Программа формирования финансовой инфраструктурной среды соответствующей мировому уровню крт москва 2010 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 7 1752.62kb.
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «Прикладные программы проектирования эс» 1 133.51kb.
Программа по истории 9 класс 2 438.01kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» 2 366.59kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» 1 293kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» 1 293kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» 2 341.87kb.
Программа вступительного экзамена 1 154.36kb.
Программа Студенческой научной конференции Молодежь и наука 2010... 1 128.49kb.
Работает над проблемой «Создания адаптивной образовательной среды... 1 24.52kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс Базовый уровень Ушакова О. 1 276.64kb.
Инсценировка по роману Джеймса Фенимора Купера в 2 действиях 1 323.94kb.
- 4 1234.94kb.
Программа формирования финансовой инфраструктурной среды соответствующей мировому - страница №1/1



Гусев Ю.Н.

Проект «Кремлин-Сити»


Концепция Доктрины модернизации финансовой индустрии России

ЧАСТЬ 3

Программа формирования финансовой инфраструктурной среды соответствующей мировому уровню

крт

МОСКВА 2010

СОДЕРЖАНИЕ
3.1. Стратегия формирования Международного

финансового центра в Москве стр. 3
3.2. Структура и принципы

организации биржевой системы

Международного финансового центра стр. 8
3.3. Этапы создания единой фондовой

инфраструктуры стр.13
3.4. Система страхования ответственности

профессиональных участников рынка ценных бумаг стр.16


3.1. Стратегия формирования Международного финансового центра в Москве

Значимость фондового рынка для обеспечения экономической безопасности страны, а также для достижения целей проводимой финансово-экономической политики неоспорима.

Именно поэтому западные страны, особенно в последние годы, прикладывали значительные усилия по формированию мощных центров ликвидности. Среди прочего, это достигалось путем слияния и поглощения национальных фондовых бирж.

Так были объединены биржи NYSE и европейская EURONEXT (при явном недовольстве ряда ведущих европейских лидеров). Этим же трансконтинентальным консорциумом ведутся переговоры по слиянию и с Deutsche Boerse.

Скандинавская группа OMX поглотила биржи прибалтийских государств, причем сама группа ОМХ объединилась с американской биржей NASDAQ.

Был сформирован крупнейший центр и на товарном рынке — объединились фьючерсные биржи (Чикагская товарная биржа и Чикагская торговая палата).

В то же время в России продолжается конкуренция бирж РТС и ММВБ, функционирует большое количество региональных бирж. Ситуация в вопросе развития российской биржевой инфраструктуры не далеко ушла от уровня 90-х годов прошлого века.

Российский рынок не воспринимается иностранными инвесторами и регуляторами ведущих стран как регулируемый. По этой причине в России работают, как правило, только инвестиционные фонды, рассчитывающие на получение спекулятивной прибыли, а не на долгосрочные инвестиции (что, собственно, и явилось одной из причин резкого оттока иностранного капитала с российского фондового рынка во время кризиса).

Вступив на путь интеграции в мировую экономику, страны СНГ стоят перед выбором модели региональной финансовой интеграции. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии, действующие в рамках крупнейших мировых финансовых центров, финансовых институтов в страны СНГ. Это постепенно может привести к формированию на финансовом рынке стран СНГ зон влияния таких финансовых центров.

Более того, сохраняющиеся тенденции могут в ближайшем будущем привести к тому, что фондовый рынок стран СНГ полностью попадет под влияние мировых биржевых центров.

Скандинавская группа OMX уже поглотила биржу Армении, ведутся переговоры по покупке доли в казахстанской бирже KASE. Да и на территории России ей принадлежит доля в капитале Международной фондовой биржи в Санкт-Петербурге.

Чтобы не допустить дальнейшей экспансии, необходимы срочные меры, направленные, среди прочего, на приведение к мировым стандартам существующей в России инфраструктуры фондового рынка и реализацию мероприятий направленных на интеграцию финансового пространства Содружества.

