Программа дисциплины «Современная история России» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа дисциплины «Современная история России» - страница №1/1





Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет истории
Программа дисциплины «Современная история России»
для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра

Автор программы:

Борисова Т.Ю. к.и.н., borisova@hse.spb.ru

Лайус Ю.А. к.и.н., jlajus@gmail.com


Одобрена советом Факультета истории «24»октября 2013 г
Утверждена председателем совета Факультета истории «24»октября 2013 г.

А.М. Семенов ____________________

Санкт-Петербург, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», изучающих дисциплину «Современная история России».

Программа разработана в соответствии с:

образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки «История»;

рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», утвержденным в 2013 г.

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Современная история России» являются:

  1. формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методе, а также месте современной истории в общей системе социально-гуманитарных наук;

  2. знакомство студентов с относительно новым направлением исторической науки – политикой памяти;

  3. формирование у студентов представлений о потенциальных возможностях использования методов изучения современной истории для изучения проблем современного общества.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    1. знать ключевые факты современной истории России, особенности источников и историографическую традицию их интерпретации;

    2. знать и уметь применять некоторые методы, используемые в поле исследований по современной истории

    3. иметь навыки исторического анализа для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системная:
Способность выявлять научную сущность проблем в

профессиональной области.



СК-Б3

Знает ключевые факты современной истории России и историографическую традицию их интерпретации. Умеет анализировать функционирование этого наследия в тесной взаимосвязи с предшествующей исторической эпохой и современностью

Лекции, семинарские занятия, дискуссии, написание эссе и контрольной работы

Инструментальная:
Способность ориентироваться в новых направлениях

социальных и гуманитарных наук



ИК-Б

1.1_2.1_2.2_2.3_2.4_2.5._2.6

_5.3_5.6


Знает новые подходы к изучению недавнего прошлого (ключевые имена и базовые понятия)

Лекции, семинарские занятия, дискуссии, написание эссе

Социально-личностная
Способность понимать и анализировать

мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы



СЛК – Б6

Опираясь на факты современной истории России и существующую литературу, определяет специфику исторической обусловленности ее эволюции, особенности каждого периода ее развития. Умеет дать анализ роли человека в каждой из них, показать типы взаимодействия человека и общества

Лекции, семинарские занятия, дискуссии, написание эссе


Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина является дисциплиной по выьору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«Источниковедение и информационные ресурсы истории (часть 1)», «История российской государственности».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знание базовых фактов по истории России 1946-2000 гг. на уровне программы общеобразовательной школы;

- знание обществознания на уровне программы общеобразовательной школы;



- понимание языка научной литературы по истории.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении базовой дисциплины «Политические проекты ХХ века». Кроме того, курс является подготовительным для освоения одного из курсов по выбору «История и историческая память» и «Устная история». Полученные знания позволят студентам совершить более осмысленный выбор в пользу одного из них.


Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Предмет современной истории

14

2

2




10

2

СССР и мир после второй мировой войны

20

4

4




20

3

1960е: новое и старое

14

4

4




6

4.

Научно-техническая революция в СССР




2

2







5.

1970е: эпоха застоя.




4

4







6.

Перестройка




4

4







7.

Начало новой России




2

2







8.

Россия 90-х гг.




4

4







9.

Итоги XX века




2

2










Итого

144

28

28




88



Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа







*
















Письменная работа 60 минут

Эссе







*
















2 тыс. слов как часть группового исследовательского проекта

Итоговый

Зачет







*
















Оценка выставляется по накопительной системе



1.1.Критерии оценки знаний, навыков и порядок формирования оценок по дисциплине



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Основными критериями оценки работы на семинарских занятиях являются: знание обязательной литературы и источников по курсу и уверенное владение лекционным материалом. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов.

Подготовка к семинарским занятиям (чтение обязательной литературы) проверяются эпизодически посредством небольших тестов на знание материала. Тесты выявляют знание основных понятий (терминов), имен и дат и понимание их значения. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,6* Отекущий + 0,2* Оауд + 0,2* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = 0,6* Оэссе + 0,4* Оконтр. работа

Контрольная работа проводится на последней неделе преподавания курса.

Критерии оценки за контрольную работу — полнота и фактическая правильность раскрытия вопросов.

