Программа дисциплины История и теория искусств для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 3 526.01kb.
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 3 525.91kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 3 347.76kb.
Программа дисциплины «Теория и история менеджмента» 1 395.54kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 3 713.25kb.
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» 5 981.2kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных... 3 525.74kb.
Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология»... 3 763.92kb.
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200... 1 373.53kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рп у д) история религий направление... 2 589.83kb.
Программа дисциплины «Инженерные системы и оборудование в архитектуре» 2 353.62kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины История и теория искусств для направления 030100. 62 «Философия» - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии отделение культурологии
Программа дисциплины

История и теория искусств

для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра

Автор программы: Карпенко Е.К., к.ф.н., ekkarpenko@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Куренной В.А.


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100.62Востоковедение и африканистика, изучающих дисциплину «История искусства».

Программа разработана в соответствии с:

ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ http://www.hse.ru/data/2013/04/29/1296896853/Philos%20bak.pdf

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030100.62 «Философия», утвержденным 18 декабря 2012г.

2.Цели освоения дисциплины


Цели освоения дисциплины «История искусства»:

- ввести студентов в круг проблем, связанных с происхождением и различными формами существования искусства как предметного мира культуры;

- ознакомить студентов теоретическими и методологическими подходами к изучению искусства в его историческом развитии;

- дать представление о принципах и подходах к классификации искусств, научить ориентироваться в основных видах, родах, жанрах и стилях искусства;

- раскрыть содержание основных «эпох» в истории искусства;

- познакомить студентов с иллюстративными образцами художественной культуры, значимыми в плане теоретического постижения искусства, использования общезначимых классификационных схем и аналитических инструментов искусствоведения.



3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать теоретические и методологические подходы к изучению объектов искусства в их истории;

Уметь ориентироваться в видах и формах искусств, в их типологии и стилевых направлениях;

Иметь навыки жанровой и хронологической атрибуции произведений искусства, достаточные для ориентирования в художественно-исторических ареалах, с которыми соотносит себя современный специалист-гуманитарий.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные

ОК-1

1.1 обладает культурой мышления, речи и письма;

1.2. способен к поиску, выбору и структурированию информации;

1.3.способен к постановке целей и выбору релевантных средств ее достижения


- самостоятельное чтение и коллективное аудиторное обсуждение теоретических текстов на соответствующую тему;

- задания по веб-поиску иллюстративного материала, соответствующего определенному разделу курса;

- внеаудиторное посещение музеев и выставок








Общенаучные

ООНК-1

ООНК-2


2.1. способен научно анализировать объекты и процессы в области художественной культуры;

2.2. умеет использовать основные положения и методы гуманитарных и искусствоведческих наук в различных видах деятельности

2.3. обладает навыками работы с теоретической и эмпирической информацией, знает способы ее получения и базовой обработки для решения научно-исследовательских, профессиональных и социальных задач


- аудиторное коллективное аналитическое обсуждение конкретных объектов искусства на основе предложенных для самостоятельного чтения теоретических материалов;

- реферирование теоретической работы по истории искусства;



Профессиональные

ПК -1

ПК-11


3.1. понимает основные процессы и тенденции, протекающие в современном искусстве;

3.2. умеет анализировать объекты художественной культуры в широком социальном и историческом контексте

3.3.понимает систематические связи между сферой искусства и социальной, политической и экономической жизнью;

3.4. способен использовать свои знания в сфере практической инновационной деятельности;



- реферат;

- устная аудиторная коллективная работа с иллюстративным материалом;




Инструментальные

ПК-3

ПК-5


ПК -14

4.1. владеет теоретическими основами искусствознания, категориями и концепциями основных научных дисциплин и современных междисциплинарных подходов, изучающих художественные объекты, процессы и практики

4.2. владеет навыками поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в сфере пластических искусств;

4.3. умеет анализировать, структурировать, обоснованно и наглядно излагать обработанную информацию;


- устная аудиторная коллективная работа с иллюстративным материалом;

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализации «Востоковедение» настоящая дисциплина является базовой.

Дисциплина предназначена для студентов 4 курса бакалавриата и читается во 2-ом семестре первого года обучения. Образовательной базой являются дисциплины «Культурология». «История философии», «Всеобщая история», «Философская антропология»; «Социология».


