Программа дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «История» для направления 231300. 62 и 230700. 3 676.37kb.
Программа дисциплины Web графы и поиск для направления 010400. 1 70.09kb.
Программа дисциплины «Герменевтика» 1 269.47kb.
Программа дисциплины Технологии баз данных Oracle для направления... 1 206.89kb.
Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» 3 1560.34kb.
Программа дисциплины Управление инвестициями в ит для направления... 1 191.71kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 268.08kb.
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая вузом... 1 308.87kb.
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... 1 314.01kb.
Программа дисциплины Основы офисного программирования для направления... 1 236.25kb.
Учебное пособие для обучающихся в спбгу по направлениям астрономия... 11 4393.25kb.
Корпоративная культура музея Мастеница Елена Николаевна1 1 175.25kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» - страница №1/1

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет



Программа дисциплины

для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика»

подготовки бакалавра

Автор программы: Бикметова Татьяна Ивановна, к. филос.н., доцент,, tbikmetova@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой Шпилев Д.А.

Рекомендована секцией УМС «Общественные науки» «___»____________ 2012 г.

Председатель Бикметова Т.И.

Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «23» октября 2012 г.

Председатель Петрухин

Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра.



Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» по направлению 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра

  • рабочим учебным планом НИУ ВШЭ – Нижний Новгород на 2012/2013 по направлению направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, утвержденным 21 августа 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Логика»» являются: представить логику не только как теоретическую дисциплину, но и очертить круг практических и познавательных задач, которые могут быть решены с ее использованием.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. знать критерии, нормы и правила корректного осуществления рассужденческой деятельности;

  2. уметь решать все основные типы логических задач, предусмотренных данным курсом;

  3. обладать навыками осуществления различных мыслительных процедур и операций;

  4. иметь представление о предмете логики, природе и специфике логического знания, о наиболее известных логических теориях, а также о методологической роли, которую играет логика в интеллектуальной познавательной деятельности человека.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность к анализу и синтезу на основе системного подхода


ОНК-1

Знает основные логические законы и принципы правильного мышления

Изучение теоретического материала, решение логических задач, имеющих прикладное значение

способность перейти от проблемной ситуации к проблемам, задачам и лежащим в их основе противоречиям

ОНК-2


Применяет логические операции: обобщение, сравнение, анализ, синтез, идеализация, абстрагирование в научной и профессиональной деятельности. Использует дедуктивные и индуктивные методы при работе с информацией. Умеет вскрывать логические противоречия при анализе информации

Изучение теоретического материала, решение логических задач, имеющих прикладное значение

способность использовать методы критического анализа, развития научных теорий,

опровержения и фальсификации, оценить качество исследований в некоторой

предметной области


ОНК-3


Использует логические операции и методы для постановки проблем. Применяет логические методы для построения и проверки научных гипотез

Изучение теоретического материала, решение логических задач, имеющих прикладное значение

способность аналитически работать с информацией из различных источников,

включая глобальных компьютерных сетях




ИК-4

Применяет логические средства для анализа информации (анализ, синтез, обобщение, аналогия, идеализация, абстагирование, индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод)

Изучение теоретического материала, решение логических задач, имеющих прикладное значение,

владение культурой мышления и публичного выступления, умение

аргументировано и ясно строить устную и письменную речь




СЛК-5


Имеет логические навыки построения текстов для публичного выступления, знает основы теории аргументации

Изучение теоретического материала, решение логических задач, имеющих прикладное значение,

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин. Изучение курса логики позволит обучающимся получить представление о предмете логики, природе и специфике логического знания, о наиболее известных логических теориях, а также о методологической роли, которую играет логика в интеллектуальной познавательной деятельности человека.

В результате освоения курса обучающийся должен уметь применять критерии, нормы и правила корректного осуществления различных мыслительных процедур, таких, как дедуктивное рассуждение, определение, классификация, формирование понятий и операций над ними, индукция, аналогия, выдвижение и проверка гипотез и т.д.; уметь строить убедительные доказательства и аргументационные конструкции, находить ошибки в рассуждениях.



Основные положения дисциплины, то есть логические знания и навыки являются неотъемлемой частью культуры мышления, поэтому должны использоваться при изучении всех учебных дисциплин.

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Предмет и значение логики

12

2

2




8

2

Понятие как логическая форма.

22

4

4




14

3

Суждение как логическая форма.

16

2

2




12




Умозаключение.

