Программа дисциплины "" для направления 030300. 62 " - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Клиентоцентрированная психотерапия и практика... 1 202.53kb.
Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» 1 133.92kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 268.08kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 3 347.76kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 5 663.57kb.
Программа дисциплины «Фотографика» 1 348.31kb.
Программа дисциплины «Редакционно-издательские технологии» 1 217.69kb.
Программа дисциплины История религий  для направления 033000. 1 280.73kb.
Программа дисциплины Управление интегрированными коммуникациями для... 4 421.83kb.
Программа дисциплины «Политология»  для направления 081100. 3 486.71kb.
Отчет по результатам самообследования 4 1120.92kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины "" для направления 030300. 62 " - страница №1/1


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины “” для направления 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины «Философия - 2»
для направления 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра

Автор программы:

Хитров А. В., кандидат философских наук, доцент, akhitrov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «25» декабря 2012 г.

Зав. кафедрой В. А. Куренной
Рекомендована секцией УМС факультета философии «___»____________ 20 г

Председатель Б.Н. Кашников


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь И.В. Макарова ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
На формирование каких компетенций нацелена программа учебной дисциплины на английском языке

Раздел должен содержать ответы на следующие ключевые вопросы:

Какими общими (универсальными) компетенциями должен обладать студент после завершения программы?



Какими специальными (предметно-ориентированными) компетенциями должен обладать студент после завершения программы?

Методология оценивания результатов обучения и критерии, подтверждающие наличие представленных компетенций у студентов

Знания

Умения

Навыки

Знания

Умения

Навыки

Знания

Умения

Навыки


В результате изучения этой дисциплины студент должен обладать следующими общими (универсальными) компетенциями:

знать: основные категории, понятия, законы, направления развития философии, способствующие общему развитию личности, обеспечивающие формирование мировоззрения и понимание современных концепций картины мира; систему категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; этические аспекты профессиональной деятельности; юридические основы использования информации; профильную профессиональную лексику на иностранном языке;

уметь: применять категории современной философии и методы для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; работать с современными библиографическими базами данных и поисковыми системами;

владеть: культурой научного мышления; иностранным языком в объёме, необходимом для работы с профессиональной литературой, взаимодействия и общения.

В результате изучения этой дисциплины студент должен обладать следующими специальными (предметно-ориентированными) компетенциями:

знать: основные категории современных исследований класса, гендера и национализма; систему методов, необходимых для решения типовых задач в области классового и гендерного анализа и исследований национализма; лексику этих дисциплин на английском языке;

уметь: корректно применять работать с современными библиографическими базами данных и поисковыми системами и находить в них информацию, релевантную для данного курса;

владеть: иностранным языком и терминологией современных исследований класса, гендера и национализма.

Критерии, подтверждающие наличие общих (универсальных) и специальных (предметно-ориентированных) компетенций у студентов:

Студенты способны высказывать устно и письменно суждения, содержащие ссылки на основные философские категории, понятия и законы; студенты ссылаются на основные категории современных исследований класса, гендера и национализма; их суждения указывают на их знакомство и понимание логики развития философии и наук в 20-м веке; студенты воздерживаются от плагиата и списывания, а их суждения по поводу этических аспектов профессиональной деятельности указывают на их понимание причин, по которым плагиат и списывание считается недопустимыми; студенты демонстрируют понимание текстов и лекции на иностранном языке; студенты демонстрируют понимание аноглоязычной лексики современных исследований класса, гендера и национализма; в ответах студентов содержатся указания на то, как решать типовые задачи в области классового и гендерного анализа и исследований национализма;

Студенты высказывают законченные реплики или пишут короткие суждения, содержащие в себе категории современной философии и категории современных исследований класса, гендера и национализма; студенты оформляют ссылки на использованные ими научные работы в соответствии с правилами оформления; студенты могут находить дополнительные исследовательские работы в базах, на которые подписан НИУ ВШЭ и в Google Scholar;

Студенты высказывают законченные реплики или пишут короткие суждения на английском языке.

