Программа дисциплины духовная жизнь татарского народа в начале ХХ века Цикл - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
I. Россия в начале XVI века (5 часов) 2 414.32kb.
Программа дисциплины археография Цикл 1 216.07kb.
I. Соотношение сил на международной арене в начале ХХ века и внешнеполитическая... 2 425.63kb.
Рабочая программа дисциплины Человеко-центрированное проектирование... 1 102.65kb.
Программа научной конференции 21-22 октября 2010 г. "Культура Италии. 1 24.48kb.
Рабочая программа дисциплины гидрология естественнонаучный цикл,... 1 269.18kb.
Программа модуля «б кв4 Историческая наука в России в XIX начале... 2 413.14kb.
Общественно-политические движения в России в начале XX века 1 112.18kb.
Рабочая программа дисциплины рыбохозяйственная экспертиза профессиональный... 1 181.79kb.
Программа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения... 2 472.27kb.
Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее... 1 182.39kb.
К 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова 2 801.84kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины духовная жизнь татарского народа в начале ХХ века Цикл - страница №1/1




КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор по учебной работе
_____________________ проф. Н.К.Замов


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ТАТАРСКОГО НАРОДА


в начале ХХ века

Цикл _________________________________________________________

ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные дисциплины; ДС - дисциплины специализации; ФТД - факультативы.


Специальность: __07.00.02____Отечественная история___

(Номер специальности) (Название специальности)

Принята на заседании кафедры __современной отечественной истории______

название кафедры

(протокол №___ от "_1_"_июля__2003__ г.)

Заведующий кафедрой


____________________ (И.Р. Тагиров)

Утверждена Учебно-методической комиссией ___________________ факультета КГУ

название факультета

(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Председатель комиссии
____________________ (Р.Г. Кашафутдинов)
Рабочая программа дисциплины "ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ТАТАРСКОГО НАРОДА в начале ХХ века"

Предназначена для студентов __3__курса,



по специальности: __07.00.02____Отечественная история___

(Номер специальности) (Название специальности)


АВТОР: ___Д.М. Усманова____
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Начало ХХ столетия в истории татарского народа, как современниками, так и исследователями практически единодушно признается эпохой “тюрко-татарского ренессанса”. На рубеже XIX-XX вв. татарский народ переживает период складывания нации современного типа, переживает становление и расцвет таких отраслей культуры, как пресса, театр, литература, все те элементы “высокой культуры”, без которых немыслима современная нация. Одновременно, на развитие татарского этноса большое влияние оказывали принадлежность к мусульманскому миру и нахождение в подданстве Российской империи.

Представляемый курс носит междисциплинарный характер и рассматривает анализируемые явления на стыке таких дисциплин, как история, исламоведение, история культуры, история и теория национализма и пр.

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины _"Духовная жизнь татарского народа в начале ХХ века"

наименование дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:


  • понимать основные тенденции развития духовной жизни татарского народа в начале ХХ века;

  • обладать теоретическими знаниями о

  • ориентироваться в дискуссионных вопросах курса;

  • приобрести навыки самостоятельной работы на междисциплинарном уровне


2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).

Форма обучения ____очная____

очная, заочная, вечерняя

Количество семестров ___1_


Форма контроля: зачет



п/п

Виды учебных занятий

Количество часов








1.

Всего часов по дисциплине

34



2.

Самостоятельная работа







3.

Аудиторных занятий











в том числе лекций

34







семинарских (или лабораторно-практических)








3. Содержание дисциплины.

3.1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ



Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов

ДС

---




Примечание: Если дисциплина, устанавливается вузом самостоятельно, то в данной таблице ставится прочерк.

3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Название темы и ее содержание


Количество часов

лекции

семинарские
(лаб.-практ.) занятия

1

1. Введение к курсу. Постановка проблемы. Джадидизм: теоретические проблемы и дискуссии.

Цели и задачи, источники и историография спецкурса. Джадидизм как уникальное явление духовной жизни татарского народа в конце Х1Х - начале ХХ века: возникновение, развитие, сущность и историческая роль. И. Гаспринский.




2




2

2. Социальная и культурная роль ислама в жизни татарского народа в начале ХХ в.

Российское имперское конфессиональное законодательство в отношении ислама. Департамент духовных дел иностранных исповеданий при МВД (ДДДИИ): функции, структура, состав сотрудников и основные направления деятельности. Эволюция вероисповедной государственной политики в 1905-1907 годах. Указ 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости в государстве» и другие законодательные акты переходного периода.

Правовое, экономическое, политическое и социальное положение мусульманского духовенства в начале ХХ века. Функционирование органов религиозного управления мусульман внутренней России и Сибири: деятельность «Оренбургского магометанского Духовного Собрания». Муфтии - М.Султанов (1886-1915), М.-С. Баязитов (1915-1917). Периодические органы ОМДС: журнал «Магълумат» и другие религиозные издания.

Подготовка и обсуждение проектов реформирования религиозных органов на мусульманских съездах в 1905-1907 гг. Проведение «съезда представителей мусульманских общественных организаций» (июнь 1914 года). Состав участников, повестка съезда. Обсуждение вопроса о реформе органов мусульманского духовного управления. Решения съезда и его значение.

Государственная дума, мусульманская фракция и проблема правового статуса мусульманского духовенства в эпоху конституционных реформ. Вопросы «свободы совести» и деятельность мусульман в думской комиссии «по вероисповедным делам» (М.-Ш. Тукаев, К.-М. Тевкелев) в Государственной думе 1-4 созывов (1906-1916).

