Программа дисциплины «Основы операторского мастерства и телевизионного монтажа» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» 1 289.27kb.
Программа дисциплины «Основы современной экономики недропользования» 2 369.73kb.
Программа дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть 1 169.83kb.
Программа дисциплины «Основы предпринимательства» 1 183.45kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Программа дисциплины «Основы теории архитектуры» 1 154.45kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы интегрированных коммуникаций 3 505.5kb.
Рабочая программа дисциплины основы биотехнологии по научной специальности 03. 1 98kb.
Экономический спад доказал стабильность рынка сетей Ethernet операторского... 1 62.75kb.
1. аннотация рабочей программы учебной дисциплины основы философии 10 1303.61kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 3 561.32kb.
Чемоданова Любовь Николаевна 1 24.69kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Основы операторского мастерства и телевизионного монтажа» - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет

Высшая школа экономики
Отделение деловой и политической журналистики

Факультета прикладной политологии



Программа дисциплины

«Основы операторского мастерства

и телевизионного монтажа »

для направления 030600.62 «Журналистика»

подготовка бакалавра


Авторы: Чусов А.В.

Семенов А.А.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании

«Журналистика» кафедры Деловой и политической

Председатель журналистики

Пенская Е.Н.___________ Зав. кафедрой

«_____» ________________ А.Г. Лысенко ____________

«____»__________________



Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь

Орлов И.Б.____________

«_____» ______________

Москва

Пояснительная записка
Целью обучения – является ознакомление с основами телеоператорского мастерства, освоение навыков работы с видеокамерой и другими видео и радио оборудованием , а также для освоения и изучения основ и средств видеомонтажа. Изучаются принципы работы с цифровой видеокамерой, устройство и использование современного светового и звукового оборудования.

Изучаются профессиональные особенности работы телеоператора, методика звукового оформления передач различных жанров, проводятся практические занятия в телестудии.

Тележурналисты должны иметь представление о технической оснащенности, возможностях аппаратной, где будут вести монтаж передачи, готовя её к эфиру. Необходимо уметь грамотно составить монтажный план на основе свого информационного текста или заявки, сценария, Они должны профессионально объяснить членам съемочной группы в отсутствии режиссера, что и как нужно делать вовремя подготовки эфира (записи или прямого эфирного включения). Тележурналист должен профессионально подготовиться к монтажно – тонировочной работе, уметь грамотно составить монтажный план по записанным кодам и крупности планов. Наконец, тележурналист должен иметь опыт работы, если он берет интервью, проводит беседу с помощью режиссерских приемов. В процессе изучения курса «Искусство монтажа» тележурналист должен овладеть специальной терминологией, принятой на телевидении и радио, иметь навык общения с любым работником и говорить с ним на одном языке, уметь быстро принимать творческие и организаторские решения в экстремальных условиях радио и телевещания
Тематический план учебной дисциплины.

№ п/п

Наименование разделов




Всего

часов


Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

лекции

практич.

занятия





Чусов А.В. Основы операторского мастерства













1

Видеокамера. Практика работы с ней.

13




3

10

2

Законы композиции при видеосъёмке.

8




2

6

3


Съёмка объектов на натуре, в помещении и в студии

11




3

8

4


Основы звукового оформления изобразительного материала.

7




1

6


5

Технология видеосъёмок оперативной и скрытой камерой

7




1

6





Итого:

46




10

36




Семёнов А.А. Основы телемонтажа.












1


Монтаж в структуре изобразительно-выразительных средств телевещания.

3


1




2

2

Подготовка журналиста к монтажу и понятие монтажного плана и монтажной фразы.

3

1




2

3

Киномонтаж в теории С. Эйзенштейна и в практике телевидения.

5

2




3

4

Понятие крупности планов, раскадровка видеоизображения. Прямой последовательный монтаж на радио и телевидении

16

6

2

8

5

Параллельный монтаж по движению и по действию персонажей. Классический ассоциативный монтаж в теории и на практике

14

6

2

6

6

Монтаж аттракционов Л. Кулешова и применение спецэффектов. «Объективная и субъективная камера» в творчестве М.Ромма.

8

3

2

6

7

Многокамерная съемка и монтаж в записи. Монтаж в прямом эфире.

8

3




2

8

Основа электронного монтажа, виды и системы записи.

5

2




3




Итого:

62

24

6

32




ИТОГО:

108

24

16

68



Базовые учебники.


  1. Миллерсон Дж. «Телевизионное производство» изд. ГИТР – 2004г.

2. Б.Ляшенко. «Хочу к микрофону. Профессиональные советы диктору» Аспект Пресс,

2007.