Методология оценивания результатов обучения:

  1. Аудиторная работа на семинарах

Означает не только физическое и «мысленное» присутствие на семинаре, сосредоточенность и концентрация внимания на обсуждаемых темах, не только активное высказывание своих идей, но и вопросы, которые студенты задают своим одногруппницам, одногруппникам и преподавателю, стараясь оспорить сомнительные, на их взгляд, утверждения или прояснить то, что вам не понятно. Активная работа на семинаре предполагает, что студенты прочитали подготовленные тексты.

Предварительный план организации семинара

5 минут: приветствие, организационные вопросы, введение в проблематику семинара, деление группы на две-три подгруппы.

20 минут: в результате обсуждения каждая подгруппа должна сформулировать 1 критическое суждение о текстах, рекомендованных для прочтения и 3 вопроса, адресованных другой(-им) подгруппам. Вопросы должны начинаться со слов «как? почему?», а не «кто? что? когда? где?». Такое ограничение на формулировку дается для того, чтобы для ответа на эти вопросы требовалось бы рассуждать, а не пересказывать текст.

45 минут: Взаимный обмен критическими суждениями, вопросы подгрупп друг другу по поводу критических суждений, обмен вопросами и ответ на них.

10 минут: Подведение итогов и проставление оценок.

Активное содержательное выступление - 1 балл.

Эпизодическое содержательное выступление - 0,5.

Бессодержательные или нерелевантные выступления или пассивное присутствие на семинаре не оценивается.

Контроль подготовки к семинарам

Для контроля вашей готовности периодически я устраиваю опросы по содержанию заданных текстов. Если студенты не могут ответить или их ответ свидетельствует о незнании ими текстов, из их рейтинга работы на семинаре вычитается один балл.

Контроль студентов за рейтингом

Время от времени я вывешиваю в LMS отсканированную копию рейтинга.

  1. Домашнее задание = комментарий к семинару

В течение недели после семинара студенты должны оставить в LMS реплику объемом 400-500 слов, содержащую их развернутое, осмысленное и обоснованное мнение по поводу обсуждавшихся на семинаре проблем. В начале каждого последующего семинара я комментирую домашние задания.

  1. Эссе = комментарий к комментарию

В течение недели после публикации комментария к семинару студенты должны опубликовать в LMS реплику, критичеси оценивающую комментарии к семинарам.

В начале курса студенты получают распечатанную копию программы семинаров, в которую каждый из них дважды вносит свое имя на две разные темы: для написания домашнего задания и эссе. После этого я вывешиваю отсканированную копию программы с именами в LMS.

  1. Итоговая контрольная работа

Письменный ответ на вопрос на последнем занятии.

Критерии оценки домашнего задания, эссе и итоговой контрольной работы

  • Полнота комментария (студенты либо говорят обо всей работе/проблеме, либо, если они выбирают комментировать какой-либо аспект, они должны довести анализ до конца. При этом они должны продемонстрировать знание всех рекомендованных текстов);

  • Критическая позиция. Результат: текст, содержащий собственное суждение, с собственной позиции, аргументированное и с примерами. (Неправильно: пересказ. Правильно: собственное размышление над теми же вопросами, над которыми размышляет автор, но с учетом мыслей автора или же постановка под сомнение утверждений автора);

  • Опираться на понятия и тексты, но также осуществить самостоятельный акт мышления;

  • Обоснованность мнения (Неправильно: «автор считает то-то, а я все равно считаю так и все тут». Правильно: «Автор Х высказывает мысль Y. С автором можно согласиться в том-то и в том-то потому и потому. Однако, автор не прав в том-то и в том-то потому и потому»);

  • Логичная последовательность изложения (мысль должна быть понятной, последующее должно вытекать из предыдущего, термины должны быть определены и использоваться в одном значении, важно попробовать прочесть свой текст глазами другого человека и постоянно задавать к собственному тексту вопросы.);

  • Тематизация, то есть умение выразить свои мысли с использованием философских терминов, которые студенты найдут в текстах;

  • Самостоятельность работы (если я обнаруживаю хоть какую-то долю плагиата, студент получаете «0» за задание);

  • Необходимо определить ключевые понятия и проблематизировать, то есть поставить вопрос.

