Программа дисциплины «Основы предпринимательства» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Основы современной экономики недропользования» 2 369.73kb.
Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» 1 289.27kb.
Программа дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть 1 169.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Программа дисциплины «Основы теории архитектуры» 1 154.45kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы интегрированных коммуникаций 3 505.5kb.
Рабочая программа дисциплины основы биотехнологии по научной специальности 03. 1 98kb.
1. аннотация рабочей программы учебной дисциплины основы философии 10 1303.61kb.
Программа дисциплины основы международного бизнеса для специальности... 1 167.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплины основы теории параллельных алгоритмов 1 225.07kb.
История кафедры экономики и основ предпринимательства 1 29.34kb.
Enjoy English! (для родителей второклашек, изучающих английский язык) 2 590.99kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Основы предпринимательства» - страница №1/1



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Основы предпринимательства» для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки бакалавра



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Менеджмента



Программа дисциплины

«Основы предпринимательства»
для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Калгина Т.Г., к.э.н., доцент, tkalgina@inbox.ru

Цаплин Е.В., магистр менеджмента, ассистент
Одобрена на заседании кафедры Общего и стратегического менеджмента «___»________ 20 г

Зав. кафедрой Н.Б. Филинов

Утверждена УС факультета Менеджмента «___»_____________20 г.

Ученый секретарь О.Н. Балаева ________________________


Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Основы предпринимательства».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по направлению 080200.62 «Менеджмент», утвержденный 02.07.2010 №15.

Образовательной программой по направлению подготовки бакалавра 080200.62 «Менеджмент».

Рабочим учебным планом университета по направлению 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013г.


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Основы предпринимательства» являются:

  • знакомство студентов с теорией и практикой предпринимательства;

  • изучение основ создания собственного дела;

  • научить применять гражданское законодательство, регулирующее организацию предпринимательской деятельности, понимать основные понятия и термины, обозначающие сущность предпринимательства;

  • ознакомление с процессом предпринимательской деятельности, реализацией предпринимательского проекта, бизнес - планированием, привлечением ресурсов;

  • создание прототипа или модели будущего стартапа.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  • теоретические основы предпринимательства, законодательные и нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации и иностранных государств;

  • основы построения оптимальной структуры предпринимательской деятельности;

  • методы эффективного управления бизнесом и проектирования его деятельности, методы продвижения конечного продукта к потребителю.

Уметь:

  • решать практические задачи, связанные с организацией и деятельностью в бизнесе;

  • определять себестоимость произведенной продукции;

  • оценивать финансовую целесообразность различных инвестиционных решений.

Иметь навыки (приобрести опыт):

  • выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности;

  • применения различных методов исследования рынка;

  • сбора и анализа информации о конкурентах, потребителях, поставщиках;

  • осуществлять планирование производственной деятельности;

  • открытия собственного дела;

  • поиска новых идей и ресурсов для развития бизнеса.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Профессиональная

ПК-48

Умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею

Лекционные занятия, работа с кейсами.

Самостоятельная работа, домашние задания, дискуссии, предпроектные исследования.



Профессиональная

ПК-49

Способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений

деятельности, продуктов и т.п.)



Лекции с использованием активных и интерактивных методов обучения. Дискуссии, семинары-консультации и др.

Профессиональная

ПК-50

Способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской

деятельности



Творческие домашние задания по предпроектным исследованиям, дискуссии.

Профессиональная

ПК-51

Способен взаимодействовать с финансовыми рынками, фондами венчурного финансирования,

ангел-инвесторами



Лекции – деловые игры, конференции и др.

Профессиональная

ПК-52

Способен выполнить юридическое оформление бизнеса

Лекционные занятия, работа с кейсами. Самостоятельная работа студента и семинары-дискуссии полученного результата.

Профессиональная

ПК-53

Обеспечивает реализацию социальной ответственности бизнеса через тесное взаимодействие

в процессе предпринимательской деятельности со всеми заинтересованными сторонами,

включая местные власти, профсоюзные объединения, местные сообщества и т.д


Семинары с использованием

активных и интерактивных методов обучения: анализ деловых ситуаций

на основе кейс-метода; семинар-консультация и

др.