30

6

6




18




Логические основы теории аргументации

28

4

4




20




Всего

108

18

18




72


6Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

4 модуль




Текущий

( неделя)



Контрольная работа

8

письменная работа 120 минут

Итоговый

Зачет

*

Устный


6.1Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа проводится с целью проверки усвоенного в ходе изучения данного курса учебного материала. Представляет собой письменную работу - решение логических задач по всем темам данного курса. Максимальное количество баллов, которое может получить, - 10.

Работа на семинарском занятии.

Важную роль в приобретении практических мыслительных навыков играет решение всех основных типов логических задач, предусмотренных данным курсом. Оценка за этот вид работы определяется правильностью решения логических задач по каждой теме курса.

Максимальное количество баллов, которое студент может получить, - 10.

7Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и значение логики.


Чувственная и логическая ступени познания. Мышление и язык. Мышление как предмет формальной логики. Мышление и рассуждение. Понятие о логической форме. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Понятие логического закона. Основные принципы правильного рассуждения.

Возникновение логики как науки и основные этапы ее развития. Современный этап развития логики..

Значение логики в теории и практике рассуждений. Логика в системе культуры.

Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

2

2.

Семинар

2

3.

Всего

4

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

8




Всего

8

Основная литература:

  1. Бикметова Т.И. Логика. Часть 1. Н.Н.: НФ ГУ – ВШЭ, 2010

  2. Ивлев Ю.В. Логика. М., Велби Проспект, 2010

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010. Глава 1, 7.

Дополнительная литература:

  1. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., ВЛАДОС, 1991.

  2. Ивин А.А. Логика для юристов. М.: Гадарики, 2004.

  3. Логический словарь. Дефорт. М., 1991.

  4. Маковельский А.О. История логики. М., Директ-Медиа, 2004

  5. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., Прогресс, 1983.

  6. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  7. Смирнова Е.Д. Логическая семантика и философские основания логики. М., МГУ, 1986.

  8. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., ПРОГРЕСС, 1980.

Тема 2. Понятие как логическая форма.


Языковые формы выражения понятий. Роль понятий в познании.

Логическая характеристика понятия. Содержание понятия. Признаки, виды признаков. Объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Обобщение и ограничение понятий.

Виды понятий. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые понятия.

Типы совместимые: равнозначность, частичное совпадение (пересечение), подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.

Круги Эйлера как средства анализа отношений между понятиями.

Определение. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Приемы, сходные с определением. Правила определений. Ошибки в определениях. Значение определений в науке и практических рассуждениях.

Деление понятий. Структура деления. Виды деления. Классификация. Правила и возможные ошибки в делении. Значение деления и классификации в науке и практике.

Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

4

2.

Семинар

4

3.

Всего

8

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

8

2.

Подготовка к контрольной работе

6




Всего

14

Основная литература:

  1. Бикметова Т.И. Логика. Часть 1. Н.Н.: НФ ГУ – ВШЭ, 2010

  2. Ивлев Ю.В. Логика. М., Велби Проспект, 2010

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010. Глава 2, 3.

Дополнительная литература:

    1. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., ВЛАДОС, 1991.

    2. Ивин А.А. Логика для юристов. М.: Гадарики, 2004

    3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М., Проспект, 2005

    4. Логический словарь. Дефорт. М., Мысль, 1991.

    5. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Тема 3. Суждение как логическая форма.


Суждение, высказывание и предложение. Простые и сложные высказывания.

Простые высказывания. Состав простого высказывания. Виды простых высказываний. Атрибутивные суждения и их виды. Распределенность терминов в категорических суждениях. Круговые схемы отношений между терминами в суждениях.

Сложные высказывания. Типы логических связей между высказываниями. Отношения между высказываниями по истинности. Отношения совместимости: эквивалентность, субконтрарность, логическое подчинение (следование). Отношение несовместимости: противоречие, контрарность. Логический квадрат. Табличный способ установления отношений между сложными высказываниями.

Модальность суждений. Основные виды модальностей.



Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

2

2.

Семинар

2

3.

Всего

4

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

6

2.

Подготовка к контрольной работе

6




Всего

12

Основная литература:

  1. Бикметова Т.И. Логика. Часть 1. Н.Н.: НФ ГУ – ВШЭ, 2010

  2. Ивлев Ю.В. Логика. М., Велби Проспект, 2010

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010. Глава 4.

Дополнительная литература:

    1. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., ВЛАДОС, 1991.

    2. Ивин А.А. Логика для юристов. М.: Гадарики, 2004

    3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М., Проспект, 2005

    4. Логический словарь. Дефорт. М., Мысль, 1991.

