Программа дисциплины История искусства и литературы для направления 030600. 62 История подготовки бакалавра - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «История русской музыки» 1 292.48kb.
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» подготовки... 1 250.99kb.
Программа дисциплины История Византии для направления / специальности... 1 152.19kb.
Программа дисциплины Исследовательский семинар-3 для направления... 1 240.96kb.
Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления... 2 385.37kb.
Программа дисциплины Человек в культуре средневекового Запада ... 1 310.21kb.
Программа дисциплины История и теория искусств для направления 030100. 1 255.69kb.
Программа дисциплины «История искусства и дизайна» 3 1429.09kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 3 713.25kb.
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» 5 981.2kb.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину... 2 399.96kb.
Духовные сочинения М. Гайдна в контексте австрийской музыкальной... 1 368.18kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления 030600. 62 История - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет”
“Высшая школа экономики”

Факультет менеджмента



Программа дисциплины
История искусства и литературы
для направления 030600.62 История

подготовки бакалавра

Авторы программы: М.Е. Пылаев, кандидат искусствоведения, доцент, pylaevm@mail.ru;

П.А. Моисеев, кандидат философских наук, petre@mail.ru

(И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес)

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»______________ 201 г


Зав. кафедрой _________________________А.А. Борисов

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»___________201 г.


Председатель ________________________ Г.Е. Володина
Пермь, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 История, изучающих дисциплину «История искусства и литературы».

Программа разработана в соответствии с:


  • Государственным образовательным стандартом ГОБУ ВПО "ГУ-ВШЭ" по направлению 030600.62 История, протокол №15 от 02.07.2010;

  • Образовательной программой по направлению 030600.62 История;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История, утвержденным в 2011 г.


2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История искусства и литературы» в области обучения являются: приобретение студентами профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах изучения истории искусства и литературы; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием информации по истории искусства и литературы.

Целями освоения дисциплины «История искусства и литературы» в области воспитания личности являются: приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию и развитию творческих способностей, целеустремленности, организованности, чувства гражданской ответственности, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, способности к диалогу, настойчивости в достижении цели.



3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные хронологические этапы, особенности эволюции зарубежной музыкальной культуры; важнейших представителей и их основные произведения; ведущие музыкальные жанры и их признаки;

  • Уметь анализировать музыкальное произведение с точки зрения его идейно-образного и чувственно-эмоционального содержания; сопоставлять и анализировать явления музыкальной культуры, различные по времени возникновения, принадлежности разным авторам и стилевым течениям, излагать результаты анализа в устной и письменной формах;

  • Иметь навыки осмысленного слухового восприятия музыкальных произведений различных хронологических периодов, идентификации и соотнесения явлений музыкальной культуры, различных по времени возникновения, принадлежности разным авторам и стилевым течениям;

  • Знать основные произведения мировой литературы; основные концепции, касающиеся особенностей литературных направлений, жанров, творчества отдельных писателей

  • Уметь анализировать художественное произведение

  • Иметь навыки (приобрести опыт) герменевтического толкования текста.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия

СЛК-8

Осознает непреходящую ценность мирового и европейского культурного наследия, роль европейской музыкальной культуры в масштабе мировой

Лекционные занятия с изложением исторического и теоретического материала; семинарские занятия, предполагающие активное осмысление исторического значения западноевропейской музыкальной культуры

Знание базового материала учебной дисциплины «История искусства и литературы»

ОНК-4

Распознает образное и идейное содержание западноевропейской музыки; владеет информацией, необходимой для адекватного восприятия музыки; владеет навыками слушания музыки

Лекционные занятия с изложением исторического и теоретического материала; практические занятия по слушанию музыки (просмотру видеозаписей)

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОНК-4

Распознает различные способы передачи смыслов; использует разные методы анализа текста


Фиксирование внимания студента на «проблемных» особенностях художественного произведения, не допускающих однозначной интерпретации

способность работать с информацией из различных типов и видов источников

ИК-7

Демонстрирует умение интерпретации художественного произведения; владеет основными категориями анализа таких текстов

Изучение понятийно-терминологического аппарата литературоведения и освоение навыков по его использованию

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу «История идей и история культуры» и базовой части.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



    «Философия», «Ведение в историю человечества», «Иностранный язык».

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- способность ориентироваться в современных направлениях философии и методологии науки, применять философские и науковедческие знания в профессиональной деятельности;

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание двух иностранных языков, владение иностранными языками на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



    «Философия истории», «История и социология гуманитарного знания».



5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семи

нары


Практические занятия

1

Вводный раздел. Музыка как вид искусства. Периодизация европейской муз. культуры.

4

1

1

-

2

2

Важнейшие явления в истории музыкальной культуры с I века до н.э. по XVI век н.э. (Древний мир, античность, средневековье, Возрождение).

18

6

2

-

10

3

Музыкальная культура XVII века. Ранняя опера. Инструментальная музыка.

18

6

2

-

10

4

Творчество И.С.Баха и Г.Ф.Генделя.

21

4

2

-

15

5

Музыкальная культура XVIII – начала XIX веков. Венская классическая школа.