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин.

Для бакалавра направления 080200.62 «Менеджмент» настоящая дисциплина относится к блоку специальных дисциплин по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



Знать основные положения менеджмента.

Понимать, как управлять инновационным процессом в организации.

Понимать, как осуществляется процесс управления проектами.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Инновационный менеджмент

Корпоративное управление.


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Современное предпринимательство

6

2







4

2

Бизнес-моделирование и прототипирование

16

2

4




10

3

Уникальное торговое предложение

14

2

2




10

4

Информационные технологии предпринимательства

24

2

2




20

5

Маркетинговые коммуникации в стартапах

24

2

2




20

6

Юридические и финансовые аспекты предпринимательства

8

2

2




4

7

Виртуальное рабочее пространство.

10

2

2




6

8

Управление продажами и CRM.

14

2

2




10

9

Управление временем и задачами.

14

2

2




10

10

Командообразование и взаимоотношение с сотрудниками

14

2

2




10




ИТОГО:

144

20

20




104


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 модуль

Параметры **

Текущий


Контрольная работа

6 неделя

Создание интернет-маркетинговых коммуникаций (web-сайта или группы в социальной сети)

Итоговый

Зачет


Экзаменационная неделя (11)

Защита проекта


6.1Критерии оценки знаний, навыков



Для прохождения контроля студент должен, продемонстрировать знания основных понятий, понимание разобранных тем, успешное применение полученных навыков и знаний, продемонстрировав их на защите проекта.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


В соответствии с рабочей программой дисциплины проводятся семинарские/лекционные занятия.

На семинарских занятиях каждому студенту выдаются индивидуальные задания, согласно плану учебной дисциплины. Результатом выполнения задания служит подготовленный проект. Преподаватель оценивает сданные студентом отчеты. Каждое задание оценивается по 10 бальной шкале. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.


Оаудиторная = 0,2* Опосещение + 0,4* Оработа на занятиях + 0,4* Одомашняя работа
На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,2* Оауд + 0,3* Оконтр.работа + 0,5 *·Озач

Способ округления накопленной оценки текущего контроля арифметический, в пользу студента.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

7Содержание дисциплины


8Раздел 1 Современное предпринимательство

Содержание: Общий обзор состояния современной предпринимательской среды России и мира.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа.

Объем самостоятельной работы – 4 часа.

Литература по разделу:


  1. Джон Маллинз, Рэнди Комисар. Поиск бизнес-модели. Как спасти стартап, вовремя сменив план. Манн, Иванов и Фербер, 2012

  2. Эрик Рис. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. Альпина Паблишер, 2013

  3. Крис Гильбо. Стартап за $100. Создай новое будущее, делая то, что ты любишь. Манн, Иванов и Фербер, 2013

  4. Ада Быковская. Бизнес своими руками. Как превратить хобби в источник дохода. Альпина Паблишер, 2013

  5. Паскаль Деннис. Сиртаки по-японски. О производственной системе Тойоты и не только. Институт комплексных стратегических исследований, 2010

Введение в серию семинаров. Знакомство с планом работ.
9Раздел 2. Бизнес-моделирование и прототипирование

Содержание: Понятие бизнес-модели. Структура бизнес-модели. Подходы к проектированию бизнес-моделей компаний. Виды бизнес-моделей компаний. Постановка задач и целей кейса. Анализ и оценка идей бизнес-моделей. Уточнение требований и ожидаемых результатов проекта.

Количество часов аудиторной работы – 6 часов.

Объем самостоятельной работы – 10 часов.

Литература по разделу:


  1. Крис Андерсон. Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете. Манн, Иванов и Фербер, 2012

  2. Александр Остервальдер, Ив Пинье. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. Альпина Паблишер, 2013

Разработка проекта каталога товаров (услуг) и вариантов прототипа (макета).
10Раздел 3. Уникальное торговое предложение

Содержание: Определение целей и задач развития компании. Выявление направлений развития. Понятие Уникального торгового предложения, принципы составления. Монетизация и доллоризация проекта, понятия и рассмотрение примеров практики. Определение выгоды в денежном выражении. Классический маркетинг, понятие позиционирования, виды и примеры стратегий позиционирования.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Объем самостоятельной работы – 10 часов.

