Проблеме повышения эффективности образовательного процесса в современной педагогике огромное значение придается инновациям в области - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Характеристика материально – технической базы учреждения и медико-социальных... 1 168.24kb.
Икт – технологии: повышение эффективности самообразования педагогов 1 37.96kb.
Опыта: «Использование коммуникативных технологий, как средство повышения... 2 445.38kb.
Предпринимательство в современной экономической системе 1 137.27kb.
Программа кружка «Программирование в среде ПервоЛого» 1 90.35kb.
Качество педагогических кадров и образовательного процесса в мбдоу... 1 130.73kb.
Рассмотрено 1 62.46kb.
Психофизиологические технологии как фактор повышения эффективности... 1 89.45kb.
Курсовая на тему "Использование персонала в транспортной компании" 4 625.67kb.
Программа шестых Всероссийских педагогических чтений с международным... 1 124.87kb.
Гущина Валерия Евгеньевна мкоу дод «Детская школа искусств №3» 1 135.74kb.
«Можно и нужно вооружить учителя педагогическим инструментарием и... 1 34.78kb.
- 4 1234.94kb.
Проблеме повышения эффективности образовательного процесса в современной педагогике - страница №1/1

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Московский государственный индустриальный университет

ГОУ ВПО МГИУ

Научно-информационный материал

«Применение педагогических технологий в системе профессионального образования»

Состав научно-образовательного коллектива:

Кузнецов А.В., к.т.н.

Москва 2010 г.



Применение педагогических технологий
в системе профессионального образования

Проблеме повышения эффективности образовательного процесса в современной педагогике огромное значение придается инновациям в области педагогических технологий. В вязи с чем «каждому преподавателю и учащемуся для овладения процессами преподавания и учения необходимо владеть тремя языками: родным языком, языком науки и языком технологии, рассматривая их как основы профессиональной деятельности» (Образцов П.И.).

В учебном процессе в соответствии с диагностично поставленными целями опытным путем определяется возможность их достижения с помощью избранных педагогом форм, методов и средств обучения, способов взаимодействия в системе «педагог-студент».

Для этого необходима ее последовательная оптимизация на основе наличия обратной связи и коррекции основных составляющих. Если не удается сразу добиться необходимого дидактического результата, то целесообразен этап уточнения и коррекции основных параметров методики (например, применение более совершенных дидактических средств, методических приемов и т. п.). Этот процесс завершается нахождением оптимальных, с точки зрения достижения поставленных целей, составляющих методики обучения. Если многократное ее воспроизведение в педагогической практике позволяет преподавателю получать заранее прогнозируемый и проектируемый результат, то можно вести речь уже не о методике, а о технологии обучения.

К настоящему времени сложился предметный подход к обучению, цель которого – изучение наук, передача знаний в научной области, с ориентацией обучающихся на усвоение содержания отдельных дисциплин без особой увязки их между собой и с будущей деятельностью. Попытки оптимизировать учебные планы дисциплин по предметному принципу закончились неудачей [1,2,3].

Для преодоления этих недостатков в основу современных технологий обучения была положена функциональная модель деятельности специалистов, которая позволила свести к минимуму главные недостатки предметного подхода – дробление обучения на множество трудносвязуемых между собой учебных дисциплин и недостаточный учет индивидуальных познавательных потребностей учащихся. С позиций системно – деятельностного подхода учебный процесс рассматривается как единая функциональная, а не предметная система. Это обусловлено планированием и построением дерева целей, знаний и умений, что позволяет учащимся четко понимать и ясно видеть в целостном представлении динамически развивающуюся модель или структурную схему своей профессиональной деятельности. Учащийся видит смысл и весомость изучаемой дисциплины в свете своей будущей профессиональной деятельности [4,5,6].

Поэтому современная технология обучения предусматривает внедрение в учебную практику системно-деятельностного подхода с выделением замкнутых учебных единиц (модулей), соподчиненных и взаимосвязанных между собой, нацеленных на решение конкретных задач и формирование определенных видов деятельности [5,6].

Методология системно-деятельностного подхода позволяет представить процесс обучения как четко спланированную систему усвоения учащимися учебно-профессиональной деятельности. Системно-деятельностный подход к формированию учебных планов и программ нацелен на междисциплинарный синтез, основой которого выступает профессиональная деятельность специалиста, ее отдельные виды, формированию которой в той или иной степени подчинены все дисциплины специальности [6,7].

Понятие технология происходит от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов технология определяется как совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Технологические идеи в дидактике и педагогике не являются абсолютно новыми. Одну из важнейших идей технологии – гарантированность результата обучения выдвигал еще Ян Амос Коменский более 400 лет назад.

Технологизация учебного процесса исторически проходила в три этапа [4,5,6]: индивидуальное мастерство; этап “техники”; этап «технологии”.

Исторически складывается так, что пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. По мере совершенствования индивидуального мастерства растёт, развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого и является технология.

С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология – это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности [4,5,6].

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» – более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучающихся [5].

Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. Однако это определение технологии, как и множество других, не может претендовать на полноту и точность [1,2,5].

К 1970 г. под воздействием системного подхода к содержанию педагогических технологий стало концентрироваться внимание на системной организации учебного процесса с точно заданными целями, достижение которых может поддаваться точному описанию и определению. Педагогическая технология, с этой точки зрения, это приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность на основе конструирования системы обучения и применения специальных дидактический приемов и средств, а также оценки применяемых методов.

В самом общем виде технология – это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. В научной и методической литературе встречаются следующие варианты определения технологии [1,2,3,4,5,6.]: технический метод достижения практических целей; совокупность способов, используемых для получения предметов, необходимых для существования человека; набор процедур и методов организации человеческой деятельности; средства, используемые для моделирования поведения человека.

Таким образом, можно сделать заключение, что современная технология обучения – это ведущий фактор в последовательном и взаимопроникающем сочетании основных компонентов педагогического процесса, обеспечивающий на эффективном уровне активное усвоение программных знаний при одновременном формировании личности обучаемого и его профессиональной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев Н.Ф., Хохлов Н.Г. Психолого-педагогические основы обучения в МГИУ. Москва, МГИУ, 2004.

2. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. Москва, Высшая школа, 2004.

3. Золотарев А.А. Теория и методика систем интенсивного информатизированного обучения (Дидактические основы создания эффективных систем обучения). Раздел 6. Формирование целостной системы интенсивного информатизированного обучения. Москва, МГИУ, 2003.

4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989.

6. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

7. Загрекова Л.В. Основы педагогических технологий. Высшее образование в России, 1997, № 4, с. 97-98.

8. Чунаева А.А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение (цель и деятельность). Ленинград, 1979.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект. Эгвес, 2004.



10. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. Москва, АПКиПРО, 2004.