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:


  • знать историю Античности, Средних веков и Возрождения на уровне программы бакалавриата для непрофильных факультетов и историю Нового и Новейшего времени на уровне общеобразовательной школьной программы;

  • ориентироваться в понятиях и понимать специальные термины литературы по общим проблемам исторической науки и художественной культуры;

  • уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин, связанных с художественной культурой, изучаемого региона, включая визуальные, пластические искусства и архитектуру.


Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Что такое искусство? История понятий: techne, artes liberales, beaux arts. Искусство в контексте культурных институтов и практик.

10

2

2

6

2

Искусство и искусства: проблемы классификации. Иерархия видов искусства и ее историческая подвижность. Категория стиля как теоретическая проблема истории искусств.

11

2

2

7

3

Искусство и физическое пространство: история архитектурных форм древнего мира и рождение классики.

11

2

2

7

4

Искусство и власть - 1: архитектура имперского стиля (Рим, Византия). Романика и готика как богословско-политические проекты.

11

2

2

7

5

Искусство и власть - 2: архитектура Возрождения, барокко, классицизма. «Историцизм» и ампир.

11

2

2

7

6

Скульптура 1: история идеальной телесности.

11

2

2

7

7

Скульптура 2: воплощение эмоции и драматургическая пластика: скульптурный портрет и посмертная маска, надгробие, мемориал, готический портал, барокко и импрессионизм в скульптуре.

11

2

2

7

8

Как устроено изобразительное искусство: история основных понятий, художественных практик и техник. Изобразительность и проблема правдоподобия; изобразительность как способ коммуникации: язык визуальных образов.

11

2

2

7

9

История оптического иллюзионизма: тело, движение, свет, пространство

11

2

2

7

10

Итальянский Ренессанс: от иконы к станковой картине. Натуралистическое правдоподобие как принцип визуальности.

11

2

2

7

11 - 12

Мимесис в живописи - 1: портрет и автопортрет от Ренессанса к Модерну.

20

4

4

12

13

Мимесис в живописи – 2: динамика пейзажного образа от Ренессанса к импрессионизму.

11

2

2

7

14

Мимесис в живописи – 3: вещь в изобразительном искусстве. От эмблематической живописи к натюрморту; от натюрморта к эксперименту с фактурой, формой, цветом и поверхностью (Сезанн).

11

2

2

7

15

Визуальные искусства в эпоху технической воспроизводимости.

11

2

2

7







162

30

30

102

5.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Параметры

Текущий

(в течение модуля)

3 модуль


Работа на

семинаре:

устная, аудиторная.


К семинарским занятиям студентам предлагаются тексты для чтения и практические задания для аналитической работы с визуальным материалом. Семинары проходят в форме открытой дискуссии. Оценивается активное участие в обсуждении. Оценка активности на каждом семинаре носит дихотомический характер зачет/незачет, т.е. активная работа оценивается как зачет без дифференциации по баллам.

Текущий

(в течение модуля)

3 модуль


1. Эссе: самостоятельная письменная работа;


1. Письменная работа, 500 - 1000 слов,

В публицистическом жанре с привлечением авторского иллюстративного материала, посвященная достижимым для студента объектам архитектуры и искусства, событиям текущего художественного процесса (выставкам, художественным акциям и событиям). Работа высылается преподавателю, ведущему семинарские занятия на почту за календарную неделю до установленной даты зачета/экзамена.


2. Контроль за освоением визуального

Материала.

Аудиторный, устный



2. для самостоятельного освоения предлагается ограниченное (конечное) количество изображений (150), отражающих основные этапы движения художественных идей в пластических и изобразительных искусствах, а также в архитектуре. В аудитории преподаватель произвольно выбирает 5 из 150 изображений и предлагает студенту определить : название, автора (если это возможно), период создания и место расположения/хранения объекта. Эта форма работы может быть использована в тех случаях, когда активность на семинарах является неудовлетворительной, тогда она оценивается как зачет/незачет.