3. Масбургер Р. «Видеосъемка одной камерой» изд. ГИТР – М. 2006г.

4. Уорд П. «Композиция кадра в кино и на телевидении» изд. ГИТР – 2005г.



Формы контроля и структура итоговой оценки.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:



  • Посещение лекций и практических занятий – 30%

  • Утверждение видеоматериала согласно домашнему заданию – 30 %

  • Знания, показанные в результате зачета. – 40 %


Темы курса
Основы операторского мастерства.

1

Тема 1. Видеокамера.
Правила эксплуатации. Видеокамера как средство для создания видеоматериала. Приёмы работ. Работа в составе ТЖК. Основные виды связи между оператором и репортёром. Съёмка с проводкой и при движении камеры. Съёмка видеокамерой в кризисных ситуациях. Этика работы видеооператора. Видеосъёмка для подкаста.

Основная литература

1. П.Уорд. «Работа с цифровой видеокамерой» изд-во «Мир» 2006 .

2. Д.Эмблан. «Цифровая съёмка и режиссура» изд-во Вильямс-2007
Тема 2. Законы композиции при видеосъёмке. Освещение.
Законы композиции. Композиционное построение. Компоновка кадра. Крупность планов. Ракурс. Точка съёмки. Законы движения в кадре. Виды перспектив. Постановка света и работа с ним.

Основная литература

1. С.Е.Медынский. «Компонуем кинокадр» М-Аспект-Пресс 2004

2. П.Уорд. «Композиция кадра в кино и на телевидении» изд-во «Мир» 2001

Дополнительная литература


  1. Эд Гаскель. «Снимаем цифровое кино или Голливуд на дому» изд-во Питер, 2004.

  2. Д.Эмблан «Цифровая съёмка и режиссура» изд-во Вильямс, 2005

  3. Т.Грант. «Запись на видеокамеру» изд-во ГИТР, 2006

4. В.Карлсон. «Настольная книга осветителя» Флинта, ГИТР, 2001.
Тема 3. Съёмка объектов на натуре, в помещении и в студии.
Замысел, место действия, условия съёмки. Закон движения в кадре при съёмке. Понятие монтажной фразы в традиционном телерепортаже.

Основная литература

1. С.Е.Медынский «Мастерство оператора-документалиста. Часть первая. Изобразитель-

ная емкость кадра", Издательство 625, 2004.

2. С.Е.Медынский «Мастерство оператора-документалиста. Часть 2. Прямая съемка дей-

ствительности», Издательство 625, 2008.

3. С.Е.Медынский "Оператор: Пространство. Кадр. Учебное пособие для студентов

ВУЗов", Аспект Пресс, 2004.

4. С А Муратов «Пристрастная камера. Учебное пособие для вузов", Аспект Пресс, 2004.


5. М.М.Волынец «Профессия-оператор. Учебное пособие для студентов ВУЗов."

Аспект Пресс, 2008.



Тема 4. Основы звукового оформления изобразительного материала.
Классификация звука. Особенности записи звука в различных ситуациях. Контроль уровня записи звука. Перезапись звуковых фонограмм от других источников. Озвучивание видеоматериала. Художественное значение звукового ряда.

Основная литература

  1. Меерзон Б. «Акустические основы звукорежиссуры» – М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Т.Грант. «Запись звука на видеокамеру» изд-во ГИТР 2006

Тема 5. Технология видеосъёмок оперативной и скрытой камерой.

Поэтапный процесс создания видеоматериала. Планирование документального видеоматериала. Подготовка к съёмке и съёмочный день. Методы съёмок в различных условиях её проведения. Работа по защите оператора.



Основная литература

1. А.Н. Митта. «Кино между адом и раем».

2. Составители: П.Д.Волкова, А.Н.Герасимов, В.И.Симонов «Профессия- кинематографист.

Высшие курсы сценаристов и режиссёров за 40 лет» изд-во Аспект-Пресс 2006.

3. Учебное пособие: "Введение в сценарное мастерство. Учебное пособие для ВУЗов."
Автор: Г.М.Фрумкин. Академический проект, 2006.

4. Д.Эблан «Цифровая съемка и режиссура».


Основы телемонтажа.
Тема 1. Монтаж в структуре изобразительно-выразительных средств телевещания.
Основная литература

1. Азарин В. «От замысла до экрана» изд. Москва 1995 г.

2. Андроников И. «Слово написанное и сказанное» Соч. в 2х т – том № 2 изд. М.1975г.

3. Базен А. «Что такое кино?» изд. М. 1972г.


