Прочитай приведенный ниже фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ивыполни задания А1А5, В1-В3 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Две правды в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 1 32.35kb.
Урок литературы «Образ главного героя повести Н. В. Гоголя «Тарас... 1 62.49kb.
1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Повесть... 4 1165.2kb.
Почему фильм «Тарас Бульба» имел успех у зрителей? Мы всем классом... 1 19.06kb.
Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи 1 187.54kb.
Отражение Гоголевского замысла повести «Тарас Бульба» в экранизации... 1 37.34kb.
Пробный единый государственный экзамен по литературе, проведенный... 1 142.73kb.
«Образ матери и дитя в современной литературе» 1 163.81kb.
«Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» : историческая, фольклорная, нравственная... 1 69.52kb.
Факты режиссер владимир бортко 1 74.64kb.
Базовый контрольный лист по творчеству Н. В. Гоголя 1 21.58kb.
Конкурс для учащихся 8 10 классов. Вниманию руководителей образовательных... 1 83.53kb.
- 4 1234.94kb.
Прочитай приведенный ниже фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ивыполни - страница №1/1

Вариант 1

Часть 1


Прочитай приведенный ниже фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполни задания А1А5, В1-В3.

— А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии? — Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

— Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, — продолжал он, поворачивая их, — какие же длинные на вас свитки! экие свитки! таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.

— Не смейся, не смейся, батько! — сказал наконец старший из них.

— Смотри ты, какой пышный! а отчего ж бы не смеяться?

— Да так; хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, поколочу!

— Ах ты, сякой-такой сын! как, батьку? — сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.

— Да хоть и батьку. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

— Как же хочешь ты со мною биться, разве на кулаки? — Да уж на чем бы то ни было.

— Ну, давай на кулаки! — говорил Тарас Бульба, засучив рукава, — посмотрю я, что за человек ты в кулаке!

И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.

— Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! — говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. — Дети приехали домой, больше года их не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться!

— Да он славно бьется! — говорил Бульба, остановившись, — ей-Богу, хорошо! — продолжал он, немного оправляясь, — так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет казак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! — И отец с сыном стали целоваться. — Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил: никому не спускай! а все-таки на тебе смешное убранство: что это за веревка висит? А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? — говорил он, обращаясь к младшему, — что ж ты, собачий сын, не поколотишь меня?

— Вот еще что выдумал! — говорила мать, обнимавшая между тем младшего, — и придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось... (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом), ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться!

— Э, да ты мазунчик, как я вижу! — говорил Бульба. — Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю — вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши: и академии, и все те книжки, буквари, и философия, и все это ка зна що, — я плевать на все это! — Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. — А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму.

— И всего только одну неделю быть им дома? — говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. — И погулять им, бедным, не удастся, не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!
А1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?

1) Из киевской бурсы 3) Из гостей

2) Из реального училища 4) Из военного похода

А2. Какую интонацию выбирает Н. В. Гоголь в сцене встречи Тараса Бульбы со своими сыновьями?



  1. Романтическую 3) Веселую, ироническую

  2. Лирическую, печальную 4) Удалую, радостную

А3. Какой фразой одобрил своего сына Тарас Бульба после их шутливого боя?



  1. «Смотри ты, какой пышный!»

  2. «Да он славно бьется!»

  3. «Ах ты, сякой-такой сын!»

  4. «Э, да ты мазунчик, как я вижу!»

А4. Куда хочет отправить Тарас Бульба своих сыновей для получения науки?

  1. В киевскую бурсу 3) В военный поход

  2. К своим родственникам 4) В Запорожскую Сечь

А5. Какие основные мотивы положены в основу повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?

  1. Мотивы любви и дружбы

  2. Мотивы истинного патриотизма и предательства

  3. Мотивы гордого одиночества

  4. Мотивы свободолюбия

При выполнении заданий В1-В3 дай связные ответы на вопросы

В1. Кто из персонажей повести вызывает гордость у Тараса Бульбы?

В2. Почему Тарас убивает своего сына Андрия?

В3. Какие идеи сумел выразить Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»?


Часть 2

Прочитай приведенное ниже стихотворение и выполни задания А6-А8, С1

Николай Заболоцкий

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ


Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.


Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.




А6. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение Н. А. Заболоцкого?

