Программа дисциплины Проблемы антимонопольного регулирования для направления 080200. 68 Менеджмент подготовки магистра для магистерс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 230.94kb.
Программа дисциплины «Ресторанный менеджмент» 1 135.31kb.
Программа дисциплины Методы поддержки принятия маркетинговых решений... 1 258.33kb.
Программа дисциплины «Политология»  для направления 081100. 3 486.71kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Программа дисциплины Управление финансами фирмы для направления 080200. 1 248.49kb.
Программа дисциплины для направления подготовки магистра для магистерской... 4 781.65kb.
Программа дисциплины Корпоративный риск-менеджмент для направления... 1 226.81kb.
Программа дисциплины Креативность в бизнесе для направления 080200. 1 264.37kb.
Программа дисциплины Управление инвестициями в ит для направления... 1 191.71kb.
Программа дисциплины «Политический брендинг» 3 539.65kb.
Контракт № contract no 9 1341.4kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины Проблемы антимонопольного регулирования для направления 080200. - страница №1/2


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента



Программа дисциплины
Проблемы антимонопольного регулирования
для направления 080200.68 Менеджмент

подготовки магистра

для магистерской программы «Государственное и муниципальное управление»

Авторы программы:

Авдашева С.Б., д.э.н, профессор avdash@hse.ru

Юсупова Г.Ф., к.э.н., доцент, yusupova@hse.ru


Программа адаптирована для НИУ ВШЭ-Пермь Редькиной А.Ю, aredkina@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры экономической теории « 9 » октября 2013 г.


Зав. кафедрой ________________________А.Ю. Редькина

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « 10 » октября 2013 г.


Председатель ________________________Г.Е. Володина

Пермь, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Государственное и муниципальное управление», изучающих дисциплину «Проблемы антимонопольного регулирования».


Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования национального исследовательского университета «высшая школа экономики» по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент», уровень подготовки: Магистр, утвержденный Ученым Советом НИУ ВШЭ, протокол от 24.06.2011 № 26;

  • Учебным планом университета по направлению подготовки магистра 080200.68 Менеджмент (магистерская программа «Государственное и муниципальное управление»), утвержденными в 2012 г.



2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Проблемы антимонопольного регулирования» по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент является:

2.1 В области обучения: подготовка выпускников к организационно-управленческой, административно-технологической, консультационной, информационно-аналитической; научно-исследовательской деятельности в сфере государственно-муниципального управления.

2.2 В области воспитания: формирование необходимых специалисту в области управления проектами социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, готовности соответствовать требованиям профессиональной этики, организованности, коммуникативности, умению работать в команде.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные направления антимонопольного законодательства, возможные экономические проблемы, возникающие в ходе применения антимонопольного законодательства, а также инструменты антимонопольной политики

Уметь интерпретировать полученные знания для анализа и оценки ситуаций, подпадающих под действие антимонопольного законодательства на отдельных рынках.

Иметь навыки сбора и анализа данных не только для обвинения, но и для защиты в рамках дел о нарушении антимонопольного законодательства


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ОС НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности

СК-1

Оценивает и перерабатывает освоенные научные методы и способы деятельности

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и использовать новые способы и инструменты профессиональной деятельности

СК-2

Предлагает концепции и модели, изобретает и использует новые способы и инструменты профессиональной деятельности

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

СК-3

Демонстрирует способность к

самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности



Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен анализировать, верифицировать информацию, оценивать ее информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

СК-6

Владеет навыками анализа и верификации информации, ее оценки, восполнения и синтеза, работы в условиях неопределенности

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен организовать многостороннюю (в том числе, межкультурную) коммуникацию и управлять ею

СК-7

Демонстрирует навыки организации и управления межкультурной коммуникации

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности

ПК-3

Демонстрирует способности трансляции общих целей

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

ПК-8

Создает принципиально новые идеи и продукты, демонстрирует креативность и инициативность

