Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» - страница №1/5




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Отделение культурологии


Программа дисциплины

История западной культуры: культура Современности




для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра


Автор программы:

Рогинская О.О. , к. филол. н., доцент кафедры наук о культуре отделения культурологии,



oroginskaya@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «26» ноября 2013 г.

Зав. кафедрой В.А. Куренной


Рекомендована секцией УМС факультета философии «___»____________ 20 г

Председатель Б.Н. Кашников


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь И.В. Макарова ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «История западной культуры: культура Современности».

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению подготовки 031400.62 «Культурология», уровень подготовки: бакалавр;

  • Образовательной программой направления 031400.62 «Культурология», уровень подготовки: бакалавр;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031400.62 «Культурология», подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История западной культуры: культура Современности» являются:


  • ознакомление студентов с основными периодами, направлениями и концепциями в теории и истории западной культуры от эпохи придврных культур XVII в. до современности;

  • раскрытие специфики теории западной и истории западной культуры как гуманитарных наук;

  • рассмотрение актуальных теоретических проблем современных наук о культуре;

  • ознакомление с различными типами интерпретаций рассматриваемых историко-культурных фактов;

  • углубление профессиональной подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием культурологических исследовательских стратегий.



Курс «История западной культуры: культура Современности» читается в 1-2 модулях на 3 курсе отделения культурологии факультета философии и является продолжением первых двух частей общего курса «История западной культуры» (читаются на 2 курсе) и предваряет курс «История русской культуры», который читается на 4 курсе.

Продолжительность и структура курса: 36 ч. лекций, 30 ч. семинаров. По окончании курса студенты сдают зачет.




Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать: основные этапы и периоды в истории западной культуры; ведущие теоретические концепции классического и современных наук о культуре.

  • Уметь: излагать учебный материал в области теории и истории западной , анализировать историко-культурные факты, явления и процессы, использовать знание возможностей приложения полученной информации.

  • Владеть: навыками использования современного знания о теории и истории культуры и ведущих направлениях гуманитарного знания (концепций и инструментария) в сфере практической инновационной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОНК-1

Демонстрирует понимание основных гуманитарных методов исследования, владеет знанием первоисточников, использует профессиональную терминологию, сопоставляет основные исследовательские стратегии гуманитарного знания; умеет сформулировать условия и границы применимости выбранного метода, интерпретировать его с точки зрения различных концепций и платформ гуманитарного исследования; способен предложить альтернативные подходы к решению проблемы.

Чтение первоисточников и комментирующей литературы, выступления с докладами, участие в дискуссиях.

Владение культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

ИК-1

Воспроизводит основные концепции в истории литературы, эстетики и художественной культуры; использует различные источники научной информации; демонстрирует знание возможностей приложения полученной информации; пользуется профессиональной терминологией; осваивает правила ведения научной дискуссии; владеет приемами и методами устного и письменного изложения базовых эстетических знаний; применяет навыки поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в гуманитарной сфере; владеет культурой научной коммуникации, публичных выступлений, ведения академической полемики.

Анализ литературных и теоретических текстов и исторических исочников, участие в дискуссиях, написание эссе, формирование навыков подготовки научной презентации.

Умеет использовать в профессиональной деятельности:

знание традиционных и современных проблем теории и истории культуры (ПК-7);

владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12);

способность вести поиск тем и авторов в области научной литературы по культурологии и смежным дисциплинам (НИУ ПК-15)




ПК

Демонстрирует знание основных концепций в истории культуры, использует профессиональную терминологию, выявляет навыки академического анализа текстов, умеет грамотно раскрыть содержание исследуемой проблемы на основе знаний традиционных и современных проблем гуманитарного знания, способен умело интерпретировать предложенный текст.

Чтение первоисточников и комментирующей литературы, выступления с докладами и сообщениями, участие в дискуссиях, анализ кейсов, выполнение текущих контрольных работ, подготовка

итоговой письменной работы.




