Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направлени - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 5 663.57kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 3 347.76kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления... 4 657.7kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки... 3 384.23kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки... 3 384.5kb.
Программа дисциплины для направления подготовки магистра для магистерской... 4 781.65kb.
Программа дисциплины Культура повседневности. Советский период. 3 483.25kb.
Программа дисциплины «Типографика» для специальности подготовки специалиста 1 106.63kb.
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
- 1 424.85kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста




[Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Бизнес-информатики


Программа дисциплины Культурология


для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра

Автор программы: Вострова Г.А., канд. филос. н., доцент кафедры наук о культуре факультета философии, galinus@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «26» ноября 2013 г.

Зав. кафедрой В.А. Куренной
Рекомендована секцией УМС факультета философии «___»_____________20 г.

Председатель Б.Н. Кашников


Утверждена УС факультета Бизнес-информатики «__»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 "Бизнес-информатика" подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Культурология».

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 080500.62 "Бизнес-информатика" подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 080500.62 "Бизнес-информатика" подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Цели освоения дисциплины «Культурология»:


  • сформировать у студентов общее представление о блоке культурологических наук;

  • дать представление о специфике и закономерностях развития мировой художественной культуры;

  • на основе полученных культурологических знаний обобщить представления студентов о мировой культуре, синтезировав материал изученных ими гуманитарных курсов;

  • проследить основные этапы формирования философии культуры, рассмотреть наиболее влиятельные подходы к определению сущности культуры и принципам ее исследования.

    Курс культурологии на факультете «Бизнес-информатика» НИУ ВШЭ охватывает два модуля (2-3), включает чтение лекций и проведение семинарских занятий. Проведение семинарских занятий связано с освоением теоретического и практического материала по рекомендуемой литературе, выработкой навыков анализа культурологических и художественных текстов, обучением критическому осмыслению современных культурных практик. Курс имеет междисциплинарный характер.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: основные этапы развития мировой художественной культуры, наиболее значительные направления культурологических исследований.

  • Уметь: излагать материал в области культурологи, работать с оригинальными текстами по истории культуры, использовать знание возможностей приложения полученной информации.

  • Иметь навыки использования современного культурологического знания в сфере практической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОНК-3)

Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОНК-4)



ОНК

Демонстрирует понимание основных культурологических методов исследования, владеет знанием первоисточников, использует профессиональную терминологию, способен предложить альтернативные подходы к решению проблемы.



Чтение первоисточников и комментирующей литературы, выступления с докладами, участие в дискуссиях.

Готовность работать с информацией из различных источников (ИК-4)

ИК

Воспроизводит основные концепции в истории художественной культуры, использует различные источники научной информации, демонстрирует знание возможностей приложения полученной информации, осваивает правила ведения дискуссии, публичных выступлений.


Анализ культурологических текстов, участие в дискуссиях, написание эссе, просмотр и последующее обсуждение спектаклей, фильмов, чтение и устное реферирование литературных новинок.

Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (СЛК-1)

СЛК

Умеет грамотно раскрыть содержание проблемы на основе культурологических знаний, выбирает адекватный язык описания исследуемой проблемы, способен умело комментировать и интерпретировать предложенный текст.

Выступление с докладами и сообщениями, анализ кейсов, написание эссе, выполнение текущих контрольных работ.




4Место дисциплины в структуре образовательной программы


На факультете Бизнес-информатики дисциплина «Культурология» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Философии;

  • психологии

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Архитектура предприятия», «Интеллектуальные системы», «Деловые коммуникации».




5Тематический план учебной дисциплины







Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Семинары






Введение в дисциплину

8

2

_

6




Античная культура

22

6

4

12




Культура средневековья

14

2

2

10




Культура эпохи Возрождения

14

2

2

10




Культура Нового времени

14

2

2

10



Философия культуры эпохи Просвещения

20

4

4

12




Подходы к исследованию культуры в ХIХ веке

29

6

6

17




Культура Новейшего времени

27

4

6

17




Панорама концепций культуры в ХХ-ХХI вв.

