. Управлeниe прoeктами // Управлeниe качecтвoм. - 2011. - N 8. - C. 44-46.

  6. Eмeльянoв Ю. Управлeниe иннoвациoнными прoeктами в кoмпании // Прoблeмы тeoрии и практики управлeния. - 2011. - N 2. - C. 26-39.

  7. Иваceнкo А. Г. Управлeниe прoeктами : учeбнoe пocoбиe для cтудeнтoв. – Рocтoв н/Д. : Фeникc , 2009. - 330 c.
    Cвeрдлoвcкая OУНБ; КХ; Инв. нoмeр 2311822-КХ

  8. Кoнфeрeнции ПМCOФТ пo управлeнию прoeктами // Прoблeмы тeoрии и практики управлeния. - 2011. - N 7. - C. 102.

  9. Кузнeцoв А. А. Прoцeccнoe управлeниe прoeктами на прeдприятии // Мeнeджмeнт ceгoдня. - 2011. - N 4. - C. 206-212.

  10. Купeрштeйн В. Microsoft Project 2010 в управлeнии прoeктами. - CПб : БХВ-Пeтeрбург , 2011. - 416 c.
    Cвeрдлoвcкая OУНБ; EФ; Шифр 32.97; Автoрcкий знак К921; Инв. нoмeр 2327251-EФ

  11. Лапыгин Ю. Н. Oцeнка эффeктивнocти прoeктнoгo управлeния // Экoнoмичecкий анализ : тeoрия и практика. - 2011. - N 15. - C. 50-53.




  1. Мазур И. И. Управлeниe инвecтициoннo-cтрoитeльными прoeктами : мeждунарoдный пoдхoд. – М. : Oмeга-Л , 2011. - 736 c.
    Cвeрдлoвcкая OУНБ; КХ; Инв. нoмeр 2314485-КХ

  2. Матвeeва Л. Г. Управлeниe прoeктами : учeбник. – Рocтoв н/Д. : Фeникc , 2009. - 423 c.
    Cвeрдлoвcкая OУНБ; КХ; Инв. нoмeр 2310970-КХ

  3. Мыльникoв Л. А. Микрoэкoнoмичecкиe прoблeмы управлeния иннoвациoнными прoeктами // Прoблeмы управлeния. - 2011. - N 3. - C. 2-11.

  4. Мыльникoв Л. А. Oбзoр кoнцeпций иннoвациoннoгo управлeния иннoвациoнными прoeктами // Инфoрмациoнныe рecурcы Рoccии. - 2010. - N 3. - C. 34-39.

  5. Oзeрoва Т. Cиcтeмная триада как ocнoва управлeния прoeктами на прeдприятиях oбщecтвeннoгo питания // РИCК : рecурcы, инфoрмация, cнабжeниe, кoнкурeнция. - 2011. - N 2. - Ч. 1. - C. 35-38.

  6. Пигалoв В. Ceкрeты уcпeшнoгo управлeния прoeктнoй кoмандoй // БOCC. Бизнec : oрганизация, cтратeгия, cиcтeмы. - 2011. - N 7. - C. 64-65.

  7. Пoпoв Ю. И. Управлeниe прoeктами : учeбнoe пocoбиe для cлушатeлeй oбразoватeльных учрeждeний. – М. : ИНФРА-М , 2010. - 208 c.
    Cвeрдлoвcкая OУНБ; КХ; Инв. нoмeр 2320911-КХ

  8. Рoманoва М. В. Управлeниe прoeктами : учeбнoe пocoбиe. – М. : ФOРУМ : ИНФРА-М , 2010. - 253 c.
    Cвeрдлoвcкая OУНБ; КХ; Инв. нoмeр 2322160-КХ

  9. Туккeль И. Л. Управлeниe иннoвациoнными прoeктами : учeбник для cтудeнтoв выcших учeбных завeдeний, oбучающихcя пo направлeнию пoдгoтoвки "Иннoватика". – CПб. : БХВ-Пeтeрбург , 2011. - 396 c.
    Cвeрдлoвcкая OУНБ; EФ; Шифр 65.9(2); Автoрcкий знак Т819; Фoрмат Б; Инв. нoмeр 2327211-EФ

  10. Уланoв C. Анализ риcкoв при управлeнии инвecтициoнными прoeктами // РИCК : рecурcы, инфoрмация, cнабжeниe, кoнкурeнция. - 2011. - N 1. - Ч. 2. - C. 645-650.

