Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама... 3 716.59kb.
Программа дисциплины Культурология и религиоведение для направления... 1 256.51kb.
Программа дисциплины Английский язык для специальности 031600. 3 306.08kb.
Программа дисциплины Управление интегрированными коммуникациями для... 4 421.83kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины История и теория искусств для направления 030100. 1 255.69kb.
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200... 1 373.53kb.
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 268.08kb.
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» подготовки... 1 250.99kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Переворот 18 брюмера (9 ноября 1799 г.) конец Первой республики во... 1 261.45kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама и связи с общественностью» - страница №1/3


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «История» для направления для направления 31600.62 «реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет истории




Программа дисциплины «История»
для направления 31600.62 «Реклама и связи с общественностью»
Автор программы:

Борисов В.Е. канд. ист. наук, доц. vborisov@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры социальной истории «___»________ _20 г
Зав. кафедрой д-р ист. наук, проф., член-корр. РАН
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель Е.Б. Смилянская

УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников


Москва, 2014



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 31600.62 «Реклама и связи с общественностью», подготовки бакалавра, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «История»1.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 31600.62 «Реклама и связи с общественностью», подготовки бакалавра, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «История».

Программа разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению 31600.62 «Реклама и связи с общественностью», подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 31600.62 «Реклама и связи с общественностью», подготовки бакалавра, утвержденного 18.12.2013:




  1. Цель освоения дисциплины.

Целью дисциплины «История» является повышение общего культурного уровня и развитие системных и социально-личностных компетенций студентов-бакалавров через изучение истории России и знакомство с принципами исторического исследования.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать 2

- основные этапы исторического развития России

- основные источники по истории России

- основные мнения по ключевым проблемам истории России


  • уметь:

- критически анализировать информацию (на материале исторических источников)

- работать с научной литературой

- вести конструктивную дискуссию


  • иметь навык письменного изложения чужих и своих мыслей

В результате освоения дисциплины магистр осваивает следующие компетенции:





Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной


СК- Б 1

Понимает логику научной литературы по истории; умеет разобраться с незнакомыми реалиями исторических источников и сопоставлять полученную информацию с известными ему историческими фактами; знает основные факты, явления и методы, рассмотренные в курсе

семинары, эссе, контрольная работа, экзамен

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

Умеет отбирать информацию, нужную для ответа на поставленные вопросы в предложенных источниках. Способен самостоятельно привлечь качественную дополнительную литературу

семинары, эссе, контрольная работа, экзамен

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б9

Отвечает именно на тот вопрос, который поставлен; умеет слушать других участников обсуждения; придерживается принятых норм этикета

лекции; семинары, экзамен

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-Б10

Умеет сопоставлять данные источников и разные научные концепции для формулирования собственного мнения

Эссе, семинары

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

СЛК–Б9

Умеет дать моральную оценку историческим событиям. Знает о том, что ценности людей прошлого не всегда совпадали с современными. Знает основные факты истории русской культуры

Лекции, семинары, эссе, контрольная работа, экзамен




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для специальности направления 31600.62 «реклама и связи с общественностью» настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалаврской программы.

Изучение данной дисциплины до некоторой степени опирается на следующие дисциплины:



    • Культурология и религиоведение

    • История и теория искусств

Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими исходными знаниями и компетенциями:

- знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

- знание обществоведческих терминов;

- понимание языка научной и учебной литературы по истории.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

    • Социальная антропология

    • История и теория искусств

    • Теория и практика информационно-аналитической работы




  1. Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа

Лекции

Семинары

Практи-ческие задания




Древние славяне.

4

2







2





Держава Рюриковичей

9

2

2




5




Процесс христианизации Европы и его значение.


9

2

2




5






Культура Древней Руси

10

2

2




6




Русь удельная: альтернативы древнерусской государственности (XII – XIII).

5

2







3




Русские земли в составе Монгольской империи: система ордынского ига (XIII – XV вв.).

4

2







2




Московское царство в XV – XVI вв. в общеевропейском контексте: российское самодержавие как специфическая форма политического и общественного устройства.

12

4

2




6




Кризис Смутного времени и развитие Московского царства в XVII в.

7

4







3




Реформы Петра Великого в европейском контексте

9

2

2




5




Послепетровская Россия.

4

2







2





Эпоха Екатерины Великой.

9

2

2




5




Александровская Россия.

11

2

2




5




Николаевская Россия.

11

2

2




5




Россия в эпоху «великих реформ».

7

4







3




Россия в конце ХIХ - начале ХХ вв. Между реформой и революцией.

9

4







5




Европейский кризис 1914-1921 гг. Революция и Гражданская война в России.

8

4







4




Советский эксперимент: от коммунистической утопии к «великому отступлению»

12

4

2




6




Вторая мировая война и ее последствия

8

4







4




СССР и Европа в 1945-1965 гг. Холодная война

10

2

2




6




От СССР к России

8

4







4

Всего

162

56

20




86



6. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

3

4




Текущий

(неделя)


Эссе

*




Письменно, 10 – 20 тыс. знаков




Контрольная работа




*

Письменно, тест из 25 вопросов





Семинары

*

*

устно по темам, приведенным в программе

Итоговый

Экзамен


-

-

на основании результатов текущего контроля знаний




    1. Критерии оценки знаний, навыков

Семинары – знакомство с рекомендованными для прочтения источниками и научной литературы, умение анализировать и делать выводы (СК-Б1, СК-Б6, СК-Б9, СК-Б10).

Эссе – владение первичными навыками работы с научной литературой, умение анализировать и делать выводы. В частности, уметь определять, что представляют собой исторические источники, использованные в том или иной работе, и какими методами они анализируются (СК-Б6, СК-Б9, СК-Б10).

