Программа дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Способ творческой деятельности журналиста на современном этапе 1 279.23kb.
Программа дисциплины «Основы современной экономики недропользования» 2 369.73kb.
Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» 1 289.27kb.
Дисциплину читает: к э. н., доцент Шевелев С. Ю. Цель преподавания... 1 127.63kb.
Программа дисциплины «Основы предпринимательства» 1 183.45kb.
Рабочая программа дисциплины история гуманитарный, социальный и экономический... 1 374.44kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности... 1 167.23kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности... 1 175.77kb.
Программа дисциплины «Основы теории архитектуры» 1 154.45kb.
Планирование курса «Основы мировых религиозных культур» 1 388.86kb.
Класс Учитель Предмет Номера заданий 2-А 1 65.48kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть - страница №1/1



ПРОГРАММА дисциплины
Основы творческой деятельности
журналиста


Часть I


Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики
периодической печати

А в т о р ы - с о с т а в и т е л и: д-р филол. наук, проф. А.А. Тертычный,

канд. филол. наук Е.Н. Богдан
Программа дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть I / авт.-сост. А.А. Тертычный, Е.Н. Богдан. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 11 с.

Подготовлена на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта


высшего профессионального образования

© Тертычный А.А., Богдан Е.Н., 2009


Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Основы творческой деятельности журналиста» является базовой в профессиональном становлении современного дипломированного журналиста. Она ориентирована на теоретическое освоение студентами системы понятий, которые представляют журналистское творчество как профессиональную деятельность со сложной структурой. Практическим применением теории станет выполнение двух зачетных работ и участие в оперативном выпуске журналистской продукции (учебной газеты новостей, радио- и телепрограммы новостей).

Курс лекций складывается из трех основных разделов «Журналистское творчество как профессиональная деятельность», «Журналистское произведение как особый тип текста» и «Способ журналистского творчества». Лекции знакомят студентов с порождающей моделью журналистского творчества – своеобразным ориентиром журналиста в процессе познания действительности, ее осмысления и создания текста, дают представление о способе деятельности журналиста – комбинации ее характерных черт, овладение которыми и обеспечивает желаемый результат, готовый журналистский текст.

Семинарские занятия воспроизводят реальные условия профессиональной деятельности журналиста, так как строятся на обсуждении разных аспектов освещения реальных конкретных ситуаций, методов получения о них достаточных сведений, методов их осмысления и описания, а также предполагают моделирование творческого процесса в ходе исследования каждой из предложенных студентами жизненных ситуаций.


Цели дисциплины: обучить профессиональному анализу журналистского текста, дать знание о способе творческой деятельности журналиста и на основе изученного материала сформировать у студентов устойчивые профессиональные представления и практические умения, постепенно переходящие в навыки.
Задачи: ознакомить с порождающей моделью журналистского творчества, которая задает особенности журналистского произведения – тему, идею, структурно-композиционное решение; показать на конкретных примерах, как работают структура способа журналистского творчества и структура творческого процесса, система методов, технических средств и профессионально-этических норм; дать возможность самостоятельно предложить заявку на тему журналистского текста, применить основные операции познавательной деятельности для исследования реальной конкретной ситуации, представить результат – авторский текст.

2. Требования к уровню освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- основные параметры, по которым можно сопоставлять журналистские материалы,

- структуру способа деятельности журналиста,

- структуру творческого процесса, систему методов, направленных на познание действительности, ее осмысление, а также на создание текста;



понимать:

- суть предлагаемых теоретических понятий и то, как они применяются в журналистской деятельности,

- систему профессиональных обязанностей, их взаимосвязь с информационными потребностями общества;

осознавать:

- зависимость качества текста от умения журналиста устанавливать факты, видеть их взаимосвязь, отношение к реальной конкретной ситуации и масштабной общественной проблеме,

- степень воздействия используемых фактов, образов, нормативов, а также журналистского образа на восприятие аудиторией;

уметь:

- более или менее свободно применять на практике систему профессиональных понятий,

- грамотно предлагать тему будущего текста и структуру работы по исследованию ситуации и проблемы, их осмыслению и изложению полученной информации в виде журналистского материала для конкретного СМИ,

- видеть свои «точки роста» и проблемные места на примере собственного опыта журналистского творчества.



