Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» - страница №1/1


НИУ ВШЭ – Нижний Новгород


Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра



Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента



Программа дисциплины
Правовые основы управления персоналом

для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра

для магистерской программы «Менеджмент»

специализация "Управление человеческими ресурсами"


Автор программы:

Зарипова Зухра Насимовна, к.ю.н, kaf_gpravo@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры гражданского права и гражданского процесса «___»____________ 2013г.

Зав. кафедрой С.Г. Пишина


Рекомендована секцией УМС «ПРАВО» «___»____________ 2013г.

Председатель М.В. Клепоносова


Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»__________2013г.

Председатель Ю.В. Кузнецова


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2013г.

Председатель В.М. Бухаров

Нижний Новгород, 2013


1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Изучение данной дисциплины потребует от студентов хорошего знания теории трудового права и гражданского процесса, а так же умение ориентироваться в гражданском, административном, уголовном и налоговом законодательстве. Освоение программы, кроме того, требует от студентов необходимость проведения серьезной самостоятельной работы по изучению практических материалов (судебных актов, комментариев и т.п.), иллюстрирующих практику применения трудового законодательства.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 «Менеджмент», обучающихся по магистерской программе «Управление человеческими ресурсами».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательные стандартом НИУ ВШЭ по направлению 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра, утвержденным в 2013г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины: «Правовые основы управления персоналом», являются: формирование знаний норм трудового законодательства с учетом изменений, произошедших в правовом регулировании трудовых отношений и выработка у студентов навыков по применению действующего трудового законодательства в практической деятельности, а также в процессе рассмотрения и разрешения трудовых споров в суде.

В результате освоения дисциплины студент должен:



    • Знать теорию трудового права, включая знания нормативно – правовых актов, регулирующих вопросы приема, перевода, увольнения как работников, так и руководителей, по вопросам рабочего времени и времени отдыха, дисциплинарной и материальной ответственности работников, о трудовых книжках, о видах занятости на современном этапе развития российского государства, об особенностях регулирования труда беременных женщин, об аттестации работников и об оплате их труда.

    • Уметь применять законы и другие нормативные правовые акты, юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства трудовых споров, рассматриваемых в суде, прокуратуре, государственной инспекции труда, проводить юридически грамотные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений.

    • Иметь навыки работы с нормативными правовыми актами по трудовому законодательству, разработки проектов документов правового характера, осуществления правовой экспертизы нормативных актов (в том числе локальных нормативных правовых актов), умение ориентироваться в судебных актах, иллюстрирующих практику применения трудового законодательства



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и использовать новые способы и инструменты профессиональной деятельности

СК-2

Осуществляет анализ и

трактование нормативных положений трудового законодательства, устанавливает логические связи между правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, оценивает эффективность нормативного положения, формулирует новое нормативное положение или предлагает корректировку действующего



Лекции, семинарские занятия

Дискуссия, решение задач и рассмотрение кейсов



Способен вести профессиональную, в том числе, научно-исследовательскую деятельность в международной среде

СК-8

Дает характеристику нормативного регулирования конкретных правоотношений, воспроизводит содержание нормативных положений, дает разъяснение действующего корпоративного законодательства, разъясняет порядок действия участников трудовых правоотношений в конкретных условиях

Лекции, семинарские занятия, дискуссия, решение задач и рассмотрение кейсов

Способен анализировать, верифицировать информацию, оценивать ее информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

СК-6

Проводит анализ законодательства, регулирующего спорные правоотношения; выбирает применимую правовую норму, определяет порядок действий участников трудовых правоотношений на основании нормативных положений

Лекции, семинарские занятия
Решение задач и рассмотрение кейсов

Способен выявлять и формулировать актуальные научные проблемы в области менеджмента, обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями по избранной теме

ПК-10

Анализирует общие подходы к сформулированной проблеме, делает выводы на основании монографических источников, законодательства и существующей практики применения трудового законодательства

Лекции, семинарские занятия


Дискуссия, решение задач



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору. Ее изучение основано на следующих дисциплинах

    • Трудовое право

    • Трудовые споры

Приступая к изучению данной дисциплине (курса) студенты должны владеть определенным уровнем знаний по трудовому праву: иметь знания о трудовом договоре, о вопросах приема и увольнения, дисциплине труда, материальной ответственности работника перед работодателем, о режиме работы и отдыха. В процессе работы (обучения) по данной программе учебной дисциплине предусматривается рассмотрение проблемных вопросов современного регулирования трудовых отношений на современном этапе развития российского государства.

