Программа дисциплины «История России» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Современная история России» 1 184.57kb.
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в. 3 515.12kb.
Программа дисциплины «история химии» 1 193.56kb.
Программа дисциплины «История отечественной журналистики» 1 143.62kb.
Программа дисциплины «История русской музыки» 1 292.48kb.
Программа дисциплины «История искусства и дизайна» 3 1429.09kb.
Рабочая программа дисциплины: «история педагогики и философия образования» 1 240.14kb.
Программа учебной дисциплины теория и история хореографического искусства... 4 601.96kb.
Рабочая программа дисциплины история отечественного государства и... 4 1130.43kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Программа дисциплины История Византии для направления / специальности... 1 152.19kb.
Практические занятия по курсу современной истории россии (1917 –... 8 1078kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «История России» - страница №1/2


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Программа дисциплины «История России» для направления 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Исторический факультет

Программа дисциплины «История России»

для направления 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра


Автор программы:

Ларионова И.Л., к.и.н., доц., irinallarionova@rambler.ru,





Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки

Зав. кафедрой И.Н. Данилевский


Рекомендована секций УМС по истории

Председатель Е.Б.Смилянская


Утверждена УС факультета истории

Ученый секретарь О.С. Воскобойников







«__»____________2013 г.

«__»____________2013 г.

«__»____________2013 г.


Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки
Данная программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» подготовки бакалавра, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «История России».

Программа разработана в соответствии с:


  • ;

  • Образовательной программой 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 230100.62 "Информатика и вычислительная техника", утвержденным в 2012г.

2. Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «История России» является изучение отечественной истории, включенной в понимаемый определенным образом всемирно-исторический процесс, выявление общего и особенного между странами Запада, Востока и Россией.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

основные историософские концепции всемирно-исторического процесса;



ключевые факты отечественной истории;

основные этапы исторического пути России;

основные точки зрения, существующие в историографии по ключевым проблемам отечественной истории.

Уметь:


находить общее и особенное в развитии России, стран Запада и Востока в различные периоды отечественной истории;

выявлять причины, предпосылки, сущность, последствия ключевых событий отечественной истории.


Иметь навыки:

работы с научной литературой по истории



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной


СК- Б1

Демонстрирует знания, умения и навыки в области анализа исторических процессов.

Лекции, реферат, эссе, работа на семинаре, самостоятельная работа, экзамен

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

Владеет навыками работы с научной исторической литературой, поиска нужной информации.

Самостоятельная работа, реферат, эссе

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-Б10

Распознает различные историософские теории, подходы и концепции, существующие в историографии истории России, способен делать собственные аргументированные выводы.

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, реферат, эссе, экзамен

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК –Б6

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в отечественной истории

Лекции, семинарские занятия, реферат, эссе, самостоятельная работа, экзамен

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

СЛК –Б9

Имеет представление о различных системах историко-культурных ценностей, осведомлен об исторических ценностях России, понимает значение гуманистических политических ценностей для сохранения и развития цивилизации.

Лекции, реферат, эссе, самостоятельная работа, экзамен


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, и согласно утвержденным в 2012 году рабочим учебным планам НИУ ВШЭ входит в базовую часть образовательных программ для направления 230100.62 "Информатика и вычислительная техника".

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«История России», изучаемая в средней общеобразовательной школе

«Всемирная история», изучаемая в средней общеобразовательной школе.

«Обществознание», изучаемое с средней общеобразовательной школе


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знание основных событий отечественной истории, ключевых событий всемирной истории, основных понятий, изучаемых в курсе «Обществознание»;

умение аргументировать собственную или разделяемую точку зрения;

владение навыками составления плана и конспекта текста социально-гуманитарного содержания.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

политология;

социология;

философия;

психология и педагогика;

социальная философия/ человек в современном мире.



5. Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

История в системе наук. Историческая реальность как объект изучения

10

2

2




6

2

Всемирно-исторический процесс: общая характеристика. Специфика исторического пути России

11

2

2




7

3

Киевская Русь как государство западного типа

9

2

2




5

4

Русские земли в удельный период (XII-XV вв.). Изменение типа исторического развития

9

2

2




5

5

Московское государство в XVI – XVII вв.: особенности политического развития и общественного устройства

11

2

2




7

6

Реформы Петра Великого: начало модернизации и европеизации России

10

2

2




6

7

Судьба петровской модернизации в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.)

9

2

2




5

8

Россия в эпоху Великих реформ.

10

2

2




6

9

Социально-экономическая модернизация и реформа политической системы России в конце XIX - начале XX вв.

9

2

2




5

10

Участие России в Первой мировой войне. Революция 1917 года и гражданская война в России

10

2

2




6

11

Развитие Советской России - СССР в 20-30 гг. XX века: от нэпа к сталинской модели государства и общества

9

2

2




5

12

СССР в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война

9

2

2




5

13

Советский Союз в послевоенный период (1945-1985 гг.)

10

2

2




6

14

Холодная война: причины, аспекты, этапы, итоги

9

2

2




5

15

От СССР к России. Российская Федерация в конце XX – начале XXI вв.

9

2

2




5




Всего

144

30

30




84



6. Формы контроля знаний студентов
6.01. Общая информация

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4




Проверка самостоятельной работы студентов

Домашние работы

*

*







Недели. См. таблицу 6.02

Объем 500-1000 слов.


Текущий

Эссе

Реферат


*

*







Объем 1000-1500 слов. Срок сдачи: 5-я неделя или раньше

Объем 9000-10000 слов. Срок сдачи: 12-я неделя или раньше.




Итоговый

Экзамен




*







Устный ответ 30 минут.

6.02. Распределение домашних работ по учебным неделям (указаны недели сдачи работ)

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15










*







*










*







*








6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Домашние работы представляют собой краткую, в ряде случаев схематическую характеристику исторического процесса или явления, предполагающую осмысление и переструктурирование прочитанной литературы (СК-Б1, СК-Б6).

В процессе написания эссе студент должен дать творческий анализ одной из проблем истории России: аргументированно изложить имеющиеся точки зрения и сделать обоснованный вывод (СК-Б6, СК-Б10, СЛК-Б6). При написании эссе осуществляется поддержка студента преподавателем (при желании студента): консультации, предварительный просмотр черновых вариантов с рекомендациями по доработке.
В реферате студент должен показать владение навыками работы с исторической научной литературой, выявлять существующие в науке концепции по изучаемой проблеме, самостоятельно анализировать исторические события, продемонстрировать умение делать промежуточные и итоговые выводы (СК-Б1, СК-Б6, СК-Б10, СЛК–Б6). При написании реферата осуществляется поддержка студента преподавателем (при желании студента): консультации, предварительный просмотр черновых вариантов с рекомендациями по доработке.

На экзамене студент должен показать способность ориентироваться в изученном материале, продемонстрировать знание основных концепций исторической науки, основных фактов и этапов отечественной истории, умение анализировать исторический материал, ориентироваться в различных системах ценностей (СК-Б1, СК-Б10, СЛК –Б6, СЛК –Б9).