С учетом сложившейся ситуации в национальной финансовой индустрии поэтапное эволюционное реформирование инфраструктурных институтов финансового рынка потребует несопоставимых усилий и времени, а самое главное, оно будет находиться в прямой зависимости от действий частных инфраструктурных владельцев и их финансовой состоятельности.

С точки зрения поиска иного (не эволюционного) подхода к модернизации финансового сектора предлагается рассмотреть пример создания МФЦ - Dubai International Financial Centre (DIFC). С начала реализации проекта в 2002г., буквально в пустыне за несколько лет здесь вырос деловой район и финансовый кластер, насчитывающий более 800 международных компаний на площади около 40 гектар. В настоящее время количество рабочих мест составляет 11.000, и до 2015 года этот показатель должен достигнуть 60.000. Чтобы соответствовать запросам международного финансового центра, правительством Дубаи были созданы не только нефинансовая инфраструктура, но и особая юрисдикция. Благодаря этому, DIFC приобрел характер самоуправляемой зоны.

DIFC Authority издает директивы и наблюдает за стратегическим развитием, оперативным менеджментом и управлением DIFC (например, DIFC Registrar of Companies). Кроме того, она несет ответственность за разработку законов для действий, не входящих в круг обязанностей DFSA.

Процесс ратификации всех законов и директив производится независимой DIFC Judicial Authority. Дополнительная эффективность DIFC достигается путем предоставления привилегий находящимся на территории компаниям. Поэтому, при создании DIFC Дубаи использовал исключительно новый подход—создание для DIFC и его участников абсолютно независимой судебной и регулятивной системы, использующей местное законодательство только в разделах криминального права и норм по предотвращению отмывания денег.

DIFC руководствовался передовым мировым опытом в создании судебной системы: закон о банковском деле был основан на законодательной базе, разработанной Агентством Финансовых Услуг Великобритании, корпоративный закон — на законах штата Делавар и Канады, закон о страховании—на законах Багамских островов, закон об Исламских инструментах—на законах Бахрейна, Саудовской Аравии и Малайзии. Financial Services Authority (DFSA) является единственным независимым регулятором всех финансовых услуг, производимых в DIFC, созданный по образцу ведущих правовых систем мира признанными экспертами. DFSA находится под надзором Независимого Регулятивного Совета, который назначает членов в Арбитражный Суд Финансового Рынка и Апелляционный Комитет, квази-судебные структуры, предназначенные для разрешения споров, возникающих между участниками DIFC.

Создавая DIFC в рамках Свободной Зоны, Дубаи предоставил иностранным финансовым институтам традиционные преимущества свободных экономических зон, включая возможность 100% иностранного владения, отсутствие подоходного налога и налога на корпоративные доходы, отсутствие валютного контроля, торговых барьеров и квот, ограничений на репатриацию капитала и конкурентоспособные пошлины на импорт (4% с многочисленными освобождениями от уплаты).

Возможно, единственно верным для России в сложившейся ситуации будет последовать по пути создания DIFC Дубая и «с нуля» выстроить на локальной территории в особой юрисдикции всю инфраструктуру будущего Международного финансового центра, сформировав при участии ведущих мировых консультантов и применении инновационных технологий мощный, вертикально интегрированный и высоко капитализированный биржевой, информационно-аналитический и организационно-управленческий комплекс.



Для успеха реформы биржевой системы России в рамках интеграционных процессов, необходимо устранить предпосылки для конкуренции между основными биржевыми системами России – ММВБ и РТС, например, путем установления их биржевой специализации. Под контролем Центробанка предлагается сохранить ММВБ, ограничив ее деятельность валютными операциями. В числе основных задач - содействие Банку России в процессе регулирования ликвидности финансово-банковской системы и установления официальных курсов рубля к иностранным валютам. Восемь валютных бирж должны стать валютными площадками ММВБ. На базе РТС может быть создана Евразийская биржа.

Предполагается, что создаваемый в Москве МФЦ должен охватить финансовые системы стран СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и стран, входящих в различные международные объединения с участием России, и государств, не охваченных в настоящее время в достаточной степени существующей системой мировых финансовых центров (в основном - среднеазиатского региона).

