Пробный единый государственный экзамен по литературе, проведенный 17 ноября 2013 г на историко-филологическом факультете Пензенского - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Пробный единый государственный экзамен по литературе, проведенный 17 ноября 2013 - страница №1/1

Пробный единый государственный экзамен по

ЛИТЕРАТУРЕ,

проведенный 17 ноября 2013 г. на историко-филологическом факультете

Пензенского государственного университета
www.iff.pnzgu.ru
Вариант 1

Часть 1


Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-7; С1, С2.

…Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращался с тяги домой, шел все время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно... И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше…

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь… Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали…

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом в няньках, выражалась деликатно, и с лица ее все время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

- Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, - сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая. Длинная ночь!.. во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня»… Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед…Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

- Пришли к первосвященнику, - продолжал он, - Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть что и его, мол, нужно вести к допросу…он смутился и сказал: «Я не знаю его»…

Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль…

…Студент подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям…

И радость вдруг заволновалась в его душе… Прошлое, - думал он, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой… Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только двадцать два года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладело им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.



(А.П. Чехов «Студент»)


Ответом к заданиям В1-В7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответа №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.


В1 К какому роду литературы относится рассказ А.П.Чехова «Студент»?
Ответ: ……………………………………………………………………….
В2 Кто является рассказчиком в этом произведении?
Ответ: ……………………………………………………………………….
В3 Как называется прием переклички между состоянием природы и настроением героев?
Ответ: ………………………………………………………………………..
В4 Как по-другому называется построение художественного произведения с обрамлением (внутри событий, повествующих об Иване Великопольском, находится рассказанная им Евангельская легенда)?
Ответ: ……………………………………………………………………….
В5 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, которые автор использует в предложении «И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том…»

  1. ряды однородных членов

  2. литота

  3. градация

  4. эпитет

  5. оксюморон

Впишите соответствующие номера в таблицу.












В6 В словосочетании «самой природе жутко» писатель использует прием перенесения черт живого существа на неодушевленный предмет. Назовите этот прием.
Ответ: ………………………………………………………………………..
В7 Какое изобразительно-выразительное средство лежит в основе следующих строк: «…невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладело им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла»?
Ответ: …………………………………………………………………………..


Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем – 5-10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чье произведение рассматривается в задании). Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


С1 Почему в финале рассказа А.П.Чехова настроение Ивана Великопольского коренным образом переменилось?
С2 В каких произведениях русской литературы звучит вера в то, что «правда и красота» не пропадают? В чем их можно сопоставить с рассказом А.П.Чехова «Студент»?


Ответом к заданиям В8-В12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответа №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.


В8 Выпишите из третьей строфы эпитет.
Ответ: ……………………………………………………………………………..
В9 С помощью какого приема в третьей строфе Тютчев достигает эффекта оглушительного шума, доносящегося извне: «Их оглушит наружный шум»?
Ответ: …………………………………………………………………………………
В10 Выпишите из первой строфы слова высокого стиля.
Ответ: ………………………………………………………………………………..
В11 Определите характер рифмовки в стихотворении Тютчева.
Ответ: …………………………………………………………………………..
В12 Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Безмолвно, как звезды в ночи»?
Ответ: …………………………………………………………………………

Для выполнения задания С3 и С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем – 5-10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чье произведение рассматривается в задании). Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.



Часть 2


Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания В8-В12; С3, С4.

Silentium!


Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.


Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.


Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!..



(Ф.И.Тютчев)

С3 Кому адресует повелительные интонации своего стихотворения Ф.И. Тютчев?
С4 В каких произведениях русской лирики вы встречали глубочайшее постижение жизни человеческой души? В чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium!»?
Часть 3


Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3). В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объеме не менее 200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трех стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


С5.1 В чем причина трагического финала взаимоотношений Печорина и Максима Максимыча? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
С5.2 Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова?
С5.3 Как реализуется тема войны в «Слове о полку Игореве» и произведениях русской литературы XIX-XX?

Вариант 2

Часть 1


Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-7; С1, С2.

...Они шли к себе домой от губернатора, как вдруг из проезжающих мимо дрожек выскочил человек небольшого роста, в славянофильской венгерке, и с криком: «Евгений Васильевич!» - бросился к Базарову.

- А! это вы, герр Ситников, - проговорил Базаров, продолжая шагать по тротуару, - какими судьбами?