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Проблемы заемного труда в РФ.

16

2




4

10

2.

Проблемы разработки и применения локальных нормативных актов.

16

2




4

10

3.

Сложные вопросы заключения трудового договора с персоналом.

18

2




4

12

4.

Проблемы регулирования рабочего времени и времени отдыха.

22

2




8

12

5.

Проблемы регулирования прекращения трудовых договоров.

18

2




4

12

6.

Сложные вопросы регулирования ответственности работника.

18

2




4

12




ИТОГО:

108

12




28

68


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1










Текущий

(неделя)


Контрольная работа

6










Объем к/р – 10-12 стр. (дифференцированная оценка – 0-10)

Итоговый

Зачет

*










Устный зачет 120 мин. (дифференцированная оценка – 0-10)



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль работы студента проводится в форме написания контрольной работы.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Контрольная работа представляет творческую работу студента. В качестве базы для контрольной работы выбирается проблема из списка тем, предложенных преподавателем, или иной темы, но по согласованию с преподавателем. В контрольной работе необходимо отразить доктринальное решение проблемы, осветить существующие подходы к ее разрешению в судебной практике (если это возможно) и предложить свой подход к ее разрешению путем выдвижения гипотезы и ее доказательства. Оценке в данном случае подлежит именно способность студента четко, связно и доказательно представить свою точку зрения, убедить преподавателя в ее обоснованности.

Итоговый контроль проводится в виде зачета, проводимого в устной форме. На зачете студент должен показать знания по всем разделам учебного курса на основании грамотных ответов на вопросы, поставленные преподавателем. На итоговую оценку влияет посещение и работа студентов на лекциях и семинарских занятиях, оценка контрольную работу, уровень знаний показанных на зачете.


7Содержание дисциплины



Тема 1. Проблемы заемного труда в РФ.

Договор предоставления персонала как фактически существующая форма применения труда. Сложные вопросы при заключении договоров в процессе работы.

Трудовые споры, связанные с заключением договоров и договоров заемного труда. Виды занятости в РФ. Проблемы правового регулирования труда.

Законодательные акты, содержащие нормы о заемном труде (ГК РФ, Налоговый кодекс РФ). Международно-правовое регулирование заемного труда.


Тема 2. Проблемы разработки и применения локальных нормативных актов

1. Организация контроля за соблюдением трудового законодательства в процессе работы с внутренними документами как элемент готовности к проверкам государственной инспекцией труда и иных органов.

2. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в организации или у работодателя – индивидуального предпринимателя.

3. Локальные нормативные акты и другие документы, которые должны быть у работодателя (могут быть востребованы при проверках):



  • Правила внутреннего трудового распорядка;

  • Штатное расписание;

  • Договоры о полной материальной ответственности;

  • Личные карточки;

  • Приказы по личному составу и др.

4. Положения о защите персональных данных работника.

5. Должностная инструкция и условия ее изменения.

6. Правильность оформления кадровых документов и типичные ошибки при их заполнении. Значение правильного оформления кадровых документов в случае увольнения работника

7. Роль локальных нормативных актов в работе с персоналом. Разработка и утверждение локальных нормативных актов. Ознакомление работников с локальными нормативными актами. Правовые последствия ошибок работодателей в процессе разработки и применения локальных нормативных актов. Локальные нормативные акты, которые должны быть у работодателя.


Тема 3. Сложные вопросы заключения трудового договора с персоналом.
Требования законодательства и судебной практики к соблюдению формы трудового договора и установленного порядка приема на работу.

Процедуры, предшествующие подписанию трудового договора с работником: виды и основания установления работодателем.

Основания заключения срочного трудового договора: критерии правомерности. Признание срочного трудового договора трудовым договором, заключенным на неопределенный срок.

Гарантии при заключении трудового договора. Отказ в заключении трудового договора: обоснованный и необоснованный.