Религия и общество. Религиозные мыслители нового типа и религиозные реформаторы: Г.Баруди, М.Бигиев, Р.Фахретдин, А.-Р.Ибрагимов, З.Камали, А.Баязитов, Г. Буби, Х.-Г.Габаши, К.Тарджеманов и др.

Традиционалистское и консервативное течение мусульманской религиозной мысли среди татар. Ишми-ишан (И.Динмухаметов) и его сторонники.

«Ваисовский божий полк» - неофициальное крыло мусульманского движения второй половины XIX - начала XX века. «Булгарская», религиозно-эсхатологическая и социальная составляющая учения Б.Ваисова и его последователей. Ваисовское движение в 1905-1917 гг. - состав, лидеры, программа и специфика движения в начале ХХ века. Гайнан Ваисов. Взаимоотношения с властью, мусульманской уммой и официальным мусульманским духовенством. Процесс 1910 года. Возрождение и деятельность ваисовской общины после Февральской революции 1917 года.

Февральская революция и начало осуществления реформ в области религиозного самоуправления. Первый Всероссийский мусульманский съезд (Москва, май 1917) и его решения по религиозным вопросам. Реорганизация «Духовного Собрания» в «Духовное управление мусульман внутренней России» во главе с Г.Баруди.

Создание временного бюро «Всероссийского союза мусульманского духовенства России». Организация и проведение I Всероссийского съезда мусульманского духовенства (Казань, июль 1917). Решения и значение съезда. «Национальное собрание» и вопросы религиозного самоуправления. Создание «Духовного управления тюрко-татар внутренней России и Сибири» в составе «Национального управления». Г.Баруди, Р.Фахретдин, С.Урманов, К.Тарджеманов, М.Буби, Г.Сулейманов, Х. Махмудов. Отношение членов «Духовного управления» к Октябрьской революции, национальной и религиозной политике большевиков в первые годы Советской власти.



6







3. Полицентричность. Татарские диаспоры.

Причина, характер и последствия миграционных процессов в начале ХХ века. Формирование трех основных этно-территориальных групп татарского народа: волго-уральские, астраханские, сибирские татары. Количественная характеристика. Переписи 1897 и 1926 годов как источник по этно-демографической истории татарского народа. Казань, Уфа, Оренбург, Троицк, Астрахань и другие города - крупнейшие культурно-национальные центры татарского народа.

Мелкие диаспоры внутри России и за ее пределами. Процесс консолидации отдельных этнических групп татар в единую нацию. Незавершенность этого процесса в начале ХХ века. Проблема этнического самосознания тюрко-татар. Дискуссии в прессе, на съездах и собраниях. Конфессионимы и этнонимы «мусульмане», «татары», «тюрки», «тюрко-татары» и локальные самоназвания.


2







4.Образование и просвещение.

Состояние народного образования у татар на рубеже веков. Функционирование традиционной системы конфессиональных учебных заведений: мектебе и медресе. Количество и основные исторические центры на рубеже XIX-XX веков. Учебные курсы, учебные пособия и преподаватели.

Джадидизм, его истоки, этапы развития и распространение в начале ХХ века. Сущность «нового метода» в системе обучении. Новометодные и старометодные мектебы и медресе: сходства и различия в системе образования, программах и пр. Основные центры новометодных учебных заведений в Крыму, Поволжье и Приуралье. Медресе «Мухаммадия» (Казань), «Галия» (Уфа), «Хусания» (Оренбург), «Расулия» (Троицк), «Иж-Буби» (с. Иж-Буби, Вятская губ.) и др. Программы, основные учебные предметы и пособия. Социальный и возрастной состав учеников. Педагогическая деятельность И.Гаспринского, братьев Буби, А.-Х. Максуди, З.Камали, Ф.Аитовой, Г.Баруди, А.Мустафина и других ведущих татарских педагогов. Формирование нового поколения педагогов. Благотворительность и роль татарских меценатов в развитии системы образования: история основания медресе «Галия», деятельность фонда (вакуфа) Ахмед-бая Хусаинова и др.

Проблему образования в периодической печати. Дискуссии об основных направлениях реформирования традиционной системы образования. Педагогические и детские издания: журналы «Мектеп», «Магариф», «Ак юл» и др. Книгоиздательство и появление учебных пособий.

Школьная политика царизма. Законодательство в области народного «инородческого» образования. Деятельность МНП. Земства и «инородческие» школы, проблема финансирования и контроля (инспектирования). Попытки создания государственной системы народного образования для татар. Русско-татарские школы. Татарские учительские школы в Казани, Уфе, Оренбурге и др. Русские классы при медресе. Татары в государственных русских учебных заведениях: гимназиях, реальных училищах, коммерческих и торговых школах. Высшие учебные заведения и татары.

Проблемы образования нерусских народов в Государственной думе. Участие членов мусульманской фракции в разработке законопроектов по народному образованию. Г.Еникеев и др. Борьба за светскую национальную школу. Проекты создания татарской гимназии: проекты и реальность. Дискуссии в прессе. Позиция царских властей. Открытие школ Яушевых (Троицк), женской гимназии Ф.Аитовой (Казань). Открытие татарской гимназии в Уфе в 1917 году.



6







5. Литература.