29

10

2

-

17

6

Античная литература

90

27

9




54




ИТОГО:

180

54

18

-

108



6.Контроль знаний студентов


6.1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Коллоквиум







9




устный; время выполнения – 2 часа

Реферат










4

10–15 страниц

Итоговый

Экзамен













Письменный; время выполнения – 2 часа


6.2. Критерии оценки знаний, навыков
При прохождении курса предполагаются две текущих формы контроля – коллоквиум и реферат. На коллоквиуме студент должен продемонстрировать, во-первых, владение теоретическим материалом (на основе усвоения лекционного материала и сведений из учебной литературы), во-вторых, знание музыкального материала на слух (узнавание в пассивной форме). Необходимо также продемонстрировать владение культурой мышления, проявляющееся, в частности, в умении понимать своеобразие музыкального произведения, аргументировано судить о его идейном и эмоциональном содержании.

При написании реферата должна быть продемонстрирована способность к обобщению и анализу, выражающаяся в умении предложить внутренне непротиворечивую интерпретацию произведения, основанную на знании его текста.

При написании реферата студент должен проявить способность работать с информацией из разных видов источников – 1) из художественного произведения и 2) исследовательской литературы.

На экзамене, являющемся итоговой формой контроля, должны суммарно проявляться все умения и навыки, предполагающие постоянную работу в течение семестра. Помимо устного ответа по билету, экзамен предполагает также викторину – узнавание музыкального материала на слух.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-балльной шкале.

7.Содержание дисциплины


Раздел 1 (вводный). Музыка как вид искусства, ее основные особенности. Европейская музыкальная культура, ее своеобразие. Периодизация европейской музыкальной культуры.
Тема 1. Музыка как вид искусства. Европейская музыкальная культура.

Музыка как отражение действительности в звучании, как искусство выразительное, слуховое, временнóе. Европейская музыкальная культура как культура музыкальных произведений, ее специфика.

Количество часов аудиторной работы: 0,5

Общий объем самостоятельной работы по теме: 1 час. Содержание работы: знакомство со спецификой музыкального искусства в целом и европейского – в частности.



Тема 2. Периодизация европейской музыкальной культуры.

Периодизация европейской музыкальной культуры в контексте развития европейской цивилизации. Древний мир, средние века, Возрождение, барокко, классицизм, романтизм как традиционно изучаемые этапы в эволюции европейской музыкальной культуры. ХХ век, его отличие от предшествующих периодов. Изменение статуса искусства и музыки.

Количество часов аудиторной работы: 0,5

Общий объем самостоятельной работы по теме: 1 час. Содержание работы: осмысление предпосылок образования основных этапов в эволюции европейской музыкальной культуры.


Литература по разделу:

Мазель Л. О природе и средствах музыки. – М., 1991.

Сохор А. Музыка как вид искусства. – М., 21970.
Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии: лекционные и семинарские занятия, прослушивание и обсуждение изучаемых музыкальных произведений.
Раздел 2. Важнейшие явления в истории музыкальной культуры с античности по XVI век н.э. (Древний мир, античность, средневековье, Возрождение).

Тема 3. Музыкальная культура античности.

Историческое значение античности как основы европейской цивилизации, как первого значительного этапа в развитии мировой музыкальной культуры.

Важнейшие особенности музыкальной культуры Древней Греции и Древнего Рима.

Синкретизм античного искусства. Роль мифологии. Музыка в теории и практике. Космологизм в воззрениях древних греков («гармония сфер»). Пифагорейские представления о звуке (роль числа). Морально-этическое значение музыки (Платон, Аристотель). Музыка в греческой трагедии.

Наиболее значительные явления различных периодов музыкальной культуры античности.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 3 часа. Содержание работы: знакомство с представлениями о музыке у древних греков. Музыка в античных мифах.

Тема 4. Музыкальная культура средневековья.

Определяющая роль католицизма в общественной жизни и культуре средневековья. Оппозиционность в отношении античного мировоззрения. Церковная музыка (григорианский хорал, гимны, секвенции). Выразительность григорианского хорала. Несамостоятельность музыки, ее прикладной характер. Зарождение многоголосия, его ранние формы.

Народная музыка, ее отличия от церковной. Театрализованные представления. Музыкально-поэтическое искусство рыцарства.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 3 часа. Содержание работы: сравнение христианско-католических и светских взглядов на музыку и ее роль.

Тема 5. Музыкальная культура Возрождения.

Возрождение как эпоха гуманизма. Музыкальная культура Италии, Нидерландов, Германии. Полифония строгого стиля в мессе Возрождения. Творчество Дж.Палестрины, Ж.Депре, О.Лассо, Г. де Машо. Полифоническая песня. Светская вокальная ансамблевая и хоровая музыка в профессиональном композиторском творчестве. Жанры мадригала и мотета.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: Народное песенно-танцевальное искусство, его жанры. Развитие инструментального музицирования. Лютневая музыка.


Литература по разделу:

Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1. – М., 1986.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Вып.1. – М., 1980.

Лосев А. Античная музыкальная эстетика.– М.: Музыка, 1960.

Розеншильд К. История западноевропейской музыки. Вып.1.– М.: Музыка, 1973.
Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии: лекционные и семинарские занятия, прослушивание и обсуждение изучаемых музыкальных произведений.
Раздел 3. Музыкальная культура XVII века. Ранняя опера. Инструментальная музыка.

Тема 6. Музыкальная культура XVII века. Ранняя итальянская опера. Творчество К.Монтеверди.