3. Виды учебной работы


Аудиторные занятия – лекции, семинары и практические занятия – ориентированы на теоретическое и практическое освоение изученного материала. В частности, они предполагают коллективное обсуждение опубликованных журналистских текстов с точки зрения порождающей модели и структуры творческого процесса, а также разработку предложенных студентами тем путем решения ряда задач в ходе каждой из операций творческого процесса и использования системы методов.

Самостоятельная работа рассчитана на освоение учебной литературы, выполнение практических заданий, участие в обсуждении публикаций и тем, предложенных студентами, подготовку двух зачетных работ в течение семестра.

Виды промежуточного контроля. Первую зачетную работу по теме «Профессиональный анализ журналистского текста» студенты сдают в середине семестра на промежуточной аттестации. Она направлена на закрепление представлений студента о порождающей модели журналистского творчества.

Вторая работа на тему «Способ творческой деятельности журналиста» выполняется к концу семестра и предполагает защиту проекта: мультимедийную презентацию способа деятельности на примере предложенной темы и текста как результата освоения и осознанного применения теории.


4. Программа дисциплины

Раздел I. Журналистское творчество
как профессиональная деятельность

Тема 1. Понятие о творчестве, о журналистском творчестве


Творческая сущность человека. Механизмы творчества. Критерии творчества. Сочетание репродуктивных и творческих элементов в деятельности человека. Творчество как высшая форма труда. Зарождение и развитие специализированных видов творчества.

Основные формы организации творческой деятельности в современном обществе: любительство и профессионализм. Их общие и отличительные черты.

Журналистика как специализированная область творческой деятельности. Любительство и профессионализм в журналистике. Три ступени в развитии профессионала: обученность, умелость, мастерство.

Основные задачи студента в процессе движения к профессионализму.


Тема 2. Факторы, формирующие систему профессиональных
обязанностей журналиста


Массовые информационные потоки общества как условие его оптимального функционирования. Типы информационных продуктов, составляющих массовые информационные потоки. Области творческой деятельности, создающие эти информационные продукты. Журналистика как организатор сотрудничества данных областей деятельности и «цех сборки» массовых информационных потоков.

Журналистское произведение в структуре массовых информационных потоков. Журналистика как область творческой деятельности, ориентированная на создание таких произведений для печатной и электронной прессы.

Особенности производства массовых информационных потоков как совокупность факторов, определяющих соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста, а также состав его профессиональных обязанностей.

Тема 3. Состав профессиональных обязанностей журналиста


Планирование массовых информационных потоков как творческий процесс. Формы участия журналиста в этом процессе.

Организаторская работа журналиста:

- привлечение к сотрудничеству со СМИ разных представителей общественности и областей творчества;

- обеспечение выражения в СМИ мнений широких слоев аудитории по актуальным проблемам действительности;

- участие в массовых мероприятиях, проводимых сотрудниками печатной и электронной прессы, в поддержании и укреплении обратной связи с аудиторией (в том числе через редакционную почту).

Редакторская работа журналиста, направленная на приведение предназначенных к публикации произведений в соответствие с требованиями и нормами, принятыми в СМИ. Оценка степени готовности предоставленного материала, его редактирование, согласование правки с автором (авторским коллективом).

Непосредственное участие журналиста в конструировании и выпуске массовых информационных потоков «в свет» и «в эфир». Подбор материалов для ретрансляции: официальных сообщений, текстов информационных агентств и служб по изучению общественного мнения, публикаций других СМИ и т.п. Подготовка заявок на публикации и предложений по верстке, выступления при обсуждении текущих номеров и программ, дежурства по выпуску.

Зависимость круга обязанностей журналиста от редакционной политики канала трансляции массовых информационных потоков.

Авторская работа журналиста, направленная на создание собственных произведений для печатной и электронной прессы.

Раздел II. Журналистское произведение
как особый тип текста

Тема 4. Идейно-тематические особенности
журналистского произведения


Понятие темы журналистского текста. Реальная конкретная ситуация и масштабная общественная проблема как компоненты темы. Уточнение понятий «факт», «ситуация», «проблема». Разновидности ситуаций, отражаемых журналистикой. Разновидности проблем, входящих в структуру темы журналистского материала. Типы связи реальных конкретных ситуаций и масштабных общественных проблем. Проблемные и «непроблемные» журналистские материалы. Общее и особенное в тематическом решении материалов для печатных и электронных СМИ.