Итоговый

4 модуль


Зачет/экзамен



Проходит в форме тестирования, включающего задания различных типов и степени сложности: ОВ, МВ, УС, УП, КРО, а также компетентностно-ориентированные тестовые задания со свободно конструируемым ответом. Время выполнения 60 минут.

6.Порядок формирования оценок по дисциплине


Элемент оценки

Накопленная оценка/Текущий контроль

Отекущий

Итоговая оценка

Оитог

Результирующая

оценка





Аудиторная работа Оауд

Эссе

Осам

Тест







Семинары

Работа с изображениями










Что и как оценивает преподаватель

Каждый семинар оценивается как зачет/незачет по итогам активности.


Каждое правильно определенное изображение – 2 балла, 5 изображений – 10 баллов

Оценивается по 10-ти балльной системе

Оценивается в 10 баллов




Коэф. (на что умножается оценка)

Q общ – общее количество сз, предусмотренных рабочим планом; Q инд - – количество сз, на которых студент активно работал

K изо = 0,1

Q изо = количество правильно определенных изображений из 5-ти предложенных.



Kэссе = 0,1

K итог = 0,4




Формула расчета

O cз = Q инд. * 10: Q общ)

О изо = 0,1 * Q изо

О эссе* 0,1







Что получается в итоге

Онакопленная= 0,6 *(Осз +О изо+ О эссе) ; O итог = результат за тест * 0,4

Орезультирующая = O нак + О итог


Материалы для чтения к лекциям и семинарам
Лекция 1-2. История искусства как научная дисциплина: проблема предмета и методов исследования.

Что такое искусство? История понятий: techne, artes liberales, beaux arts. Искусство в контексте культурных институтов и практик. Как возможно и ради каких целей научное изучение искусства? История искусства как история людей (мастеров, Дж. Вазари), идей (духа, Винкельман, Гегель), вещей (единичных объектов культурной эпохи, созданных в соответствии с творческой задачей и волей авторов-заказчиков, а также художественных проблем и способов их решений (Э.Гомбрих); искусствознание (Ригль, Панофский, Заксль и др.) Искусство и искусства: проблемы классификации. Иерархия видов искусства и ее историческая подвижность. Категория стиля как теоретическая проблема истории искусств.

Литература:

1. Зедльмайр Г. // Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб.: Axioma, 2000. С. 134-184.

2. Татаркевич А. Искусство: история понятия // Татаркевич А. История шести понятий. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.

3. Панофский Э. История искусства как гуманистическая дисциплина // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999. С. 10-40.

4. Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. СПб: «Азбука-классика». 2009. I. Введение. С. 27-65.

5. Гомбрих Э. История искусства. М.: Искусство – XXI век. 2013. С. 15 – 38.



Семинар 1.

Текст для чтения и аудиторного обсуждения:


Татаркевич Владислав. История шести понятий. М: Дом интеллектуальной книги, 2003. Гл. I. Искусство: история понятия.

Доступно: http://sbiblio.com/biblio/archive/tatarkevich_ist/


Вопросы к тексту:

        1. Как понимали и что называли «искусством» древние греки и римляне?

  1. Какое значение в «искусствах» древних отводилось норме (правилу)?

  2. На каких основаниях искусства разделялись и классифицировались? Назовите классификации и обоснуйте.

  3. Каковы причины изменений в понимании «искусства» и в классификации «искусств», произошедших в эпоху Возрождения?

  4. Опишите историю становления современных понятий и классификации искусств.

  5. Какие два периода в истории понятия «искусство» выделяет В. Татаркевич. Поясните. Подберите примеры, которые подтверждают /опровергают такую периодизацию.

7. В тексте утверждается, что «в оставленном XVIII столетием наследии имеются два определения: искусство является созданием прекрасного и – искусство представляет собой подражание». Поясните. Подберите примеры, которые подтверждают/опровергают такие определения .

8. Назовите четыре «современных» определения искусства и приведите свои примеры, соответствующие этим определениям.

9. Какие выводы делает автор о понятии «искусство»? Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте.

10. Какие четыре современные концепции искусства выделяет автор? Подберите соответствующие примеры.


Семинар 2. Понятие идея в истории искусства.

Текст для чтения и аудиторного обсуждения:



Панофский Э. Idea: к истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб.: Аксиома, 1999. С. 3 – 88.