Кризис идеалов Возрождения и новые течения в искусстве начала XVII века. Зарождение оперы в Италии. Флорентийская “Камерата”. Первые образцы “драмы на музыке”. К.Монтеверди, его оперное и мадригальное творчество.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 2 часа. Содержание работы: Деятельность различных центров в Италии, развивавших искусство «драмы на музыке».



Тема 7. Инструментальная музыка XVII – начала XVIII века. Инструментальная музыка Италии.

Обособление музыки от слова и прикладных функций. Интенсивное развитие самостоятельных инструментальных жанров (симфонии, сонаты, концерта, сюиты). Полифония свободного стиля и формирование фуги. Различные инструментальные школы XVII – XVIII веков в Италии. Инструментальный концерт в творчестве А.Корелли и А.Вивальди. Клавирное и органное творчество Дж.Фрескобальди.

Количество часов аудиторной работы: 1

Общий объем самостоятельной работы по теме: 2 часа. Содержание работы: Изучение условий бытования инструментальной музыки в XVII веке.



Тема 8. Музыкальная культура Англии XVII-XVIII веков.

Творчество Г.Пёрселла – вершина английской музыки XVII – первой половины XVIII века. “Дидона и Эней” – первая классическая английская опера.

Расцвет инструментализма. Английская вёрджинальная школа, ее представители. Основные жанры музыки для вёрджинала.

Количество часов аудиторной работы: 1

Общий объем самостоятельной работы по теме: 2 часа. Содержание работы: знакомство с оперой Г. Пёрселла «Дидона и Эней».

Тема 9. Французский клавесинизм

Второй «золотой век» французского искусства. Галантный стиль. Творчество французских клавесинистов, жанр сюиты, его разновидности. Содержательные мотивы творчества представителей французской клавесинной школы.

Количество часов аудиторной работы: 1

Общий объем самостоятельной работы по теме: 2 часа. Содержание работы: Творчество Ф.Куперена («Великого»), Ж.-Ф.Рамо. Типы клавесинных пьес. Значение формы рондо.



Тема 10. Немецкая органная и клавирная музыка XVII – начала XVIII веков.

Роль Реформации в политической и культурной жизни Германии. Личность М. Лютера. Протестантский хорал и его значение для инструментальной музыки Германии.

Немецкие органные школы и их представители (на примере творчества Д.Букстехуде). Клавирная музыка И.Фробергера. Старинная сюита.

Количество часов аудиторной работы: 1

Общий объем самостоятельной работы по теме: 2 часа. Содержание работы: знакомство с текстами и музыкой протестантских хоралов. Отличия григорианского и протестантского хорала.

Литература по разделу:

Брянцева В. Французский клавесинизм. – М.: Музыка, 2000.

Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1. – М., 1986.

Друскин М. Клавирная музыка. – М.: Музгиз, 1960.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Вып.1. – М., 1980.

Розеншильд К. История западноевропейской музыки. Вып.1.– М.: Музыка, 1973.
Раздел 4. Творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.

Тема 11. Творчество И.С. Баха.

Творчество И.С. Баха как завершение и высшее достижение эпохи полифонии свободного стиля. Философское содержание, религиозная сюжетика в музыке Баха. Основные области творчества композитора.

Количество часов аудиторной работы: 1

Общий объем самостоятельной работы по теме: 2 часа. Содержание работы: жизненный и творческий путь И.С. Баха, историческое значение его творчества.



Тема 12. Инструментальная музыка И.С. Баха.

Области инструментальной музыки И.С. Баха (органная, клавирная, оркестровая). Малый полифонический цикл. Разнообразие жанров. Органные хоральные прелюдии и полифонические циклы. Сюиты, концерты. Клавирное творчество. «Хорошо темперированный клавир».

Количество часов аудиторной работы: 1

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: сравнение органного и клавирного творчества И.С. Баха.



Тема 13. Кантатно-ораториальное творчество И.С. Баха.

Значение кантатно-ораториального творчества. Сравнение жанров месса (Месса си минор) и пассионов («Страсти по Матфею»). Типы номеров. Трактовка библейских сюжетов.

Количество часов аудиторной работы: 1

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: Знакомство с кантатным творчеством И.С. Баха на примере Кантаты № 211 («Кофейная»).



Тема 14. Творчество Г.Ф. Генделя.

Особенности стиля Г.Ф.Генделя, его сходство и различие со стилем И.С.Баха. Ведущее значение кантатно-ораториальных и оперного жанров. Преобладание героической тематики.

Оратория “Мессия”.

Количество часов аудиторной работы: 1

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы:

Инструментальная музыка Генделя (клавирные сюиты, кончерти гросси).


Литература по разделу:

Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1. – М., 1986.

Друскин М. И.С.Бах. М.: Музыка, 1982.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Вып.1. – М., 1980.

Милка А., Шабалина Т. Занимательная бахиана. В двух томах. – М., 2001.

Розеншильд К. История западноевропейской музыки. Вып.1.– М., 1973.

Роллан Р. Музыканты прошлых дней // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып. III. – М., 1988.

Швейцер А. И.С.Бах. М., 2002.


Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии: лекционные и семинарские занятия, прослушивание и обсуждение изучаемых музыкальных произведений.
Раздел 5. Музыкальная культура XVIII – начала XIX веков. Венская классическая школа.