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен выявлять и формулировать актуальные научные

проблемы в области менеджмента, обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями по избранной теме



ПК-10

Выявляет и формулирует актуальные научные

рроблемы, обобщает и критически оценивает результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями по избранной теме



Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления; осуществлять сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально-экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и обработку этих данных, информацию отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

ПК-11



Выявляет данные для решения исследовательских задач, владеет навыками сбора данных, анализа и обработки данных и информации социально-экономических процессах и явлениях

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен формулировать и проверять научные гипотезы, выбирать и обосновывать инструментальные средства, современные технические средства и информационные технологии для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей в сфере управления, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы

ПК-12

Формулирует и проверяет научные гипотезы, выбирает и обосновывает инструментальные средства, современные технические средства и информационные технологии для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, анализирует результаты расчетов и обосновывает полученные выводы

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации

ПК-21

Демонстрирует способность разработки корпоративной стратегии, стратегии бизнеса и функциональной стратегии организации

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен планировать и осуществлять проекты и мероприятия, направленные на реализацию стратегий организации

ПК-22

Демонстрирует умения планирования и осуществления проектов и мероприятий, направленных на реализацию стратегий организации

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен разрабатывать программы организационного развития и обеспечивать их реализацию

ПК-23

Владеет навыками разработки программ организационного развития и обеспечения их реализации

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен использовать современные менеджериальные технологии и разрабатывать новые технологии управления

ПК-24

Использует современные менеджериальные технологии и разрабатывает новые технологии управления

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса

ПК-25

Находит и оценивает новые рыночные возможности, формирует и оценивает бизнес-идеи, разрабатывает бизнес-планы создания нового бизнеса

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров

Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных управленческих и предпринимательских задач; осуществлять сбор данных и их обработку

ПК-26

Выявляет данные, необходимые для решения поставленных управленческих и предпринимательских задач; осуществляет сбор данных и их обработку

Доклад, эссе, дискуссии в ходе семинаров



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы « Государственное и муниципальное управление », вариативная часть (дисциплины по выбору).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах “Микроэкономика (промежуточный уровень)”; “Институциональная экономика (начальный уровень)”; “Теория отраслевых рынков (начальный уровень)”. Также желательно предварительное изучение курсов «Статистика (начальный уровень)»; «Эконометрика (начальный уровень)»; «Теория игр», «Основы права (начальный уровень)». Предполагается также, что студенты владеют английским языком на уровне, позволяющем им свободно читать академические работы, публикуемые в периодических изданиях.



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • способен занимать активную гражданскую позицию;

  • владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных задач;

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей;

  • способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

  • способен учитывать последствия управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Стратегический менеджмент в государственном управлении

  • Научный семинар



5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1.

1

Конкурентная политика: основные компоненты и концептуальные основ

18

2

2

-

14

2

Горизонтальные соглашения

24

2

4

4

14

3

Вертикальные соглашения

26

2

6

4

14




Итого по разделу 1.

68

6

12

8

42

Раздел 2.

4

Теория монополизации

24

-

6

4

14

5

Предотвращение злоупотребления доминированием

26

2

6

4

14

6

Предварительный контроль слияний

26

2

6

4

14




Итого по разделу 2.

76

4

18

12

42




Итого

144

10

30

20

84


6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

модуль

Параметры

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Контрольная работа




3







Письменная работа в течение 80 мин.

Реферат




2-7







Текст 15-20 страниц и подготовка доклада, 15-20 минут

Итоговый

Зачет




*







Письменный зачет в течение 80 мин.
    1. Критерии оценки знаний, навыков


Для получения оценок текущего контроля студент должен продемонстрировать умение анализировать проблемы антимонопольного регулирования с позиций экономической теории и теории управления, находить способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий, владение методологией научного исследования по проблемам государственного регулирование в области поддержки конкуренции.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Текущий контроль включает написание эссе и подготовку домашнего задания.