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
7. Содержание дисциплины
Тема 1. История в системе наук. Историческая реальность как объект изучения.

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

История как одна из социально-гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки. Специфика предмета истории по отношению к предметам других наук, изучающих общество. Определение исторической науки.

Критерии, позволяющие отличить научную работу по истории от литературного произведения, летописи, публицистики, от лженаучных концепций.

Понятие исторического источника. Исторический источник как носитель информации. Исторический источник как посредник между исторической реальностью и исследователем. Классификация исторических источников. Критика источников как метод исторической науки.

Методы исторических исследований. Классификация методов. Формы представления результатов в исторической науке. Научно-исторические факты и исторические концепции. Функции исторической науки.

Теория и методология исторической науки, их взаимосвязь. Понятие методологии истории. Роль методологии в историческом исследовании. Основные проблемы методологии истории. Проблема определяющего фактора. Проблема субъекта, структуры и направленности исторического процесса. Проблема общественного прогресса.

Основные подходы к осмыслению всемирной истории. Стадиальный подход (формационная теория К. Маркса, теория модернизации Д. Лернера, У. Ростоу, С. Блека и др., теория постиндустриального общества Д. Белла). Цивилизационный подход (теория множественности независимых цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби, теория двух миров Аристотеля и М. Вебера, концепции типов исторического развития Н.А. Данилевского, Л.И. Семенниковой, Л.С. Васильева). Синтезный подход (концепция чередования лидерства Востока и Запада А.С. Панарина, мир-системный анализ Ф. Броделя и И. Валлерстайна, глобально-стадиальная эстафетная концепция Ю.И. Семенова). Достоинства и недостатки концепций и подходов. Перспективность синтезного подхода к истории.

Вопросы к семинарским занятиям:



  1. Объект и предмет истории. Проблема исторического факта

  2. Проблема определяющего фактора в истории

  3. Стадиальный подход к истории (формационная теория, теория модернизации, теория постиндустриального общества)

  4. Цивилизационный подход к истории (теория множественности независимых цивилизаций, теория двух миров, концепции типов исторического развития)

  5. Синтезный подход к истории (мир-системный анализ, концепция чередования лидерства Востока и запада, концепция Ю.И. Семенова)


Самостоятельная работа студента (6 часов): чтение учебной и научной литературы по теме, выбор темы эссе
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ,2009. С.5-28.

  2. Валлерстайн И. Политические дилеммы на рубеже веков. М.: Весь мир, 1996. С.27-40

  3. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. М.: РГГУ, 1998.

  4. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. 2-е изд. Т.13. С.7.

  5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю. Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. М.: Простор, 2002. С.3-6.

  6. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XX веке. М.:Логос, 1998. С.386-388.

  7. Семенов В.И. Философия истоРИИ. М.: Современные тетради, 2003. С.250-258, 425-508, 333-424.

  8. Уколова В.И. историк в поисках ответа на вызов// Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Арис-Пресс, 2004. С.5-17.

Дополнительная :

  1. Блок М. Апология истории. М., 1973.

  2. Данилевский Россия и Европа. М.: Книга, 1991

  3. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2004. С.18-112.

  4. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

  5. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

  6. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогрнозы. М.: Наукуа, 1999. С.230-241.



Тема 2. Всемирно-исторический процесс: общая характеристика. Специфика исторического пути России

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Проблема макроструктуры человечества. Понятие цивилизации и его аспекты. Понятие локальной цивилизации. Основные локальные цивилизации. Типы исторического развития и цивилизации, для которых эти типы развития характерны. Развитие в рамках годового цикла (сообщества, не достигшие стадии цивилизации), восточный тип развития (исторические древневосточные цивилизации, конфуцианская, индо-буддийская, исламская), западный тип развития (западная цивилизация и историческая древнерусская), смешанный тип развития (историческая византийская цивилизация, российская, латиноамериканская, центральноафриканская).

Проблема периодизации всемирной истории. Критерии периодизации и границы периодов. Краткая характеристика основных периодов истории человечества, учитывающая возникновения локальных цивилизаций и типов исторического развития. Первобытное общество (40 тыс. лет назад – 4-3 тыс. до н.э.). Древний Мир (4-3 тыс до н.э. – 5 в. н.э.). Средние Века (5-15 вв). Новое Время (16 – 60-е гг. XX вв.). Новейшее Время ( с 60- 70 гг. XX в.).

Проблема места России в мире. Причины существования проблемы. Основные подходы к решению проблемы. Россия – общество западного типа (западники, российские либералы, советская историография, Ю.В. Яковец и др.). Россия – общество восточного типа (К. Витфогель). Россия – самобытное общество (Филофей, славянофилы, евразийцы, Л.В. Милов, А.С. Панарин, Д.Е. Сорокин и др.). Россия – искусственное объединение различных цивилизаций (А.С. Ахиезер, Л.И. Семенникова и др.). Аргументы «за» и «против» обозначенных подходов. Идентификация России как самобытного общества, самостоятельной пограничной цивилизации, относящейся к смешанному типу исторического развития (наложение восточного влияния на изначальный западный тип).

Возникновение и развитие исторической науки в России. Изучение отечественной истории в Российской империи, крупнейшие историки и их концепции исторического пути России. Историческая наука в СССР и ее особенности. Историческая наука в современной России: характерные черты. Ключевые проблемы отечественной истории.
Вопросы к семинарским занятиям:


  1. Понятие цивилизации и его аспекты. Основные локальные цивилизации

  2. Понятие типа исторического развития. Сравнительная характеристика четырех типов исторического развития

  3. Проблема места России в мире: основные подходы и концепции

  4. Факторы, определяющие специфику исторического пути России, и их основные следствия. Целесообразность учета особенностей российской цивилизации в ходе разработки инженерных проектов

  5. Отечественная историография истории России: характеристика основных периодов (дореволюционная, советская, современная историография)


Примерные темы домашних работ

  1. Основные способы интерпретации всемирной истории: подходы и концепции. Начертить схему.

  2. Проблема историко-культурной идентичности России: варианты решения Начертить схему.



Самостоятельная работа студента (7 часов): написание домашней работы, чтение учебной и научной литературы по теме, работа над эссе эссе
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ,2009. С.12-28; 33-38.

  2. Васильев Л.С. История Востока. М.: Высшая школа, 2005. Т.1. С.16-19.

  3. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998. С.532-566.

  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю. Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. М.: Простор, 2002. С.7-15 (проблемы историографии отечественной истории).

Дополнительная :

  1. Семенникова Л.И. Концепт цивилизации в современной историографической ситуации в России//История России. Теоретические проблемы. М., 2002.С.28-45.

  2. Семенов Ю. И. Философия истории. М., 2003. С 89-269.

  3. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия /сост. Ерасов Б.С. М., 1998 (гл. 1-5, 15,17

  4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.



