Применение технических приемов игры на гитаре в успешном решении художественно-исполнительских задач гитарного репертуара - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Применение технических приемов игры на гитаре в успешном решении художественно-исполнительских - страница №1/1

Конспект урока

с учащимся 2 (5-летнее) класса Васильевым Егором

(специальность классическая гитара)

Преподаватель по классу классической гитары

МБОУ ДОД ДМШ № 4 г. Хабаровска

Лапухина Ирина Александровна

Тема урока: Применение технических приемов игры на гитаре в успешном решении художественно-исполнительских задач гитарного репертуара.

Цель урока: Изучение и освоение приемов гитарной техники в произведениях и на основе конструктивного материала через развитие познавательных процессов учащегося.

Вид урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

1. Освоение навыков исполнения технических приемов - «техническое легато», «натуральные флажолеты» в работе над упражнениями и пьесами.

2. Работа над пониманием образного содержания произведения и роли выразительных средств.

Преподаватель:

- Здравствуй, Егор!

(ответ)


- Сегодня на уроке мы с тобой будем знакомиться с двумя новыми видами гитарной техники. Первый технический прием называется «техническое легато», второй - «натуральные флажолеты».

Скажи, пожалуйста, какие виды технических приемов ты уже освоил.

Ответ: арпеджио, аккорды и малое барре.

Преподаватель:

- Молодец, верно! А теперь мы с тобой будем осваивать прием, который называется «техническое легато». На гитаре легато исполняется главным образом пальцами левой руки. В технике игры на гитаре легато является штрихом, благодаря которому фразировка приобретает выразительность. Легато открывает перед исполнителем широкий спектр технических и художественных возможностей и вносит в исполнение музыкального произведения ритмическое и тембровое разнообразие.

Начнем игру с исполнения упражнения первого вида технического легато, которое называется восходящее легато. Обрати внимание на то, что в нотном тексте прием технического легато обозначается дугообразной чертой - лигой. Если способом легато надо исполнить две ноты, то лига соединяет первую ноту со второй. Сейчас я покажу как нужно правильно исполнять этот прием на гитаре. В первом упражнении восходящее легато исполняется от открытой струны.

Исполнение (показ) упражнения преподавателем.

Преподаватель:

- Егор, как появляется звук при исполнении легато?

Ответ: за счет сильного удара по струне.

Преподаватель:

- Да. Правильно, ты очень внимательно наблюдал мою игру. А теперь попробуй сам исполнить это упражнение.

Учащийся исполняет упражнение.

Преподаватель:

- Молодец! Скажи, Егор, почему недостаточно громко и чисто получился звук?

Ответ: нужно сильнее сделать удар пальцем по струне.

Преподаватель:

- Молодец. Скажи, Егор, правильно было исполнено упражнение в ритмическом отношении?

Ответ: нет, первый звук был не выдержан по длительности.

Преподаватель:

- Правильно, молодец, ты это услышал! При исполнении восходящего легато палец левой руки имеет тенденцию немедленно коснуться струны, по которой он должен ударить; необходимо сдержать это движение, чтобы не прервать звучание предыдущей ноты.

Преподаватель:

- Хорошо, правильно. Во втором упражнении восходящее легато исполняется на закрытых струнах.

Исполнение (показ) упражнения преподавателем.

Преподаватель:

Как ты думаешь, Егор, за счет чего так чисто получается звук на гитаре?

Ответ: палец левой руки прижимает струну около порожка.

Преподаватель:

- Молодец, верно! Попробуй сам исполнить это упражнение.

Учащийся исполняет упражнение.

Преподаватель:

- Хорошо! Егор, как ты думаешь, почему при исполнении этого приема недостаточно громко звучит гитара?

Ответ: удар по струне нужно делать сильнее.

Преподаватель:

- Умница, очень хорошо! И в первое время при работе над восходящим легато, палец левой руки можно поднимать повыше над струной, чтобы произвести сильный удар для более яркого звучания инструмента. А в дальнейшем, по мере развития навыка игры, это расстояние сократим до минимального.

Преподаватель:

- Молодец! А теперь давай продолжим нашу игру и познакомимся со вторым видом этого технического приема, он называется нисходящее легато. Сейчас я покажу, как исполняется этот прием.

Исполнение (показ) упражнения преподавателем.