Финансовый центр Алматы позиционируется как региональный и на указанном финансовом пространстве, его можно рассматривать в качестве прямого конкурента для Финансового центра Москвы.

Однако очевидно, что только объединенное мощное интеграционное пространство финансовых институтов фондового рынка Содружества будет способно конкурировать на мировой финансовой (и не только) арене.

В этом году Россия председательствует в рамках СНГ, что потребует от нее внесение инновационных предложений в деятельность Содружества, чтобы страны СНГ почувствовали устойчивость этой организации, перспективы ее развития.

Представляется уникальная возможность вовлечения при формировании Международного финансового центра в Москве национальных финансовых центров стран СНГ и, прежде всего, регионального финансового центра Алматы.

Создание единой инфраструктуры фондового рынка Содружества повлечет за собой появление уникальных условий не только для привлечения новых эмитентов и инвесторов со всего мира, но и образования единого расчетно-платежного пространства и новой платежной валюты.

Например, страны ЕС давно стремились создать собственный финансовый центр. Однако этому мешали противоречия в Евросоюзе, нежелание стран-членов Союза поступиться своим суверенитетом в проведении бюджетной, кредитной и инвестиционной политики в пользу наднациональных решений. Только с введением в 1999 году евро фондовый рынок ЕС стал вторым по масштабу после США.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, предлагается с самого начала формировать Международный финансовый центр в Москве с расчетом на интеграционные возможности единой фондовой инфраструктуры Содружества.


3.2. Структура и принципы организации биржевой системы Международного финансового центра

Центральным звеном Финансового центра в Москве должны стать вертикально интегрированные между собой Евразийская биржа, Центральный депозитарий и Центральная клиринговая палата с эффективной и надежной платежной системой, использующие передовые технологии, высоко капитализированные, с современными системами риск-менеджмента.



Евразийская биржа, должна сразу формироваться на универсальных нормах и принципах, открытых для взаимодействия с третьими странами.

С точки зрения организационно-правовой формы Евразийская биржа может формироваться на основе Межгосударственного Соглашения (далее Соглашения) стран участников создания интеграционного инфраструктурного финансового пространства в юридической форме акционерного общества закрытого типа, акции которой не подлежат свободной продаже. Учитывая политическую составляющую и предполагаемый размер оборота, Акционеры Евразийской биржи должны формироваться на основании рекомендаций правительств государств – участников Соглашения, чтобы не допустить проникновение в акционерное общество случайных лиц.



В конечном итоге Евразийская биржа должна стать если не единственной, то доминирующей биржей на евроазиатском пространстве, а расчетно-клиринговые институты общими для фондовой инфраструктуры Содружества

В структуре органов оперативного управления Евразийской биржей ее периферийные органы будут представлены национальными филиалами в странах – участниках Соглашения и должны иметь определенную самостоятельность.

Функционировать Евразийская биржа, как интегрированная биржевая система должна на принципах, основа которых заложена директивой Евросоюза «O рынках финансовых инструментов» (The Markets in Financial Instruments Directive, MiFID).

Аналогичная директива, если бы она была принята странами СНГ - участниками Соглашения, заложила бы основу для создания единого рынка финансовых инструментов и услуг. Среди отличительных черт такой директивы - доступ к информации и торгам на различных площадках, открытость биржевых сделок, свободная конкуренция на финансовых рынках, общие правила о защите прав потребителя (инвестора-клиента). В числе прочих - обеспечение инвестиционным компаниям возможности осуществлять международную деятельность через открытие филиалов в других странах – членах Соглашения, предварительно получившим авторизацию от национальных регуляторов. Торги на Евразийской бирже должны будут идти практически по всем бумагам, которые котируются на европейских биржах, с введением института центрального контрагента.

Создание новой биржевой системы позволит устранить многие ошибки национального фондового рынка и обеспечить высокий уровень технологий и конкурентоспособные стандарты торговли.

Квалифицированный менеджмент Евразийской биржи будет сформирован за счет кадрового потенциала РТС, прошедшего дополнительное обучение, а также, по аналогу с DIFC Дубаи, приглашен из-за рубежа.

