Программа дисциплины «История Русской Православной Церкви» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины История Русской Православной Церкви... 1 166.71kb.
Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной... 1 296.46kb.
Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и... 2 483.05kb.
«Связи с общественностью Русской Православной Церкви» Камышников... 3 425.04kb.
Митрополит Макарий История Русской церкви 13 2965.39kb.
Календарно-тематическое планирование по предмету "Закон Божий" «История... 1 86.11kb.
Доклад на Богословской конференции Русской Православной Церкви, проходившей... 1 178.58kb.
Семинара-совещания «Педагогическая подготовка в семинариях» 1 245.9kb.
Конкурс «Святые заступники Руси» 1 59.75kb.
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... 1 311.34kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 3 713.25kb.
Приложение для гр1 Задание: внимательно прочитайте текст «Основные... 1 34.69kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «История Русской Православной Церкви» - страница №1/2



ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ВЯТСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ

«Утверждаю»

Первый проректор

Иерей Василий Писцов

________________________

«___» ____________2012 г.




Учебная программа дисциплины

«История Русской Православной Церкви»


для направления подготовки «Теология»

степень выпускника: бакалавр

Киров - 2012







Утверждено на заседании

Учебно-методического совета

«___»_______________2012 г.

Протокол _____

Председатель УМС_________


«История Русской Православной Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (модуль: «История конфессии»).

Учебная программа разработана в соответствии с учебным планом по направлению «Теология»

Разработчик: иерей Василий Писцов, кандидат богословия



1. Цели освоения дисциплины



Целью освоения дисциплины «История Русской Православной Церкви» является изучение истории Русской Православной Церкви с древности до времени установления Московского патриаршества (1589 г.)

Задачи курса заключаются в следующем:

  • внимательно изучить исторические события жизни Русской Православной Церкви и ее главнейших представителей в указанный период;

  • проанализировать исторические обстоятельства жизни Русской Церкви, ее влияния на жизнь страны, общества, религиозного чувства народа;

  • изучив различные точки зрения и оценки событий жизни Русской Православной Церкви, выработать целостное представление об ее истории;

  • понять связи современные церковных вопросов и проблем с их историческими причинами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная программа по дисциплине «Название дисциплины» разработана на основе учебного плана направления «Теология» и является дисциплиной базовой части профессионального цикла (модуль: «История конфессии»).

Курс «История Русской Православной Церкви» последует курсу «История России» и опирается на знания, получаемые студентами в курсах «История Поместных Православных Церквей», «История Вятской епархии», «Церковное право», «Литургика», «Церковное искусство». Дисциплина является предшествующей для курса «История Русской Православной Церкви в XX веке».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:


Знать:

  • периодизацию истории Русской Православной Церкви, исторический контекст каждого периода, его границы;

  • ключевые для каждого периода даты, касающиеся основных событий истории Русской Церкви и представителей;

  • последовательность и причинно-следственные связи основных событий и тенденций в истории Русской Православной Церкви;

  • жизнеописания основных исторических лиц, их влияние на ход истории;

  • взаимосвязь исторических обстоятельств жизни Русской Церкви с другими аспектами ее деятельности: вероучительными, каноническими, культурологическими, церковным искусством и т.п.

Уметь:


  • свободно ориентироваться в истории Русской Православной Церкви;

  • определять наиболее важные характеристики исторических периодов жизни Церкви, основных событий ее истории, роли исторических значимых личностей;

  • пользоваться историческими источниками и исторической литературой;

  • давать связное изложение основных исторических обстоятельств жизни Церкви и ярких исторических деятелей;

  • верно и обоснованно оценивать роль исторических событий и деятельности исторических личностей;

  • применять исторические уроки и знания причинно-следственных связей в истории Русской Православной Церкви в решении проблем современной церковной жизни.

Владеть:


  • навыками связного изложения фактов, эпизодов и тенденции истории Русской Православной Церкви;

  • навыками исторического анализа событий в жизни Русской Православной Церкви;

  • способностью находить причины современных вопросов церковной и общественной жизни в прошлом.



4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Общая трудоемкость


дисциплины составляет 8 зачетных единиц или 288 часов.


Вид учебной работы


Всего

Часов


Семестры

3

4

5

6

Аудиторные занятия (всего)

140

36

44

36

24

В том числе:
















Лекции

83

24

25

19

15

Практические занятия (ПЗ)

24

10

2

4

8

Семинары (С)

33

2

17

13

1

Самостоятельная работа (всего)

140













В том числе:
















Работа с источникам

30

10

5

10

5

Реферат (контрольная работа )

10

5

5







Курсовая работа

30







15

15

Другие виды самостоятельной работы

70

20

20

20

10

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

8

2

2

2

2

Общая трудоемкость

288












4.2. Содержание разделов дисциплины




2 курс

Раздел 1. Введение в историю Русской Православной Церкви.




Тема 1.1. Понятие о науке «История Русской Церкви».


Историография: понимание данного термина разными историками; предмет, задачи и причинно-следственные отношения в истории для объяснения поставленных задач. Деление истории на отделы. Периодизация истории Русской Церкви на 6 периодов. Источники науки: вещественные и письменные. Церковные историки: Лебедев А.П., Глубоковский Е.Е., Карташов А.В., Пушкарев, митрополит Платон (Левшин), митрополит Евгений (Болховитинов), митрополит Макарий (Булгаков), архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), протоиерей Александр Горский, Доброклонский А.П., Знаменский П. В., Тальберг Н.

Раздел 2. Домонгольский (Киевский) период (до 1237).




Тема 2.1. Христианство в пределах России до X века.


Деятельность апостола Андрея (предание); деятельность равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских; христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-X в.в.; славяно-варяжские набеги на Византию; деятельность первых русских князей в отношении христианства, крещение святой Ольги. Языческий период деятельности князя Владимира; попытка реформирования язычества. Создание единого пантеона.

Тема 2.2. Крещение Руси при св. князе Владимире.


Первые христианские мученики на Руси: Феодор и Иоанн. Выбор веры князем Владимиром. Крещение князя Владимира: различные версии места крещения. Крещение Руси. Отношения римских пап с св. кн. Владимиром: западный миф о Крещении Руси. Распространение христианства при св. кн. Владимире Святославовиче. Личное преображении св. кн. Владимира. Устроение канонической иерархии в Русской митрополии. Разделение на епархии. Вопрос о центре митрополии и первом митрополите. Константинопольская Церковь и РПЦ: 28 правило VI Вселенского собора.

Тема 2.3 Русское язычество: система мифологических представлений славян.


Погребальная обрядность; языческий пантеон; культ рода и рожениц; обоготворение природы: поклонение светилам, деревьям, воде; почитание камней (фетишизм); почитание матери сырой земли; языческие праздники: коляда, масленица, радоница, купала, Ярилин день.