Поэзия (Г.Тукай, М.Гафури, З.Рамиев-Дардеманд, С.Рамиев, Н.Думави, З.Башири, З.Ярмаки, Гыйфат-туташ и др.).

Проза (Г.Исхаки, Г.Ибрагимов, Ф.Амирхан, Ш.Камал, Ф.Агеев, Г.Мунасыпов и др.).

Драматургия (Г.Камал, Ф.Амирхан, Г.Исхаки и др.). Основные идеи, поднимаемые в произведениях литературы, общественно-политические направления и течения татарской литературы начала ХХ века.

Проблема реформирования алфавита: проекты и дискуссии. Особенности арабского алфавита и его несоответствие татарскому языку. Проблема правописания (орфографии – «имла») и проекты реформирования: К.Насыри (1895), Ш.Тахирова (1893).

Совещания представителей мусульманского духовенства и учителей в Уфе (июнь 1899) и его решения. Усиление внимания татарской общественности к этой проблеме в начале ХХ века в связи с джадидистским движением, реформированием системы образования, введением буквенно-звукового метода обучения и потребностями создания татарского литературного языка.

Обсуждение этой проблемы в печати («Нур», «Юлдуз», «Шура» и др.) Дискуссии между сторонниками «новой орфографии» («яна имла») и «средней орфографии» («урта имла») до и после Октябрьской революции. Победа сторонников «средней орфографии». Декрет СНК ТАССР от 19 декабря 1920 года Проекты реформирования арабских букв, приближения их к типографским требованиям. Продолжение этих дискуссий после Октябрьской революции. Конкурсы на лучший алфавит. Победа проекта М. Идрисова.

Тенденция отказа от арабского и перехода на латинский шрифт среди азербайджанской (Мирза-Фатали Ахундов, 1857) и татарской интеллигенции (С.Рамиев, 1907-1908, 1911-1912) до революции. Отношение татарской общественности к этим проектам в целом.

Дискуссии вокруг проблемы создания единого литературного языка. Инициатива И.Гаспринского. Возникновение и развитие двух тенденций: «тюркизации» и «татаризации». Дискуссии в прессе («словесные баталии» на страницах «Шура», «Ан» и других изданий). Победа «татаризации».

Возвращение к проблеме орфографии после Октябрьской революции. Движение сторонников латинизации. Создание в Москве комитета «Яналиф» и в Казани «Общества друзей латинизации» (Ш.Усманов и др.). Обсуждение этой проблемы на I тюркологическом съезде в Баку (1926), дискуссии между сторонниками и противниками латинизации.

Позиция Г.Ибрагимова и др. членов татарской делегации. Победа «латинистов». Декрет СНК РТ (9 июля 1927 года). Указ Президиума ВС ТАССР от 5 мая 1939 года и его последствия.


2







6. Периодическая печать. Публицистика и журналистика.

Политические, социально-экономические и культурные предпосылки возникновения и развития татарской периодической печати. Предвестники: газета «Терджиман», календари К.Насыри и Ш.Шагидуллина, альманах «Миръат» (Зеркало) Р.Ибрагимова и их значение. Борьба татарского народа за право обладать периодической печатью на родном языке в Х1Х – начале XX веков. Проекты и их инициаторы. Отношение царизма к национальной («инородческой») прессе в целом и татарской в частности.

Революция 1905-1907 годов «Манифест 17-го Октября» и его значение. Провозглашение «свободы слова» и Временные правила о печати (26 ноября 1906 года). Появление первых изданий на татарском языке в Санкт-Петербурге, Казани, Уральске, Оренбурге, Астрахани. Пресса на татарском языке в 1905-1907 гг.: количественная и качественная характеристика. Основные центры, издатели, редакторы, направления. Радикально-демократическое либерально-демократическое и консервативное направления прессы. Роль периодической печати в общественно-политической жизни татарского народа. Издательская деятельность Товариществ «Миллят», «Умет», «Магариф» и др.

Состояние татарской прессы в годы реакции и 1-й мировой войны (1908-1916). Ведущие газеты и журналы на татарском языке: «Вакыт», «Юлдуз», «Турмуш», «Кояш», «Шура», «Ан» и др. Взаимоотношения с цензурой. Деятельность крупнейших татарских журналистов: Ф.Карими, Р.Фахретдина, А.-Х.Максуди, Г.Камала, Г.Исхаки, Б.Шарафа и др. Основные проблемы, поднимаемые на страницах татарских изданий в эти годы.

Февральская революция 1917 года и ее влияние на развитие татарской периодической печати. Новые тенденции: появление значительного числа новых изданий, преимущественно газет, расширение круга поднимаемых проблем, географии распространения изданий, изменение характера издателей и т.д. Газеты «Корылтай», «Ил», «Аваз», «Ирек», «Безнен тавыш» и др.

Октябрьская революция и судьба татарской прессы. Политика большевистской власти по отношению к периодической печати. Декрет «О печати» 3 ноября 1917 года и другие законы о печати.

Появление в начале 1918 года первых советских партийно-государственных изданий на татарском языке: «Ярлы халык», «Чулпан», «Эш», «Керэш» и др. Борьба Советской власти за монополию в средствах массовой информации. Ликвидация оппозиционной и нейтральной национальной прессы (апрель-май 1918).



2







7. Становление и развитие исторической мысли. Формирование национального самосознания у татар в начале ХХ века.