В случае высокой оценки (8 и выше) по всем предусмотренным в программе формам оценивания — студент освобождается от контрольной работы.

Эссе сдается два раза. Первый раз для предварительной проверки на 7 неделе. Второй раз — после презентации группового проекта. Оценка по 10-ти балльной шкале за эссе – О эссе.

Критерии оценки за эссе полнота изложения, ясность и самостоятельность аргументов.

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = Онакопл

Способ округления накопленной оценки промежуточного и итогового контроля в форме экзамена в пользу студента.


ВНИМАНИЕ: все предусмотренные в программе формы оценивания работы студента блокирующие. Наличие одной неудовлетворительной оценки ведет к неаттестации по курсу.

Содержание дисциплины



Лекция 1. Проблемы изучения современной истории.

Вопрос о хронологических границах в определении предмета современной истории. Понятие исторической политики.



Обязательная литература

Николай Копосов, “Мемориальный закон и историческая политика в современной России”// Ab Imperio. 2010. №2.


Семинар 1. Методы современной истории

Устная история, микроистория, визуальная антропология, дискурс-анализ.

Посмотр отрывков д.ф. «Блокада» реж. С. Лозница (2005)

Обязательная литература:

Ханс-Ульрих Гумбрехт "Современная история" в настоящем меняющегося хронотопа // Новое литературное обозрение. 2007. № 83: http://magazines.russ.ru/nlo/2007/83/gu5.html



Дополнительная литература:

Николай Копосов, Память строгого режима: История и политика в России. — М.: Новое литературное обозрение, 2011.


Лекция 2. Вторая мировая война: внутриполитические итоги.

Проблема восстановления страны: курс на ускорение промышленного развития за счет сельского хозяйства. Коллективизация в новых районах СССР. Принудительное использование рабочей силы, издержки централизации и бюрократизации управления экономикой. Блеск и нищета позднего сталинизма. Продолжение военизированных практик реального верховного государственного управления.



Обязательная литература:

Ратьковский И., Ходяков М. История советской России. Любое издание. Глава 5.


Семинар 2. Социально-экономические и политические реалии СССР в первое послевоенное десятилетие: Блеск и нищета позднего сталинизма.

Обязательная литература:

Кимерлинг А. С. «Кто портит бюллетни, тот в Союзе недовольных». Портрет избирателя поздней сталинской эпохи. // Отечественные записки. 2013. № 1 (52). С. 326-334.



http://publications.hse.ru/articles/83763496

Дополнительная литература:

“Anecdotes,” in James von Geldern and Richard Stites, eds., Mass Culture in Soviet Russia: tales, poems, songs, movies, plays, and folklore, 1917-1953.


Лекция 3. Вторая мировая война: внешнеполитические итоги.

Ялтинско-потсдамская система. Биполярный мир. Страны «народной демократии» и борьба с империализмом. «Оппорунизм» и «парламентаризм». Советская атомная программа.



Обязательная литература:

Ратьковский И., Ходяков М. История советской России. Любое издание. Глава 5.

Михаил Геллер, Александр Некрич, История России, 1917-1995: Утопия у власти. Любое издание. Рекомендуется электронное издание из библиотеки Кротова:

Глава 9. http://www.krotov.info/history/11/geller/gell_1946.html


Семинар 3. Усиление идеологического гнета и продолжение репрессий.

Ждановщина. Борьба с космополитизмом. Дело врачей. Функционирование системы ГУЛАГ.



Обязательная литература:

Евгения Гинзбург, Крутой маршрут. Любое издание. Главы 6-12.

http://lib.rus.ec/b/158337/read

Лекция 4. Надежды 1960х: новое в Хрущевское десятилетие.

Десталинизация и ее ограничения. Экономические реформы. Достижения общества развитого социализма в кодификация советского гражданского и уголовного права начала 1960х гг. Физики и лирики. Шестидесятничество. Мирное сосуществование во внешнеполитическом курсе.



Обязательная литература:

Михаил Геллер, Александр Некрич, История России, 1917-1995: Утопия у власти. Любое издание. Рекомендуется электронное издание из библиотеки Кротова:

Глава 10. http://www.krotov.info/history/11/geller/gell_1954.html

Петр Вайль, Александр Геннис, 60-е: мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение, 1998.