Тема 2.4 Иерархия Русской Церкви до 1054 года.


Основные события в истории РПЦ до сер. XI века. Митрополит Михаил I. (988 — 991гг.): участие в крещении киевлян; миссионерская деятельность святителя. Гипотеза А.В. Карташева о митр. Михаиле. Митрополит Леонтий (992 — 1018 гг.). Храмостоительство и распространение веры на Руси. Кончина св. Владимира. Мученичество Бориса и Глеба. Митрополит Иоанн I (1017—1034 гг.). Начало правления Ярослава Мудрого. Митрополит Феопемпт (1034 — 1049). Митрополит Иларион (1050 — 1054гг.)

Тема 2.5 Русская Православная Церковь во 2-ой пол. XI в. – нач. XIII века.


Митр. Ефрем (1055 — 1065) и Георгий (1065 — 1076), вопрос о митрополиях Черниговской и Переяславской. Митр. Иоанн II (1077 — 1089), Иоанн III (1090 — 1091) и Николай (1092 — 1104). Митрополиты Никифор I (1104 — 1121) и Никита (1122 — 1126). Великий князь Владимир Мономах. Митрополит Михаил II (1129 — 1145). Митрополит Климент Смолятич (1147-1155) и попытка достижения независимости от Константинопольского патриархата при князе Изяславе Мстиславиче; отношения русских архиереев к этому вопросу. Русская Церковь во второй половине 50-х и в 60-е годы XII столетия: церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского, Феодорец «Белый клобучок». Митр. Михаил III (1171 — 1183) и Никифор II (1183 — 1203). Русская Церковь в первой трети XIII столетия.

Тема 2.6 Киевская митрополия и другие Церкви.


Отношения Древней Руси с папством до крещения. Папская восточная политика после 988 года. Политика пап на по отношению к Северо-восточной и Южной Руси.
Тема 2.7 Источники содержания иерархии и приходского духовенства.

Архиерей: десятина, доходы с земельной собственности, добровольные приношения прихожан, вклады в Церковь, пошлины со службы мер и весов, плата с церковного суда, пошлины за поставления духовенства, плата за благословение браков, сборы по кунице, дар епископу с мирян. Приходское духовенство: руга, приношения прихожан, сборы на Пасху, Рождество Христово и Петров пост, пожертвование за требы. Права духовенства: освобождение от мирского суда, податей, налогов, воинской повинности.



Тема 2.8 Богослужение в домонгольский период.


Богослужебное пение. Богослужебные книги. Гимнотворцы: Григорий, митрополит Илларион, святитель Кирилл Туровский. Последование таинств. Богослужебный устав: прп. Феодосий, Студийский устав. Дни памяти святых и праздники. Канонизация в Русской митрополии. Чтимые иконы Божией матери. Мощи святых. Споры о постах в среду и в пяток.

Тема 2.9 Каноническая письменность и канонические памятники Древней Руси.


Памятники канонического права государственного происхождения: «Устав князя Владимира», «Устав князя Ярослава Мудрого». Уставные грамоты местного значения. Церковный суд в Древней Руси. Юрисдикция церковного суда. Семейное и брачное право. Соборные постановления и решения Константинопольских патриархов, грамоты патриархов, касательно дел Русской Церкви. Русские памятники канонического характера: «Церковные правила митр. Иоанна (1080-1089 г.)», «Кириково вопрошание», «Белечский устав». Соборы в Русской Церкви в домонгольский период.

Тема 2.10 Монастыри и монашество.


Монастыри северо-восточной Руси. Подвижники. Монастыри юга Древней Руси. Княжеские монастыри. Экономическое положение, система собственности, организация черного духовенства.

Тема 2.11 Духовное просвещение и книжность.


Мнения историков по поводу состояния просвещения и грамотности населения Киевской Руси. Житийная переводная литература (XI-XII вв.). Духовная литература Киевской Руси XI- нач. XII вв. (служба святым мученикам Борису и Глебу, «Поучение к братии» Новгородского епископа Луки Жидяты, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, послании прп. Феодосия Печерского, письменная деятельность прп. Нестора). Литература Киевской Руси XII – нач. XIII вв. (святитель Кирилл Туровский, еп. Климент Смолятич, свт. Симеон Владимирский, Поликарп). Паломническая литература. Литература Владимирской Руси (св. блгв. кн. Андрей Боголюбский).

Раздел 3. Монгольский период (1237-1459)




Тема 3.1 Монголо-татарское нашествие (1237-1240).


Походы монголов: 1223 г. – встреча монгол с коалицией русских войск на р. Калка. 1227 г. – смерть Чингиз-хана и деление империи на 4-ри улуса. Походы 1237-1240 гг.; 6 декабря 1240 г. падение Киева. Поход татар в Европу. Набеги татар на Русь. Русская Православная Церковь и монгольское иго. Отношение ханов Золотой Орды к Русской Церкви. Предписания «Ясы».

Тема 3.2. Русские князья – защитники и страдальцы земли Русской.


Св. князь Александр Невский и князь Даниил Галицкий. Воители Русской земли: св. Меркурий Смоленский, кн. Ярослав и кн. Константин Ярославские, св. блгв. кн. Михаил Черниговский, кн. Роман Рязанский (+ 1270 г.), Михаил Тверской (+ 1318 г.), Довмонт-Тимофей Псковский и др. Латинская агрессия на Русь в XII-XIII вв. Образование Ливонского ордена. Активность римской курии в Северо-Западной Руси. Буллы против «неверных» русских: 1232 г., 1233 г. Невская битва (15 июля 1240 г.). 1245 г. «XIII Вселенский собор» в Лионе. Миссия Плано Карпини. Предложение св. Александру Невскому принять католическую веру. Католическая политика в отношении Галицкого князя Даниила.

Тема 3.3 Митрополит Кирилл, Киевский и всея Руси (1249-1281 гг.).