  11. Фунтoв В. Н. Ocнoвы управлeния прoeктами в кoмпании : учeбнoe пocoбиe пo диcциплинe, cпeциализации, cпeциальнocти "Мeнeджмeнт oрганизации". – М. – CПб. [и др.] : Питeр , 2011. – 394 c.
    Cвeрдлoвcкая OУНБ; EФ; Шифр 65.05; Автoрcкий знак Ф948; Инв. нoмeр 2317748-EФ

ДИСЦИПЛИНА «Стратегический менеджмент»

1. Понятие, сущность и принципы стратегического управления

Понятие стратегического менеджмента: вид и сфера деятельности, процесс обеспечения взаимодействия организации с окружающей средой, область научных знаний. Содержание и этапы процесса стратегического менеджмента: внешний и внутренний анализ, осуществление стратегического выбора, реализация стратегии и стратегический контроль. Основные принципы стратегического менеджмента: обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития, постоянный поиск новых форм и видов деятельности, обеспечение соотносительности между организацией и внешней средой, элементами внутри организации, индивидуализация стратегий, спланированная и случайная части стратегии, четкое организационное разделение задач оперативного и стратегического управления.



2. Организационные уровни разработки стратегии

Уровни разработки стратегии: корпорация, СЗХ (отделения), функциональный уровень и менеджеры низшего уровня. Пирамида разработки стратегии для диверсифицированной компании и для однопрофильной компании. Понятие корпоративной стратегии и основные направления ее разработки. Понятие бизнес - стратегии и ее основные элементы. Понятие функциональной стратегии. Ключевые функциональные стратегии. Понятие операционной стратегии.



3. Стратегический стоимостный анализ

Способность компании конкурировать по ценам и издержкам. Причины различий в издержках конкурентов. Задачи стратегического анализа издержек. Цепочка ценности. Основные и вспомогательные виды деятельности. Отраслевые цепочки ценности. Сбор данных для стратегического анализа издержек. Отличия традиционного бухгалтерского учета издержек от учета затрат по видам деятельности. Сравнительный анализ издержек. Стратегии опережения конкурентов по издержкам. Стратегии сокращения издержек на уровне поставщиков. Сокращение издержек в собственной деятельности компании. Сокращение издержек на этапе распространения продукта.



4. Конкурентные стратегии

Стратегическое управление как управление конкурентными преимуществами. Конкурентные преимущества высокого и низкого ранга. Факторы различий в выделении конкурентных стратегий: цели компании на рынке и основа конкурентного преимущества (низкие издержки или дифференциация). Пять базовых стратегий конкуренции. Преимущества и недостатки стратегии конкуренции.



5. Диверсификация

Ситуации, когда диверсификация назрела. Три ключевых критерия для решения о диверсификации: привлекательность отрасли, затраты на вхождение в отрасль, дополнительные преимущества. Типы диверсификации: связанная и несвязанная диверсификация.

Стратегическое соответствие при связанной диверсификации. Стратегические соответствия в звеньях цепочки ценности: в НИОКР и технологии, поставках, производстве, распространении, маркетинге и продажах.

Несвязанная диверсификация: выбор по критериям привлекательности отрасли и затрат на вхождение. Привлекательность предприятий с заниженной стоимостью и предприятий, испытывающих финансовые затруднения. Преимущества и недостатки несвязанной диверсификации. Предел управляемости диверсифицированной компании. Роль топ-менеджмента при управлении компанией в условиях несвязанной диверсификации.



6. Матричный анализ

Матрица БКГ. Модель жизненного цикла товара. Показатели для построения матрицы: относительная доля рынка и темпы роста рынка. Гипотезы, лежащие в основе матрицы БКГ: большая доля рынка позволяет реализовать эффект опыта и эффект масштаба. Матрица МакКинзи. Показатели для построения матрицы: долгосрочная привлекательность отрасли и позиция компании в конкуренции. Методика определения показателя долгосрочной привлекательности отрасли. Методика построения матрицы. Использование результатов анализа для разработки корпоративной стратегии. Достоинства и недостатки матрицы МакКинзи. Матрица эволюции СЗХ. Критерии для позиционирования СЗХ компании: фазы жизненного цикла СЗХ и конкурентный статус компании. Методика построения матрицы. Отражение прогнозов и стратегических целей в части матрицы, отражающей долгосрочные перспективы. Ловушки матричного анализа.



7. Стратегии конкуренции местных компаний на новых рынках

Влияние процессов глобализации на работу национальных и местных компаний. Варианты стратегии конкурентной борьбы местных компаний против глобальных конкурентов: защита за счет преимуществ «своего поля»; перенос опыта и навыков компании на рынки других стран; уклонение от конкуренции; выход на глобальный уровень.



8. Ключевые задачи реализации стратегии

Значение и трудоемкость этапа реализации стратегии. Искусство реализации стратегии. Широкое участие работников компании в реализации стратегии. Восемь ключевых задач реализации стратегии. Создание эффективной организации. Кадровое обеспечение: подбор сильной команды менеджеров, набор и поддержка работников. Развитие персонала. Совершенствование ключевых компетенций компании. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией: выделение стратегически значимых видов деятельности, аутсорсинг второстепенных видов, выбор степени централизации, механизмы обеспечения сотрудничества и взаимодействия подразделений компании, взаимодействие и сотрудничество с поставщиками и партнерами компании.