Тема 15. Музыкальная культура XVIII века. Опера XVIII века (Италия, Франция, Германия).

Распространение передовых идей Просвещения. Отражение идей Просвещения в музыке. Итальянская опера XVIII века (оперы “сериа” и “буффа”). Дж. Б. Перголези. “Служанка-госпожа” — классический образец итальянской комической оперы XVIII века.

Количество часов аудиторной работы: 0,5

Общий объем самостоятельной работы по теме: 1 час. Содержание работы: знакомство с оперой Дж.Б. Перголези «Служанка-госпожа».



Тема 16. Оперное творчество К.В. Глюка. Принципы оперной реформы на примере оперы “Орфей”.

Общая характеристика оперного творчества К.В. Глюка. Историческое значение оперной реформы Глюка, ее эстетические принципы, связь с передовым общественным движением, французскими энциклопедистами. Новые принципы оперного либретто, соотношение слова и музыки. Эволюция оперного творчества композитора.

“Орфей” как воплощение реформаторских идей К.В. Глюка в оперном жанре. Новая роль важнейших компонентов спектакля в создании синтетического музыкально-драматического произведения.

Количество часов аудиторной работы: 0,5

Общий объем самостоятельной работы по теме: 1 час. Содержание работы: знакомство с оперой «Орфей».

Тема 17. Творчество Й. Гайдна.

Черты композиторского стиля Й. Гайдна (народные истоки творчества, связь с фольклором Германии, Австрии, Венгрии, Чехии).

Симфонии Й. Гайдна. Строение сонатно-симфонического цикла, характерные принципы развития тематизма. Трактовка оркестра. Эволюция жанра симфонии у Гайдна. Драматургия зрелых симфоний (“Лондонских”), “Прощальной” симфонии. Образцы программного симфонизма – “Военная симфония”, “Часы”, “Медведь”.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: знакомство с симфоническим циклом Гайдна (на примере «Прощальной» симфонии или симфонии «С тремоло литавр»).

Тема 18. Творчество В.А.Моцарта.

В.А. Моцарт как венский классик. Универсализм творчества и уникальность композиторского дарования. Стилевые особенности музыки Моцарта. Панорама жанров его наследия.

Количество часов аудиторной работы: 1

Общий объем самостоятельной работы по теме: 1,5 часа. Содержание работы: жизненный и творческий путь Моцарта.



Тема 19. Оперное творчество В.А. Моцарта.

Оперное творчество (общая характеристика). Жанровое разнообразие опер, элементы жанрового синтеза в зрелых операх “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”. Трактовка оперной увертюры, значение арий, ансамблей и хоров в раскрытии музыкальной драматургии опер Моцарта. Реформаторское значение оперного творчества.

Количество часов аудиторной работы: 1,5

Общий объем самостоятельной работы по теме: 1,5 часа. Содержание работы: знакомство с оперой «Волшебная флейта».



Тема 20. Инструментальное и кантатно-ораториальное творчество В.А. Моцарта.

Симфоническое творчество. Характерные черты тематизма, принципы развития. Трактовка цикла. Лирико-драматический тип симфонизма в симфонии № 40.

Клавирное творчество Моцарта. Жанр концерта и сонаты и особенности его трактовки композитором. Соната для клавира A-dur № 11 и Фантазия c-moll как классические образцы клавирного стиля Моцарта.

Кантатно-ораториальные жанры. “Реквием”. Взаимосвязь с симфонической и оперной музыкой. Особенности трактовки жанра заупокойной мессы.

Количество часов аудиторной работы: 1,5

Общий объем самостоятельной работы по теме: 2 часа. Содержание работы: знакомство с симфонией № 40 и «Реквиемом».



Тема 21. Творчество Л. ван Бетховена.

Творчество Бетховена как последний этап венского классицизма. Преемственность по отношению к Гайдну и Моцарту в сочетании с новизной. Роль героической тематики и образов борьбы. Интонационность французского революционного музыкального фольклора у Бетховена. Преобразование выразительных средств под влиянием революционной тематики.

Количество часов аудиторной работы: 2.

Общий объем самостоятельной работы по теме: 1 час. Содержание работы: знакомство с жизненным и творческим путем Бетховена.



Тема 22. Жанры сонаты и симфонии – основные жанры творчества. Соната как “лаборатория” идей. Трактовка жанра сонаты на примере сонат № 8 («Патетическая») и 21 («Аврора»).

Симфонический метод и его воплощение в драматических симфониях (на примере Пятой симфонии). Шестая (“Пасторальная”) симфония как другая грань симфонизма Бетховена.

Программные увертюры. “Эгмонт”.

Количество часов аудиторной работы: 2.

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: знакомство с симфоническим и фортепианным творчеством Л. Бетховена.

Литература по разделу:

Аберт Г. В.А.Моцарт. Часть I. Кн.1. М., 1978; Часть I. Кн.2. М., 1980; Часть II. Кн.1. М., 1983; Часть II. Кн.2. М., 1985.

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. 2. – М., 1963.

Берлянд Е. Оперы Моцарта. М., 1960.

Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.2. – М., 1984.

Кремлев Ю. Й. Гайдн. – М., 1972.

Левик Б. История западноевропейской музыки. Вып.2.– М., 1980.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Вып. 2. – М., 1982.