Митрополит Иосиф (1237 г.). Собор во Владимире (1274 г.). Улучшение духовно-нравственного состояния клира, ценз на поставление священства, ставленическая плата. Сарайская епархия в Золотой Орде (1261 г.). Канонизация Александра Невского. Митрополит Максим, Киевский и всея Руси (1283-1305 гг.). Поездка в Орду. Собор в связи с заключением Лионской унии 1274 г. Деятельность митрополита. Стремление в Галицкой Руси учредить собственную митрополию. Святитель Петр, Киевский и всея Руси (1308-1326 гг.). Жизнь до поставления на кафедру. Св. Петр − кандидат на Галицкую митрополию. Поставление на общерусскую кафедру. Собор в Переяславле-Залесском (1311). Св. Митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Пребывание митрополита в Москве. Основание Успенского собора (1325). Святитель Феогност, Киевский и Владимирский (1328-1353 гг.). Окончательное утверждение митрополичьей кафедры в Москве. Борьба митрополита за права Русской Церкви, отстаивание прав в Золотой Орде. Святитель Феогност и великий князь Симеон Гордый. Святитель Алексий, Московский (1354-1378 гг.). Его церковная и государственная деятельность. Ученые труды святителя. Споры о единстве митрополии. «Мятеж во святительстве». Митрополит Антоний в Галиче. Поставление митрополита Киприана (Киев) с тем, чтобы он после кончины св. Алексия возглавил русскую митрополию.

Тема 3.4 Смутное время в митрополии (1378-1390 гг.).


Смуты в митрополии по кончине св. Алексия. Архимандрит Михаил (Митяй). Поставление митрополита Пимена. Митрополит Пимен (1383 или 1386 – 1389 гг.). Поставление митрополита Пимена. Деятельность на митрополии. Святитель Дионисий Суздальский. Жизнь и подвиги. Преподобный Сергий Радонежский. Преп. Сергий Радонежский. Основание и устройство Троице-Сергиева монастыря. Преп. Сергий и св. митр. Алексий Московский. Преп. Сергий и св. Димитрий Донской. «Эпоха Куликовской битвы». «Игумен Земли Русской». Школа преподобного Сергия. Его ученики − основатели новых обителей. Значение Троице-Сергиева монастыря.

Тема 3.5 Искусство XIV – XV вв.


Феофан Грек. Преподобный Андрей Рублев. Русская литература и письменность в XIV-XV вв. Пагубные последствия монгольского нашествия для развития духовного образования и просвещения. Состояние грамотности в обществе. Образованность духовенства (характеристика). Переводная письменность: Афон. Южно-славянское влияние. Сборники. Распространение апокрифических сочинений. Оригинальная письменность: Поучения и послания. Митрополит Кирилл, Серапион, епископ Владимирский, святитель Петр, святитель Алексий, преп.Кирилл Белозерский. Агиографическая литература. Прохор, еп. Ростовский, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и другие авторы. Стиль «плетения словес». Сочинения о путешествиях по святым местам. Жанр «хождения».

Тема 3.6 Митрополит Киприан (1390-1406 гг.).


Митрополит св. Киприан. Окончательное утверждение на кафедре. Положение Церкви в русском государстве. Церковный суд. Просветительные труды святителя Киприана. Устранение беспорядков в богослужении. Ересь стригольников − первое еретическое движение в Древней Руси. Появление ереси в Пскове. Объяснение наименования. Основные положения лжеучения. Борьба иерархов Церкви с ересью. Увещевательные грамоты патриархов Нила и Антония. Послания святителя Фотия.

Тема 3.7 Митрополит Исидор. Ферраро-Флорентийская уния.


Митрополит Исидор. Его участие в Ферраро-Флорентийском соборе. Измена Православию. Осуждение Собором русских епископов (1441). Бегство в Рим. Преп. Сергий и св. Димитрий Донской. «Эпоха Куликовской битвы». Деятельность святителя Стефана Пермского. Григорьевский затвор в Ростове Великом. Создание зырянский азбуки. Борьба с язычеством. Первые успехи проповеди в Пермской земле (Малая Пермь и Вычегда).

Раздел 4. Период разделенной Церкви(1459 по 1589 для Русской Православной Церкви, 1459 по 1686 для Юго-Западной Церкви)




Тема 4.1. Автокефалия Русской Церкви. Свт. Иона (1448-1461 гг.), Разделение Русской митрополии, Феодосий (1461-1464 гг.), Филипп I (1464-1473 гг.), Геронтий (1473-1489 гг.)


Поставление митрополита св. Ионы (1448). Установление автокефалии русской Церкви, прекращение зависимости от Константино­польского патриархата. Падение Константинополя (1453).

Посвящение патриархом-униатом Григорием Маммой, жившим в Риме, митрополитом Киевским Григория Болгарина. Собор в Москве (1459). Окончательное разделение митрополии.

Митрополит Феодосий (1461-1464). Начало фактической автокефалии. Деятельность митрополита Феодосия по укреплению русской Церкви. Отношения с Новгородом. Духовный облик митрополита.

Митр. Филипп I (1464-1473). Нестроения в Новгороде и Пскове. Сторонники сепаратизма в церковной среде. Битва на Шелони (1471). Поражение новгородцев. Увеличение зависимости Новгорода от Москвы в делах церковных. Конфликт с Константинополем, вызванный попытками греков уничтожить автокефалию Русской Церкви.

Брак великого князя Иоанна III с Софьей Палеолог. Политические последствия этого брачного союза. Папский легат кардинал Антоний в Москве. Реакция митрополита. Начало строительства нового Успенского собора (1472).

Митр. Геронтий (1473-1489). Столкновения с великим князем (из-за Кирилло-Белозерского монастыря и хождения «посолонь»). Покаяние Иоанна III.

«Стояние на Угре» (1480). Роль иерархии в свержении монгольского ига (митр. Геронтий, архим. Вассиан (Рыло)).

Покорение Новгорода (1478). Поставление московского кандидата на Новгородскую кафедру (архиеп. Сергий). Появление ереси жидовствующих.



Тема 4.2 Ересь жидовствующих. Мирополит Зосима (1490-1494 гг.). Свт. Геннадий Новгородский.


Схария. Появление ереси в Новгороде. Генезис ереси. Основные положения лжеучения. Источники. Новообращенные.

Распространение ереси в Москве. Тайный характер ереси, Открытие тайного движения. Первое осуждение жидовствувщих (1488).

Митрополит Зосима (1490-1494) − приверженец жидовствующих. Использование еретиками эсхатологических настроений. Удаление Зосимы с кафедры.

Высокопоставленные покровители еретиков. Дьяк Федор Курицын. Ересь в доме великого князя.

Борьба свт. Геннадия Новгородского и преп. Иосифа Волоцкого с еретиками. Геннадьевская Библия. «Просветитель». Причины распространения воззрений жидовствующих в русском обществе.


Тема 4.3 Русская культура II половины XV века. Иеромонах Пахомий Серб, иконописец Дионисий, зодчие Василий Ермолин и Аристотель Феорованти.


Отражение идеи «Москва−Третий Рим» в архитектуре. Ансамбль Московского Кремля. Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения на митрополичьем дворе, храм-колокольня преп.Иоанна Лествичника. Работа итальянских архитекторов в Москве. Строительство соборных и приходских храмов.

Работы Дионисия в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. «Иконописец Третьего Рима».