Состояние исторической мысли к началу ХХ века. Наследие Ш.Марджани, Х.Фаизханова и др. Народно-краеведческая литература.

Развитие исторической мысли в начале ХХ в. Р.Фахретдин и его труд «Асаръ» («Следы»). Х.-Г.Габаши. Появление учебников по истории. Исторические труды Г.-Б.Баттала, А.-З.Валиди, Х.Атласова, Г.Ахмарова, Г.Рахима, Г.Губайдуллина и др.

Обсуждение проблем национальной истории в прессе. Дискуссии об основах национального самосознания и национальной самоидентификации. «Миллят ва миллият» Дж.Валидова.




2







8. Театр

Истоки татарского театра: литературные встречи и вечера, домашние спектакли. Участие в них шакирдов медресе, учеников и учителей КТУШ, гимназий и др. молодежи. Отношение к идее создания татарского театра различных слоев татарского общества. 22 декабря 1906 года - первое публичное театральное представление на татарском языке (в здании «Нового клуба») - день зарождения татарского театра.

Энтузиасты и организаторы татарского театра: труппа И.Кудашева-Ашказарского, группа «Яшьляр», группа З.Саетзаде и пр. Труппа «Сайяр» и ее деятели – Г.Кариев, Вали Муртазин-Иманский, С.Гиззатуллина-Волжская, Гульсум Болгарская и др.

Труппа «Нур». Состав, репертуар, гастроли и поездки по стране. Становление татарского театра в провинции: Астрахани, Уфе и других городах России. Зарождение и развитие татарской национальной драматургии. Творчество Г.Исхаки, Г.Камала и пр.



2







9. Общественно-политическая жизнь татарского народа в 1900 – 1916 годах.

Появление и деятельность многочисленных мусульманских благотворительных и культурно-просветительских обществ. Финансовая и организационная основа подобных учреждений. Характер, основные направления деятельности и наиболее значительные центры. «Казанское мусульманское благотворительное общество» в начале XX века.

Формирование и деятельность общероссийских политических партий и их влияние на общественное движение нерусских народов России. Проникновение социалистических идей в татарскую среду.

Революция 1905-1907 годов и ее влияние на состояние общественно-политической жизни татарского народа. Движение шакирдов, его истоки, требования и практическая деятельность. Организационная структура и периодические органы. Революционно-демократические движения: характер и основные требования участников движения «Ислах» (Реформа). Идеологи, лидеры и наиболее активные деятели. Связи казанских «ислахистов» с шакирдами других регионов. Съезд шакирдов в г. Казани (май 1906 года): состав, проблемы и итог. Попытки организационного объединения шакирдского движения.

Появление групп с ярко выраженной партийной ориентацией: татарские социал-революционеры «Танчылар» и татарские социал-демократы «Уралчылар». Наиболее активные деятели. Периодические органы.

Либеральное течение в национальном движении. Партия конституционных демократов (кадетов) и татары. Ю.Акчура. Мусульманские съезды (1905-1907): состав участников, проблемы и решения. Создание «Мусульманского Союза» («Мусульман иттифакы») - первой политической партии среди мусульман России и участие в ней татар. Программа, устав, структура, цели и задачи. Центры и состав ЦК, основные направления его деятельности. Отличие «Мусульманского Союза» от традиционных политических партий.

Взаимосвязи и взаимоотношения татар Поволжья и Приуралья с мусульманскими народами России (Кавказ, Туркестан, Крым). Стремление к культурному и политическому единству и проблемы.

Основные направления общественно-политической жизни татарского народа в годы реакции и 1-й мировой войны (1908-1917):



  1. Парламентская деятельность. Депутаты-мусульмане в Государственной думе. Мусульманская фракция, ее состав, лидеры и деятельность. «Выборгское воззвание» и депутаты-мусульмане. «Мусульманская трудовая группа». Периодические органы: газеты «Дума» и «Миллят». Парламентская деятельность С.-Г.Алкина, С.Максуди, Г.Еникеева, К.Хасанова, И.Ахтямова, К.-М.Тевкелева и других членов мусульманской фракции.

  2. Периодическая печать и ее роль в общественно-политической жизни татарского народа. Основные издания этого периода. Круг поднимаемых проблем.

  3. Основные направления деятельности благотворительных обществ в период спада общественной жизни. Мусульманские съезды в годы реакции: состав, обсуждаемые проблемы и решения.

  4. Меценатство. Значение деятельности татарских меценатов (Хусаиновы, Акчурины, братья Рамеевы, Яушевы и др.).

  5. Студенческое и шакирдское движение в 1911-1912 гг. «Киевское дело». Г.Ибрагимов.

  6. Движение тюрко-татар в эмиграции (до Февральской революции). Общество «военнопленных татар». Ю.Акчура и его выступление на Лозанском конгрессе (1916 год) от имени «национального центра тюрко-татар в эмиграции». Деятельность Р.Ибрагимова среди военнопленных татар.

6







10. Общественно-политическая жизнь после Февральской революции. Проблема национальной государственности в 1917-1918 годах.

Влияние Февральской революции на оживление общественно-политической жизни мусульманских народов России. Образование центральных и местных общенациональных организаций - комитетов и бюро, цели, состав и деятельность. Профессионально-групповые организации: бюро приказчиков, военные и женские комитеты, союзы учителей и пр. Их цели, состав, характер деятельности и взаимоотношения друг с другом.

