Программа дисциплины «Образовательные теории и образовательные реформы» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «Образовательные теории и образовательные реформы» 1 183.01kb.
Программа начального общего образования (4 класс) 1 200.25kb.
Электронные образовательные ресурсы 4 1331.21kb.
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, размещенные... 1 198.9kb.
Программа дисциплины "Теории социально-политических трансформаций" 1 222.08kb.
Программа подготовки «Прикладная информатика (в экономике)» 1 184.78kb.
Электронно-образовательные ресурсы Наименование дисциплины 1 117.77kb.
Программа II международной научно-практической конференции 1 77.17kb.
Программа дисциплины «Теории социально-политических трансформаций» 1 234.8kb.
Программа XVII международных Кирилло-Мефодиевских Чтений в ответственности... 3 592.29kb.
Программа дисциплины «Основы теории архитектуры» 1 154.45kb.
Программа курса «Образовательные теории и образовательные реформы» 1 183.01kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Образовательные теории и образовательные реформы» - страница №1/1



Институт развития образования НИУ ВШЭ

Программа дисциплины «Образовательные теории и образовательные реформы»

для магистерской программы «Управление образованием»

по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Институт развития образования

Программа дисциплины

«Образовательные теории и образовательные реформы»

для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра магистерской программы «Управление образованием»

Автор программы: Каспржак А.Г., к.п.н. E-mail: kag-ms@yandex.ru

Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2012 г

Председатель


Утверждена УС факультета «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по магистерской программе «Управление образованием», изучающих дисциплину «Образовательные теории и образовательные реформы».

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m123.html;

Образовательной программой подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление».

Базовым учебным планом университета подготовки магистра по магистерской программе «Управление образованием»», утвержденным в 2011г.



2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Образовательные теории и образовательные реформы» является:

  • Осознание и осмысление слушателями влияния изменений, произошедших в обществе на «действующих лиц» (субъектов) образовательного процесса, «инфраструктуру обучения» (образовательные технологии) и образования в целом;

  • Проанализировать возможные изменения объектов управления в системе образования. Подвести слушателей к пониманию того, что произошедшие в обществе изменения, не могут не привести к изменению стратегии управления системой образования на различных уровнях.

  • Осмысление взаимодействий в системе образования;

  • Приобретение опыта и навыков анализа связей между содержанием образования и его организационными и экономическими механизмами;

  • Приобретение опыта и навыков разработки и анализа комплексных и целевых программ в образовательной сфере.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  • основные тенденции, изменения в организации образовательного процесса, содержании образования, управлении образовательными системами, связанными с имениями, произошедшими в обществе;

  • подходы к рассмотрению явлений в сфере образования с учетом сложных взаимоотношений, как между субъектами образовательного процесса, так и образованием и обществом;

Уметь:


  • анализировать и критически оценивать образовательные проекты, реализуемые на различных уровнях, прогнозировать их результаты, демонстрируя, таким образом, готовность к участию в их разработке и реализации;

  • демонстрировать способность к рефлексии собственного профессионально-педагогического и управленческого опыта с учетом изменения образовательной среды.

  • анализировать и критически оценивать теоретические и практические работы в данной области благодаря приобретенным навыкам критического рассмотрения исследований в области образовательной политики и менеджмента;

  • применять модели и концепции управления изменениями к себе и своим организациям;

  • осмысливать собственную практику, а также связь теории и практики в данной области;

Иметь навыки (приобрести опыт):



  • разработки и управления проектами, связанными с проведением социальных исследований и практическими микроисследования, а также осуществление развернутых исследований по выбранным темам.

  • Критического анализа и оценки предложений (идей, замыслов, проектов, программ) по реформированию образования, связанных с изменениями образовательной среды;

  • Разработки программ, образовательных проектов с применением современных методов анализа и проектирования;

  • Уверенного применения моделей и понятий анализа к собственной деятельности и деятельности своих организаций;

  • Представления своих соображений в письменной и устной форме (с учетом адресата, используя адекватную терминологию и т.д.).

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции (знаком * выделены компетенции обязательные для усвоения в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВШЭ) по направлению подготовки 081100.68 Государственное и муниципальное управление, уровень подготовки – магистр):




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Компетенция общественного служения.*

ОК-1

Демонстрирует понимание того, что

  • осознание и реализация личностных, коллективных, социальных и государственных интересов в собственной деятельности;

  • встраивание собственной жизненной стратегии в социокультурные процессы общества и государства;

  • самосовершенствование

взаимосвязаны с готовностью к служению обществу.