Памятники церковного зодчества середины XVI столетия. Храм Вознесения Господня в селе Коломенском, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково, Храм Василия Блаженного (Собор Покрова на Рву).

Певческая культура. Федор Крестьянин.



Тема 4.4 Митр. Симон (1495-1511 гг.). Прп. Нил Сорский и прп. Иосиф Волоцкий. Теория «Москва−Третий Рим».


Митрополит Симон (1495 − 1511). Собор 1503 года. Дисциплинарные вопросы. Спор о монастырских имениях. Две точки зрения. Заволжские старцы (преп. Нил Сорский и Паисий Ярославов) и преп. Иосиф Волоцкий. Спор «иосифлян» и «нестяжателей». Традиционная точка зрения. Мнения современных светских исследователей. Поддержка «нестяжателей» великим князем.

Изменение в отношениях между Церковью и государством. Увеличение зависимости митрополита от великого князя. Тенденция к вмешательству государства в церковную жизнь.

Собор 1504 года. Осуждение жидовствуюцих. Предание их светской власти. Позиция «заволжских старцев».

Идея всемирного христианского центра в Византии и на Балканах. Падение Константинополя (1453). Эсхатологические настроения. Изначальный эсхатологический характер теории. Формула старца Филофея. Его послания к великому князю и Мисюрю Мунехину. Влияние апокрифов на возникновение новой историософской концепции. Идея преемственности власти московских государей от Византийских императоров. Значение брака Иоанна III с племянницей последнего византийского императора. «Приданое» Софьи Палеолог. Венчание Димитрия на царство (1498).



Тема 4.5 Митр. Варлаам (1511-1521 гг.), Даниил (1522-1539 гг.), Иоасаф Скрипицын (1539-1542 гг.). Прп. Максим Грек. Монастыри и монашество в XVI в.


Духовный облик митрополита Варлаама. Его позиция в споре «иосифлян» и «нестяжателей».

Связи с православным Востоком. Прибытие с Афона преп. Максима Грека и его спутников (1518).

Собор 1520 года. Отголоски ереси жидовствувщих. Дело Исаака Собаки. Позиция преп.Максима Грека.

Удаление митрополита Варлаама в связи с делом Василия Шемячича.

Митрополит Даниил (1522-1539). Игуменство в Иосифо-Волоколамском монастыре. Поставление на кафедру. Отношения с великим князем. Митрополит и Василий Шемячич. Развод Василия III с Соломонией Сабуровой. Позиция митрополита Даниила. Дальнейшая судьба Соломонии. Брак великого князя с Еленой Глинской.

Тенденция к подчинению церковных интересов государственным. Борьба митрополита против преп. Максима Грека. Соборы 1525 и 1531 гг. Подати с духовенства (первый прецедент в истории). Соперничество Шуйских и Бельских. Удаление митрополита Даниила.

Митрополит Иоасаф (1539-1542). Положение дел в государстве и обществе. Борьба боярских партий. Духовный облик митрополита Иоасафа.

Основание Сорской пустыни. Преп. Нил Сорский (1433-1508). Аскетические воззрения и церковно-общественная позиция преп. Нила Сорского. Преп. Иосиф Волоцкий (1439-1515). Основание обители в Волоколамских пределах (1479). Устройство монастыря. Другие подвижники: преп. Антоний Сийский, преп. Арсений Комельский, преп.Александр Свирский.



Тема 4.6 Свт. Макарий Московский (1542-1563). Канонизация святых Русской Церкви.


Эпоха святителя Макария (1542-1563). Постриг. Жизнь в Пафнутьево-Боровском и Лужецком монастырях. Церковно-общественная ориентация. Поставление на Новгородскую кафедру (1542). Деятельность в Новгороде. Отношения с духовенством и паствой. Храмоздательство. Литературные труды.

Поставление на кафедру. Отношения с Иоанном IV. Венчание на царство Иоанна IV (1547).

Соборы по канонизации святых 1547 и 1549 г.г.

Тема 4.7 Стоглавый собор 1551 г. Осуждение ереси Матфея Башкина и Феодосия Косого 1553 г. Собор 1554 г. по делу посольского дьяка Ивана Висковатого. Великие макарьевские четьи минеи.


Стоглавый Собор (1551). Роль св. Макария в подготовке и проведении Собора. Постановления Собора. Оценка Собора историками.

Собор на еретиков 1553-1554. Дело Матвея Башкина. Феодосий Косой. Основные положения лжеучения. Дело игумена Артемия.

Дело дьяка И.М.Висковатого.

Тема 4.8 Духовные писатели на Руси I пол. XVI века. Начало церковного книгопечатания.


Священник Ермолай-Еразм. Книга «О Троице» и другие произведения. Инок Зиновий Отенский «Истины показание», «Послание многословное». Полемика с еретиками. «Домострой» протопопа Сильвестра. Новые жития, составленные в связи с канонизациями на Соборах 1547 и 1549 гг.

Начало книгопечатания. Диакон Иоанн Федоров. Петр Мстиславич. Печатный Апостол 1564 г. Андроник Невежа.



Тема 4.9 Митр. Афанасий (1564-1566 гг.), Филипп II (1566-1568), Кирилл III (1568-1572 гг.), Антоний (1572-1581 гг.), Дионисий (1581-1586 гг.)


Личность Иоанна IV. Религиозность Грозного. Оценка личности царя современниками и историками. Грозный и Курбский. Воззрение Иоанна IV на природу государственной власти.

Митрополит Афанасий (1564-1566). Опричнина. Уход митрополита Афанасия на покой.

Святитель Филипп (1566-1568). Жизнь в миру. Соловки. Возведение на кафедру. Обличения беззаконий Грозного. Суд. Клевета на святителя. Удаление с кафедры. Ссылка в Отрочь монастырь (1568). Мученическая кончина (1569).

Преп. Корнилий Печерский. Блаж. Никола Салос.

Митрополит Кирилл (1568-1572). Поход Грозного на Новгород. Насилия над духовенством. Набег Девлет-Гирея на Москву (1571). Митрополит Антоний (1572-1581). Ограничение церковного землевладения на Соборах 1573 и 1580 г.г.

Митрополит Дионисий (1581-1586). Кончина Иоанна IV. Собор 1584 г.



Тема 4.10 История Западнорусской Митрополии от отделения до 1686 г. Общий обзор периода.


Периодизация истории юго-западной митрополии. История Православия в Литве. Положение Православной Церкви в польско-ли­товском государстве. Сравнительний анализ положения Православия и католичества в Литве. Причины упадка иерархии. «Право подавания».

Тема 4.11. Начало разделения Русской метрополии. Борьба с латинством и попытки введения унии в 1468-1503 гг. Обзор иерархии.