Понятие идеи журналистского произведения. Особенности идеи, обусловленные тем, что она адресуется человеку как социальному существу, склонному строить свое произведение на основе собственного решения. Единство «опорной» и «рабочей» идей в журналистском произведении. Направляющий характер «рабочей» идеи. Принципиальные различия между «рабочей» идеей журналистского текста и средствами манипулятивного воздействия на адресата информации. Социальная опасность пренебрежения этими различиями в практике печатной и электронной прессы. Варианты «рабочей» идеи, бытующие в современной отечественной журналистике.


Тема 5. Структурно-композиционные особенности
журналистского произведения


Понятие элементарных выразительных средств (ЭВС) журналистики – «строительного материала» для воплощения темы и идеи журналистского произведения, для выражения журналистской информации.

Фактологический ряд ЭВС. Текущая реальная действительность как источник фактов. Механизм «превращения» фактов действительности в факты текста. Функции факта в тексте. Виды фактов, используемых журналистикой. Профессиональные требования к фактологическому ряду журналистских произведений в печатной и электронной прессе.

Образный ряд ЭВС. Прошлый опыт человечества, зафиксированный в культуре в образной форме, как источник данного ряда ЭВС. Разновидности образных ЭВС, их функции в журналистском произведении.

Нормативный ряд ЭВС. Установления общества, зафиксированные в культуре в логико-понятийной форме, как источник этого ряда ЭВС. Основные разновидности нормативов, их функции в журналистском тексте.

Профессиональные требования к образному и нормативному рядам ЭВС в материалах печатных и электронных СМИ.

Понятие о средствах организации журналистского произведения. Композиция и монтаж как средства организации, их функциональные различия. Журналистский образ как средство организации текста. Природа журналистского образа, его функции и механизм формирования в публикациях печатных и электронных СМИ. Принципиальное отличие журналистского образа от образного ряда ЭВС.


Тема 6. Профессиональный анализ журналистского произведения


Место профессионального анализа текста в структуре деятельности журналиста. Методика анализа. Пути выявления основных характеристик произведения (его темы, идеи, структурно-композиционных особенностей). Критерии качества идейно-тематического и структурно-композиционного решений материала и его оценка.

Понятие о дитексе (диаграмма «текст-смысл») – графической модели произведения, позволяющей выявить в нем авторские погрешности.



Раздел III. Способ журналистского творчества

Тема 7. Общее понятие о способе журналистского творчества


Существующие научные тенденции в употреблении понятий «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения. Способ деятельности как совокупность ее особенностей, поддающихся освоению. Структура способа деятельности. Отличие способа творческой деятельности от способа репродуктивной деятельности.

Способ творческой деятельности журналиста как носитель ее специфики. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста, доступные освоению. Условия для успешного освоения способа творческой деятельности журналиста.


Тема 8. Творческий акт журналиста: ход работы


Творческий акт журналиста как единство двух относительно самостоятельных стадий: стадии познавательной деятельности и стадии создания текста.

Импульс к творческому акту журналиста – новые сведения о действительности. Поиск исходных сведений. Действительность как система источников информации для журналиста. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек.

Основные разновидности познавательной деятельности в журналистике: ознакомление, исследование и расследование. Умение устанавливать факты и выявлять их связи – сердцевина любой из разновидностей журналистского познания. Основные операции процесса познания. Концепция изученной ситуации как результат познавательной стадии творческого акта. Замысел как мысленное представление в свернутом виде о теме, идее и принципе организации (построения) текста.

Создание текста – завершающая стадия творческого акта. Основные операции этой стадии.

Влияние канала СМИ на ход творческого акта журналиста. Устойчивое и изменчивое в структуре творческого акта. Новые тенденции, наметившиеся в организации творческого акта журналиста на современном этапе.

Тема 9. Методы и приемы журналистского творчества


Факторы, определяющие формирование системы методов журналистского творчества. Механизм формирования методов. Соотношение методов и приемов в практике современной отечественной журналистики.

Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа. Практика использования в журналистике методов сбора данных, применяемых в конкретных социологических исследованиях.

Пути постижения журналистом сути происходящего: от здравого смысла – к применению научных знаний в ходе осмысления установленных фактов действительности.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда ЭВС: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения образного и нормативного рядов ЭВС: словесная инкрустация, цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление.

Значение принципа дополнительности в использовании методов журналистского творчества.


Тема 10. Технические средства в процессе журналистского творчества


Навыки работы с техникой – важное условие оптимизации творческого процесса. Использование техники на стадии познавательной деятельности журналиста. Традиционная техника для записи, воспроизведения и хранения информации, новые технические возможности и возникающие в связи с этим проблемные ситуации.