Лекция 5. От надежд 1960х к «застою» 1970х: конец оттепели.

Экспорт сталинизма. Пражская весна. Проблемы в реализации экономических реформ. Борьба с инакомыслием.



Обязательная литература:

Ратьковский И., Ходяков М. История советской России. Глава 6.



Семинар 5. 1960е: Разбор отрывков х. ф. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» реж. Э. Климов.

Вопросы для обсуждения: Каким образом в фильме передана атмосфера оттепели? Над чем смеются авторы?



Обязательная литература:

Петр Вайль, Александр Геннис, 60-е: мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение, 1998.



Лекция 6. Научно-техническая революция. Холодная война и научно-техническая революция в СССР. Освоение космоса. Начало глобализации, экологические проблемы.

Обязательная литература:

Ратьковский И., Ходяков М. История советской России. Любое издание. Глава 6.

Михаил Геллер, Александр Некрич, История России, 1917-1995: Утопия у власти. Любое издание. Рекомендуется электронное издание из библиотеки Кротова:

http://www.krotov.info/history/11/geller/gell_1946.html



Семинар 6. Жизненные миры советских ученых и инженеров

Богданов К. Физики vs. лирики: к истории одной «придурковатой» дискуссии // Новое литературное обозрение. 2011. № 111



Д. Винер. Уголок свободы. Охрана природы в России: от Сталина до Горбачева / Д. Винер; пер. Е. Канищевой и П. Гольдина // Неприкосновенный запас 2006.  № 2(46). С .50-67

Дополнительная литература:

Schmit S. Celebrating Tomorrow Today: The Peaceful Atom on Display in the Soviet Union// Social Studies of Science, 2006, vol. 36 (3). P. 331-365.


Лекция 7. 1970е: эпоха застоя. Персонализация власти в брежневский период. Идеологическое обоснование концепции «общество развитого социализма». Конституция 1977 года. Экономические проблемы.
Обязательная литература:

Ратьковский И., Ходяков М. История советской России. Любое издание. Глава 6.

Михаил Геллер, Александр Некрич, История России, 1917-1995: Утопия у власти. Любое издание. Рекомендуется электронное издание из библиотеки Кротова:

http://www.krotov.info/history/11/geller/gell_1946.html



Семинар 7. Человек и общество периода «застоя».

Обязательная литература:

А. Юрчак Поздний социализм и последнее советское поколение // Неприкосновенный запас. 2007. № 2. http://magazines.russ.ru/nz/2007/2/ur7.html

Каспэ И. Границы советской жизни: представления о «частном» в изоляционистском обществе // НЛО. 2009-2010. № 100 – 101. С. 527-547.

Лекция 8. 1970е: эпоха застоя. Политика разрядки международной напряженности между Востоком и Западом. Причины ухудшения положения СССР на международной арене в конце 1970-х годов.

Семинар 8. Презентация групповых проектов.

Лекция 9. Кризис первой половины 1980-х гг. и начало перестройки. Ю.А. Андропов и попытки преодоления негативных явлений в обществе. К.Н. Черненко. Кризис партийного руководства. М.С. Горбачев, XIX партконференция и начало перестройки политической системы в СССР.

Семинар 9. Презентация групповых проектов (продолжение).

Лекция 10. Перестройка. Новое политическое мышление и попытки его реализации во внутренней и внешней политике. «Бархатные революции» и крушение советского блока в Европе. Роль деятелей культуры и средств массовой информации в изменении настроений общества. Съезды народных депутатов СССР и их влияние на изменение общественно-политической ситуации в стране. Основные причины распада СССР.

Семинар 10.

Андреева, Н. Не могу поступаться принципами // Советская Россия.1988. 13 марта.

Принципы перестройки: Революционность мышления и действий // Правда. 1988. 5 апреля.

Абалкин, Л. И. Перестройка на весах истории / Л. И. Абалкин // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2006. - N 9. - С. 155-159

Материалы «круглого стола» в рамках общерос. науч. конф. «Перестройка: 20 лет спустя» // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. - 2005. - N 5. - С. 54-63.

Лекция 11. На руинах СССР. Национальные конфликты и процесс суверенизации республик СССР. Новоогоревский процесс. Создание СНГ. Проблема суверенитета в России и других бывших республиках СССР. Революции на постсоветском пространстве.