Митрополит Григорий Болгарин (1458-1473). Поставление в Риме. Признание православным епископатом Литвы. Внешний характер унии. Возвра­щение м. Григория в Православие (1470).

Митрополит Мисаил (1474-1480) (нареченный). Давление сторон­ников унии на Мисаила.

Митрополит Симеон (1481-1488). Избрание его литовскими епископами. Утверждение Константинополем.

Митрополит Иона I Глезна (1492-1494). Усиление давления на Православную Церковь.

Митрополит св. Макария I (1495-1497). Брак великого князя Литовского Александра с дочерью Иоанна III Еленой. Мученическая кончина св. Макария.

Митрополит Иосиф I Болгаринович (1498-1501). Действия его в пользу унии. Притеснения княгини Елены и ее приближенных. Война Иоанна III с Литвой. Победа Москвы. Ее значение для прекращения предпринимавшихся в Литве попыток насильственного введения унии.



Тема 4.12. Положение Православной Церкви в Литве в I половине XVI в.


Изменение отношения великого князя Александра к Православной Церкви. Отход его от фанатичной католической партии. Поставление митрополита Ионы II (1503-1507). Строительство Супрасльского монастыря. Восстановление некоторых храмов.

Митрополит Иосиф II Солтан (1509-1521). Собор 1509. Состав Собора и его решения, направленные на защиту Церкви от произвола светских властей. Грамота короля Сигизмунда, подтверждающая древ­ние права Православной Церкви в Литве. Собор 1514 года.

Положение Православной Церкви в Галиции, принадлежавшей Польше. Наместники Киевского митрополита в Галиции. Политика полонизации. Притеснение православных.

Митрополит Иосиф III (1523-1534).

Митрополит Макарий II (1534-1556). Право подавания и его последствия для духовного-нравственного состояния иерархии. Галиция Макарий Тучапский. Поставление Тучапского на православную Львовскую кафедру (1540).

Восстановление Львовской кафедры. Арсений Балабан.

Оживление монашеской жизни. Строительство новых монастырей. Основание Жировицкого монастыря. Окончание периода относительного спокойного положения Юго-Западной митрополии.

Злоупотребления «правом подавания». Появление Протестантизма. Феодосий Косой. Социны.



Тема 4.13. Начало упадка Юго-Западной митрополии.


Митрополит Сильвестр Белькевич (1556-1557). Личность митрополита. Обстоятельства его поставления на кафедру. Конфликт с Киево-Печерской Лаврой.

Изменение в положении православных. Отмена Городельского закона в 1563 году. Разрешение возобновлять и строить храмы. Расширение протестантской пропаганды.

Митрополит Иона III Протасевич (1568-1577). Борьба митрополита против злоупотреблений «правом подавания». Люблинская уния (1569). Образование Речи Посполитой. Последствия этого события для право­славных. Появление иезуитов в Польше (1564) и Литве (1569). Пропаганда католичества в Литве.

Митрополит Илия Куча (1577-1579).

Митрополит Онисифор Девочка (1563-1589) − нареченный с 1579 года. Обстоятельства его поставления. Каноническая оценка. Неспособность к управлению. Гонения на православных.

Тема 4.14. Православные братства. Образование и просвещение в Юго-Западной митрополии.


Происхождение братств в юго-западной Руси. Братства, как цеховые объединения. Деятельность братств, направленная на защиту православной веры. Ведущая роль братств в борьбе за Православие. Взаимоотношения с иерархией. Исключительные права, данные братством вос­точными патриархами.

Крупнейший братства: Виленское (1564) и Львовское (1565). Уставы. Внутреннее устройство.

Роль выходцев из Московской Руси в деле развития просвещения в Литве. Князь Андрей Курбский. Переводы святоотеческих творений. Игумен Артемий. Книгопечатание. Диакон Иоанн Федоров. «Евангелие Учительное» (1569), «Псалтирь» и «Часослов» (1570), «Апостол» (1574). Работа над «Острожской Библией» (1581). Белорусский первопечатник Григорий (Франциск) Скорина.

Деятельность кн. К.К.Острожского на ниве духовного просвеще­ния. Острожское училище. Братская школа во Львове. Устройство «греко-славянских» школ.



Тема 4.15. Подготовка к заключению унии и заключение Брестской унии.


Посещение Константинопольским патриархом Иеремией II Юго-Западной митрополии (1588, 1589). Смещение митрополита Онисифора. Поставление Михаила Рогозы (1589-1596). Назначение Кирилла Гердецкого экзархом. Последствия визита. Недовольство иерархии.

Роль иезуитов в подготовке унии. Книга Петра Скарги «О един­стве Церкви Божией». Настроения православного епископата. Причины расположенности иерархии к унии.

Грамота Брестского собора (1591). Кирилл Терлецкий и Ипатий Поцей − главные деятели унии. Гедеон Балабан. «Артикулы» 1595 года. Движение против унии, возглавленное князем Острожским.

Заключение унии. Терлецкий и Поцей в Риме. Принятие ими ус­ловий католической стороны.

Прибытие экзархов восточных патриархов. Архидиакон Никифор. Кирилл Лукарис. Архимандрит Никифор Тур.

Открытие Брестского Собора 6 октября 1596 года. Православный и униатский Соборы. Позиция митрополита Михаила Рогозы. Твердость князя К.К.Острожского. Результаты Собора. Иерархи, оставшиеся вер­ными Православию. Последствия заключения унии для православных.



Тема 4.16. Положение в Западнорусской митрополии после Брестской унии.


Полемика, вызванная решениями Бресткого Собора. Положение Православной Церкви после Бреста. Сопротивление унии. Союз с протестантами.

Первые униатские митрополиты: Михаил Рогоза (1596-1599), Ипатий Поцей (1599-1613) и Иосиф Рутский (1613-1637). Орден базилиан (1617). Преследования православных. Патриаршие экзархи: епи­скоп Гедеон, Кирилл Лукарис и князь К.К.Острожский.



Тема 4.17. Восстановление высшей иерархии в Западно-Русской Церкви.


Посещение Литвы патриархом Иерусалимским Феофаном (1620). Тайное поставление митрополита Иова Борецкого и других иерархов. Поддержка казачества. Гетман Сагайдачный. Сношения западно-рус­ского епископата с Москвой.

Иосафат Кунцевич. преследование православных в Белоруссии. Убийство Кунцевича (1623). Репрессии в Белоруссии. Переход в унию арх. Мелетия Смотрицкого. Смерть Сигизмунда III (1631). Изме­нения в положении православных. Соглашение 1632 года.