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: регулярность посещения занятий, подготовка к занятиям (работа с литературой), активность участия в дискуссиях.

Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.



Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3*Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Ок/р + n2·Одз,

при этом n1 = 0,5, n2 = 0,5.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Озач

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.



7. Содержание дисциплины



Раздел 1.

Тема 1. Конкурентная политика: основные компоненты и концептуальные основы

Потери общества от монополии: аллокативный и распределительный эффект. Х-неэффективность монополий. Монополия, эффект создания и перераспределения ренты. Статическая и динамическая эффективность. Эмпирический анализ неэффективности монополии: методы и результаты. Рыночная власть в микроэкономике и антимонопольном анализе.

Развитие теоретической основы конкурентной политики. Гарвардская школа в теории отраслевых рынков. Чикагская школа в теории отраслевых рынков. Концепция соревновательных рынков (contestable markets) и её влияние на конкурентную политику. Теория игр и её применение в экономическом анализе антимонопольной политики. Новая теория отраслевых рынков: эндогенная структура рынков. Вклад институциональной экономики и экономического анализа права.

Основные компоненты конкурентной политики и их связь с экономической теорией. Защитные методы конкурентной политики. Антимонопольное законодательство. Предотвращение картельных соглашений, ограничений конкуренции со стороны крупных компаний. Предварительный контроль слияний. Особенности предмета российского антимонопольного законодательства. Активные методы конкурентной политики. Дерегулирование и создание рынков в регулируемых отраслях (отраслях естественных монополий).

Проблемы содержания норм антимонопольного законодательства как инструмента защитной конкурентной политики. Разделение легальной и нелегальной практики. Применение антимонопольных запретов per se и на основании взвешенного подхода (rule of reason). Система санкций. Мониторинг нарушений антимонопольного законодательства. Ошибки I и II рода при применении норм антимонопольного законодательства.

Проблемы оценки результативности эффективности антимонопольной политики.

Определение границ рынка для целей антимонопольной политики. Продуктовые и географические рынки. Тест «гипотетического монополиста» (тест SSNIP) и проблемы его применения. Применение теста SSNIP к рынку монополии: «целлофановая проблема» (cellophane fallacy). Вторичные рынки (aftermarkets). Показатели прямой и перекрёстной ценовой эластичности: использование для идентификации границ рынков.

Использование эконометрических методов для идентификации границы рынков. Показатели корреляции цен. Коинтеграция. Тест Грэнжера. Критика использования ценовых тестов для идентификации границ рынков (по статье Вердена и Фреба (Werden,Froeb,1993)). Влияние эластичности спроса и предложения на показатели корреляции и другие показатели взаимосвязи цен.

Определение границ участника рынка для целей применения антимонопольного законодательства. Конструкция «группы лиц». Определение «группы лиц» в российском законодательстве.

Количество часов аудиторной работы:4.

Количество часов самостоятельной работы:14 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 8).
Литература:

Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Калмычкова Е.Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта. Экономический журнал ВШЭ, 2007, том 11, № 1.

Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства. Вопросы экономики, 2010, № 1, с.129-142.

Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Конкурентная политика: состав, структура, система. Современная конкуренция, 2010, № 1 (19), с. 5-20.

Князева И.В. Антимонопольная политика в России, 2007, Гл. 1-3

Church J., Ware R. Industrial Organization: a Strategic Approach. New-York: McGrow Hill, 2000, сh.19, pp.599-624.

Motta M. Competition Policy. Theory and Evidence. Cambridge, Cambridge University Press, 2004, ch. 1-2, pp.1-100.

Viscusi W.K., Vernon J.M. and Harrington J.E., Economics of Regulation and Antitrust, Third Edition. MIT Press, 2000, сh.1, 2.

Joskow P.L. Transaction Cost Economics, Antitrust Rules and Remedies, Journal of Law, Economics and Organization, 2002, vol.18, No 1, pp.95-116.

Werden G. and Froeb L. Correlation, Causality, and All that Jazz: The Inherent Shortcomings of Price Tests for Antitrust Market Delineation, Review of Industrial Organization, 1993, vol.8, pp.329-353.


Тема 2. Горизонтальные соглашения

Экономическая теория поддержания и нарушения картельных соглашений. Явный и молчаливый (tacit) сговор. Факторы, воздействующие на стимулы к сговору. Барьеры входа. Роль инноваций. Частота взаимодействия между компаниями (периодичность пересмотра цен). Число участников рынка. Равномерность распределения рыночных долей. Симметричность участников рынка. Структурные связи между участниками рынка. Эластичность спроса. Рыночная власть покупателей. Взаимодействие на многих рынках. Наблюдаемость цен. Ограниченность мощностей. Дифференциация продукта.

Эмпирический анализ стимулов к картельным соглашениям в США (по материалам статьи Фрааса и Грира (Fraas, Greer, 1977). Потери от ценового сговора: эмпирические оценки.

Нормы в отношении картелей в законодательстве США, Европейского Союза и России, примеры и проблемы их применения. Система санкций за участие в картельных соглашениях. Система освобождения свидетелей от ответственности. Проблемы действенности программы освобождения свидетелей: роль масштабов освобождения, последовательности действий антимонопольного органа и ответчиков. Границы эффективности системы освобождения от ответственности.

Квалификация молчаливого сговора как нелегального. Экономические дискуссии. Практика США и Европейского Союза. Использование конструкции «коллективного доминирования» для борьбы с последствиями молчаливого сговора.

Соглашения и согласованные действия в антимонопольном законодательстве России. Доктрина «коллективного доминирования» в международной практике и законе «О защите конкуренции» (2006). Проблема определения и квалификации согласованных действий.



Количество часов аудиторной работы:10.

Количество часов самостоятельной работы:14 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 8).
Литература:

Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Калмычкова Е.Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта. Экономический журнал ВШЭ, 2007, том 11, № 2.

Князева И.В. Антимонопольная политика в России, 2007, Гл. 4

Стиглер Дж. Теория олигополии. В: Вехи экономической мысли, т.2, С-Пб, Экономическая школа. 2000, с.371-401.

Aubert C., Rey P., Kovacic W.E. The Impact of Leniency and Whistle-Blowing Programs on Cartels. International Journal of Industrial Organization, 2006, vol.24, No 6, pp. 1241-1266.

Church J., Ware R. Industrial Organization: a Strategic Approach. New-York: McGrow Hill, 2000, сh.10, pp.305-366.

Motta M. Competition Policy. Theory and Evidence. Cambridge, Cambridge University Press, 2004, ch. 4, pp.137-230.

Fraas A.G., Greer D.F. Market Structure and Price Collusion: an Empirical Analysis. Journal of Industrial Economics, 1977, vol.6, pp.21-44.

Viscusi W.K., Vernon J.M. and Harrington J.E., Economics of Regulation and Antitrust, Third Edition. MIT Press, 2000, сh.5..

Ivaldi M., Jullien B., Rey P., Seabright P., Tirole J. The Economics of Tacit Collusion, IDEI, 2003. Интернет-адрес: http://ec.europa.eu/competition/mergers/studies_reports/the_economics_of_tacit_collusion_en.pdf

McCutcheon B. Do Meetings in Smoke-Filled Rooms Facilitate Collusion? Journal of Political Economy, 1997, vol.105, No 2, pp. 330-350.

Motta M., Polo M. Leniency Programs and Cartel Prosecution. International Journal of Industrial Organization, 2003, vol. 21, No 2, pp. 347–379.