Демонстрирует осознание социальной значимости своей будущей профессии.



Групповые дискуссии и проекты, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода

Компетенция этического поведения.*

ОК-2

Применяет знания требований профессиональной этики и демонстрирует готовность поступать в соответствии с этими требованиями.

Демонстрирует умение управлять собой, своими эмоциями и поступками.

Проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение.

Критически оценивает достигнутые в личной практической работе результаты.



Групповые дискуссии и проекты, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии, интерактивные лекции.


Компетенция лидерства.

ОК-4

Демонстрирует:

  • способность и готовность к лидерству;

  • умение принимать взвешенные решения;

  • убеждать в целесообразности этих решений

  • воплощать решения в жизнь.

Групповая очная и заочная работа, аналитическая деятельность, дискуссионные технологии, практические занятия.

Компетенция командной работы. Умение работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива.

ОК-5

Демонстрирует:

  • готовность к диалогу;

  • способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими;

  • принятию и восприимчивости другого;

  • готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим;

  • готовность к рефлексивной деятельности;

  • понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций, деятельности.

Групповая очная и заочная работа, аналитическая деятельность, дискуссионные технологии.

Компетенция применения коммуникативных технологий и средств.*

ОК-6

Использует для решения практических и учебных задач (общения, обмена информацией, организации совместной деятельности) современные технические средства и информационные технологии.

Семинарские занятия, дистанционная работа в межсессионный период, практические занятия.

Компетенция профессионального взаимодействия.

ОК-7

Демонстрирует способность:

  • представлять результаты своей работы для других специалистов;

  • отстаивать свои позиции в профессиональной среде;

  • находить компромиссные и альтернативные решения.

Групповые дискуссии и проекты, участие в дискуссиях и обсуждениях, представление собственных продуктов для публичного обсуждения, интерактивные лекции.

Компетенция постановки проблем.*

ОК-9

Демонстрирует умение структурировать проблемное пространство. Оценивает и выбирает альтернативы.

Групповые дискуссии и проекты, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода.

Компетенция аналитической работы.*

ОК-10

Владеет:

  • методами реферирования текстов;

  • текстологическими методами извлечения знаний.

Демонстрирует умение:

  • слушать и задавать вопросы;

  • структурировать информацию;

  • формировать экспертную оценку реальных управленческих ситуаций.




Семинарские занятия, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии, практические занятия.

Компетенция креативности.


ОК-13.

Демонстрирует

  • владение навыками самостоятельной, творческой работы;

  • умение организовать свой труд;

  • способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации.

Участие в дискуссиях и обсуждениях, представление собственных продуктов для публичного обсуждения, самостоятельная работа в межсессионный период, самостоятельная работа в дистанционном режиме.

Компетенция критического анализа.*

ОК-15

Демонстрирует умения:

  • критически оценивать информацию;

  • переоценивать накопленный опыт;

  • конструктивно принимать решение на основе анализа информации.

Показывает способность критического анализа своих возможностей.

Групповые дискуссии и проекты, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии, критический анализ программ и проектов, работ других слушателей.

Обладать умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач.


ПК-5.

Демонстрирует:

  • способность и готовность к лидерству;

  • умение организовать работу малой группы;

  • убеждать в целесообразности своих предложений;

  • осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями;

  • умение координировать совместную работу, распределять полномочия.

Групповые дискуссии и проекты деятельность, дискуссионные технологии, очная и заочная групповая работа, и практические занятия.

Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников.*

ПК-13

Демонстрирует умение оценивать:

  • надежность (авторитет) информационного источника;

  • достоверность (гарантию подлинности документной фиксации);

Демонстрирует умение формировать формы организации баз данных.

Групповые дискуссии и проекты, дискуссионные технологии, разбор деловых ситуаций на основе кейс-метода.

Уметь использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач.*

ПК-14

Владеет информационными технологиями и использует их для решения поставленных задач.

Групповые дискуссии и проекты, практические занятия.

Уметь систематизировать и обобщать информацию.


ПК-16.

Демонстрирует

  • владение методами представления полученных аналитических материалов для лиц принимающих решения;

  • умение систематизации и классификации объектов в системе управления;

  • умение готовить предложения по совершенствованию системы управления.

Групповые дискуссии и проекты, разработка собственных продуктов для публичного обсуждения, самостоятельная работа в межсессионный период, самостоятельная работа в дистанционном режиме.