  1. Любовная лирика

  2. Свободолюбивая лирика

  3. Философская лирика

  4. Патриотическая лирика

А7. В центре внимания поэта в стихотворении оказывается

  1. Описание русской природы

  2. Описание внешности человека

  3. Образ русской женщины

  4. Образ Родины

А8. В каком выражении из стихотворения Н. А. Заболоцкого звучит основная авторская идея о красоте человеческих лиц?



  1. «Есть лица, подобные пышным порталам…»

  2. «Есть лица - подобия жалких лачуг…»

  3. «Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот

составлена песня небесных высот»

  1. Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

При выполнении задания С1 дай связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений

С1. Какую красоту ценит поэт Н.А. Заболоцкий в людях?




Вариант 2

Часть 1


Прочитай приведенный ниже фрагмент из произведения И. С. Тургенева «Бежин луг» и выполни задания А1-А6, В1-В3

Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ноги, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили… кругом не слышалось почти никакого шума… лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… одни огоньки тихонько потрескивали.

Мальчики сидели вокруг них; тут же сидели и те две собаки, которым так захотелось меня съесть. Они еще долго не могли примириться с моим присутствием и, сонливо щурясь и косясь на огонь, изредка рычали с необыкновенным чувством собственного достоинства; сперва рычали, а потом слегка визжали, как бы сожалея о невозможности исполнить свое желание. Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить!- а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губя его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он слово все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, к низу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке,- на его языке по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле: смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

Итак, я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. Небольшой котельчик висел над одним из огней; в нем варились «картошки», Павлуша наблюдал за ним и, стоя на колеях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. Ильюша сидел рядом с Костей и все так же напряженно щурился. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Ваня не шевелился под своей рогожей. Я притворился спящим. Понемногу мальчики опять разговорились.

А1. Откуда автор узнал имена ребят?


  1. Они по очереди представились.

  2. Из их разговоров.

  3. Один из ребят представил всех.

  4. Автор раньше был с ними знаком.

А2. Чем возбуждал любопытство автора Костя?

  1. Необычной одеждой. 3) Задумчивым и печальным взором.

  2. Вызывающим поведением. 4) Интересным рассказом.

А3. Что лежит в основе сюжета произведения И. С. Тургенева «Бежин луг»?

  1. Описание русской природы.

  2. Описание мальчиков.

  3. Рассказ о жизни крестьянских детей.

  4. Приключения охотника

А4. Почему автор решил, что Федя принадлежит к богатой семье?

  1. Это был красивый и стройный мальчик.

  2. Федя постоянно улыбался.

  3. У Феди была новая одежда и свои сапоги.

  4. Так сказал один из мальчиков.

А5. Какая основная тема «Записок охотника И.С. Тургенева»?

  1. Тема великолепия родной природы.

  2. Тема любви и дружбы.

  3. Тема взаимоотношений помещиков и крестьян.

  4. Тема истинного и ложного патриотизма.

При выполнении заданий В1-В3 дай связные ответы на вопросы

В1. Как сложилась в дальнейшем судьба Павла?

В2. Почему поход в ночное – праздник для крестьянских ребятишек?

В3. Для чего И. С. Тургенев дает подробное описание мальчиков?

Часть 2

Прочитай приведенное ниже стихотворение и выполни задания А6-А8, С1

Николай Рубцов

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей, во мгле заледенелой Звезда полей горит, не угасая,

Остановившись, смотрит в полынью. Для всех тревожных жителей земли,

Уж на часах двенадцать позвенело, Своим лучом приветливым касаясь

И сон окутал родину мою… Всех городов поднявшихся вдали,

Звезда полей! В минуты потрясений Но только здесь, во мгле заледенелой,

Я вспоминал, как тихо за холмом Она восходит ярче и полней,

Она горит над золотом осенним, И счастлив я, пока на свете белом

Она горит над зимним серебром… Горит, горит звезда моих полей…
А6. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение Н. М. Рубцова?


  1. Любовная лирика.

  2. Свободолюбивая лирика.

  3. Философская лирика.

  4. Патриотическая лирика.

А7. В центре внимания поэта в стихотворении оказывается

  1. Описание русской природы.

  2. Описание внешности человека.

  3. Образ русской женщины.

  4. Образ Родины.

А8. В каких строках стихотворения сосредоточено основное переживание лирического героя?

  1. «Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал…»

  2. «И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…»

  1. «Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли…»

  1. «Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью…»

При выполнении заданий С1 дай связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений

С1. О чем размышляет Н. М. Рубцов в стихотворении «Звезда Полей»?