Роллан Р. Начало классического стиля в музыке XVIII века. // Р.Роллан. Музыкально-историческое наследие. Вып. III. – М., 1988.

Роллан Р. Бетховен. Великие творческие эпохи // Р.Роллан. Музыкально-историческое наследие. Вып. III. – М., 1988.

Чигарёва Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. – М., 2000.

Чичерин Г. В.А. Моцарт. М., 1970 (или другое изд-е).
Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии: лекционные и семинарские занятия, прослушивание и обсуждение изучаемых музыкальных произведений.
Раздел 6. Античная литература

Тема 23. Введение в древнегреческую литературу. Древнегреческая мифология.

Неразличение идеального и материального в мифе. Нарушение законов природы и логики. Закон желания как единственный закон мифа. Чудо как обязательный элемент мифа. Достижение невозможного как главное содержание героического подвига.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 3 часа. Содержание работы: знакомство с греческой мифологией в изложении Р.Грейвза.



Тема 24. Творчество Гомера

Гомеровский вопрос. Недошедшие до нас поэмы, приписывавшиеся Гомеру. Единство и цельность «Илиады» и «Одиссеи». Их соотношение друг с другом. Тема и сюжет обеих поэм. Представление о богах. Героическая «этика».

Количество часов аудиторной работы: 10

Общий объем самостоятельной работы по теме: 15 часов. Содержание работы: знакомство с поэмами Гомера.



Тема 25. Творчество Гесиода.

Эпос-«каталог». Несохранившиеся поэмы Гесиода. Эволюция воззрений Гесиода. «Гомеровский» образ Зевса в «Теогонии». Первая в греческой литературе концепция справедливости в «Трудах и днях».

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 1 час. Содержание работы: знакомство с поэмами Гесиода.



Тема 26. Греческая мелика.

Значение термина «мелика» и его соотношение с термином «лирика». Деление мелики на монодию и хоровую мелику. Обязательная привязанность мелики к конкретной аудитории и ситуации. Концепция любви.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 1 час. Содержание работы: знакомство с греческой меликой.



Тема 27. Творчество Эсхила.

Фрагментарность наших знаний о творчестве Эсхила. Гордыня героя в трагедии «Персы». Нравственная коллизия трагедии «Молящие (Просительницы)». Появление трагического героя в пьесе «Семеро против Фив».

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 2 часа. Содержание работы: знакомство с драматургией Эсхила.



Тема 28. Творчество Софокла.

Героическая «этика» в трагедии «Аякс». Конфликт трагедии «Антигона». Гегелевская интерпретация пьесы и возражения Гегелю, сделанные позднейшими исследователями. Отсутствие личностных образов в трагедии.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 2 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством Софокла.



Тема 29. Творчество Еврипида, Аристофана, Платона и Менандра.

Разрыв с героической «этикой» в трагедии «Ипполит». Последний нормативный герой Еврипида. Две моральных системы в «Ипполите». Традиционная концепция любви и нетрадиционная нравственная позиция.

Аристофан и его время. Аристофан как представитель древней аттической комедии. Тема мира в комедиях Аристофана. Сатирические образы комедий Аристофана; образ демагога.

Платон как писатель и философ. Литературные особенности жанра диалога. Проблема формирования философской терминологии у Платона (на материале диалога «Тимей»).

Менандр как представитель новоаттической комедии. История находок произведений драматурга. Проблемы изучения творчества Менандра.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 2 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством Еврипида, Аристофана, Платона и Менандра.

Тема 30. Творчество Цицерона.

Эпоха Цицерона. Его политическая карьера и литературная деятельность. Жанры творчестве Цицерона: философские диалоги, письма, речи. Создание Цицероном классической латинской прозы. Цицерон как критик суеверий.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: знакомство с творчеством Цицерона; подготовка к семинару.



Тема 31. Творчество Вергилия.

Влияние неотериков и эпикуреизма на молодого Вергилия. Эпоха Августа и новая идеология. Золотой век латинской поэзии. Замысел поэмы об Августе и поэма об Энее. Отказ от традиции Энния. Вергилий и Гомер: сходство и различия. «Буколики» Вергилия и его репутация в средние века.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством Вергилия.



Тема 32. Творчество Горация.

Текстология произведений Горация. Жанровые особенности произведений Горация. Гораций и русская литература: Ломоносов, Пушкин, Пастернак.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством Горация; подготовка к семинару.



Тема 33. Творчество Овидия.

Биография Овидия и проблемы ее изучения. Ссылка поэта и ее возможные причины. Периодизация творчества Овидия. Композиция его произведений. Овидий и русская литература.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: знакомство с творчеством Овидия; подготовка к семинару.



Тема 34. Творчество Тертуллиана.

Тертуллиан – первый крупный представитель западной богословской литературы. Исторический контекст его творчества: христианство, гностицизм, монтанизм. Богословские взгляды Тертуллиана. Эволюция жанра апологии в его творчестве. Стилистические особенности его прозы.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством Тертуллиана; подготовка к семинару.



Тема 35. Творчество Амвросия Медиоланского.

Биография епископа Амвросия Медиоланского. Содержательные особенности аскетической литературы христианства. Влияние Цицерона на стиль епископа Амвросия. Образ женщины в произведениях «О девственницах» и «О вдовах».

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 3 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством епископа Амвросия.



Тема 36. Творчество Иеронима Стридонского, Августина Аврелия и Драконция.

Биография Иеронима Стридонского. Его заслуги библеиста (создание Вульгаты, экзегетическая деятельность). «О знаменитых мужах»: переосмысление понятия «знаменитый муж».

Жанровая специфика книги Августина «Исповедь». Психология Августина. Августин и августинианство.

Христианские и мифологические произведения Эмилия Блоссия Драконция.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 3 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством Иеронима Стридонского.

Литература по разделу:

Грейвз Р. Мифы Древней Греции.

Гомер. Илиада. Одиссея.

Гесиод. О происхождении богов. Работы и дни.

Лирика Каллина, Тиртея, Солона, Алкея, Архилохп, Сапфо, Гиппонактп, Семонида Аморгосского.

Эсхил. Персы. Просительницы. Семеро против Фив.

Софокл. Антигона.

Еврипид. Ипполит.

Аристофан. Ахарняне.

Платон. Тимей.

Менандр. Брюзга (Мизантроп, Угрюмец, Человеконенавистник).

Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях.

Вергилий. Энеида.

Гораций. Лирика.

Овидий. Любовные элегии. Наука любви. Лекарство от любви. Героиды. Фасты. Скорбные элегии.

Тертуллиан. К язычникам.

Амвросий Медиоланский. О девственницах. О вдовах.

Иероним Стридонский. О знаменитых мужах.

Августин Аврелий. Исповедь.

Драконций. Мифологические поэмы.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии:

Формы занятий – лекции и семинары. На семинарах используются три основных типа работы: 1) опрос студентов на предмет знания основных понятий и особенностей динамики литературы; 2) дискуссия на основе прочитанного художественного произведения и научной литературы о нем; 3) работа по методу малых групп.



8.Образовательные технологии


На семинарах используются следующие формы работы: 1) опрос студентов с целью проверки знания основных понятий, имен композиторов и их произведений; 2) прослушивание музыки с ее последующим обсуждением; 3) дискуссия по проблемам, связанным с творчеством того или иного композитора, художественного направления, хронологического периода; 4) опрос студентов на предмет знания основных понятий и особенностей динамики литературы; 5) дискуссия на основе прочитанного художественного произведения и научной литературы о нем; 6) работа по методу малых групп.

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы для домашнего задания:

  1. Важнейшие особенности музыкальной культуры Древней Греции и Древнего Рима. Наиболее значительные явления различных периодов музыкальной культуры античности.

  2. Музыкальная культуры средневековья, ее отличие от античной. Влияние христианства. Духовная и светская музыка средних веков.

  3. Гуманизм Ренессанса, его проявление в высказываниях и литературных источниках.

  4. Музыкальная культура Ренессанса. Светская и духовная музыка. Музыкальные жанры. Особенности трактовки духовного начала.

  5. Зарождение оперы в Италии, ее развитие. К. Монтеверди.

  6. Инструментальная музыка XVII – XVIII веков (Италия, Англия, Франция, Германия), ее основные представители. Музыкальные жанры и исполнительские составы.

  7. Французский клавесинизм. Особенности инструмента. Программность. Творчество Ф. Куперена.

  8. Немецкая культура протестантизма, ее отличия от католической. Протестантский хорал, его художественный строй.

  9. Историческое значение творчества И.С. Баха.

  10. Инструментальное творчество И.С. Баха.

  11. Кантатно-ораториальное творчество И.С. Баха.

  12. Историческое значение творчества Г.Ф. Генделя.

  13. Кантатно-ораториальное творчество Г.Ф. Генделя.

  14. Опера XVIII века в Европе. Опера буффа. Творчество Дж. Б. Перголези.

  15. Оперное творчество Кр.В. Глюка. Опера «Орфей».

  16. Эстетические принципы Просвещения и классицизма в европейской культуре.

  17. Эстетические принципы венской классической школы.

  18. Й. Гайдн как представитель венской классической школы. Композиторская индивидуальность Гайдна.

  19. В.А. Моцарт как представитель венской классической школы. Композиторская индивидуальность Моцарта.

  20. Л. ван Бетховен как представитель венской классической школы. Композиторская индивидуальность Бетховена.

Тематика рефератов:



  1. Логика древнегреческого мифа.

  2. Общий характер и главные образы «Илиады».

  3. Общий характер и главные образы «Одиссеи».

  4. Дидактический эпос Гесиода.

  5. Мифологический эпос Гесиода

  6. Жанровая система греческой лирики.

  7. Герой в трагедиях Эсхила «Персы» и «Просительницы».

  8. Герой в трагедии Эсхила «Семеро против Фив».

  9. Проблематика трагедий Софокла.

  10. Эволюция жанра трагедии у Еврипида.

  11. Аристофан и его время.

  12. Платон как стилист.

  13. Особенности новоаттической комедии на примере творчества Менандра.

  14. Цицерон как создатель классической латинской прозы.

  15. «Энеида» Вергилия как политическое произведение.

  16. Жанры оды и сатиры в творчестве Горация.

  17. Творческий путь Овидия.

  18. Поэтика произведений К.Тертуллиана.

  19. Христианская антропология у Амвросия Медиоланского.

  20. Биографический жанр у Иеронима Стридонского.

  21. Жанр исповеди у Августина.

  22. Драконций как поэт переходной эпохи.


    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Музыкальная культура Древнего мира и античности.

Античная эстетика и ее роль в истории музыкальной эстетики (пифагорейская школа, Платон, Аристотель, Аристоксен). Учение о музыкальном этосе. «Гармония сфер».

Церковное профессиональное искусство средневеко­вья: григорианский хорал, неканонические виды церковного пения. Секвенция “Dies irae”.

Зарождение и развитие жанра мессы. Особенности мессы средневековья.

Светская музыка средневековья. Народная песенная и танцевальная музыка. Музыкально-поэтическое искусство рыцарства.

Светское музыкальное искусство Возрождения. Про­фессиональные и народные вокально-хоровые жанры.

Музыкальная культура Возрождения. Полифония классиков строгого стиля. О. Лассо и Дж. Палестрина.

Мадригал в итальянской музыке XVI века. Особен­ности жанра и его представители.

Итальянские оперные школы XVII века и их предста­вители.

Рождение оперы в Италии. Деятельность флорентий­ской "Камераты".

Отличительные особенности "драмы на музыке" (на примерах "Эвридики" Дж.Каччини и "Дафны" М.Гальяно).

Опера Г.Перселла "Дидона и Эней".

Опера во Франции XVII века. Ж.Б. Люлли как осно­воположник оперного жанра. Французская увертюра.

Инструментальная музыка XVII века. Крупнейшие национальные композиторские школы и основные жанры.

Опера в творчестве К.Монтеверди.

Жанр concerto grosso в творчестве А.Корелли.

Инструментальный концерт в творчестве А.Вивальди. "Времена года".

Творчество английских верджиналистов.

Школа французских клавесинистов. Характерные жанры и формы клавесинной музыки.

Клавесинное творчество Ф.Куперена.

Немецкая органная школа в XVII веке. Творчество Д.Букстехуде. Пассакалия ре минор.

Историческое значение наследия И.С.Баха. Общая характеристика.

Кантатно-ораториальное творчество И.С.Баха. Мес­са си минор, «Страсти по Матфею».

Клавирное творчество И.С.Баха. Малый полифони­ческий цикл в ХТК.

Органное творчество И.С.Баха. (на примере Токкаты и фуги ре минор, Фантазии и фуги соль минор).

Органные хоральные прелюдии И.С.Баха (на приме­ре прелюдий фа минор и Ми-бемоль мажор).

Характеристика стиля Г. Ф. Генделя. Ораториальное творчество Г. Генделя (на примере оратории «Мессия»).

Развитие оперы в XVIII веке. Комическая опера в Италии и Франции.

Эстетические принципы венского классицизма. Центральные жанры и формы.

Общая характеристика творчества Й. Гайдна. Его историческое значение. Основные жанры творчества.

Й. Гайдн — основоположник классической симфонии. Черты симфонического цикла на примере Симфонии № 103 «С тремоло литавр».

Историческое значение творчества В. А. Моцарта. Общая характеристика творчества. Обзор основных жанров.

Лирико-драматическая симфония на примере Симфонии № 40.

Оперное творчество В. Моцарта. Разнообразие жанровой трактовки в зрелых и поздних сочинениях («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта»).

Историческое значение творчества Л. ван Бетховена. Общая характеристика творческого метода Бетховена. Обзор наследия.

Фортепианная соната в творчестве Л. ван Бетховена.

Большая мажорная соната Бетховена на примере сонаты № 21 «Аврора».

Драматическая минорная соната Бетховена на примере сонаты № 23 «Аппассионата».

Симфонический метод Л. Бетховена. Трактовка жанра симфонии. Разновидности симфоний Бетховена.

Героический симфонизм Бетховена на примере симфоний № 3, 5, 9.

Логика древнегреческого мифа.

Общий характер и главные образы «Илиады».

Общий характер и главные образы «Одиссеи».

Дидактический эпос Гесиода.

Мифологический эпос Гесиода

Жанровая система греческой лирики.

Герой в трагедиях Эсхила «Персы» и «Просительницы».

Герой в трагедии Эсхила «Семеро против Фив».

Проблематика трагедий Софокла.

Эволюция жанра трагедии у Еврипида.

Аристофан и его время.

Платон как стилист.

Особенности новоаттической комедии на примере творчества Менандра.

Цицерон как создатель классической латинской прозы.

«Энеида» Вергилия как политическое произведение.

Жанры оды и сатиры в творчестве Горация.

Творческий путь Овидия.

Поэтика произведений К.Тертуллиана.

Христианская антропология у Амвросия Медиоланского.

Биографический жанр у Иеронима Стридонского.

Жанр исповеди у Августина.

Драконций как поэт переходной эпохи.



10.Порядок формирования оценок по дисциплине:


В НИУ ВШЭ – Пермь принята следующая система весов:

20% результирующей оценки – оценка за работу на семинарских занятиях;

40% результирующей оценки – взвешенная сумма оценок за контрольные мероприятия;

40% результирующей оценки – оценка за итоговый (или промежуточный контроль).

Таким образом, 60% результирующей оценки – это накопительная оценка, и 40% – это оценка за итоговый (или промежуточный контроль).

Результирующая оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы накопительной оценки и оценки за экзамен (или зачет).

Накопительная оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля. К формам текущего контроля относятся контрольные мероприятия (контрольные работы, эссе, коллоквиумы и пр.), которые определены учебным планом.

Формулы расчета оценок:



О текущая = n1О1 + n2О2 + n3О3 + ∙∙∙

где Оi – оценки за контрольные мероприятия (эссе, контрольная работа, реферат и пр.)



ni – вес контрольных мероприятий (определяются преподавателем и ∑ni=1 или 100%), при этом

n1 = 50% - реферат,

n2 = 50% - коллоквиум.

О накопительная = k1Отекущая + k2Оаудиторная

где ki – вес текущей и аудиторной оценки, при этом k1=2/3, k2=1/3



О результирующая = q1Онакопительная + q2Оитог.контроль

где qi – вес накопительной оценки и оценки за итоговый контроль, при этом q1=0,6, q2=0,4



11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник


Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 1 – 3. М., Музыка, 2007.

Луков В. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: Академия, 2003 (Или любое другое издание).



11.2 Основная литература


Электронный ресурс по истории музыки: http://istoriyamuziki.narod.ru/index.html

Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1, 2. – М., 1986 (или др. изд-е).

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Вып.1,2. – М., 1980 (или др. изд-е).

История зарубежной музыки, тт. 1 – 3 (авторы: К. Розеншильд, Б. Левик, В. Конен). М., любое изд-е.

Лосев А. Античная музыкальная эстетика.– М., 1960.

Сапонов М. Менестрели. М., 2004.

Лебедев С., Поспелова Р. Musica Latina. Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. Электронный ресурс http://myidentity.narod.ru/ps/ps2/MUSICA_LATINA.htm

Друскин М. И.С.Бах. М.: Музыка, 1982.

Швейцер А. И.С.Бах. М., 2002.

Милка А., Шабалина Т. Занимательная бахиана. В двух томах. – М., 2001.

Сапонов М. Шедевры Баха по-русски. М., 2005.

Сайт по вокально-инструментальному творчеству И.С. Баха:



http://bach-cantatas.com./IndexTexts.htm (переводы текстов, обширн. информация о творчестве композитора).

Кремлев Ю. Й. Гайдн. – М., 1972.

Аберт Г. В.А.Моцарт. Часть I. Кн.1. М., 1978; Часть I. Кн.2. М., 1980; Часть II. Кн.1. М., 1983; Часть II. Кн.2. М., 1985.

Берлянд Е. Оперы Моцарта. М., 1960.

Чичерин Г. В.А. Моцарт. М., 1970 (или другое изд-е).

Чигарёва Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. – М., 2000.

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. 2. – М., 1963.

Роллан Р. Начало классического стиля в музыке XVIII века. // Р. Роллан. Музыкально-историческое наследие. Вып. III. – М., 1988.

Августин: pro et contra. СПб., 2002.

Аристофан. М.: Изд-во МГУ, 1956. – 197 с.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 2 т. М.: Искусство, 1995.

Вулих Н.В. Овидий. М.: Молодая гвардия: ЖЗЛ: Соратник, 1996. – 281 с.

Гораций: межвуз.сб. / С.-Петербург.ун-т; отв.ред. Ю.В. Откупщиков. – СПб.: Изд-во СПб.ун-та, 1992. – 226 с.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М.: Мысль, 1986. – 349 [3] с



    1. Дополнительная литература


Грубер И. Всеобщая история музыки. – М.: Музгиз, 1965.

Документы жизни и деятельности И.С. Баха. Электронный ресурс: http://lib.rus.ec/b/159581

Еремеев А. Происхождение искусства. М., 1970.

Герцман Е. Музыка Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 1998.

Ранние формы искусства. Сборник статей. М., 1972.

Обри Ж. Творчество трубадуров и труверов. М., 1980.

Гуревич А. Культура средневекового города. Л., 1984.

Сапонов М. Артистические профессии средневековья. – М., 1998.

Коннов В. Нидерландские композиторы XV – XVI веков. Л., 1984.

Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1986.

Конен В. К. Монтеверди. М., 1971.

Хохловкина А. Западноевропейская опера. – М., 1962.

Брянцева В. Французский клавесинизм. М.,2000.

Бочаров Ю. Французская увертюра в музыке эпохи барокко. М., 1998.

Рыцарев С. К. В. Глюк. – М., 1980.

Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв. (под ред. В.Шестакова). – М., 1971.

Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIХ веков. Самосознание эпохи и музыкальная практика. – М., 1996.

Келлер К. «…прожить тысячу жизней!» По страницам разговорных тетрадей Бетховена. М., 1983.

Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003.

Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994.

Некоторые проблемы истории античной науки. Л., 1989.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1999.

Цицерон М.Т. Письма. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949.

    1. Справочники, словари, энциклопедии


Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990 (есть также в электронном виде).

Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М., 1973–1982 (есть также в электронном виде).

Музыкальный словарь Гроува. – М., 2001.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.



Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1977–1978.

    1. Программные средства


Для успешного освоения дисциплины студент использует следующие программные средства:

  • Microsoft Office, Adobe Acrobat для работы с текстовой информацией;

  • Windows Media, Media Сlassic Player, WinAmp или любое другое приложение, используемое для прослушивания музыкальных произведений.



    1. Дистанционная поддержка дисциплины


Используется система LMS.

Материально-техническое обеспечение дисциплины


Использование проектора на занятиях а также технические средства для воспроизведения музыки.