32

6

8

18




Итого:

180

34

34

112


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа




*

*







письменная работа 40 минут



















Эссе







*







5-7 тыс. зн.

Реферат



















Коллоквиум



















Домашнее задание




*

*







Чтение текстов

Промежу­точный

Зачет







*







Педагогический тест






















Итоговый

Зачет







*












Критерии оценки знаний и порядок формирования оценок по дисциплине


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме дифференцированного зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Орезультрующая Итог = 0.2·Озачет + 0.3·Отекущий + 0.5·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета – арифметический.

Накопленная оценка формируется следующим образом.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по их активности в дискуссиях, по правильности выполнения ими заданий на семинаре, по правильности их ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских занятиях и коллоквиумах преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.

Оценка за текущий контроль учитывает результаты студента следующим образом:

Отекущий = 0.6· Оэссе + 0.4·Отест

Накопленная оценка за 3-4 модуль может быть максимум 8 баллов:

3 балла – текущий контроль;

5 баллов - аудиторная работа.

Дифференцированный зачет в конце третьего модуля проводится для тех, кто хочет повысить свою накопленную оценку:

А) повышение оценки (от 8) проходит в форме устного зачета, который предполагает демонстрацию знания 4 текстов (см. примеры заданий итогового контроля);

Б) повышение оценки (от 0 до 8) проходит в форме устного зачета по всему курсу (в билет входят два вопроса: первый – по лекциям и учебной литературе, теоретический материал; второй – по семинарам и текстам, практический материал).

7Содержание дисциплины


Раздел 1.

Введение в дисциплину. Предмет и основные понятия курса. Предметное поле культурологии. Основные подходы к определению и изучению феномена культуры. Традиции в изучении культуры – философия культуры, социология культуры, культурная антропология, семиотика культуры. Структура современного отечественного культурологического знания. Проблема функций философии в культуре. Методы культурологических исследований. Культурология и история мировой культуры. Исторический аспект рассмотрения культуры как культурологическая проблема. Основания и возможности типологизации культуры. Мировая культура в свете тезаурусного подхода. Художественная культура в целостной системе культуры, философия искусства. Теоретические проблемы исследования искусства. Проблема межкультурного диалога. Культура как семиосфера.

  • Основная литература

- Кнабе Г.С. Основы общей теории культуры. Методы науки о культуре и ее актуальные проблемы // История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.С. 9-88.

- Огурцов А.П. Введение // История культурологии / под ред. А.П. Огурцова. М.: Гардарики, 2006. С. 5-18.

- Межуев В.М. Культура как философская проблема // Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С.11-61.

- Культура. Культурологические науки. Культурология // Культурология ХХ век. Энциклопедия В 2-х тт. / под ред. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. С. 336-338, 367-373.



  • Дополнительная литература

  • Баткин Л.М. Неуютность культуры. Два способа изучать историю культуры // Баткин Л.М. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2002, С. 140-185.

  • Библер В.С. Культура ХХ века и диалог культур // Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. С. 233-243.

  • Кнабе Г.С. Наука о культуре // Кнабе Г.С. Древо познания – древо жизни. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. С. 19-63, 73-142.

  • Культурология как наука: за и против (материалы обсуждения) / / Вопросы философии. 2008. № 11, С. 3-31.

  • Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство – СПБ», 2000. С.12-148.

  • Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. С.: Изд-во Национального ин-та бизнеса, 2008. С. 188-232.

  • Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. С. 17-114.


Раздел 2.