Место дисциплины в структуре образовательной программы


Дисциплина «История западной культуры: культура Современности» относится к базовой части дисциплин профессионального цикла при подготовке бакалавров направления 031400.62 «Культурология».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • теория и история искусства;

  • теория и история литературы;

  • история культуры;

  • философия культуры.

Для освоения учебной дисциплины, студент должен владеть следующими знаниями и компетенциями, которые могут быть сформированы (в общем или отчасти) средствами дисциплины История западной культуры: культура Современности»:

а) универсальные:

общенаучные (ОНК):

- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1)



инструментальные (ИК):

- владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ИК-1);



социально-личностные и общекультурные (СЛК):

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК-2);

- способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога (СЛК-6)

б) профессиональные:

в научно-исследовательской деятельности:

- умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем теории и истории культуры (ПК-7);

- владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12);

- владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых знаний в области теории и истории культуры (ПК-13)



в редакционно-издательской деятельности:

- способность вести поиск тем и авторов в области научной литературы по теории и истории культуры и смежным дисциплинам (НИУ ПК-15)


Основные положения дисциплины «История западной культуры: культура Современности» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «История русской культуры» и др.

Тематический план учебной дисциплины


Тематический план учебной дисциплины

История западной культуры

Культура Нового времени – Рогинская О.О.

Тематический план


п/п



Наименование разделов и тем



Всего часов


в том числе


Аудиторные занятия (час.)

Сам. работа (час.)










лекции

семинары






Лекция 1. Придворная культура XVII-XVIII вв. Барокко и классицизм.




4









Семинар 1. Торжественная ода и парадный портрет в европейской культуре XVIII в.







2






Лекция 2. Новое время. От традиционного общества к обществу модерна. Буржуа как антропологический тип.




2









Семинар 2. Робинзон: социальное имя и миф.







2






Лекция 3. Публичный мир «старого режима»: в обществе незнакомцев.




4









Семинар 3. Мольер Ж.-Б. «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве».







4






Лекция 4. Открытие «частной жизни». Роль чтения. Почтовое сообщение. Частная переписка как культурная практика.




4









Семинар 4. Шодерло де Лакло «Опасные связи».







4






Лекция 5. Формирование публичной сферы. Габитус интеллектуала.




2









Семинар 5. «Габитус интеллектуала. «Автобиография» Бенджамина Франклина: из буржуа в интеллектуалы?»







2






Лекция 6. Сентиментализм. Сентиментальное путешествие. Сентиментальная прогулка. Пейзажный парк. Л.Стерн «Сентиментальное путешествие». Т.Грей «Сельское кладбище».Семья, любовь и дружба в эпоху сентиментализма. Универсальные сюжеты в литературе сентиментализма. Жанры «домашней литературы»: письмо, дневник.




2









Семинар 5. Революция чтения в XVIII веке. Феномен романомании. Эпистолярные романы Руссо и Гете и их читатели».И.-В.Гете «Страдания молодого Вертера».







2






Лекция 6. Феминизация культуры Нового времени. Роль женщины в сфере частной жизни.







4






Лекция 7. Просвещение. Великая французская революция.




2









Семинар 6. Великая французская революция: прощание со Старым порядком»















Семинар 7. От Великой Французской революции к романтизму. Наполеон.







4






Лекция 8. Романтизм. Концепция личности и общества в культуре романтизма. Роли и маски романтизма. Дендизм.Природа в понимании романтиков. Романтическое путешествие. Стратегии жизнетворчества в культуре романтизма. Между литературой и жизнью: биографический миф романтиков.




2









Семинар 8. Немецкий романтизм в музыке и живописи.







2






Лекция 9. Город в культуре 19 века.




6









Семинар 9. Детективный жанр и городская культура 19 века.







4






Лекция 10. Рождение публики. Фланирование как культурная практика. Формы городского досуга.




4









Семинар 10. Город, толпа и наблюдатель в культуре XIX в.







2






Лекция 11. Воздействие промышленного капитализма на общественную жизнь. Большие магазины. Трамваи. Кинематограф.




4









Семинар 11. Город в поэзии второй половины XIX века.







2




ИТОГО:




36

30






следующая страница >>