Тема 3. Вертикальные соглашения

Классификация вертикальных соглашений, ограничивающих конкуренцию («вертикальных ограничений»). Ценовые и неценовые вертикальные соглашения: несовершенная взаимозаменяемость. Исключающие условия вертикальных соглашений.

Традиционный подход к влиянию вертикальных соглашений на конкуренцию. Чикагская школа о положительных эффектах вертикальных соглашениях и возможностях использования исключающих договоров для предотвращения входа конкурентов. Пост-чикагские модели ограничения конкуренции с помощью исключающих договоров.

Новая институциональная экономика о роли вертикальных соглашений. Вертикальные соглашения как альтернатива иерархической организации.

Режим незаконности вертикальных соглашений в антимонопольном законодательстве США и Европейского Союза: от режима незаконности per se к взвешенному подходу (rule of reason). Режим незаконности вертикальных соглашений в законе «О защите конкуренции» и «Об основах регулирования торговой деятельности» (экономический анализ).

Количество часов аудиторной работы:12.

Количество часов самостоятельной работы:14 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 8).

Литература:

Авдашева С.Б., Дзагурова Н.Б. Вертикальные ограничивающие контракты и их интерпретация в антимонопольном законодательстве. Вопросы экономики, 2010, № 5.

Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Калмычкова Е.Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта. Экономический журнал ВШЭ, 2007, том 11, № 4.

Дзагурова Н.Б., Авдашева С.Б. Современные теоретические подходы к анализу эксклюзивных соглашений и законодательные нормы их регулирования. Вопросы государственного и муниципального управления, 2010, № 1, с.69-88.

Князева И.В. Антимонопольная политика в России, 2007, Гл. 7

Aghion P., Bolton P. Contract as a Barrier to Entry, American Economic Review, 1987, vol.77, No 3, pp.388-401.

Lafontaine F., Slade M. Vertical integration and firm boundaries: the evidence. Journal of Economic Literature, 2007, Vol. 45, No 3, pp. 629-685.

Church J., Ware R. Industrial Organization: a Strategic Approach. New-York: McGrow Hill, 2000, сh.22, pp.683-714.

Whinston M.D. Exclusivity and Tying in U.S. v. Microsoft: What We Know and Don’t Know. Journal of Economic Perspectives, 2001, vol.15, No 2, pp.63-80.
Раздел 2.
Тема 4. Теория монополизации

Экономическая теория о способности крупных компаний ограничивать конкуренцию: чикагская школа против гарвардской. «Парадоксы невозможности» ограничения входа и хищничества. Пост-чикагские модели, объясняющие возможность стратегического ограничения конкуренции. Модели Милгрома и Робертса, Крепса и Уилсона.

Сетевые эффекты потребления и монополизация. Вход, исключение входа и благосостояние на рынках с сетевыми эффектами потребления. Двусторонние сетевые эффекты. Оптимальный уровень и структура цены на рынке с двусторонними сетевыми эффектами.

Количество часов аудиторной работы:10.

Количество часов самостоятельной работы:14 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 8).
Литература:

Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Калмычкова Е.Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта. Экономический журнал ВШЭ, 2007, том 11, № 4.



Крепс Д.М., Уилсон Р. Репутация и несовершенная информация / Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков/ под ред А.Г. Слуцкого. – С-Пб, Экономическая школа, 2003, с.72-109.

Мак – Ги Дж.С. Хищническое снижение цен: дело компании Standard Oil/ Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков/ под ред А.Г. Слуцкого. – С-Пб, Экономическая школа, 2003, с.567 -621.



Познер Р. Экономический анализ права. С-Пб., Экономическая школа, 2004, гл. 10.

Church J., Ware R. Industrial Organization: a Strategic Approach. New-York: McGrow Hill, 2000, сh.20-21, pp.625-682.

Motta M. Competition Policy. Theory and Evidence. Cambridge, Cambridge University Press, 2004, ch. 7, pp.411-532.

