Программа элективного курса «Основы экологии и ландшафтный дизайн» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа элективного курса «Основы экологии и ландшафтный дизайн» - страница №1/1


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ № 1»

_______________ Спихина И.Н.

«______»__________20___ год




РЕКОМЕНДОВАНА:

НМС МБОУ «СОШ № 1»

______________________

«___»___________20___год











ПРОГРАММА

элективного курса

«Основы экологии и ландшафтный дизайн»
Направленность программы: эколого-биологическая

Возраст обучающихся: 11 – 13 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Шилина Л.Е. - учитель географии МБОУ «СОШ № 1»
Г.Гусь-Хрустальный

2012 год


Пояснительная записка
Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Основы экологии», рассчитанного на школьников средних классов, занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образования.

Программа предусматривает курс по экологии. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической программы: общая экология – экология окружающей местности - экология взаимоотношений живого и неживого мира – экологические основы охраны природы – практическая и прикладная экономика.

Плановое количество учащихся в группе 13 – 15 человек.

Продолжительность занятий для каждой группы – по 2 часа 2 раза в неделю. 2 часа  - оптимальная продолжительность занятий. За это время можно провести как теоретическое, так и практическое занятие. При необходимости в этот временной промежуток укладывается и небольшая экскурсия на местности. Большая продолжительность занятий приводит к быстрой утомляемости учащихся.



Целью данного курса является изучение основ экологических знаний на материале регионального и краеведческого компонента.

Задачами являются:

1) овладение учащимися научными основами экологии,

2) изучение экологических законов и взаимосвязей,

3) развитие практических знаний, умений и навыков,

4) исследовательская и научная деятельность..
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.


Пройдя курс «Основы экологии» учащиеся должны знать:

  • определения основных экологических понятий;

  • о типах взаимодействия организмов; разнообразии биотических связей;

  • законы конкурентных отношений в природе;

  • о биосфере как глобальной экосистеме;

  • о месте человека в экосистеме Земли;

  • о современном состоянии и охране биосферы.


Учащиеся должны уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;

  • строить графики простейших экологических взаимосвязей;

  • определять уровень загрязнения воздуха и воды;

  • проводить простейшие методы мониторинга;

  • составлять коллекции и гербарии экологического материала;

  • составлять и выполнять проектные работы по экологии;

  • охранять флору и фауну.

Курс предполагает различные формы контроля:



  • выставки изготовленных коллекций, гербариев;

  • презентации по темам проектов;

  • тестовый контроль.

Календарно-тематическое планирование курса

1 ПОЛУГОДИЕ

сентябрь - декабрь 1 – 2 четверть


Наименование темы Практические работы


Количество часов

дата

Теория

Практика

Экскурсия










1 Вводное занятие. Что такое экология? Работы по благоустройству пришкольного участка

1

1

 




2 Путешествие в этот загадочный и прекрасный мир растений. Сбор семян на пришкольном участке.

1

1.

 




3Ландшафтный дизайн пришкольного участка. Работы по благоустройству.

1 

1

 




4. Экологическая тропа – как основа экологического образования школьников . Экскурсия по тропе.

.

 

2ч.




5 Экологическая тропа. Влияние антропогенного фактора на природный ландшафт(экскурсия).




 

2ч.




6. Природа вокруг нас . Как охранять природу? Озеленение школьного цветника. Экологический десант.

1

1







7 Заповедники и национальные парки. Экскурсия в НПП « Мещёра»




 

2ч.




8 Первые цивилизации, взаимоотношение с природой.. Озеленения школьника цветника.(пересадка комнатных растений).

1

1.  







9 Современнные проблемы охраны природы. Обработка школьного цветника, подготовка к зиме.

1  

1







10 Загрязнение гидросферы. Рациональное использование и охрана вод .Наблюдение за изменением экосистемы водоёма в лесной зоне «Сказка».

1

1.







11 Загрязнение атмосферы. Оценка загрязненности воздуха основными промышленными загрязнителями выделяемыми вокруг школы и лесной зоны «Сказка».

1

1







12 Оценка экологической опасности выхлопных газов автомобилей. Автомобиль и человек.

2










13 Загрязнение литосферы. Использование и охрана почв. Обработка почвенных образцов в пределах школы.

1 

1







14 Биосфера и человек. Удивительное в мире растений и животных. Экология растений и животных. Экологическая игра.

2




 




15 Красная книга. Охраняемые животные и растения Владимирской области. Посещение визит центра НПП»Мещёра».Образцы, коллекции.












