Программа дисциплины Культура повседневности. Советский период.  для направления/ специальности 033. 00062 «Культурология» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 268.08kb.
Программа дисциплины «История репрезентаций милиции и полиции в советский... 3 279.44kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 3 347.76kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Программа дисциплины «История и методы исследования культуры» 3 332.83kb.
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» 5 611.28kb.
Программа дисциплины История религий  для направления 033000. 1 280.73kb.
Программа дисциплины Культурология и религиоведение для направления... 1 256.51kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины культурология для направления 030600. 62 «Журналистика» 2 450kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 5 663.57kb.
Сборник стихов «Росписи дождя», 2009 год; в номинации «Изобразительное... 1 13.95kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины Культура повседневности. Советский период.  для направления/ - страница №1/3




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии, отделение культурологии
Программа дисциплины Культура повседневности. Советский период.


для направления/ специальности 033.00062 «Культурология» — подготовка бакалавра

Автор программы:
Глущенко Ирина Викторовна, доцент ultra-irina@mail.ru

Одобрена на заседании Кафедры наук о культуре «04» сентября 2013 г

Зав. кафедрой Куренной В.А.
Рекомендована секцией УМС Философия «___»____________ 20 г

Председатель В.Н. Порус


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь И.В. Макарова ________________________ [подпись]

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 033000.62 «Культурология» - подготовка бакалавра

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой по направлению подготовки бакалавра 033000.62 «Культурология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 033000.62 «Культурология».

2Цели освоения дисциплины

Усвоение студентами общей методологии исследования повседневности на основе ее применения к конкретному социально-историческому опыту и периоду.

Развитие навыков исторического мышления и понимания связи между специфическими культурными феноменами и более масштабными процессами общественного развития.

Курс также должен дать студентам, не имеющим личного опыта жизни в советский период, представление об этой эпохе, не сводимое к общим социологическим и политологическим формулировкам, помочь представить быт и повседневную жизнь как способ самоорганизации и общества, лучше понимать художественные произведения и документальные материалы того периода, а также расширить представление о современной российской культуре повседневности.

Сформировать у студентов представление о неоднозначности, сложности и многоплановости советской жизни.


3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать основные фазы развития советской истории

  • Понимать связь советской повседневности с историческим процессом

  • Понимать динамику развития советского общества

  • Уметь делать акцент на изменениях в самой повседневности и ее практиках

  • Иметь навыки работы с различными группами источников

  • Уметь научно анализировать теоретические и эмпирические источники

  • Получить навыки анализа художественного текста как одного из источников изучения повседневности

  • Уметь анализировать культурные явления советского периода в мировом социальном и историческом контексте


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение методологией культурологического исследования применительно к повседневности, понимание связи между масштабными историческими событиями и специфическими культурными явлениями.

Владение различными жанрами устной и письменной речи, умение строить доклады и писать аналитические тексты.




ОК-1

ОК-2



Умеет давать определения, научно анализирует различные типы источников, имеет навыки работы с теоретической и эмпирической научной информацией. Способен оценивать информацию в широком историческом и социальном контексте.

Умеет обоснованно формулировать суждения по изучаемому предмету, интерпретировать и оценивать рассматриваемые феномены. Последовательно излагать свои аргументы и подтверждать их документальным материалом, источниками





Чтение специальной и художественной литературы, относящейся к данному периоду, сопоставление научных текстов с эмпирическими данными. Семинары, лекции, самостоятельная работа студентов при подготовке письменных курсовых и бакалаврских работ.
Индивидуальные консультации, сбор научных данных, написание статей, анализ и интерпретация культурных форм, семинары, научные конференции, доклады. литературно-критическая деятельность.

Понимание специфики советской культуры и образа жизни, их социально-истори ческих основ и внутренней логики.

ПК-11

Способен отличать явления, характерные для советской эпохи, объяснять эти отличия, знать историко-социальный контекст этих явлений.

Лекции, семинары, реконструкция ситуаций, типичных для советского времени. Научно-исследовательская деятельность в архивах.

Обладание навыком подготовки и написания различных видов текстов культурной тематики

для системы печатных и электронных средств массовых коммуникаций.


Готовность к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с

сохранением и преумножением художественно-культурного, культурно-

исторического наследия.




ПК-18

ПК-19


Выработал самостоятельный стиль, способен воспринять редакторские замечания и выправить в соответствии с ними текст.

Высказывает компетентные суждения относительно прикладного значения обсуждаемых вопросов, сознает связь советского прошлого с современностью, а также значимость культурных традиций в воспроизводстве современного образа жизни и общества.



Индивидуальные консультации, написание текстов, литературно-критическая деятельность.

Экскурсии, мастер-классы, семинары.




4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина является базовой для специализации «Культурология».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  • История

  • История культуры

  • Теория и история литературы



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • подходы к изучению культуры,

    сформировавшиеся в философии,

    искусствознании и языкознании,

    социологии и экономике,



  • типологии культуры; формы и практики

  • основы современной культуры;

  • культуры повседневности;

  • основы изучения и сохранения памятников

    истории и культуры;



  • основы российской и зарубежной культуры

    в исторической динамике;



  • основы истории литературы и искусства


5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

64


Аудиторные часы




Лекции

Семинары




1

Раздел I Социально-исторический контекст советской повседневности.

1.Введение в курс. Источники изучения повседневности. Как изучать советскую повседневность?

2. Особенности советской модернизации.

3. Эволюция и реструктурирование повседневности в 1920-е и начале 1930-х годов.

4.«Великая депрессия» и «великий перелом»

5 Сталинская концепция «весёлой жизни»

6. Повседневность в сталинском обществе (1939-1953)

2


2
4

4
4
4


2

2


2

2
2
2



2

2
2
2









2

Раздел II. Основные проблемы и практики советской повседневности.

7. «Квартирный вопрос»

8. Советская женщина

9. Советский человек 1970-х

10. Советская кухня

11. Советская вещь




4

4



4

4

4


2

2



2

2

2


2

2



2

2

2









3

Раздел III. Историческая эволюция советской повседневности.

10. 1960-е годы. Становление потребительского общества

11. XXII съезд КПСС и Программа построения коммунизма.

12. От «оттепели» к «застою»

13. «Высокий застой»

14. «Эпоха пышных похорон»



    15. Постсоветское и советское



4
4
4

4

4

4



2
2
2

2

2

2



2
2
2

2

2

2









4

Итого

64

34

30








6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год







Параметры **

1

модуль


2

модуль




















Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*

























Письменная работа 10 минут на занятиях































Эссе




























6 тыс. слов, сдается за 3 недели до окончания курса


































Семинар




























Устный доклад, индивидуальная или коллективная презентация

Домашнее задание

все

























Работа с обязательной литературой, сочинения

Промежу­точный




все

























Обсуждение и корректировка текстов, подготовленных студентами на занятиях


































Итоговый

Экзамен






























Устный экзамен из трех частей



следующая страница >>