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к общенаучному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» обучающихся по магистерской программе «Управление образованием». Дисциплина читается на первом году обучения и является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Основные направления современного менеджмента», «Правоведение», «Микро- и макроэкономика», «Институциональная экономика», «Основы менеджмента», «Теория организации», «Социология», «Политология».
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: навыки активного восприятия и обсуждения материала, навыки поиска информации в Интернет, умение аналитически работать с литературой, в том числе – на иностранных языках, навыки письменного и устного изложения своей точки зрения, устойчивый интерес к изучению проблем государственного управления и функционирования органов государственной власти в сфере образования и готовность применить полученные знания на практике, а так же знаниями по общей теории государства и права, микро- и макроэкономике, экономике общественного сектора, институциональной теории и социологии и политологии.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Теории и механизмы современного государственного управления», «Практика анализа образовательной политики», «Социальное проектирование», «Основные направления современного менеджмента», «Развитие образовательной организации».
5. Тематический план учебной дисциплины

Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов.





п/п




Раздел

дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Введение

8

2

2

4

2

Реформирование образования как неотъемлемая часть социального переустройства общества

22

2

8

12

3

Культурно-исторические основания реформ

24

4

6

14

4

Социально-экономические основания реформ

26

4

8

14

5

Реформы и содержание образования

24

4

6

14

6

Возможность заимствования реформ

24

4

6

12

7

Подготовка итогового эссе

52

4

10

38




ИТОГО

180

24

48

108


6. Формы контроля знаний студентов.

Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских и практических занятий на основе оценки качества письменных работ слушателей по практическим заданиям к темам курса.

Итоговый контроль: зачет, выполняемый слушателями в виде письменной работы (эссе) с учетом результатов текущего контроля и активности в электронной среде поддержки обучения.

Итоговая оценка формируется исходя из количества зачтенных письменных работ слушателей по практическим заданиям, активности в электронной образовательной среде, оценки эссе. Итоговая оценка вычисляется как округленная средневзвешенная сумма.




Тип контроля

Форма контроля

Параметры **

Текущий

По разделу 1



Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Домашнее задание в ЭОС

Аналитическая письменная работа. Объем 0,5 п.л.

Текущий

По разделу 2



Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Текущий

По разделу 3



Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Домашнее задание в ЭОС

Аналитическая письменная работа. Объем 0,5 п.л.

Текущий

По разделу 4



Домашнее задание

Презентация

Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Текущий

По разделу 5



Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Домашнее задание в ЭОС

Аналитическая письменная работа. Объем 0,5 п.л.

Текущий

По разделу 6



Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Итоговый

Зачет


Включает оценку эссе как итоговую письменную работу. Оценка результатов 7 дней.



6.1 Критерии оценки знаний, навыков




Критерии оценки работы на семинарских (лекционных) занятиях.
Уровень владения знаниями:

    1. современных подходов к государственному управлению;

    2. основных методов государственного управления и особенностей их применения;

    3. в области содержания основных управленческих технологий, используемых органами исполнительной власти;

    4. основных направлений повышения эффективности государственного управления

    5. основных направлений стратегического развития государства;

    6. основных инструментов экономической политики, их воздействия на экономику;

    7. современных тенденций развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации.

Умение:

    1. работать с нормативными актами, иными документами, а также текстами по теории государственного управления;

    2. структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы;

    3. осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников;

    4. критически оценивать информацию и конструктивно принимает решение на основе анализа информации;

    5. управлять собой, своими эмоциями;

    6. Критически оценивает достигнутые в личной практической работе результаты.

Готовность к:

    1. гибкому тактичному взаимодействию с другими студентами;

    2. рефлексивной деятельности;

    3. готовность к компромиссам для достижения результата.

Понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций.

Проявление самостоятельности в ситуации выбора и умение нести ответственность за принятое решение.


Критерии оценки письменных работ.
Глубина и полнота раскрытия сущности темы.

Объективность изложения содержания первоисточника.

Умение структурировать проблемное пространство, структурная упорядоченность.

Логичность, связность изложения.

Стиль и грамотность изложения.

Критерии оценки презентации.
Связь презентации с темой задания.

Структурная упорядоченность.

Содержание презентации.

Заключение презентации

Подача материала презентации, логичность, связность изложения.

Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.)



 

7. Содержание дисциплины.



Тема 1.Введение.
Представление курса. Цели и задачи данного курса, его место в учебной программе. Формат курса, требования к итоговой работе. Информация о расписании, формальная информация. Педагогические идеалы. Переориентация школы на новые образовательные результаты (новое качество образования). Изменение процесса учения и обучения. Изменение характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
Основная литература

  1. Аспекты модернизации российской школы: Научно- методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего образования. М., 2001.