16 Глобальные экологические катострофы, просмотр фильма , презентаций. Радиоактивное загрязнение местности.

17 Участие в экологических олимпиадах, конкурсах, проектах творческий отчёт, выпуск газеты»Экологический вестник.



2





 




34 часа 17 9 8

2 полугодие январь-июнь 3-4 четверть



Наименование темы Практические работы

Количество часов

дата

 

Теория

Практика

Экскурсии




18 Практическое значение экологии, научно-исследовательская деятельностью. Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой. (экскурсия)

19 Изучение снежного покрова и его влияние на природные процессы. Измерение высоты снежного покрова на пришкольном участке и в лесопарке «Сказка».

20 Экскурсия в школьный краеведческий музей, город Владимир, Москва. Основы краеведения

21 Приспособление организмов к среде обитания. Адаптация к разным условиям существования. Презентация, фильм.

22 Лыжная прогулка в лес тема «Красота русского леса».

23 Метеонаблюдения на пришкольном участке: описание тем., влажности воздуха, количества осадков, направление ветра. Изготовление метеоприборов.

24 Общие сведения о Биосфере, её влияние на экологические процессы .Обработка школьного цветника.

25 Правила посадки семян на пришкольном участке, выбор семян , подготовка почвы. Цветковые растения различных мест обитания.(Презентация) Подготовка почвы для рассады.

26 Цветущие растения для пришкольного участка, оформление мини- проектов «Школьная клумба». Ландшафтное проектирование. Посадка семян, полив, наблюдения.

27 Факторы влияющие на прорастание семян: свет ,вода, тепло. Посадка семян и уход за рассадой для пришкольного участка.

28 Человек как часть природы. Воздействие человека на растительный и животный мир. Уход за рассадой.

29 Человек и его здоровье. Проблемы питания школьника. Уход за растениями для школьного цветника.

30 Экология г. Гусь-Хрустального. Природоохранные территории. Уход за рассадой.

31 Рекреационные ресурсы родного города. Фоторепортаж. Презентация. Уход за рассадой.

32 История создания Альпийских горок. Презентация альпийские горки Европы. Благоустройство пришкольного участка.

33 Технология создания Альпийской горки - мастер класс. Подготовка клумб на пришкольном участке.

34 Цветы для альпийской горки, правильная подборка ярусов.

35Основы ландшафтного дизайна на пришкольном участке. Оформление клумб, высадка рассады на улицу.

36 Проект ландшафтного проектирования пришкольного участка. Оформление клумб вокруг школы.

37 Оформление альпийской горки на пришкольном участке, выбор декоративного дизайна рассады.

38 Защита проекта «Мой красивый школьный двор»презентация проекта.

39 Декорирование пришкольного участка – лекция.

40 Декорирование и оформление декором цветов отдельных клумб.

41Работа на пришкольном участке.

42 Работа по оформлению пришкольного участка

.


1

1

1



1

2

1



1

1

1



2

2


1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2


2

2

2






Итого 84 часа из них 31 ч 39ч 14 ч

Библиографический список.

  1. Баумена «Сады и парки Горьковской области». Волго-Вятское изд-во 2008г.

  2. Боговая И.О., Теодоронский В.С. «Озеленение населенных мест». «Агропромиздат» 1990г.

  3. Вакуленко В.В., Труевцева М.Ф., Вакуленко Вл.В. «Декоративное садоводство» «Просвещение» 1982г.

  4. Журнал «Биология в школе»:№1 1998г.; №2 1998г. стр.81; №3 1998г. стр.83; №5 2003г. стр.47.

  5. Журнал «Цветы в вашем саду» Г.И.П.П. «Вятка» 2006г.

  6. Журнал «Цветы в вашем саду и дома». Аптекарский цветник. №1 1998г.

  7. Заливский В.А. Приусадебный цветник». Ленинград. Изд-во «Колос».2007г.

  8. Кудрявцев В.К. «Основы агротехники садовых культур. 8-9 класс». Просвещение.2011г.

  9. Родина В.А. «Цветоводство в школе». Москва. «Учпедгиз».2006г.

  10. Тавлинова Г.К. Цветоводство». Санкт-Петербург. «Агропромиздат».2000г.

  11. Федорук А.Т. «Садово-парковое искусство Белоруссии». Минск. «Ураджай» 2009г.

  12. Юрченко А. «Настольная книга цветовода». Москва.«ЭКСМО». 2004г.

  13. Шилика А. «1000+1 совет по строительству дачного домика». Минск.»Харвест».2009г.

14. Под редакцией Ашихминой Т.Я. « Экология родного края». Киров 2006 год.