    5. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Тема 4. Умозаключение.

Демонстративные умозаключения.

Выводы из сложных суждений. Логика высказываний. Табличное определение основных логических связок. Выполнимые, тождественно-истинные и тождественно-ложные формулы. Отношение логического следования и его связь с импликацией.

Выводы из категорических суждений. Непосредственные умозаключения: обращения, превращения, противопоставление субъекту и предикату, выводы по логическому квадрату.


Простой категорический силлогизм. Термины силлогизма, фигуры и модусы. Общие правила силлогизма и специальные правила фигур.

Сложные и сокращенные силлогизмы. Энтимема и метод ее проверки. Традиционная силлогистика и логика предикатов.


Недемонстративные умозаключения.

Индуктивные умозаключения.


Общая характеристика индуктивных умозаключений. Типы индуктивных рассуждений. Популярная индукция. Условия, повышающие степень обоснованности заключений в рассуждениях популярной индукции.

Научная индукция. Понятия и основные свойства причинной связи. Основные методы научной индукции: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков.

Индукция и дедукция как методы познания и их взаимосвязь в процессе развития знания.

Умозаключение по аналогии.


Аналогия. Структура и виды аналогий. Условия повышения степени вероятности в выводах по аналогии.

Аналогия как метод познания.



Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

6

2.

Семинар

6

3.

Всего

12

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

10

2.

Подготовка к контрольной работе

8




Всего

18

Основная литература:

  1. Бикметова Т.И. Логика. Часть 2. Н.Н.: НФ ГУ – ВШЭ, 2010

  2. Ивлев Ю.В. Логика. М., Велби Проспект, 2010

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010. Глава 8, 9,10, 11

Дополнительная литература

    1. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., ВЛАДОС, 1991.

    2. Ивин А.А. Логика для юристов. М.: Гадарики, 2004

    3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М., Проспект, 2005

    4. Логический словарь. Дефорт. М., Мысль, 1991.

    5. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Тема 5. Логические основы теории аргументации.


Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства: прямое и косвенное.

Понятие опровержения и критики. Опровержение тезиса: прямое и косвенное. Критика и опровержение аргументов. Критический анализ демонстрации.

Правила и ошибки в доказательстве и опровержении.

Полемика и ее виды. Стратегия и тактика познавательной полемики. Стратегия и тактика деловой полемики. Стратегия и тактика эристической полемики.



Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

4

2.

Семинар

4

3.

Всего

18

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

10

2.

Подготовка к контрольной работе

10




Всего

20

Основная литература:

  1. Бикметова Т.И. Логика. Часть 2. Н.Н.: НФ ГУ – ВШЭ, 2010

  2. Ивлев Ю.В. Логика. М., Велби Проспект, 2010

  3. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. – Москва: Проспект, 2011.

Дополнительная литература:

  1. Бернадский Г.Г. Культура политической дискуссии. Л.: ЛГУ, 1991.

  2. Герасимова И.А. Введениев теорию и практику аргументации. М.; Логос, 2010.

  3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., ВЛАДОС, 1991.

  4. Ивин А.А. Логика для юристов. М.: Гадарики, 2004

  5. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М., Проспект, 2005

  6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010

  7. Многообразие политического дискурса. Под ред. О.Ф. Русакова. Екатеринбург, УрО РАН, 2004.

  8. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  9. Уолтон Д. Аргументы Ad Hominen. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002

8Образовательные технологии


Важную роль в приобретении практических мыслительных навыков играет решение всех основных типов логических задач, предусмотренных данным курсом.

8.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные задания для решения логических задач на семинарских занятиях.

Тема «Понятие»:

  1. Определить объем и содержание понятия

  2. Дать логическую характеристику понятию.

  3. Произведите обобщение и ограничение понятия.

  4. Определите отношения между понятиями.

  5. Установите вид и правильность определения. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение

  6. Указать вид, состав и правильность деления.

Тема «Суждение»:

  1. Определить вид суждения, его термины и их распределенность

  2. Определить логические отношения между суждениями

  3. Выполнить операцию отрицания суждения

  4. Определить вид и логическую форму сложного суждения.

Тема «Умозаключение»:

  1. Осуществить превращение и обращение суждения.

  2. Осуществить все возможные правильные выводы по логическому квадрату из следующего суждения.

  3. Определить состав, фигуру, модус силлогизма и проверить его правильность.