Тема 3. Киевская Русь как государство западного типа

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Славяне как часть индоевропейской общности. Проблема этногенеза славян в лингвистике, археологии и исторической науке. Распад индоевропейской языковой общности и образование общеславянского языка. Свидетельства древних авторов о славянах и их предках. Археологические культуры эпохи бронзы и железа в районе предполагаемой прародины славян. Пражская культура.

Причины и основные этапы образования государства у восточных славян. Норманнская теория и ее аспекты. Взгляды норманистов и антинорманистов. Проблема происхождения этнонима «Русь». Периодизация истории Киевской Руси, краткая характеристика периодов становления, расцвета и упадка. Принятие христианства от Византии: причины и последствия. Внешнеполитические контакты Киевской Руси.

Социально-экономический и политический строй Киевской Руси. «Русская Правда».

Хозяйственная деятельность населения, натуральный характер хозяйства, формы собственности, проблема работников древнерусских вотчин. Пути возникновения городов в Древней Руси и их роль в политической и социально-экономической структуре государства. Социальная структура общества. Концепции интенсивного формирования феодальных отношений Б.Д. Грекова, «государственного феодализма» Л.В. Черепнина и «общинного строя» И.Я. Фроянова. Организация центральной власти, формы ограничения всевластия князей. Функции князей и Боярской Думы, роль вече. Территориальное устройство Древней Руси.

Киевская Русь, античные полисы и варварские государства Западной Европы: сходство и различия. Вывод о том, что Киевская Русь представляла собой общество западного типа. Общая направленность развития русских земель в домонгольский период: зарождение феодальных отношений, распад на отдельные княжества и сближение в структурном отношении с политически раздробленными государствами средневековой Западной Европы.


Вопросы к семинарским занятиям:

  1. Причины и основные этапы образования государства у восточных славян. Норманнская теория.

  2. Этапы истории Киевской Руси: краткая характеристика

  3. Христианизация Европы. Принятие Русью христианства от Византии: причины и последствия. Формируемый православием менталитет.

  4. Общественно-политический строй Киевской Руси. «Русская Правда»

  5. Киевская Русь в системе международных отношений средневековой Европы


Самостоятельная работа студента (5 часов): чтение учебной и научной литературы по теме, работа над эссе
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2009. С.38-58; 82-93.

  2. Горский А.А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 11-130.

Дополнительная :

  1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия. 1992.

  2. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов. М., 1998. (гл. 2)

  3. Уоллес-Хедрилл Дж.-М. Варварский запад: Раннее Средневековье, 400-1000. СПб.: Евразия, 2002.

  4. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб, 1999.

  5. Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.


Тема 4. Русские земли в удельный период (XII-XV вв.). Изменение типа исторического развития.

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Причины и предпосылки появления самостоятельных княжеств на территории Киевской Руси. Общая характеристика русских земель периода раздробленности. Формирование нескольких моделей развития древнерусского общества и государства. Новгородская земля, Юго-Западная Русь, Северо-Восточные русские земли: особенности социально-экономического развития, соотношение власти князей и бояр, роль веча.

Завоевания крестоносцев в Прибалтике. Оборона Северо-Западных русских земель. Ярослав Всеволодович и Александр Невский.

Татаро-монгольское нашествие на Русь: цели, причины успешности, итоги. Русские земли в составе Монгольской империи. Формы экономической и политической зависимости русских земель от Золотой Орды. Набеги ордынцев на Русь.

Дискуссия в исторической литературе о роли монголо-татарского ига в истории России. С.М. Соловьев; В.О. Ключевский; Н.М. Карамзин, Н.И. Кастомаров и евразийцы; советская историческая школа; Л.Н. Гумилев. Вывод о том, что в период монголо-татарского ига изменился тип исторического развития русских земель, начала формироваться пограничная российская цивилизация.

Русь, Орда и Литва. Литва как альтернативный центр объединения русских земель. Причины и предпосылки (экономические, социальные, политические, этнические и духовные) объединения княжеств в Северо-Восточной Руси. Причины превращения Москвы в столицу Российского государства. Первая группа причин: формирование в Северо-Восточной Руси системы местных великих княжений; усиление Тверского, Московского, Суздальско-Нижегородского княжеств в первой половине XIV в.; быстрое экономическое развитие этих княжеств, рост численности населения, расположенность столиц на удобных транспортных артериях в относительной безопасности от внешних врагов или Орды. Вторая группа причин: политика московских князей (субъективный фактор) - использование Золотой орды для усиления собственного княжества в конце XIII – первой половине XIV вв.; стремление превратить Москву в центр общенациональной борьбы против Орды со второй половины XIV в. Этапы объединения русских земель вокруг Москвы. Политический упадок Золотой Орды и ликвидация монголо-татарского ига.

Понятие централизованного государства. Формирование системы власти, общерусского войска, становление самодержавия. Иван III, Василий III. Присоединение Новгорода и Твери. Законодательное оформление процесса создания единого государства. Специфика процесса и результата объединения русских земель по сравнению с аналогичными феноменами в Западной Европе.
Вопросы к семинарским занятиям:


  1. Причины и предпосылки распада Киевской Руси. Модели развития русских земель в домонгольский период (Северо-Восточная Русь, Юго-Западные русские земли, Великий Новгород): особенности экономики, соотношение власти князей и бояр, роль веча.

  2. Походы хана Батыя на Русь. Монголо-татарское иго: сущность, формы проявления. Мнения историков о влиянии монголо-татарского нашествия и ига на историческое развитие русских земель

  3. Завоевания крестоносцев в Прибалтике и в Северо-Западных русских землях. Успешные действия русских князей против агрессоров. Александр Невский.

  4. Причины и предпосылки (политические, экономические, социальные, этнические, духовные, географические) образования единого российского государства с историческим ядром в Северо-Восточных русских землях.

  5. Причины и основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы. Специфика российского объединительного процесса и его результата.


Самостоятельная работа студента (5 часов): чтение учебной и научной литературы по теме, завершение эссе
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2009. С. 58-82.

  2. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.): Курс лекций. М., 2001.

  3. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 35-74.

  4. Горский А.А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 131-337.

Дополнительная :

  1. Блок М. Феодальное общество. М., 2003.

  2. Горский А.А. Москва и Орда. М., 2003.

  1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия. 1992.

  1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов. М., 1998. (гл. 3,4)

  2. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960. С. 5-15, 149-210.


Тема 5. Московское государство в XVIXVII вв.: особенности политического развития и общественного устройства.

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Московское государство после смерти Василия III. Иван IV Грозный. Десятилетие реформ: реформы органов власти и управления, судебная, военная, церковная реформы, экономическая политика. Цели и результаты реформ. Причины резкого изменения внутренней политики. Система опричнины и ее характерные черты. Оценки политики опричнины в исторической литературе: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, С.Б. Веселовский, А.А.Зимин, А.Л. Юрганов. Основные цели и направления внешней политики. Западное направление: Ливонская война, ее итоги. Восточное направление: присоединение Казанского и Астраханского ханств, Чуваши и части Башкирии; начало присоединения Западной Сибири (борьба с Сибирским ханством). Южное направление: оборона страны от набегов крымского хана. Оценки правления Ивана IV в исторической литературе.