1. Какова роль Платона и его учения в возникновении и развитии концептуальных представлений об искусстве в исторической перспективе?

2. Выпишите основные понятия, посредством которых в античности (т.е. греческими и римскими авторами) осмысливалась художественная деятельность и ее результаты. Укажите определения понятий в соответствии с текстом.

3. Как трансформируются античные представления о красоте у средневековых авторов? Какие новые по сравнению с античностью теоретические проблемы искусства осмысливает средневековье?

4. Как трансформируется представление о «подражании» природе у теоретиков эпохи Возрождения? Отметьте в тексте авторов, на рассуждения которых опирается Панофский? К какой социальной группе они принадлежат? Сравните социальный статус «теоретиков» искусства (о которых упоминает Панофский) Античности, Средневековья и Возрождения. Попробуйте объяснить причины изменения социальной группы – носителя новых идей?

5. На каких основаниях Панофский выделяет «маньеризм» в отдельную эпоху в истории искусства, помещая его между «Возрождением» и «классицизмом»?

6. Выделите в тексте и сформулируйте основные тезисы классицистической теории искусства.

7. На основании проработанного материала попробуйте сделать вывод о том, историю чего именно предлагает читателю Эрвин Панофский? Каковы методы исторической работы Панофского с материалом и что именно он изучает? Можно ли использовать положения этой работы Э. Панофского для анализа конкретных художественных произведений. Обоснуйте и приведите свой собственный пример.


Лекция 3. Искусство и физическое пространство: история архитектурных форм древнего мира.

Архитектура – искусство распределения и пространственной организации материальных масс (Виппер Б.). Архитектура и ландшафт. Материалы и технологии древнего архитектурного строительства. Социальные функции архитектуры: мемориальная, сакральная, ритуальная. Архитектура и урбанизм. Акрополь и некрополь. От города – дворца (Кносс) к городу – государству (полису): рождение ордера. Эллинизм – новый урбанизм (Александрия), соединение греческого ордера с египетской монументальностью. Коринфская колонна – как образец роскошной декоративности. Здание – тело (оптическая гармония греческих храмов) и архитектурная конструкция как способ эстетической организации пространства (римская арка). Понятие «античный ордер» и теория классического в искусстве: от античности до палладианства.


Литература

Гомбрих Э. История искусства. М.: Искусство – XXI век. 2013. (Гл. 2: Искусство для вечности. Египет, Месопотамия, Крит. (С. 55-74); Гл. 3: Великое пробуждение. Греция. VII-V века до н.э. (С. 75-98); Гл. 4: Царство прекрасного. Греция и греческий мир. IV век до н.э.- I век н.э. (С. 99-116).

Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции// Памятники мирового искусства. М.: издательство «Искусство». 1970. С. 5- 79.

Бартенев В. А., Батажкова В. Н. Очерк истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 1983.

Виппер Б. Р. Архитектура // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусств. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 215-282 (или: любое переиздание с другой пагинацией).

Пучков А. А. Световой столп и колонна как выражение тектоники преобразования среды; Ордер как художественное выражение форм социально-пространственного поведения // Пучков А. А. Поэтика античной архитектуры. Киев: Феникс, 2008. С. 677-765.
Семинар 3. Античная архитектура и проблема классики.

Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре. / Пер. Ф. А. Петровского. (Серия «Из истории архитектурной мысли»). — М., Едиториал УРСС. 2003. Кн.1 Глава 2 - 3; Книга 3. Гл.: 1-4; Кн. 4. Гл.: 1-10.

Доступно: http://www.astro-cabinet.ru/library/Vitruv/Tab_1.htm


Информационный сайт с библиотекой и каталогом иллюстраций:

http://www.ancientrome.ru/


Андреа Палладио. Четыре книги об архитектуре. Пер. И.В. Жолтовского. люб. изд. Книга 4.

Доступно: http://flourishing.ru/late-renaissance/andrea-palladio/four-of-the-treatise-on-architecture


Практикум

Творческие задания для самостоятельной работы:

А. c:\users\лена\desktop\2010\фото\itàlia\vicènza\img_2664.jpg Б. c:\users\лена\desktop\пантеон.jpg В.