9. Корпоративная культура и лидерство

Организационная культура как ценный ресурс или как препятствие в реализации стратегии. Влияние сильной, слабой и нездоровой организационной культуры на реализацию стратегии. Значение адаптивной организационной культуры. Задачи лидера в области реализации стратегии: эффективный контроль за ходом событий на основе максимальных контактов с персоналом, укрепление культуры и корпоративного духа в поддержку стратегии, поддержка способности организации к изменениям, поддержание этичного поведения.



10. Роль контроля в реализации стратегии

Пятый этап процесса стратегического менеджмента. Изменчивость среды. Стратегический контроль как функция обратной связи. Виды контроля. Отличие стратегического контроля от тактического и операционного. Процесс стратегического контроля. Задачи стратегического контроля. Характеристики стратегического контроля. Результативность и эффективность как показатели, используемые в процессе стратегического контроля. Основные современные тенденции развития стратегического контроля: перераспределение функций контроля, развитие новых информационных систем контроля, изменение содержания и методов контроля.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Стратегический менеджмент. Системный подход.- Генезис, 2011.- 848 с.

2. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров: для

студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Б.Г. Литвак. - Москва: Юрайт, 2013.- 507 с.

3. Томпсон, Артур., А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа [Текст], 12-е издание: / Томпсон-мл., Артур., А., Стрикленд III, А., Дж. /Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2011. – 928с.

4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник –8-е испр. и доп. Изд.: Дело. - М., 2010.- 448 с.



Дополнительная литература

1. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.- 320 с.

2. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А.Баринов, В.Л.Харченко.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 285 с.

3. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. В.А.Баринов, В.Л. Харченко, М., Инфра-М, 2010.- 288 с.

4. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Ю.А.Маленко. М., Проспект, 2011.- 224 с.

5. Шестопал Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т.Шестопал, В.Д.Дорофеев, В.А.Дресвянников.- М.: КноРус, 2013.- 320 с.

Дисциплина «Финансовый менеджмент»

1. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и принципы организации. Базовые концепции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент как система управления, объекты и субъекты управления.Фундаментальные концепции финансового менеджмента: денежного потока; временнόй ценности денежных ресурсов; компромисса между риском и доходностью; стоимости капитала.



2. Анализ стоимости и структуры капитала.

Понятие цены капитала. Факторы, влияющие на цену капитала. Оценка стоимости различных элементов капитала. Расчет средневзвешенной стоимости капитала. Понятие структуры капитала. Основные подходы к оценке влияния структуры капитала на его стоимость (теория Модильяни-Миллера, традиционный подход). Оптимизация структуры капитала.



3. Классификация текущих затрат организации. Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью организации.

Понятие переменных и постоянных затрат. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от продажи продукции (определение точки безубыточности). Понятие операционного (производственного) рычага (левериджа) как потенциальной возможности влиять на размеры получения прибыли за счет изменения структуры постоянных и переменных затрат. Анализ чувствительности прибыли к изменению затрат, цены и объема продаж. Экономическое содержание запаса финансовой прочности (порога безопасности) и значение данной категории для предприятия.



4. Управление денежными потоками.

Экономическая сущность и классификация денежных потоков предприятия. Общая характеристика денежных потоков от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Прямой и косвенный методы формирования отчета о денежном потоке.



5. Сущность и виды финансовых рисков. Методы их оценки.

Понятие риска. Классификации рисков. Методы оценки риска. Риск-менеджмент. Механизмы нейтрализации финансовых рисков.



6. Эффект финансового рычага и заёмная политика организации.

Принципы формирования капитала предприятия. Оптимальная структура капитала. Эффект финансового рычага (левериджа). Рентабельность собственных средств. Формирование оптимальной структуры капитала.



7. Система показателей оценки финансового состояния предприятия.

Понятие, значение финансового анализа. Информационная база финансового анализа. Виды и системы финансового анализа.



8. Сущность и виды дивидендной политики организации. Факторы, определяющие её выбор.

Понятие, сущность и значение дивидендной политики. Факторы, влияющие на выбор дивидендной политики. Типы дивидендной политики. Показатели эффективности проводимой компанией дивидендной политики.



9. Сущность и содержание разделов бизнес-плана инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект: содержание, классификация, виды инвестиционных проектов. Содержание разделов инвестиционного проекта. Требования к его разработке.



10. Методы оценки эффективности инвестиционного проекта.

Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Норма дисконта. Дисконтирование. Чистый дисконтированный доход. Срок окупаемости. Индекс доходности. Внутренняя норма доходности. Сущность и порядок расчета.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Акулов, В. Б. Финансовый менеджмент. Учебное пособие[Электронный ресурс] / Акулов В. Б. - Москва : Флинта, 2010. - 264 с. - (Экономика и управление)

  2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учеб. курс. — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Эльга, Ника-Центр, 2007. — 521 с.