Анализ трудовых споров, возникающих при заключении трудового договора.

Содержание трудового договора. Заключение трудового договора в письменной форме. Особенности заключения трудового договора с руководителем организации. Изменение условий трудового договора. Переводы на другую работу, перемещения.



Тема 4. Проблемы регулирования рабочего времени и времени отдыха.

Установление специальных режимов рабочего времени (ненормированный рабочий день, сменная работа). Соблюдение закона при установлении суммированного учета рабочего времени.

Обязательность предоставления работнику ежегодного основного отпуска: основания, срок, продолжительность, порядок. Выплата компенсации за неиспользованный отпуск. Отзыв работника из отпуска. Разделение отпуска на части.

Режим рабочего времени. Сверхурочная работа. Ненормированный рабочий день. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Отпуска. Виды, основания предоставления, сроки. Отзыв работника из отпуска. Разделение отпуска на части Выплата компенсации за неиспользованный отпуск.
Тема5. Проблемы регулирования прекращения трудового договора.

Сроки и варианты предупреждения работодателя об увольнении по собственному желанию. Правовые последствия несоблюдения работником процедуры увольнения. Увольнении работника по инициативе работодателя. Увольнение работника за виновное поведение (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, за прогул, за появление на работе в состоянии опьянения и др.). Основания и порядок расторжения трудового договора с работником при отсутствии его вины (сокращение численности или штата работников, ликвидация организации и т.д.).

Трудовые споры, возникающие при увольнении работника по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и иным основаниям

Общие основания прекращения трудового договора. Увольнение по инициативе работника. Увольнение по инициативе работодателя. Трудовые споры, возникающие при увольнении работника.


Тема 6. Сложные вопросы регулирования ответственности работника.

Положения законодательства и требования судебной практики к основаниям и порядку привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Анализ трудовых споров, связанных с дисциплинарной ответственностью работника.

Анализ трудовых споров, связанных с материальной ответственностью работника: виды, основания, порядок материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю. Полная и ограниченная материальная ответственность работника. Добровольное возмещение работником ущерба.

Дисциплинарная ответственность работника. Трудовые споры, связанные с дисциплинарной ответственностью работника. Материальная ответственность работника6 виды, основания, порядок применения. Порядок возмещения ущерба.



.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля



Темы контрольных работ


  1. Споры, связанные с установлением вида правоотношений, складывающихся при трудоустройстве (трудовые отношения, гражданско-правовые отношения и новые формы привлечения к труду).

  2. Трудовые споры, связанные с увольнением работников (по одному из оснований по выбору).

  3. Дисциплинарная ответственность работника.

  4. Материальная ответственность работника и ее виды.

  5. Переводы на другую работу.

  6. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

  7. Дополнительные основания прекращения трудового договора.

  8. Понятие и виды отпусков по трудовому законодательству.

  9. Трудовой договор (понятие, стороны, содержание).

  10. Ответственность должностных лиц за нарушение трудового законодательства.

  11. Правовое регулирование рабочего времени.

  12. Особенности трудового договора с руководителем организации.

  13. Предоставление персонала в РФ: проблемы теории и практики.

  14. Правовые проблемы увольнения работников по инициативе работодателя.

  15. Правовое регулирование труда работников театральных учреждений.

  16. Трудовой договор в России: история и современность.

  17. Проблемы правового регулирования труда руководителей организаций.

  18. Правовые проблемы заключения, изменения, прекращения трудового договора в РФ.

  19. Правовое регулирование заемного труда (Международный опыт)

  20. Ответственность должностных лиц за нарушение трудового законодательства.

  21. Правовое регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики

  22. Аттестация персонала в трудовом праве: понятие, значение и порядок ее проведения. Правовые последствия аттестации.

  23. Особенности правового регулирования трудовых договоров о работе в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

  24. Правовые проблемы совместительства: проблемы и перспективы.

  25. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности работника.

  26. Индивидуальные трудовые споры.

  27. Правовые проблемы вопросов трудоустройства в РФ.

  28. Проблемы привлечения работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю.

  29. Проблемы привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

  30. Проблемы правового регулирования труда инвалидов.

  31. Ответственность работодателя за нарушение норм трудового законодательства об оплате труда.