Античная культура. Образ античности в современных историко-культурных исследованиях. Основные этапы: Греция, эллинизм, Рим. Исторические типы античной художественной культуры. «Греческое чудо» как культурологическая проблема. Культура Греции классического периода. Ордера архитектуры, скульптура, организация театра, музыкальная эстетика. Рождение философии. Античный космос как образ универсума. Учение о гармонии человека и мира. Понятие калокагатии. Красота как пропорция и гармония. Эстетический идеал. Аполлоническое и дионисийское начала в культуре. Философия искусства Платона: проблема художественного вдохновения, смысл прекрасного, миметическая природа искусства, вопросы художественного воспитания. Проблемы исследования искусства в наследии Аристотеля: мимесис как принцип построения теории искусства, законы художественного творчества, анализ драматической поэзии. Эллинистическое искусство (поэзия, театр, скульптура, живопись) и отличие его от классического. Художественная культура Рима: архитектура, скульптурный портрет, поэзия, проза, театр как культурный феномен. Античное театральное наследие в современной культуре. Античные традиции в истории культуры.

  • Основная литература

  • Античность и ее наследие // Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / под ред. Кузнецовой Т.Ф. М.: «Языки русской культуры», 1997. С. 28-49.

  • Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.С. 89-209.

  • Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима // Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 101-131.

  • Дополнительная литература

  • Античность как тип культуры / под ред. А.Ф. Лосева. М.: Наука. 1988.

  • Вебер М. Социальные причины падения античной культуры // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

  • Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М.: «Фортуна Лимитед», 2002.

  • Кнабе Г.С. Античный тип культуры и Древний Рим // Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. М. СПб.: Летний сад; М.: РОССПЭН, 2006.

  • Левек П. Эллинистический мир. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.

  • Лосев А.Ф. Учение Аристотеля об искусстве // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Изд-во «Фолио», 2000.

  • Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм / Пер. с нем. А.В. Михайлова // Ницше Ф. Рождение трагедии. М.: Ad Marginem, 2001.

  • Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.


Раздел 3.

Культура Средневековья и историк ХХ века. Средневековье: понятие и периодизация. Исторические источники и историческое исследование. Основные особенности цивилизации средневекового Запада. «Картина мира» средневекового человека. Категории средневековой культуры. Пространственно-временные представления. Средневековый «хронотоп». Художественная культура средневековой Европы: романский и готический стили в архитектуре, скульптуре; музыка и театр; литература и мир воображаемого. Игровой элемент средневековой культуры. «Хронотоп «Песни о Нибелунгах». «Хронотоп» народного христианства. Богословие в культуре средневековья. Искусство в системе средневековой культуры. Эстетическое мировосприятие средневековья. Искусство и красота в средневековой эстетике.

  • Основная литература

  • Гвардини Р. Чувство жизни и картина мира в Средние века // Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США / под ред. Гальцевой Р.А. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 169-182.

  • Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 24-223.

  • Европа в контексте средневековой культуры // Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / под ред. Кузнецовой Т.Ф. М.: «Языки русской культуры», 1997. С. 141-175.

  • Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992. С. 106-337.

  • Дополнительная литература

  • Гуревич А.Я. Культура средневековья и историк конца ХХ века // История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.

  • Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.

  • Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М.: Наука, 1988.

  • Иванов К.А. Многоликое средневековье. М.: Алетейя, 2001.

  • Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Прогресс, 2001.

  • Хейзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988.

  • Эко У. Имя розы. СПб.: Симпозиум, 2007.

  • Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003.


Раздел 4.