Тема 2. Подготовка журналиста к монтажу и понятие монтажного плана и монтажной фразы
Основная литература

1. Голдовская М. «Творчество и техника» изд.М. 1986г.

2. Ильин Р. «Телевизионное изображение» изд. «Искусство» М. 1964г.

3. А.Г.Соколов «Монтаж. Телевидение, кино, видео». Часть 3" Изд-во Дворников, 2004.


Дополнительная литература

1. Борецкий Р. «Телевидение на распутье» изд. М. 1998г.

2. Захава Б. «Мастерство актера и режиссера» изд. «Советская Россия» 1964г.
Тема 3. Киномонтаж в теории С. Эйзенштейна и в практике телевидения
Основная литература

1. Эйзенштейн С. «Диккенс, Гриффит и мы» Соч. в 6-т. Том № 5 изд. 1964г. «Монтаж»

Соч. в 6-т. Том № 2 изд. 1964г.

2. Борецкий Р. «Телевидение на распутье» изд. М. 1998г.

3. Миллерсон Дж. «Телевизионное производство» изд. ГИТР – 2004г.

4. Пудовкин В. «Кинорежиссер и киноматериал» Соч. в 3х т. том № 3- М. 1974г.

5. Уорд П. «Композиция кадра в кино и на телевидении» изд. ГИТР – 2005г.

Дополнительная литература

1. Муратов С. «Телевидение в поисках телевидения» изд. МГУ – М. 2001г.

2. Отт У. «Вопрос + ответ = интервью» изд. М. 1991г.

3. Таггл К.А., Карр Ф.Р. Хаффман С.И. «Новости в телерадиоэфире» изд. ГИТР 2006г.


Тема 4. Понятие крупности планов, раскадровка видеоизображения. Прямой последовательный монтаж на радио и телевидении
Основная литература

1. Медынский С. «Компонуем кадр» изд. М. 1992г.

2. Миллерсон Дж. «Телевизионное производство» изд. ГИТР – 2004г.

3. Пудовкин В. «Кинорежиссер и киноматериал» Соч. в 3х т. том № 3- М. 1974г.

4. Пырьев И. Соч в 2хт. Том № 1 изд. «Искусство» - М. 1978г. «О пройденном и пере

житом», «Режиссер в кино»

5. Уорд П. «Композиция кадра в кино и на телевидении» изд. ГИТР – 2005г.

6. Эйзенштейн С. «Диккенс, Гриффит и мы» Соч. в 6-т. Том № 5 изд. 1964г. «Монтаж»

Соч. в 6-т. Том № 2 изд. 1964г.

Дополнительная литература

1. Муратов С. «Телевидение в поисках телевидения» изд. МГУ – М. 2001г.

2. Отт У. «Вопрос + ответ = интервью» изд. М. 1991г.

3. Таггл К.А., Карр Ф.Р. Хаффман С.И. «Новости в телерадиоэфире» изд. ГИТР 2006г.



Тема 5. Параллельный монтаж по движению и по действию персонажей. Классический ассоциативный монтаж в теории и на практике
Основная литература

1. Рабигер М. «МОНТАЖ» изд. М. 1999г.

2. Рабигер М. «Режиссура документального кино» изд. М. 1999г.

3. Эйзенштейн С. «Диккенс, Гриффит и мы» Соч. в 6-т. Том № 5 изд. 1964г. «Монтаж»

Соч. в 6-т. Том № 2 изд. 1964г.

4. А.Г.Соколов «Монтаж. Телевидение, кино, видео». Часть 3" Изд-во Дворников, 2004.


Дополнительная литература

1. Борецкий Р. «Телевидение на распутье» изд. М. 1998г.

2. Захава Б. «Мастерство актера и режиссера» изд. «Советская Россия» 1964г.

3. Муратов С. «Телевидение в поисках телевидения» изд. МГУ – М. 2001г.

4. Отт У. «Вопрос + ответ = интервью» изд. М. 1991г.

5. Таггл К.А., Карр Ф.Р. Хаффман С.И. «Новости в телерадиоэфире» изд. ГИТР 2006г.


Тема 6. Монтаж аттракционов Л. Кулешова и применение спецэффектов. «Объективная и субъективная камера» в творчестве М.Ромма.
Основная литература

1. Ромм М. «Кинорежиссер – драматург – актер» Соч. в 3х т. том № 1 изд.М. 1982г.

«О профессии кинорежиссера» Соч. в 3х т. том № 3 изд.М. 1982г.

2. Медынский С. «Компонуем кадр» изд. М. 1992г.