  • Необходимо мобилизовать общекультурный багаж и философские знания, используя цитаты или парафразы.

  • Любая цитата должна быть прокомментирована и объяснена.





Формы контроля и структура итоговой оценки


Элемент оценки

Накопленная оценка

Итоговая оценка за зачет

Оитог.контроль



Результирующая оценка
за дисциплину (Выставляется
в диплом)

Текущий контроль

Отекущий

Аудиторная работа (Лекции, практические занятия, семинарские занятия)

Оауд

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Действия преподавателя

1

  • Эссе (комментарий к прошедшему семинару) – 10

  • Домашнее задание (комментарий к комментариям к прошедшему семинару) - 10

Активное и содержательное участие в обсуждении на максимальном количестве семинаров – 10. За каждый семинар студент может получить максимум 1 балл (если работа была активной и содержательной) или 0,5 (за эпизодические и содержательные реплики). Студенты, проявляющие бессодержательную активность, никаких баллов не получают.

Не оценивается

Зачет в виде письменного ответа на вопрос в аудитории. Максимальная оценка - 10 баллов.

1

q1 = 0,4

q2 = 0,6



2

n1 = 0,5

n2 = 0,5



2


Орезульт =

q1итог.контроль +

q2накопленная


3

Отекущий = n1эссе + n2дз

k1=0,5

k2=0,5



Расчет накопленной оценки

Онакопленная= k1текущий + k2ауд

Что получается в результате

Онакопленная*

Оитог.контроль

Орезультирующая*

*- Накопленная и результирующая оценки округляются по правилам математики.


Место в рабочем учебном плане


Факультет:

Год обучения/Специализация/магистерская программа:

Тип курса (обязательный/по выбору):

Продолжительность курса в ауд. часах:

С какого учебного года будет читаться:

В каком модуле/семестре курс будет читаться/читается:

Сколько студентов будет охвачено:

Психологии

2012-2013/Психология

По выбору

216

2012-2013

3 и 4 модули

37



Philosophy - 2: Class, Gender, Nation”

Arseniy Khitrov

akhitrov@hse.ru

Office: Maly Trekhsvyatitelsky pereulok, 8/2, room 312 (Thursdays and Fridays, with appointment)


  1. OVERVIEW OF TEACHING AIMS AND METHODS

  1. PROGRAMME AUTHOR

Arseniy Khitrov, candidate of sciences in philosophy, is an assistant professor in cultural studies at the NRU HSE.

  1. SUMMARY

The course has two parts: a historical and a theoretical one. In its historical part, it explores how European and Northern American scholars came to the idea that class, gender, and nation are not pre-given essences but are products of history and people’s interactions between people and that the belief in essences is ideology. In its theoretical part, it aims at teaching students how to assess critically notions of class, gender, and nation, their philosophical foundations, evolution, and their ideological implications in theoretical thinking of the present day.

The historical part of this module starts with the exploration of changes that took place in both European thought and socioeconomic conditions in the second half of the 19th century. During lectures, students learn about reasons why Karl Marx, Friedrich Nietzsche, and Sigmund Freud became suspicious in transparency of introspection and how those thinkers came to their theories of irrational factors that, as they believed, influence human behaviour and thinking. The course shows how ideology, class consciousness, will to power, and sexual desire, being those factors, became also keywords in critical theory, gender studies, and contemporary nationalism studies. Throughout the 20th century those concepts functioned as explanations of how individuals think and behave and how society works. However, by the end of the century thinkers started to challenge those concepts and see ideology in ideology critique itself. The historical part of the course finished with the most recent debates on the issue.