Для того чтобы национальные биржевые площадки стран СНГ действовали в едином правовом и налоговом пространстве, в Соглашении потребуется внесения положения о создании унифицированных налоговых условий и экономических условий для участников фондового рынка.

Центральный депозитарий может быть создан на базе объединения депозитарий ведущих российских бирж (прежде всего НДЦ и ДКК), который впоследствии может стать единым депозитарием для пространства СНГ. Обязательным шагом, на первом этапе будет установлении корреспондентских отношений между центральными (национальными) депозитариями стран СНГ.


Создание международных институтов, выполняющих функции центрального депозитария для нескольких стран, является обычной международной практикой. Так, уже состоялось объединение в группу Euroclear центральных депозитариев Франции (в прошлом SIСOVAM, теперь Euroclear France), Бельгии (Euroclear Bank), Голландии (Euroclear Nederland) и Великобритании (CREST), которая теперь осуществляет функции центрального депозитария для соответствующих стран. Другая международно-клиринговая организация Clearstream была поглощена Deutsche Borse Group и теперь осуществляет функции центрального депозитария для Германии и Люксембурга. Институты, выполняющие функции национального центрального депозитария, существуют во многих странах, осуществляющих переход к рыночной экономики (например, Польше, Венгрии, Словакии, Казахстане, Молдове).

Макроэкономическое значение центрального депозитария дает новый качественный уровень инфраструктуре финансового рынка, повышает его эффективность и надежность его функционирования, снижает издержки его участников, привлекает иностранных инвесторов на национальные финансовые рынки.

Функции Единой клиринговой палаты смог бы выполнять созданный, как раз для этой цели - Межгосударственный банк стран СНГ.

Создание на территории в Финансовом центре Центрального процессингового центра позволит ввести собственную платежную систему Содружества с использованием пластиковых карточек, что станет альтернативой ведущим платежным системам на территории стран СНГ и снизит зависимость от них.

Места маркетмейкеров на Евразийской бирже (в отличие от существующей системы присутствия на недокапитализированных биржах огромного количества брокеров с низким уровнем страховки), должны занять крупнейшие финансовые институты стран СНГ (как это введено, например, на Фракфуртской бирже - Deutsche Bоеrse - да и не только там), высоко капитализированные, использующие в своем арсенале самые передовые технологии.

Следуя при формировании передовому зарубежному уровню и используя самые современные системообразующие информационные технологии (системы биржевой торговли, учета ценных бумаг и взаиморасчетов, управление рисками, детальный анализ всех элементов портфеля, моделирование инвестиционных сценариев, подготовка отчетов для клиентов и т.п.), Евразийская биржа сможет стать центром притяжения для мировых инвесторов и эмитентов, способным организовать взаимодействие между ними, обеспечить эффективное ценообразование, быстроту и дешевизну операций, защиту прав собственности и недопущение манипулирования рынкоом, получить единую эффективную инфраструктуру услуг, интегрированную в глобальные депозитарно-расчетные системы.



Международный финансовый центр в Москве, интегрированный с финансовыми центрами стран Содружества – участников Соглашения смогут образовать полицентрическую сеть, где будут действовать институциональные соглашения единой финансовой системы.

Полицентрическая сеть финансовых центров сможет объединить потенциальные возможности разных стран, создать единое расчетно-платежное пространство, унифицированные правовое и налоговое поля, что позволит в будущем создать региональный эмиссионный центр.

При этом распределение доходов от функционирования общей биржевой инфраструктуры может осуществляться на основе инновационной системы межгосударственной добавленной стоимости, при которой полученная прибыль участников зависит от доли в общем имуществе инфраструктурных институтов, а доля государства от оборота на национальных площадках.

Такой подход будет стимулировать заинтересованность государств – участников проекта в стимулировании торговых операций на национальных площадках.

Формированию общего финансового пространства и повышение доверия мировых участников финансового рынка к МФЦ в Москве (выстроенных на принципах полицентрической сети), несомненно, будет способствовать создание Международного финансового суда (в качестве третейского арбитражного суда), организованного, при Экономическом суде стран СНГ.