Дополнительная литература

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. М. 2004.


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Какова роль педагогических идеалов в условиях реформирования образования?

  2. Каким образом меняется при этом характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса?



Тема 2. Переустройство общества и школы. Реформирование образования как неотъемлемая часть социального переустройства общества.
Реформа. Профессиональное качество учителя. Возможность эффективной работы школы, педагога, ученика вне процесса перманентного реформирования содержания образования. Эйфория реформаторов российской системы образования конца прошлого века. Процессы функционирования и развития школы как череда ответов системы на изменяющиеся запросы общества.
Основная литература

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — Москва: Академия, 1999.

  2. Иллич Иван. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006. – 160 с.


Дополнительная литература

  1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. — Москва: Прогресс, 1986. — с. 330—342

  2. Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. — М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Прочтите тексты Даниэля Белла и Ивана Иллича.

  2. Попробуйте ответить на вопросы:

    • Какие представления о человеческой природе, роли государства семьи, общества и государства лежат в основе этих текстов?

    • Что общего и в чем отличаются их взгляды на образование, современную школу, в чем «нерв» их дискуссии?

  1. Сформулируйте свое собственное отношение к ниже приведенным цитатам:

  1. «Школа как средство образования была для меня просто пустым местом» Чарлз Дарвин.

  2. «В нашем мире есть только два заведения, где главным фактором является срок, а не проделанная работа, - это школа и тюрьма. В других местах важна работа, а не то, сколько на нее ушло времени» Уильям Глассер, слова учителя.

  3. «Из всего, что предназначается на земле для людей невинных, самое ужасное – это школа». Бернард Шоу.

  4. «Я хочу делать большое дело, только большое. Что умеют делать все, то я делаю хуже всех» Выписано Мейерхольдом из писем Пушкина в момент своих размышлений по вопросу своих неуспехов в гимназическом образовании.

  5. «Я думаю, что Андрею Дмитриевичу Сахарову повезло. Был он слаб здоровьем и, потому, получал до шестого класса семейное образование». Из выступления доверенного лица Андрея Дмитриевича перед школьниками.

  6. «Я думаю, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы» Мария Кюри.

  7. «И, несмотря на все наши усилия, дети все-таки чему-то учатся». В.В. Давыдов.


Тема 3. Культурно-исторические основания реформ.

Великая дидактика Коменского. Схожесть ситуаций в образовании. Невозможность жизни средств учения и обучения вне культурного и цивилизационного контекста, в котором существует школа как социальный институт. Идеологическая основа российской школы. Необходимость учитывания культурно-исторической традиции при проведении отечественных образовательных реформ.


Основная литература

  1. Медынский Е.Н. История русской педагогики. М., 1938.


Дополнительная литература

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. М. 2004.

  2. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Как вы относитесь к такой «критике» П.Каптерева:

«Ошибочно утверждение Каптерева, будто в образовательном процессе нельзя на первый план выдвигать учителя, а нужно поставить центром ученика (влияние педоцентризма американской педагогики). Ошибочно утверждение, будто сущность школьного образования и воспитания заключается в самообразовании и самовоспитании» (влияние Спенсера, американской педагогики и теории «свободного воспитания»). Неправильна трактовка образовательного процесса, как «выражения внутренней самодеятельности человеческого организма», стремление Каптерева связать обоснование образовательного процесса с религией и национализмом и т.д.»

(Медынский Е.Н. История русской педагогики. М., 1938. С. 390).



  1. Зачем была нужна такая «критика»? К чему она вела и на что была направлена?


Тема 4. Социально-экономические основания реформ

Повышение эффективности использования централизованных ресурсов и привлечение дополнительных источников финансирования в сферу образования. Необходимость изменения бюджетных потоков. Новая социально-экономическая стратегия развития системы образования. Отказ от устаревших стереотипов: новые функции, приоритеты и ориентиры.


Основная литература

  1. Аспекты модернизации российской школы: Научно- методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего образования. М., 2001.

  2. Закон «Об образовании».


Дополнительная литература

  1. Базисный учебный план школ РФ.
  2. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. «Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях (практическое пособие для руководителя)». Москва, центр «Школьная книга», 2002г.


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Как повысить эффективность использования бюджетных ресурсов, обеспечив равенство доступа к качественному образованию всех уровней?

  2. Как, для чего и из каких источников следует привлекать дополнительные средства в школу? Кто и чем при этом должен управлять в принципиально обновленной системе образования?

  3. Попробуйте ответить на вопрос: «Что общего в позициях авторов, в подходах к конструированию образовательных систем, в чем отличия?»