  4. Осуществите (если это возможно) правильный вывод по одной из фигур силлогизма из следующих посылок:

  5. Восстановите, если это возможно, правильный силлогизм:

  6. Определите вид и проверьте правильность умозаключения табличным способом.

  7. Определите вид правдоподобных рассуждений и выясните их корректность.

Тема: «Логические основы аргументации»

  1. Найти тезис, аргументы и указать способ доказательства или опровержения. Проверьте соблюдение правил доказательства или опровержения.

  2. К данному тезису подберите аргументы, определите форму обоснования тезиса, запишите связь аргументов и тезиса символически.

  3. Постройте опровержение тезиса, запишите его схему.

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный список вопросов к зачету

  1. Предмет науки логики.

  2. Язык как информационная знаковая система. Функции языка.

  3. Принципы логического анализа языка.

  4. Понятие о формализованном языке как средстве выявления логической формы языковых выражений.

  5. Язык логики предикатов

  6. Понятия знака.

  7. Общая характеристика и виды знаков.

  8. Основные семиотические аспекты языка: семантический, прагматический, синтаксический.

  9. Естественный и искусственный язык

  10. Понятие о формализованном языке как средстве выявления логической формы языковых выражений

  11. Понятие как форма мышления.

  12. Содержание и объем понятия.

  13. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий.

  14. Обобщение и ограничение понятий.

  15. Виды понятий.

  16. Отношения между понятиями.

  17. Круги Эйлера как средства анализа отношений между понятиями.

  18. Операция определения понятий.

  19. Правила и ошибки определений.

  20. Операция деления понятий.

  21. Правила и ошибки деления.

  22. Суждение как форма мышления.

  23. Виды суждений.

  24. Категорические суждения.

  25. Выводы из категорических суждений.

  26. Сложные суждения и условия их истинности.

  27. Отношения между суждениями (логический квадрат и таблицы истинности).

  28. Модальность суждений и ее виды.

  29. Непосредственные умозаключения: обращения, превращения, противопоставление субъекту и предикату, выводы по логическому квадрату

  30. Категорический силлогизм.

  31. Понятие о фигурах, модусах и правилах силлогизма.

  32. Энтимема.

  33. Условные, разделительные и лемматические умозаключения.

  34. Умозаключение и его виды.

  35. Выводы из сложных суждений

  36. Индуктивные умозаключения и их виды.

  37. Индуктивные методы установления причинных связей.

  38. Умозаключение по аналогии.

  39. Виды аналогий.

  40. Доказательство.

  41. Структура доказательства.

  42. Способы доказательства.

  43. Опровержение.

  44. Правила доказательства и опровержения.

  45. Ошибки, возникающие при нарушении правил.

  46. Полемика и ее виды.

  47. Функции полемики.

  48. Стратегия и тактика познавательной полемики.

  49. Стратеги и тактика деловой полемики.

  50. Стратегия и тактика эристической полемики.

9Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: правильность решения логических задач по 10 – ти бальной шкале. Оценки за работу на семинарских преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ (решение логических задач), задания которых выдаются на семинарских занятиях, по 10 – ти бальной шкале. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.

Преподаватель оценивает контрольную работу студентов по 10 – ти бальной шкале. Оценки за этот вид работы студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу определяется перед итоговым контролем – Ок/р..

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = 0,3 Отекущий + 0,4 Оауд + 0,3 Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП



Отекущий = Ок/р

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.



Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,6 Онакопл + 0,4·Озач

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010

10.2Основная литература


    1. Бикметова Т.И. Логика. Часть 1,2. Н.Н.: НФ ГУ – ВШЭ, 2010

    2. Ивлев Ю.В. Логика. М., Велби Проспект, 2010

10.3Дополнительная литература


  1. Бартон В.И. Логика. М., Новое знание, 2008.

  2. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М.: ПРОГРЕСС, 1981.

  3. Бикметова Т.И. Логика. Контрольные задания. Н.Н.: НФ ГУ – ВШЭ 2005

  4. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., Инфра – М Форум, 2008

  5. Бредемайер К. Искусство словесной атаки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005

  6. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2010

  7. Грядовой Д.И.Логика. Практический курс основ формальной логики. М.: Щит – М. 2010.

  8. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М.: ВЛАДОС, 1991.

  9. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.: Editorial URSS, 2002

  10. Зеленогорский Ф.А. О методах исследования и доказательства. М.: РОССПЭН, 1998.

  11. Ивин А.А. Логика для юристов. М.: Гадарики, 2004.