The theoretical part of the course gives students understanding of philosophical foundations, key concepts, and basic principles of the social constructionist paradigm in the humanities and the social sciences. During seminars they are taught to assess critically texts by Karl Marx and neo-Marxists, specialists in gender studies, and in contemporary studies of nationalism and also to analyse research puzzles and everyday situations relying on social constructionism principles.

Some pedagogical strategies innovative for the HSE are used during seminars. These strategies aim at motivating students to be critical and to apply theories they study to issues that they already know from other courses and from their everyday life.



  1. EDUCATIONAL AIMS AND OBJECTIVES OF THE COURSE

Educational aims:

  • Enhance students’ understanding of the 19th and 20th century European philosophy;

  • Enhance students’ understanding of issues specific to Marxism, neo-Marxism (critical theory), gender studies, studies in nationalism, and social constructionism;

  • Enlarge student’s knowledge of key categories of those movements;

  • To teach students to apply those categories correctly to research problems that are linked with issues covered by this course.

Educational objectives:

  • To teach students to critically assess philosophical texts;

  • To teach students to apply key philosophical categories correctly;

  • To sustain a reasoned argument backed-up with relevant evidence;

  • To communicate their own ideas and respond to others in discussion;

  • To work in groups.



  1. ORIGINAL TEACHING METHODS

I divide the audience into 2-3 groups and give each group 20-25 minutes to prepare 1 critical statement about the texts recommended for the seminar and 3-4 critical questions for the other groups. Questions must start with words ‘how’, ‘why’ and never with ‘who’, ‘what’, or ‘when’, so that the answer would not be an exposition of texts but students’ own reasoning. The rest of the seminar is staged as an exchange of critical statements and questions between the groups accompanied with the teacher’s comments.

During the course every student has to post 1 comment on one particular seminar and 1 comment on any comment on the other concrete seminar. This task aims at provoking students to critically assess judgments of their fellow-students.

This is the first time I use this teaching method that is built upon the methods I used last year and got a prize for from the Centre of Educational Innovations at NRU HSE.


  1. THE COURSE'S CONTENT

  1. ORIGINALITY OF THE COURSE

The course deals with issues that are at the core of on-going debates in contemporary philosophy, the humanities, and the social sciences. It explores philosophical foundations of the paradigm of social constructionism that is one of the most influential paradigms today.

The course’s content, structure of topics, and teaching methods are not based on any existing courses and are direct results of my own research. However, the course’s content corresponds to international agendas in teaching cultural and gender studies and critical theory at the status they have today in the US,1 Canada,2 the UK,3 and Australia.4 Additionally, the course is tightly connected with research themes in those disciplines, as the course’s bibliography shows.

There are several courses taught at HSE in 2012/2013 academic year that deal with some issues that my course covers. Those courses are the following:


  • Courses on ideology critique: ‘Sociological analysis of ideologies’ by Roman Abramov (faculty of sociology),5 ‘Sociological and socio-philosophical theories of illusionary forms of consciousness’ by Kirill Sorvin (faculty of sociology),6 ‘Political theory’ by Gleb Musikhin (faculty of applied political sciences).7

  • Сourses on gender studies: ‘Sociology of gender’ by Elena Rozhdestvenskaya (faculty of sociology),8 ‘Gender history’ by Galina Zelenina (faculty of history),9 ‘Gender expert evaluation of economic and social policy’10 and ‘Gender analysis in economic sociology’11 by Elena Mezentseva (faculty of sociology), ‘Gender analysis of social work in public and private spheres’ by Olga Simonova (faculty of sociology),12 ‘Social Hierarchy and Gender Issues in East Asia’ by Evgeny Shteyner (faculty of philosophy),13 ‘Sociology of family and gender relations’ by Olga Yusupova (Institute of demography).14