«Временное центральное бюро Российских мусульман» и его «Обращение». А.Цаликов. Подготовка и проведение 1-го Всероссийского мусульманского съезда (1-11 мая 1917 года, Москва): программа съезда, состав участников, дискуссии и решения. Обсуждение вопроса о национально-государственном устройстве страны. Федералисты и унитаристы. Победа федералистов. Вопрос о «персональной автономии».

Вопрос о роли политической партии в национальном движении, отношении к ней различных слоев и групп. Образование общественных организаций с политической окраской (МСК). Попытки создания национальных политических партий, их особенности. Причины неудач и незавершенности этих проектов. Начало организационного оформления группы татарских социал-революционеров. Г.Ибрагимов.

Национальное движение летом-осенью 1917 года. Стремление к созданию единого общемусульманского, впоследствии общетюркского движения и проблемы. Отношение к этому процессу лидеров татарского национального движения. Казанские мусульманские съезды и их решения. Провозглашение «культурно-национальной автономии мусульман внутренней России и Сибири» (22 июля 1917 года). Образование комиссии по осуществлению проекта «культурно-национальной автономии». С.Максуди. Переезд комиссии в Уфу. Подготовка и издание «Проекта» будущей автономии. Подготовка «Национального Собрания» («Миллят меджлисе»). Кризис демократического движения в России. Значения и последствия первой мировой войны. Усиление влияния РСДРП (б).

Октябрьская революция и раскол в национальном движении по вопросу об отношении к новой власти. Областные и региональные съезды, образование местных отделений «Милли Шура» и предпринимаемые ими шаги по пути реализации «культурно-национальной автономии». Взаимоотношения с башкирским национальным движением. Деятельность З.Валиди.

Начало работы «Национального собрания тюрко-татар внутренней России и Сибири», цель, состав делегатов, программа. Образование двух фракций: «территориалистов» и «тюркистов». С.Максуди, И.Ахтямов, Г.Исхаки, И.Алкин, Г.Ибрагимов и др. Дискуссии по вопросу о форме национально-государственного самоопределения тюрко-татар. Проекты «Урало-Волжского штата» («Идел-Урал улкасе»). Г.Шараф. Решение «Национального Собрания» по этому вопросу. Избрание специальной «Коллегии по осуществлению Урало-Волжского штата» (КУВШ), ее состав, функции и полномочия. Переезд членов Коллегии в Казань. Решения «Национального Собрания» по другим вопросам. Избрание «Национального управления тюрко-татар» во главе с С.Максуди, И.Ахтямовым, Г.Баруди, Ш.Алкиным и Н.Курбангалеевым.

Участие татар в работе Учредительного Собрания. Образование и состав мусульманской фракции. Разгон Собрания большевиками и отношение к этому акту депутатов-мусульман. Образование Комиссариата по делам национальностей и мусульманского отдела при нем. Деятельность Г.Ибрагимова, М.Вахитова и др.

Открытие в Казани 2-го мусульманского военного съезда (8 января – 3 марта 1918 года). Состав участников, программа съезда. Дискуссии по вопросу о судьбе штата и национальных военных формированиях. Деятельность МСК. Раскол съезда и уход части левой фракции. Действия лидеров съезда по осуществлению проекта Урало-Волжского штата. Позиция Казанского Совета.

«Забулачная республика»: возникновение и разгром и подавление национального движения. Репрессии в отношении различных национальных органов, запрещение «Харби Шура», «Милли Шура» и пр., конфискация имущества и аресты наиболее активных деятелей. Декрет о провозглашении «Татаро-Башкирской республики». Установление в Поволжье большевистской диктатуры. Начало гражданской войны.




4







Итого часов:

34




ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. - Казань, 1998. - 44 с.

Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль: социальная природа и основные проблемы. - Казань, 1976.

Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать: 1905-1907 гг. - М., 1988.

Аршаруни А., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. - М., 1931.

Ахмадуллин А.Г. Татарская драматургия: истоки и формирование социалистического реализма. - М.,1983.

Бетен Русия меселманнарынын гомуми съезды. Протоколлары. - Пг., 1917 (на татарском языке).

Биги М. Ислахат эсаслары. - Пг., 1917 (на татарском языке).

Бурмистрова Т.Ю., Гусакова В.С. Национальный вопрос в программах и тактике политических партий в России. - М., 1976.

Валеев Р.К. Назревание общенационального кризиса и его проявление в Поволжье и на Урале в 1917 г. - Казань, 1979.

Валеев Р.К. Революционное движение в Среднем Поволжье (июль-октябрь 1917 г.). - Казань, 1972.

Валиди Дж. Миллят вэ миллият.- Оренбург, 1914. (переиздано в журнале «Мирас», 1994, № 4,5,6.) (на татарском языке).

Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы татар до революции 1917 г. - М.-Пг., 1923.

Валидов Дж. У меня разногласия с «соввластью». // Гасырлар авазы - эхо веков, 1996, № 1-2.

Воробьев Н.И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). - Казань, 1953.

Газиз Г. Миллятчелекнен багъзе эсаслары. – Казан, 1918 (на татарском языке).

Гайнанов Р.Р., Марданов Р.Ф., Шакуров Ф.Н. Татарская периодическая печать начала ХХ века. Библиографический указатель. – Казань, 2000. - 318 с. (на татарском и русском языках).

Гайнетдин Ахмаров: тарихи-документаль жыентык. – Казан, 2000. – 384 с. (на татарском языке).

Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала ХХ века. – Казань, 1983 (2-е изд.).

Гаспринский И. Россия и Восток. - Казань, 1993.

Гиззат Б. Татарский театр. // История советского драматического театра. М., 1966. Т.1.

Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. – Казань, 1941.

Госманов М.Г., Марданов Р.Ф. «Шура» журналнын библиографик курсаткече. – Казан, 2000. – 264 с. (на татарском языке).

Давлетшин Т. Советский Татарстан: опыт ленинской национальной политики. - Лондон, 1974.

Давлетшин Т. Советский Татарстан: опыт ленинской национальной политики. – Лондон, 1974.

Емельянова Г. К вопросу о национальной самоидентификации волжских татар в конце XIX- начале XX веков: татаризм, тюркизм и исламизм. // Мир ислама. 1999, № 1, с. 109-122.

Илялова И. Театр имени Камала.- Казань, 1986.

Ислам в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. – Казань, 2001. – 515 с.

Ислам в татарском мире: история и современность. – Казань, 1997.

Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. - М. 1998-2001, Т. 1, 2, 3.

Ислам: белешмэ-сузлек. – Казан, 1993 (на татарском языке).

Исхаки Г. Идел-Урал. (любое издание).

Исхаков Д.М. Введение в историческую демографию волго-уральских татар. - Казань: 1993.

Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. - Казань, 1997.

Исхаков Д.М. Татары (популярный очерк этнической истории и демографии). - Набережные Челны, 1993.

Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. - Казань, 1997. - 80 с.

Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. – Казань, 1979.

Каримуллин А.Г. Татарская книга начала ХХ века. – Казань, 1974.

Каримуллин А.Г. Татарская книга пореформенной России. – Казань, 1983.

Кемпер М., Усманова Д. Ваисовское движение в свете собственных прошений и поэм. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 2001, № 3/4.

Курбатов Х. Татар теленен алфавит хэм орфография тарихы. – Казань, 1960 (на татарском языке).

Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998.

Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905-1917) / Сборник документов. Составитель Р.Р. Фахрутдинов. – Казань, 1992.

Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар: борьба вокруг школьного вопроса. 1861-1917. - Казань, 1982.

Мухаметдинов Р.Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. – Казань, 1996.

Мухарямов М.К. Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии. - М.: 1969.

Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе: мэшхур мэгърифэт узэклэре тарихыннан. – Казан, 1992 (на татарском языке).

Насыров Т.М. Октябрь и печать Татарии 1917-1920 гг. - Казань, 1975.

Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли: очерк истории 1895-1917 гг. - Казань, 1964.

Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань, 2000. – 191с.

Рэми И. Татар вакытлы матбугаты альбомы. - Казань, 1926 (на татарском языке).

Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы. (Научно-популярные очерки). - Казань, 1996, 285 с.

Тагиров И.Р. Дорогой свободы и братства. - Казань, 1987.

Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000. – 310 с.

Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа. XX век. - Казань, 1999. – 468 с.

Тагиров И.Р. Революционная борьба и национально-освободительное движение в Поволжье и на Урале (февраль-июнь 1917 г.). – Казань, 1977.

Татары. – М., 2001. – 583 с.

Усал М.Ф. Беренче, икенче вэ эченче Думада меселман депутатлар хэм аларнын кылган эшлэре. - Казан, 1909 (на татарском языке).

Усманова Д.М. История несостоявшегося альянса: к вопросу о взаимоотношениях мусульман с российскими либералами в конституционный период. // Ab imperio, 2000, № ѕ, с. 127 - 158.

Усманова Д.М. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе России (1906-1917). – Казань, 1999. - 164 с.

Усманова Д.М. Прерванный путь. // Татарстан. - 1995. № 1-2.

Усманова Д.М. Февраль 17-го в телеграммах от мусульманского населения. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 1997, № 1/2, с.164-170.

Фатих Карими: Научно-биографический сборник. – Казань, 2000. – 320 с. (на русском и татарском языке).

Хабутдинов А. Татарское общественно-политическое движение в досоветский период: 1900 – 1918. – Казань, 1997.

Хасанов М.Х. Галимджан Ибрагимов. – Казань, 1977.

Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. - Казань, 1977.

Шаумян С.Г. О национально-культурной автономии. - М., 1959.

Шпрингер Р. Национальная проблема: борьба национальностей в Австрии. - СПб., 1909.

Юлдашбаев Б.Х. Национальный вопрос в Башкирии накануне и в период Октябрьской революции. - Уфа, 1984.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Эль-Ислах» газетасынын библиографик курсаткече. – Казан, 1991. – 128 с. (на татарском языке).

XX йез башы татар таглим-тарбия журналларнын бибилиографик курсаткече. – Казан, 1997. – 68 с. (на татарском языке).

Абдуллин Я.Г. Джадитчелек хэрэкэте. // Мирас. 1994, № 11-12, 1995, № 1-2 (на татарском языке).

Акчура Ю. Три вида политики. // Татарстан, 1994, № 3-4, 9-10.

Алисов Г. Мусульманский вопрос в России. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 1999, №№ 1/2, 3/4. [Публикация Д. Усмановой].

Аминов Д. Татары в Санкт-Петербурге. - СПб., 1994.

Амирханов Р.У. Гали рухлы шэхес. // Мирас, 1992, № (о Г.Еникееве, на татарском языке).

Амирханов Р.У. «Шималь яктан ... орды бер нур». // Идел, 1995, № 8 (на татарском языке).