Литература по разделу:


  1. Стефани Палмер. Пришел, увидел, убедил. Как сделать предложение, от которого не смогут отказаться.  Манн, Иванов и Фербер, 2012

  2. Джон Маллинз, Рэнди Комисар. Поиск бизнес-модели. Как спасти стартап, вовремя сменив план. Манн, Иванов и Фербер, 2012

Предоставить стратегию позиционирования, Уникальное торговое предложение, долларизация проекта.
11Раздел 4. Информационные технологии предпринимательства

Содержание: Определение Информационных технологий, виды ИТ. Общий обзор CMS (Joomla, WordPress, Drupal и др.). Изучение составляющих компонентов CMS. Рассмотрение нескольких живых проектов.

Практикум по интернет-рекламе: настройка рекламных кампаний (Яндекс, Google, SEO, и т.д.). Ключевые слова.

Количество часов аудиторной работы – 4 часов.

Объем самостоятельной работы – 20 часов.

Литература по разделу:



  1. Василий Смирнов. Прибыльная контекстная реклама. Быстрый способ привлечения клиентов с помощью Яндекс.Директа. Манн, Иванов и Фербер, 2013 г.

  2. Ли Одден. Продающий контент. Как связать контент-маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему. Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

12Раздел 5. Маркетинговые коммуникации в стартапах

Содержание: Определение контента сайта, копирайтинг, рерайтинг. Виды контента, его анализ, правила составления продающего текста. Определение, виды коммуникаций с клиентом. Коммерческое предложение, правила составления. Анализ ценовой политики.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Объем самостоятельной работы – 20 часов.

Литература по разделу:

Джим Кокрум. Интернет-маркетинг. Лучшие бесплатные инструменты. Манн, Иванов и Фербер, 2013

13Раздел 6. Юридические и финансовые аспекты предпринимательства

Содержание: Этапы учреждения юридического лица. Правила оформления сопутствующих документов. Оценка финансового состояния компании. Оценка потребности в финансовых ресурсах. Современные механизмы ведения учета. Особенности расчета зарплаты при применении различных систем оплаты. Правила составления успешного договора с клиентами и поставщиками.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Объем самостоятельной работы – 4 часа.

Литература по разделу:

https://service.nalog.ru/zgreg/ – Федеральная налоговая служба.

http://interfinance.ru – Капитал (финансовый портал).
14Раздел 7. Виртуальное рабочее пространство

Содержание: Определения и примеры аутсорсинга, фриланса, вебланса, краудсорсинга, краудфандинга в России и во всем мире. Удаленные сотрудники, правила их мотивации. Изучение методов работы с удаленным персоналом в различных областях компании (проектные разработки, маркетинг и другие).

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Объем самостоятельной работы – 6 часов.

Литература по разделу:


  1. Артур Курбанов, Владимир Плотников. Аутсорсинг: История, методология, практика. Инфра-М, 2011 г.

  2. Джефф Хау. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. Альпина Паблишер, 2012 г.

  3. Лиза Гански. Mesh-модель. Почему будущее бизнеса — в платформах совместного пользования? Альпина Паблишер, 2011 г.

15 Раздел 8. Управление продажами и CRM

Содержание: Определение CRM, их виды. Рассмотрение примеров CRM систем (SugarCRM, VtigerCRM). Исследование работы современных, бесплатных CRM систем. Изучение принципов их использования для бизнеса. Понятие воронки продаж. Понятие ценности клиента. Практикум в поиске сегментов рынка для каждого из проектов, создания коммерческих предложений, формы выхода на лиц, принимающих решения и т.д.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Объем самостоятельной работы – 10 часов.

