Программа дисциплины Методы и модели в управлении  для направления 080200. 62 «Менеджмент» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Методы поддержки принятия маркетинговых решений... 1 258.33kb.
Программа дисциплины Креативность в бизнесе для направления 080200. 1 264.37kb.
Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте: Модели бизнеса и методы... 2 468.71kb.
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 230.94kb.
Программа дисциплины Управление финансами фирмы для направления 080200. 1 248.49kb.
Программа дисциплины «Маркетинг» для направления 080200. 62 «Менеджмент» 1 196.41kb.
Программа дисциплины Проблемы антимонопольного регулирования для... 2 454.18kb.
Программа дисциплины История мировой экономики для направления 080200. 1 519.18kb.
Программа дисциплины Разработка и принятие управленческих решений... 1 188.49kb.
Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления... 1 280.04kb.
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200... 1 373.53kb.
###ice#book#reader#professional#header#start### author: Гай Юлий... 17 6687kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины Методы и модели в управлении  для направления 080200. 62 «Менеджмент» - страница №1/1




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет государственного и муниципального управления

Программа дисциплины Методы и модели в управлении


для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Автор программы:

Алескеров Ф.Т.,д.т.н., профессор, alesk@hse.ru, Вольский В.И. к.т.н., доцент, vvolskiy@hse.ru, Кисельгоф С.Г., skiselgof@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры высшей математики на факультете экономики «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Алескеров Ф.Т.


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 Менеджмент, изучающих дисциплину «Теория и методы принятия управленческих решений».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»

  • Образовательной программой [Введите шифр и название направления подготовки/ специальности, название образовательной программы].

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62, утвержденным в 2013г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория и методы принятия управленческих решений» является знакомство студентов с математическими методами, применяемыми в управлении и выработка навыков моделирования проблемных ситуаций.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

  • Уметь

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен анализировать данные социальных,

экономических, социологических исследований с

использованием количественных и качественных

методов


ПК-4 ИК-Б4




Лекционные и семинарские занятия по курсу

Способен выявлять проблемы, определять цели,

предлагать варианты решения, оценивать результаты и

последствия принятого управленческого решения.


ПК-7 ИК-Б7




На семинарских занятиях: анализ влияния используемых процедур голосования на его исход; игровой анализ реальных ситуаций, возникающих в практике управления государственными структурами и бизнесом













[Компетенции для программы учебной дисциплины берутся из: стандарта ФГОС/ НИУ, где перечислены все компетенции по данной образовательной программе; из Концепции образовательной программы (или аналогичных документов), разработанной на факультете, где Компетенции представлены в форме Матрицы взаимодействия дескрипторов компетенций и учебных дисциплин.]


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к математическому и естественно-научному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Теория вероятностей и математическая статистика

  • Менеджмент

  • Менеджмент 2

5Тематический план учебной дисциплины




Модуль

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

1-ый

Некоторые механизмы эффективного управления: управление через голосование и пропорциональное представительство.

8

6

4

14

2

1-ый

Некоторые механизмы эффективного управления: управление через влияние в выборных органах.

16

4

2

14

3

2-ой

Игровые модели в управлении

10

6

6

14

4

2-ой

Паросочетания

14

4

2

14

5

2-ой

Обобщенные паросочетания. Введение в дизайн экономических механизмов.

14

4

2

12


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

9










Письменная работа 120 минут
















Итоговый

Зачет




*







Письменная работа 120 минут



6.1Критерии оценки знаний, навыков



[Укажите для каждого контроля, что должен продемонстрировать студент на текущем, промежуточном или итоговом контроле, чтобы получить оценку. Требования к ответу студента должны соотноситься с компетенциями (раздел 3), которые формируются у студента]

На текущем контроле студент должен продемонстрировать освоение материала, пройденного в первом модуле изучения дисциплины.


На итоговом контроле студент должен продемонстрировать способности:

- строить игровые модели конфликтных ситуаций, возникающих в международных отношениях, государственных структурах и бизнесе

- находить чистые и смешанные равновесия в играх двух лиц

- интерпретировать полученные результаты: рекомендовать наилучшее образ действий участникам и/или прогнозировать исход конфликтной ситуации

- находить максимальное паросочетание в задачах построения комитетов и др.

- находить устойчивые паросочетания в моделях один-к-одному и один-ко-многим

- анализировать особенности применения механизма отложенного выбора в реальных ситуациях

Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: ответы у доски, правильное решение задач на семинарах в компьютерных классах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,8* Отекущий + 0,2* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = Ок/р;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5*·Озач

Способ округления результирующей оценки: арифметический, кроме оценок ниже 4. Для получения оценки 4 (удовлетворительно) необходимо, чтобы рассчитанная по формуле результирующая оценка составила не менее 4 баллов.


На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

7Содержание дисциплины


Тема 1. Некоторые механизмы эффективного управления: управление через голосование и пропорциональное представительство.