  • Courses on nationalism studies: ‘Nations and nationalism’ and ‘Post-imperial syndrome and neo-imperial reason’ by Leonid Gorizontov (faculty of history),15 ‘Racial discourse in society an politics’ by Nikolay Shcherbakov (Department of World and Russian history),16 ‘Ethnosocilogy’ by Leokadia Drobizheva (faculty of sociology),17 ‘Nation Building and State Formation’ by Mikhail Ilyin (faculty of applied political sciences),18 ‘Migrants and Ethnic Minorities’ by Anna Potsar and Irina Filatova (public policy department).19

However, none of those courses proposes the same perspective as my module or has a structure similar to my course. Another feature that makes my course different from all the courses mentioned above is that it touches upon fundamental philosophical foundations of the categories of class, nation, and gender, while other courses taught at HSE dedicated to rather practical application of these concepts within a particular disciplinary framework.

Galina Zvereva, Vera Zvereva, Arkadiy Perlov, Boris Stepanov, Andrey Oleynikov and some other colleagues from the Russian State University of Humanities teach courses that embrace some issues of cultural studies and critical theory, but it is impossible to assess their courses’ syllabi since the web site of the RSUH does not contain them.20

Therefore, my course can be regarded as an original educational product in both the Russian and the world educational markets.

Teaching methods proposed here are based, firstly, on my personal experience of being a student on the Erasmus Mundus programme “Crossways in Cultural Narratives” in universities of Sheffield (UK), Tübingen (Germany), and Perpignan (France) during the 2009-2011 academic years and, secondly, on Professional Development Programme “Methods of monitoring tests’ design to measure teaching outcomes” that I attended at HSE from 30.05.2012 till 20.06.2012, and thirdly, on discussions with colleagues during the workshop “Philosophy in the Contemporary University” at HSE in St. Petersburg on 15th June 2012.21



  1. THEMATIC PLAN OF THE COURSE



Topics

Total Number of hours

Hours of Classroom Work

Independent Work




Lectures

Seminars



Theories of Ideology: Marx, Nietzsche, and Freud

22

6

4

10



Karl Marx's, Max Weber, Werner Sombart, and Alfred Hirschman on the origins of capitalism

9

2

0

5



Ideology Critique after Marx

13

4

4

5



Taylorism, Fordism, and Post-Fordism. The working class movement and its interrelations with the European philosophy.

18

4

0

10



Foundations of Social Constructionism

18

4

0

10



Social Constructionism and Contemporary Gender Studies

14

2

8

10



Social Constructionism and Contemporary Studies of Nationalism

14

2

8

10

 

In sum:

108

24

24

60

 

  1. FULFILLMENT OF COURSE PLAN

  1. Theories of Ideology: Marx, Nietzsche, and Freud

Lecture 1

The origins of the concept of ‘ideology’. Destutt de Tracy. Karl Marx. Ideology as knowledge biased by interests. Class interests, will to power, sexual desire.



Lecture 2

The evolution of Marx’s vision of ideology. Ideology VS praxis, ideology VS science. Examples of the Marxist ideology critique, its strong and weak sides.



Lecture 3

Naturalisation as an ideological operation. Culture/Nurture debates. Is ideology critic based on a priori assumptions about human nature? Essentialims.



Seminars 1 and 2

Required Readings

Engels, Frederick; Marx, Karl. Economic and Philosophic Manuscripts of 1844 and Communist Manifesto. New York: Prometheus Books, 1988. 19-52, 69-114.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. второе, Т. 42, М.: Издательство политической литературы, 1974, С. 47-71, 86-127.

Supplementary Readings

Wright, Erik Olin. Class Counts. Student Edition. Cambridge: Maison des Sciences de l'Homme and Cambridge University Press, 2004.

Мусихин Г. И. Очерки теории идеологий. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013.

Eagleton T. Ideology. An Introduction. London and New York: Verso, 1991.

Ricoeur, Paul. Lectures on Ideology and Utopia. New York: Columbia University Press, 1986.