«Смутное время» как период гражданской войны и иностранной интервенции. Причины и основные этапы, характеристика этапов. Проблема выбора пути развития. Альтернативы: самодержавие – боярская республика и традиционализм – европеизация. Рост национального самосознания народов России и борьба за национальное возрождение. Первое и второе народные ополчения. К.Минин и Д. Пожарский.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Новые самозванцы, городские восстания, крестьянская война под предводительством С. Разина. Реформы Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Кризис традиционализма в России.

Общественно-политический строй Московского государства в XVI – XVII вв. Виды хозяйственной деятельности населения, формы собственности, вотчина и поместье. Формирование региональных рынков. Появление первых мануфактур и их особенности. Причины и основные этапы закрепощения крестьян. Соборное уложение 1649 г.: юридическое оформление государственной системы крепостного права. Социальная структура общества: основные классы и сословия. Политический строй России. Значение венчания на царство Ивана IV. Роль Земских Соборов в системе власти. Центральные и местные органы власти и управления. Местничество и кормления. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Основные черты западноевропейского феодализма. Особенности феодализма в России. Типологическое сравнение Московского государства, классического европейского средневековья (X-XIII вв.), Западной Европы XVI-XVII вв. и традиционного Востока. Вывод о том, что Россия в конце XV-XVII вв. представляла собой самобытное общество, существенно отстававшее в своем развитии от стран Западной цивилизации, в котором постепенно формировались предпосылки будущих реформ.
Вопросы к семинарским занятиям:


  1. Внутренняя политика Ивана IV: реформы и опричнина. Дискуссии в исторической литературе о политике опричнины и об общей оценке правления Ивана Грозного.

  2. Смутное время в России: причины, этапы, итоги. Альтернативы Смутного времени: выбор пути развития.

  3. Внутренняя политика первых Романовых. Формирование предпосылок разрушения традиционного общества в России

  4. Общественно-политический строй Московского царства (XV-XVII вв.). Особенности феодализма в России

  5. Внешняя политика России в XVI - XVII вв.


Примерные темы домашних работ

  1. Модели развития русских земель в удельный период: сравнительная характеристика. Вывод: почему историческим ядром России стали северо-Восточные русские земли?

  2. Альтернативы Смутного времени. Вывод: что означало для России избрание Михаила Романова на земском соборе в 1613 г.?


Самостоятельная работа студента (7 часов): чтение учебной и научной литературы, выбор темы эссе
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2009. С.94-148.

  2. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 69-117.

  3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов. М., 1998. (гл. 5, 6, 7, 8)

Дополнительная :

  1. Андерсон П. Родословная абсолютистского государства. М., 2010

  2. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964

  3. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988.

  4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. — М., 2001.

  5. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996.


Тема 6. Реформы Петра Великого: начало модернизации и европеизации России.

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Причины и предпосылки реформ (экономические, социальные, политические, духовные, в области военного дела). Роль Северной войны как стимула преобразований. Личность Петра I. Сподвижники Петра.

Основные направления модернизации и европеизации страны. Военные реформы: создание Балтийского флота и регулярной армии, введения рекрутской системы и системы формирования командного состава армии, открытие учебных заведений, которые готовили офицеров-специалистов, создания мануфактур, способных обеспечить армию и флот вооружением и снаряжением. Политические реформы: принятие Петром I титула императора, замена приказов коллегиями, реформы местного управления, церковная реформа. Экономическая политика Петра I: увеличение количества мануфактур, проведение политики меркантилизма, изменение налоговой системы, рост налогового бремени. Социальная политика: изменение социальной структуры общества, открытие политической элиты (табель о рангах), использование крепостного труда в промышленности, содействие формированию класса предпринимателей. Реформы в области образования, культуры и быта: становление светской системы образования, подготовка и издание первых учебников, появление первого (академического) университета и академии наук, реформа календаря, летосчисления и шрифта, появление светской литературы и искусства и зарождение светского общества.

Основные направления внешней политики России: южное (Азовские походы, Прутский поход), западное (Северная война, развитие политических, торговых и культурных контактов с европейскими странами), юго-восточное (Каспийский поход).

Типологическое сравнение Российской империи, традиционных восточных империй и западных колониальных. Дискуссия о Петре I в отечественной историографии.

Итоги реформ Петра Великого как первой в истории России модернизации: преодоление отставания России в военной сфере и сокращение разрыва между Россией и Западной Европой в области экономического развития; формирование в России абсолютизма западного типа с некоторыми особенностями; завершение процесса превращения России в империю; расширение территории страны, получение удобного выхода к Балтийскому морю, упрочение международного авторитета России и превращение ее в европейскую державу; появление светской культуры; расширение сферы действия крепостного права, обнищание народа и «перенапряжение» страны.


Вопросы к семинарским занятиям:

  1. Причины (объективные и субъективные) реформ первой четверти XVIII в. Петр I: исторический портрет

  2. Военные реформы и реформы политической системы

  3. Социально-экономическая политика петровских времен

  4. Основные направления и итоги внешней политики России в первой четверти XVIII в.

  5. Итоги реформ Петра Великого. Дискуссии в исторической литературе о значении реформ в России в первой четверти XVIII в.


Самостоятельная работа студента (6 часа): чтение учебной и научной литературы по теме, выбор темы реферата
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2009. С.139-160..

  2. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 128-145.

  3. Каменский А.Б. Российская империя XVIII века: традиции и модернизация. М., 1999. С. 17-135.

Дополнительная :

  1. Анисимов Е.В. Петр Великий: личность и реформы. М., 2009.

  2. Павленко Н.И. Петр I. М., 2003.


Тема 7. Судьба петровской модернизации в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.)

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Место петровской модернизации в истории России. Сохранение импульса петровской модернизации после его смерти.

Социально-экономическая основа модернизации. Усиление крепостного права в XVIII веке, «золотой век» русского дворянства, расширение его привилегий, жалованная грамота дворянству. Попытки крестьянских реформ Павла I, Александра I и Николая I. Развитие мануфактурной промышленности в XVIII веке. Промышленная революция в Англии. Паровой двигатель, железные дороги, пароходы. Новые технологии в военном деле и начало непрерывной военно-технической гонки. Распространение новых технологий на Европейский континент. Начало промышленного переворота в России.

Сохранение и совершенствование абсолютистской системы. Специфика российского абсолютизма в XVIII веке. Эпоха дворцовых переворотов в России: период политической нестабильности. Поиски идейного обоснования абсолютизма. Идеология Просвещения: основные идеи. Роль идеологии Просвещения в историческом развитии Англии, Франции и США, стран Центральной, Северной Европы и России. Просвещение и Великая Французская революция. Понятие просвещенного абсолютизма. Дискуссия в исторической литературе по вопросу о его сущности. Просвещенный абсолютизм Екатерины II: замысел и реализация. Сравнение политики просвещенного абсолютизма в Европе и в России. Необходимость реформирования государственного аппарата России в первой половине XIX в. Политика «правительственного либерализма» Александра I. Попытки реформирования политической системы России при Александре I. Реформирование России при Николае I. Рост роли бюрократии и ослабление влияния дворянства на абсолютистский режим в России.