Литература по разделу:


  1. Кэтрин Кэтлин, Джейна Мэтьюз. Управление стартапом. Как руководить компанией на разных этапах. Манн, Иванов и Фербер, 2011

  2. Брэд Фелд, Джейсон Мендельсон. Привлечение инвестиций в стартап. Как договориться с инвестором об условиях финансирования. Манн, Иванов и Фербер, 2013

16Раздел 9. Управление временем и задачами

Содержание: Определение тайм-менеджмента. Анализ использования рабочего времени, методы и техники планирования. Обзор ИТ решений для планирования рабочего и свободного времени.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Объем самостоятельной работы – 10 часов.

Литература по разделу:


  1. Джулия Моргенстерн. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. Добрая книга, 2010 г.

  2. Стивен Р. Кови. Восьмой навык. От эффективности к величию. Альпина Паблишер, 2013 г.

17Раздел 10. Командообразование и взаимоотношение с сотрудниками

Содержание: Управление персоналом. Подбор и адаптация, развитие и карьера, мотивация, стимулирование, управление знаниями, психология отношений. Изучение примеров практики. Рассмотрение проблемы "Как правильно быть руководителем, если тебе 20 лет? Что делать, чтобы бизнес воспринимали всерьез?" и её решение. Обзор эффективных методов подбора партнеров и работы с ними.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Объем самостоятельной работы – 10 часов.

Литература по разделу:


  1. Саймон Экланд. Ангелы, драконы и стервятники. Манн, Иванов и Фербер, 2011.

  2. Стив Бланк, Боб Дорф. Стартап. Настольная книга основателя. Альпина Паблишер, 2014

Все необходимые инструменты для успешного прохождения курса расположены в базе дистанционной образовательной платформы LMS e-Front НИУ ВШЭ:

  • мультимедийные материалы (иллюстрации, схемы, фото-, аудио- и видеоматериалы);

  • текстовые и графические материалы;

  • обсуждение;

  • тесты для самоконтроля;

  • групповые проекты;

  • текущие оценки.

18Образовательные технологии


При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Основы предпринимательства» используются активные и интерактивные формы проведения занятий:

встречи с бизнес-экспертами;

бизнес-игры;

мастер-классы;

тимбилдинги;

тренинги;

разбор практических задач;

тематические дискуссии;

разбор кейсов.

В рамках курса предусмотрено создание индивидуально или в команде уникального бизнес-проекта (стартапа), который будет презентоваться экспертам.



19Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

19.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы для контрольной работы:

Какие типы интернет-проектов существуют?

Как правильно определить целевую аудиторию?

Что такое УТП и что необходимо для его создания?

Что такое юзабилити и какие его принципы вы знаете?

Как написать продающий текст для сайта?

Что такое CMS и какие виды вы знаете? Приведите несколько примеров и отличительные особенности каждой системы.

Что такое SEO? Какие основные приемы, методы вам известны?

Что такое доменное имя? Как выбрать хостинг (основные отличия)?

Что такое плагины? Приведите примеры, описание, использование, какие достоинства и недостатки.

Какие основные приемы социализации сайта вам известны?

Что такое SMM? Какие виды SMM вам известны?

Какие средства продвижения сайта, продукта вам известны в социальных сетях? Опишите принцип создания группы “вконтекте” и её продвижение.

19.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


В основу учебной программы входит создание бизнес-проекта, который будет оцениваться по следующим параметрам:

Команда, состоящая максимум из пяти человек.

Бизнес план, Executive summery.

Наличие версии продукта, достаточной для проверки бизнес-модели.

Проверка прототипа на юзабилити.

Видео-презентация проекта.

Возможность проверить бизнес-модель и начать монетизацию после окончания курса.

Наличие у проекта целевого рынка объемом не менее $10 млн. в год.



Успешная презентация своего проекта перед экспертами.

20Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

20.1Базовый учебник


  1. Теплухин А. Все, что нужно знать, чтобы бизнес выжил и давал доход в условиях России. –Астрель, 2012 г. – 288 с.

  2. Теплухин А. Библия малого бизнеса. От идеи до прибыли. – АСТ, 2010 г. – 320 с.

