Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности - страница №1/5
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет мировой экономики и мировой политики
Программа дисциплины Европейская политика, право и институты Европейского союза
для специальности 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра
для магистерской программы «Европейские исследования»
Автор программы: к.п.н., доц. Романова Т.А. (romanova@mail.sir.edu), к.ю.н., доц. К.В. Энтин (kirill.entin@coleurope.eu)
Одобрена на заседании кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции
Зав. кафедрой В.Н. Зуев
«___»____________ 20 г
Рекомендована секцией УМС факультета мировой экономики и мировой политики
Председатель Кудров В.М.
«___»____________ 20 г
Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики
Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]
«___»_____________20 г.
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031900.68 «Международные отношения», обучающихся по магистерской программе «Европейские исследования», изучающих дисциплину «Европейская политика, право и институты Европейского союза».
Данный курс входит в число дисциплин, формирующих подготовку магистров на факультете мировой экономики и мировой политики ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ и соответствует его образовательному стандарту. Курс дает специальные знания в области современных международных отношений. Он готовит студентов к выбору профессиональной деятельности и дальнейшему изучению комплексных проблем регионального и мирового развития.
Программа разработана в соответствии с Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности [031900.68 "Международные отношения"], специализации ["Европейские исследования"], утвержденным в 2011 г.
2. Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины - изучить устройство и функционирование Евросоюза, его эволюцию, а также формальные и неформальные виды взаимодействия стран-членов и институтов ЕС. Европейская интеграция – базовый предмет магистерской программы «Международные отношения» при специализации «Европейские исследования».
Учебные задачи дисциплины:
-
Познакомить студентов с основными институтами и учреждениями Европейского союза, их структурой и модальностями функционирования;
-
Рассмотреть процесс принятия решения в Евросоюзе, варианты представительства интересов и оказания влияния на процесс принятия решений;
-
Изучить судебную систему Евросоюза и модальности ее функционирования;
-
Проанализировать документы, связанные с функционированием институтов и учреждений Европейского союза и процессом принятия решений;
-
Применять неоинституциональные теоретические перспективы к анализу функционирования различных институтов и учреждений Европейского союза и процедур принятия решений, в т.ч. их формальных и неформальных аспектов;
-
Использовать неореализм и конструктивизм как базовые отправные точки для анализа поведения стран-членов;
-
Создать базу для самостоятельной практической работы студентов с институтами и учреждениями Евросоюза, сформировать навыки решения практических и теоретических проблем, связанных с взаимодействием с институтами и учреждениями Евросоюза.
Студент, изучивший данную дисциплину, должен: знать основные вехи процесса институционального развития Европейского союза; владеть основными понятийным аппаратам современного неоинституционализма и уметь применять его разнообразные составляющие к функционированию и изменению институтов, структур и агентств Евросоюза; уметь прогнозировать будущие события, исходя из институциональной конфигурации и параметров принятия решений; адекватно оценивать результаты своей деятельности, творчески подходить к порученному заданию; владеть навыками работы в коллективе, включая точное выполнение распоряжений руководителя, выстраивание равноправных отношений в коллективе, поддержку рабочей атмосферы, навыки формирования самостоятельных и независимых суждений в профессиональной сфере
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень
|
ОК-1
|
Владеет, применяет
|
Семинары, доклады, эссе, чтение обязательной и дополнительной литературы
|
Готовность работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках
|
ОК-5
|
Использует, владеет, применяет
|
Доклады, эссе, чтение обязательной и дополнительной литературы
|
Способность к получению новых знаний, умений и навыков, к адаптации к новым условиям профессиональной деятельности в соответствии с принципом непрерывного образования
|
ОК-9
|
Владеет, применяет
|
Семинары, доклады, эссе, чтение обязательной и дополнительной литературы
|
Способность различать творческий и репродуктивный компоненты информационной деятельности
|
ОК-14
|
Распознает, использует
|
Семинары, доклады, эссе, чтение обязательной и дополнительной литературы
|
Способность применять на практике навыки мультимедийного представления информации, а также восприятия мультимедийной информации, в том числе на английском языке
|
ПК-2
|
Использует, применяет
|
Семинары, доклады
|
Способность пользоваться понятийно-категориальным аппаратом мировой политики и современных социальных и гуманитарных наук в целом
|
ПК-5
|
Использует, применяет
|
Семинары, доклады, эссе
|
Способность применять знание всемирной и отечественной истории в интересах профессиональной коммуникации с зарубежным корреспондентом
|
ПК-7
|
Владеет, использует, интерпретирует, сравнивает
|
Семинары, доклады, эссе
|
Способность дать комплексную политико-правовую и социально-экономическую характеристику основных тенденций современных международных отношений и событий мировой политики
|
ПК-11
|
Использует, интерпретирует, сравнивает
|
Семинары, доклады, эссе
|
Способность самостоятельно использовать печатные и электронные источники для поиска информации по любым темам применительно к современным международным отношениям и мировой политики
|
ПК-17
|
Владеет, использует, применяет
|
Семинары, доклады, эссе
|
Способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках современных социальных и гуманитарных наук, для самостоятельного анализа теоретических и эмпирических проблем
|
ПК-26
|
Использует, применяет, сравнивает
|
Семинары, доклады, эссе, чтение обязательной и дополнительной литературы
|
Способность вести исследовательскую деятельность с помощью источников и научной литературы по истории международных отношений
|
ПК-33
|
Использует, применяет,
|
Семинары, доклады, эссе
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу общих дисциплин направления, обеспечивающих подготовку специалистов по специальности 031900.68 «Международные отношения», специализация «Европейские исследования».