Эффективное управление. Характеристики эффективного управления. Типы голосования. Процедуры голосования в выборных органах компаний. Парадоксы, возникающие при голосовании. Манипулирование голосованием со стороны избирателей и организатора голосования. Выбор Совета директоров компании. Применяемые методы для получения пропорционального представительства. Критерии справедливости методов.


Литература:
Базовые учебники:

  1. Алескеров Ф.Т., Хабина Э.Л., Шварц Д.А. Бинарные отношения, графы и коллективные решения. – М.: ФИЗМАТЛИТ. 2012

  2. Вольский В.И., Лезина З.М. Голосование в малых группах.  М., Наука, 1991


Дополнительная литература

  1. Алескеров Ф., Платонов В. "Системы пропорционального представительства и индексы представительности парламента", препринт ГУ Высшая Школа Экономики, WP7/2003/05, Москва, 2003

  2. Алескеров Ф.Т. «Формальные методы коллективного принятия решений» (пленарный доклад), Тезисы докладов 2-ой Всесоюзной конференции по статистическому и дискретному анализу нечисловых данных, М., Наука, 1984, 18-28

  3. Карпов А.В. Измерение представительности парламента в системах пропорционального представительства. Препринт ГУ ВШЭ. WP7/2006/04, М.: ГУ ВШЭ, 2006 – 40 с.




  1. Вольский В.И. Применение метода Крамера для выделения части множества Парето. – Автоматика и телемеханика, 1982. № 12. с. 111 – 119

  2. Алескеров Ф.Т., Е.В. Бауман, В.И. Вольский. «Методы обработки интервальных экспертных оценок», Автоматика и телемеханика, 1984, №3, 384-389.

Тема 2. Некоторые механизмы эффективного управления: управление через влияние в выборных органах.

Как оценить влияние участников на принятие решений в выборном органе? Коалиции. Индексы Банцафа, Шепли-Шубика, Джонстона. Влияние председателя Совета директоров и членов Совета на принятие решений.


Литература:

Базовый учебник:

  1. Алескеров Ф.Т., Хабина Э.Л., Шварц Д.А. Бинарные отношения, графы и коллективные решения. – М.: ФИЗМАТЛИТ. 2012

Дополнительная литература:

  1. Алескеров Ф., Н. Благовещенский, Г. Сатаров, А. Соколова, В. Якуба "Оценка влияния групп и фракций в российском парламенте (1994 - 2003 гг.)", Экономический Журнал ВШЭ, №4, 2003, 496-512

Тема 3. Игровые модели в управлении.

Игровой подход к моделированию взаимодействия независимых агентов. Стратегическая модель игры: игроки, доступные им стратегии и выигрыши, зависящие от выбранных игроками стратегий. Понятие решения игры. Равновесие по Нешу в чистых и смешанных стратегиях. Нахождение и интерпретация полученного результата. Игры с несколькими равновесиями: фокальная точка.


Примечание: все обсуждение темы построено на примерах, таких как «дилемма заключенного» и ее возникновение в организациях; игры «ястреб-голубь», полковника Блотто, парадок Брасса о строительстве дорог, модель Хотеллинга-Доунса о политической конкуренции и др.
Игры с возможностью наблюдения ходов соперника. Дерево игры и метод обратной индукции. Игра «Сороконожка»: недостатки метода при анализе реальных ситуаций.
Базовый учебник:

  1. Алескеров Ф.Т., Хабина Э.Л., Шварц Д.А. Бинарные отношения, графы и коллективные решения. – М.: ФИЗМАТЛИТ. 2012

Дополнительная литература:

  1. Захаров А.В. Теория игр в общественных науках

http://www.polit-econ.ru/zakharov/teaching/game_theory.pdf

  1. Задачник Б.Б. Демешева по теории игр

https://github.com/bdemeshev/gt201/raw/master/games_pset/new_game_ps_utf8.pdf
Тема 4. Паросочетания

Постановка задачи. Примеры реальных ситуаций, где необходим поиск максимального паросочетания. Формирование комитета: особенности постановки задачи.

Решение задачи поиска максимального паросочеания в графе. Понятие чередующейся цепи и критерий нахождения максимального паросочетания.
Базовый учебник:


  1. Алескеров Ф.Т., Хабина Э.Л., Шварц Д.А. Бинарные отношения, графы и коллективные решения. – М.: ФИЗМАТЛИТ. 2012


Тема 5. Обобщенные паросочетания

Поиск паросочетания в условиях работы с независимыми участниками. Практические приложения: распределение абитуриентов по вузам, молодых медиков в интернатуру и др.

Понятие устойчивого паросочетания. Механизм отложенного выбора: две версии. Свойства механизма.

Проблема искажения (манипулирования) предпочтениями.