Контрольная работа - знание основных исторических фактов, имен исторических деятелей основных видов исторических источников и конкретных исторических памятников, умение дать им оценку и проанализировать взаимосвязи (СК-Б1, СК-Б6, СК-Б9, СК-Б10)



    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях исходя из следующих критериев: степень знакомства с предложенными для обсуждения источниками и литературой, обоснованность и корректность наблюдений (ответов на вопросы). Оценки за семинар могут быть улучшены за правильное выполнение дополнительных домашних заданий, близких к теме семинара или за вопросы к лекциям, свидетельствующие о том, что полученная информация хорошо проанализирована студентом. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает студенческие эссе исходя из того, насколько полно в работе раскрыты выводы и способы их получения избранной студентом книги, насколько аргументированы замечания о ней. Обязательным является указание номеров страниц, содержание которых излагается, или иной способ однозначной идентификации изложения студента с тем местом книги, содержание которой излагается.

Контрольная работа призвана оценить знание основных исторических фактов, основных исторических источников, историографических концепций. Состоит из 25 вопросов. Правильному ответу на первые 20 вопросов соответствует 1 балл, на заключительные 5 – 2 балла. Первичные баллы пересчитываются в 10-балльную шкалу следующим образом:

29 – 30 баллов = 10 баллов

25 – 28 баллов = 9 баллов

22 – 24 балла = 8 баллов

19 – 21 балл = 7 баллов

16 – 18 баллов = 6 баллов

13 – 15 баллов = 5 баллов

10 – 12 баллов = 4 балла

7 – 9 баллов = 3 балла

4 – 6 баллов = 2 балла

1 – 3 балла = 1 балл

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:



Орезульт = 0,5* Оауд +0,2*Оэссе +0,3*О к/р
Половина балла округляется в пользу студента. В остальных случаях округление арифметическое.


  1. Содержание дисциплины


Раздел 1. Древние славяне (2 часа).

Лекция 1

Понятие "этнос", основные этнообразующие характеристики. Методы изучения этнической истории древней Европы. Сравнительно-историческое языкознание и глоттохронология. Понятие археологической культуры. Проблемы соотнесения археологического материала и данных исторической лингвистики.

Первые письменные свидетельства о славянах (Иордан, Прокопий Кесарийский). Славяне: хозяйство, общественные отношения, быт, мифология. Земледельческая колонизация славян. Разделение славян на три ветви. Ареалы расселения восточных славян. Соседи восточных славян: угро-финны и балты. Хозяйство и быт восточных славян.

Литература к разделу 1

Основная

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XI вв.): Курс лекций. М., 1998. 26 – 40.

Зализняк А.А. О профессиональной и любительской лингвистике // Наука и жизнь. 2009. №№ 1, 2. Электронная версия: http://elementy.ru/lib/430720

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. М., 2012.

Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 19 – 28; 148 – 181.

Старостин Г.С. FAQ: Лексикостатистика и глоттохронология // http://postnauka.ru/faq/11053

Дополнительная

Горский А.А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 9 – 19.

Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск, 1997. С. 6 – 80.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция, разбор лингвистической задачи, иллюстрирующей методы сравнительного языкознания
Раздел 2. Держава Рюриковичей (4 часа)

Лекция 2

Включение восточных славян в систему международной торговли: торговые пути «из варяг в греки» и волжский торговый путь. Формирование институтов власти: князья и дружинники. Значение (прото)городов и поселенческая структура. Догосударственные племенные объединения восточных славян.

Летописная легенда о призвании варягов. Споры «норманистов» и «антинорманистов». Происхождение название «Русь». Первые русские князья. Процесс объединения восточнославянских, балтских и угро-финских племен под властью киевского князя. Взаимоотношения Руси с соседними государствами: Византийская империя, Хазарский каганат, печенеги.

Держава Рюриковичей: характеристика государственного образования. Киевский князь и дружина. Дань и полюдье. «Уставы и уроки». «Погосты». «Окняжение» русских земель и формирование единой древнерусской народности. Денежно-весовая система.

Социально-политическое устройство Киевской Руси и его типологический статус.
Семинар 1

Древнерусские берестяные грамоты как исторический и лингвистический источник
Задание:

История открытия и изучения берестяных грамот.

Техника создания берестяной грамоты.

Проблема датировки берестяных грамот.

Регионы распространения.

Функции берестяных грамот.

Что берестяные грамоты позволяют узнать о новгородском обществе?

Какие сведения о древнерусском языке позволяют получить берестяные грамоты?



Как эти сведения соотносятся с данными других письменных источников?
Источники:

Грамота № 2 (Роспись пушного оброка) // Арциховский А. В., Тихомиров М. Н. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 г.). М., 1953. С. 21-25.

Грамота № 9 (От Гостяты к Василю: жалоба прогнанной мужем жены) // Арциховский А. В., Тихомиров М. Н. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 г.). М., 1953. С. 40-42.

Грамота № 43 (От Бориса к Настасье: просьба прислать слугу и с ним рубаху) // Арциховский А. В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1952 г.). М., 1954. С. 44-45.

Грамота № 109 (От Жизномира к Микуле о покупке краденой рабыни) // Арциховский А. В., Борковский В. И. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1953–1954 гг.). М., 1958. С. 38-41.

Грамота № 424 (От Гюргия к отцу и матери: предложение переехать в Смоленск или в Киев) // Арциховский А. В., Янин В. Л.. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962–1976 гг.). М., 1978. С. 32-33.

Грамота № 605 (От Ефрема к Исухии. Монашеская эпистола: упрек в необоснованной обиде и приглашение к примирению) // Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977-1983 гг.). М., 1986. С. 68-70.

  1. следующая страница >>