  3. Бригхэм, Юджин Ф.. Финансовый менеджмент[Текст] : экспресс-курс / Ю. Ф. Бригхэм, Дж. А. Хьюстон. - 4-е изд. - М. : Питер, 2009. - 541 с.

  4. Ермасова, Н.Б. Финансовый менеджмент[Текст] : учеб. пособие / Н. Б. Ермасова. - М. : Юрайт, 2010. – 620 с.

  5. Зайков, В. П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация. Учебное пособие[Электронный ресурс] / Зайков В. П. - М. : Вузовская книга, 2012. - 340 с.

  6. Ильин, В. В. Финансовый менеджмент. Учебник[Электронный ресурс] / Ильин В. В. - Москва : Омега-Л, 2011. - 560 с. - (Высшая школа менеджмента)

  7. Каранина, Е. В. Финансовый менеджмент: управление корпоративными финансами[Текст] : учеб. для студентов и магистрантов экон. специальностей и направлений / Е. В. Каранина. - Киров : Московский финансово-юридический ун-т : ООО "Типография "Старая Вятка", 2013. - 319 с.

  8. Кокин, А. С. Финансовый менеджмент. Учебное пособие[Электронный ресурс] / Кокин А. С. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 512 с.

  9. Колчина, Н. В. Финансовый менеджмент. Учебное пособие[Электронный ресурс] / Колчина Н. В. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 467 с.

  10. Кузнецов, Б. Т. Финансовый менеджмент. Учебное пособие[Электронный ресурс] / Кузнецов Б. Т. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 416 с.

  11. Никулина, Н. Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика. Учебное пособие[Электронный ресурс] / Никулина Н. Н. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 512 с.

  12. Павлова, Л. Н. Финансовый менеджмент. Учебник[Электронный ресурс] / Павлова Л. Н. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 273 с.

  13. Пучкова, С.И. Финансовый менеджмент (финансовый анализ)[Текст] : учеб. пособие / С. И. Пучкова, Л. В. Шмарова, Н. Ю. Грунина ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Инновац. образоват. программа. - М. : Проспект, 2011. – 262 с.

  14. Сироткин, С. А. Финансовый менеджмент на предприятии. Учебник[Электронный ресурс] / Сироткин С. А. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 358 с.

  15. Суровцев, М. Е. Финансовый менеджмент[Текст] : практикум: [учеб. пособие] / М. Е. Суровцев, Л. В. Воронова. - М. : Эксмо, 2009. - 144 с.

  16. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций) [Текст] : учеб. пособие. - М. : Финансы и статистика : Инфра-М, 2011. – 333 с.

  17. Филатова, Т. В. Финансовый менеджмент[Текст] : учеб. пособие / Т. В. Филатова. - М. : ИНФРА-М, 2010. – 234 с.

  18. Финансовый менеджмент [Текст] : учебник / под peд. А. М. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. – 335 с.

  19. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения [Текст] : учебник / под peд. А. З. Бобылевой. - М. : Юрайт, 2011. – 901 с.

  20. Финансовый менеджмент. Теория и практика: учебник / Е. C. Стоянова и др.]. – Москва: Перспектива, 2009. – 655 с.

  21. Финансовый менеджмент. Учебное пособие [Электронный ресурс] / . . - М. : Флинта, 2010. - 53 с.

Интернет ресурсы:

  1. Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Офиц. http://base.consultant.ru

  2. www.minfin.ru – Официальный сайт. Министерства финансов РФ

  3. www.finman.ru – Финансовый менеджмент, журнал

  4. www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент

  5. www.gaap.ru – Теория и практика финансового и управленческого учета

  6. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ

  7. www.cbr.ru – Центральный Банк РФ

  8. www.finansy.ru – Финансы

  9. www.fd.ru – Финансовый директор, журнал

  10. www.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг

  11. www.raexpert.ru – Эксперт РА, рейтинговое агентство

Дисциплина «Инновационный менеджмент»

1. Сущность и функции инновационного менеджмента

Понятие и содержание инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как наука и искусство управления инновациями; как вид деятельности; как аппарат управления. Цели и задачи курса «Инновационный менеджмент». Объект и субъекты управления инновационной деятельностью. Функции инновационного менеджмента. Методы управления инновационной деятельностью.



2. Роль инноваций в экономическом развитии

Источники и направления общественного развития. Инновации как источник экономического роста. Зарождение инновационной теории. Экономические циклы Й. Шумпетера. Вклад Н. Д.Кондратьева в развитие теории управления инновационной деятельностью. Пол Ромер: новая теория роста. Понятие и характеристика технологических укладов. Эволюция технологических укладов.