Использование техники на стадии создания текста. Сочетание традиционных и новых технических средств, применяемых для решения задач, связанных с обработкой и объективацией информации.


Тема 11. Правовые и профессионально-этические ориентиры
творческого поведения журналиста


Представления профессионального сознания, направляющие творческое поведение журналиста: методологические постулаты; технологические правила; законы и нормы права; профессионально-этические категории, принципы и нормы. Основные различия между ними.

Закон РФ «О средствах массовой информации» как концентрация правовых основ журналистской деятельности.

«Декларация принципов поведения журналистов», принятая Международной федерацией журналистов, и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» как концентрация профессионально-этических основ журналистской деятельности.

Освоение правовых основ журналистской деятельности и профессионально-этических представлений журналистского содружества – важнейшие моменты профессионального становления.




5. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины

Задания к зачетным работам


Первая зачетная работа «Профессиональный анализ журналистского текста». Выполняя эту работу, студенту надо учитывать по крайней мере два критерия:

1. Выберите такой текст, на примере которого можно рассмотреть ключевые параметры порождающей модели журналистского текста: темы, идеи и ее структурно-композиционных особенностей. Дайте общую оценку качества текста и обоснуйте ее.

2. Результаты профессионального анализа журналистского текста представьте в виде устного доклада с использованием презентации слайдов. В качестве демонстрационного материала можно разместить текст анализируемой публикации, на котором будут отмечены цветом фрагменты текста, указывающие на тему, идею и выразительные средства. Принцип построения можно представить в виде схемы (таблицы), отражающей присутствие основных композиционных блоков и соблюдение правил монтажа, в том числе взаимосвязи между разными смысловыми единицами (текстовыми элементами).

Вторая зачетная работа «Способ творческой деятельности журналиста» (защита проекта по принципу «сам себе режиссер»).

Задача студента состоит не только в том, чтобы освоить способ деятельности, но и уметь применять его на практике. Согласно заданию, нужно самостоятельно разработать тему (можно из тех, что рассматривались на семинарских занятиях). Заключительным этапом проектной работы станет написание собственного текста с ориентацией на конкретное СМИ и представление его в виде презентации слайдов.

Для выполнения задания необходимы следующие действия:

1. Выберите тему (ситуацию в связи с проблемой), ориентированную на конкретное СМИ и действительно поддающуюся исследованию. Составьте план подготовки материала, обозначив основные этапы (операции) творческого акта. При этом источники информации должны быть относительно доступны. Проделайте исследование. Укажите, какие методы вы применили на стадии познания, а какие – на стадии создания текста.

2. Защита проекта с использованием слайдов предполагает презентацию уровня освоения способа журналистского творчества через свой стиль деятельности (по принципу «сам себе режиссер») с объяснением «совпадений» и «несовпадений» реальных творческих шагов с нормативами. Подготовьте выступление (не более 10 мин) для представления способа журналистского творчества на примере подготовки собственного текста с помощью составленных вами слайдов.

Таким образом, защита проекта представляет собой презентацию способа деятельности на примере разработки предложенной темы и текста как результата творческой деятельности на основе освоения теории.



6. ЛИТЕРАТУРА


Основная

Закон «О средствах массовой информации» // Законодательство РФ о СМИ. – М., 1996.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналистов. – М., 1999. – Т. 1.

Кузнецов Г.В. Так работают журналисты. – М., 2000.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.

Радиожурналистика. – М., 2000.


Дополнительная

Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999.

Кашинская Л.В. Метод наблюдения в журналистике. – М., 1987.

Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. «Журналистика». – 1986. – № 6.

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2001.

Красноярова О.В. Структура журналистского текста. – Иркутск, 2002.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999.

Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2003.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.



Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. – М., 1980.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М., 2002.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 1996.

Социальная практика и журналистский текст. – М., 1990.



Фихтелиус Э. Десять заповедей журналиста. – Стокгольм, 1999.

Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.


СОДЕРЖАНИЕ



Цели и задачи дисциплины 4

2. Требования к уровню освоения дисциплины 6

3. Виды учебной работы 6

4. Программа дисциплины 7

Раздел I. Журналистское творчество
как профессиональная деятельность 7

Раздел II. Журналистское произведение


как особый тип текста 8

Раздел III. Способ журналистского творчества 10

5. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины 12

Задания к зачетным работам 12



6. ЛИТЕРАТУРА 13