Рост военно-политического могущества России и её влияния на европейскую политику. Участие России в Семилетней войне 1756-1763 гг. и в войне против революционной Франции в 1798-1799 гг. Участие России в войнах против наполеоновской Франции. Победа России в Отечественной войне 1812 г. и зарубежные походы русской армии. Значение разгрома войск Наполеона для укрепления международных позиций России. Венский конгресс. Территориальная экспансия. Получение выхода к Черному морю и присоединение Крыма в результате войн с Турцией во второй половине XVIII в. Участие России в трех разделах Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. Продвижение на Кавказ, начало Кавказской войны. Восточный вопрос. Крымская война: причины и последствия поражения России.

Итоги периода: исчерпанность модернизационного импульса, необходимость новой модернизации.


Вопросы к семинарским занятиям:

  1. Основные принципы, концепции и историческая роль идеологии просвещения.

  2. Понятие просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм Екатерины II: замысел и реализация. Причины умеренности просвещенного абсолютизма в России.

  3. Проблема крепостного права в России. Политика Александра I и Николая I по отношению к крестьянству

  4. Промышленный переворот: сущность, причины, последствия. Начало промышленного переворота в России и его особенности

  5. Цели, направления и итоги внешней политики России в 1725-1856 гг.

Самостоятельная работа студента (5 часа): чтение учебной и научной литературы по теме, работа над рефератом
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2009. С.160-216.

  2. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 145-223.

  3. Каменский А.Б. Российская империя XVIII века: традиции и модернизация. М., 1999. С. 135-301.

Дополнительная :

  1. Кагарлицкий Б. От империй – к империализму: Государство и возникновение буржуазной цивилизации. М., 2010. С. 434-521

  2. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 188-325.

  3. Райнерт Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М., 2011.с. 101-128.

  4. Розенберг Н., Бирдцелл Л.Е. Как Запад стал богатым: экономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск, 1995.(гл.5)


Тема 8. Россия в эпоху Великих реформ

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Либеральные реформы Александра II. Причины и предпосылки реформ. Отмена крепостного права. Земская, городская, судебная и военная реформы. Политика Александра II в области образования. Попытка либерализации экономической политики. Итоги реформ и их значение для развития России. Нарастание противоречий в обществе. Недовольство реформами «справа» и «слева». Убийство Александра II.

Причины изменения политического курса в 80-е гг. XIX века. Александр III: корректировка реформ 60-х - 70-х гг. Итоги реформирования России в XIX веке.

Основные направления общественно-политической мысли. Особенности либерализма, консерватизма и социализма в России.

Направления внешней политики. Западное направление: борьба за отмену условий Парижского трактата о нейтрализации Черного моря; союз с Пруссией (с 1870 г. с Германской империей) и Австро-Венгрией; изменение внешнеполитической ориентации в конце века. Взаимоотношения с США. Юго-Восточное направление: завершение борьбы за Кавказ; присоединение Средней Азии. Дальневосточное направление: присоединение Амурской области и Уссурийского края, определение границы между Россией и Китаем по реке Амур; попытки решения территориальных проблем с Японией (вопрос о принадлежности Сахалина и Курильских островов).
Вопросы к семинарским занятиям:


  1. Причины и предпосылки Великих реформ 60-х – 70-х гг. XIX века.

  2. Отмена крепостного права в России: условия освобождения крестьян.

  3. Либеральные реформы Александра II: земская, городская, судебная, военная. Итоги Великих реформ.

  4. Внутренняя политика Александра III: корректировка реформ 60-х – 70-х XIX века.

  5. Цели, направления и итоги внешней политики России во второй половине XIX века


Самостоятельная работа студента (6 часов): чтение учебной и научной литературы по теме, работа над рефератом
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2009. С.217-232.

  2. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 268-284.

  3. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история. 2005. № 4.

Дополнительная :

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С.7-62, 232-259.

  2. Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 2011.

  3. Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / Под ред. А.П. Корелина. М., 1995.



Тема 9. Социально-экономическая модернизация и реформа политической системы России в конце XIX - начале XX вв.

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Император Николай II: особенности личности и политические убеждения. План индустриализации С.Ю. Витте и основные итоги его реализации. Специфика капитализма в России.

Революция 1905-1907 годов: причины, этапы, результаты. «Кровавое воскресенье». Всероссийская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское (1905 г.) вооруженное восстание в Москве. Деятельность I и II Государственных дум. Государственный переворот 3 июня 1907 г. и окончание революции.

Политическая система третьеиюньской монархии (1907-1914 гг.). Государственная дума и Государственный совет. Совет министров и председатель Совета министров. Территориальная структура империи. Порядок формирования высших и региональных органов государственной власти. Появление элементов конституционной монархии.

Первая российская многопартийная система: особенности формирования, характерные черты, политический спектр. Сравнительная характеристика программ основных российских партий (монархические организации, октябристы, кадеты, эсеры, РСДРП) в 1907-19014 гг. Деятельность III и IV Государственных дум.

Аграрная реформа П.А. Столыпина: цели, основные направления, итоги. Консервативные аспекты внутренней политики Столыпина.

Итоги модернизации Российской империи в начале XX века: комплексное приближение России к странам западной цивилизации.
Вопросы к семинарским занятиям:


  1. Завершение промышленного переворота в России. План индустриализации О.Ю. Витте и итоги его реализации. Особенности капитализма в России

  2. Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, итоги

  3. Политическая система Российской империи 1907-нач. 1917 г. Появление элементов конституционной монархии

  4. Первая российская многопартийная система: особенности, политический спектр, программы наиболее влиятельных партий

  5. Аграрная реформа П.А. Столыпина: цели, направления, итоги


Самостоятельная работа студента (5 часов): чтение учебной и научной литературы по теме, работа над рефератом
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2009. С.233-279.

  2. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 284-311.

  3. Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 1992. С. 7-67.

Дополнительная :

  1. Анфимов А.М. П.А. Столыпин и российское крестьянство. М., 2002.

  2. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение. М., 2006. С. 49-200.

  3. Васильев Ю.А. Модернизация под красным флагом. М., 2006. С. 66-82.

  4. Кагарлицкий Б. От империй – к империализму: Государство и возникновение буржуазной цивилизации. М., 2010. С 554-611.

  5. Хобсбаум Э. Век Империи, 1875-1914. Ростов н/Д, 1999.

  6. Шишов А.В. Витте. Финансовый гений последних Романовых. М., 2004. С. 97-187.



Тема 10. Участие России в Первой мировой войне. Революция 1917 года и гражданская война в России

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Причины Первой мировой войны. Военные блоки. Основные театры военных действий. Военные действия на Восточном фронте в 1914-1916 гг. Внутренняя политика правительства Николая II: милитаризация экономики и попытки ее государственного регулирования. Неготовность к войне экономики и транспортной системы, нехватка вооружения и боеприпасов. Назревание общенационального кризиса в 1915-1916 гг.: территориальные потери, экономический, финансовый, топливный, социальный кризисы, кризис власти.