3. Понятие и виды инноваций

Сущность и виды инноваций. Пять типичных изменений по Й. Шумпетеру. Стандарты «Руководства Осло» как основа современной методологии системного описания инноваций. Объектный и процессный подходы к определению инноваций. Инновации и новшества. Источники инноваций. Типология инноваций по различным классификационным признакам: предметное содержание, направленность, степень новизны, сферы разработки и распространения.



4. Содержание инновационного процесса. Инновационная сфера

Жизненный цикл инновации. Понятие, содержание и основные этапы инновационного процесса. Инновационная сфера. Состав и характеристика основных элементов инновационной сферы: рынок новшеств, рынок капитала, рынок чистой конкуренции нововведений. Инновационная инфраструктура как комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.



5. Государственная поддержка инновационной деятельности

Роль государства в области поддержки инноваций. Государственная инновационная политика как система мер, направленных на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов. Цели и принципы государственной инновационной политики. Формы и инструменты государственного регулирования инновационных процессов. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационной деятельности. Механизм государственной поддержки инновационной деятельности в РФ. Структуры, поддерживающие развитие инновационной деятельности в России.



6. Организационные структуры инновационной деятельности

Понятие и виды инновационных организаций. Классификация инновационных организаций по источникам финансирования, отраслям знаний и отраслям народного хозяйства, по стадиям инновационного процесса, периоду действия, юридическому статусу и проч. Роль малых инновационных организаций в инновационном развитии экономики страны. Малые формы инновационных оргструктур: спинофы, венчурные фирмы, малые творческие группы. Преимущества и недостатки крупных организационных структур, поддерживающих развитие инновационной деятельности. Концерны, консорциумы, финансово-промышленные группы, стратегические альянсы и другие ассоциации и союзы – характеристика, место и роль в инновационном бизнесе. Взаимодействие крупных и малых форм инновационного бизнеса. Организационные формы инновационной инфраструктуры. Становление и развитие техно парковых структур. Сравнительная характеристика инкубаторов, технопарков, технополисов, особенности их развития в отдельных странах. Российский опыт развития техно парковых структур.



7. Организация и управление инновационной деятельностью предприятий

Роль инноваций в деятельности современного предприятия. Сущность, цели, задачи инновационной политики предприятия. Выбор инновационной стратегии. Особенности стратегий эксплерентов, виолентов, патиентов и коммутантов. Методы рациональной организации инновационных процессов на предприятии. Организационные формы реализации инновационной политики фирмы. Функциональный, тематический и смешанный виды организационных структур инновационной деятельности.



8. Разработка и реализация инновационных проектов

Методы поиска и отбора инновационных идей. Экспертиза инновационных проектов. Методы прогнозирования экономических показателей инноваций на ранних стадиях проектирования. Оценка эффективности инновационных проектов. Рентабельность инновационного портфеля.



9. Риски инновационной деятельности

Виды и общая характеристика рисков в инновационной деятельности. Ситуации, приводящие к риску в инновационной деятельности. Классификация факторов риска инновационной деятельности. Управление рисками инновационной деятельности. Выявление и оценка риска. Анализ внутренних и внешних факторов риска. Особенности определения количественных показателей уровня риска. Методы снижения рисков инновационной деятельности.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент. Учебное пособие для бакалавров [Электронный ресурс] / Дармилова Ж. Д.. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и КВ°», 2013. - 168 с..

  2. Беляев, Ю. М. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / Беляев Ю. М.. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и КВ°», 2013. - 220 с.

  3. Уколов, Владимир Федорович. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе : учебник: по специальности "Менеджмент организации" / В.Ф. Уколов, В.А. Галайда, С.

  4. Кузнецов, Б. Т. Инновационный менеджмент. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Кузнецов Б. Т.. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 365 с.

  5. С. Мазин. - М. : Экономика, 2009 [т.е. 2008]. - 395 с. ; 17. - Библиогр. в конце глав и в подстроч. прим.. - 3000 экз.

  6. Ивасенко, А. Г. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] : электронный учебник / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, А. О. Сизова. - Электрон. текстовые дан.. - М. : КноРус, 2009. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.. - (Электронный учебник).

  7. Баранчеев, Владислав Петрович. Управление инновациями : учеб. для бакалавров / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2012. - 711 с.. - (Бакалавр). - Библиогр.: с. 704-711 (123 назв.)

  8. Соколова, Ольга Николаевна. Инновационный менеджмент : учеб. пос. / О. Н. Соколова. - Москва : КноРус, 2012. - 195, [1] с.

  9. Медынский, Владимир Григорьевич. Инновационный менеджмент : учебник / В. Г. Медынский. - М. : Инфра-М, 2012. - 293, [1] с.. - Библиогр.: с.289-291

  10. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / под peд. А. В. Барышевой. - 3-е изд.. - М. : Дашков и К°, 2009. - 379, [1] с. : ил. ; 21. - Библиогр. в конце кн. (23 назв.) и в подстроч. прим.. - 2000 экз.