- Вообразите, совершенно случайно, - отвечал тот и, обернувшись к дрожкам, махнул раз пять рукой и закричал: - Ступай за нами, ступай! – У моего отца здесь дело, - продолжал он, перепрыгивая через канавку, - ну, так он меня просил…Я сегодня узнал о вашем приезде и уже был у вас…(Действительно, приятели, возвратясь к себе в номер, нашли там карточку с загнутыми углами и с именем Ситникова, на одной стороне по-французски, на другой – славянской вязью.) Я надеюсь, вы не от губернатора!

- Не надейтесь, мы прямо от него.

- А! в таком случае и я к нему пойду…Евгений Васильевич, познакомьте меня с вашим…с ними…

- Ситников, Кирсанов, - проговорил, не останавливаясь, Базаров.

- Мне очень лестно, - начал Ситников, выступая боком, ухмыляясь и поспешно стаскивая свои уже чересчур элегантные перчатки. – Я очень много слышал…Я старинный знакомый Евгения Васильевича и могу сказать – его ученик. Я ему обязан своим перерождением…

Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом.

- Поверите ли, - продолжал он, - что когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел! «Вот, - подумал я, - наконец, нашел я человека!» Кстати, Евгений Васильевич, вам непременно надобно сходить к одной здешней даме, которая совершенно в состоянии понять вас и для которой ваше посещение будет настоящим праздником: вы, я думаю, слыхали о ней?..



(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)


Ответом к заданиям В1-В-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответа №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.


В1 Как называется система взглядов «новых людей», основанная в том числе на отрицании авторитетов и от которой «словно прозрел» Ситников?
Ответ: …………………………………………………………………..
В2 Как называется противопоставление понятий, положений, образов?
Ответ: …………………………………………………………………..
В3 Выпишите из текста метафору, использованную автором при создании психологического портрета Ситникова.
Ответ: ………………………………………………………………………
В4 Назовите средство сатиры, основанное на злой и язвительной насмешке и характеризующее отношение Базарова к Ситникову.
Ответ: ………………………………………………………………………
В5 Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.


Персонажи

Дальнейшая судьба

А) Ситников

1) «вступал в беседу с каким-нибудь мужиком»

Б) Аркадий

2) «совсем окоченел от глупости»

В) Базаров

3) «сделался рьяным хозяином»




4) «жена считает его дурачком…и литератором»




5) «попал в мировые посредники»


А

Б

В











В6 Назовите фамилию героини, о которой Ситников завел речь в конце приведенного фрагмента.
Ответ: ……………………………………………………………………
В7 Реплики Ситникова, его реакция на происходящее передают внутреннее состояние героя. Как называется изображение внутренней жизни человека в художественном произведении?
Ответ: ……………………………………………………………………….


Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем – 5-10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чье произведение рассматривается в задании). Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


С1 Как художественные детали способствует созданию образа Ситникова?
С2 В каких произведениях русской литературы используется прием противопоставления между истинными взглядами и подражанием, внутренней необходимостью поведения и внешним следованием моде. В чем их можно соотнести с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
Часть 2

Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания В8-В12; С3, С4.

Зимнее утро


Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче…погляди в окно:


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?


Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.



(А.С.Пушкин)


Ответом к заданиям В8-В12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответа №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.


В8 Какой композиционный прием положен в основу стихотворения?
Ответ: ……………………………………………………………………….
В9 Подберите синонимичное выражение к слову «вечор».
Ответ: ………………………………………………………………………….
В10 Определите характер рифмовки в строфе.
Ответ: ………………………………………………………………………
В11 Выпишите из стихотворения слово, употребленное Пушкиным в устаревшей форме с целью сохранения рифмы.
Ответ: ……………………………………………………………………….
В12 Как называется прием переклички между состоянием природы и настроением героев?
Ответ: ……………………………………………………………………….


Для выполнения задания С3 и С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем – 5-10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чье произведение рассматривается в задании). Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


С3 Каким предстает духовный мир лирического героя в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»?
С4 В каких произведениях русской литературы вы встречали использование контрастных пейзажей? Какие авторские замыслы при этом реализуются и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро»?
Часть 3


Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3). В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объеме не менее 200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трех стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


С5.1 Какова роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
С5.2 Какие функции выполняет образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»?
С5.3 Что сближает и что различает жизненные позиции Луки и Сатина? (По пьесе М.Горького «На дне»).

Ключи
В1 - эпос; В2- автор, студент; В2- параллелизм; В4- рассказ в рассказе; В5- 1, 3, 4; В6- олицетворение; В7- эпитет; В8- таинственно-волшебных; В9- аллитерация; В10- заходят, оне, звезды; В11- смежная, В12- сравнение.