Разработка механизмов поиска устойчивых паросочетаний на пратике. Распределение учеников в школьных округах Бостона и Нью-Йорка, медицинских интернов (программа NRMP) и др.
Базовый учебник:

  1. Алескеров Ф.Т., Хабина Э.Л., Шварц Д.А. Бинарные отношения, графы и коллективные решения. –М.: ФИЗМАТЛИТ. 2012

Дополнительная литература:

  1. D. Gale and L. S. Shapley: "College Admissions and the Stability of Marriage", American Mathematical Monthly 69, 9-14, 1962.

  2. Roth, Alvin E., "The origins, history, and design of the resident match," JAMA. Journal of the American Medical Association, vol. 289, No. 7, February 19, 2003, 909-912.

  3. Avery, Christopher, Christine Jolls, Richard A. Posner, and Alvin E. Roth, "The Market for Federal Judicial Law Clerks" University of Chicago Law Review, 68, 3, Summer, 2001, 793-902

8Образовательные технологии

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примеры заданий для контрольной работы (данные задания НЕ являются типовым вариантом контрольно работы, а даны лишь для примерной характеристики тематики заданий).
Задача № 1. Результаты выборов в Парламент Чешской Республики, 2010 год

Партии и коалиции

Число голосов

Число мест




Czech Social Democratic Party

1,155,267

56




Civic Democratic Party

1,057,792

53




TOP 09

873,833

41




Communist Party of Bohemia and Moravia

589,765

26




Public Affairs

569,127

24




Christian and Democratic Union – Czechoslovak People's Party

229,717

0




Party of Civic Rights – Zemanovci

226,527

0




Sovereignty – Jana Bobošíková Bloc

192,145

0




Green Party

127,831

0




Другие партии

208 855

0




Итого

5 230 859

200

Подсчитайте индекс «Максимальное отклонение» представительности Парламента.


Задача № 2. В Парламенте необходимо избрать комитет по налоговой реформе, состоящий из 5 депутатов.

Сколько представителей от партий войдут в состав комитета при использовании:



  1. квоты Хара;

  2. метода д’Ондта?



Задача № 3. В конце концов в состав комитета по налоговой реформе были выбраны депутаты: Карел, Томаш, Иржи, Ян и Вацлав. Были поставлены на голосование в комитете следующие предложения по изменению налогообложения юридических лиц: Уменьшить ставку НДС (x), Уменьшить ставку земельного налога (y), Увеличить ставку земельного налога (z), Отменить налог с продаж (v), Увеличить ставку транспортного налога (w)
Предпочтения членов комитета относительно этих предложений:
Карел Томаш Иржи Ян Вацлав

w y y z v

x w w x x

z v z v y

v x v y z

y z x w w

Какое предложение вынесет комитет на рассмотрение Парламента, если для определения результатов голосования была использована:



  1. Процедура Борда?

  2. Процедура Коупленда?

  3. Имеется ли победитель Кондорсе на этом мажоритарном графе? Если нет, то как надо изменить предпочтения одного из участников голосования, чтобы на мажоритарном графе появился победитель Кондорсе?

9.2Примеры заданий итогового контроля


Примеры задач, которые могут входить в итоговую письменную контрольную работу по дисциплине:

Задача 1. Идет война между синими и красными. Генерал синих хочет занять город красных, имея две роты. К городу можно подойти по одной из двух дорог. Генерал синих каждую свою роту может послать по любой из дорог. Генерал красных располагает тремя ротами и может приказать любой роте оборонять любую дорогу. Синие займут город в том случае, если на одной из дорог у них будет больше рот, чем у красных. При этом синие получат выигрыш 1, а красные -2. Если синие не займут город, то выигрыши составят -1 и 1 соответственно. Найдите все равновесия Нэша в смешанных стратегиях.

Задача 2. На кафедре математики работают шесть преподавателей: A,B,C,D,E,F, которые являются членами четырех комиссий университета. В методическую комиссию входят A и В, в финансовую комиссию – А и С, в научную комиссию – А,В,С, и, наконец, в студенческую комиссию – D,E и F. Необходимо избрать по одному представителю от каждой комиссии в Ученый совет при следующем ограничении: нельзя, чтобы член Ученого совета представлял более одной комиссии. Можно ли это сделать?

Задача 3. В пгт Шаховская необходимо организовать схему распределения детей 3 лет по детским садам. Каждая семья готова сообщить в РОНО список детских садов поселка по мере убывания предпочтительности обучения там своего ребенка. С вашей точки зрения, как должен быть устроен механизм распределения детей? Какие факторы стоит учесть при распределении? Будет ли получающееся распределение устойчивым согласно классическому определению? Если да, то почему это важно, а если нет, то почему этим фактором можно пренебречь?

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература приведена отдельно по каждой теме в соответствующем разделе программы.

10.1Программные средства


    Специализированные программные средства в рамках курса не используются. Для проведения некоторых расчетов целесообразно использовать возможности MS Excel.

10.2Дистанционная поддержка дисциплины


Методические материалы по курсу предоставляются студентам через систему LMS.