Культура эпохи Возрождения. Общее понятие, исторические границы, периодизация художественной культуры Возрождения. Предвозрождение: поиски идеала в символической вселенной Данте Алигьери, переход к новому стилю в искусстве Джотто ди Бондоне. Гуманизм как принцип мироотношения. Гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. Автобиография как письмо в будущее Франческо Петрарки, философия любви и красоты в неоплатонизме Марсилио Фичино, гуманистическая концепция человеческой личности Пико делла Мирандолы, полифонический спор о наслаждении Лоренцо Валлы, руководство в ремесле политики Никколо Макиавелли. Жизнь как игра воображаемого. Парадоксы культуры Ренессанса. Представления о решающей роли искусства как средства совершенствования человеческой природы и становления индивидуальности. Особенности ренессансного творческого мышления. Художник Возрождения: мастер и философ. Связь эстетики с художественной практикой: учение о красоте и гармонии Леона Баттиста Альберти, познавательно-аналитическая и конструктивно-идеализирующая тенденции в творчестве Леонардо да Винчи, формулы ренессансного неоплатонизма в искусстве Микеланджело Буонарроти, стилистический анализ истории искусств Джорджо Вазари, учение о пропорциях в эстетике Альбрехта Дюрера. Театр эпохи Возрождения. Шекспировский театр. Антропоцентризм Возрождения и его дальнейшая судьба. Гуманизм и Реформация.

  • Основная литература

  • Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1995. С. 18-109.

  • Бурдах К. Смысл и происхождение слов «Ренессанс» и «Реформация». О происхождении гуманизма // Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М.: РОССПЭН, 2004. С. 12-184.

  • Культура Возрождения // Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / под ред. Кузнецовой Т.Ф. М.: «Языки русской культуры», 1997. С. 176-210.

  • Дополнительная литература

  • Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. ХХ век. М.: Искусство, 1994.

  • Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера. Авторское самосознание в письмах поэта. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1995.

  • Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

  • Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юристъ. 1996.

  • Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Сов. художник, 1984.

  • Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М.: Мысль, 1990.

  • Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1998.

  • Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте» // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

  • Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.: Искусство, 1998.

  • Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. М.: Искусство, 1980-1981.


Раздел 5.

Культура Нового времени. Основные направления развития художественной культуры ХVII века. Маньеризм, барокко, классицизм. Рационализм и эстетика классицизма. Художественная программа Никола Буало, разработка центральных категорий классицистического метода: разум, образец, вкус. Специфика барочного мировосприятия, особенности стиля. Эстетические принципы барокко Бальтасара Грасиана: теория остроумия и творческой интуиции, антиномия натуры и культуры, понятие синдересиса. Ведущие жанры века: театр, опера, архитектура, живопись, инструментальная музыка. Садово-парковое искусство.

  • Основная литература

  • Гвардини Р. Возникновение картины мира Нового времени. Распад картины Нового времени и грядущее // Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США / под ред. Гальцевой Р.А. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 182-228.

  • Культура Реформации как парадигма европейской культуры Нового времени // Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / под ред. Кузнецовой Т.Ф. М.: «Языки русской культуры», 1997. С. 211-242.

  • Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение исторической эпохи // Михайлов А.В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М.: «Языки русской культуры», 1997. С. 112-175.

  • Дополнительная литература

  • Гайденко П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура // Три подхода к изучению культуры. М., 1997.

  • Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: изд-во «Логос», 1997.

  • Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие, 1998.

  • Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М.: Республика, 1997.

  • Пинский Л.М. Жизнь и творчество Бальтасара Грасиана // Пинский Л.М. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002.

  • Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). С.-Петербург: изд-во «Дмитрий Буланин», 2000.


Раздел 6.

Философия культуры эпохи Просвещения. Концепция культуры и культурных циклов Дж. Вико. Просвещение – начальный этап формирования философской мысли о культуре. Принципы анализа всемирного искусства и мировой истории в наследии И.И. Винкельмана, несогласие Г.Э. Лессинга с концепцией красоты Винкельмана. Практическая направленность художественной критики Лессинга. Историософская концепция культуры И. Г. Гердера. Учение Ф. Шиллера о «наивной» и «сентиментальной» поэзии как о двух фазах развития культуры. Парадоксальность мышления Д. Дидро как характеристика способа мышления эпохи. Проблема взаимоотношений природы и культуры в философии Ж.-Ж. Руссо. Критика И. Кантом концепции Руссо. Культура и свобода в понимании Канта. Особенности просветительских концепций культуры.