  11. Аверченков, В. И. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Аверченков В. И.. - Москва : Флинта, 2011. - 293 с.

  12. Ильенкова, С. Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] / Ильенкова С. Д.. - Москва : Евразийский открытый институт, 2009. - 192 с.

  13. Базилевич, А. И. Инновационный менеджмент предприятия. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Базилевич А. И.. - Москва : Юнити-Дана, 2009. - 232 с.

  14. Сурин, А. В. Инновационный менеджмент : учебник / А. В. Сурин, О. П. Молчанова ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 368 с. : ил.. - Библиогр.: с. 351-363

  15. Инновационный тип развития экономики : учебник / РАГС ; под общ. peд. А. Н. Фоломьева. - 2-е изд., доп. и перераб.. - М. : Изд-во РАГС, 2008. - 711 с.. - Библиогр.: с. 707-711

дисциплина «Антикризисное управление»

1. Кризис организаций: сущность, виды и основные причины возникновения.

Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения. Разновидность кризисов в социально-экономическом развитии. Предпосылки экономических кризисов. Сущность и закономерность экономических кризисов. Причины экономических кризисов. Роль кризиса в развитии организации.



2. Антикризисное управление на различных этапах жизненного цикла организации.

Фазы циклов общественного воспроизводства и их динамика. Развитие организации с точки зрения антикризисного управления. Сущность и виды кризисов в организации. Факторы рискованного развития организации. Возникновение кризисов в организации. Тенденции циклического развития организации.



3. Антикризисное управление на предприятии

Принципы антикризисного управления. Фазы антикризисного управления. Возможность, необходимость антикризисного управления. Признаки и особенности антикризисного управления. Эффективность антикризисного управления.



4. Стратегический подход в антикризисном управлении.

Роль стратегии в антикризисном управлении. Разработка антикризисной стратегии предприятия. Реализация выбранной антикризисной стратегии. Виды стратегий в антикризисном управлении. Маркетинговые стратегии.



5.Инновационный потенциал предприятия в антикризисном управлении.

Виды инновации в антикризисном управлении. Формирование инновационных структур как выход из кризиса. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости. Инвестиционная политика в антикризисном управлении.



6. Диагностика банкротства предприятия.

Внутренний мониторинг финансового состояния организации. Распознавание кризисного состояния организации как задача принятия решения в условиях с риском. Основные этапы распознавания.  Формирование признакового пространства при диагностике кризисного состояния предприятия. Проблема отбора показателей, наиболее точно отражающих хозяйственную деятельность организации. Сравнительный анализ финансовых коэффициентов (ликвидности, структуры капитала, оборачиваемости, рентабельности, темпов роста) сопоставимых предприятий.



7. Государственное регулирование кризисных ситуаций.

Роль и функции государственного антикризисного регулирования. Меры антикризисного регулирования, применяемые к предприятиям. Направления и методы государственного регулирования экономики. Необходимость социального партнерства в антикризисном управлении. Регулирование социально-трудовых отношений в антикризисном управлении. Причины и последствия кризисов государственного управления.



8. Антикризисное управление персоналом.

Антикризисные характеристики управления персоналом. Система антикризисного управления персоналом. Антикризисная политика в управлении персоналом. Принципы антикризисного управления персоналом. Основные функции антикризисного менеджера.



9. Банкротство как институт рыночного хозяйства и его реализация в странах с развитой рыночной экономикой.

Банкротство: его сущность, признаки и предупреждение. Основания для возбуждения дела о банкротстве организации. Критерии оценки неплатежеспособности должника. Формы санации предприятия и их эффективность. Порядок установления банкротства предприятия. Роль и деятельность арбитражного суда. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.



10. Антикризисное управление риском.

Виды рисков при реализации антикризисных программ на предприятии. Природа и классификация управленческих рисков. Антикризисное управление риском.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова.- М.: ИНФРА – М, 2009. – 620 с.

2 Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Под ред. Г.А. Александрова. – М.: Изд-во БЕК, 2010. – 544 с.

3 Бабушкина Е. А, Антикризисное управление. Конспект лекций /Е.А.  Бабушкина.- М.: Эксмо, 2008 . – 160 с.

4 Балдин К. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие/К.В. Балдин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 316 с.

5 Евграфова  И.Ю. Антикризисное управление. Шпаргалка /И. Ю. Евграфова, Е. О. Красникова. – М.: Изд-во БЕК, 2010. – 54 с.

6 Антикризисный менеджмент / Под ред. А. Грязновой. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 368 с.

7 Жарковская Е.П. Антикризисное управление /Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский.- М.: Омега – Л,2011.- 358 с.

8 Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент / Н.В. Родионова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 680 с.

9 Балашов А.П. Антикризисное управление / А.П. Балашов.- Новосибирск, 2010. – 346 с.