Семинар 11.

Фильм Легко ли быть молодым? реж. Юрис Подниекс.

Алексеев В. В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции / В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева // Отечественная история. - 2003. - N 5. - С. 3-20.

Коэн, С. «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза // Вестник аналитики. - 2006. - N 4. - С. 37-44.

Брутенц, К. Развал Союза : Был ли неизбежен распад СССР? / К. Брутенц //Свободная мысль-XXI.-2005.-N 1.-С. 163-177.

Лекция 12. Начало новой России. Особенности становления рыночной экономики в постсоветской России. Политика приватизации в Российской Федерации в 1991 – 2000 гг. Социальные последствия нового экономического курса в 1990-х гг. Чеченский кризис: причины и способы разрешения. Внешнеполитические приоритеты российской дипломатии. Российская Федерация и НАТО. Становление и развитие политической системы Российской Федерации.

Семинар 12. Музей демократии. Выездной семинар 4 часа.

Лекция 13. Россия 90-х гг. Конституционный кризис 1993 года. Развитие российского парламентаризма. Федерализация и регионализация в Российской Федерации в 1990-е гг.: причины и содержание. Дефолт 1998 года. Укрепление вертикали власти.

Семинар 13.

Согрин В. В. 1985-2005: три превращения современной России // Отечественная история. - 2005. - N 3. - С. 3-24.



Лекция 14. Россия в современном мире: итоги XX века.

Семинар 14. Контрольная работа.

1.2.Оценочные средства для текущего и итогового контроля и аттестации студента.

1.3.Тематика заданий текущего контроля.


Эссе выполняется как часть группового проекта. Группа должна состоять из 3- 5 человек. Все участники группы получают одинаковую оценку за работу. Эта оценка учитывает письменное описание проекта и его презентацию. Для улучшения качества работы преподаватель проводит предварительную проверку проектов за 2 недели до презентации.

Тема группового проекта: «Близкая история: как Вторая мировая война изменила жизнь моей семьи?»

Основная цель проекта: сопоставить опыт семейной истории всех участников группы и ответить на вопрос, вынесенный в название проекта.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

1. Собрать сведения о занятиях и месте жительства своих предков до и после Второй мировой войны.

При сборе дынных необходимо использовать методы современной истории: интервью, анализ визуального материала (фотографии), и источников личного происхождения (письма, дневниковые записи и т.п.).

2. Проанализировать данные, обращая внимание на несколько аспектов:

а. общие тенденции и особенности семейных историй

б.влияние больших исторических процессов в СССР и мире на жизнь семьи

в. оценку событий и трактовку причинно-следственных связей в источниках и литературе (особое внимание следует уделить голосу акторов — насколько это возможно).

Конкретизация состава группы и рассматриваемого ею материала (фамилия, место жительства, занятия родственников) обязательна не позднее 3й недели преподавания курса.


Презентация проекта оценивается по следующим критериям:

  1. умение использовать методы анализа недавнего прошлого, учитывая специфику источников и подходы к их анализу ;

  2. умение включить проблему в более широкий исторический и современный контекст;

  3. четко, понятно и последовательно изложить суть проекта.

При оценке письменного описания проекта к вышеперечисленным критериям добавляются три дополнительных:

  1. самостоятельность в изложении материала

  2. способность учесть критику первого варианта проекта и его презентации на семинаре;

  3. грамотное оформление работы.

Вопросы для контрольной работы совпадают по формулировке и по объему с подтемами лекций и семинарских занятий.

1.4.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины ограничиваются указанными в данной программе вопросами к семинарам и подтемами лекций и полностью совпадают с ними по объему и формулировкам.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.5.Базовые учебники


  1. Ратьковский И., Ходяков М. История советской России. Любое издание. Рекомендуется электронное издание из библиотеки Гумер: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Rat/

2. Михаил Геллер, Александр Некрич, История России, 1917-1995: Утопия у власти. Любое издание. Рекомендуется электронное издание из библиотеки Кротова: http://www.krotov.info/history/11/geller/gell_20a.html

1.6.Для удобства студентов основная и дополнительная литература раскрыты по темам в разделе «Содержание дисциплины»

Материально-техническое обеспечение дисциплины


Проектор для отдельных лекций и семинаров.