  • Основная литература

  • Западноевропейская культура эпохи Просвещения // Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 381-400.

  • Межуев В.М. Просвещение и его концепции культуры // История культурологии / под ред. А.П. Огурцова. М.: Гардарики, 2006. С. 31-47.

  • От ХVIII к ХIХ веку: становление культурного самосознания Европы // Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / под ред. Кузнецовой Т.Ф. М.: «Языки русской культуры», 1997. С. 243-295.

  • Дополнительная литература

  • Асмус В.Ф. Немецкая эстетика ХVIII века. М.: Едиториал УРСС, 2004.

  • Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.: Наука, 1967.

  • Барт Р. Дидро, Брехт, Эйзенштейн // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.

  • Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.

  • Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001.

  • Пинский Л.М. Просвещение ХVIII в. // Пинский Л.М. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002.


Раздел 7.

Основные подходы к осмыслению культуры в период «длинного XIX века». Подходы к исследованию культуры после распада гегелевского синтеза. Немецкий романтизм как общеевропейское культурное явление (братья А. и. Ф. Шлегели, Новалис, Л. Тик, В.Г. Вакенродер, Ф. Гельдерлин, Э.Т.А. Гофман). Главные интуиции романтизма, универсальный подход к проблемам искусства, основные параметры художественного метода, эстетический диапазон поисков. Парадоксы свободы в романтической философии. Проблемы философии культуры в немецкой классической философии. Историко-материалистическое понимание культуры К. Маркса. Позитивистская концепция культуры И. Тэна. Проблема культуры в «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей). Значение философского творчества Ф. Ницше для формирования европейской философии культуры ХХ века.

  • Основная литература

  • Западноевропейская культура ХIХ века // Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 401-441.

  • История культурологии / под ред. А.П. Огурцова. М.: Гардарики, 2006. С. 47-126.

  • Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 95-224.

  • От ХVIII к ХIХ веку: становление культурного самосознания Европы // Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / под ред. Кузнецовой Т.Ф. М.: «Языки русской культуры», 1997. С. 295 – 330.

  • Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана. СПб.: Изд-во «Лань», 1998. С.92-98.

  • Дополнительная литература

  • Берковский Н.Я. Романтизм в Германии, его природа, замыслы и судьбы // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001.

  • Виндельбанд В. Фридрих Гельдерлин и его судьба // Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. М.: ИНИОН, РАН, 1994.

  • Гайденко П.П. Парадоксы свободы в романтической философии (Фихте, Шеллинг, Киркегор) // Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997.

  • Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992.

  • Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990.

  • Эстетика немецких романтиков. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.


Раздел 8.

Культурологические концепции Новейшего времени. Рубеж ХIХ-ХХ веков – переход к Новейшему времени. Основные подходы к исследованию культуры в немецкой философии начала XX вв. Философия культуры марбургской и баденской школы неокантианства. Концепции «кризиса культуры» и их роль для самоосмысления западного мира первой половины XX в. Противопоставление органической «культуры» и механической «цивилизации» как базисная метафора культурфилософских концепций, выдержанных в духе «кризиса культуры» (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, А. Вебер). Метод «идеальных типов» в философии культуры М Вебера. Линейные и циклические модели осмысления эволюции человеческой культуры. Особенности концепций замкнутых культур: теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, морфологическая типология культур О. Шпенглера, типология культур в середине ХХ века – А. Вебер и А. Тойнби. Пути христианско-религиозной интеграции культуры (Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, А. Швейцер, Р. Гвардини).

  • Основная литература

  • История культурологии / под ред. А.П. Огурцова. М.: Гардарики, 2006. С. 129-207, 230-279.

  • Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 213-254.

  • Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана. СПб.: Изд-во «Лань», 1998. С.99-107, 167-181.