  4. Сравните Базисный учебный план школ РФ и основы обязательного учебного плана обязательного базового образования в Финляндии. Выделите три основных, с вашей точки противоречия, содержащиеся в этих документах, обоснуйте свою позицию.


Тема 5. Реформы и содержание образования

Перегрузка содержания образования. Избыточный объем школьных программ. Школа – конвейер знаний. Игнорирование школьниками части учебного материала. Прогрессивная концепция содержания образования. Традиции отечественной и опыт зарубежной школ. Восстановление педагогически и психологически обоснованной структуры содержания образования.


Основная литература

  1. Базисный учебный план школ РФ.

  2. Материалы проекта PISA-2000, социологических исследований, которые проводили сотрудники МВШСЭН.


Дополнительная литература

  1. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.

  2. Концепция старшей профильной школы.

  3. Кузнецов А.А., Филатова Л.О. Новая структура и содержание образования на старшей ступени школы. – М.: Новая школа, 2005.-128 с.

  4. Положение о школе.

  5. Рекомендации МО по организации профильной и предпрофильной подготовке.


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Познакомьтесь с образцами заданий исследования PISA. Попробуйте провести сравнение с учебными заданиями, которые используются в отечественной школе.

  2. Попробуйте ответить на вопрос: «Что же такое содержание образования?».


Тема 6. Возможность заимствования реформ

История советской педагогики. «Роковые ошибки» Коменского, Руссо и Песталоцци. Поиски и создание теорий. Ответы на вопросы «восемьдесят лет назад». Национальная гордость или необразованность? Возможность заимствования реформ.


Основная литература

  1. Аспекты модернизации российской школы: Научно- методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего образования. М., 2001.

  2. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. М. 2004.


Дополнительная литература

  1. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.



9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентов
9.1 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Как повысить эффективность использования бюджетных ресурсов, обеспечив равенство доступа к качественному образованию всех уровней?

  2. Как, для чего и из каких источников следует привлекать дополнительные средства в школу?

  3. Кто и чем должен управлять в принципиально обновленной системе образования?

  4. Что общего в позициях авторов, в подходах к конструированию образовательных систем, в чем отличия?

  5. Сравните Базисный учебный план школ РФ и основы обязательного учебного плана обязательного базового образования в Финляндии? Выделите основные, с вашей точки, противоречия, содержащиеся в этих документах, обоснуйте свою позицию.

  6. Как вы думаете, в какой степени может быть заимствован чей-то опыт школой, системой образования?

  7. Имеет ли смысл высказывание: «Российская школа самая лучшая в мире?». Если да, то обоснуйте ответ.

  8. Что же такое содержание образования?

  9. Какова роль педагогических идеалов в условиях реформирования образования?

  10. Каким образом меняется при этом характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса?

9.2 Требования к зачетной работе (эссе).

Объем эссе 17 000 знаков. Представленный на проверку текст может отличаться не более чем на 10% в сторону уменьшения или увеличения. При этом объем приложений не может превышать текст, объемом в 5 000 знаков.

  1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= , где Оn – оценка за каждый вид текущего контроля.

Способ округления накопленной оценки промежуточного контроля, в пользу студента.


Итоговый контроль

Итоговый контроль предполагает зачетную оценку за эссе как итоговую письменную работу- Озач. Оценка результатов дается в течение 7 дней.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0.6* Онакопленная + 0.4 *Озач

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.



Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Основная литература


  1. Закон «Об образовании».

  2. ФГОС

  3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — Москва: Академия, 1999.

  4. Иллич Иван. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006. – 160 с.

  5. Медынский Е.Н. История русской педагогики. М., 1938.


11.2 Дополнительная литература

  1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. — Москва: Прогресс, 1986. — с. 330—342

  2. Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. — М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007

  3. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.

  4. Базисный учебный план школ РФ.
  5. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. «Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях (практическое пособие для руководителя)». Москва, центр «Школьная книга», 2002г.


  6. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.

  7. Концепция старшей профильной школы.

  8. Кузнецов А.А., Филатова Л.О. Новая структура и содержание образования на старшей ступени школы. – М.: Новая школа, 2005.-128 с.

  9. Положение о школе.

  10. Рекомендации МО по организации профильной и предпрофильной подготовке.


11.3 Дистанционная поддержка дисциплины


12. Материально-техническое обеспечение дисциплины


При проведении лекционных занятий преподавателем и презентации студентами результатов работы используется мультимедийный проектор, компьютер, учебная доска, флипчарт. При использовании на занятиях групповой работы используется раздаточный материал.