Революция 1917 г. в России. Причины революции. Дискуссия в исторической литературе о причинах революции. Свержение самодержавия. Образование Петроградского совета и Временного правительства. Развитие революции от Февраля к Октябрю. Модели общественного развития страны, предложенные кадетами (П.Н. Милюков), эсеро-меньшевистским блоком (И.Г. Церетели), интернационалистами-неленинцами (Ю.О. Мартов, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Б.В. Авилов, В.А. Базаров) и большевиками-ленинцами (В.И. Ленин). Кризисы Временного правительства (апрельский, июньский, июльский, августовский). Изменения состава и политики правительства.

Приход к власти большевиков: причины и первые итоги. Провозглашение советской власти и объявление о победе социалистической революции. Образование Совнаркома и ВЦИК. Первые декреты. Блок партии большевиков с левыми эсерами. Ограничение демократических прав и свобод, запрет партии кадетов. Созыв и разгон Учредительного собрания. Выход России из войны: Брестский мир.

Поражение Германии и ее союзников. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования. Изменение соотношения сил в Европе и в мире.

Гражданская война в России: Причины, этапы, итоги. Дискуссия в исторической литературе о хронологических рамках гражданской войны. Образование Добровольческой армии. Создание Красной армии. Противоречивость идеологии и программы белого движения. Политика военного коммунизма. Красный и белый террор. Убийство царской семьи. Причины победы большевиков. «Первая волна» русской эмиграции.


Вопросы к семинарским занятиям:

  1. Воюющие коалиции. Причины вступления России в войну в составе Антанты. Военные действия на Восточном фронте в 1914-1917 гг. Брестский мир

  2. Причины революции 1917 г. в России. Роль Первой мировой войны в назревании революционного кризиса. Общенациональный кризис 1915-1916 гг.

  3. Революция 1917 г. в России: этапы, первые итоги. Причины взятия власти большевиками.

  4. Гражданская война в России: причины, этапы. Дискуссия в исторической литературе о хронологических рамках гражданской войны. Идеология белого движения. Причины победы большевиков

  5. Политика военного коммунизма: причины, цели, итоги


Примерные темы домашних работ

  1. Александровская и столыпинская модернизации: сравнительная характеристика (причины, основные черты, итоги). Вывод: какая из этих модернизаций была более всесторонней?

  2. Революция 1905-1907гг. и 1917 г.: сравнительная характеристика (причины, повод, цели, итоги)


Самостоятельная работа студента (6 часов): чтение учебной и научной литературы, работа над рефератом
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2009. С279-377.

  2. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 328-353.

  3. Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 1992. С. 67-163.

Дополнительная :

  1. Наше Отечество. Опыт политической истории. Ч.2. М., 1991. С. 35-90.

  2. Милюков П.Н. Вспоминания: 1859–1917. Т. 2. М., 1990. С. 153-336.

  3. Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде. М., 1989.

  4. Ганин А. «Помнят псы атаманы, помнят польские паны…» //Родина. №2. 2011.

  5. Уткин А. И. Первая мировая война. М., 2001.



Тема 11. Развитие Советской России - СССР в 20-30 гг. XX века: от нэпа к сталинской модели государства и общества

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Советская Россия в 20-е годы. Экономический и общественно-политический кризис как результат политики военного коммунизма. Переход к новой экономической политике. Характеристика российского общества в годы нэпа. Специфика национальной политики большевиков. Проекты объединения советских республик И.В. Сталина и В.И. Ленина. Образование СССР.

Причины свертывания нэпа. Сталинский план построения социализма. Индустриализация в СССР: цели, источники накопления, темпы, итоги. Коллективизация: цели, методы, итоги. Голод начала 30-х годов. Культурная революция 20-х - начала 30-х годов и изменение политики в области идеологии и культуры после прихода к власти Гитлера.

Утверждение единовластия Сталина в конце 20-х гг. Формирование тоталитарной политической системы и массовые «немотивированные» репрессии. Цели репрессий. Дискуссия в исторической литературе о масштабе репрессий в Советском Союзе. Конституция СССР 1936 г.

Противоречивость внешней политики Советского Союза в 20-30 гг.: поддержка революционного движения за рубежом и процесс установление дипломатических отношений с «буржуазными» государствами. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе.

Итоги развития СССР в 30-е годы. Сталинская модель общества: основные черты. Дискуссии в научной литературе и публицистике о природе советского общества. Вывод: российское общество эпохи социализма представляло собой попытку синтеза западной техники и технологии, структуры народного хозяйства и занятости населения с системой власти и отношениями собственности восточного типа.


Вопросы к семинарским занятиям:

  1. Переход к новой экономической политике в Советской России. Цели, характерные черты и итоги нэпа. Причины свертывания нэпа

  2. Образование СССР: цели, предпосылки, этапы. Условия объединения советских республик в Декларации об образовании Советского Союза и в реальности

  3. Сталинский план построения социализма. Индустриализация, коллективизация и культурная революция: цели, процесс реализации, итоги. Цена построения индустриально-аграрного общества в СССР

  4. Понятие тоталитаризма и его признаки. Причины утверждения тоталитарного политического режима в Советском Союзе. Политическая система СССР по конституции 1936 г. и в реальности.

  5. Внешняя политика СССР в 20-30 гг.


Самостоятельная работа студента (5 часов): чтение учебной и научной литературы, завершение реферата
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2009. С.377-460.

  2. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 353-382.

  3. Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 1992. С. 163-265.

Дополнительная :

  1. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что с нами случилось в 30-30-е гг. М., 1989.

  2. Васильев Ю.А. Модернизация под красным флагом. М., 2006. С. 82-91, с. 275-339.

  3. Наше Отечество. Опыт политической истории. Ч.2. М., 1991. С. 164-281.

  4. Павлова И.В. Механизм политической власти в СССР в 20-30-е годы // Вопросы истории. 1998. № 11-12. С. 49-67.

  5. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М., 2008. С. 15-52.

  6. Левин М. Советский век. М., 2008. С. 21-269.


Тема 12. СССР в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Причины Второй мировой войны. Цели основных субъектов международной политики в предвоенный период и их реализация во внешней политике соответствующих государств. Противоречивость внешней политики Англии, Франции и СССР. Мюнхенское соглашение (сентябрь 1838 г.) и оккупация Германией Чехословакии (март 1939 г.). Англо-франко-советские переговоры (март-август 1939 г.). Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол (23 августа 1939 г.). Дискуссия в исторической литературе об оценке советско-германского соглашения. Вооруженные конфликты с Японией в 1938-39 гг. и заключение с Японией пакта о нейтралитете (апрель 1941 г.)

Начало Второй мировой войны. Расширение территории СССР и советско-финская война 1939-1840 гг. Политическая карта Европы к лету 1941 г.