  12. Карпенко А.С. Логики Лукасевича и простые числа. М., Наука, 2000.

  13. Логический словарь. Дефорт. М., 1991.

  14. Маковельский А.О. История логики. М.: Директ-Медиа, -2004

  15. Меськов В.С. Очерки по логике квантовой механики. М., Изд-во МГУ, 1986.

  16. Многообразие политического дискурса. Под ред. О.Ф. Русакова. Екатеринбург, УрО РАН, 2004.

  17. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Политиздат, 1991.

  18. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М.: Проспект, 2005

  19. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

  20. Сидоренко Е.А. Релевантная логика. М.: ИФ РАН, 2000.

  21. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  22. Смирнов В.А. Теория логического вывода. М.: РОССПЭН, 1999.

  23. Смирнова Е.Д. Логическая семантика и философские основания логики. М.: МГУ, 1986.

  24. Солодухин О.А. Философия юридического диалога. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

  25. Уолтон Д. Аргументы Ad Hominen. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002

  26. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: ПРОГРЕСС, 1980.

  27. Хоменко В.И. Логика. М.: Издательство Юрайт, 2010.

  28. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументация. М.: ГАДАРИКИ, 2005

  29. Bergmann, Merrie, Moor, James, and Nelson, Jack (1997). The Logic Book. McGraw-Hill.

  30. Chellas, Brian F. (1980). Modal Logic: An Introduction. Cambridge.

  31. Jeffrey, Richard C. (1990). Formal Logic: Its Scope and Limis. McGraw-Hill.

  32. Kahane, Howard and Cavender, Nancy (1997). Logic and Contemporary Rhetoric, Wadsworth

  33. Quine, Willard V. O. (1981). Mathematical Logic. Harvard.

  34. Quine, Willard V. O. (1986). The Philosophy of Logic. Harvard.

  35. Shand, John (2000). Arguing Well. Routledge.

  36. Suppes, Patrick. (1999). Introduction to Logic. Dover.

  37. Walton, Douglas N (1989). Informal Logic: A Handbook for Critical Argumentation. Cambridge.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.logic.ru/Russian/: Логика в России.

  • http://www.csa.ru/diclirus/: Логика в России в XX веке.

  • http://www.logic.ru/Russian/LogStud/: Электронный журнал "Логические Исследования".

  • http://front.math.ucdavis.edu/math.LO: Электронная библиотека препринтов по математической логике. Поддерживается факультетом математики Калифорнийского Университета.

  • http://theory.lcs.mit.edu/~dmjones/hbp/apal/: Библиография журнала Annals of Pure and Applied Logic.

  • http://www.ee.pdx.edu/~mperkows/ISMVL/=index.html: Коллекция ссылок по многозначным логикам. Поддерживается в Портландском Университете, США.

  • http://uu-gna.mit.edu/~napoli/LAMBDA/logical.html: LogicAL

  • http://theory.lcs.mit.edu/~dmjones/hbp/ndjfl/: Библиография журнала Notre Dame Journal of Formal Logic.

  • http://www.ams.org/committee/publications/mr-info.html: Рецензии по математической логике Американского Математического Сообщества.

  • http://www.math.ucla.edu/~hbe/jsl.html: Journal of Symbolic Logic - официальный журнал Ассоциации Символической Логики.

  • http://www.math.ucla.edu/~asl/bslcontents.html: The Bulletin of Symbolic Logic.

  • http://www.irit.fr/ACTIVITES/EQ_ALG/Jancl/home.html: JANCL - Journal of Applied Non-Classical Logic.

  • http://www.hf.uio.no/filosofi/njpl/: Nordic Journal of Philosophical Logic.

  • http://www.ed.ac.uk/~pmilne/ml/home.html: Журнал Modern Logic.

  • http://www.phil.indiana.edu/ejap/ejap.html: Electronic Journal of Analytic Philosophy.

  • http://citeseer.nj.nec.com/: Электронная библиотека по логике, математике и компьютерным наукам.

  • http://www.univ.trieste.it/~dipfilo/episteme/ Электронный журнал Logic and Philosophy of Science.

  • http://www.math.uu.se/logik/logic-server/

  • http://www.links2go.com/topic/Logic

  • http://discus.anu.edu.au/~wongas/


10.4Справочники, словари, энциклопедии


Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., Туманит, ВЛАДОС, 1997. 384 с.

Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с.


11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для лекционных и семинарских занятий используется проектор, подсобные материалы для проведения мини-тестирования и контрольной работы.

Автор программы Т.И. Бикметова