Milgrom P., Roberts J. Limit Pricing and Entry under Incomplete Information: An Equilibrium Analysis. Econometrica, 1982, vol. 50, No 2, pp.443-459.

Viscusi W.K., Vernon J.M. and Harrington J.E., Economics of Regulation and Antitrust, Third Edition. MIT Press, 2000, сh. 8
Тема 5. Предотвращение злоупотребления доминированием

Воздействие теории на практику применения антимонопольного законодательства в отношении монополизации и доминирования. Сходство и различие в определении незаконной практики в законодательствах США, Европы и России. Подход к доминированию с точки зрения структуры рынка. Определение доли рынка, которая характеризует доминирующее положение фирмы. Одностороннее и коллективное доминирование.

Концепция злоупотребления доминированием в антимонопольном законодательстве ЕС: нормы об «эксплуатации» и «исключении». Проблемы применения норм об «эксплуатации» на примере монопольно высокой цены.

Распределение бремени доказывания в делах о монополизации (злоупотреблении доминированием). Практика применения норм о хищничестве в США и Европейском Союзе. Проблема квалификации последствий ценовой дискриминации.

Экономический анализ дела против компании Microsoft (1998): использование методов чикагской школы. Роль сетевых эффектов потребления в формировании структуры рынков. Интерпретация сетевых эффектов потребления в конкурентной политике Европейского Союза.

Доминирование в отраслях естественных монополий: доктрина ключевых мощностей. Применение антимонопольного законодательства в отношении компаний в отраслях естественных монополий: российский опыт.



Количество часов аудиторной работы:12.

Количество часов самостоятельной работы:14 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 8).

Литература:

Авдашева С., Шаститко А. Запрет на установление монопольно высокой цены: экономические основания, варианты и новации антимонопольного законодательства. Экономическая политика, 2009,   2, с.39-57. ссылка на полный текст публикации в Интернет http://www.iet.ru/files/text/policy/2009_2/avdasheva.pdf

Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Крючкова П.В. Доминирование на рынке справочных правовых систем: опыт экономического анализа для целей антимонопольного регулирования. Вопросы экономики, 2007, № 11, с. 104-119.

Князева И.В. Антимонопольная политика в России, 2007. Гл. 5

Fisher F., McGowan J. On the Misuse of Accounting Rates of Return to Infer Monopoly Profits, American Economic Review 1983, vol.73, pp. 82-97

Gilbert R.G., Katz M.L. An Economist’s Guide to U.S. v. Microsoft. Journal of Economic Perspectives, 2001, vol.15, No 2, pp.25-44.

Klein B. The Microsoft Case: What Can a Dominant Firm Do to Defend Its Market Position. Journal of Economic Perspectives, 2001, vol.15, No 2, pp.45-62.

Motta M. Competition Policy. Theory and Evidence. Cambridge, Cambridge University Press, 2004, ch. 7, pp.411-532.

Motta M., de Streel A. Excessive Pricing in Competition Law: Never say Never? In: The Pros and Cons of High Prices, Swedish Competition Authority, 2007, pp.14-46. Интернет-адрес: http://www.kkv.se/upload/Filer/Trycksaker/Rapporter/Pros&Cons/rap_pros_and_cons_high_prices.pdf

Тема 6. Предварительный контроль слияний

Дискуссия о связи между слияниями и конкуренцией в современной экономической теории. Гарвардский подход. Противоречивое воздействие слияний на благосостояние по О.Уильямсону. Слияния и конкуренция в концепции эндогенной структуры рынка. Результаты эмпирического тестирования альтернативных подходов.

Возможные антиконкурентные эффекты горизонтальных, вертикальных и конгломератных слияний. Слияния в экономике России: масштабы и воздействие на структуру рынков.