Freeden, Michael. Ideology: A Very Short Introduction. Oxford University Press, 2003.



  1. Karl Marx's, Max Weber, Werner Sombart, and Alfred Hirschman on the origins of capitalism

Lecture 4

Marx’s vision that the source of ideology is capitalism. Capitalism as “Imperative to unlimited accumulation of capital by formally peaceful means” (Boltanski, 4). Four elements of capitalism according to Marx: 1) The labour is a commodity; 2) Relationships between the worker and the capitalist is a struggle; 3) More capital -> more exploitation; 4) Labour/the worker is estranged/alienated. Max Weber on religious sources of capitalism. Alfred Hirschman on psychological sources of capitalism. The concept of the ‘interest’ and its genealogy.



Supplementary Readings

Hirschman, Albert. The Passions and the Interests. Political Arguments for Capitalism before Its Triumph. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1997.

Хиршман, Альберт. Страсти и интересы. Политические аргументы в пользу капитализма до его триумфа. М.: Издательство Института Гайдара, 2012.


  1. Ideology Critique after Marx

Lecture 5

Can ideology critic be itself ideological? Neo-Marxism. Gramsci. Althusser. Sartre. The Frankfurt School.



Lecture 6

Ideology as hegemony of meaning. Can facts speak for themselves? Slavoj Zizek on ideology. Ideology in the anti-migrant speech. Ideology of contemporary environmentalism. Ideology as practices.



Seminar 3

Required Readings

Voloshinov, V. N. Marxism and the Philosophy of Language. N.Y., L.: Seminar Press, 1973.

Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка. В кн.: М. М. Бахтин (под маской). Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М.: Лабиринт, 2000, С. 349-486.

Supplementary Readings

Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М., 2004, С. 135-217.

Wright, Erik Olin. Class Counts. Student Edition. Cambridge: Maison des Sciences de l'Homme and Cambridge University Press, 2004.

Seminar 4

Required Readings

Althusser, Louis. “Ideology and Ideological State Apparatuses (Notes towards an Investigation).” Mapping Ideology. Ed. Slavoj Zizek. London, New York: Verso, 1995. 100-40.

Альтюссер, Луи. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) // Неприкосновенный запас. 2011. №3 (77).


  1. Taylorism, Fordism, and Post-Fordism. The working class movement and its interrelations with the European philosophy.

Lecture 7

The evolution of the working class’ condition in Europe from the 19th century to the present day. Assembly lines. Predictable careers. Patriarchal family. Reproduction of social institutions by economic conditions. Edward Bernays and Sigmund Freud. Sexuality and advertisement. Managerial revolution.



Supplementary Readings

Boltanski, Luc, and Eve Chiapello. New Spirit of Capitalism. London, New York: Verso, 2007.

Sennett, Richard. The Culture of the New Capitalism. New Haven, London: Yale University Press. 2006.

Esping-Andersen, Gøsta, ed. Changing Classes. Stratification and Mobility in Post-industrial Societies. SAGE. 1993.

Saunders, Peter. Social Class and Stratification. Routledge: London and New York, 1990.

Lecture 8

Decentralization, meritocracy, and management by objectives. Hippie movement and mai ’68. Trade unionism. The French Communist Party and French philosophers. Intellectuals and power: cases of Althusser, Foucault, and Mills. Post-Fordism and cognitive capitalism. The concept of the ‘multitude’ by Negri and Hardt.



  1. Foundations of Social Constructionism

Lecture 9

Origins of the paradigm. Cognitive constructionism in Kant, and Husserl. Linguistic turn in philosophy. The idea of the arbitrariness of the sign in Saussure and the late Wittgenstein. Performative utterance in Ausitn. Berger and Luckmann’s The Social Construction of Reality. The issue of agency.



Supplementary Readings

Burr, Vivien. Social Constructionism. London, New York: Routledge, 2003.

Hacking, Ian. The Social Construction of What? Cambridge, Massachusetts, London, England: Harvard University Press, 1999.