  3. Карсетская Е. Индивидуальный предприниматель. – АйСи Групп, 2013 г. – 224 с.

20.2Основная литература


  1. Саймон Экланд. Ангелы, драконы и стервятники. Манн, Иванов и Фербер, 2011.

  2. Кэтрин Кэтлин, Джейна Мэтьюз. Управление стартапом. Как руководить компанией на разных этапах. Манн, Иванов и Фербер, 2011

  3. Брэд Фелд, Джейсон Мендельсон. Привлечение инвестиций в стартап. Как договориться с инвестором об условиях финансирования. Манн, Иванов и Фербер, 2013

  4. Стив Бланк, Боб Дорф. Стартап. Настольная книга основателя. Альпина Паблишер, 2014

  5. Крис Гильбо. Стартап за $100. Создай новое будущее, делая то, что ты любишь. Манн, Иванов и Фербер, 2013

  6. Стефани Палмер. Пришел, увидел, убедил. Как сделать предложение, от которого не смогут отказаться.  Манн, Иванов и Фербер, 2012

  7. Эрик Рис. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. Альпина Паблишер, 2013

  8. Александр Остервальдер, Ив Пинье. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. Альпина Паблишер, 2013

  9. Джон Маллинз, Рэнди Комисар. Поиск бизнес-модели. Как спасти стартап, вовремя сменив план. Манн, Иванов и Фербер, 2012

  10. Паскаль Деннис. Сиртаки по-японски. О производственной системе Тойоты и не только. Институт комплексных стратегических исследований, 2010

  11. Джим Кокрум. Интернет-маркетинг. Лучшие бесплатные инструменты. Манн, Иванов и Фербер, 2013

  12. Ада Быковская. Бизнес своими руками. Как превратить хобби в источник дохода. Альпина Паблишер, 2013

  13. Крис Андерсон. Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете. Манн, Иванов и Фербер, 2012

  14. Ли Одден. Продающий контент. Как связать контент-маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему. Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

20.3Дополнительная литература


  1. Василий Смирнов. Прибыльная контекстная реклама. Быстрый способ привлечения клиентов с помощью Яндекс.Директа. Манн, Иванов и Фербер, 2013 г.

  2. Андрей Меркулов, Николай Мрочковский. Бизнес на автопилоте. Как собственнику отойти от дел и не потерять свой бизнес. Альпина Паблишер, 2013 г.

  3. Артур Курбанов, Владимир Плотников. Аутсорсинг: История, методология, практика. Инфра-М, 2011 г.

  4. Джефф Хау. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. Альпина Паблишер, 2012 г.

  5. Лиза Гански. Mesh-модель. Почему будущее бизнеса — в платформах совместного пользования? Альпина Паблишер, 2011 г.

  6. Джулия Моргенстерн. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. Добрая книга, 2010 г.

  7. Стивен Р. Кови. Восьмой навык. От эффективности к величию. Альпина Паблишер, 2013 г.

20.4Справочники, словари, энциклопедии


http://www.rcsme.ru/index.php/ru/library – Ресурсный центр малого предпринимательства.

http://young.smb.gov.ru/ – Федеральный портал молодого предпринимателя.

http://www.dogovor.evach.ru/ – Образцы договоров.

http://www.cfin.ru/ – Корпоративный менеджмент.



http://www.probusinessplan.ru/ – Портал для начинающих новый бизнес.

20.5Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • CMS Joomla;

  • SEOPult;

  • Яндекс.Директ, Вебмастер и другие панели инструментов;

  • Мое Дело;

  • SugarCRM, VtigerCRM;

  • Рекламные инструменты вконтакте;

  • Работа с сервисами freelance.ru, WebLancer.net и др.

20.6Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка курса осуществляется на базе дистанционной образовательной платформы LMS e-Front НИУ ВШЭ. Учебный материал, предоставленный в системе, в полном объеме поддерживает изучение дисциплины. При проработки отдельных тем используется форум платформы для обсуждения, выполнения заданий, обмена информацией с преподавателем, подготовки к семинарам. Доступ к системе студенты получают централизованно.