Развитие интегрированной инфраструктуры фондового рынка не может произойти «в одночасье» и должна начаться с решением проблем унификации технологии торгов и программного обеспечения в российских биржевых системах.

В сложившихся условиях, с учетом присутствия различных групп собственников российских бирж и разными взглядами их акционеров на возможный процесс объединения между собой или впоследствии с создаваемой Евразийской биржей, в текущее функционирование бирж должны быть внесены существенные коррективы.

Необходимо срочно приступить к объединению их технологических платформ и правил организации торгов на основе принципов и программного обеспечения принятой для Евразийской биржи. Отечественные биржи должны начать работать как единое целое, даже сохраняя текущую форму собственности.

На первом этапе должны быть согласованы и приняты единые технические регламенты, унифицированы правила торгов и отработан интерфейс обмена информации. На втором этапе должно произойти слияние биржевой системы стран СНГ и Евразийской биржи. Не вошедшие в процесс слияния биржи, тем не менее, должны будут функционировать в едином технологическом, информационном и регулятивном поле.

Необходимо учитывать тот факт, что программно-технические комплексы национальных бирж были разработаны в 90-х годах и сегодня идеологически и технологически устарели и не могут обеспечить непрерывное и конкурентоспособное по производительности функционирование. В любом случае потребуется кардинальная смена всей технической и технологической платформы национальных бирж. Однако переход на новую платформу является делом далеко непростым, сопряжен с рядом непредвиденных обстоятельств и требует достаточно времени на адаптацию, как участников рынка, так и персонала самой биржи.

Поэтому до формирования новой инфраструктуры на базе технологий Евразийской биржи на данном этапе целесообразно говорить лишь об отработке интерфейсов между уже работающими торговыми системами, по крайней мере, двух центральных бирж, о выстраивании некоего программно-технологического «моста» между ними. Более того, сегодня в России уже существуют наработки, использование которых позволит существенно сократить время на реализацию этого процесса. Оценки показывают, что при наличии согласованной позиции бирж и ФСФР (или в принудительном порядке) технические работы по объединению регламентов работы могут быть завершены в течение четырех-шести месяцев.
3.3. Этапы создания единой фондовой инфраструктуры

Программа сотрудничества по созданию единой фондовой инфраструктуры на пространстве СНГ может быть реализована также в несколько этапов.

В числе первоочередных задач должно стоять создание единой информационной базы по законодательству стран СНГ о регулировании организованных финансовых и товарных рынков и взаимный обмен нормативно-правовой документацией по вопросам регулирования организованных финансовых и товарных рынков и разработка единых стандартов и рекомендаций работы на организованных финансовых и товарных рынках стран СНГ.

Для формирования единого интегрированного биржевого пространства потребуется признания национальными регуляторами государственной регистрации ценных бумаг в любой из стран СНГ, для допуска к обращению на территории Содружества.

Необходимо взаимное признание странами СНГ лицензий, аттестатов (сертификатов, квалификационных свидетельств) и иных возможных разрешений, выданных в целях осуществления деятельности на рынке ценных бумаг. В перспективе целесообразно введение надзорными органами стран СНГ единых лицензий на осуществление деятельности на рынках ценных бумаг всех стран СНГ.

На первом этапе должны быть согласованы и приняты единые технические регламенты, унифицированы правила торгов и отработан интерфейс обмена информации.

На основе анализа технологических и функциональных возможностей программно-технических баз бирж - стран членов Содружества, необходимо создать условия для функционирования торговых, расчетных, депозитарных систем, систем Интернет-трейдинга, бэкофисных систем, систем электронного документооборота и телекоммуникационных технологий, а также создание механизмов для обеспечения оперативного и технологичного взаимного обмена информацией между техническими службами бирж - стран СНГ.

Одновременно должен быть осуществлен выбор технологической платформы и программного обеспечения Евразийской биржи, завершена подготовка к внедрению технологий на биржах России и стран СНГ.

На втором этапе должно произойти слияние бирж - стран СНГ и Евразийской биржи. Не вошедшие в слияние биржи, тем не менее, должны функционировать в едином технологическом и информационном и регулятивном поле.