Непризнание правительством «феофановской иерархии». Поста­новление нового митрополита Петра Могилы (1632-1647). Личность нового митрополита. Сейм 1635 года.

Заботы митрополита Петра о духовном просвещении и образовании. Киево-Могилянская коллегия (1632). Труды митрополита Петра Могилы. «Православное исповедание веры», «Требник», «Известие учительное» и др. Западное влияние.



Тема 4.18. Сближение с Москвой и воссоединение юго-западной митрополии с Москвой.


Митрополит Сильвестр Коcсов (1648-1657). Борьба казачества против унии. Выступления Павлюка (1637) и Остряницы (1638).

Восстание 1648 года. Богдан Хмельницкий. Зборовский мир 1649 года. Уступки православным, сделанные на сейме 1650 года.

Продолжение борьбы. Белоцерковский договор (1651). Слобод­ская Украина. Переяславская рада (1654). Воссоединение Малорос­сии с Россией.

Митрополит Дионисий Балабан (1658-1663). Польская партия среди малороссийского духовенства. Измена Юрия Хмельницкого (1660). Епископ Лазарь Баранович − местоблюститель. Назначение местолюстителем еп. Мефодия Филимонова. Реакция митрополита Дионисия. Протесты Константинопольского патриархата. Кончина м.Дионисия (1660). Гетман Брюховецкий и гетман Тетеря. Иосиф Тухальский. Попытки добиться признания Москвы. Переход еп. Мефодия на сторону «кольской партии». Андрусовский мир (1667). Недовольство малорос­сов действиями Москвы. «Турецкая партия». Гетман Дорошенко. Еп. Мефодий и гетман Брюховецкий. Бегство Мефодия в Москву. Заточение в монастырь.



Патриарх Иоаким (1674). Завершение подчинения Юго-3ападной митрополии Москве. Поставление митрополита Гедеона Четвертинского (1686). «Вечный мир» с Польшей. Его последствия для положения Православной Церкви в польско-литовском государстве.

3 курс.

Раздел 5. Патриарший период (1589-1700)




Тема 5.1 Учреждение патриаршества.


Исторические, государственные и идеологические предпо­сылки к учреждению патриаршества на Руси. Посольство на Русь патриарха Антиохийского Иоакима. Посольство на Русь патриарха Константинопольского Иеремии. Роль светской власти (царь Феодор Иоаннович, Б.Ф. Годунов, московская дипломатия). Акт поставления патриарха. Константинопольский собор 1590 г. Константинопольский собор 1593 г. Иерархический строй Русской Церкви, положение и права русского патриарха, церковное управление.

Тема 5.2. Русская Церковь в Смутное время.


Общая характеристика Смутного времени. Деятельность пат­риарха Иова. Церковно-политические планы Рима относительно Ру­си, самозванец Лжедимитрий I и «патриарх» Игнатий. Роль русского боярства и священноначалия в решении вопроса о царской власти, государства и Церкви в период самозванства. Патриарх Ермоген, его жизнь и государственно-церковное служение. Междупатриаршество. Польско-шведская интервенция и государственная роль Русской Церкви. Заслуги русских монастырей в период Смуты.

Тема 5.3. Государство и Церковь после утверждения новой царской династии Романовых.


Патриарх Филарет и его значение. Роль патриархов Иоасафа I и Иосифа во внутренней жизни. Уложение царя Алексея 1649 г. Патриарх Никон: личность, жизнь и деятельность. Собор 1667 г. об отношении Церкви и государства. Правление патри­архов Иоасафа II, Питирима, Иоакима и Адриана. Расширение пределов Русской Церкви: присоединение Малороссии и распространение христианства в Сибири, Прикавказье, Казанской и Рязан­ской землях.

Тема 5.4. Внутренняя жизнь Церкви.


Состояние церковного народа: нравственность, благочес­тие, пороки. Состояние богослужения: литургическая практика и сознание, традиция и религиозная обрядовость. Состояние бо­гослужебных книг, и книгопечатание. История книжных исправле­ний до патриарха Никона, при нем и после него. Метод и приемы возникновения старообрядческого раскола в Церкви: роль Ивана Неронова, Аввакума и др. Соборные деяния 1654, 1655-1656, 1666-1667 гг. Соловецкий и Стрелецкий бунты. Указ 1685 г.

Тема 5.5. Духовное просвещение в XVII веке.


Состояние просвещения в Москве до середины ХVII в. На­чало школьного образования. Ртищевское братство. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий. Инок Евфимий и Сильвестр Мед­ведев. Традиционализм и грекофильство, новаторство и латинофильство. Хлебопоклонническая ересь, полемика и собор 1690 г. Начало Московской академии. Братья Лихуды. Расцвет и упадок первой Академии. Покровитель образования митрополит Новгород­ский Иов.

Раздел 6. Синодальный период (1700-1917)




Тема 6.1. Период местоблюстительства.


Смерть патриарха Адриана. Отношение Петра I к православию и православным иерархам. Митрополит Стефан Яворский − Место­блюститель патриаршего престола. Охлаждение отношений Петра I к Местоблюстителю. Ересь Тверитинова. Дело царевича Алексея.

Тема 6.2. Учреждение Священного Синода.


Новые фавориты Петра: Возвышение и падение владыки Феодо­сия Яновского. Еп.Феофан Прокопович − «живая академия и мозг» Петра I − архитектор Синод. системы. Упразднение Патриаршества. Учреждение Духовной Коллегии (Св. Синода). Принятие Духовного Регламента − Устава Духовной Коллегии. Обер-прокурор как «Око Го­сударево» в Духовном ведомстве.

Тема 6.3. Миссионерство и духовное просвещение в эпоху Петра.


Просветители инородцев и иноверцев в Казанском крае: Митро­полит Тихон (Казанский); 1701-1724, иеромонах Алексий (Раифский). Просвещение калмыков на Нижней Волге иеромонахом Никодимом (Ленкевичем).

Владыки св. Иоанн (Максимович) и Филофей (Лещ) − самоотверженные сеятели Слова Божия в Сибири.

Необходимость организации системы регулярного образования. «Духовный регламент» об обязательности обучения детей священнослужителей. Открытие первых дух. семинарий. Латинизация школы и её темные стороны. Схоластическое влияние Запада на богословскую науку: «Ка­мень веры» Стефана Яворского и сочинения Феофана Прокоповича. Свт. Димит­рий Ростовский и его вел. творение «Четьи-Минеи».

Тема 6.4. Монастыри и монашество при Петре I. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь.


Протестантский взгляд Петра на иночество. Перепись монастырей и монашествующих, множество препятствий к пострижению, закрытие монастырей, превращение их в школы, госпитали, прекращение монашеского летописания.