Lecture 10

Discourse theories. Discourse and power. Examples of the discourse analysis.



  1. Social Constructionism and Contemporary Gender Studies

Lecture 11

Language, sex, and gender. The origins and the evolution of the concept of gender. Feminism’s influence on evolutionary psychology.



Seminar 5

Required Readings

Rubin, Gayle. “The Traffic in Women: Notes on the “Political Economy” of Sex.” Feminist Anthropology. A Reader. Ed. Ellen Lewin. Blackwell Publishing, 2006. 87-106.

Рубин, Гейл. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола. В кн.: Антология гендерной теории. Минск, 2000, С. 99-113.

Seminar 6

Required Readings

Nochlin, Linda. “Why Have There Been No Great Women Artists?” Linda Nochlin. Women, Art, and Power. New York: Harper and Row, 1988. 145-78.



Seminar 7

Required Readings

Buss, David Michael & David P. Schmitt. “Evolutionary Psychology and Feminism.” Sex Roles 64 (2011): 768–787.



Seminar 8

Required Readings

Meynell, Letitia. “Evolutionary Psychology, Ethology, and Essentialism (Because What They Don’t Know Can Hurt Us).” Hypatia 27.1 (2012): 3-26.

Hall, Kim Q. ““Not Much to Praise in Such Seeking and Finding”: Evolutionary Psychology, the Biological Turn in the Humanities, and the Epistemology of Ignorance.” Hypatia 27.1 (2012): 28-49.


  1. Social Constructionism and Contemporary Studies of Nationalism

Lecture 12

The origins of the concept of the ‘nation’. Ethnic and civic concepts of nation. Nationalism as political ideology. Four demands of nationalism: culturally homogenous community; sovereignty; loyalty; legitimacy of power. Primordialism. Early studies of nationalism. Ernest Renan. Modernists in studies of nationalism: Gellner, Anderson, and Hobsbawm. Limitations of modernism and contemporary historical studies.



Seminar 9

Required Readings

Anderson, Benedict. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London, New York: Verso, 2006. 9-36.

Андерсон, Бенедикт. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково Поле, 2001, С. 33-59.

Supplementary Readings

Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. М.: КДУ, 2005.



Seminar 10 and 11

Required Readings

Hirschi, Caspar. The Origins of Nationalism. Cambridge University Press, 2012. 1-49.



Seminar 12

Exam


Exam Questions

  1. How does Marx define social class? Is class analysis applicable to contemporary Russian society? Give an example and explain why.

  2. What is capitalism, Fordism, post-Fordism, and neo-liberalism? What are their philosophical foundations?

  3. Give your own definition of ideology, relate it to Marx’s and Althusser’s visions, and specify how ideology is different from worldview and science.

  4. Give your own definition of naturalization, give 2 examples from texts we studied, and comment on each of them.

  5. How would you define discourse? Do you think discourse is different from language? Relate your answer to Voloshinov’s and Foucault’s theories.

  6. What is gender studies? Give your own definition and 2 examples of research questions specific to the field relying on texts by Gayle Rubin and Linda Nochlin.

  7. Do you think that in contemporary Russian society women are used as gifts or currency? Give examples and relate your comments to Gayle Rubin’s ideas.

  8. How do you understand basic ideas of social constructionism? Give 2 examples of research questions formulated in the spirit of this paradigm and comment on them.

  9. How are social biology/evolutionary psychology and social constructionism interrelated? Give 2 examples of contradictions between them. Explain why these contradictions appear.

  10. What is social constructionist vision of nationalism?

About the exam

During the last seminar (1 hour 20 minutes) you will have to give a written answer to one of these questions. You will be given a particular question at the beginning of the exam.

Please make sure you put all your bags, notebooks, clothes, and gadgets on the table that I will indicate you. You are allowed to take with you a pen only. I will give you paper. If I notice that you use anything except your pen and paper to write your answer, you will get the grade ‘0’ for your exam. You may take a bottle of water with you.