Нападение Германии на СССР и начало Великой Отечественной войны. Отступление Красной армии летом - осенью 1941 г. и его причины. Эвакуация промышленности. Битва под Москвой. Отступление советских войск на южном направлении в мае-ноябре 1942 г.

Образование антигитлеровской коалиции: причины и формы сотрудничества. Ф. Рузвельт, У. Черчилль, И.В. Сталин как лидеры коалиции. Оккупационный режим. Сопротивление агрессору и коллаборационизм в СССР.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Экономика Советского Союза в годы войны. Ленд-лиз и его значение для СССР.

Наступательные операции Красной армии в 1944 году. Освобождение территории СССР. Открытие второго фронта: высадка союзников в Нормандии (июнь 1944 г.) Военные действия советских войск в Европе в 1944-1945 гг. Ялтинская конференция, значение ее решений для послевоенного переустройства Европы. Штурм Берлина. Капитуляция Германии и окончание Великой Отечественной войны. Потсдамская конференция. Вступление СССР войну с Японией. Применение США ядерного оружия. Капитуляция Японии. Нюрнбергский процесс. «Вторая волна» русской эмиграции. Итоги Второй мировой войны.
Вопросы к семинарским занятиям:


  1. Советский Союз в системе международных отношений в конце 30-х гг. – начале 40-х гг. XX века.

  2. Этапы и основные сражения Великой Отечественной войны. Выдающиеся советские полководцы.

  3. Антигитлеровская коалиция: причины формирования, состав, основные решения. Противоречия внутри коалиции, их причины

  4. Экономика Советского Союза в годы войны. Сравнительная характеристика боевой техники СССР, Англии и США, Германии. Ленд-лиз и его значение для СССР

  5. Причины победы стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Итоги войны.


Самостоятельная работа студента (6 часов): чтение учебной и научной литературы по теме
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2009. С.461-494.

  2. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 382-390, 400-417.

  3. Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 1992. С. 298-329.

Дополнительная :

  1. Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых. М., 1998.

  2. Чадаев Я.Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М., 1985. С. 77-149, 440-462.

  3. Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союза и борьба за Европу. 1939-1941. М., 2000.


Тема 13. Советский Союз в послевоенный период (1945 - 1985 гг.)

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Основные тенденции развития советского общества. Урбанизация, развитие образования. Демографические изменения. Усложнение социальной структуры. Усложнение экономической системы. Сложности планирования и управления экономикой на новом этапе её развития. Снижение темпов экономического роста.

СССР в 1945-1953 гг. Восстановление и реконверсия промышленности: источники и итоги. Ликвидация ядерной монополии США. Усиление административного нажима на деревню. Дискриминация колхозного крестьянства как людей «второго сорта». Коллективизация в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики и в Правобережной Молдавии. Голод 1946-1947 гг. Отмена карточной системы и конфискационная денежная реформа.

Крах надежд на ослабление партийно-государственного контроля и новая волна репрессий. Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград»». Борьба против «космополитизма» и «низкопоклонства» перед Западом. Реакция в естествознании: разгром генетики, осуждение квантовой механики, теории относительности, кибернетики. «Ленинградское дело» (1949-51). «Дело врачей» (1952-53). Смерть Сталина.

СССР в годы «оттепели» (1953-1964 гг.) Борьба в политическом руководстве страны после смерти И.В. Сталина. Победа Н.С. Хрущева. Отказ от массовых репрессий. ХХ съезд КПСС и начало десталинизации общества. «Оттепель» в области культуры.

Высокие темпы развития промышленности, в том числе, предприятий группы «Б». Успехи в освоении космоса. Изменение социальной политики: повышение зарплат и пенсий, «индустриализация быта», жилищное строительство; начало выдачи колхозникам паспортов и выплаты пенсий. Реформы в аграрной сфере, их противоречивость. Провозглашение КПСС курса на построение коммунизма (1961 г.). Реформа управления гражданской промышленностью: переход от отраслевого к территориальному принципу. Реформа планирования. Падение темпов экономического роста. Кризис в сельском хозяйстве: начало импорта зерна, сокращение поголовья скота. Смещение Н.С. Хрущева с высших партийных и государственных должностей.

Развитие СССР в 1964-1985 гг. Приход к власти Л.И. Брежнева. Колебания между попытками децентрализации экономики, внедрением хозрасчета в промышленности и усилением централизованного управления. Победа тенденции к усилению централизации в условиях постепенной потери управляемости народно-хозяйственного комплекса. Период успешного экономического развития (1965-1969): хозрасчетная реформа, вложение денег в аграрный сектор. Годы «застоя» (1970 - начало 1985): консервация неэффективной экономической системы и, как следствие, прогрессирующее падение темпов экономического роста. Противоречие между огромным экономическим потенциалом СССР, способностью советской экономики производить любые виды сложной, высокотехнологичной продукции и отсутствием механизмов экономического саморазвития, прогрессирующим игнорированием НТР. Утрата советской общественной моделью значительной части своих характерных черт.

Усиление контроля в идеологической сфере. Постепенное сворачивание процесса десталинизации. Диссидентское движение, его основные направления, место в политической системе. Конституция 1977. Частая смена политического руководства СССР после смерти Брежнева.


Вопросы к семинарским занятиям:

  1. Советский Союз в эпоху позднего сталинизма

  2. Хрущевская «оттепель»: причины, сущность, итоги

  3. Развитие СССР в 1964 - нач.1985 гг. Причины и формы проявления «застоя»

  4. Советская сталинская модель общества: общая характеристика (формы собственности, социальная структура общества, организация власти, идеология). Сталинский тоталитаризм и хрущевско-брежневский вариант модели: основные различия

  5. Диссидентское движение в СССР: основные направления, место в политической системе общества


Примерные темы домашних работ

  1. Первая и Вторая мировые войны: сравнительная характеристика (основные причины, состав воющих группировок, итоги).

  2. Индустриальное общество в странах западной цивилизации и в СССР: сравнительная характеристика (ведущая форма собственности, социальная структура общества, политическое устройство)


Самостоятельная работа студента (6 часов): чтение учебной и научной литературы по теме, написание домашней работы
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2009. С.503-533.

  2. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 427-454

  3. Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 1992. С. 432-467.

Дополнительная :


  1. Полынов М.Ф. Исторические предпосылки перестройки. Вторая половина 1940-х – первая половина 1980-х гг. Спб., 2010. С. 137-336.

  2. Коровицина Н.В. С Россией и без нее: Восточноевропейский путь развития. М., 2003. С. 39-73,138-163.

  3. Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985 гг. М., 2000. С. 101-197.

  4. Левин М. Советский век. М., 2008. С. 331-353, 499-567, 593-609.


Тема 14. Холодная война: причины, аспекты, этапы, итоги

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Понятие холодной войны. Дискуссии в исторической литературе о причинах холодной войны и о ее сущности. Начало холодной войны. Аспекты противостояния сверхдержав и их союзников: гонка вооружений; участие сверхдержав в региональных конфликтах; борьба за влияние в странах, освободившихся от колониальной зависимости; война идеологий; экономическое соревнование двух систем; торможение экономических и культурных контактов. Этапы холодной войны.