Начало раскола русского народа на так называемое «общество» и простой люд. Онемечивание «верхов» и хранение святых устоев «низами». Появление русских «афеистов» и их кощунства. Петровские указы против старины.



Тема 6.5. Русская Православная Церковь в царствование императрицы Екатерины I, императора Петра II и императрицы Анны Иоанновне.


Понижение Синода Указом Сената от 1726 г. в ряду высших государственных учреждений образования Верховного Тайного Совета и переименова­нием его, изъятие из его ведомства церковных вотчин. Усиление русской пар­тии и сторонников патриаршества при Петре II. Нашествие иноплеменных при Анне Иоанновне и террор Бирона. Архиерейские процессы. Всемогущество Феофана Прокоповича.

Тема 6.6. Русская Православная Церковь в 1741-1762: в царствование Елизаветы Петровны и Петра III.


Русская политика Елизаветы Петровны, изгнание иноземцев. Православный настрой ее, амнистия жертв Ф.Прок. Увеличение в корпорации епископа. Прусские симпатии Петра III. Попытки секуляризации церковных вотчин. Указ об «управлении всех религий».

Тема 6.7. Русская Православная Церковь в царствование Екатерины II и Павла I.


Екатерина − поклонница французских вольнодумцев. Указ 1764 г. о секуляризации церковных земель. Уничто­жение 4/5 русских монастырей. Деление монастырей и епархий на 3 класса. Открытый противник секуляризации митр. Арсений Мациевич. Обер-прокуроры Н.Н. Мелиссино и П.П. Чебыщев. Духовник Екатерины II прот. Иоанн Памфилов. Милости Церкви императора Павла: освобож­дение от телесных наказаний священников, награды светскими орде­нами и др. Поддержка Павлом I папы, иезуитов и мальтийского ор­дена.

Тема 6.8. Русская Православная Церковь в Польше.


Преследование Православия в Речи Посполитой. Святитель Георгий Конисcкий − мужественный защитник Православия. Разделы Польши − реакция соседних держав на фанатизм католиков. Возвращение униатов к прародительской вере.

Тема 6.9. Приходское духовенство в ХVIII в.


Формирование сословия духовного чина: наследственность церковной службы, сословный характер школы. Перепись храмов и священнослужителей. Разборы духовенства. Бедность и бесправие сельского духовенства.

Тема 6.10. Миссионерство и духовное просвещение в ХVIII в.


Просвещение народов Поволжья: комиссия новокрещенских дел. Святители Лука Конашевич и Димитрий Сеченов. Миссионерство в Си­бири. Ревностный просветитель края Тобольский свт. Павел (Конюскевич). Исповеднический путь борца против секуляризации. Основа­ние Иркутской кафедры и её святители Иннокентий (Кульчицкий), Иннокентий (Нерунович) и Софроний (Кристалевский). Обращение старообрядцев. Братья Денисовы. Образование Единоверческой Церк­ви (1800).

Количественный рост духовных школ. Централизованное матери­альное обеспечение школ при Екатерине II. Проекты реформ духовных школ. Сохранение латинского характера образования. Свят. Платон (Левшин) − ревнитель просвещения («Петр Могила Московской Академии»).



Тема 6.11. Монастыри и монашество в ХVIII в. Подвижники иноческого благочестия ХVIII в.


Секулярный век и секулярный взгляд на иночество. Тяжкие ис­пытания монастырей и монашествующих в эпоху бироновщины. Указ Екатерины 1764 г. и его последствия. Угроза пресече­ния монашества. Великий поборник аскетического возрождения митр. Гавриил (Петров). Схиархимандрит Паисий (Величковский) − возродитель традиций старчества.

Тема 6.12. Религиозно-нравственное состояние народа, церковная жизнь и церковное искусство ХVIII в.


Народ − хранитель старых, допетровских обычаев и нравов. Блаженная Ксения (Петербургская). Увлечение высшего общества вольтерьянством, рационализмом. Распространение западного мис­тицизма. Масонство. Новиков, Шварц и др. Тотальный гоударственный контроль церковной жизни. Прославление св. Дмитрия Ростовского, преп. Феодосия Тотемского. Новые церков­ные праздники в память иконы Божией Матери «Утоли моя печали», «Смоленской» и др. Влияние Запада в церковном зодчестве, иконописи, церковном пении.

Тема 6.13 Русская Православная Церковь в царствование Александра I (1801-1825).


Либеральный и сентиментальный Государь. Увлечение общества западным мистицизмом. Обер-прокурор А.И. Голицын. Война 1812 г. Оскверне­ние православных святынь инославными. Петербургское Библейское общество и «Сугубое министерство» − проводники масонства. Нача­ло борьбы православной общественности с западным мистицизмом. Преосвященный Иннокентий (Смирнов), архимандрит Фотий. Закрытие Библейского общества. Упразднение «Сугубого министерства».

Тема 6.14 Русская Православная Церковь в царствование Николая I (1825-1855).


Казённо-охранительный режим императора. Запрет перевода Священного Писания, ужесточение цензуры. Усиление обер-прокурорского надзора. Обер-прокурор Протасов Н.А. Патриотическое и самоотвер­женное служение православного духовенства в Крымской войне (1853-1856).

Тема 6.15 Русская Православная Церковь в царствование Александра II (1855-1881) и в царствование Александра III (1881-1894).


Царь−реформатор. Зарождение церковной публицистики и журналистики. Обсуждение насущных церковных проблем. Засилье обер-прокурора графа Д.А. Толстого. Его реформы. Русско-турецкая война (1877-1878) и отношение к ней Церкви. Александр III − царь-самодержец и миротворец. Обер-прокурор К.П. Победоносцев − реакционный народник, архитектор охранительного курса царя, противник Соборов.

Тема 6.16 Приходское духовенство в XIX в.


Изменение правового положения духовенства. Меры по уничто­жению сословной замкнутости духовенства. Отмена телесных нака­заний при Александре II. Улучшение материального положения духо­венства. Введение казённого жалования для приходских священни­ков. Святой Иоанн Кронштадтский − муж святой жизни. Ревностные труды священников А.В. Гумилевского, И.Н. Полисадова, прот. А.В. Рождественского и др.

Тема 6.17 Православие на Кавказе и на Западе России.


Присоединение Грузии и введение в состав Русской Церкви Грузинской Церкви на правах экзархата. Архиеп. Феофилакт Русанов. Воссоединение униатов на Западе в 1839 г. Митр. Иосиф (Семашко). Еп. Маркелл (Поппель).

Тема 6.18 Миссионерство в XIX в.