Выше приведены изображения архитектурных сооружений:

1.Расположите их в последовательности, отражающей эволюцию ордерной архитектуры. Обоснуйте (2-3 предложения, желательно определить каждое сооружение).

2. Одно из сооружений стало образцовым для новоевропейской архитектуры, а именем спроектировавшего его архитектора (что в истории архитектуры уникально) назван архитектурный стиль. Определите здание и архитектора.


Лекция 4. Искусство и власть - 1: архитектура имперского стиля (Рим, Византия).

Гражданское и храмовое строительство в римской империи: урбанизм как цивилизационный проект (храмы, водопроводы, банные комплексы, театры, стадионы, рынки и площади). Возникновение христианства и пути развития античной (римской, эллинистической) архитектурной традиции. Центрический храм и базилика. Крестово-купольный объем. Семантика креста. Космическая, топографическая и временная символика храма. Романский стиль и Священная Римская империя. Готический стиль как «национальный» стиль французского королевского домена с центром в Париже (Аббатство Сен-Дени) и как основа европейской идентичности. Антонио Гауди: готика как символ и новая религиозность (собор Святого Семейства, Барселона).


Литература:

Гомбрих Э. История искусства. М.: Искусство – XXI век. 2013. Гл 6 - 10. С. 133 – 142, 157 – 171, с. 185 – 206.

Искусство этрусков и Древнего Рима// Памятники мирового искусства. Под ред. Ю.Д. Колпинского. М.: издательство «Искусство». 1983. С. 55 – 102.



Попова О. С. Искусство Византии // Очерки истории искусства. М.: Искусство, 1987. С. 211-303.

Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Р. Томана. Изд-во: Konemann. 2007. В частности статьи о готической архитектуре с. 6 – 300.



Семинар 4. Готическая архитектура и схоластика.

Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество 980-1420 годов. М.: Ладомир. 2002. Гл. Бог есть свет. Стр. 123-138 (включительно) и 152-154.

Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика// Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика. Серия «Художник и знаток». М.: «Азбука классика», 2004. С. 213 – 312.
Лекция 5 - 6. Искусство и власть - 2: архитектура Возрождения, барокко, классицизма.

Итальянское Возрождение: Рим – столица христианского мира и резиденция пап (конкурсы на реконструкцию собора Св. Петра). Итальянские города как художественные центры (Флоренция, Венеция, Милан, Феррара). Гражданское строительство: городской особняк (палаццо) и загородная резиденция (вилла). Французское Возрождение: королевские резиденции, итальянское влияние и зарождение французского абсолютизма. Барокко, орден иезуитов и контрреформация. Архитектура ансамбля: Виньола и модель архитектурной иллюзии, Джакомо делла Порта, Бернини и принцип художественного синтеза по законам живописности, декоративность архитектуры. Классицизм как национальный стиль французского абсолютизма. Декарт и эстетика регулярного парка (Версаль). Английский пейзажный парк, эстетика натурализма и сентиментализма.



Литература:

Гомбрих Э. История искусства. М.: Искусство – XXI век. 2013.
Семинар 5. Читать:

- Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст // Сады классицизма. М.: 1998. С. 102-114.


- Людовик XIV. Как показывать Версальские сады

- Шарль Перро. Версальский лабиринт (1688)


Оба текста доступны: http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=80
Задание:

- найти планы Версаля (датируемые самое позднее концом XVIII в.), а также изображения объектов, которые упоминаются в садовых маршрутах Людовик XIV;

- найти в тексте Карамзина Н.М. «Записки русского путешественника», фрагмент, о котором упоминает Д.С. Лихачев;

- найти изображения и планы других проектов Ленотра Андре, о которых есть упоминания в тексте Д.С. Лихачева;

- в тексте Лихачева (с. 105) утверждается, что садовый классицизм имеет прямую параллель в «Поэтике» Буало. Попытайтесь найти эту параллель (http://www.gumfak.ru/kult_html/radugin/ra21.shtml)

- отметьте основные эстетические категории классицизма и дайте им определения;

- найдите изображения и планы садов «во французском стиле» за пределами Франции, о которых упоминается в тексте;
Практикум:
Задание для самостоятельной работы.