  32. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности работника.

  33. Проблемы правового регулирования увольнения работников.

  34. Проблемы заключения и прекращения трудового договора с руководителями организаций.

  35. «Эффективный контракт» в государственных и муниципальных учреждениях

8.2 Тест для итогового контроля
Выберите ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ варианты ответов.

  1. Методы психологической диагностики используются в:

    1. Образовании

    2. Медицине

    3. Спорте

    4. Правосудии

    5. Трудовой деятельности




  1. Основные психометрические требования к построению и проверке методик:

    1. Стандартизация

    2. Валидность

    3. Надежность

    4. Константность

    5. Психометрия




  1. Психодиагностическая методика считается надежной, если коэффициент надежности составляет величину:

    1. Не менее 0,2

    2. Не менее 0,5

    3. Не менее 0,8

    4. Не менее 1,0




  1. Проранжируйте методики с точки зрения их показателей по надежности и валидности (от наиболее надежных и валидных к наименее, соответственно, в бланке ответов как 1-2-3):

А.Личностные опросники

Б.Тесты


В. Проективные техники


  1. Минимальный объем выборки, необходимый для получения достоверных данных по надежности методики должен составлять:

    1. Не менее 200 человек

    2. Не менее 150 человек

    3. Не менее 100 человек

    4. Не менее 50 человек




  1. Тесты интеллекта измеряют:

    1. Интеллект

    2. Ум

    3. IQ

    4. Некоторые особенности мыслительной деятельности человека, а также объем и содержание его знаний в некоторых областях




  1. На уровень коэффициента интеллекта индивида в наибольшей степени влияет: (один ответ)

    1. Наследственность

    2. Уровень образования

    3. Личностные особенности

    4. Гендерные различия




  1. Методика (и) для оценки интеллекта:

    1. Тест «Прогрессивные матрицы Равена»

    2. Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера

    3. Методика «Интеллектуальная лабильность»

    4. Опросник Х. Шмишека




  1. Адекватная (ые) методика (и) для определения коэффициента умственного развития студентки 20 лет г. Нижнего Новгорода:

    1. Тест «Прогрессивные матрицы Равена»

    2. Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера

    3. КОТ (краткий отборочный тест)

    4. Опросник MMPI




  1. Результаты по тестам интеллекта являются прогностичными для оценки успешности индивида в:

    1. Профессиональной сфере

    2. Учебной деятельности

    3. Межличностных отношениях




  1. Наименее подвержены культурным влияниям:

    1. Вербальные методики

    2. Невербальные методики

    3. Смешанные методики (вербальные+невербальные)




  1. Отличительной особенностью опросников является:

    1. Наличие в них правильных ответов

    2. Отсутствие в них правильных ответов

    3. Стимульный материал в виде картинок, схем и пр.

    4. Возможность дополнять предложенные ответы




  1. Методика (и) для определения типа личности:

    1. Опросник УСК (уровень субъективного контроля)

    2. Методика интерперсональных отношений Т.Лири

    3. Опросник Кейрси

    4. Методика «Апперцептивный рисуночный тест»




  1. Проективные методики отличаются от опросников тем, что:

    1. Позволяют получить наиболее целостную картину об индивиде

    2. В меньшей степени подвержены фальсификации со стороны индивида

    3. Обладают высокими показателями по валидности и надежности

    4. В них используются стимулы, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать и т.д.




  1. Тесты (по сравнению с другими психодиагностическими методиками) характеризуются:

    1. Высокими показателями по валидности и надежности

    2. Средними показателями по валидности и надежности

    3. Низкими показателями по валидности и надежности




  1. Адекватным инструментом для оценки усвоения работником/учеником знаний по определенной тематике является:

    1. Тест достижений

    2. Тест специальных способностей

    3. Тест интеллекта

    4. Опросник




  1. К психодиагностическим методам относят:

    1. Тесты

    2. Психофизиологические методики

    3. Наблюдение

    4. Анализ продуктов деятельности




  1. Методика (и), позволяющая (ие) оценить концентрацию внимания:

    1. «Корректурная проба»

    2. Методика «Мюнстерберга»

    3. «Расстановка чисел»

    4. Тест «Перепутанные линии»