Одновременно должна быть начата работа по созданию системы «наднационального» регулирования финансовых рынков Содружества.

Если указанные предложения будут реализованы, возникнет база для появления полицентрической межгосударственной сети финансовых центров, в которой смогут действовать институциональные соглашения единой фондовой инфраструктуры.

Предполагается, что Евразийская биржа должна будет иметь горизонтально интегрированные между собой национальные биржевые площадки стран СНГ (даже в случае сохранения владельцами отдельных бирж), функционирующие на единой технологической платформе, а инвесторы и эмитенты в унифицированных налоговых и экономических условиях.

Синергия полицентрической биржевой системы МФЦ в Москве сформирует нового глобального биржевого игрока, способного конкурировать на мировой финансовой арене.

Слияние и укрупнение фондовых площадок на базе МФЦ в Москве позволит инвесторам избежать больших потерь за счет более широкого выбора возможных объектов для инвестиций и перетока капитала, а вхождение бирж из разных стран - увеличить предложения ценных бумаг и снизить издержки по проведению операций.

Появится возможность создать уникальные условия для привлечения новых эмитентов и инвесторов со всего мира, охватить, например, быстрорастущий рынок исламских финансовых инструментов (исламские коммерческие ноты и облигации (сукук), фьючерсы на процентные ставки и т.д., которые уже сейчас оцениваются в $200 млрд.), инвесторов и эмитентов северо-западного региона Китая и многое другое.

Для России с ее сырьевыми запасами наиболее близкой могла бы оказаться финансовая инфраструктура Лондона - прозрачная и понятная для инвесторов, однако, при этом необходимо учесть инновационные преимущества других МФЦ, например, - финансового центра Сингапура.

В финансовом центре Лондона все торги акциями и облигациями происходят на бирже (LSE), торговля деривативами, в основном, на Euronext.liffe. Кроме этого есть несколько специальных площадок для торговли деривативами на сырьевые товары: Лондонская биржа нефтепродуктов (London Petroleum Exchange, LPE), Лондонская биржа металлов (London Metal Exchange, LME), Лондонская биржа золота (London Gold Exchange, LGE) и т.д.

В США, помимо крупнейшей биржи NYSE в Нью-Йорке действуют крупные биржи NASDAQ (торговля акциями высокотехнологичных компаний) и AMEX (торговля акциями молодых компаний и инвестиционных фондов), а в Чикаго – биржи, торгующие производными инструментами (CME Group).

В Лондоне имеется большое количество организаций, которые могут заниматься клиринговой деятельностью, но все они являются членами Лондонской клиринговой палаты (LCH.ClearNET). Расчёты проводятся через британско-ирландское подразделение международного центрального депозитария (ICSD) Euroclear (ранее функционировавшее как центральный депозитарий Великобритании CREST), которое позволяет также депонировать иностранные ценные бумаги для их прямого обращения на Лондонской бирже.

В США учёт, клиринг и расчёты по ценным бумагам на национальном рынке производятся, в основном, в рамках вертикально интегрированной Depositary Trust and Clearing Company (DTCC). Платежи совершаются в режиме реального времени (RTGS) через систему ФРС Fedwire, а клиринг по международным сделкам – через Лондонскую клиринговую палату (LCH.Clearnet).

Гонконгская клиринговая компания (HKSCC) также использует Централизованную расчётно-клиринговую компанию (CCASS) при проведении операций со всеми разрешёнными ценными бумагами, торгующимися на Гонконгской фондовой бирже (SEHK). Все расчёты проводятся по схеме T+2.
3.4. Система страхования ответственности профессиональных участников рынка.

Необходимо затронуть еще один аспект, требующий решения - укрепление роли страхования в ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Программы защиты инвесторов действуют во многих странах и предусматривают, как правило, либо страхование ответственности профессионального участника рынка ценных бумаг либо создание за счет средств определенной группы участников рынка (например, брокеров) компенсационных фондов, за счет средств которых инвесторам, пострадавшим от действий недобросовестных брокеров, осуществляются выплаты. Компенсационные фонды организуются, в основном, для защиты клиентов неплатежеспособных брокеров, чьих активов недостаточно для покрытия убытков обслуживаемых ими клиентов.