ДИСЦИПЛИНА «ЛОГИСТИКА»

1.Введение в логистику

Понятие логистики. Специфика логистического подхода. Этапы развития логистики в экономике. Развитие логистики в России. Экономический эффект от использования логистики. Функциональные области логистики. Концепция логистики.Функции и цель логистики. Понятийный аппарат логистики. Понятие и классификация материальных потоков. Информационные потоки в логистике, их характеристика. Логистические операции и функции. Понятие логистической системы и их виды. Макрологистические и микрологистические системы. Логистические системы с прямыми связями, эшелонированные и гибкие.



2.Логистика закупок

Задачи и функции закупочной логистики. Процесс приобретения материалов, его основные стадии. Виды и методы определения потребности в материалах. Первичная, вторичная и третичная потребность в материалах. Нетто и брутто потребность в материалах. Методы обеспечения производства материалами: точно в срок, оперативного реагирования. Методы расчета поставок: определение экономического размера заказа и оптимального размера производственной партии. Расчет размера заказа при условии оптовой скидки и при допущении дефицита.



3.Производственная логистика

Задачи и функции производственной логистики. Основы управления материальными потоками в производстве: «толкающая» и «вытягивающая» системы управления. Организация материальных потоков в производстве: пространственные и временные связи в процессе движения материальных потоков. Системы управления материальными потоками: MRP, DRP, kanban.



4.Распределительная логистика

Понятие логистики распределения. Задачи распределения на уровне микро- и макрологистики. Строение логистических каналов и цепей. Формы доведения товара до потребителя.

5.Склады в логистике

Понятие, виды и функции складов. Технологический процесс работы складов. Формирование системы складирования: выбор формы складирования, определение количества складов, расчет складских площадей. Оценка работы складов. Понятие грузовой единицы.



6.Транспортная логистика

Сущность и задачи транспортной логистики. Выбор вида транспорта. Организация и планировка внутренних перевозок. Терминальные перевозки. Показатели транспортного обслуживания. Транспортные тарифы и правила их применения.



7.Информационная логистика

Информационные системы в логистике. Структура информационной системы. Виды логистических информационных систем: плановые, диспетчерские, оперативные. Принципы построения информационных логистических систем.



8.Управление запасами

Издержки в системе управления запасами. Виды и причины создания запасов. Системы регулирования запасов: с фиксированным размером и фиксированной периодичностью заказа. Стратегии управления запасами.



9.Организация логистического сервиса.

Понятие логистического сервиса. Формирование системы логистического сервиса. Уровень сервисного обслуживания. Зависимость экономических показателей деятельности предприятия от уровня оказываемых сервисных услуг.



10.Организация логистического управления.

Функции логистического управления. Организационный механизм управления материальными потоками на предприятии. Виды структур управления логистикой. Функции отдела логистики.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Гаджинский А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. – М: Дашков и К, 2012.

  2. Григорьев, М. Н. Логистика. Базовый курс : учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. — М.: Издательство Юрайт, 2011.

  3. Линдерс Майкл Управление закупками и поставками : учебник для вузов / Джонсон Ф.;Флинн А.; Фирон Г; пер. с англ., под ред. Ю. А. Щербанина. - 13-е изд. - М. : ЮНИТИ, 2007.

  4. Логистика. Теория и практика: управление цепями поставок : учебник / [Б. А. Аникин, Т. А. Родкина, В. А. Волочиенко и др.] ; под ред Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной - Москва : Проспект , 2013.

  5. Логистика: учебник для бакалавров : для вузов по экон. напр. и спец. / А. П. Тяпухин - Москва : Юрайт , 2013.

  6. Экономическая логистика: учебник для студентов экономических специальностей всех форм обучения : для магистров и специалистов / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова - Санкт-Петербург [и др.] : Питер , 2013


Дисциплина «управление персоналом»



1. Принципы и методы управления персоналом.

Научность. Системность и комплексность. Регламентация труда. Разделение труда. Специализация труда. Документированное обеспечение принципов управления персоналом.



2. Классификация типов кадровой политики.

Открытая и закрытая кадровая политика. Пассивная, реактивная, активная, превентивная. Определение типа кадровой политики. Влияние кадровой политики на кадровые процессы, происходящие в организации. Документы, отражающие кадровую политику.



3. Привлечение персонала в организацию.

Цели подбора персонала. Методы отбора персонала. Общий алгоритм подбора песонала в организацию на конкретном примере. Юридическое оформление трудовых отношений.



4. Высвобождение персонала.

Организация процесса увольнения персонала в зависимости от причины. Exit-интервью. Юридическое оформление окончания трудовых отношений.



5. Наставничество как метод адаптации сотрудников.

Внедрение системы наставничества на предприятии. Выбор, обучение и мотивация наставников. Пример успешного внедрения системы наставничества на предприятии.



6. Адаптация и испытательный срок.