  • Дополнительная литература

  • Виндельбанд В. Избранное: дух и история. М.: Юрист, 1995.

  • Культурология ХХ век. Энциклопедия В 2-х тт. / под ред. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998.

  • Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США / под ред. Гальцевой Р.А. СПб.: Университетская книга, 2000.


Раздел 9.

Панорама концепций культуры в ХХ-ХХI вв. Основные ходы к осмыслению феномена культуры: феноменологический, герменевтический, структурно-функционалистский, деятельностный, психоаналитический, структуралистский и постструктуралистский подходы. Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм). Й. Хейзинга о роли игры и духа соревновательности в культуре. Символическая философия культуры Э. Кассирера. Новые пути интерпретации культуры в экзистенциализме: основные понятия философии культуры К. Ясперса, онтология культуры М. Хайдеггера, Х. Ортега-и-Гассет о произведении культуры в дегуманизированном мире. Роль философской герменевтики Г.Г. Гадамера в изучении культуры. Культура как диалог (М. Бубер, М.М. Бахтин, В.С. Библер). Исследования по семиотике культуры московско-тартусской школы (Ю.М. Лотман, Вяч. Вс. Иванов, В.Н. Топоров). Стратегия исследования культуры в структурализме: археологический поиск М. Фуко, подход к культуре как к Тексту Р. Барта, модель и методы исследования современной культуры Ж. Делеза. Постмодернистская эстетика как феномен культуры. Проблема интерпретации культур в современной культурной антропологии.

  • Основная литература

  • История культурологии / под ред. А.П. Огурцова. М.: Гардарики, 2006. С. 289-366.

  • Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 254-265.

  • Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана. СПб.: Изд-во «Лань», 1998. С. 182—194, 235-242, 303-362.

  • Дополнительная литература

  • Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997.

  • Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

  • Культурология ХХ век. Энциклопедия В 2-х тт. / под ред. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998.

  • Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В.В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003.

  • Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2003.

  • Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США / под ред. Гальцевой Р.А. СПб.: Университетская книга, 2000.



8Образовательные технологии


Курс предполагает подробную работу с оригинальными текстами по истории культуры; анализ художественных произведений, относящихся к изучаемым темам; просмотр и последующее обсуждение спектаклей, фильмов, литературных новинок; разбор практических задач, кейсов.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Примерные темы эссе:





  1. Проблема художественного вдохновения в философии искусства Платона («Ион»).

  2. Смысл прекрасного в философии искусства Платона («Гиппий Больший»).

  3. Иерархия красоты в философии искусства Платона («Пир», «Федр»).

  4. Актуализация теории трагедии Аристотеля в кинематографической практике ХХ века (А. Митта «Кино между адом и раем»).

  5. В чем своеобразие концепции трагедии Ф. Ницше в сравнении с классической теорией Аристотеля?

  6. Аполлоническое и дионисийское начала в античной культуре (Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»).

  7. Значение работы Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» для современного искусства.

  8. Игровой элемент средневековой культуры (Й. Хейзинга «Осень средневековья»).

  9. Противоречивость самоанализа внутренних конфликтов и их преодоления (Ф. Петрарка «Моя тайна»).

  10. Автобиография как письмо в будущее (Ф. Петрарка «Письмо к потомкам»).

  11. Сомнение как исходное «незнание» (М. Монтень «Опыты»).

  12. Специфика классицизма как художественного направления (Н. Буало «Поэтическое искусство»).

  13. Особенности барочного мировосприятия (Б. Грасиан «Карманный оракул»).

  14. Проблема классификации видов искусства (Г.-Э. Лессинг «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии»).

  15. Целостная философия культуры в ее историческом измерении (И.Г. Гердер «Идеи к философии истории человечества»).

  16. Культурологическая теория Ф. Шиллера («О наивной и сентиментальной поэзии»).

  17. Противоречивый характер эстетической теории Д. Дидро («Салоны», «Парадокс об актере»).