I. Известно, что слово культура (cultura) в своем первоначальном смысле имело сельскохозяйственное значение, было связано с возделывание земли. Ниже даны две группы терминов и изображения.

1. лес, парк, огород, ландшафт, роща.

2. регулярный, пейзажный, аптекарский, городской, ботанический, зоологический.

А. Б. file:london zoo surveyed 1854.jpg
В.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/hyde_park_london_from_1833_schmollinger_map.jpgГ. file:hubert robert, le parc d\'ermenonville, 1780.jpg
1. Составьте словосочетания, используя слова из 1 и 2 списка, которые является искусствоведческими и культурологическими терминами. (1 словосочетание – это 1 слово из первого списка и 1 слово из второго списка, слова из списков могут повторяться).

2. Соотнесите некоторые термины с изображениями. Помните терминов больше, чем изображений.

3. Проанализируйте изображения как документ и источник информации. Создайте классификацию из трех рубрик. В одной рубрике окажутся два изображения.
Лекция 7 - 8. Скульптура: история идеальной телесности.
Ритуальная магия и возникновение скульптуры. Вечное тело и тело для вечности: египетская монументальная скульптура (материалы, технология и семантика). Греческая скульптура как элемент архитектурного декора: атланты (храм Зевса, Агридженто, Сицилия) и кариатиды (Эрехтейон, Афины). Скульптурный рельеф: декорация и коммеморация (от античного фронтона к романскому порталу). От рельефа к автономной фигуре (круглая/свободной стоящая статуя). Классическая скульптура: канон и мимесис, проблема движения (от Фидия и Мирона к Верроккьо и Микеланджело; Бернини, Родену). Городская скульптура и монументальная пропаганда: от римской скульптуры к городским памятникам итальянского Ренессанса (Медичи, Флоренция). Скульптура и среда: проблема постамента.
Литература:

Акимова Л. И. Скульптурный ансамбль Парфенона // Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб.: Азбука-Классика, 2007. С. 178-210.

Виппер Б. Р. Скульптура // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 77-147. (Или другое издание с другой пагинацией).

Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Р. Томана. Изд-во: konemann. 2007.



Дворжак М. Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи // Дворжак М. История искусства как история духа. СПб.: Академический проект, 2001. С. 48-173.

Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции// Памятники мирового искусства. М.: издательство «Искусство». 1970. С. 5- 79.

Панофский Э. История теории человеческих пропорций как отражение истории стилей // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999. С. 77-128.

Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Р. Томан. Изд-во: konemann.2001



Свидерская М. И. Классическая фаза раннего Возрождения (Италия): единство математического и архитектонического «структурализма» на основе живописи // Свидерская М. И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков. М.: Галарт, 2010. С. 64-91 (или: Искусствознание. 1999. № 1. С. 161-181.

Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции// Памятники мирового искусства. М.: издательство «Искусство». 1970. С. 5- 79.
Семинар 7. «Живая» статуя метафора и образ в искусстве, философии, литературе.

Читать

Дидро Д. Разговор Д’Аламбера и Дидро // Дидро Д.

Доступно:http://sbiblio.com/biblio/archive/didro_conversation/
Назиров Р. Г. Сюжет об оживающей статуе // Фольклор народов России. Фольклор и литература. Общее и особенное в фольклоре разных народов. Межвуз. сб-к. Уфа: Башкирский университет, 1991. С. 24-37. http://nevmenandr.net/scientia/nazirov-statuja.php
Ю. М. Лотман Куклы в системе культуры  Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. Таллинн, 1992, с. 377-380.

http://ec-dejavu.ru/d/Doll.html



Семинар 8. Нагота в искусстве.

Читать Кларк К. Нагота в искусстве. СПб., 2004, гл. I. Голый и нагой. с. 10-39.

Доступно: http://ec-dejavu.ru/n/Nu.html

Лекция 9. Субъект в искусстве - 1: кого изображает скульптурный портрет?