    5. Таблицы Шульте




  1. Основные этические принципы в работе психодиагноста:

    1. Ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе

    2. Конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде

    3. Благополучие обследуемого индивида

    4. Правильная интерпретация диагностических результатов




  1. Формализованные методы психодиагностики:

    1. Наблюдение

    2. Опросники

    3. Тесты

    4. Анализ продуктов деятельности

    5. Методики проективной техники




  1. Основные этапы конструирования теста:

    1. Определение теста и выбор метода шкалирования

    2. Пилотажное исследование и анализ результатов на дискриминативность

    3. Факторный анализ – сжатие информации

    4. Валидность теста

    5. Стандартизация теста




  1. Методика «MMPI» является:

    1. Опросником эмпирическим

    2. Опросником факторным

    3. Одномерной

    4. Многомерной



  1. Удовлетворительными психометрическими данными обладают методики:

    1. Большая пятерка - Шмелев А.Г.

    2. Прогрессивные матрицы Равена

    3. Методика чернильных пятен Роршаха

    4. Ассоциативный рисуночный тест

    5. СPI (Калифорнийский психологический опросник)




  1. Измерение структуры малых групп возможно с помощью:

    1. СPI (Калифорнийский психологический опросник)

    2. ДМО (диагностика межличностных отношений) Собчик Л.Н.

    3. Социометрии

    4. Семантического дифференциала Ч.Осгуда




  1. Методика «Семантический дифференциал» применяется:

    1. В профконсультировании

    2. В маркетинге, рекламе

    3. Для выявления разнообразных социальных установок

    4. Для измерения структуры малых групп




  1. Показатели по опроснику УСК (уровень субъективного контроля):

Ид (достижения)=9 стенов, Ин (неудачи)= 6 стенов означают _______________________________________________________________________________


  1. Перечислите оптимальные методики для оценки персонала на входе в компанию и обоснуйте свой выбор.



    1. Вопросы к зачету для оценки качества освоения дисциплины


  1. Юридические гарантии при приеме на работу.

  2. Стороны трудового договора.

  3. Виды трудового договора.

  4. Срочный трудовой договор и сфера его применения.

  5. Содержание трудового договора.

  6. Аттестация в трудовом праве: понятие, значение ее проведения, круг аттестуемых, правовые последствия аттестации.

  7. Перевод на другую работу: понятие и виды.

  8. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора, их классификация.

  9. Расторжение трудового договора по инициативе работников.

  10. Расторжение трудового договора по инициативе администрации.

  11. Увольнение работников по сокращению штата и при ликвидации.

  12. Увольнение нарушителей трудовой дисциплины.

  13. Дополнительные гарантии трудовых прав отдельных категорий работников.

  14. Порядок увольнения и производство расчета. Выходное пособие.

  15. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения работников.

  16. Правовое регулирование рабочего времени.

  17. Виды рабочего времени.

  18. Режим и учет рабочего времени и порядок его установления.

  19. Сверхурочные работ: понятие, случаи допущения, порядок допущения.

  20. Понятие и виды времени отдыха.

  21. Право работников на отпуск и гарантии его реализации.

  22. Виды отпусков.

  23. Ежегодный отпуск и порядок его предоставления.

  24. Ежегодный дополнительный отпуск, его виды и порядок предоставления.

  25. Отпуска без сохранения заработной платы, порядок их предоставления.

  26. Правовое регулирование заработной платы.

  27. Правовая охрана заработной платы.

  28. Понятие дисциплины труда и ее правовое регулирование.

  29. Дисциплинарная ответственность работников: понятие, основания, виды.

  30. Дисциплинарное взыскание: понятие, порядок наложения, обжалования, снятия.

  31. Виды материальной ответственности работников.

  32. Полная материальная ответственность: индивидуальная, коллективная.

  33. Порядок возмещения ущерба, причиненного работниками.

Преподаватель при формировании оценки по дисциплине оценивает работу студента на семинарских занятиях, реферат, эссе и устный экзамен.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях, исходя из следующих критериев:


  • активность студента в дискуссиях;

  • правильность решения задач на семинаре;

  • правильность ответов на дополнительные вопросы преподавателя;

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, исходя из правильности выполнения домашних работ и заданий, выдаваемых на семинарских занятиях, полноты освещения темы доклада, а также правильности ответов на вопросы преподавателя на семинарских занятиях. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная =0,4*Отекущий +0,3*Оаудит. +0,3*Осам.раб.

Отекущий = Оконтрольная работа
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет– оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,3·Озачет + 0,7·Онакопленная

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.



9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


На лекциях и семинарских занятиях используются авторские разработки Зариповой З.Н. в бумажном и электронном вариантах.

9.1Базовый учебник


    1. Миронов, В.И. Трудовое право: учебник / В.И.Миронов. – СПб.: Питер, 2009. – 864 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). – ISBN 978-5-388-00219-8.

  1. Трудовое право России: учебник / Д.Л. Кузнецов, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. 3-е изд. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010. (Электронная версия учебника доступна в справочно-правовой системе «Консультант Плюс».)

9.2Основная литература


    1. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебник. М., 2007.

    2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). 5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное / под ред. Ю.П. Орловского. М., 2009.

    3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). 6-е издание, переработанное / под общ. ред. В.И. Шкатуллы. М., 2009.

    4. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. Трудовое законодательство: актуальные вопросы, комментарии, разъяснения / отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 2012.

    5. Лушников, А.М. Курс трудового права: учебник. В 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть / А.М.Лушников, М.В.Лушникова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2009. – 879 с. – ISBN 978-5-8354-0527-5 (т.1).

    6. Лушников, А.М. Курс трудового права: учебник. В 2 т. Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право / А.М.Лушников, М.В.Лушникова. – М.: Статут, 2009. – 1151 с. – ISBN 978-5-8354-0617-3 (т.2).

    7. Петрыкина, Н.И. Правовое регулирование оборота персональных данных. Теория и практика / Н.И.Петрыкина. – М.: Статут, 2011. – 134 с. – ISBN 978-5-8354-0771-0.

* Электронные версии второго, третьего и четвертого источников доступны в справочно-правовой системе «Консультант Плюс».



9.3Дополнительная




    1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Е.Н.Сидоренко. – 2-е изд., испр. и доп. - М., 2006.

    2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). Новая редакция / О.В.Смирнов [и др.]; отв. ред. М.О.Буянова, И.А.Костян. – 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.

    3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. К.Н.Гусова. - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.

    4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). Издание второе, дополненное / отв. ред. А.М.Куренной, С.П.Маврин, Е.Б.Хохлов. – 2-е изд., доп. – М.: Издательский Дом «Городец», 2007.

    5. Энциклопедии, словари, справочники.

    6. Миронов, В.И. Практика новейшего трудового законодательства: Энциклопедия правоприменения в заключениях эксперта НЭПС / В.И.Миронов. - М.: Дело, 2006.



9.4 Электронные библиотечные ресурсы НИУ ВШЭ


  1. Айман, Т.О. Трудовое право [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.О.Айман. - 3-e изд. - М.: РИОР, 2009. - 176 с. - (Карманное учебное пособие). - ISBN 978-5-369-00126-4. - Режим доступа: http://znanium.com/#none. - Загл. с экрана.

  2. Актуальные проблемы теории государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие / отв. ред. Р.В.Шагиева. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 576 с. -ISBN 978-5-91768-157-3. - Режим доступа: http://znanium.com/#none. - Загл. с экрана.

  3. Верховцев, А.В. Аттестация работников организации [Электронный ресурс]: практическое пособие/ А.В.Верховцев. - 3-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 32 с. - (Библиотека журнала "Трудовое право РФ"; вып. 12 [184]). - ISBN 978-5-16-004173-5. - Режим доступа: http://znanium.com/#none. - Загл. с экрана.

  4. Жигачев, А.В. Трудовое законодательство: история и современность [Электронный ресурс]: практическое пособие / А.В.Жигачев, Т.Г.Насонова; под ред. Л.В.Сальниковой. - М.: ИНФРА-М, 2010. - (Библиотека журнала "Трудовое право РФ"; вып. 8[195]). - ISBN 978-5-16-004508-5. - Режим доступа: http://znanium.com/#none. - Загл. с экрана.

  5. Индивидуальный трудовой спор: сроки обращения в суд [Электронный ресурс]: судебная практика / сост. А.В.Верховцев. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 33 с. - (Библиотека журнала "Трудовое право РФ"; вып. 11(183). - ISBN 978-5-16-004134-6. - Режим доступа: http://znanium.com/#none. - Загл. с экрана.

  6. Комментарии официальных органов к Трудовому кодексу РФ [Электронный ресурс] / сост. А.В.Верховцев. - 12-e изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 848 с. - (Библиотека журнала "Трудовое право РФ"; вып. 14(186). - ISBN 978-5-16-003658-8. - Режим доступа: http://znanium.com/#none. - Загл. с экрана.

  7. Маврин, С.П. Трудовое право России [Электронный ресурс]: учебник / С.П.Маврин, Е.Б.Хохлов. – М.: НОРМА, 2007.– ISBN 978-5-468-00134-9. – Режим доступа: http://znanium.com/#none. - Загл. с экрана.

  8. Трудовое право России [Электронный ресурс]: учебник / отв. ред. А.Ф.Нуртдинова, Ю.П.Орловский. - 3 изд. - М.: ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2010. - 648 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-004099-8. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=222192. - Загл. с экрана.

  9. Трудовые споры в определениях Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс]: практическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 20 с. - (Библиотека журнала "Трудовое право РФ"; вып. 11[198]). - ISBN 978-5-16-004746-1. - Режим доступа: http://znanium.com/#none. - Загл. с экрана.

  10. Archer, Robin. Why Is There No Labor Party in the United States? [Электронный ресурс] / Robin Archer. - Princeton, NJ, USA: Princeton University Press, 2010. – (Princeton Studies in American Politics: Historical, International, and Comparative Perspectives). - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10442045&p00=labor+law+and+labor+relations. - Загл. с экрана.

  11. Befort, Stephen F. Invisible Hands, Invisible Objectives [Электронный ресурс]: Bringing Workplace Law and Public Policy into Focus / Stephen F.Befort,  John W.Budd. - Stanford, CA, USA: Stanford University Press, 2009. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10329919&adv.x=1&p00=labor+law+and+labor+relations&f00=all&p01=%22Labor+Policy%22+OR+%22Labor+Laws+And+Legislation%22&f01=subject. - Загл. с экрана.

  12. Befort, Stephen F. Invisible Hands, Invisible Objectives [Электронный ресурс]: Bringing Workplace Law and Public Policy into Focus / Stephen F.Befort, John W.Budd. - Stanford, CA, USA: Stanford University Press, 2009. - Режим доступа:
    http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10329919&adv.x=1&p00=Actual+problems+of+the+labor+relations+regulation&f00=all&p01=%22Labor+Policy%22+OR+%22Labor+Laws+And+Legislation%22&f01=subject. – Загл. с экрана.

  13. Davis, Mary. Comrade or Brother? [Электронный ресурс]: The History of the British Labour Movement / Mary Davis. - 2nd ed. - London, GBR: Pluto Press, 2009. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10479726&adv.x=1&p00=labor+law+and+labor+relations&f00=all&p01=%22Labor+Policy%22+OR+%22Labor+Laws+And+Legislation%22&f01=subject. - Загл. с экрана.

  14. Garcia, Marito. Youth in Africa's Labor Market [Электронный ресурс] / Marito Garcia, Jean Fares. - Herndon, VA, USA: World Bank Publications, 2008. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10252462&p00=labor+law+and+labor+relations. - Загл. с экрана.

  15. Gross, James A. A Shameful Business [Электронный ресурс]: The Case for Human Rights in the American Workplace / James A.Gross. - Ithaca, NY, USA: Cornell University Press, 2010. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10457552&adv.x=1&p00=Actual+problems+of+the+labor+relations+regulation&f00=all&p01=%22Labor+Policy%22+OR+%22Labor+Laws+And+Legislation%22&f01=subject. – Загл. с экрана.

  16. Gross, James A. Shameful Business [Электронный ресурс]: The Case for Human Rights in the American Workplace   / James A.Gross. - Ithaca, NY, USA: Cornell University Press, 2010. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10457552&p00=labor+law+and+labor+relations. - Загл. с экрана.

  17. Hanna, Thomas A. Employer's Legal Advisor [Электронный ресурс] / Thomas A.Hanna. - New York: AMACOM Books, 2007. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10196189&adv.x=1&p00=labor+law+and+labor+relations&f00=all&p01=%22Labor+Policy%22+OR+%22Labor+Laws+And+Legislation%22&f01=subject. - Загл. с экрана.

  18. Heymann, Jody. Raising the Global Floor [Электронный ресурс]: Dismantling the Myth That We Can't Afford Good Working Conditions for Everyone / Jody Heymann, Alison Earle. - Stanford, CA, USA: Stanford University Press, 2009. – Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10364964&adv.x=1&p00=Actual+problems+of+the+labor+relations+regulation&f00=all&p01=%22Labor+Policy%22+OR+%22Labor+Laws+And+Legislation%22&f01=subject. – Загл. с экрана.

  19. Intimate Labors [Электронный ресурс]: Cultures, Technologies, and the Politics of Care / edited by Eileen Boris, Rhacel Salazar Parrenas. - Palo Alto, CA, USA: Stanford University Press, 2010. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10459580&p00=labor+law+and+labor+relations. - Загл. с экрана.

  20. Jobs, Training, and Worker Well-Being [Электронный ресурс] / edited by Solomon W.Polachek, Konstaninos Tatsiramos. - Bradford, GBR: Emerald Group Publishing Ltd, 2010. - (Research in Labor Economics; vol. 30. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10387211&adv.x=1&p00=labor+law+and+labor+relations&f00=all&p01=%22Labor+Policy%22+OR+%22Labor+Laws+And+Legislation%22&f01=subject. - Загл. с экрана.

  21. Kaufman, Bruce E. Hired Hands or Human Resources? [Электронный ресурс]: Case Studies of HRM Programs and Practices in Early American Industry / Bruce E. aufman. - Ithaca, NY, USA: Cornell University Press, 2009. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10457717&p00=labor+law+and+labor+relations. - Загл. с экрана.

  22. Mundlak, Guy. Fading Corporatism [Электронный ресурс]: Israel's Labor Law and Industrial Relations in Transition / Guy Mundlak. - Ithaca, NY, USA: Cornell University Press, 2007. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10468048&p00=labor+law+and+labor+relations. - Загл. с экрана.

  23. Selected Studies in International Migration and Immigrant Incorporation [Электронный ресурс] / eds. Marco Martiniello, Jan Rath. - Amsterdam, NLD: Amsterdam University Press, 2010. - (IMISCoe Textbooks). – Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10397463&p00=International+labor+organisation. – Загл. с экрана.

  24. Smith, Vicki. Good Temp [Электронный ресурс] / Vicki Smith, Esther B. Neuwirth. - Ithaca, NY, USA: Cornell University Press, 2008. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10457606&p00=labor+law+and+labor+relations. - Загл. с экрана.

  25. The European Social Model and Transitional Labour Markets [Электронный ресурс]: Law and Policy / edited by Ralf Rogowski. - Abingdon, Oxon, GBR: Ashgate Publishing Group, 2009. - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10276598&adv.x=1&p00=labor+law+and+labor+relations&f00=all&p01=%22Labor+Policy%22+OR+%22Labor+Laws+And+Legislation%22&f01=subject&p02=%22Law+And+Legislation%22+OR+%22Labor+Market%22&f02=subject. - Загл. с экрана.

  26. The European Social Model and Transitional Labour Markets [Электронный ресурс]: Law and Policy / edited by Ralf Rogowski. - Abingdon, Oxon, GBR : Ashgate Publishing Group, 2009 . - Режим доступа: http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10276598&adv.x=1&p00=Actual+problems+of+the+labor+relations+regulation&f00=all&p01=%22Labor+Policy%22+OR+%22Labor+Laws+And+Legislation%22&f01=subject. – Загл. с экрана.



    1. Справочники, словари, энциклопедии


Не предусмотрены.

9.6 Программные средства

Не предусмотрены


    1. Дистанционная поддержка дисциплины


Не предусмотрена

10Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекций используется проектор, экран, ноутбук. Для проведения семинаров применяется раздаточный материал и комплекты условий для решения практических задач.
Автор __________________З.Н. Зарипова