  18. Описание феномена эстетизма как жизненной позиции (С. Кьеркегор «Дневник обольстителя»).

  19. Псевдонимная концепция С. Киркегора – литературно-эстетический прием или попытка «проложить путь к истине»?

  20. Морфологический анализ культуры О.Шпенглера («Закат Европы»).

  21. Проблемы массовой и элитарной культуры в наследии Х. Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»).

  22. Теория метафоры Х. Ортеги-и-Гассета.

  23. Анализ искусства модернизма (Х. Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства»).

  24. Ваш комментарий тенденций нового стиля Х. Ортеги-и-Гассета на материале современного искусства.

  25. З. Фрейд о феномене враждебности к культуре («Неудовлетворенность культурой»).

  26. П. Рикер о значении психоаналитической интерпретации произведения искусства и ее пределах.

  27. Игровая концепция происхождения культуры Й. Хёйзинги («Homo ludens»).

  28. Концепция культуры в аналитической психологии К.Г. Юнга («Об архетипах коллективного бессознательного).

  29. Теория архетипов К.-Г. Юнга и его типология художественного творчества.

  30. Какие темы в «Калигуле» уточняет, «заостряет» А. Камю после романа «Посторонний» и философского эссе «Миф о Сизифе»?

  31. Подходы Р. Барта к изучению культуры («Мифологии»).

  32. «Роман с фотографией» Р. Барта.

  33. Семиотика фотографии (по страницам Р. Барта).

  34. Исследование генезиса культуры (К. Леви-Строс «Печальные тропики»).

  35. Модель культуры и анализ ее современного состояния в наследии Ж. Делеза («Анти-Эдип»).



9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету:


  1. Художественная культура Древней Греции классического периода.

  2. Осмысление художественного опыта в теориях искусства Платона, Аристотеля

  3. Античная трагедия глазами Ф. Ницше («Рождение трагедии из духа музыки»).

  4. Античная трагедия как один из источников психоаналитического учения о культуре и искусстве (З. Фрейд, К.Г. Юнг).

  5. Культура средневековья и историк ХХ века (А. Гуревич, У. Эко)

  6. Парадоксы культуры Ренессанса.

  7. Художественная программа классицизма.

  8. Специфика барочного мировосприятия.

  9. Классические концепции художественной культуры (Г.Э.Лессинг, Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо).

  10. Немецкий романтизм как общеевропейское культурное явление.

  11. Экзистенциальные вопросы в культуре ХIХ века (С.Кьеркегор).

  12. Линейные и циклические модели осмысления эволюции человеческой культуры.

  13. Новое видение культуры в экзистенциальной философии ХХ века (К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, А. Камю, Ж.-П. Сартр, А. Мальро).

  14. Структуралистские стратегии исследования культуры (Р. Барт, К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Делез).

  15. Проблема интерпретации культур в современной культурной антропологии.


Примеры заданий итогового контроля


Повышение оценки (9-10) предполагает знание следующих текстов:

(9)


1. Барт Р. Мифологии (из первой части «Мифологии» любые 7-9 эссе, из второй части «Миф сегодня» полностью)

2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости



(10)

1. Леви-Строс К. «Печальные тропики»



2. Флоренский П.А. Иконостас

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Адекватных базовых учебников и ридеров по всему объему данного курса не существует. В качестве учебных пособий по курсу могут быть использованы:

  • История культурологии / под ред. А.П. Огурцова. М.: Гардарики, 2006.

  • Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

  • Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана. СПб.: Изд-во «Лань», 1998.

  • Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997.

  • Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

  • Культурология ХХ век. Энциклопедия В 2-х тт. / под ред. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998.

  • Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В.В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003.

  • Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США / под ред. Гальцевой Р.А. СПб.: Университетская книга, 2000.


10.2 Основная и дополнительная литература указаны в соответствующих разделах