Процедуры антимонопольного контроля слияний в США, Европейском Союзе и России. Связь процедур антимонопольного контроля с экономической теорией. Влияние горизонтальных слияний на конкуренцию: односторонние эффекты и эффекты координации. Моделирование воздействия слияний на благосостояние (по работе Salant et al., 1983). Методы анализа односторонних эффектов: рыночная доля и мощности, барьеры входа, спрос, рыночная власть покупателя, соображения «умирающей компании». Эффекты координации: факторы, повышающие стимулы к сговору. Защита слияния по соображениям эффективности: критерии и порядок признания.

Процедуры анализа слияний. Варианты исходов при анализе слияний: разрешение, запрещение, разрешение с предписанием. Двухфазный анализ слияний в практике Европейского Союза. Практика выставления и выполнения предписаний: границы воздействия на конкуренцию.

Изменение подхода к антимонопольному анализу слияний в российском антимонопольном законодательстве: закон «О защите конкуренции» (глава 7). Объект предварительного контроля. Значение критериев предварительного контроля. Перераспределение акций и активов внутри холдингов. Дополнительные условия разрешения на сделки слияния: структурные и поведенческие предписания. Воздействие практики предписаний на конкуренцию и положение участников рынка. Трактовка выигрышей от слияния.



Количество часов аудиторной работы:12.

Количество часов самостоятельной работы:14 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 8).
Литература:

Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Предварительный антимонопольный контроль слияний: оценка эффективности изменения антимонопольного законодательства, Современная конкуренция, 2008, № 5, с.15-27.

Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Калмычкова Е.Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта. Экономический журнал ВШЭ, 2007, том 11, № 3.

Медведев А.В. Структурные предписания как инструмент регулирования слияний при взаимодействии продавцов по Курно. Экономическая школа, вып. 6, Конкуренция и конкурентная политика, М., ГУ-ВШЭ, с.114-138.

Князева И.В. Антимонопольная политика в России, 2007. Гл. 6

Уильямсон О. Экономия как защита в антимонопольном процессе: компромисс с позиции благосостояния./ Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков/ под ред. А.Г. Слуцкого – С-Пб, Экономическая школа, 2003.

Motta M. Competition Policy. Theory and Evidence. Cambridge, Cambridge University Press, 2004, ch. 5-6, pp.231-410.

Salant, S.W., Switzer S., Reynolds R. J., Losses from Horizontal Merger: the Effects of an Exogenous Change in Industry Structure on Cournot-Nash Equilibrium, Quarterly Journal of Economics, 1983, vol.98, pp. 185-199.

Viscusi W.K., Vernon J.M. and Harrington J.E., Economics of Regulation and Antitrust, Third Edition. MIT Press, 2000, сh.7, 8.

Willig R. Merger Analysis, Industrial Organization Theory, and Merger Guidelines. Brookings Papers: Microeconomics, 1991, pp. 281- 333.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

- обсуждение научных работ и кейсов

- доклады в группах
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

- обсуждение научных работ и кейсов



- доклады в группах

8.Образовательные технологии


При преподавании дисциплины предусмотрены следующие учебные технологии: работа в малых группах, принципы проблемного обучения, проведение дебатов в качестве ролевой игры.

8.1.Методические рекомендации преподавателю


В основе лекций лежит обсуждение материалов мультимедийных презентаций, слайды которых предоставляются студентам заранее. Содержание семинаров включает в себя регулярную проверку знаний в виде проведения письменных работ (микроконтроля), выступления студентов с результатами мини-исследований и их обсуждение, а также обсуждение кейсов.

8.2.Методические указания студентам


Изучение данного курса предполагает подготовку как к семинарам, так и лекциям. Накануне лекций рекомендуется просмотреть предоставленный лектором материал презентаций, выделить проблемные вопросы, требующие дополнительного обсуждения. Для подготовки к семинарам рекомендуется изучить соответствующие разделы базовой, основной и дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем. Участие в обсуждении результатов студенческих исследований позволит расширить представление о современных проблемах функционирования государственного и некоммерческого сектора и существующих и возможных способах решения этих проблем.

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


следующая страница >>