Амирханов Р.У. Закир ишан Камалов и татарское просвещение. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 2001, № 1/2, с. 69-78.

Амирханов Р.У. Казанские дореволюционные периодические издания на русском языке (1881-1917). // Гасырлар авазы - Эхо веков, 1999, № 1/2, с. 312-320.

Амирханов Р.У. Машхур мэгърифэтче хэм философ. // Мэгариф, 1993. № (Г.Баруди, на татарском языке).

Амирханов Р.У. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период. // Магариф, 1992, № 8, 9, 10.

Арсланов М.Г. Татарское режиссерское искусство. – Казань, 1992. – 336 с.

Бертуган Бубыйлар хэм Иж-Бубый мэдрэсэсе: Тарихи-документаль жыентык. – Казан, 1999. – 240 б. (на татарском языке).

Валеев Р.К. Трагедия таланта. // Татарстан, 1992, № 9-10.

Валиев Р.К. Талантлы шахес фажигасы. // Татарстан,1993, № 1 (на татарском языке).

Валиев Р.К. Кыяматка юл. // Мирас, 1993, № 12, 1994. № 1, 2, 3 (на татарском языке).

Валиев Р.К. НКВД тоткыны. // Татарстан, 1993, № 9 (на татарском языке).

Гатаулла Баязитов // Гасырлар авазы - Эхо веков, 1996, № 3/4, с. 164-171 [публикация Р. Марданова] (на татарском языке).

Гиззатуллин И. Вошуро: светлые мечты и трагический конец. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 1999, № 3/4, с. 124-128.

Гиззатуллин И. Исповедь пережившего ад. К биографии Н.С. Еникеева. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 1996, № 1/2.

Госманов М.Г. «Ике йез елдан инкыйраз» хэм патша цензурасы. // Казан утлары, 1995, № 10 (на татарском языке).

Госманов М.Г. Каурый калэм эзеннэн.- Казань, 1995 (на татарском языке).

Госманов М.Г. Котсыз еллар кайтавазы. // Казан утлары, 1995, № 5 (на татарском языке).

Гришин Я.Я. Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). - Казань, 1995.

Гришин Я.Я. Татарлар Польшада. // Мирас, 1994, № 4. (на татарском языке).

Зорин В.Ю., Аманджолова Д.А., Кулешов С.В. Национальный вопрос в Государственных думах России: опыт законотворчества. – М., 1999. – 520 с.

Исхаков С. Галимджан Баруди: политик и просветитель. // Татарстан, 1997, № 8, с.86-90.

Исхакый Г. Шималь тереклэренен эдэбиятына бер караш. // Мирас, 1993, № 8,9 (на татарском языке).

Йертэ безне язмышлар. – Казань, 1992 (на татарском языке)

Камалов Т. Зия Камали. - Казань, 1997.

Камалов Т. Татар эсэрлары.// Идел.- 1991. № 2 (на татарском языке).

Каримуллин А.Г. Становление и развитие татарской советской книги. – Казань, 1989.

Касимов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции. – Казань, 1932.

Максуди А.-Х. «Я ближе всех был связан с Гаспринским». // Гасырлар авазы - Эхо веков, май 1995 , с. 177-195.

Максуди С. Дэулэт Думасында сейлэнгэн нотык. // Мирас, 1994. № 3 (на татарском языке).

Максуди С. Пятый день в Лондоне. Поездка группы депутатов Государственной Думы в 1909 г. в Англию. // Гасырлар авазы - Эхо веков, май 1995, с. 148-153.

Малышева С.Ю. Фуад Туктаров. // Казан утлары. 1996, № 5.

Марданов Р. «Шура» журналы. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 1999, № 1/2, с. 227-247 (на татарском языке).

Махмутов Х. «Сайяр» труппасы. // Мирас, 1998, № 4, 5, 6, 7, 9.

Махмутова А.Х. Феномен Мухлисы Буби. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 2000. № 1/2, с. 203 - 214.

Миннуллин З.С. Татарские общественные библиотеки конца Х1Х-начала ХХ века. // Слово о книге. - Казань, 1994.

Миннуллин Р. «Маглумате Махкамаи шаргыя Оренбургия» журналы. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 2000, № 3/4, с. 227-235 (на татарском языке).

Михалева Г. Оренбургтагы Сэгыйт бистэсе. // Казан утлары, 1993, № 5 (на татарском языке).

Мухарямов М.К. Труженик революции: общественно-политическая деятельность Ш.Ахмадеева. – Казань, 1988.

Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань, 2000.

Рамазанова Д. Урал буе татарлары: тарихы хэм теле. // Казан утлары, 1993, № 8 (на татарском языке).

Революция и национальный вопрос. / Под редакцией Диманштейна. М., 1930. Т. 3, ч. 4.

Репертуар Татарского Академического театра имени Галиаскара Камала. 1906-1996 гг. / Сост. И. Илялова. - Казань, 1996. – 46 с.

Ризаэтдин Фахретдин: Научно-биографический сборник. - Казань, 1999. – 224 с. (на татарском и русском языках).

Сагидуллин М. К истории ваисовского движения // Очерки по изучению местного края. - Казань, 1930. - С. 236 - 266.

Салихов Р.Р. Хасангата Габаши. // Мирас.- 1994. № 3 (на татарском языке).

Сукталиев Ф. Медресе Галия-диния. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 1996, № 3/4, с. 172-173.