Изучение данной дисциплины базируется на адаптационных и общих дисциплинах направления. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть знаниями и компетенциями, формирующимися в ходе изучения этих дисциплин.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин по выбору, практической работе, научно-исследовательской работе и написании магистерской диссертации
5. Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
1
|
Введение. Структура курса, требования к студентам
|
2
|
1
|
|
|
1
|
1. Теоретический раздел
|
1
|
Как работает Евросоюз: системный подход
|
4
|
1
|
1
|
|
2
|
2
|
Государства и их интересы: внутриполитические предпочтения и предпосылки их формирования
|
6
|
2
|
1
|
|
3
|
3
|
Неоинституциональные теории для изучения институтов
|
10
|
2
|
2
|
|
6
|
4.
|
Проблемы интеграции, европеизации и транснационализации политического процесса
|
10
|
2
|
2
|
|
6
|
2. Основные институты и органы Евросоюза
|
1.
|
Природа и основные компетенции Евросоюза. Регулирующие принципы отношений стран-членов и институтов
|
7
|
2
|
1
|
|
4
|
2.
|
Отношения между институтами
|
5
|
1
|
1
|
|
3
|
3.
|
Европейский совет
|
5
|
1
|
1
|
|
3
|
4.
|
Европейская комиссия
|
9
|
2
|
2
|
|
5
|
5.
|
Европейский парламент
|
9
|
2
|
2
|
|
5
|
6.
|
Совет Европейского союза
|
9
|
2
|
2
|
|
5
|
7.
|
Европейская судебная система
|
9
|
2
|
2
|
|
5
|
8.
|
Другие органы контроля:
Счетная палата; ОЛАФ; Омбудсман
|
7
|
2
|
1
|
|
4
|
9.
|
Экономический и социальный комитет. Комитет регионов. Проблема многоуровневого управления
|
5
|
1
|
1
|
|
3
|
10.
|
Европейский инвестиционный банк
|
2
|
1
|
|
|
1
|
11.
|
Агентства Европейского союза и проблема сетевого управления в ЕС
|
6
|
1
|
1
|
|
4
|
3. Процедуры принятия решения в Евросоюзе
|
1.
|
Сущность права ЕС, его
основные характеристики
|
10
|
2
|
2
|
|
6
|
2.
|
Структура и источники права ЕС.
Значение Лиссабонского договора
|
5
|
1
|
1
|
|
3
|
3.
|
Законотворчество в Евросоюзе и проблема представительства интересов
|
10
|
2
|
2
|
|
6
|
4.
|
Прямое действие директив
|
13
|
3
|
2
|
|
8
|
5.
|
Бюджетная процедура и финансовые перспективы. Межинституциональные соглашения
|
10
|
2
|
2
|
|
6
|
6.
|
Институты и принятие решений в Экономическом и валютном союзе
|
6
|
2
|
1
|
|
3
|
7.
|
Макроэкономическая координация и проблема мягкой интеграции
|
5
|
1
|
1
|
|
3
|
8.
|
Принятие решений в области внешних связей Европейского союза
|
7
|
2
|
1
|
|
4
|
9.
|
Принятие решений в области построения Пространства свободы, безопасности и правосудия
|
5
|
1
|
1
|
|
3
|
10.
|
Проблема исполнения. Делегированные и имплементрующие акты
|
6
|
2
|
1
|
|
3
|
11.
|
Прямое обжалование актов
|
11
|
2
|
2
|
|
7
|
12.
|
Косвенное обжалование актов. Преюдициальная процедура
|
12
|
3
|
2
|
|
7
|
13.
|
Проблема гибкой интеграции
|
5
|
1
|
1
|
|
3
|
4. Заключение
|
1.
|
Будущее Европейского союза
|
6
|
|
2
|
|
4
|
|
ИТОГО
|
216
|
49
|
41
|
|
126
|
следующая страница >>