Вместе с тем, в некоторых странах программы функционирования компенсационных фондов предусматривают и более широкое покрытие убытков клиентов. Например, в Австралии программа защищает от невыполнения контракта, в Великобритании - от определенных мошеннических действий. Однако, ни одна программа не страхует инвестиции от обычных рыночных рисков, скажем, от падения рыночной стоимости ценных бумаг. Во всех программах установлен предельный размер компенсаций.

Страхование на фондовом рынке является относительно новым инструментом управления рисками. Международные эксперты признают это направление перспективным, особенно в свете развития рынка и увеличения его инвестиционной привлекательности.

В рамках частного страхования брокеры, действующие индивидуально или коллективно, также могут застраховать своих клиентов в страховых компаниях от мошенничества, халатности, утери документов и другие. Преимущества этого метода в его простоте, дополнительном контроле со стороны страховой компании, а недостатки – в значительных затратах, предельном уровне страховых выплат и множестве исключений из правил.

Законодательством Российской Федерации страхование рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг признается регулятором и может быть использовано участниками рынка как законный способ покрытия их рисков. В целях развития данного вида финансовых услуг законодательством предусматривается предоставление профессиональным участникам рынка ценных бумаг, заключившим договоры страхования своей ответственности, в частности, брокерским компаниям, возможности засчитывать часть страховой суммы для уменьшения установленного в отношении них регулятором норматива достаточности собственных средств.

Однако, российские страховые институты недостаточно капитализированы и не могут составить серьезную конкуренцию крупным иностранным страховым компаниям. Выходом из положения может стать создание с участием государства высоко капитализированной перестраховочной системы.

С этой целью, предлагается рассмотреть вопрос создания Национальное перестраховочной компании, которая может стать крупнейшим региональным перестраховочным центром, что могло бы стать поворотным позитивным моментом для всего национального страхового бизнеса и финансового рынка на всем пространстве стран СНГ.

Главная задача (впрочем, как и при создании МФЦ в целом) – изыскать возможность для масштабных финансовых вливаний.

Проблема низкой капитализации национального перестраховочного рынка в свое время очень удачно была решена в Китае. Правительство Китая направило из валютных резервов 4 млрд. долларов на капитализацию национальной перестраховочной компании China Re, затем было проведено размещение акций компании через IPO. Данный шаг дал стимул созданию средних по размеру частных перестраховочных компаний, позволил перенаправить потоки взносов, переданных в перестрахование, на внутренний рынок и привлечь взносы с других мировых страховых рынков. Таким образом, за несколько лет в Китае был сформирован крупный национальный перестраховочный рынок, принимающий в перестрахование взносы не только с внутреннего рынка, но и из-за рубежа. Реализация описанного сценария может дать существенный импульс развитию российского перестраховочного рынка.

С целью предупреждения страхового мошенничества в МФК должно быть предусмотрено  создание современной единой базы информационных ресурсов, содержащих данные, позволяющие в полном объеме идентифицировать все страховые события и объекты страхования.



Совместная инфраструктура финансовых институтов, объединяющая потенциальные возможности национальных центров разных стран и мощная система перестрахования позволит ускорить создание единого расчетно-платежного пространства, унифицированных правового и налогового полей и способствовать появлению на пространстве Содружества регионального эмиссионного центра.

Благодаря синергии полицентрической межгосударственной системы МФЦ в Москве конкурировать на мировой и странах Содружества должен быть сформирован новый глобальный игрок, способный достойно финансовой арене.

Предлагаемые меры позволят модернизировать финансовую инфраструктуру России и стран Содружества, создать в Москве Международный финансовый центр с технологически мощным, вертикально интегрированным и высоко капитализированным биржевым, информационно-аналитическим и организационно-управленческим комплексом, обладающим огромным инвестиционным и кредитным потенциалом, не имеющий в мировой практике аналога, который способен объединить финансовое пространство стран СНГ и других стран, входящих в различные политические и экономические союзы с Россией.