Преподаватель:

- Скажи, Егор, что я сделала перед исполнением этого приема?

Ответ: предварительно были поставлены пальцы на соответствующие лады гитары.

Преподаватель:

- Ты просто молодец! Очень внимательно наблюдал. В этом отличительная особенность исполнения нисходящего легато от восходящего, где не требуется предварительной подготовки пальцев левой руки на ладах перед игрой. А теперь попробуй сам исполнить это упражнение.

Учащийся исполняет упражнение.

Преподаватель:

- Молодец, хорошо! Егор, почему при исполнении приема звук получился скрипучим ?

Ответ: нужно сильнее прижимать струну пальцем левой руки.

Преподаватель:

Молодец! Правильно. Если при исполнении недостаточно сильно прижата струна и при этом палец скользит по струне, то у исполнителя никогда не получится чистого звука. Давай попробуем исполнить этот прием правильно.

Учащийся исполняет упражнение.

Преподаватель:

- Скажи, какую неточность ты заметил в своей игре?

Ответ: ритмическую.

Преподаватель:

- Молодец, правильно. Чтобы нота звучала на протяжении всей своей длительности, палец следует оставить на ладу и крепко прижимать струну к грифу.

Преподаватель:

- А сейчас мы с тобой вместе еще раз исполним эти упражнения.

Исполнение упражнений преподавателем и учащимся.

Преподаватель:

- Молодец, Егор у тебя замечательно получается прием легато! Давай ненадолго прервемся и сделаем небольшую разминку.

Выполняется комплекс упражнений для разминки рук и корпуса.

Продолжим наш урок и ты покажешь мне домашнее задание. Егор, что было задано на дом?

Ответ: в Интернете найти информацию о жанре каприса. «Каприс» означает каприз. Хотя это слово мы произносим с негативным оттенком, ничего недостойного для музыкального искусства в нем нет. Наоборот, оно означает свободный, как природа, полет творческой мысли, сопоставление ярких красок и неожиданных светотеней, сочетание праздничной виртуозности и задумчивой меланхолии.

Первоначально каприсами называли многоголосные вокальные пьесы. Это было в XVI веке, а в XVII веке каприс уже связан не с вокальными пьесами, а с инструментальными полифоническими пьесами. В XIX веке каприсами чаще назывались сольные виртуозные сочинения для одного инструмента, например скрипичные каприсы Н.Паганини.

Преподаватель:

- Молодец, Егор!

А теперь послушай пьесу в моём исполнении, которая называется «Каприс» композитора С.Шнайдера.

Исполнение преподавателем пьесы.

Преподаватель:

- Егор, какой характер у пьесы и какие виды технического легато использует композитор для передачи характера?

Ответ: пьеса построена на исполнении восходящего и нисходящего легато, характер взволнованный, быстрый.

Преподаватель:

- Молодец, ты правильно определил характер пьесы! Прием легато увеличивает скорость извлечения звуков и придает исполнению ощущение свободы и полета.

А теперь мы вместе попробуем сыграть «Каприс», но в более медленном темпе.

Исполнение пьесы учащегося и преподавателя.

Преподаватель:

- Очень хорошо, Егор! У тебя замечательно получается!

Преподаватель:

А теперь мы будем с тобой знакомиться еще с одним техническим приемом игры на гитаре. Он называется флажолет (натуральный). Чтобы получить флажолет, нужно прикоснуться пальцем левой руки к струне над металлическим порожком над соответствующим ладом. А палец правой руки в это время защипывает струну, и в результате образуется звук флажолета. Это происходит потому, что в этой точке струна делится на две равные половины и вибрация одной части струны вдвое чаще колебаний всей ее поверхности. Сейчас я исполню небольшое произвольное упражнение флажолетами.

Исполнение (показ) упражнения преподавателем.

Преподаватель:

- Егор, ты заметил, какой основной прием игры на гитаре я использовала при исполнении флажолетов «Апояндо» или «Тирандо»?

Ответ: «Тирандо».

Преподаватель:

- Правильно, ты очень наблюдательный! Какой звук получился при исполнении флажолетов?

Ответ: прозрачный, легкий.

Преподаватель:

- Молодец, ты очень хорошо слышишь! А теперь я сыграю флажолеты другим приемом игры – «Апояндо».

Исполнение (показ) упражнения преподавателем.

Преподаватель:

- Егор, какой звук получился при исполнении приемом «Апояндо»?

Ответ: звук более приглушенный, матовый.

Преподаватель:

- Ты просто молодец, очень хорошо! Попробуй произвольно исполнить упражнение флажолетами на разных струнах над пятым, седьмым и двенадцатым ладом.

Учащийся исполняет упражнение.

Преподаватель:

- Молодец, Егор! Что напоминает тебе звук флажолета?

Ответ: падают капли воды, звон хрусталя.

Преподаватель:

Ты очень хорошо дал определение звука, молодец!

Сейчас мы с тобой будем разбирать пьесу, которая называется «Отражение луны» композитора Никиты Кошкина. Эта пьеса почти полностью исполняется флажолетами.

Егор, как ты думаешь, где может отражаться луна?

Ответ: в оконном стекле, в воде.

Преподаватель:

Правильно, молодец!

Давай посмотрим на ноутбуке репродукцию картины И.Айвазовского «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент». Ты правильно выполнил домашнее задание. Расскажи немного об этой картине.

Ответ:

- Эта картина была создана в 1846 году и в настоящее время находится в Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского, знаменитого русского художника-морениста.



Преподаватель:

- Молодец! Егор, что первое бросается тебе в глаза, когда ты смотришь на эту картину?

Ответ: яркая луна в ночном небе и ее отражение в морской воде.

Преподаватель:

Хорошо, Егор, молодец! А что ты чувствуешь, когда смотришь на эту картину?

Ответ: у меня возникает ощущение тишины, покоя.

Преподаватель:

Верно, молодец! А теперь послушай пьесу «Отражение луны».

Исполнение преподавателем пьесы.

Преподаватель:

- Скажи, Егор, какое настроение у этой пьесы.

Ответ: задумчивое, созерцательное.

Преподаватель:

- А теперь попробуй сыграть эту пьесу без флажолетов.

Учащийся исполняет пьесу.

Преподаватель:

- Что изменилось?

Ответ: ноты стали звучать на октаву ниже, из-за этого поменялось настроение пьесы, исчезло ощущение покоя, тишины.

Преподаватель:

Умница! Ты очень хорошо чувствуешь характер музыки! Композитор намеренно выбрал прием флажолет, чтобы его звучание предало музыке таинственность, невесомость, нарисовало тишину ночного пейзажа.

Преподаватель:

- Как ты думаешь, какой основной прием игры можно использовать, чтобы характер этой пьесы стал завершенным?

Ответ: прием «Тирандо», звук становится легким.

Преподаватель:

- Очень хорошо!

Егор, какое из средств выразительности ты заметил когда слушал эту пьесу?

Ответ: смену динамики.

Молодец! Верно, динамика тоже помогла показать характер этой пьесы.

Давай попробуем вместе исполнить первую часть этой пьесы.

Исполнение пьесы учащимся и преподавателем.

Преподаватель:

Ты молодец, Егор, у тебя очень хорошо получилось! Сегодня ты замечательно играл! Подведем итог нашего урока. Скажи, что нового ты сегодня узнал и сделал.

Ответ:

Познакомился с двумя новыми техническими приемами на гитаре: легато и флажолеты.



Старался передать характер музыкального произведения через применение этих приемов в игре на гитаре.

Узнал о жанре каприса, роли штрихов и других средств музыкальной выразительности в создании художественого образа произведения.

Домашнее задание:

1. Попробуй играть упражнения легато в более подвижном темпе с использованием динамики.

2. Сочини небольшую пьесу, в которой будет применяться прием флажолет и придумай название этой пьесы. Попробуй играть флажолеты разными приемами игры («Апояндо», «Тирандо»).

3. В пьесах «Каприс» и «Отражение луны» придумай свои динамические оттенки.

Урок окончен. Желаю удачи! До свидания.

Список литературы

1. Э.Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре. Издательство «Композитор», г.Санкт-Петербург, 2003 г. – 186 стр.



2. Н.А. Иванова-Крамская. Школа исполнительского мастерства юного гитариста. Учебные пособия для ДМШ. Издательство «Феникс», г. Росто-на-Дону, 2009 г.- 155 стр.

3. Н.Г. Кирьянов. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Часть 2, тетрадь первая. Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», г.Москва, 2001 г. - 126 стр.