Начальный этап: 1946-1953 гг. «Доктрина Трумэна». «План Маршалла». Роль СССР в утверждении коммунистических правительств в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, в Китае и Северной Корее. Образование ФРГ (1948) и ГДР (1949). Создание СЭВ (1949 г.) и НАТО (1949 г.). Корейская война (1950-1953).

Попытки смягчения международной напряженности и максимальное обострение холодной войны: 1953-1962 гг. Вступление ФРГ в НАТО и создание ОВД (1955 г.). Кризис в Польше (1956 г.). Подавление восстания в Венгрии (1956 г.). Призывы руководства СССР прекратить гонку вооружений (1955, 1959 г.). Кубинская революция (1953-1959 гг.). Операция «Плутон» (1961 г.). Карибский кризис (1962 г.).

Период «разрядки»: 1962-1979 гг. Подписание договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (1963 г.). и договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.). Война во Вьетнаме (1945/65-1975). Арабо-израильский конфликт (1948-1979 гг. / начало XXI в.). Кризис в Чехословакии (1968 г.). Разрядка международной напряженности в 70-е гг. Договоры между ФРГ и СССР, ПНР, ЧССР, ГДР о нерушимости послевоенных границ. Четырехсторонние соглашения по Западному Берлину. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, его Заключительный акт (1974 г.). Договоры СССР и США об ограничении вооружений (ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО ).

Новый виток противостояния: 1979-1987 гг. Ввод советских войск в Афганистан (1979 г.). Размещение на территории ряда стран Западной Европы баллистических ракет средней дальности «Першинг-2» (1983 г.), на территории ГДР и ЧССР – ядерных ракет среднего радиуса действия РСД-10 «Пионер» (SS-20) (1984 г.). Американская программа «звездных войн». Научно-технический бойкот СССР. Взаимный бойкот олимпийских игр (1980, 1984 гг.).

Последний период холодной войны: 1987-1991 гг. «Новое политическое мышление». Вывод советских войск из Афганистана (1988 г.). Сокращение советской армии и начало реконверсии военной промышленности (1989 г.). Распад мировой социалистической системы в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. Окончание холодной войны: причины и последствия.
Вопросы к семинарским занятиям:


  1. Понятие холодной войны. Дискуссии в исторической литературе по вопросу о ее сущности, причинах и хронологических рамках. Основные аспекты холодной войны

  2. Этапы холодной войны: общая характеристика. Причины смены этапов.

  3. Карибский кризис 1962 г. Причины и итоги

  4. Научно-техническая революция и ее влияние на ход холодной войны

  5. Афганская война (1879-1989 гг.): причины, основные события, итоги


Самостоятельная работа студента (5 часов): чтение учебной и научной литературы по теме, подготовка к экзамену
Литература:

Основная:



  1. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 427-454

  2. Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 1992. С. 351-365, 467-483.

Дополнительная :

  1. Полынов М.Ф. Исторические предпосылки перестройки. Вторая половина 1940-х – первая половина 1980-х гг. Спб., 2010. С. 7 – 137.

  2. Пыжиков А.В., Данилов А.А. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 годы. М., 2002. С. 13-105.

  3. Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985 гг. М., 2000. С. 7-101

  4. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение. М., 2006. С. 49-200.

  5. Быстрова И.В. Холодная война 1945-1960 гг. Токио-Москва-Вашингтон. М., 2009. С. 21-113.


Тема 15. От СССР к России. Российская Федерация в конце XX – начале XXI вв.

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Перестройка в СССР (1985-1991 гг.): попытка приблизить советскую экономическую и политическую систему к западной социал-демократической модели общества. Причины, цели и основные этапы перестройки. М.С. Горбачев. Изменение непосредственных целей реформирования от этапа к этапу. Политика гласности как стремление обосновать необходимость углубления реформ. Нарастание экономического и политического кризиса, обострение межнациональных конфликтов. Начало сворачивания промышленного и сельскохозяйственного производства. Избрание Б.Н. Ельцина президентом Российской Федерации. ГКЧП и провал попытки государственного переворота. Запрет КПСС.

Распад Советского Союза: причины и итоги. Образование СНГ. Причины неудачи перестройки.

Россия в 90-е годы XX века. Попытка коренного изменения модели общества: объективные и субъективные причины. Главная причина: советская сталинская модель общества проявила в долгосрочной перспективе меньшую экономическую эффективность, чем западная, основанная на частной собственности и политической демократии. Переход к рынку. «Шоковая терапия». Ухудшение экономического положения значительной части населения. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы Советов. Политическая система Российской Федерации по конституции 1993 г. Вторая многопартийная система в России: особенности и политический спектр. Первые результаты реформ.

Экономическое положение РФ в период 2000-2012 года. Восстановление разрушенного в 90-е гг. XX в. экономического потенциала. Развитие добывающих отраслей промышленности. Стратегическая ориентация на внедрение наукоемких технологий и развитие человеческого капитала. Национальные проекты России. Реформирование В.В. Путиным политической системы: укрепление вертикали власти. Политические реформы Д.А. Медведева: изменение сроков властных полномочий Президента и депутатов Думы. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Наука, культура, образование. Типологическое сравнение Российской Федерации с западным постиндустриальным обществом и с развивающимися странами.

Особенности международного положения России в 1992- 2012. Расширение НАТО на Восток. Отсутствие стратегических союзников. Противоречивые взаимоотношения со странами ближнего и дальнего зарубежья.


Вопросы к семинарским занятиям:

  1. Перестройка в СССР: причины, цели, этапы. Реформы экономической и политической системы, политика гласности. Итоги перестройки

  2. Распад СССР: причины, этапы, последствия

  3. Радикальные экономические реформы в России в 90-е гг. XX вв., их причины и цели. Итоги экономического развития страны к 2012 г.

  4. Политическая система РФ по конституции 1993 г. Политические реформы В.В. Путина и Д.А. Медведева

  5. Основные направления и проблемы внешней политики России в 1992-2012 гг.


Самостоятельная работа студента (5 часов): чтение учебной и научной литературы по теме, подготовка к экзамкену
Литература:

Основная:



  1. История России: учебник / авт. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. М., 2006. С. 454-486.

  2. История России /Под ред. А.Н. Сахарова. Т.2. М.:2012. С.628-714.

Дополнительная :

  1. Шубин А.В. Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР. М., 2005.

  2. Полынов М.Ф. Исторические предпосылки перестройки. Вторая половина 1940-х – первая половина 1980-х гг. Спб., 2010. С.439-505.

  3. Коровицина Н.В. С Россией и без нее: Восточноевропейский путь развития. М., 2003. С. 39-73,138-163.

  4. Коэн С. Провал крестового похода. М., 2001.

  5. Крыштановская О.В. Анатомия Российской элиты. М., 2005. С. 217-291, с. 372-378.

  6. Пихоя Р.Г., Журавлев С.В., Соколов А.К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991-1999 гг. М., 2011.




следующая страница >>