От ритуальной посмертной маски к вечному гранитному подобию лица фараона. Идеальная пластическая красота «греческого профиля»: «этос» богов и героев. От этрусских погребальных каноп к политическому портрету. Скульптурные портреты императоров и римские монеты. Женский римский портрет. От античного портрета, воплощающего стоический идеал разумной воли и красоты, к выразительной эмоциональности романской и готической портретной скульптуры. Скульптурный портрет Ренессанса воплощение индивидуальности и социального статуса. Барокко: рождение психологического портрета. Политический портрет эпохи Просвещения (Фальконе, Гудон). Импрессионизм: портрет – застывшее мгновение существования индивида, схваченное скульптором (Павел Трубецкой. Портрет С.Ю. Витте, Русский музей). Скульптурные портреты как инструмент монументальной пропаганды (памятники К. Марксу, СССР: художественный язык и стилистические особенности).


Литература:

Бритова Н.Н., Лосева Н.М, Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975. Доступно: http://ancientrome.ru/publik/art/rsp/index.htm



Виппер Б. Р. Скульптура // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 77-147.

Гомбрих Э. История искусства. М.: Искусство – XXI век. 2013.

Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима: Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1996. Гл. Скульптурный портрет.

Доступно (без пагинации): http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Sokol/05.php

Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура 1960-1980 гг. М.: «Искусство». 1984. С.



Лекция 10. Как устроено изобразительное искусство: история основных понятий, художественных практик и техник.

Рисунок – основа изобразительного искусства. Материал рисунка. Краткая история средств изображения. Развитие контурного изображения: от примитивов к миниатюрам. Отделение графики от живописи как теоретическая проблема. Умбрийская школа, нидерландский рисунок от Рогира ванн дер Вейдена до Рембрандта. Понятие эстампа и его парадигма. От ксилографии к офорту. От Шонгауэра и Дюрера к Рембрандту и Пиранези – диалектика детали и экспрессии.


Бенеш О. Средневековое наследие и новый эмпиризм // Бенеш О. Искусство северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М.: Искусство, 1973. С. 56-72.

Вельфлин Г. Линейность и живописность. Рисунок // Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Мифрил, 1994. С. 61-72.

Виппер Б. Р. Графика // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусств. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 12-76 (или: любое переиздание с другой пагинацией).

Дворжак М. Шонгауэр и нидерландская живопись; «Апокалипсис» Дюрера // Дворжак М. История искусства как история духа. СПб.: Академический Проект, 2001. С. 177-238.

Сидоров А. А. Пиранези как архитектурный мыслитель // Сидоров А. А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. М.: Советский Художник, 1985. С.76-81.
Семинар 10.

Читать: Дворжак М. Шонгауэр и нидерландская живопись; «Апокалипсис» Дюрера // Дворжак М. История искусства как история духа. СПб.: Академический Проект, 2001. С. 177-238.
Лекция 11. История оптического иллюзионизма.

Декоративные настенные росписи и мозаики (Помпеи, Геркуланум, Сицилия). Живопись и проблема репрезентации. Икона, фреска, станковая картина. Пространство изображения: структура глубины, перспектива «прямая» и «обратная», пропорции и композиции, проблема цвета, света и тени. Готический витраж и оптическое искусство света и цвета. Джотто – первый европейский художник (на примере росписи церкви на Арене, Падуя). Обзор ключевых художественных школ и центров итальянского Ренессанса: Рим, Флоренция, Венеция. Мегапроект живописного иллюзионизма, его кризис в XIX веке и зримый распад в XX-м.


Литература:

Вельфлин Г. Новое мировоззрение // Вельфлин Г. Классическое искусство. М.: Айрис-Пресс, 2004. С. 252-281.

Гомбрих Э. История искусства. М.: Искусство – XXI век. 2013.

Данилова И. Е. Картина как общая формула мировидения // Данилова И. Е. «Исполнилась полнота времен…» Размышления об искусстве. Статьи. Этюды. Заметки. М.: РГГУ, 2004. С. 18-77.

Ротенберг Е.И. Станковая картина итальянского кватроченто. Типологические основы // Искусствознание. 1999. № 2. С. 182-208.

Свидерская М. И. Живопись эпохи Возрождения как этап в развитии европейской визуальной культуры // Свидерская М. И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков. М.: Галарт, 2010. С. 92-123. (Или: Искусствознание. 2000, № 1. С. 5-34).
Семинар 11.