You will get ‘0’ for plagiarism, regardless the volume of the texts borrowed from somebody else without a correct reference.

You have to give a well-structured, logical, and clearly written answer on 2 pages minimum. You have to demonstrate an ability to analyse critically issues that we dealt with during our seminars and lectures. I do not expect detailed expositions of theories but your own critical and well-argued judgments. However, you always have to rely on concepts and theories that we have studied throughout the course. 50% of the final grade for this exam will be of the structure and logic of your answer. You have to start your answer with a clear question and you have to finish your texts with a clear answer of this question. Please consult examples of structures that you can find in the ‘Terms and Conditions' section on LMS.

I will post your grades for the exam and final grades on June 3th on LMS.

I wish you good luck!




  1. FORMS OF CONTROL




Cumulative Grade

Exam Grade

Gexam



Final Grade (Goes into the Diploma)

Control over the course of the semester

Gcurrent

Seminar Grade

Gseminar

Independent Work Grade




1

  • Essay (comment on the seminar) – 10 maximum. 400-500 words posted on LMS during the week after the seminar.

  • Homework (comment on the comment on the seminar) - 10. 400-500 words posted on LMS during two weeks after the seminar.

  • Active performance during the seminar - 1 maximum per seminar;

  • Episodic but quality performance during the seminar - 0,5;

  • Sub-standard (may be active) performance - 0.

No assessments

500-600 words written in the class during 1h 20 min. For more see “About the exam” section in this programme.

1

q1 = 0,4

q2 = 0,6



2

n1 = 0,5

n2 = 0,5



2


Оfinal =

q1*Gexam +

q2*Gcummulative


3

Gcurrent = n1*Gessay + n2*Ghomework

k1=0,5

k2=0,5



Gcummulative= k1*Gcurrent + k2*Gseminar

At the end:

Gcummulative*

Gexam

Gfinal*

* These grades are subject to rounding.

1 http://general-catalog.berkeley.edu/catalog/gcc_list_crse_req?p_dept_name=Critical+Theory&p_dept_cd=CRIT+TH, http://www.princeton.edu/ecs/current-courses/,

2 http://www.calendar.ubc.ca/okanagan/courses.cfm?code=CULT, http://www.humanities.mcmaster.ca/~english/undergraduate/Courses.html, http://www.mlcs.ualberta.ca/en/Courses.aspx.

3 http://www.gold.ac.uk/cultural-studies/programmes/, http://webprod3.leeds.ac.uk/catalogue/dynprogrammes.asp?Y=201314&P=BA-ARTF%2FCS

4 http://www.monash.edu.au/pubs/handbooks/aos/critical-theory/ , http://sydney.edu.au/handbooks/arts/units_of_study/table_a_ce.shtml#uosa_cultural_studies.

5 http://www.hse.ru/edu/courses/54589817.html

6 http://www.hse.ru/edu/courses/59638354.html

7 http://www.hse.ru/edu/courses/54586954.html

8 http://www.hse.ru/edu/courses/54589475.html

9 http://www.hse.ru/edu/courses/57802400.html

10 http://www.hse.ru/edu/courses/59865206.html

11 http://www.hse.ru/edu/courses/56481884.html

12 http://www.hse.ru/edu/courses/54587961.html

13 http://www.hse.ru/edu/courses/60219141.html

14 http://www.hse.ru/edu/courses/54589417.html

15 http://www.hse.ru/edu/courses/57802052.html, http://www.hse.ru/edu/courses/58866560.html

16 http://www.hse.ru/edu/courses/58865689.html

17 http://www.hse.ru/edu/courses/56481202.html

18 http://www.hse.ru/edu/courses/59627040.html

19 http://www.hse.ru/edu/courses/54171152.html

20 http://fii.rsuh.ru/section.html?id=5774

21 https://sites.google.com/site/teachingphilosophyhse/