Султанбеков Б.Ф. Мирсаид Султан-Галиев: Судьба.Люди. Время. Казань, 1991.

Султанбеков Б.Ф. Ильяс Алкин: жизнь и судьба. // Татарстан, 1994, № 9-10.

Султанбеков Б.Ф. «Одиссея» Бари Баттала. // Татарстан, 1992, № 5-6.

Таиров Н. Дальнейшая судьба Ибниямина Ахтямова. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 2000, № 3/4, с. 239-243.

Тарасов А.А. Разгром контрреволюционной авантюры татарской буржуазии в начале 1918 года в Казани. - Казань, 1940.

Усманов М.А. (М. Госманов) Торки-татар магърифатчелек тарихында Исмагыйль Гаспралы. Бер идеянен тантанасы хэм фажигасы. // Казан утлары, 2001, № 3, с. 164-178 (на татарском языке).

Усманова Д.М. Шайхулла Алкин. // Татарстан.- 1995. № 9-10.

Усманова Д.М. The legal and ethno-religious world of empire: Russian muslims in the mirror of legislation (early twentieth century). // Ab imperio, 2000, № 2, с. 147-167.

Усманова Д.М. Из рода Алкиных. // Татарстан. - 1993. № 12.

Усманова Д.М. Миллэт Мэжлесе тарихы (чыганакларда). // Гасырлар авазы - Эхо веков.- 1996. № 1 (на татарском языке).

Усманова Д.М. Неродное дитя империи. // Татарстан, 1997, № 1, с. 73-80

Усманова Д.М. Разлученный с Родиной. (Жизнь и судьба Гумера Терегулова). // Татарстан, 1997, № 11, с. 42-47.

Фахрутдинов Р.Р. Из истории становления татарской школы в период после первой российской революции. // Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода. Сб. статей. - Казань: 1990.

Хабутдинов А. Органы национальной автономии тюрко-татар мусульман внутренней России и Сибири в 1917-1918 гг. – Вологда, 2001. – 61 с.

Хайрутдинов А. Последний татарский богослов (жизнь и наследие Мусы Джаруллаха Бигиева). - Казань, 1999. - 139 с.

Хасангата Габаши. Минем таржемаи халем. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 1997, № 3/4, с. 194-204 [публикация Р. Миннуллина] (на татарском языке).

Хисматова Г.Н. «Икътисад» журналнын (1908-1913) фэнни-библиографик курсэткече. // Гасырлар авазы - Эхо веков, 2001, № 1/2, с. 284-320 (на татарском языке).

Эйдэ халыкка хезмэткэ: куренекле татар публицистлары. – Казань, 1985 (на татарском языке).

Юсупов М.Х Шигабутдин Марджани как историк.- Казань, 1981.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ
(в зависимости от формы итогового контроля)

  1. Джадидизм: сущность, теоретические проблемы и дискуссии.

  2. Российское имперское конфессиональное законодательство в отношении ислама.

  3. Правовое, экономическое, политическое и социальное положение мусульманского духовенства в начале ХХ века.

  4. Государственная дума, мусульманская фракция и проблема правового статуса мусульманского духовенства в эпоху конституционных реформ 1905 – 1914 гг.

  5. Религия и общество. Религиозные мыслители нового типа и мусульманские религиозные реформаторы в начале XX века.

  6. Традиционалистское и консервативное течение татарской мусульманской религиозной мысли.

  7. Начало осуществления реформ в области религиозного самоуправления после Февральской революции.

  8. Причина, характер и последствия миграционных процессов к началу ХХ века.

  9. Формирование трех основных этно-территориальных групп татарского народа. Волго-уральские татары. Астраханские татары. Сибирские татары.

  10. Школьная политика царизма на рубеже XIX-XX вв.

  11. Функционирование традиционной системы конфессиональных учебных заведений: мектебе и медресе.

  12. «Новый метод» в системе обучении. Специфика новометодных и старометодных мектебы и медресе.

  13. Проблемы образования нерусских народов в Государственной думе.

  14. Основные идеи, поднимаемые в произведениях литературы, общественно-политические направления и течения татарской литературы начала ХХ века.

  15. Проблема реформирования алфавита: проекты и дискуссии.

  16. Дискуссии вокруг проблемы создания единого литературного языка.

  17. Татарская периодическая печать в 1905-1916 гг.

  18. Становление и развитие исторической мысли.

  19. Формирование национального самосознания у татар. Дискуссии об этнониме в начале ХХ века.

  20. Татарский дореволюционный театр: история становления и особенности функционирования.

  21. Мусульманские благотворительные и культурно-просветительские общества в дореволюционный период.

  22. Движение шакирдов, его истоки, требования и практическая деятельность в период революции 1905-1907 годов.

  23. Татарские политические организации социалистической ориентации. («Танчылар» и «Уралчылар»).

  24. Либеральное течение в национальном движении. Участие татар в деятельности «Мусульманского Союза» («Мусульман иттифакы»).

  25. Мусульманские представители в Государственной думе. Татары в мусульманской фракции

  26. Мусульманские съезды в 1905 – 1914 годах: состав, обсуждаемые проблемы и решения.

  27. Основные тенденции общественно-политической жизни мусульманских народов России после Февральской революции.

  28. Мусульманские съезды в 1917 году.

  29. “Национальное собрание” и его решения.

  30. “Забулачная республика”: возникновение и разгром.