Ханс Зедльмайр. Секуляризация ада//Зедльмайр Х. Утрата середины / Пер. с нем. С.С. Ванеяна. -

М.: Прогресс-традиция; Издат. дом Территория будущего, 2008, с. 379-396.

http://ec-dejavu.ru/h/Hell.html



Вопросы к тексту:

  1. Проследите иконографию ада в христианском искусстве. Какой вклад здесь внесла готика?

  2. Что Зедльмайр называет "новым реализмом позднеготического искусства"?

  3. Как осуществляется генезис "адской сферы" в западном искусстве?

  4. Перечислите основные темы "адской" образности.

  5. Расскажите о вкладе Иеронима Босха в новую "сценографию ада".

  6. Опишите облик "адских существ" у Босха.

  7. Как соотносятся сферы Неба и преисподней в живописи 15 века?

  8. Что Зедльмайр называет "гойевским пандьяволизмом"?

  9. Как проявляет себя секуляризация ада в новом искусстве? Как здесь соотносятся демоническое и возвышенное?


Литература к лекциям 12-14 :

Виппер Б. Р. Живопись <фрагмент> // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 200-206.

Даниэль С. М. «Театральность» и репрезентативность. Изобразительная риторика // Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Л.: Искусство, 1986. С. 98-125.

Мутер Р. Мировая живопись. Шедевры. Жанры. Направления. М.: ЭКСМО, 2010.

Сененко М. Однофигурный бытовой жанр в творчестве Франса Хальса // Из истории классического искусства Запада. / Ред. М. Я. Либман. М.: Искусство, 1980. С. 130-152.

Грашенков В.Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения // Типология и периодизация культуры Возрождения. М„ 1978. С. 201-247.

Данилова И. Е. Мир внутри и вне стен: интерьер и пейзаж в европейской живописи XV-XX веков // Данилова И. Е. «Исполнилась полнота времен…» Размышления об искусстве. Статьи. Этюды. Заметки. М.: РГГУ, 2004. С. 167-233.

Егорова К. Пейзаж в нидерландской живописи XV века. М.: Искусство, 1994?

Кларк К. Пейзаж реальности. Пейзаж фантазии. Идеальный пейзаж // Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб.: Азбука-Классика, 2004. С. 48-169.

Проблемы пейзажа в европейском искусстве XIX века / Материалы конференции ГМИИ им. А. С. Пушкина (1976). М.: Искусство, 1978 (Избранные статьи первой части).

Виппер Б. Р. Термин и проблема // Проблема и развитие натюрморта. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 26-77.

Данилова И. Е. Портрет – и натюрморт: человек и вещь. <Часть 2> // Данилова И. Е. «Исполнилась полнота времен…» Размышления об искусстве. Статьи. Этюды. Заметки. М.: РГГУ, 2004. С. 136-166.

Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М.: Наука, 1997.

Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики // Вещь в искусстве: Материалы научной конференции (1984). ГМИИ им. А.С.Пушкина. Вып. XVII. М.: Искусство, 1986. С. 6-14 (Или: Лотман Ю. М. Об искусстве. С. 494-500.

Тарасов Ю. Н. Голландский натюрморт XVII века. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 206-214.

Голованова А. Е. 50. Самые знаменитые шедевры мирового портрета. М.: Белый город, 2009.

Гращенков В. Н. Итальянская портретная живопись последней трети XV века // Искусство Запада. Сборник памяти Б. Р. Виппера. М.: Наука, 1971. С. 46-60.

Данилова И. Е. Портрет – и натюрморт: человек и вещь. <Часть 1> // Данилова И. Е. «Исполнилась полнота времен…» Размышления об искусстве. Статьи. Этюды. Заметки. М.: РГГУ, 2004. С. 78-135.

Егорова К. С. Портрет в творчестве Рембрандта. М.: Искусство, 1975.

Жинкин Н. Портретные формы // Искусство портрета. М.: ГАХН, 1928.
Семинар ы: 12-13.

Читать:

Ортега-и-Гассет Х. О точке зрения в искусстве// Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. - С. 186-202.

Беньямин В. произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового — М.: Медиум, 1996.

Доступно: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm