Проблема свободы человека в условиях развертывающегося научно-технического развития - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1 в работе должно быть 3 главы 2 1 313.37kb.
Исследование влияния зубной пасты на кальцийсодержащие биологические... 1 256.62kb.
О. О. Гармс Проблема организации труда арестантов в первой половине... 1 102.34kb.
Аспекты модернизации агропромышленного производства на инновационной... 2 462.31kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по физике 8 класс 1 44.21kb.
Проблема возраста1 Проблема возрастной периодизации детского развития 6 2522.09kb.
Развитие трудовой занятости инвалидов в современных условиях России 1 340.4kb.
Памятка участника Республиканского конкурса ''Пятьдесят лучших инновационных... 1 48.85kb.
Послание Генерального директора юнеско г-на Коитиро Мацууры по поводу... 1 29.66kb.
10 декабря День прав человека 1 52.21kb.
Эпигенетика эмбрионального развития человека 13 1327.83kb.
Концепция поэта и поэзии П. Б. Шелли 1 120.85kb.
- 4 1234.94kb.
Проблема свободы человека в условиях развертывающегося научно-технического развития - страница №1/1




Проблема свободы человека в условиях развертывающегося научно-технического развития

Министерство образования Республики Беларусь Гродненский государственный университет имени Я.Купалы Кафедра философии Реферат по курсу философии на тему: Проблема свободы человека в условиях развертывающегося научно-технического развития Студента физико-технического факультета Шегидевича А.И. Руководитель: Кабяк Г.Н. Гродно 1998 СодержаниеСвобода и необходимость 3Человек и техническое развитие 6Общество в период информационно-компьютерной революции 14Заключение 19Литература 21 Свобода и необходимость Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большимсоциальным и политическим звучанием в истории общества, как проблемасвободы. Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когдавсе возрастающая масса людей втянута в борьбу за ее практическоедостижение. Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующихсущность человека и его существование, состоящие в возможности личностимыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, ане вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Для личности обладание свободой – это исторический, социальный инравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развитияобщества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентацияее сознания и поведения, низведения человека до роли простого «винтика» всоциальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так иобществу. В конечном счете, именно благодаря свободе личности обществоприобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественными социальным обстоятельствам окружающей действительности, но ипреобразовывать их в соответствии со своими целями. Конечно, нет и не можетбыть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни отприроды, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителемсвободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и теобщности, в которые она включена – нации, классы, государства. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в еесоотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, какправило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступкамичеловека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий«свобода» и «необходимость» как философских антимоний, отрицание илиподмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнемпреткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительногорешения проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношенияв деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значениедля оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ниправо, ибо без признания свободы личности не может идти речь о еенравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди необладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об ихответственности за свое поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам»превращается либо в произвол, либо в лотерею. Выделяют несколько моделей взаимоотношений человека и общества поповоду свободы и ее атрибутов. Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человеквступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясьсвоих целей любой ценой. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, чточеловек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись вборьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство отмира, так называемое эскапистское поведение, когда человек не в силахобрести свободу людей, бежит в монастырь в скит, в себя, в свой «мир»,чтобы там обрести способ свободной самореализации. В-третьих, чаще всего,человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрестисвободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровеньсвободы в модифицированной форме. Человек и техническое развитие Проблема свободы человека – одна из многочисленных проблемсовременности встающих перед человеком. Для того чтобы понять суть этойпроблемы необходимо рассмотреть взаимодействие человека и «техносферы»,развитие техники и ее роль в современном мире. Современный мир – это «технизированное» пространство и«технологизированное» время. Исчезни сегодня техника – исчезнет и человек.Мы живем и действуем не в первозданном мире природы, а в «техносфере». Многие авторы фиксируют «самодвижение» техники с ее устремленностьюот ручных орудий к полностью автоматизированным, компьютеризированнымсистемам. Важно подчеркнуть одно: нет человека и общества вне «техносферы»,техника исторична, не стоит на месте, обновляется. Технические инновациивыступают как катализатор, импульс коренных изменений во всей системечеловеческой жизни. Отношение человека к миру техники неоднозначно. Так, до наших днейдошли идеи недоверия, враждебности к технике технофобии. В древнем Китаебыли старцы-мудрецы, предпочитавшие носить воду из реки в бадейке, а непользоваться техническим приспособлением – колесом для водочерпания.Они мотивировали свои действия тем, что, используя технику, попадаешь отнее в зависимость, утрачиваешь свободу действий. Дескать, техника, конечно,облегчает жизнь и делает ее комфортнее, но плата за это непомерна –человеческое «я» порабощается. История знала и луддитов, разрушителей станков появившихся в концеXVIII-начале XIX вв., и современных неолуддитов, обвиняющих бездушнуюмашинерию наших дней, превращающую каждого в безмолвную деталь социальногомеханизма, целиком зависящую от производительной и бытовой техники, немогущей жить вне и помимо нее. Мыслители разных направлений не развысказывали и продолжают высказывать опасения о возможном выходе техники из-под контроля людей. От Аристотеля[1] до Мохандаса Карамчанда Ганди[2]подобных опасений высказано немало. Еще в 30-е гг. нашего века ОсвальдШпенглер[3] в книге «Человек и техника» утверждал, что человек властелинмира, сам стал рабом машин. Техника вовлекает всех нас, помимо нашегожелания, в свой бег, подчиняет собственному ритму. И в этой бешеной гонкечеловек, считающий себя властелином, будет загнан насмерть. «Бунт машин» -расхожая тема в современном масс-культе. Когда-то в 1846 г. Мэри Шелли[4] создала образ Франкенштейна,искусственного чудовища, восставшего против создавших его людей. С тех порэтот неомифологический образ не покидает страниц печати, кинолент и экрановтелевизоров. Он стал нарицательным для подогрева технофобии во всех ееформах Механизация и моторизация проникают в нашу жизнь, делают подчасчеловека своеобразным гибридом организма и технического устройства. Стоит,например, оценить воздействие современных транспортных систем. По даннымизвестной книги рекордов Гиннеса, в 1991 г. в мире было произведено 46 споловиной миллионов автомобилей, в том числе почти 35 миллионов легковыхмоделей. Это обстоятельство накладывает специфический рисунок наповседневный ход жизни, психологию людей. Автомобиль во многих странах –показатель уровня престижности, вожделенная цель, символ успеха.Автомобильная промышленность и транспортная система становится одним изосновных потребителей нефтяных ресурсов, цветных и черных металлов, занимаяглавенствующее положение в индустриальной системе. Их интересы во многомформируют внутреннюю и международную политики, финансовые отношения, быт инравы. Предполагается, что к концу нашего столетия по дорогам планеты будеткурсировать до 300 миллионов собственных автомобилей, т.е. по одному накаждые пять человек, находящихся в продуктивном возрасте. Вторжение техники во все сферы человеческого бытия – от глобальных досугубо интимных, - иной раз порождает безудержную апологию техники,своеобразную идеологию и психологию техницизма. Трубадуры подобных идей свосторгом переносят на человечество и личность характеристики, присущиемашинам и механизмам. Старый тезис материалистов XVIII в. «человек естьмашина», облекается в модную электронно-кибернетическую,компьютеризированную терминологию. Широко пропагандируется идея о том, чточеловек и человечество так же, как и механизмы обладают системнымсвойством, могут быть промерены техническими параметрами и представлены втехнологических показателях. К чему приводит одностороннее «технизированное» рассмотрениечеловеческих проблем, можно судить по той релятивистской концепцииотношения к телесно-природной структуре человека, которая выражена вконцепции «киборгизации». Согласно этой концепции, в будущем человек долженбудет отказаться от своего тела. Современных людей сменят «киборги»(кибернетические организмы), где живое плюс техническое дадут какой-тоновый сплав. Такое упоение техническими перспективами опасно и антигуманно.Без тела нет человека. Разумеется, включение в человеческую телесностьискусственных органов (различных протезов, кардиостимуляторов и т.д.) –вещь разумная и необходимая. Но и она не может переходить тот рубеж, закоторым конкретная личность перестает быть сама собой. Телесная организациячеловека, вышедшая не чересчур совершенной из горнила эволюции, тем неменее не может быть радикально вытеснена никакими техническимиприспособлениями. Современная фантастика буквально переполненапроигрыванием подобных ситуаций и показом их разрушительности для бытиялюдей. Такой разрушительной силой обладают результаты последних исследованийв области клонирования живых организмов. Возможность создания копиичеловека, к которой вплотную приблизились ученые, несет в себе опасностьобесценивания самой человеческой жизни. Именно по этому во многих странахбыли сразу же запрещены опыты по клонированию человека. Несомненно,клонирование обладает не только отрицательными качествами, но имеет иогромное позитивное значение для человека. Искусственное выращиваниеотдельных органов очень важно для медицины как возможность сохранить жизньлюдям, болезни которых на данный момент неизлечимы. Для техницизма характерно стремление любые проблемы(мировоззренческие, нравственные, политические, педагогические и т.п.)разрешать по образцу алгоритмов технического знания, о чем красноречивосвидетельствует выражение «это только дело техники». Технический и технологический фетишизм в наши дни отнюдь не редкость.Им сильно заражена техническая интеллигенция, он проникает в сферухозяйственной и политической элиты. Техницизм, связанный с абсолютизациейтехники, утверждает ее автономность и самодостаточность, полагает, чтоможно решить любые социальные коллизии, минуя человека как активногосубъекта истории, пренебрегая характером наличных общественных отношений. Техника демонична, мир – это «мегамашина», - таковы исходные тезисытехницизма как образа мыслей – согласия с самоподчинением технике. Нам должна быть чужда технологическая мифология, стремление все и вся«машинизировать». Человек и человечество – это не машина, не техническаясистема. Не человечество технично, а техника человечна. Она воплощает ивыражает в себе то, что извлечено человечеством из мира, то, что утверждаетв мире его собственную мощь и разум. Конечно, утверждение о планете техносферы, возникновение«окультуренной» природы, несущей на себе печать ума и воли людей, не могутне порождать новых острых проблем. Сейчас уже становится ясным, чтоприспособление человека к той среде, которую он приспособил к своему образужизнедеятельности – весьма непростой процесс. Стремительное развитиетехносферы опережает эволюционно сложившиеся приспособительные, адаптивныевозможности человека. Затруднения в состыковании психофизиологическихпотенций человека с требованиями современной техники и технологиизафиксированы повсеместно и теоретически и практически. Развитие техники, как отмечалось в мировой философии, подчаспорождает ситуацию абсурда. Так, например, стремительное распространениекоммуникационных технических сетей (телефон, радиотелефон, компьютерныесети) опережает возможность их значимого и ответственного наполнения.Могучие технические средства распространяют банальности, забиваютсямелочной, пустой, бессодержательной информацией. Многие техническиеинновации (изобретения, конструкторские разработки) подчас опережают своевремя, оказываются экономически невыгодны. Массовое количество техническихприспособлений, их внедрение в производство и быт опережаютинтеллектуальный (и особенно нравственный) уровень массового сознания.Возникает необходимость включения в технические системы ограничителей,обеспечивающих безопасность того, что англичане называют «фул пруф» (защитаот дурака). Забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы,аварии, трагические происшествия. И все же технический прогресс при всей его жестокости неостановим. Иесли где-либо можно говорить о видимом действительном прогрессе(восхождении от простого к сложному, от низшего к высшему), то это областироста и развития техники. Общество в период информационно-компьютерной революции Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для глубокихсоциальных изменений. Они охватят все этажи общественной целостности –социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики иобразования. Информационная технология стремительно развивается. Так, в 1971 г.первый в мире микропроцессор содержал 2300 транзисторов и позволялвыполнить 60 тысяч операций в секунду. В 1993 г. компьютер пятого поколениясодержал уже 3 миллиона 300 тысяч транзисторов и выполнял 166 миллионовкоманд в секунду. Знатоки и эксперты полагают, что к концу столетияпоявится компьютеры, которые будут содержать в каждом процессоре 80-100миллионов транзисторов и выполнять до 2 миллиардов команд в секунду. Существенно изменится и духовно-культурная сфера общества.Информационная технология станет мощным генератором и резким усилителемкультурных сдвигов и инноваций. Она вызовет противоречие и неоднозначныепроцессы. Электронные средства связи индивидуального пользования,телевидение и особенно глобальные компьютерные сети позволяют получатьнеобходимую информацию практически из любого места земного шара, чтозначительно расширяет свободу человека, его независимость от местоположенияи свободу выбора самой информации. Сейчас широко используют термины«информационная супермагистраль» или «информация на кончиках пальцев»подразумевая возможность человека быстро получать свободный доступ кинформации практически по любой тематике. Несомненно, это изменит характермассовой культуры, системы образования, расширит кругозор каждогоотдельного человека. Два противоположных процесса в культуре: массификацияи демассификация, взаимопереплетаясь, вызовут немало не предсказуемыхколлизий и неожиданных возможностей. В целом они выведут культуру на инойкачественный уровень. Информационная революция не может не затронуть сферу политическихотношений. С одной стороны, последствия ее отрадны: расширение возможностейнепосредственного участия каждого в принятии демократических решений,упрочение индивидуальной демократической свободы. Но вместе с тем возникаетопасность всеохватывающего контроля правящих структур над людьми. Вплоть доманипулирования ими. Преодоление этого противоречия возможно лишь на путяхнедопущения любых форм тоталитаризма и защиты достоинства и свободы каждогочеловека. И, наконец, информационная революция окажет серьезное воздействие насамого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствии. Разумеется,многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекатьинформатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизациейсоциальности, гуманизацией духовной атмосферы. Тем не менее можнопредположить, что формирование банков знаний, доступных для всех,становление информационной эпистемологии окажут воздействие на характеринтеллектуальной деятельности. В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности –«виртуальная реальность», искусственная псевдосреда, с которой можнообщаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное (ипока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику.Сегодня эта перспектива обнаруживается в частности в феномене маньяковкомпьютерных игр и полной погруженности в «виртуальную реальность». Диалог микропроцессорной системы и человека, превратившись впостоянный и необходимый момент жизненного пути, во многом существеннопреобразует процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение.Высокий уровень информационности, попросту не сравнимый с современным,пробуждение творческого потенциала, невиданные способу общения людей – всеэто породит иной тип человеческой личности. Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее наоснове компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важноедополнение. Как отмечалось отечественными исследователями, это обществодолжно быть не только информационным, но и экологическим. Несмотря навысокий технический уровень, человечество не может полностью отвергнутьсвою связь с природой и освободится от ее влияния. Выдвижение впостиндустриальном обществе на первый план информационных проблем еще нерешает всех коллизий в отношении «общество - природа». Назревающийглобальный экокризис требует поворота общества к проблемам экологии, т.е.достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологическойсреды. Производство не может не стать экологизированным. Иначе мызахлебнемся в его отбросах, погубим естественные условия нашего обитания. К сожалению вещественные и энергетические ресурсы иссякают. Уже естьобоснованные расчеты, насколько сможет хватить в обозримом будущемневозобновляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и т.д.). Но есть один ресурс,который стремительно возрастает – интеллектуальный, информационный и преждевсего ресурс научно-технического знания, образованности, информационностилюдей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающуюглобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам. Заключение В условиях развертывающегося научно-технического прогрессачеловечество сталкивается с конкретно-историческим воплощением историческойнеобходимости в виде реально существующих условий жизни, социальных иэкономических отношений, наличных материально-технических средств и т.п.Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности; более того,сами эти условия во многом определяют круг интересов, их стремления, чаянияи т.д. Однако люди, несомненно, обладают значительной свободой вопределении своей деятельности, поскольку в каждый данный историческиймомент существует не одна, на несколько вполне реальных возможностейразвития. Даже тогда, когда нет разумной альтернативы, люди в состоянииотдалить наступление нежелательных для них явлений либо ускоритьприближение желательных. Наконец, люди более или менее свободны в выборесредств для достижения поставленных перед собой целей. При этом результатыНТР расширяют эти возможности человечества, увеличивая количество путей длядостижения конкретной цели. Несомненно, научно-техническое развитие внесло много позитивного врасширение свободы человека. Однако при помощи современных техническихсредств не составляет труда вмешаться в личную жизнь человека, ограничитьего свободу выбора, манипулировать им. Необходимо постоянно учитывать этифакторы при использовании новых достижений науки и техники. Литература 1. Фролов И.Т. Перспективы человека 2. Кохановский В.П. Философия 3. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры 4. Гуревич П.С. Куда идешь, человек? 5. Фролов И.Т. Введение в философию-----------------------[1] - АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.), др.-греч. философ.[2] - ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869-1948), один из лидеров инд. нац.- освободит. движения, его идеолог.[3] - ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936), нем. философ, историк.[4] - ШЕЛЛИ Мэри (1797-1851), англ. писательница.