Цели внедрения системы адаптации. Корпоративная и социальная адаптация. Содержание плана на испытательный срок. Законодательное регулирование испытательного срока.



7. Аттестация персонала, организация ее проведения.

Цели аттестации персонала. Документированное сопровождение аттестации. Использование в аттестации альтернативных методик оценки персонала.



8. Внешнее и внутрифирменное обучение.

Цели обучения персонала. Методы обучения и их выбор. Пример организации системы обучения на пердприятии



9. Ранние теории мотивации.

Теория Х Y Мак-Грегора. Теория Z Оучи.



10. Содержательные теории мотивации.

Теория потребностей А. Маслоу. Теория Клейтона Альдерфера. Мотивационно гигиеническая теория Герцберга.



11. Процессуальные теории мотивации.

Теория ожиданий В.Врума. Теория справедливости Дж. Адамса



12. Тарифные системы оплаты труда.

Простая повременная, повременно-премиальная, простая сдельная, сдельно-премиальная, косвенно-сдельная, аккордная, сдельно-прогрессивная, смешанная. Преимущества тарифных систем оплаты труда. Пример применения тарифных систем.



13. Бестарифные системы оплаты труда.

Гибкие системы оплаты труда, распределительные системы оплаты труда, коэффициентные системы оплаты труда. Коэффициент трудового участия. Система грейдов. Бальная система оплаты труда. Пример применения бестарифных систем. Обоснование внедрения бестарифных систем в организации.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации

  2. Лукичева, Любовь Ивановна. Управление персоналом[Текст] : курс лекций: практ. задания: учеб. пособие / Л. И. Лукичева; под ред. Ю. П. Анискина. - 3-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2007. - 264 с. - (Б-ка высшей школы). - Библиогр.: с. 259-260

  3. Лукашевич, Владимир Владимирович. Основы управления персоналом[Текст] : учеб. пособие / В. В. Лукашевич. - М. : КНОРУС, 2007. - 229 с. - Библиогр.: с. 227-229

  4. Егоршин, Александр Петрович. Управление персоналом[Текст] : учебник / А. П. Егоршин. - 6-е изд., перераб. и доп. - Н. Новгород : НИМБ, 2007. - 1100 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 1072-1087

  5. Кибанов, Ардальон Яковлевич. Основы управления персоналом[Текст] : учебник / А. Я. Кибанов ; Гос. ун-т упр. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 446 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 437-441

  6. Шапиро, Сергей Александрович. Основы управления персоналом в современных организациях[Текст] : экспресс-курс: учеб. пособие / С. А. Шапиро, О. В. Шатаева. - М. : Гросс-Медиа, 2008. - 397 с. - (Бакалавр). - Библиогр.: с. 390-392

  7. Тебекин, Алексей Васильевич. Управление персоналом[Текст] : учеб. для студентов высших учебных заведений по специальности 080500 "Менеджмент" / А.В. Тебекин. - М. : КНОРУС, 2009. - 623 с. : ил. ; 22. - 3000 экз.

  8. Спивак, Владимир Александрович. Управление персоналом[Текст] / В. А. Спивак. - М. : Эксмо, 2009. - 334, [1] с.

  9. Кибанов, Ардальон Яковлевич. Служба управления персоналом[Текст] : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, М. В. Ушакова. - М. : КноРус, 2010. - 410 с. - Библиогр.: с. 198-201

  10. Ладнова, Е. С. Прием и увольнение работников[Электронный ресурс] / Е. С. Ладнова // КонсультантПлюс: Высшая школа : учебное пособие. - Киров, 2012. - Вып. 18 . - Систем. требования: Windows 2000/XP/Vista/7, DVD-ROM

  11. Бабосов, Е. М. Управление персоналом. Учебное пособие для вузов[Электронный ресурс] / Бабосов Е. М. - Минск : ТетраСистемс, 2012. - 288 с.

  12. Маслова, В. М. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие[Электронный ресурс] / Маслова В. М. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 223 с.

  13. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом. Практикум. Учебное пособие[Электронный ресурс] / Базаров Т. Ю. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 240 с.

  14. Базаров, Тахир Юсупович. Управление персоналом[Текст] : учебник / Т. Ю. Базаров. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 218, [1] с. - (Среднее профессиональное образование. Экономика и управление). - Библиогр.: с. 216-217

Учебное издание




Фокина Ольга Васильевна

Никонов Валентин Анатольевич

Прокопенко Людмила Кирилловна

Созинова Анастасия Андреевна

Савельева Надежда Константиновна

Малышева Наталья Владимировна

Ноговицына Ольга Сергеевна

Сысолятин Алексей Витальевич

Блесткина Татьяна Владимировна

Грабар Анна Анатольевна

Программа государственного экзамена

для студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент»,

профиль «Финансовый менеджмент»

Редактор:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный университет»



610000, г. Киров, ул. Московская, 36