3. Миллерсон Дж. «Телевизионное производство» изд. ГИТР – 2004г.

4. Рабигер М. «МОНТАЖ» изд. М. 1999г.

5. Рабигер М. «Режиссура документального кино» изд. М. 1999г.

6. А.Г.Соколов «Монтаж. Телевидение, кино, видео». Часть 3" Изд-во Дворников, 2004.


Дополнительная литература

1. Борецкий Р. «Телевидение на распутье» изд. М. 1998г.

2. Муратов С. «Телевидение в поисках телевидения» изд. МГУ – М. 2001г.

3. Таггл К.А., Карр Ф.Р. Хаффман С.И. «Новости в телерадиоэфире» изд. ГИТР 2006г.


Тема 7. Многокамерная съемка и монтаж в записи. Монтаж в прямом эфире.
Основная литература

1. Беляев И. «Спектакль документов» изд. 2005 г.

2. Ильин Р. «Телевизионное изображение» изд. «Искусство» М. 1964г.

3. Рабигер М. «МОНТАЖ» изд. М. 1999г.

4. Д.Эблан «Цифровая съемка и режиссура».Вильямс, 2003.
Тема 8. Основа электронного монтажа, виды и системы записи.
Основная литература

1. Дж. Миллерсон «Телевизионное производство», ГИТР, 2005

2. Рабигер М. «Режиссура документального кино» изд. М. 1999г.

3. Д.Эблан «Цифровая съемка и режиссура». Вильямс, 2003.

4. А.Г.Соколов «Монтаж. Телевидение, кино, видео». Часть 3" Изд-во Дворников, 2004.

5. Эд Гаскель. «Снимаем цифровое кино или Голливуд на дому» изд-во Питер, 2004.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.
Основы операторского мастерства.
1. Режимы работы видеокамеры: автомат/ручной. Их особенности.

2. Линейная композиция

3. Линейная, тональная и оптическая перспектива.

4. Микрофоны. Их виды. Работа с ними.

5.Классификация видов освещения. Их свойства.

6. Комплект ТЖК. Его состав.

7. Запись звука в различной обстановке: интервью (на улице, внутри здания, на производстве), на пресс-конференции (из зала), выступления на сцене, в толпе.

8. Виды связи между оператором и репортёром. Основные команды.

9. «Stand Up». Его выбор и использование. Работа оператора.

10. Типовая схема рассадки участников интервью (журналист + гость/сидят). Показать расположение камер, планы, освещение. Способы записи звука.

11. Работа журналиста в телестудии в качестве диктора или как ведущего беседу с приглашёнными в телестудию.

12. Подготовка и проведение видеосъёмки. Общие положения.

13. Перечень исходных материалов, необходимых для финального монтажа программы. Степень их готовности к монтажу (конкретизировать).

14. Работа с видеоматериалами после съёмки (до прибытия журналиста в телекомпанию)

15. Работа оператора в кризисных ситуациях. Этика работы оператора.
Основы телемонтажа.
1. Монтаж в структуре изобразительно-выразительных средств телевещания.
2. Подготовка тележурналиста к монтажу и отсмотр снятого материала.
3. Кодировка исходных материалов. Основы электронного монтажа, виды и системы

записи.
4. Понятие монтажного плана и монтаж фразы.


5. Киномонтаж в теории С.Эйзенштейна и в практике телевидения.
6. Понятие крупности планов и раскадровки видеоизображения.
7. Сходство и различие в определении крупности планов человека, животного и

неодушевленного предмета.


8. Прямой последовательный монтаж на радио и телевидении.
9. Законы монтажа по движению человека и предметов.

10. Параллельный монтаж по движению и по действию персонажей.


11. Классический ассоциативный монтаж в теории и на практике.
12. Монтаж аттракционов Л.Кулешова и применение спецэффектов.
13. «Объективная и субъективная камера» в творчестве М.Ромма.
14. Понятие внутрикадрового монтажа.
15. Теория вертикального монтажа С.Эйзенштейна и практика создания теле и

кинопроизведений.

16. Клиповый монтаж современного телевидения.
17. Многокамерная съемка на натуре и в студии.
18. Классификация Передвижных телевизионных станций (ПТС) – их назначение и

запись программ с помощью ПТС.

19. Монтаж телепрограмм в записи и в прямом эфире.
20. Что такое перебивка, её значение в системе монтажа?
21. Монтаж хроникально-документального исторического материала – особенности и

приемы.


22. Монтаж по смыслу в построении эпизодов.

Автор программы Чусов А.В.

Автор программы академик

Международной Академии телевидения Семёнов А.А.



и радио

1