Учреждение в 1865 г. православного миссионерского общества проф. Н.И. Ильминский − просветитель татар. Архим. Макарий (Глухарев) − миссионер Алтая. Свят. Макарий (Невский) − продолжатель его трудов. Апостольская проповедь русских миссио­неров в Америке: архимандрит Иоасаф (Болатов), преп. Герман (Аляскинский), свят. Иннокентий (Вениаминов). Архим. Иакинф (Бичурин) − руководитель Китайской Духовной миссии.

Тема 6.19 Духовное образование в XIX в.


Реформы духовного образования в XIX в. Устав 1814 г. Пратасовские коррективы. Устав 1869 г. − свидетель либеральных реформ 60-х годов. Устав 1884 г. − печать охран. режима Ал. III.

Тема 6.20 Перевод Библии на русский язык и митрополит Филарет.


Библейское общество. Перевод Библии на русский язык 1815-1825 гг. под руководством свят. Филарета. Прот. Герасим Павский и архимандрит Макарий (Глухарев) − неофициальные переводчики Библии в эпоху Николая I. Издание Свящ. Писания на русском языке в царствование Александра II. Свят. Филарет (Дроздов). Биография. Церковно-административ­ная деятельность.

Тема 6.21 Богословие и церковно-историческая наука в XIX веке.


Святитель Игнатий (Брянчаников). Биография. Труды. Святитель Феофан Затворник. Биография. Труды. Экзегетические и исагогические труды проф. архим. Феофана (Бухарева). Преосв. Михаил (Лузин) − критик отрицательной школы Штрауса, Ренана. Догматисты: архим. Антоний (Амфитеатров), митр. Мака­рий (Булгаков), Филарет (Черниговский), архим. Сильвестр (Малеванский), проф. А.Л. Катанский. Великие проповедники: архиеп. Херсонский Иннокентий (Борисов), архиеп. Димитрий (Муретов), прот. Иродион (Путятин).

Митрополит Платон (Левшин) − первый автор сводного труда по Истории Русской Церкви − «Краткой Российской церковной истории» (1805) в 2-х тт. Видные историки Рус. Церкви: митр. Евгений (Болховитинов), архиеп. Филарет (Гумилевский). Прот. А. Горский − ос­нователь научно-критической истории Церкви в Московской Академии. Митрополит Макарий (Булгаков) − создатель фундаментального обоб­щающего труда по истории Русской Церкви. Академик Е.Е. Голубинский − автор острокритических церковно-исторических трудов. Продолжатель научно-крити­ческой школы. П.В. Знаменский и А.П. Доброклонский − авторы талантливых учебных «Руководств» по истории Русской Церкви. Известные историки по общецерковной истории: еп. Порфирий (Успенский), проф. СПбДА И.Е. Троицкий, проф. МДА А.П. Лебедев, проф. СПбДА В.В. Болотов и др.



Тема 6.22 Монастыри и монашество в XIХ в. Подвижники иноческого благочестия. Саровская пустынь и преп. Серафим. Оптина пустынь в XIX в. Религиозно-нравственное состояние общества в XIX в.


Перемена отношения правительства к монастырям. Восстановле­ние упраздненных в XVIII в. обителей и основание новых монастырей. Улучшение материального положения монастырей. Широкая благотвори­тельная деятельность монастырей. Умножение и расцвет женских обителей.

Митрополит Филарет (Амфитеатров) (1779-1857) − «младенец в митре». Епископ Харьковский Мелетий (Леонтович) (1784-1840). Епископ Пензенский Амвросий (Орнатский)(1778-1827). Архиепископ Воронежской Антоний (Смирницкий) (1773-1846). Киево-Печерский иеросхим. Парфений (1790-1855). Старец Иларион (Фокин) (1774-1853). Старцы Валаамского Преображенского монастыря: о. Назарий, о. Леонид (Наголкин), схимонах Феоктист. Настоятель монастыря игумен Дамаскин (Кононов).

История ее возникновения Оптиной пустыни. Возрождение её митрополитом Мос­ковским Платоном (Левшиным). Старцы Оптиной пустыни.

Разделение народа на 2 круга. Традиционный уклад религиоз­ного быта простого народа. Нравственные издержки «эпохи великих реформ».



Тема 6.23 Миссионерство на рубеже ХIХ-ХХ вв.


Миссионерские съезды в Казани (1897), Одессе (1898) и Иркут­ске (1910). Издание журнала «Миссионерское обозрение» (с 1896). Миссионерская деятельность на Камчатке Нестора (Анисимова)(1885-1962). Св. равноапостольный Николай (Касаткин) − просветитель Японии (1836-1912). Русская духовная Миссия в Корее (с 1897).

Тема 6.24 Духовные школы и церковная наука на рубеже веков.


Нестроения в духовных школах в нач. XX в. «Отзывы» архиереев 1905 г. и их предложения по переустройству системы духовного об­разования. «Временные правила» 1905 г. Ревизия Духовных Академий 1908 г. и ее результаты. Устав Дух. Академий 1910-1912 гг. Уро­вень церковной науки в нач. XX в. Известные ученые: М.Д. Муретов, Н.Н. Глубоковский, еп. Антоний (Храповицкий), М.М. Тареев, иером. Сергий (Страгородский), прот. Павел Флоренский, архим. Иларион (Троицкий), Н.Ф. Каптеров. М.О. Ключевский и др.

Тема 6.25 Церковная жизнь на рубеже веков.


«Религиозно-философские Собрания» 1901-1903 гг. в Санкт-Петербурге. Попытка диалога богоискателей и богостроителей с Академической профессурой. Рост общественной активности русского духовенства и его социальное служение. Умножение числа канонизаций. Прославление преп. Серафима Саровского. «Открытие русской иконы» в 1905 г. Художники-иконописцы В.Н. Васнецов и Н.В. Нестеров. Возрождение древнерусского зодчества. Церковные композиторы П.Г. Чесноков, Гречанинов и др.

Тема 6.26 Русская Церковь на пути к Поместному Собору.


Общественное движение за возрождение Соборности и восстановление Патриаршества в нач. ХХ в. Создание в 1905 г. особого Совещания при Комитете Министров под председательством графа С.Ю. Витте. Попыт­ка Обер-прокурора К.П. Победоносцева помешать обсуждению вопроса об изменении статуса Церкви. «Отзыва» епархиальных архиереев за созыв Собора. Заседание Предсоборного Присутствия и его материалы. Резолюция Государя о неблаговременности Собора в 1907 г. II-й этап движения за Собор и Патриаршество (1912-1914). Предсоборное Сове­щание и его деятельность. III-й этап борьбы за созыв Собора (1917). Февральская революция и реакция Свящ. Синода на неё. Роспуск Свящ. Си­нода и формирование нового Синода. Решение Предcоборного Совета созвать Собор 15/28 августа 1917 г.


следующая страница >>